ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1930/20 от 02.12.2021 Брянского областного суда (Брянская область)

дело № 3а-513/2021

32ОS0000-01-2020-001476-04

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор. Брянск 02 декабря 2021 года

Брянский областной суд в составе:

председательствующего судьи Богородской Н.А.,

при секретаре Понкрашовой Т.Н.,

с участием прокурора Пахомовой Н.А.,

представителя административного истца Тимошкова Д.Н. и заинтересованных лиц Тимошкова Н.К., Тимошковой И.Т., Тимошкова А.Н. – Зубова С.А., представителя административного ответчика - управления имущественных отношений Брянской области Савенко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тимошкова Дениса Николаевича об оспаривании в части Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 23 ноября 2021 года № 1810), Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 23 ноября 2021 года № 1803),

У С Т А Н О В И Л:

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 03 декабря 2018 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень на 2019 год).

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 23 ноября 2021 года № 1810 в указанный Перечень внесены изменения. Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 01 января 2019 года.

Приказ управления имущественных отношений Брянской области от 23 ноября 2021 года № 1810 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 26 ноября 2021 года.

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 28 ноября 2019 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень на 2020 год).

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 23 ноября 2021 года № 1803 в указанный Перечень внесены изменения. Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 01 января 2020 года.

Приказ управления имущественных отношений Брянской области от 23 ноября 2021 года № 1803 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 26 ноября 2021 года.

В указанные Перечни объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019-2020 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (в редакциях приказов управления имущественных отношений Брянской области от 23 ноября 2021 года №№ 1803, 1810) включены объекты недвижимости, в том числе, нежилые помещения с кадастровыми номерами <данные изъяты>, расположенные по адресу:<адрес>Е (Перечень на 2019 год – пункты 7397, 7398, 7400, 7401, 7402; Перечень на 2020 год – пункты 7441,7442, 7444, 7445, 7446).

Административный истец Тимошков Д.Н. обратился в Брянский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании указанных Перечней объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019-2020 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в части включения в них принадлежащих ему нежилых помещений с кадастровыми номерами <данные изъяты>, расположенных по адресу:<адрес>Е, ссылаясь на то, что указанные объекты недвижимости не обладают признаками, предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Все помещения имеют назначение и наименование – нежилые, находятся в здании, расположенном на земельном участке с разрешенным видом использования – для размещения многоэтажной автомобильной автостоянки. В помещениях с кадастровыми номерами <данные изъяты> расположен детский центр, в помещениях с кадастровыми номерами <данные изъяты> – детский центр и учебный центр, в помещении с кадастровым – танцевальная школа. Включение указанных объектов в оспариваемые Перечни на 2019-2020 годы нарушает его права, т.к. неправомерно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.

Административный истец Тимошков Д.Н. и заинтересованные лица Тимошков Н.К., Тимошкова И.Т. Тимошков А.Н. о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении дела не заявлено.

В соответствии с требованиями статей 150, 152, части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что неявка в суд лиц, участвующих в деле, и надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения административного дела, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца Тимошкова Д.Н. и заинтересованных лиц Тимошкова Н.К., Тимошковой И.Т., Тимошкова А.Н.

В судебном заседании представитель административного истца Тимошкова Д.Н. и заинтересованных лиц Тимошкова Н.К., Тимошковой И.Т., Тимошкова А.Н. – Зубов С.А. административный иск поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске. Уточнив заявленные требования в связи с изменением редакций оспариваемых приказов управления имущественных отношений Брянской области, просит признать недействующими с 01 января 2019 года пункты 7397, 7398, 7400, 7401, 7402 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512, в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 23 ноября 2021 года № 1810; с 01 января 2020 года пункты 7441,7442,7444,7445,7446 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524, в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 23 ноября 2021 года № 1803, в части включения в них нежилых помещений с кадастровыми номерами <данные изъяты>, расположенных по адресу:<адрес>Е, ссылаясь на отсутствие критериев, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для включения указанных объектов в оспариваемые Перечни.

Представитель административного ответчика – управления имущественных отношений Брянской области Савенко О.В. против удовлетворения административного иска возражала, ссылаясь на то, что спорные объекты недвижимости имеют назначение: «нежилое помещение», наименование: «нежилое помещение» и находятся в составе нежилого здания с кадастровым , которое согласно сведениям из ЕГРН имеет назначение: «нежилое здание», наименование: «здание торгово-офисного центра». Указанное здание было включено в Перечень на 2017 год в качестве торгового центра по пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Актом обследования от 08 сентября 2016 года установлено, что здание торгово-офисного центра используется по назначению. Актом проведения мероприятия для определения вида фактического использовании нежилого здания от 04 августа 2020 года подтверждается, что здание используется в качестве торгового на 53,82%. Кроме того, здание торгово-офисного центра по состоянию на 01 января 2019 года и на 01 января 2020 года значилось в дислокации торговых объектов. Полагает, что спорные нежилые помещения подлежали включению в оспариваемые Перечни как нежилые помещения, входящие в состав объекта с кадастровым , который также был включен в Перечни в качестве торгового центра в соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации по предназначению и фактическому использованию. Считает, что включение спорных нежилых помещений в Перечни на 2019-2020 годы соответствует требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и просит отказать в удовлетворении заявленных требований.

Выслушав объяснения представителя административного истца Тимошкова Д.Н. и заинтересованных лиц Тимошкова Н.К., Тимошковой И.Т., Тимошкова А.Н. – Зубова С.А., представителя административного ответчика – управления имущественных отношений Брянской области Савенко О.В., специалистов ФИО1, ФИО2, свидетелей ФИО3, ФИО4, заключение прокурора ФИО5, полагавшей административный иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам.

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац 1 пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 1 Закона Брянской области от 28 сентября 2015 года № 80-З «Об установлении единой даты начала применения на территории Брянской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» с 01 января 2016 года на территории Брянской области применяется порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 25 ноября 2015 года N 298 «О налоге на имущество физических лиц» на территории города Брянска установлен и введен в действие с 01 января 2016 года налог на имущество физических лиц и установлены налоговые ставки налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения, в том числе на объекты налогообложения, включенные в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 2 процентов.

В силу требований подпункта 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В соответствии с пунктами 1.1, 3.49, 3.50 Положения об управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденного указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года № 66, управление имущественных отношений Брянской области является исполнительным органом государственной власти Брянской области по обеспечению проведения единой государственной политики в области управления и распоряжения государственным имуществом

Брянской области и в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет функции по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 10 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года № 28-З «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области» нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Брянской области принимаются в форме приказов их руководителей.

Официальным опубликованием законов Брянской области и иных нормативных правовых актов области считается первая публикация их полных официальных текстов в информационном бюллетене «Официальная Брянщина», областной газете «Брянская учительская газета» или первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) (часть 1 статьи 29 указанного Закона Брянской области).

Таким образом, оспариваемые административным истцом приказы управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», от 25 ноября 2019 года № 1524 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», в редакциях приказов управления имущественных отношений Брянской области от 23 ноября 2021 года № 1803, 1810, изданы уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов и порядка их опубликования.

Проверяя содержание оспариваемых Перечней в части включения в них принадлежащих административному истцу объектов недвижимости на предмет соответствия федеральному и региональному законодательству, суд исходит из следующего.

Как следует из материалов административного дела, административному истцу Тимошкову Д.Н. с 06 апреля 2018 года на праве собственности принадлежат объекты недвижимости, расположенные по адресу:<адрес>Е:

- помещение, назначение: нежилое помещение, наименование: нежилое помещение, площадь 363 кв.м, номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж , кадастровый

- помещение, назначение: нежилое помещение, наименование: нежилое помещение, площадь 371,3 кв.м, номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж , кадастровый

- помещение, назначение: нежилое помещение, наименование: нежилое помещение, площадь 354,8 кв.м, номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж , кадастровый

- помещение, назначение: нежилое помещение, наименование: нежилое помещение, площадь 407,2 кв.м, номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж , кадастровый ;

- помещение, назначение: нежилое помещение, наименование: нежилое помещение, площадь 762 кв.м, номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж , кадастровый

В оспариваемые Перечни на момент рассмотрения административного иска указанные объекты недвижимости включены: Перечень на 2019 год – пункты 7397, 7398, 7400, 7401, 7402; Перечень на 2020 год – пункты 7441,7442, 7444, 7445, 7446.

В соответствии с положениями пункта 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации к отдельным видам объектов налогообложения, в отношении которых применяются особенности определения их налоговой базы и которые обособляются от иного имущества посредством включения таких объектов в специальные перечни объектов недвижимого имущества, относятся исключительно те виды недвижимого имущества, которые перечислены в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1); нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).

В силу требований пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Согласно пункту 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Брянской области от 26 декабря 2017 года N 747-п утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, который действовал на момент включения спорных объектов в Перечни объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019-2020 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенные приказами управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512, от 25 ноября 2019 года № 1524.

Данный Порядок регулирует отношения, связанные с определением вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения и определяет порядок осуществления мероприятий, направленных на установление вида фактического использования и (или) назначения (предназначения) зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения. Указанные мероприятия выполняются в целях их включения в Перечень либо исключения соответствующих объектов из Перечня и осуществляются территориальными комиссиями в форме обследований, направленных: на определение вида фактического использования объектов путем обследований объектов в натуре; на определение назначения (предназначения) объектов, осуществляемых в форме камерального исследования соответствующих сведений, содержащихся в документах технического учета (инвентаризации) и в Едином государственном реестре недвижимости. Результатом обследования является акт обследования. Виды фактического использования и (или) назначение (предназначение) объектов определяются на основании положений пунктов 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, результатов обследований, с учетом рекомендаций Межведомственной комиссии. Объекты, включенные в Перечень по результатам проведения Мероприятий в предыдущем году, могут быть включены в Перечень на очередной год на основании Камерального обследования, без обязательного Обследования в натуре, только при наличии достаточных данных, полученных в результате Камерального обследования, о соответствии Объекта, включенного в Перечень предыдущего года, критериям для налогообложения, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом критерии достаточности данных определяются Методикой. При недостаточности указанных данных либо при наличии у любого из Уполномоченных органов информации об изменении характеристик Объекта в предыдущем или текущем налоговом периоде, влияющих на правомерность нахождения Объекта в Перечне текущего года, на отнесение его в Перечень на очередной налоговый период, такой Объект подлежит обязательному Обследованию в натуре. Перечень формируется и определяется ежегодно. На новый налоговый период определяется новый Перечень ( пункты 1, 9, 10, 12,15).

Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если оно входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового или торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и находится в здании, не относящемся ни к административно-деловому, ни к торговому центру.

В ходе рассмотрения дела установлено, что спорные нежилые помещения расположены в пределах объекта недвижимости – вид: здание, назначение: нежилое, наименование: здание торгово-офисного центра, площадью 8241,2 кв.м, количество этажей, в том числе подземных этажей:3, в том числе подземных 0, кадастровый , адрес:<адрес>Е.

Согласно информации, предоставленной по запросу суда филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области, учитывая отсутствие в распоряжении органа регистрации прав сведений, предусмотренных пунктом 183 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 года № 943, в том числе отсутствие в техническом плане сведений о земельном участке, в пределах которого расположен объект недвижимости с кадастровым , установить в границах какого земельного участка расположен данный объект капитального строительства не представляется возможным. В Едином государственном реестре недвижимости сведения о расположении указанного объекта капитального строительства в границах земельного участка отсутствуют.

При этом, в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, представленной в материалы дела, земельный участок, расположенный по адресу:<адрес>Е, имеет кадастровый , площадь 1960 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, виды разрешенного использования – для размещения многоэтажной автомобильной стоянки. Земельный участок предоставлен в аренду Тимошкову Н.К на основании договора аренды № 29578 от 28 июня 2002 года на срок с 08 февраля 2007 года по 01 июля 2051 года. Сведений о расположении объекта недвижимости с кадастровым в пределах данного земельного участка не имеется.

Согласно части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 года № 540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, которым определены виды разрешенного использования земельных участков и описание деятельности, допускаемой на земельных участках в соответствии с такими видами разрешенного использования.

В целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации о расположении здания (строения, сооружения) на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов могут свидетельствовать виды разрешенного использования земельного участка под кодом 4.2 с наименованием «Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)», под кодом 4.3 с наименованием «Рынки», под кодом 4.4 с наименованием «Магазины» в названном выше классификаторе видов разрешенного использования земельных участков.

До вступления в силу приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 года № 540, согласно его пункту 2, виды разрешенного использования земельного участка указывались в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов».

Названными Методическими указаниями определены в том числе, такие виды разрешенного использования земельных участков: как земельные участки, предназначенные для: размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5).

При таких обстоятельствах, учитывая, что в материалах дела отсутствуют сведения о видах разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание с кадастровым номером <данные изъяты>, в пределах которого находятся спорные нежилые помещения, сделать вывод о том, что данное здание по виду разрешенного использования земельного участка относится к объектам, предназначенным или используемым для размещения объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база может быть определена как их кадастровая стоимость, не представляется возможным.

Исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для включения спорных нежилых помещений в оспариваемые Перечни как объектов, предназначенных для использования или фактически используемых в качестве объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Как следует из объяснений представителя административного ответчика, основанием для включения принадлежащих административному истцу нежилых помещений в оспариваемые Перечни, является предназначение и фактическое использование в качестве торгового объекта здания, в пределах которого они расположены, что подтверждается техническим паспортом на здание, составленным по состоянию на 23 января 2004 года, и актами обследования здания на предмет его фактического использования от 08 сентября 2016 года и от 04 августа 2020 года.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и пунктом 14 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения», утвержденного приказом Росстандарта от 28 августа 2013 года N 582-ст, торговый объект – это здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

Согласно статье 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации площадь торгового зала - часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

В ходе рассмотрения административного дела установлено, что согласно техническому паспорту на здание (строение), расположенное по адресу:<адрес>Е, составленному межрайонным отделением по гор.Брянску № 2 ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» по состоянию на 23 января 2004 года, с изменениями внесенными 15 января 2007 года, назначение здания: здание торгово-офисного центра, использование: по назначению, в составе здания имеются торговые залы, площадью 1286,6 кв.м, 1711,2 кв.м, 7,7 кв.м, 26,2 кв.м, 1572,8 кв.м, 318,9 кв.м, 363,0 кв.м, 728,4 кв.м, 397,9 кв.м, т.е. общей площадью 6 412,7 кв.м, что от общей площади здания – 8241, 2 кв.м составляет 77,8 %.

Как следует из объяснений специалиста - начальника производственного отдела межрайонного отделения № 2 ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» ФИО1, первичная техническая инвентаризация указанного здания проводилась в 2004 году, при этом объект состоял из двух частей - это само здание торгового центра и второе здание строилось как склад. В 2007 году была проведена повторная инвентаризация здания, в ходе которой установлено, что оба здания соединены галереей и с этого времени здание стоит на учете как торгово-офисный центр, в составе которого имеются как торговые площади, так и кабинеты, общая площадь которых составляет 7704,8 кв.м, т.е. более 20% от площади всего здания - 8241,2 кв.м. С 2007 года до настоящего времени межрайонным отделением № 2 ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» техническая инвентаризация здания не проводилась, иной технической документации на здание в целом и отдельно на спорные помещения в материалах инвентарного дела, находящегося в межрайонном отделении № 2 ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация», не имеется.

Указанные обстоятельства подтверждаются исследованным в ходе рассмотрения административного дела представленным инвентарным делом № 14479, составленным ГУП «Брянскоблехинвентаризация» на объект, расположенный по адресу:<адрес>Е.

Вместе с тем, по запросу суда Брянским отделением филиала АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Центральному федеральному округу представлен технический паспорт на объект недвижимости, расположенный по адресу:<адрес>Е, составленный по состоянию на 03 октября 2016 года, согласно которому здание имеет наименование: здание торгово-офисного центра, назначение: нежилое здание, использование по назначению. Согласно плану строения и экспликации, площадь внутренних помещений составляет: лит А – 5935,7 кв.м, лит.А1(галерея) – 2306,9 кв.м, в составе здания, в том числе имеются помещения с наименованием «торговое», «торговый зал», «кабинет», общая площадь которых составляет более 20% от общей площади здания. При этом данный технический паспорт имеет отметку «погашено 21.09.2018».

Согласно объяснениям специалиста - техника по инвентаризации строений и сооружений Брянского отделения филиала АО «Ростехинвентаризация»-Федеральное БТИ» по Центральному федеральному округу ФИО2, в октябре 2016 года по заявлению Тимошкова Н.К. была проведена техническая инвентаризация указанного здания. При обследовании было установлено, что объект представляет собой торгово-офисное здание, в составе которого имеются торговые залы, подсобные помещения, кабинеты. По результатам проведенной инвентаризации 03 октября 2016 года был составлен технический паспорт на объект недвижимости, расположенный по адресу:<адрес>Е, копия которого представлена в суд. В 2018 году в связи с разделом здания на отдельные помещения, по заявлению собственников проведено обследование вновь образованных помещений, расположенных по адресу: <адрес>Е. Согласно сведениям из ЕГРН все помещения, расположенные по указанному адресу, имеют назначение и наименование: «нежилое помещение». По результатам проведенного обследования были составлены технические паспорта как на отдельные помещения, так и общий технический паспорт на все помещения по данному адресу, общей площадью 8241, 2 кв.м, т.к. все помещения, образованные в результате раздела, в совокупности составляют площадь здания, в котором они находятся. Составленный ранее по состоянию на 03 октября 2016 года технический паспорт на объект недвижимости, расположенный по адресу:<адрес>Е, 21 сентября 2018 года был погашен, т.к. утратил значение в связи с составлением технических паспортов на образованные помещения по состоянию на 21 сентября 2018 года, что соответствует требованиям по ведению технической документации, содержащимся в Сборнике официальных материалов «Техническая инвентаризация недвижимости».

Указанные обстоятельства подтверждаются составленными Брянским отделением филиала АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Центральному федеральному округу по состоянию на 21 сентября 2018 года техническими паспортами на объекты, расположенные по адресу: <адрес>Е:

- помещение, наименование: нежилые помещения (пом.9, пом.10, пом.11, пом.12, пом.13), в составе которого имеются помещения с наименованием: тамбур, лестница, коридор, подсобное, гардероб, кабинет для творчества, детская игровая комната, котельная, склад, санузел, кладовая, склад, санузел, учебный класс, танцевальный класс;

- помещение, наименование: нежилые помещения (пом.2, пом.15, пом.17, пом.18, пом.19, пом.20, пом.21, пом.23), в составе которого имеются помещения с наименованием: склад, основное, коридор, кабинет;

- помещение, наименование: нежилые помещения (пом.3, пом.5, пом.8), в составе которого имеются помещения с наименованием: лестница, электрощитовая, подсобное, коридор, санузел, галерея, складское, котельная, кафе, производственное, кухня;

- помещение, наименование: нежилые помещения (пом.3, пом.6, пом.14, пом.16, пом.17, пом.21, пом.22), в составе которого имеются помещения с наименованием: лестница, складское, тамбур, кабинет, котельная, основное, коридор, подсобное, санузел;

- помещение, наименование: нежилые помещения ( пом.2, пом.3, пом.5, пом.6, пом.8, пом.14, пом.15, пом.16, пом.17, пом.18, пом.19, пом.20, пом.21, пом.22, пом.23), в составе которого имеются помещения с наименованием: лестница, электрощитовая, подсобное, коридор, санузел, галерея, складское, тамбур, кабинет, склад, котельная, основное, кафе, производственное, кухня;

-помещение, наименование: нежилое помещение (пом.5), в составе которого имеются помещения с наименованием: лестница, электрощитовая, подсобное, коридор, санузел, галерея;

- помещения № 2,3,5,6,8-23, находящиеся в здании общей площадью 8241,2 кв.м, наименование объекта: нежилые помещения (пом.2, пом.3, пом.5, пом.6, пом.8, пом.9, пом.10, пом.11, пом.12, пом.13, пом.14, пом.15, пом.16, пом.17, пом.18, пом.19, пом. 20; пом.21; пом.22; пом.23).

Таким образом, судом установлено, что на момент определения оспариваемых Перечней - 29 ноября 2018 года и 25 ноября 2019 года принадлежащие административному истцу помещения, расположенные по адресу:<адрес>Е, с кадастровыми номерами (пом.9), (пом.10), (пом.11), (пом.12), (пом.13), согласно сведениям из ЕГРН и в соответствии с технической документацией имели назначение: «нежилое помещение», наименование: «нежилое помещение», при этом наименование и назначение входящих в их состав помещений не предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Доводы представителя административного ответчика о том, что спорные помещения обоснованно включены в Перечни на 2019-2020 годы, поскольку находятся в составе нежилого здания с кадастровым номером , которое согласно сведениям из ЕГРН имеет назначение: «нежилое здание», наименование: «здание торгово-офисного центра» и по документам технической инвентаризации 2007 года назначение здания указано как здание торгово-офисного центра, не свидетельствуют о законном включении спорных помещений в указанные Перечни, поскольку с учетом положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации наименование здания не предусмотрено в качестве условия признания его объектом налогообложения в целях приведенной статьи, в данном случае правовое значение имеет именно предназначение помещений в здании, а не его (здания) наименование. Кроме того, как установлено судом, в соответствии с имевшейся технической документацией, составленной Брянским отделением филиала АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Центральному федеральному округу по состоянию на 21 сентября 2018 года, на дату утверждения Перечней на 2019-2020 годы назначение данного здания не предполагало его использование для размещения объектов, отвечающих критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Представленный представителем административного ответчика акт обследования здания торгово-офисного центра с кадастровым , расположенного по адресу:<адрес>Е, от 08 сентября 2016 года не является надлежащим доказательством, подтверждающим его фактическое использование, поскольку не отвечает положениям пункта 7.7 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Брянской области от 29 августа 2016 года № 471-п и действовавшего на момент его составления, т.к. не содержит сведений какие именно помещения и какой площадью обследовались и были признаны используемыми для размещения торговых объектов, основания, по которым комиссия пришла к выводу об использовании спорного объекта и в каких целях, в акте отсутствуют.

Акт проведения мероприятия для определения вида фактического использования указанного нежилого здания от 04 августа 2020 года также не может быть принят как надлежащее доказательство по настоящему административному делу, поскольку свидетельствует о проведенных мероприятиях после утверждения оспариваемых Перечней на 2019-2020 годы.

Иных актов, подтверждающих освидетельствования здания с кадастровым на момент определения Перечней на 2019-2020 годы, не представлено.

Суд также учитывает, что нахождение в составе объекта с кадастровым , расположенного по адресу:<адрес>Е, на момент определения оспариваемых Перечней согласно документам технического учета помещений с наименованием «кафе», «кухня», «кабинет» не является основанием для признания его, предназначенным для использования в целях, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку площадь помещений с наименованием «кафе» и «кухня» составляет 463,3 кв.м, или 5,3 % от общей площади здания, т.е. менее 20%, а термин «кабинет» не тождественен термину «офис», соответственно площадь всех помещений, имеющих наименование «кабинет» в данном случае не имеет правового значения, при этом доказательств, подтверждающих, что на момент утверждения оспариваемых Перечней документы технического учета на данный объект содержали сведения о размещении в нем офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, не представлено.

Таким образом, суд приходит к выводу, что принадлежащие административному истцу спорные нежилые помещения с кадастровыми номерами <данные изъяты>, не могли быть включены в оспариваемые Перечни в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации как объекты, входящие в состав здания, обладающего признаками торгового центра.

Кроме того, учитывая, что из представленных правоустанавливающих документов и технической документации на указанные нежилые помещения нельзя сделать безусловный вывод о том, что данные объекты являются торговыми объектами, отвечающими критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, они не могли быть включены в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, без установления их фактического использования в указанных целях.

Согласно пунктам 5.1 - 5.5 Методики определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, для целей налогообложения, утвержденной приказом управления имущественных отношений Брянской области от 14 мая 2018 года N 638, по результатам проведения Мероприятий по обследованию объектов недвижимости территориальной комиссией не позднее 10 рабочих дней с момента обследования объекта недвижимости составляется акт проведения мероприятия для определения вида фактического использования здания (строения, сооружения) и помещения (далее - Акт) по форме согласно приложению N 1 к настоящей Методике. Акт подписывается секретарем и членами территориальной комиссии. В акте производится описание и запись рассчитанных площадей помещений по видам их фактического использования в физическом и процентном соотношении в соответствии с установленными требованиями действующего законодательства.

Акт является основанием для рассмотрения вопроса по отнесению соответствующего объекта недвижимости к перечню объектов, налогообложение которых осуществляется исходя из кадастровой стоимости, на заседании межведомственной комиссии.

В случае если при проведении Мероприятия в форме выездного обследования на месте возникли обстоятельства, препятствующие доступу на объект недвижимости, Акт составляется с указанием выявленных признаков размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, и (или) иных объектов с приложением фотоматериалов и (или) видеоматериалов (в том числе выполняется фиксация вывесок (конструкций) с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в обследуемом здании (строении, сооружении) или помещении) и указанием на обстоятельства, препятствовавшие доступу на объект недвижимости.

Фотосъемка объектов недвижимости, их частей и информационных стендов проводится при необходимости с целью фиксации фактического использования объекта и его местонахождения (адреса).

Согласно представленным в ходе рассмотрения административного дела актам проведения мероприятия для определения вида фактического использования спорных нежилых помещений, расположенных по адресу <адрес>Е, от 10,11,12,13,14 сентября 2018 года, на дату проведения мероприятия нежилое помещение, площадью 363 кв.м, с кадастровым , и нежилое помещение, площадью 371,3 кв.м, с кадастровым , используются как складские; нежилое помещение, площадью 354,8 кв.м, с кадастровым , - как учебное; нежилое помещение, площадью 407,2 кв.м, с кадастровым , - как детский развивающий центр; нежилое помещение, площадью 762,0 кв.м, с кадастровым , не используется. При этом в указанных актах проведения мероприятия в отношении объектов с кадастровыми номерами <данные изъяты> указано, что на основании материалов обследования установлено, что «площадь нежилого помещения, занимаемая действующими на дату обследования объектами делового, административного и коммерческого назначения, торговли, общественного питания и бытового обслуживания не выявлена», в акте проведения мероприятия в отношении объекта с кадастровым – «площади нежилого помещения не используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания». К актам приложены фотографии обследуемых объектов, подтверждающие информацию, отраженную в актах.

В судебном заседании свидетель ФИО28 – инженер по инвентаризации строений и сооружений межрайонного отделения № 2 ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация», которая согласно приказу ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» от 03 сентября 2018 года № 58 выполняла технические работы по обследованию объектов недвижимости и подготовке актов проведения мероприятия в сентябре 2018 года, пояснила, что натурное обследование спорных помещений проводилось в присутствии собственника Тимошкова Д.Н., которым был обеспечен доступ во все обследуемые помещения. В ходе обследования было установлено, что одно помещение, расположенное на третьем этаже не используется, в двух помещениях на первом этаже находятся склады, в помещениях на втором этаже – учебный и детский центр, часть помещения пустует. Торговая деятельность в обследуемых помещениях не велась, продавцов, покупателей, кассовых аппаратов, товаров с ценниками в помещениях не было.

Аналогичные пояснения дал свидетель ФИО3 заведующий межрайонным отделением № 2 ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация», подписавший указанные акты как член комиссии, пояснив, что в 2018 году проводилось комплексное обследование спорных объектов – натурное и камеральное, по месту нахождения объектов он не выезжал, натурное обследование спорных нежилых помещений проводилось инженером ФИО4 На основании представленных результатов натурного обследования помещений, правоустанавливающих документов и технической документации на объекты, комиссией были составлены акты проведения мероприятия для определения вида фактического использования каждого из обследованных помещений, которые представлены в суд.

Таким образом, учитывая, что представленными актами проведения мероприятия для определения вида фактического использования спорных нежилых помещений, расположенных по адресу <адрес>Е, от 10,11,12,13,14 сентября 2018 года, не подтверждается их фактическое использование в целях размещения объектов, отвечающих критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, у административного ответчика отсутствовали основания для включения данных помещений в оспариваемые в рамках настоящего административного дела Перечни объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 - 2020 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, по фактическому использованию с учетом названных актов.

Доказательств, подтверждающих, что административный ответчик располагал иными актами обследования указанных нежилых помещений на момент включения их в оспариваемые Перечни на 2019-2020 годы, не представлено. Как следует из объяснений представителя административного ответчика, обследование спорных объектов на предмет их фактического использования перед включением в Перечень на 2020 год не проводилось.

При этом, в ходе рассмотрения дела установлено, что на основании договора аренды № 20 от 01 декабря 2018 года, заключенного между ИП Тимошковым Д.Н. (арендодатель) и ФИО5 (арендатор), арендодатель передает арендатору за плату во временное пользование (аренду) нежилое помещение 1 этажа, площадью 371 кв.м, кадастровый и нежилое помещение 1 этажа, площадью 363 кв.м, кадастровый , общая площадь помещений составляет 734 кв.м, помещения расположены по адресу: <адрес>Е, и передаются для складирования и хранения. Договор аренды вступает в силу с даты его подписания и действует до 01 ноября 2019 года.

Согласно договору аренды № 21 от 01 ноября 2019 года ИП Тимошков Д.Н. (арендодатель) предоставляет арендатору ИП ФИО5 за плату во временное пользование (аренду) нежилое помещение 1 этажа, площадью 363 кв.м,, кадастровый , расположенное по адресу:<адрес>Е., для складирования и хранения. Договор аренды вступает в силу с даты его подписания и действует в течение 11 месяцев.

В соответствии с договором аренды № 14 от 14 декабря 2018 года, заключенным между ИП Тимошковым Д.Н. (арендодатель) и ИП ФИО6(арендатор), арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду нежилое помещение, общей площадью 300 кв.м на 1 этаже, расположенное по адресу:<адрес>Е, с кадастровым , помещение будет использоваться в целях детского развивающего центра. Срок договора аренды устанавливается с 14 декабря 2018 года по 14 ноября 2019 года.

Аналогичные договоры аренды заключены между ИП Тимошковым Д.Н. (арендодатель) и ИП ФИО6(арендатор) 14 октября 2019 года и 14 ноября 2019 года на нежилое помещение, площадью 371,3 кв.м, с кадастровым , и нежилое помещение, площадью 300 кв.м, с кадастровым .Сроки договоров аренды установлены соответственно с 14 октября 2019 года по 14 октября 2020 года и с 14 ноября 2019 года по 14 октября 2020 года.

На основании договоров аренды № 34 от 01 декабря 2018 года и № 35 от 01 ноября 2019 года, заключенных между ИП Тимошковым Д.Н. (арендодатель) и Частным учреждением профессионального образования «СТАРТ» (арендатор), арендодатель предоставляет арендатору за плату во временное пользование (аренду) нежилое помещение 3 этажа, площадью 400 кв.м, кадастровый , нежилое помещение 2 этажа, площадью 354,8 кв.м, кадастровый , нежилое помещение 2 этажа, площадью 130 кв.м, кадастровый , общая площадь помещений составляет 884 кв.м, помещения расположены по адресу: <адрес>Е, и передаются для образовательной деятельности организации ЧУПО «СТАРТ». Договор аренды № 34 от 01 декабря 2018 года действует до 01 ноября 2019 года, договор аренды № 35 от 01 ноября 2019 года вступает в силу с даты его подписания и действует 11 месяцев.

Аналогичный договор заключен между ИП Тимошковым Д.Н. (арендодатель) и Частным учреждением профессионального образования «СТАРТ» (арендатор) 01 октября 2020 года со сроком действия 11 месяцев.

В соответствии с договорами от 01 сентября 2018 года № 4, от 01 сентября 2019 года № 15 и от 01 сентября 2020 года № 15 ИП Тимошков Д.Н. (арендодатель) передает, а ИП ФИО7 (арендатор) принимает в аренду нежилое помещение, общей площадью 78,58 кв.м, на 3 этаже, расположенное по адресу:<адрес>Е, кадастровый . Нежилое помещение будет использоваться в целях: зал для танцев. Срок действия каждого из договоров 11 месяцев.

Согласно договорам аренды от 01 сентября 2019 года № 17 и от 01 сентября 2020 года № 18 ИП Тимошков Д.Н. (арендодатель) передает, а ИП ФИО8 (арендатор) принимает в аренду нежилое помещение, общей площадью 104 кв.м, на 3 этаже, расположенное по адресу:<адрес>Е, кадастровый , которое будет использоваться в целях: зал для танцев. Срок действия каждого договора 11 месяцев.

Доказательств,опровергающих указанные обстоятельства, административным ответчиком не представлено.

В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения спорных объектов в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Однако, управлением имущественных отношений Брянской области относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорных нежилых помещений условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения названных объектов в оспариваемые Перечни, не представлено.

Между тем Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемленным.

Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан (постановления от 12 июля 2007 года N 10-П, от 13 декабря 2016 года N 28-П, от 10 марта 2017 года N 6-П, от 11 февраля 2019 года N 9-П).

На основании изложенного, исходя из основных начал законодательства о налогах и сборах, согласно которым каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункты 1 и 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления Тимошкова Д.Н.

Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны не действующими, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывает, что оспариваемые нормативные правовые акты имеют ограниченный срок действия ( на 2019 год и на 2020 год ), в связи с чем достижение цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца возможно путем признания отдельных положений оспариваемых Перечней не действующими соответственно с 01 января 2019 года и с 01 января 2020 года.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Руководствуясь статьями 175-180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление Тимошкова Дениса Николаевича удовлетворить.

Признать не действующим с 01 января 2019 года Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 23 ноября 2021 года № 1810), в части включения в него нежилых помещений, расположенных по адресу:<адрес>Е, с кадастровым (пункт 7397), с кадастровым (пункт 7398), с кадастровым (пункт 7400), с кадастровым (пункт 7401), с кадастровым (пункт 7402).

Признать не действующим с 01 января 2020 года Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 23 ноября 2021 года № 1803), в части включения в него нежилых помещений, расположенных по адресу:<адрес>Е, с кадастровым (пункт 7441), с кадастровым (пункт 7442), с кадастровым (пункт 7444), с кадастровым (пункт 7445), с кадастровым (пункт 7446).

Сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), размещению на официальном сайте управления имущественных отношений Брянской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и направлению в управление Федеральной налоговой службы по Брянской области.

Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.А.Богородская

Мотивированное решение суда изготовлено 16 декабря 2021 года.