дело № 3а-514/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор. Брянск 30 августа 2021 года
Брянский областной суд в составе:
председательствующего судьи Богородской Н.А.,
при секретаре Понкрашовой Т.Н.,
с участием прокурора Хроленок Т.А.,
представителя административного истца Маслова С.В. - Ерохиной Г., представителя административного ответчика – управления имущественных отношений Брянской области Савенко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Маслова Сергея Валерьевича об оспаривании в части Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 03 августа 2021 года № 1284), Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 03 августа 2021 года № 1285), Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года № 1723 ( в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 03 августа 2021 года № 1286),
У С Т А Н О В И Л:
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 03 декабря 2018 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень на 2019 год).
В указанный Перечень на 2019 год включены объекты недвижимости, в том числе, объект недвижимости с кадастровым №, расположенный по адресу: Брянская область, гор.Брянск, ул.Федюнинского, д.5.
В связи с допущенной технической ошибкой в отношении указанного объекта недвижимости приказом управления имущественных отношений Брянской области от 24 апреля 2020 года № 635, опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 30 апреля 2020 года, в Перечень на 2019 год внесены изменения путем замены дубля в отношении объекта с кадастровым № на объект с кадастровым №.
Приказом управления имущественных отношений Брянской области 03 августа 2021 года № 1284 в указанный Перечень внесены изменения. Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 01 января 2019 года.
Приказ управления имущественных отношений Брянской области от 03 августа 2021 года № 1284 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 06 августа 2021 года.
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 28 ноября 2019 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень на 2020 год).
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 03 августа 2021 года № 1285 в указанный Перечень внесены изменения. Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 01 января 2020 года.
Приказ управления имущественных отношений Брянской области от 03 августа 2021 года № 1285 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 06 августа 2021 года.
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года № 1723 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 27 ноября 2020 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень на 2021 год).
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 03 августа 2021 года № 1286 в указанный Перечень внесены изменения. Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 01 января 2021 года.
Приказ управления имущественных отношений Брянской области от 03 августа 2021 года № 1286 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 06 августа 2021 года.
В указанные Перечни объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019-2021 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (в редакциях приказов управления имущественных отношений Брянской области от 03 августа 2021 года №№ 1284,1285,1286) включены объекты недвижимости, в том числе, нежилое помещение, кадастровый №, расположенное по адресу: <адрес> (Перечень на 2019 год – пункт 8359, Перечень на 2020 год – пункт 8452, Перечень на 2021год – пункт 8987).
Административный истец Маслов С.В. обратился в Брянский областной суд с административными исками об оспаривании указанных Перечней объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019-2021 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в части включения в них принадлежащего ему нежилого помещения, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, ссылаясь на то, что данный объект не соответствует критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Спорный объект недвижимости является пристроенным к многоквартирному жилому дому, не имеет самостоятельного офисного назначения, не предназначен для обслуживания производства продукции. В 2019, 2020, 2021 годах наименование спорного объекта и расположенных в нем помещений не менялось, объект использовался для своих нужд, наличие в нем основных помещений недостаточно для отнесения его к объектам налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества. Фактическое использование спорного помещения в соответствии с требованиями пункта 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не проверялось. Включение принадлежащего ему объекта недвижимости в оспариваемые Перечни нарушает его права, т.к. неправомерно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Определением от 15 марта 2021 года административные дела по административным искам Маслова С.В. об оспаривании в части Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512, Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524 (административное дело № 3а-514/2021), и об оспаривании в части Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года № 1723 (административное дело № 3а-1037/2021), объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Административный истец Маслов С.В. о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении дела не заявлено.
В судебном заседании представитель административного истца Маслова С.В. -Ерохина Г. административный иск поддержала в полном объеме, уточнив заявленные требования в связи с изменением редакций оспариваемых приказов управления имущественных отношений Брянской области, просит признать недействующими: с 01 января 2019 года пункт 8359 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512, в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 03 августа 2021 года № 1284; с 01 января 2020 года пункт 8452 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524, в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 03 августа 2021 года № 1285; с 01 января 2021 года пункт 8987 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года № 1723, в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 03 августа 2021 года № 1286, в части включения в них нежилого помещения, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, ссылаясь на отсутствие критериев, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для включения указанного объекта в оспариваемые Перечни.
Представитель административного ответчика – управления имущественных отношений Брянской области Савенко О.В. против удовлетворения заявленных требований возражала, ссылаясь на то, что спорный объект недвижимости обоснованно включен в оспариваемые административным истцом Перечни на 2019 - 2021 годы, поскольку по сведениям из ЕГРН и по техническому паспорту от 07 ноября 2008 года объект имеет наименование: здание магазина, кроме того спорное нежилое помещение находится в составе объекта с кадастровым №, расположенного на земельном участке с кадастровым №, с видом разрешенного использования «для использования нежилого помещения – здания магазина». Актом проведения мероприятия для определения вида фактического использования от 18 марта 2019 года установлено, что нежилое помещение используется по статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Самостоятельным основанием для включения спорного объекта в Перечни на 2019-2021 годы послужил вид разрешенного использования земельного участка в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Считает, что включение принадлежащего административному истцу указанного объекта недвижимости в оспариваемые Перечни соответствует требованиям подпункта 2 пункта 1 и подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
Заинтересованное лицо - Брянская городская администрация о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в судебное заседание представитель заинтересованного лица не явился, о причинах неявки суд не известили, ходатайств об отложении дела не заявлено.
В соответствии с требованиями статей 150, 152, части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что неявка в суд лиц, участвующих в деле, и надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения административного дела, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца Маслова С.В., представителя заинтересованного лица – Брянской городской администрации.
Выслушав объяснения представителя административного истца Ерохиной Г., представителя административного ответчика – управления имущественных отношений Брянской области Савенко О.В., представителя филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области Жензировой О.В., свидетеля ФИО1, заключение прокурора Хроленок Т.А., полагавшей административный иск не подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам.
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статья 3, подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 поименованного кодекса, определяется исходя из их кадастровой стоимости.
Статьей 1 Закона Брянской области от 28 сентября 2015 года N 80-З «Об установлении единой даты начала применения на территории Брянской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» предусмотрено, что с 01 января 2016 года на территории Брянской области применяется порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 25 ноября 2015 года N 298 «О налоге на имущество физических лиц» на территории города Брянска установлен и введен в действие с 01 января 2016 года налог на имущество физических лиц и установлены налоговые ставки налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения, в том числе на объекты налогообложения, включенные в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 2 процентов.
В силу требований подпункта 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктами 1.1, 3.49, 3.50 Положения об управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденного указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года № 66, управление имущественных отношений Брянской области является исполнительным органом государственной власти Брянской области по обеспечению проведения единой государственной политики в области управления и распоряжения государственным имуществом
Брянской области и в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет функции по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 10 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года № 28-З «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области» нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Брянской области принимаются в форме приказов их руководителей.
Официальным опубликованием законов Брянской области и иных нормативных правовых актов области считается первая публикация их полных официальных текстов в информационном бюллетене «Официальная Брянщина», областной газете «Брянская учительская газета» или первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) (часть 1 статьи 29 указанного Закона Брянской области).
Таким образом, оспариваемые административным истцом приказы управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», от 25 ноября 2019 года № 1524 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», от 27 ноября 2020 года № 1723 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», в редакциях приказов управления имущественных отношений Брянской области от 03 августа 2021 года № 1284,1285,1286, изданы уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов и порядка их опубликования.
Проверяя содержание оспариваемых Перечней в части включения в них принадлежащего административному истцу объекта недвижимости на предмет соответствия федеральному и региональному законодательству, суд исходит из следующего.
Как следует из материалов административного дела, согласно договору купли-продажи, заключенному 30 марта 2007 года между ФИО2, ФИО3 (продавцы) и Масловым С.В. (покупатель), Маслов С.В. купил объект недвижимости: здание магазина (инвентарный номер 11810 литер А), общей площадью 371 кв.м, назначение: нежилое, расположенное по адресу:<адрес>.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права 32АГ № 203059 от 14 мая 2007 года Маслов С.В. является собственником здания магазина, назначение: нежилое, общая площадь 371 кв.м, инв.№ 11810, лит.А, адрес объекта: <адрес>, кадастровый (или условный) №.
По сведениям из Единого государственного реестра недвижимости административному истцу Маслову С.В. на праве собственности принадлежит объект недвижимости: назначение – нежилое помещение, номер этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж № подвальный, этаж №, адрес: <адрес>, кадастровый №, ранее присвоенный государственный учетный номер: инвентарный номер 10418, кадастровый №, кадастровый №, кадастровый номер: 10418(2)+, условный номер № (объекты с кадастровыми номерами <данные изъяты> сняты с кадастрового учета 18 декабря 2018 года).
Из информации от 24 февраля 2021 года и от 04 августа 2021 года, предоставленной филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Брянской области по запросам суда следует, что 05 декабря 2011 года в ЕГРН были внесены сведения о нежилом здании-магазине, площадью 402,5 кв.м, расположенном по адресу: <адрес>. При внесении данному объекту был присвоен кадастровый № (технический паспорт нежилого помещения ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» № 10418(2)+ по состоянию на 07 ноября 2008 года).
06 декабря 2013 года в рамках внесения сведений о ранее учтенных объектах капитального строительства, права на которые зарегистрированы и не прекращены, объекту недвижимости – зданию магазина, площадью 371 кв.м, расположенному по адресу: <адрес>, с условным номером № был присвоен кадастровый №.Основание – выписка из технического паспорта по состоянию на 11 октября 1999 года.
В связи с тем, что в ЕГРН отсутствует техническая возможность изменить вид объекта недвижимости с сохранением кадастрового номера, 18 декабря 2018 года было принято решение зданиям с кадастровыми номерами <данные изъяты> присвоить статус «архивный» (актуальный ОКС – кадастровый №, вид – помещение, назначение – нежилое, наименование – здание магазина).
По состоянию на 29 ноября 2018 года и 25 ноября 2019 года и на сегодняшний день (04 августа 2021 года) объект недвижимости с кадастровым № следующие характеристики: вид – помещение, назначение – нежилое, наименование – здание магазина, расположение в строении - 1 и подвальный этажи, площадь 402,5 кв.м, сведения о площади объекта недвижимости имеют статус «актуальные незасвидетельствованные», право собственности зарегистрировано на объект с площадью 371 кв.м, права – собственность – Маслов С.В., номер и дата регистрации права № 32-32-01/027/2007-102 14 мая 2007 года.
В оспариваемые Перечни на момент рассмотрения административного иска указанный объект недвижимости включен: Перечень на 2019 год – пункт 8359, Перечень на 2020 год – пункт 8452, Перечень на 2021 – пункт 8987.
Согласно ответам управления имущественных отношений Брянской области от 23 ноября 2020 года № 51-12886 и от 26 января 2021 года № 13-1067 на заявления Маслова С.В., 17 ноября 2020 года и 26 января 2021 года на заседаниях межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, касающихся определения перечня объектов недвижимого имущества и вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения был рассмотрен вопрос об исключении объекта недвижимости с кадастровым № из перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база в 2019 - 2021 годах определяется как их кадастровая стоимость, и принято решение об отказе в исключении вышеуказанного объекта недвижимости из Перечня.
Согласно пункту 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них ( подпункт 1) ; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные
приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В силу требований пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Брянской области от 26 декабря 2017 года N 747-п утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, который действовал на момент включения спорного объекта в Перечни объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019-2021 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенные приказами управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512 и от 25 ноября 2019 года № 1524, от 27 ноября 2020 года № 1723.
Данный Порядок регулирует отношения, связанные с определением вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения и определяет порядок осуществления мероприятий, направленных на установление вида фактического использования и (или) назначения (предназначения) зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения. Указанные мероприятия выполняются в целях их включения в Перечень либо исключения соответствующих объектов из Перечня и осуществляются территориальными комиссиями в форме обследований, направленных: на определение вида фактического использования объектов путем обследований объектов в натуре; на определение назначения (предназначения) объектов, осуществляемых в форме камерального исследования соответствующих сведений, содержащихся в документах технического учета (инвентаризации) и в Едином государственном реестре недвижимости. Результатом обследования является акт обследования. Виды фактического использования и (или) назначение (предназначение) объектов определяются на основании положений пунктов 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, результатов обследований, с учетом рекомендаций Межведомственной комиссии. Объекты, включенные в Перечень по результатам проведения Мероприятий в предыдущем году, могут быть включены в Перечень на очередной год на основании Камерального обследования, без обязательного Обследования в натуре, только при наличии достаточных данных, полученных в результате Камерального обследования, о соответствии Объекта, включенного в Перечень предыдущего года, критериям для налогообложения, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом критерии достаточности данных определяются Методикой. При недостаточности указанных данных либо при наличии у любого из Уполномоченных органов информации об изменении характеристик Объекта в предыдущем или текущем налоговом периоде, влияющих на правомерность нахождения Объекта в Перечне текущего года, на отнесение его в Перечень на очередной налоговый период, такой Объект подлежит обязательному Обследованию в натуре. Перечень формируется и определяется ежегодно. На новый налоговый период определяется новый Перечень ( пункты 1, 9, 10, 12,15).
Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если оно входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового или торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и находится в здании, не относящемся ни к административно-деловому, ни к торговому центру.
В ходе рассмотрения дела установлено, что спорный объект недвижимости с кадастровым № расположен в пределах объекта недвижимости с кадастровым №, который согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости имеет назначение: многоквартирный дом, наименование: многоквартирный дом, площадь 1877,3 кв.м, количество этажей, в том числе подземных этажей: 10, в том числе подземных 1, адрес:<адрес>.
Таким образом, спорное нежилое помещение расположено в пределах объекта, не отвечающего признакам административно-делового или торгового центра в соответствии с требованиями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и пунктом 14 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения», утвержденного приказом Росстандарта от 28 августа 2013 года N 582-ст, торговый объект – это здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Для того, чтобы признать помещение торговым объектом, его площадь, согласно статье 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», должна включать в себя помещения для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, а для включения такого объекта недвижимости в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, необходимо, чтобы назначение, разрешенное использование или наименование объекта предусматривало размещение торговых объектов, либо объект фактически использовался в указанных целях.
Как установлено судом, на момент определения оспариваемых Перечней, т.е. по состоянию на 29 ноября 2018 года, 25 ноября 2019 года и 27 ноября 2020 года спорный объект с кадастровым номером <данные изъяты> согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости имел назначение: нежилое помещение, наименование: здание магазина.
Из объяснений представителя филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области Жензировой О.В. следует, что 17 ноября 1999 года в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним были внесены сведения о здании, назначение: нежилое, площадью 371 кв.м, расположенном в 1, подвальном этажах, наименование-здание магазина, по адресу:<адрес>. Условный номер объекта недвижимости №.Характеристики объекта недвижимости были внесены на основании выписки их технического паспорта на помещение от 28 октября 1999 года № БФ 1-13/941, выданной Бежицким филиалом МУПТИ гор.Брянска.
17 ноября 1999 года на данный объект недвижимости было зарегистрировано право собственности за ООО «Виктория» на основании договора купли-продажи от 01 декабря 1992 года № 64, акта приема-передачи от 01 декабря 1992 года, а также переход права собственности к ФИО3 и ФИО2 на основании договора купли-продажи нежилого помещения от 03 ноября 1999 года, акта приема-передачи от 03 ноября 1999 года.
14 мая 2007 года на данный объект недвижимости зарегистрировано право собственности за Масловым С.В. на основании договора купли-продажи от 30 марта 2007 года, акта приема-передачи нежилого помещения в жилом доме от 30 марта 2007 года. Наименование вышеуказанного объекта недвижимости при регистрации было здание магазина, которое в дальнейшем не менялось.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами инвентарного дела на спорный объект недвижимости и договором купли-продажи от 30 марта 2007 года, заключенным между ФИО2, ФИО3(продавцы), и Масловым С.В. (покупатель), согласно которому предметом договора являются: объект недвижимости: здание магазина(инвентарный номер 11810 литер А), общей площадью 371 кв.м, назначение:нежилое, расположенное по адресу: <адрес>, и земельный участок, функционально обеспечивающий находящийся на нем данный объект, который принадлежит покупателю на праве аренды сроком на 49 лет.
В соответствии с представленными договором аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, от 17 октября 2005 года, и договором об уступке прав по договору аренды от 19 апреля 2007 года, ФИО3 и ФИО2 (цеденты), в связи с исполнением обязательств по договору купли-продажи, уступают Маслову С.В.(цессионарий) права и обязанности по указанному договору аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 527 кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель-земли населенных пунктов, назначение: для использования нежилого помещения - здания магазина.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости и информации, предоставленной филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области, по состоянию на 29 ноября 2018 года, 25 ноября 2019 года и 27 ноября 2020 года земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: Брянская область, гор.Брянск, ул. Федюнинского, д.5, имел следующие характеристики: площадь 527 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для использования нежилого помещения – здания магазина, вид права - аренда, дата регистрации 27 января 2006 года, номер записи 32-32-01/046/2005/631, арендатор - Маслов С.В. Указанный вид разрешенного использования данного земельного участка соответствует пункту 1.2.5 «земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания» Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утв.приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39, и коду 4.4 «Магазины» Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утв. приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 года № 540.
В соответствии с техническим паспортом на принадлежащее Маслову С.В. нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> составленным межрайонным отделением по гор.Брянску № 2 ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» по состоянию на 07 ноября 2008 года, помещение имеет наименование «здание магазина» и занимает два этажа: подвал с расположенными в нем помещениями с наименованием: лестничная площадка, коридор, складское, подсобное, умывальная, туалет, душ, и 1-й этаж, на котором расположены помещения с наименованием: тамбур, лестничная площадка, коридор, холодильная камера, подсобное, складское, кабинет.
Аналогичные сведения содержатся в техническом паспорте на спорный объект, составленном межрайонным отделением по гор.Брянску № 2 ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» по состоянию на 13 февраля 2020 года.
Иной технической документации в отношении нежилого помещения с кадастровым номером <данные изъяты> в ходе рассмотрения административного дела не представлено.
Таким образом, согласно технической документации на спорный объект недвижимости, имевшейся на момент определения оспариваемых Перечней на 2019-2021 годы, спорный объект недвижимости имел наименование «здание магазина», которое соответствует правоустанавливающим документам.
Как следует из указанных выше положений подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, нежилое помещение признается недвижимым имуществом, налоговая база которого определяется исходя из кадастровой стоимости, при наличии следующих условий: его назначение, разрешенное использование или наименование в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; фактически используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, т.е. каждое из приведенных обстоятельств является достаточным основанием для включения помещения в перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база которых исчисляется из кадастровой стоимости.
С учетом указанных правовых норм наименование нежилого помещения является самостоятельным основанием для признания нежилого помещения объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости.
При таких обстоятельствах доводы представителя административного истца Ерохиной Г. о возможности включения спорного объекта в оспариваемые Перечни только при условии его фактического использования и определения 20% площади для размещения торговых объектов с учетом фактического использования площади объекта недвижимого имущества, суд находит необоснованными, поскольку критерием установления особенностей определения налоговой базы является не совокупность условий, а наличие хотя бы одного из условий, предусмотренных в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом, наименование нежилого помещения является одним из критериев включения объекта недвижимости в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
По смыслу статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, включаются такие здания (строения, сооружения), которые используются или могут быть использованы, в целях делового, административного или коммерческого назначения, т.е. объекты недвижимости, которые с экономической точки зрения в процессе самостоятельной эксплуатации способны обеспечивать их владельцу извлечение дохода и принесение прибыли, в связи с чем налогообложение таких объектов регулируется законодателем в специально установленном порядке.
Таким образом, принимая во внимание, что на основании указанного выше договора купли-продажи от 30 марта 2007 года административный истец Маслов С.В. является собственником нежилого помещения с наименованием «здание магазина», наименование нежилого помещения предусматривает и допускает возможность его использования под торговый объект (магазин), что исходя из приведенных правовых норм является самостоятельным основанием для включения данного объекта в оспариваемые Перечни, и позволяет отнести принадлежащий административному истцу спорный объект к объектам недвижимого имущества, предусмотренным подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определение вида его фактического использования и составление акта обследования в соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, утвержденным постановлением Правительства Брянской области от 26 декабря 2017 года N 747-п, не являлось обязательным условием для решения вопроса о включении принадлежащего административному истцу объекта в оспариваемые Перечни.
При таких обстоятельствах, учитывая наименование спорного объекта на момент определения оспариваемых Перечней, которое подтверждается имевшимися в юридически значимый период правоустанавливающими документами и документами технического учета, включение принадлежащего административному истцу нежилого помещения с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, в Перечни объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019-2021 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, не противоречит требованиям действующего законодательства. Оснований для применения положений пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, в данном случае не имеется.
На основании изложенного, оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления Маслова С.В. о признании не действующими оспариваемых Перечней в части включения в них нежилого помещения, кадастровый №, расположенного по адресу:<адрес>.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Руководствуясь статьями 175-180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
в удовлетворении административного искового заявления Маслова Сергея Валерьевича о признании недействующими Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 03 августа 2021 года № 1284), Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 03 августа 2021 года № 1285), Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года № 1723 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» ( в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 03 августа 2021 года № 1286), в части включения в них нежилого помещения, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.А.Богородская
Мотивированное решение суда изготовлено 13 сентября 2021 года.