ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-193/20 от 22.10.2020 Свердловского областного суда (Свердловская область)

УИД: 66OS0000-01-2020-000080-44

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Екатеринбург

22 октября 2020 года

Номер производства 3а-193/2020

Резолютивная часть решения объявлена 22 октября 2020 года.

Мотивированное решение изготовлено 30 октября 2020 года.

Свердловский областной суд в составе

председательствующего Полевщиковой С.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания с использованием средств аудиозаписи Зайнуллиным И.У.,

с участие прокурора Войновой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное производство по административному исковому заявлению Тюричевой Тамары Федоровны и Блиновой Любови Григорьевны

о признании не действующим в части нормативного правового акта,

установил:

Постановлением Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 года № 306-ПП утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015-2044 годы (далее – Региональная программа капитального ремонта).

Приложением к Региональной программе капитального ремонта является перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Свердловской области, подлежащих капитальному ремонту в 2015-2044 годах (далее – Перечень многоквартирных домов).

Первоначальный текст документа опубликован на официальном интернет портале правовой информации Свердловской области (www.pravo.gov66.ru) 29 апреля 2014 года.

В первоначальный Перечень многоквартирных домов были включены:

-многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, 1973 года постройки (порядковый номер в приложении к Региональной программе капитального ремонта – 4327);

-многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, 1973 года постройки (порядковый номер в приложении к Региональной программе капитального ремонта – 4328).

Постановлениями Правительства Свердловской области от 19 августа 2015 года № 756-ПП, от 22 декабря 2016 года № 905-ПП, от 05 июля 2017 года № 493-ПП, от 21 декабря 2017 года № 1007-ПП, от 10 августа 2018 года № 508-ПП, от 08 ноября 2018 года № 772-ПП, от 27 сентября 2019 года № 632/ПП, от 16 января 2020 года № 1-ПП, от 26 марта 2020 года № 174-ПП, от 27 августа 2020 года № 578-ПП в Региональную программу капитального ремонта были внесены изменения.

Действующий на момент уточнения заявленных требований Перечень многоквартирных домов включает в себя один многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес><адрес>, 1973 года постройки.

Тюричева Т.Ф. и Блинова Л.Г. (далее – административные истцы) являясь собственниками жилых помещений (квартир) находящихся по адресу: <адрес>, обратились в Свердловский областной суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом неоднократных уточнений заявленных требований представителем Казанцевой О.В., просят признать не действующим Перечень многоквартирных домов в редакции, изложенной Постановлением Правительства Свердловской области от 27 августа 2020 года № 578-ПП «О внесении изменений в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015-2044 годы», утвержденный Постановлением Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 года № 306-ПП в части, которая не предусматривает капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>.

По мнению административных истцов, дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, имеет признаки самостоятельного многоквартирного дома (отдельный земельный участок, отдельный фундамент, разная этажность домов, отдельные точки подключения сетей теплоснабжения, водопровода, канализации и электроснабжения, отдельные разрешения на ввод в эксплуатацию и технический паспорт).

Кроме того, в каждой части многоквартирного дома избран самостоятельный способ управления.

Следовательно, оспариваемый нормативный правовой акт противоречит положениям статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации и положениям Закона Свердловской области от 19 декабря 2013 года № 127-ОЗ, поскольку законных оснований для исключения из Региональной программы капитального ремонта многоквартирного дома по адресу: <адрес>, <адрес> не имелось.

В связи с чем, административные истцы просят восстановить их права путем внесения многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> в Перечень многоквартирных домов.

Представитель административных истцов Казанцева О.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.

Представитель Правительства Свердловской области Тертышный А.Н. представитель заинтересованного лица - Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области Романова Т.И., представитель заинтересованного лица - Регионального фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области Юровская В.А., просили в удовлетворении уточненных заявленных требований отказать, пояснив, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят Правительством Свердловской области в пределах предоставленных полномочий, введен в действие и опубликован в установленном порядке, нормам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит, прав административных истцов не нарушает.

По существу заявленных требований указали, что при первичном формировании Региональной программы капитального ремонта в 2014 году указанные многоквартирные дома были включены в Перечень многоквартирных домов как два самостоятельных объекта по адресам:

-<адрес>;

-<адрес>, <адрес>.

В дальнейшем при актуализации Региональной программы капитального ремонта (Постановление Правительства Свердловской области от 19 августа 2015 года № 756-ПП), приведенные многоквартирные дома были включены в Перечень многоквартирных домов как единый объект 1973 года постройки с адресом: <адрес>.

Представитель заинтересованных лиц - Администрации города Екатеринбурга и Управления жилищного и коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга Гаев А.С. настаивал на удовлетворении административного иска, выразив солидарность с позицией представителя административных истцов о том, что дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, является самостоятельным многоквартирным домом.

Обособленность многоквартирных домов друг от друга подтверждается результатами проведенного Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области обследования, о чем составлен акт от 04 декабря 2017 года.

Кроме того, по мнению представителя заинтересованных лиц, адрес не является основной характеристикой объекта, в связи с чем, ни одним действующим нормативным правовым актом не установлено наличие отдельного адреса в существующей адресной системе в качестве условия для включения дома в Региональную программу капитального ремонта.

Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения административного дела, в судебное заседание представителя не направил.

Руководствуясь частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть административное дело при данной явке.

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в судебном заседании, а также заключение прокурора Войновой О.А., полагавшего административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно пункту «к» пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно пункту 2 статьи 26.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.

Законодательное разграничение полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области жилищного законодательства закреплено Жилищным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с частью 6 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.

Исходя из предписаний подпункта 61 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, регулирование отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Как указано в пункте 11.1 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство регулирует отношения, в том числе по поводу формирования и использования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно пункту 8.3 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

В силу положений раздела IХ Жилищного кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации наделены федеральным законодателем полномочиями по самостоятельному решению вопросов, связанных с созданием и функционированием региональных систем капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе утверждением региональных программ капитального ремонта.

Так, в соответствии пунктом 3 части 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.

Порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом (часть 6 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).

На территории Свердловской области отношения в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются Законом Свердловской области от 19 декабря 2013 года № 127-ОЗ «Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области» (далее – Закон № 127-ОЗ).

Согласно Постановлению Правительства Свердловской области от 14 марта 2008 года № 189-ПП непосредственная подготовка региональной программы капитального ремонта осуществляется Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области.

Региональная программа капитального ремонта была представлена на рассмотрение Правительства Свердловской области и утверждена 22 апреля 2014 года постановлением Правительства Свердловской области № 306-ПП в соответствии с установленным Регламентом, что подтверждает выписка из протокола.

Постановление оформлено в надлежащей форме и опубликовано в установленном порядке.

Согласно Перечню многоквартирных домов, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области № 306-ПП, в него в числе прочих, включены:

-многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, 1973 года постройки (порядковый номер в приложении к Региональной программе капитального ремонта – 4327);

-многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, 1973 года постройки (порядковый номер в приложении к Региональной программе капитального ремонта – 4328),

с указанием планового периода проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с частью 5 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 3 статьи 10 Закона № 127-ОЗ региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год.

Актуализация региональной программы капитального ремонта осуществляется путем внесения в нее изменений (пункт 1 статьи 10 Закона № 127).

Согласно Постановлению Правительства Свердловской области от 19 августа 2015 года № 756-ПП в Перечень многоквартирных домов включен дом с адресом: <адрес>, 1973 года постройки.

Вступившим в законную силу решением Свердловского областного суда от 22 ноября 2017 года установлено, что актуализация Региональной программы капитального ремонта Постановлением от 19 августа 2015 года № 756-ПП осуществлена Правительством Свердловской области в соответствии с его компетенцией, в надлежащей форме и с соблюдением установленной процедуры принятия и опубликования нормативного правового акта.

При последующей актуализации Региональной программы капитального ремонта изменялся только порядковый номер данного дома в перечне многоквартирных домов.

Последняя актуализация Региональной программы капитального ремонта проведена Постановлением Правительства Свердловской области от 27 августа 2020 года № 578-ПП.

Проект постановления был единогласно принят на заседании Правительства Свердловской области в соответствии с установленным Регламентом, что подтверждает выписка из протокола.

Постановление оформлено в надлежащей форме и опубликовано в установленном порядке.

Таким образом, актуализация Региональной программы капитального ремонта осуществлена Правительством Свердловской области в соответствии с его компетенцией, в надлежащей форме и с соблюдением установленной процедуры принятия и опубликования нормативного правового акта, что административным истцом не оспаривается.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят уполномоченным органом местного самоуправления в установленной форме с соблюдением процедуры его принятия, официально опубликован.

Как следует из устных и письменных пояснений административных истцов и их представителя, в настоящее время Региональная программа капитального ремонта не предусматривает капитальный ремонт многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, в связи с его исключением из Региональной программы Постановлением Правительства Свердловской области от 19 августа 2015 года № 756-ПП, что противоречит положениям статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации и положениям Закона Свердловской области от 19 декабря 2013 года № 127-ОЗ.

По мнению административных истцов, фактически объект, учтенный по адресу: <адрес>, состоит из двух самостоятельных частей: с номерами подъездов 1, 2, 3, 4 (<№>) и с номерами подъездов – 5, 6, 7, 8 (<№>), которые расцениваются административными истцами как два многоквартирных дома имеющих единый адрес и признаки самостоятельного здания (отдельный земельный участок, отдельный фундамент, разная этажность домов, отдельные точки подключения сетей теплоснабжения, водопровода, канализации и электроснабжения, отдельные разрешения на ввод в эксплуатацию и технический паспорт).

Кроме этого, в каждом из многоквартирных домов выбран и реализован самостоятельный способ управления.

Дом по адресу: <адрес> (подъезды 1 - 4) находится в управление ТСЖ «Малахит»; дом по адресу: <адрес> (подъезды 5-8) находится в управление ООО «УК «ЖКХ Октябрьского района».

Возражая против доводов административных истцов, представитель административного ответчика указал, что Постановлением Правительства Свердловской области от 19 августа 2015 года № 756-ПП в Региональную программу были внесены изменения, предусматривающие капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> как единого объекта капитального строительства, с указанием планового периода проведения работ.

Уполномоченными органами при актуализации Региональной программы капитального ремонта не представлены сведения, подтверждающие факт «разделения» многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> на два самостоятельных дома.

В связи с чем, вопреки доводам административных истцов многоквартирный дом включен в Региональную программу капитального ремонта как единый объект в соответствии с требованиями действующего законодательства. Указанные обстоятельства установлены вступившим в законную силу судебным актом по делу № 2-4367/2017.

На основании пункта 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта выясняет соответствие оспариваемого правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Проверяя на соответствие оспариваемое постановление нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться также дома, в которых имеется менее чем пять квартир. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта не включаются многоквартирные дома, в отношении которых на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, приняты решения о сносе или реконструкции.

Из системного анализа данных правовых норм следует, что в Региональную программу капитального ремонта подлежат включению все многоквартирные дома, расположенные на территории субъекта Российской Федерации, за исключением вышеприведенного перечня домов, который является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

В соответствии с положениями части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывать соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213).

Судом установлено, что Блинова Л.Г. и Тюричева Т.Ф. являются собственником квартир соответственно <№> в <адрес> в <адрес>, что подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права.

Согласно полученной по судебным запросам информации из ЕМУП «БТИ», содержащей фотообраз технического паспорта здания по адресу: <адрес> на диске CD-R, многоквартирный дом состоит из двух частей: в диапазоне квартир №<№> и в диапазоне квартир №<№>.

На каждую часть <адрес> нумерацией квартир с <№> и с <№> представлены Акты государственной комиссии по приемке здания в эксплуатацию.

Технические паспорта составлены по состоянию на 24 сентября 1973 года и 15 ноября 1973 года, соответственно.

Из представленных сведений из филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по УФО» усматривается, что на кадастровый учет поставлено здание, назначение: многоквартирный дом, год завершения строительства: 1973 года, кадастровый <№>, адрес (местоположение): <адрес> (лист № 1, раздел 1 Выписки из Единого государственного реестра недвижимости).

Объект недвижимости (здание) с кадастровым номером <№> расположен на земельном участке с кадастровым номером <№>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование – для многоэтажной застройки (лист 1, раздел 3 Выписки из ЕГРН).

В рассматриваемом случае на кадастровый учет поставлено здание, назначение: многоквартирный дом, расположенное по адресу: <адрес>.

При этом ни ввод в эксплуатацию в разное время многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, ни составление отдельной разрешительной и технической документации на части жилого дома с условным разделением на подъезды, не имеют правового значения для квалификации этих частей дома в качестве самостоятельных многоквартирных домов до тех пор, пока не представлены доказательства, свидетельствующие о постановке объектов на самостоятельный кадастровый учет с указанием адресов их местоположения.

Сведения о постановке на кадастровый учет самостоятельного многоквартирного дома с адресом: <адрес>, <адрес> в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.

Поскольку органами кадастрового учета здание по адресу: <адрес> учтено в качестве единого объекта недвижимости, соответственно, при актуализации Региональной программы капитального ремонта в Перечень многоквартирных домов обоснованно был включен многоквартирный дом с адресом: <адрес>, как единый объект, что соответствует нормам жилищного законодательства.

Такие обстоятельства как управление каждой частью многоквартирного дома по адресу: <адрес> разными управляющими компаниями, могут являться основаниями для присвоения органами местного самоуправления различных адресов данным строениям с последующим внесением изменений в сведения кадастрового учета.

Соответственно, Правительство Свердловской области не вправе подменять полномочия органов местного самоуправления, самостоятельно изменяя Региональную программу капитального ремонта в части указания адреса.

И только признание в установленном законом порядке того факта, что часть спорного многоквартирного дома является отдельным многоквартирным домом (отдельным объектом учета), определит возможность внесения изменений в Региональную программу капитального ремонта при ее актуализации.

В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом в случае, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Поскольку оспариваемый в части нормативный правовой акт не противоречит федеральным законам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает права и законные интересы административных истцов, оснований для удовлетворения административного иска не имеется.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного иска отказать.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Свердловский областной суд путем подачи апелляционной жалобы.

Судья С.Н. Полевщикова