ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1939/2021 от 10.12.2021 Брянского областного суда (Брянская область)

Дело № 3а-1939/2021

УИД 32OS0000-01-2021-001277-35

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 декабря 2021 года г. Брянск

Брянский областной суд в составе:

председательствующего судьи Бурлиной Е.М.

при секретаре Скрипиной Г.А.,

с участием

представителя административного ответчика Барсукова Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области о ликвидации общественного объединения – Брянского регионального общественного движения «Гражданский союз Брянщины»,

УСТАНОВИЛ:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области (далее – Управление) обратилось в суд с административным исковым заявлением о ликвидации общественного объединения – Брянского регионального общественного движения «Гражданский союз Брянщины» (далее – Общественное объединение, Региональное движение), ссылаясь на то, что в результате проведенной плановой документарной проверки в деятельности общественного объединения – Брянского регионального общественного движения «Гражданский союз Брянщины», проведенной в период с 16 июня 2021 года по 13 июля 2021 года, выявлены нарушения законодательства Российской Федерации, а именно: в нарушение требований статьи 28 Федерального закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях», а также статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации полное наименование Регионального движения не содержит указание на характер его деятельности; в нарушение требований абзаца 9 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» Общественное объединение в установленный срок не информировало орган, принявший решение о его государственной регистрации, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (об изменении адреса места нахождения, сведения о котором содержатся в ЕГРЮЛ); в нарушение требований статьи 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации высшим органом Общественного объединения является конференция при условии наличия менее ста участников; в нарушение требований статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», статьи 14 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а также статьи 6.16 Устава в проверяемом периоде заседания Регионального Совета не проводились; в нарушение требований статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», статьи 14 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», статьи 6.21 Устава в проверяемом периоде проверки финансово-хозяйственной деятельности Контрольно-ревизионной комиссией не проводились; в нарушение требований пункта 5 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации Региональное движение на момент проведения проверки не имеет имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для общества с ограниченной ответственностью (<данные изъяты>.); в нарушение требований статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», статьи 14 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а также положений статьи 1.1 Устава в протоколе Конференции от 19 ноября 2020 года сокращенное наименование Регионального движения указано с нарушением указанных положений Устава в части отсутствия кавычек.

Выявленные нарушения явились основанием для вынесения 13 июля 2021 года в адрес общественного объединения – Брянского регионального общественного движения «Гражданский союз Брянщины» предупреждения о недопустимости нарушений законодательства Российской Федерации, в котором установлен срок для устранения выявленных нарушений – до 18 часов 00 минут 23 сентября 2021 года.

Нарушения, послужившие основанием для вынесения предупреждения, в установленный срок устранены не были. Вместе с тем, 23 сентября 2021 года в адрес Управления поступило заявление председателя Совета Движения Барсукова Н.В. о том, что деятельность Движение не осуществляет, осуществлять не планирует, в связи с чем устранить выявленные при проверке нарушения не представляется возможным. Кроме того, в своем заявлении Барсуков Н.В. просит Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области ликвидировать Брянское региональное общественное движение «Гражданский союз Брянщины» в судебном порядке в связи с отсутствием денежных средств и иного имущества.

На основании изложенного, административный истец просит суд ликвидировать Брянское региональное общественное движение «Гражданский союз Брянщины» с исключением сведений о нем из Единого государственного реестра юридических лиц.

В судебном заседании председатель Совета Брянского регионального общественного движения «Гражданский союз Брянщины» Барсуков Н.В. не возражал против удовлетворения заявленных требований. Указал, что выявленные в ходе проверки нарушения в деятельности Регионального движения действительно имели место и устранены в установленный срок не были. Деятельность Брянское региональное общественное движение «Гражданский союз Брянщины» в настоящее время не осуществляет, денежных средств и имущества не имеет.

В ходатайстве о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя Межрайонной ИФНС № 10 по Брянской области начальник инспекции Ионова Т.А. указывает, что по состоянию на 12 ноября 2021 года некоммерческая организация Брянское региональное общественное движение «Гражданский союз Брянщины» имеет задолженность перед бюджетом в размере <данные изъяты> Движение по расчетному счету отсутствует. Списание задолженности не производились. Дата последней отчетности – 20 января 2021 года (нулевая). Решений о предстоящем исключении указанной организации из Единого государственного реестра юридических лиц, в рамках статьи 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», не принималось, записей о недостоверности сведений в Едином государственном реестре юридических лиц не имеется.

Заинтересованные лица Петрова И.А. и Петров С.А. в направленных в адрес суда заявлениях просили административный иск удовлетворить.

Представители административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации, заинтересованного лица Межрайонной ИФНС № 10 по Брянской области, заинтересованные лица: Петров С.А. и Петрова И.А. надлежаще уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. От представителей административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации, заинтересованного лица Межрайонной ИФНС № 10 по Брянской области поступили ходатайства о рассмотрении дела без их участия.

Принимая во внимание, что неявка в суд лиц, участвующих в деле, и надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, в соответствии с частью 4 статьи 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения и разрешения заявленного требования, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц

Выслушав объяснения председателя Совета Брянского регионального общественного движения «Гражданский союз Брянщины» Барсукова Н.В., исследовав материалы административного дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска по следующим основаниям.

Право каждого на объединение, свобода деятельности общественных объединений гарантируются Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, положениями международных договоров Российской Федерации, включая Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, Конвенцию о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами.

Конституция Российской Федерации устанавливает обязанность граждан и их объединений соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (часть 2 статьи 15).

Согласно части 1 статьи 123.4 Гражданского кодекса Российской Федерации общественными организациями признаются добровольные объединения граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Статья 5 указанного Федерального закона определяет, что под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Общественные объединения могут создаваться в форме общественного движения. Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. Высшим руководящим органом общественного движения является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественного движения является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию (статьи 7, 9 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ).

Судом установлено, что Брянское региональное общественное движение «Гражданский союз – Брянщины» зарегистрировано 22 апреля 2004 года, учетный номер в ведомственном реестре зарегистрированных некоммерческих организаций – ), ОГРН от ДД.ММ.ГГГГ.

Адрес (место нахождения) Движения, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц - <адрес>.

Лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени Движения, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц, является председатель Совета – Барсуков Н.В.

Как следует из материалов дела, согласно плану проведения плановых проверок некоммерческих организаций на 2021 год, утвержденному приказом управления Министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области от 22 октября 2020 года № 221 (в редакции приказа от 12 марта 2021 года № 56), и в соответствии с распоряжением от 12 мая 2021 года № 150-р «О проведении плановой документарной проверки Брянского регионального общественного движения «Гражданский союз Брянщины» в период с 16 июня 2021 года по 13 июля 2021 года административным истцом проведена документарная проверка деятельности Движения.

В ходе проверки были выявлены следующие нарушения:

- в нарушение требований статьи 28 Федерального закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях», а также статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации полное наименование Движения не содержит указание на характер его деятельности;

- в нарушение требований абзаца 9 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» Движение в установленный срок не информировало орган, принявший решение о его государственной регистрации, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (об изменении адреса места нахождения, сведения о котором содержатся в ЕГРЮЛ);

- в нарушение требований статьи 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации высшим органом Движения является конференция при условии наличия менее ста участников;

- в нарушение требований статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», статьи 14 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а также статьи 6.16 Устава в проверяемом периоде заседания Регионального Совета не проводились;

- в нарушение требований статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», статьи 14 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», статьи 6.21 Устава Движения в проверяемом периоде проверки финансово-хозяйственной деятельности Контрольно-ревизионной комиссией не проводились;

- в нарушение требований пункта 5 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации Движение на момент проведения проверки не имеет имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для общества с ограниченной ответственностью (10000 руб. 00 коп.);

- в нарушение требований статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», статьи 14 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а также положений статьи 1.1 Устава, в протоколе Конференции от 19 ноября 2020 года сокращенное наименование Движения указано с нарушением указанных положений Устава в части отсутствия кавычек.

Представителем административного ответчика и заинтересованными лицами указанные нарушения не оспариваются, и суд находит обоснованными доводы представителя административного истца о нарушении указанных требований Федерального законодательства.

Так, согласно статье 28 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» официальное наименование общественного объединения должно содержать указание на его организационно-правовую форму, территориальную сферу и характер его деятельности.

В соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

В силу статьи 29 указанного Федерального закона общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы; допускать представителей органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, на проводимые общественным объединением мероприятия; оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации; информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Общественное объединение также обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. Указанный орган не позднее одного рабочего дня со дня получения соответствующей информации от общественного объединения сообщает об этом в уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений об общественном объединении.

Как следует из пункта 1.1 Устава Движения, его полное наименование – Брянское региональное общественное движение «Гражданский союз Брянщины». Сокращенное наименование – БРОД «ГСБ».

Однако в протоколе Конференции от 19 ноября 2020 года сокращенное наименование указано как БРОД ГСБ, что противоречит статье 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», статье 14 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а также положениям статьи 1.1 Устава.

Кроме того, полное наименование Брянского регионального общественного движения «Гражданский союз Брянщины» не содержит указание на характер его деятельности.

Место нахождения Движения, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц – <адрес>. Согласно представленному информационному письму от 16 июня 2021 года по адресу, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц, субъект не находится. Однако, в информационном письме указано, что Движение находится по адресу: <адрес>, сведения об указанном адресе в едином государственном реестре юридических лиц отсутствует.

Согласно информационному письму в Движении насчитывается 4000 участников. Однако, в соответствии с протоколом Конференции от 19 ноября 2020 года всего членов общественного движения – 37.

В соответствии со статьей 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации в некоммерческих корпорациях и производственных кооперативах с числом участников более ста высшим органом может являться съезд, конференция или иной представительный (коллегиальный) орган, определяемый их уставами в соответствии с законом. Компетенция этого органа и порядок принятия им решений определяются настоящим Кодексом, другими законами и уставом корпорации.

Однако, согласно пункту 6.7 Устава высшим руководящим органом Движения, несмотря на то, что численность участников составляет 37 человек, является Конференция движения, что противоречит вышеуказанным требованиям законодательства.

Пунктом 6.14 Устава предусмотрено, что в период между конференциями постоянно действующим руководящим органом Движения является региональный Совет. Региональный Совет избирается сроком на 2 года. Работой регионального Совета руководит председатель.

В соответствии с пунктом 6.20 Устава контрольно-ревизионная комиссия движения избирается конференцией сроком на два года. Количественный состав определяется конференцией движения.

Однако, в ходе проверки было установлено, что заседания Регионального Совета, а также проверки финансово-хозяйственной деятельности Контрольно-ревизионной комиссии не проводились.

В силу положений пункта 5 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью (пункт 1 статьи 66.2).

В ходе проверки, проведенной Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области установлено, что в нарушение указанных требований Движение на момент проверки не имеет имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для общества с ограниченной ответственностью (<данные изъяты>).

По результатам проверки составлен акт от 13 июля 2021 года № 32. Административным ответчиком доказательств, опровергающих обстоятельства, установленные в ходе проверки, не представлено, нарушения не устранены.

На основании изложенного, оценив по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, имеющиеся в деле доказательства, учитывая мнение председателя Совета Брянского регионального общественного движения «Гражданский союз Брянщины» Барсукова Н.В., выраженное в письменном заявлении от 23 сентября 2021 года, представленном в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области, и мнения учредителей Движения Петрова С.А. и Петровой И.А., выраженные в письменных заявлениях от 18 ноября 2021 года, представленных в суд, не возражавших против удовлетворения административного иска, суд находит заявленные требования обоснованными, поскольку Брянским региональным общественным движением «Гражданский союз Брянщины» допущены грубые нарушения требований действующего законодательства.

В соответствии со статьей 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются: неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям (абзац 3).

Аналогичные основания ликвидации юридического лица закреплены в подпунктах 3, 4 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Заявление в суд о ликвидации межрегионального, регионального или местного общественного объединения вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 года № 168-ФЗ), или соответствующим территориальным органом федерального органа государственной регистрации (часть 3 статьи 44 Федерального закона № 82-ФЗ).

Уполномоченным органом, осуществляющим контроль за соответствием деятельности общественных объединений и их структурных подразделений, осуществляющих деятельность на территории одного субъекта Российской Федерации, их уставным целям, который вправе обращаться в суд с заявлением о ликвидации общественных объединений и их структурных подразделений, является управление Министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области (подпункты 65 и 74 пункта 6 раздела 2 Положения об управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 3 марта 2014 года № 26).

Таким образом, суд считает административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области подлежащим удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области о ликвидации общественного объединения – Брянского регионального общественного движения «Гражданский союз Брянщины», удовлетворить.

Ликвидировать Брянское региональное общественное движение «Гражданский союз Брянщины» (учетный номер в ведомственном реестре зарегистрированных некоммерческих организаций – ), ОГРН от ДД.ММ.ГГГГ) и исключить сведения о нем из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 24 декабря 2021 года.

Председательствующий Е.М. Бурлина