ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-192/2021 от 15.04.2021 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Мотивированное решение изготовлено 15 апреля 2021 года

УИД 66OS0000-01-2021-000046-65

3а-192/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

7 апреля 2021 года

г. Екатеринбург

Свердловский областной суд в составе:

председательствующего судьи Жейновой С.И.,

при секретаре Ивановой Д.В.,

с участием прокурора Васильевой М.А.,

представителя административного истца Полуденко Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу о признании не действующим в части решения Думы Североуральского городского округа от 21 декабря 2012 года № 149 «Об утверждении Генерального плана поселка Калья Североуральского городского округа»,

установил:

решением Думы Североуральского городского округа от 21 декабря 2012 года № 149 «Об утверждении Генерального плана поселка Калья Североуральского городского округа» (далее – Решение от 21 декабря 2012 года № 149) утвержден генеральный план поселка Калья Североуральского городского округа (далее – Генеральный план, оспариваемый нормативный правовой акт) (т. 1 л.д. 39-104).

Указанное Решение от 21 декабря 2012 года № 149 опубликовано 28 декабря 2012 года в Муниципальном вестнике № 64 (приложение к газете «Наше слово» № 101 (10280) (л.д. 128), а также обнародовано путем размещения на официальном сайте администрации Североуральского городского округа в сети Интернет.

В нормативный правовой акт изменения не вносились.

Департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу (далее - Департамент) обратился с административным иском, просил суд признать не действующим с момента вступления в законную силу решения суда Решение от 21 декабря 2012 года № 149 в части включения в границы населенного пункта лесных участков, расположенных на землях Государственного лесного фонда, а именно: Карпинское лесничество Кальинский участок Черемуховское участковое лесничество: квартал 137 выдел 18; квартал 139 выдел 33; квартал 191 выдел 15,17.

Требования мотивированы тем, что оспариваемым нормативным правовым актом находящиеся в федеральной собственности лесные участки включены в границы поселка Калья, входящего в границы Североуральского городского округа, с нарушением процедуры согласования проекта Генерального плана, предусмотренной статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ). Оспариваемым нормативным правовым актом в нарушение положений Лесного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Федеральный закон № 172-ФЗ) изменены целевое назначение и правовой режим земель лесного фонда, находящегося в федеральной собственности, что препятствует органам федеральной власти осуществлять мероприятия по управлению землями лесного фонда, охране, защите и воспроизводству лесов. По мнению административного истца, несоблюдение установленной процедуры согласования с собственником земель лесного фонда - Российской Федерации в лице Рослесхоза перевода земель лесного фонда в земли населенного пункта при установлении либо изменении границ населенного пункта влечет признание такого нормативного правового акта не соответствующим требованиям федерального законодательства и не действующим.

Определением суда от 3 марта 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Североуральского городского округа (л.д. 135-137).

Представитель административного истца Департамента Полуденко Н.В. в судебном заседании требования и доводы административного иска поддержала, просила удовлетворить.

Представители административного ответчика Думы Североуральского городского округа, заинтересованного лица администрации Североуральского городского округа в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

Представитель административного ответчика Думы Североуральского городского округа направил в материалы дела письменный отзыв, в котором возражал относительно доводов административного искового заявления, указывая, что оспариваемый нормативный правовой акт принят представительным органом в пределах компетенции и с соблюдением установленной законом процедуры его принятия. В последующем в рамках реализации программы «Развитие земельных отношений и градостроительная деятельность в Североуральском городском округе на 2020-2025 год» будет проведено внесение изменений и корректировка Генерального плана Североуральского городского округа (л.д. 130-132).

Поскольку в материалах дела имеются доказательства заблаговременного извещения не явившихся лиц о времени и месте рассмотрения дела, руководствуясь частью 2 статьи 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть административное дело при данной явке.

Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, заключение прокурора Васильевой М.А., полагавшей, что требования административного искового заявления подлежат удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 20 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.

Документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений (части 1, 3, 4, 5 статьи 18, части 1, 8 статьи 24 ГрК РФ).

Содержание генерального плана, порядок его подготовки и утверждения предусмотрены статьями 9, 23, 24 ГрК РФ.

Подготовка генерального плана предусматривает осуществление ряда последовательных процедур, к которым относятся принятие решения главой местной администрации о подготовке проекта генерального плана; обязательное согласование проекта, в случаях, предусмотренных статьей 25 ГрК РФ; обязательное рассмотрение проекта на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 ГрК РФ; принятие решения представительным органом местного самоуправления с учетом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его главе местной администрации на доработку в соответствии с указанными протоколами и заключением (статьи 24 ГрК РФ).

В уставе Североуральского городского округа (далее Устав), принят решением Североуральской муниципальной Думы от 18 мая 2005 года № 45 в редакции от 10 октября 2012 года № 106, действовавшей в момент принятия оспариваемого нормативного правового акта указано, (часть 1 статьи 22), что Дума Североуральского городского округа является представительным органом муниципального образования, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа.

К полномочиям Думы также относится утверждение генерального плана городского округа; установление в соответствии с ГрК РФ состава, порядка подготовки документов территориального планирования городского округа, порядка внесения в них изменений; утверждение документов территориального планирования городского округа (пункты 6,7,8 части 3 статьи 23 Устава).

Официальным опубликованием муниципальных нормативных правовых актов является публикация их полного текста в печатном средстве массовой информации - городской газете «Наше слово» (часть 2 статьи 60 Устава).

Формами обнародования муниципальных нормативных правовых актов являются: размещение их полного текста в иных средствах массовой информации; озвучивание их полного текста по радиоканалам, на публичных встречах с населением; и другие способы (формы) обнародования муниципальных нормативных правовых актов с целью своевременного и полного ознакомления с ними максимального количества жителей Североуральского городского округа (часть 3 статьи 60 Устава).

В Уставе определено, что Североуральский городской округ является муниципальным образованием.

В состав территории Североуральского городского округа входят: город Североуральск, а также в соответствии с генеральным планом Североуральского городского округа территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями): сельские населенные пункты: поселок Баяновка, поселок Бокситы, поселок Калья, поселок Покровск-Уральский, поселок Сосьва, поселок Третий Северный, поселок Черемухово, село Всеволодо-Благодатское (часть 2 статьи 3 Устава).

Муниципальные правовые акты, принятые по вопросам градостроительной деятельности, подлежат опубликованию и размещению на официальном сайте городского округа в сети «Интернет» (статья 47 Федерального закона № 131-ФЗ, часть 3 статьи 32 ГрК РФ).

Судом установлено и подтверждается представленными в материалы дела документами, что проведение публичных слушаний по проекту Генерального плана назначено постановлением и.о. Главы Североуральского городского округа от 16 мая 2012 года № 651 на 12 сентября 2012 года. Постановление опубликовано в газете «Муниципальный вестник» № 29, приложение к газете «Наше слово» № 41 от 1 июня 2012 года (л.д. 105, 106).

Публичные слушания состоялись 12 сентября 2012 года, по результатам которых оформлены протокол и заключение (л.д. 107-111, 113).

Заключение о результатах публичных слушаний опубликовано в газете «Наше слово» от 21 сентября 2012 года № 73.

Протокол публичных слушаний от 12 сентября 2012 года и проект Генерального плана направлен в Думу Североуральского городского округа для принятия решения об его утверждении.

Решение от 21 декабря 2012 года № 149 принято уполномоченным органом местного самоуправления в правомочном составе (присутствовали 14 депутатов из 20, решение принято большинством голосов – «За» проголосовало 11 депутатов); что подтверждается протоколом Думы Североуральского городского округа от 21 декабря 2012 года № 18.

Решение от 21 декабря 2012 года № 149 подписано председателем Думы, а также и.о. Главы Североуральского городского округа.

Указанное Решение опубликовано 28 декабря 2012 года в Муниципальном вестнике № 64 (приложение к газете «Наше слово» № 101 (10280) (л.д. 128), а также обнародовано путем размещения на официальном сайте администрации Североуральского городского округа в сети Интернет.

Таким образом, оспариваемый нормативный муниципальный правовой акт принят уполномоченным на дату его издания органом, в установленной форме и официально опубликован.

В силу части 4 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Проверяя соблюдение процедуры согласования проекта Генерального плана с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в случае, когда предусмотрено включение в границы населенных пунктов, входящих в состав соответствующих городского округа, поселения, муниципального района, земельных участков из состава земель лесного фонда, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории, в частности, на земли населенных пунктов (подпункт 2), земли лесного фонда (подпункт 5).

Статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1).

Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий (часть 2 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации).

Порядок установления или изменения границ населенных пунктов определен статьей 84 Земельного кодекса Российской Федерации.

Установлением или изменением границ населенных пунктов в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации является утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

В соответствии со статьей 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами (пункт 1).

Нарушение установленного данным Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (пункт 3).

На основании пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 172-ФЗ установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Таким образом, утверждение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границу населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением границ населенных пунктов, что в свою очередь является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

В соответствии с частью 7 статьи 9 ГрК РФ органы местного самоуправления обязаны обеспечить доступ к проектам документов территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования с использованием официального сайта в сети «Интернет», определенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования не менее чем за три месяца до их утверждения.

В части 8 данной статьи установлено, что органы местного самоуправления уведомляют в электронной форме и (или) посредством почтового отправления органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии со статьями 12, 16, 21 и 25 ГрК РФ об обеспечении доступа к проектам территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования в трехдневный срок со дня обеспечения данного доступа.

Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана городского округа определен статьей 24 ГрК РФ, в части 8 которой предусмотрено, что проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 данного Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно статье 25 ГрК РФ (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в установленном порядке, в том числе в случае, когда предусматривается включение в соответствии с указанным проектом генерального плана в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.

В судебном заседании установлено и подтверждается представленными в материалы дела доказательствами (л.д. 14-17), что по результатам выполненного Уральским филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» картографического совмещения материалов лесоустройства установлено включение в границы поселка Калья Североуральского городского округа Свердловской области лесных участков, находящихся в федеральной собственности и расположенных на землях лесного фонда, а именно: Карпинское лесничество Кальинский участок Черемуховское участковое лесничество: квартал 137 выдел 18; квартал 139 выдел 33; квартал 191 выдел 15,17.

Вышеприведенные обстоятельства объективно подтверждаются выполненной Уральским филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» картой-схемой графического совмещения границ населенного пункта поселка Калья Североуральского городского округа с материалами лесоустройства Карпинского лесничества Черемуховского участкового лесничества Кальинского участка (л.д. 18).

Материалами дела подтверждается, что земельный участок с кадастровым (условным) номером <№> общей площадью ... кв.м., категория земель – земли лесного фонда, расположенный по адресу: Свердловская область, МО г. Североуральск, Сосьвинское лесничество, Всеволодовское лесничество, Черемуховское лесничество, Кальинское лесничество, Баяновское лесничество, Березовское лесничество, Петропавловское лесничество, (в состав которого входят указанные в просительной части административного искового заявления кварталы и выделы) находится в собственности Российской Федерации, регистрационная запись Единого государственного реестра недвижимости от 27 февраля 2008 года (л.д. 24).

Сведения о том, что Российская Федерация является правообладателем лесных участков в указанных в административном исковом заявлении кварталах и выделах и таксационное описание лесных участков включены в государственный лесной реестр (л.д. 19-23).

При этом само по себе отсутствие в текстовой части проекта Генерального плана сведений о включении в границы населенного пункта лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, не опровергает вышеприведенные доказательства, представленные Рослесхозом.

В период подготовки Генерального плана действовал Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденный приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2012 года № 69 (далее - Порядок).

Пунктом 2.1 указанного Порядка предусматривалось направление органом, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе в Министерство регионального развития Российской Федерации (далее – Минрегион России) в случаях, указанных в части 1 статьи 21, части 1 статьи 25 ГрК РФ. В свою очередь Минрегион России обладал организационными полномочиями по подготовке сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений федеральных органов, уполномоченных осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности. До 01 января 2015 года в соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 736 к полномочиям Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) относилось согласование включения земельных участков земель лесного фонда в границы населенного пункта.

Однако в деле отсутствуют доказательства, что административным ответчиком направлялось в Минрегион России уведомление об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по его обоснованию в информационной системе в соответствии с требованиями пункта 2.1 Порядка, проект генерального плана с Рослесхозом не согласовывался, что подтверждается письмом от 14 октября 2020 года (л.д. 13).

Учитывая, что при подготовке проекта Генерального плана не соблюдена предусмотренная статьей 25 ГрК РФ процедура согласования, что повлекло нарушение порядка перевода земель из одной категории в другую, а также имеется документально подтвержденное частичное наложение границ населенного пункта поселка Калья Североуральского городского округа и границ находящихся в федеральной собственности лесных участков, суд приходит к выводу, что оспариваемое Решение от 21 декабря 2012 года № 149 об утверждении Генерального плана в части включения в границы поселка Калья Североуральского городского округа лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, противоречит вышеприведенным положениям действующего законодательства, поскольку оно принято без предусмотренного законодательством согласования с Рослесхозом, в связи с чем, в указанной части на основании статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит признанию не действующим и не подлежащим применению.

Как установлено пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаётся не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Разрешая вопрос о дате, с которой оспариваемые положения нормативного правового акта следует признать не действующими, суд исходит из того, что оспариваемая правовая норма применялась, порождая правовые последствия. Указанное обстоятельство в силу разъяснений, содержащихся в абзаце 3 пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» является основанием для признания нормативного правового акта в его оспариваемой части не действующим только со дня вступления решения суда в законную силу.

В резолютивной части решения суда должно содержаться указание на опубликование в официальном печатном издании органа местного самоуправления, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт, сообщения о принятии решения суда, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу (пункт 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Руководствуясь статьями 175-180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу удовлетворить.

Признать не действующим с момента вступления в законную силу решения суда решение Думы Североуральского городского округа от 21 декабря 2012 года № 149 «Об утверждении Генерального плана поселка Калья Североуральского городского округа» в части включения в границы населенного пункта лесных участков, расположенных на землях Государственного лесного фонда, а именно: Карпинское лесничество Кальинский участок Черемуховское участковое лесничество: квартал 137 выдел 18; квартал 139 выдел 33; квартал 191 выдел 15,17.

Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Думы Североуральского городского округа.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Свердловский областной суд.

Председательствующий Жейнова С.И.