ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-193/2016 от 30.08.2016 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело № 3а-193-2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 августа 2016 года г. Пермь

Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Ефремовой О.Н.,

при секретаре Волосатовой А.О., Силенок О.В.,

с участием прокурора прокуратуры Пермского края Вохмяниной Ю.М.,

представителя административного истца Шаховнина А.И., действующего на основании доверенности от 15.08.2016 (диплом ***),

административного ответчика Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 17 в лице председателя Юшковой А.П.,

представителей заинтересованного лица Подкорытова В.Ю. – Костоусова В.В., действующего на основании доверенности от 25.08.2016 (диплом ***) и Куранова В.Г., действующему на основании доверенности от 25.08.2016 (диплом ***),

представителя заинтересованного лица избирательного объединения «ПЕРМСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Медведевой О.С., действующей на основании доверенности от 25.08.2016 (диплом ***),

рассмотрев 30 августа 2016 года в открытом судебном заседании в городе Перми административное дело по административному исковому заявлению Максимова И.В. об отмене решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 17 от 7 августа 2016 года № 9/01 «О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 17 Подкорытова ***»,

УСТАНОВИЛ:

постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 16.06.2016 № 2395 назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва на 18.09.2016. Указанное постановление опубликовано в Пермской краевой газете «Звезда» № 65 от 17.06.2016.

Постановлением Избирательной комиссии Пермского края от 17.06.2016 № 193/03-2 «О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва на территориальные избирательные комиссии Пермского края» полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 17 возложены на территориальную избирательную комиссию Чусовского муниципального района».

Решением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 17 от 07.08.2016 № 9/02 Максимов И.В., выдвинутый избирательным объединением «ПЕРМСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 17.

Решением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 17 от 07.08.2016 № 9/01 Подкорытов В.Ю., выдвинутый в порядке самовыдвижения кандидатом в депутаты, зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 17.

16.08.2016 кандидат в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 17 Максимов И.В. обратился в Пермский краевой суд с заявлением об отмене решения окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 17 по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва от 07.08.2016 № 9/01 «О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 17 Подкорытова В.Ю.», указав, что решение о регистрации кандидата Подкорытова В.Ю. принято избирательной комиссией в нарушение требований подпунктов «в», «в.1», «в.2», «г.1», «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которому основанием отказа в регистрации является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с данным Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (п. «в»); наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона (п. «в.1»); отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом (п. «в.2»); выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки (п. «г.1»); недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (п. «д»).

В обоснование заявленного требования указал, что порядок нотариального удостоверения списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей в поддержку кандидата Подкорытова В.Ю. не соответствует форме № 76, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 10.04.2002 № 99, поскольку в удостоверительной надписи нотариуса С. отсутствуют обязательные указания на то, что нотариусом удостоверяются указанные в настоящем списке сведения о гражданах (гражданине) РФ, осуществлявших сбор подписей избирателей; нотариусом установлено гражданство лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей. Кроме того, заявитель указывает, что из удостоверительной надписи нотариуса С., выполненной на списке лиц, осуществлявших сбор подписей, нотариусом удостоверена подпись С2. Однако данные о С1., фактически осуществлявшей сбор подписей избирателей в поддержку кандидата Подкорытова В.Ю., нотариусом не удостоверены. В подписных листах, представленных кандидатом Подкорытовым В.Ю., имеются нарушения, которые указывают на то, что незаконно зарегистрированный кандидат принимает участие в избирательной кампании, повышает конкуренцию среди зарегистрированных кандидатов и уменьшает возможность избрания Максимова И.В.

В судебное заседание административный истец Максимов И.В., будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, не явился. Его представитель Шаховнин А.И. доводы, изложенные в заявлении, поддержал в полном объеме.

Окружная избирательная комиссия по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 17 в лице председателя комиссии возражала против заявленных требований по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица Подкорытов В.Ю., о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, участие в судебном заседании не принимал. Его представители Куранов В.Г. и Костоусов В.В., просили в удовлетворении иска отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Представитель привлеченного к участию в деле определением суда от 25.08.2016 в соответствии со статьёй 47 КАС РФ в качестве заинтересованного лица - избирательное объединение «ПЕРМСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Медведева О.С. административный иск поддержала.

В соответствии с положениями части 2 статьи 150 и части 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что в силу названного закона неявка в суд лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения участвующих в судебном заседании лиц, заслушав заключение прокурора Вохмяниной Ю.М., полагавшей, что заявление Максимова И.В. удовлетворению не подлежит, суд приходит к следующему.

Законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ), иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации (пункт 1 статьи 11 Федерального закона № 67-ФЗ).

В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 этого федерального закона, иных требований, предусмотренных данным федеральным законом, иным законом.

Отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом № 67-ФЗ иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, в силу подпункта "в" пункта 24 статьи 38 названного Закона является основанием для отказа в регистрации кандидата.

Проанализировав положения пункта 2 статьи 33, подпункта «б» пункта 2.2 статьи 33, пунктов 1.1, 26 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, части 4 статьи 28, статьи 33 Закона Пермского края от 11.05.2011 № 766-ПК «О выборах депутатов Законодательного Собрания Пермского края» (далее – Закон Пермского края № 766-ПК), с учетом того, что Подкорытовым В.Ю. в избирательную комиссию были представлены все необходимые документы, которые при его выдвижении и регистрации проверены избирательной комиссией, каких-либо претензий к нему не предъявлялось, суд приходит к выводу о том, что при принятии окружной избирательной комиссией одномандатного избирательного округа № 17 по выборам депутатов Законодательного собрания Пермского края решения от 07.08.2016 № 9/01 о регистрации кандидата Подкорытова В.Ю. не допущено существенных нарушений норм избирательного законодательства, в связи с чем, оснований для отмены решения окружной избирательной комиссии о регистрации кандидатом в депутаты Подкорытова В.Ю. ввиду нарушения положений подпункта «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, пункта «в» части 5 статьи 33 Закона Пермского края № 766-ПК не имеется.

Представленные 15.07.2016 Подкорытовым для уведомления о выдвижении документы: заявление кандидата о согласии баллотироваться; копия паспорта; копия трудовой книжки, справка с основного места работы; свидетельство о постановке на учет в налоговом органе; сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах, сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами РФ, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами РФ кандидата, его супруга и несовершеннолетних детей; сведения о расходах кандидата, его супруга и несовершеннолетних детей за последние три года, соответствуют установленным законом требованиям, сведения представлены по форме, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 2013 № 546.

Принятые избирательной комиссией от Подкорытова В.Ю. 01.08.2016 документы о регистрации кандидата, также составлены в соответствии с требованиями закона. Так, кандидатом в депутаты представлены: письменное уведомление кандидата о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, не владеет и не пользуется иностранными финансовыми инструментами; подписные листы; протокол об итогах сбора подписей избирателей, список лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей, копии документов, подтверждающих оплату изготовления подписных листов за счет средств избирательного фонда кандидата.

Таким образом, не имеется оснований полагать, что имеется нарушение подпункта «в.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, устанавливающей, что основанием для отказа в регистрации может являться наличие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона.

Как и не имеется оснований полагать, что в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата Подкорытова В.В., отсутствуют какие-либо сведения в документах, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ и предусмотренных частями 1, 2 и 2.1 статьи 28 Закона Пермского края № 766-ПК.

Заявление об уведомлении о выдвижении кандидата Подкорытова В.Ю. представлено в письменной форме, в нем отражено согласие баллотироваться по соответствующему избирательному округу № 17 с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата Законодательного Собрания Пермского края. В заявлении указаны фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта, наименование и код органа, выдавшего паспорт, идентификационный номер налогоплательщика, гражданство, сведения о профессиональном образовании с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании, основное место службы, занимаемая должность.

Сведения о размере и об источниках доходов кандидата и об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах представлены по форме согласно приложению 1 к Федеральному закону № 67-ФЗ.

Сведения о принадлежащем кандидату Подкорытову В.Ю., его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей; а также сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка составлены по форме, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 06.06.2013 № 546.

Окружной избирательной комиссией не установлено, что представленные кандидатом Подкорытовым В.Ю. сведения являются недостоверными и (или) неполными, как и не представлено таких доказательств административным истцом в ходе рассмотрения дела, судом таких обстоятельств не установлено.

Указание заявителя на то, что форма подписного листа не соответствует установленной законом форме, является неубедительной и противоречит Приложению № 5 к Федеральному закону № 67-ФЗ. Все необходимые сведения, установленные законом в подписных листах, оформленных в поддержку кандидата в депутаты Подкорытова В.Ю. и отобранных для проверки окружной избирательной комиссией, имеются.

В соответствии с требованиями пунктов 10-13 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ, представленные Подкорытовым В.Ю. подписные листы содержат сведения о номере специального избирательного счета, с которого произведена оплата изготовления подписных листов. В подписных листах, отобранных для проверки, избирателями проставлены подписи и дата ее внесения. Также указаны у каждого избирателя фамилия, имя, отчество, год рождения, адрес места жительства, серия, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Указанные данные внесены рукописным способом. Каждый подписной лист заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указало свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также поставил свою подпись и дату ее внесения. Каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата заверен кандидатом.

Положения подпунктов «г.1» и «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ устанавливают, что основаниями отказа в регистрации кандидата являются, в том числе, выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки; недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

Аналогичные основания для отказа в регистрации кандидата закреплены в пунктах «е.1», «ж» части 5 статьи 33 Закона Пермского края № 766-ПК.

Схема одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Пермского края утверждена постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 21.01.2016 № 2180.

Постановлением Избирательной комиссии Пермского края от 17.06.2016 № 193/02-2 определены границы территорий, которым соответствуют региональные группы единых списков кандидатов, они совпадают с границами одномандатных избирательных округов, утвержденными Постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 21.01.2016 № 2180 «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Пермского края», в частности, региональная группа "Чусовская № 17" соответствует одномандатному избирательному округу № 17, включает перечень территорий: Чусовской муниципальный район; часть Горнозаводского муниципального района.

Из постановления Избирательной комиссии Пермского края от 25.11.2015 № 181/01-2, которым определена схема одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва, следует, что численность избирателей избирательного округа № 17 составляет 71957 человек.

Материалами дела подтверждается, что Подкорытовым В.Ю. 01.08.2016 в окружную избирательную комиссию представлены документы для регистрации, в том числе подписные листы избирателей, количество подписей которых не превышает максимально допустимое количество подписей и составляет 2375 подписей.

На основании протокола случайной выборки подписных листов для проверки, было отобрано 432 подписи (20% от необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей): папка № 1 подписи 342 из 342, папка № 5 первые 90 из 300.

По результатам проведенной проверки составлена ведомость проверки подписных листов, в соответствии с которой нарушения избирательного законодательства выявлены в папке № 1, подписные листы: 3 (строка 2), 16 (строка 4), 17 (строка 4), 35 (строка 2), 35 (строка 3), 36 (строка 5), 37 (строка 3), 55 (строка 4). В результате проверки установлено, что общее количество недействительных подписей – 8, что составляет 1,85 % от отобранных для проверки 432 подписей, что подтверждается копией итогового протокола проверки подписных листов и ведомостью проверки подписных листов № 1 от 04.08.2016.

Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия) (пункт 3 статьи 38).

Проверке и учету не подлежат подписи избирателей, участников референдума, содержащиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) лицами, заверяющими подписные листы, если это специально оговорено ими в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписных листов в комиссию (пункт 4 статьи 38).

Суд, изучив отобранные для проверки подписные листы в папке № 1подписи 342 из 342 (на 80 подписных листах), папка № 5 подписи 90 из 300 (на подписных листах с 1 по 22), за исключением указанных в протоколе от 01.08.2016 об итогах сбора подписей избирателей и исключенных самим кандидатом в депутаты, приходит к выводу, что отобранные для проверки подписные листы соответствуют установленным к ним требованиям: даты внесения подписей проставлены избирателями собственноручно, данные в подписной лист внесены сборщиком подписей, данные о лицах, осуществляющих сбор подписей избирателей, указаны в соответствии с требованиями избирательного законодательства, данные об избирателях соответствуют действительности, форма подписного листа соответствует Приложению № 5 к Федеральному закону № 67-ФЗ. Подписи избирателей внесены в подписной лист ранее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, и кандидатом; собраны в период сбора подписей с 16.07.2016 по 29.07.2016, то есть после дня оплаты изготовления подписных листов (15.07.2016).

Указание заявителя о том, что даты внесения подписей проставлены избирателями не собственноручно, имеются подписи избирателей, выполненные от имени одного лица другим лицом, имеются повторяющиеся данные об избирателях, является голословным, не подтверждено установленными законом доказательствами: официальной справкой органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, заключением эксперта.

Как и является безосновательным указание заявителя на то, что неверно приведены сведения об избирателях, проставивших свои подписи в подписных листах, а именно: год рождения, паспортные данные, сведения о месте жительства избирателей, в подписных листах папки № 1: 7 (строка 2), 8 (строка 4), 11 (строка 1), 12 (строка 1), 12 (строка 3), 17 (строка 2), 20 (строка 4), 22 (строка 3), 23 (строка 3), 27 (строка 4), 27 (строка 5), 29 (строка 1), 31 (строка 2), 32 (строка 5), 35 (строка 3), 35 (строка 5), 38 (строка 4), 39 (строка 2), 39 (строка 5), 48 (строка 5), 49 (строка 4), 52 (строка 4), 53 (строка 2), 57 (строка 1), 57 (строка 3), 60 (строка 1), 60 (строка 4), 65 (строка 4), 78 (строка 2), 79 (строка 2), 80 (строка 4. В папке № 5 подписные листы: 2 (строка 5), 6 (строка 2), 9 (строка 1), 12 (строка 2), 15 (строка 1), всего 36 подписей.

Положениями пункта 3.1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ установлено, что для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях на выборах в орган государственной власти субъекта Российской Федерации используется ГАС "Выборы", включая регистр избирателей.

Проверив указанные в подписных листах данные об избирателях из числа оспариваемых административным истцом 36 подписей избирателей, сопоставив их с данными, содержащимися в Государственной автоматизированной системе «Выборы», принимая во внимание полученные избирательной комиссией сведения от Миграционной службы при МО МВД России «Чусовской» на избирателей, указанных в подписных листах № 22 (строка 3) и № 35 (строка 3) папки № 1, суд приходит к выводу, что сведения об избирателях в оспариваемых стороной административного истца подписных листах соответствуют действительности, за исключением подписи в строке 3 подписного листа 35 папка № 1, исключенной окружной избирательной комиссией при проверке подписных листов (ведомость проверки подписных листов № 1). В связи с чем не имеется оснований для признания указанных выше подписей избирателей недействительными по основаниям, указанным в подпункте «в» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ.

Положениями подпункта «м» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрено, что недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, который заверен осуществлявшим сбор подписей избирателей, лицом, не внесенным в список, составленный в соответствии с пунктом 16 статьи 37 настоящего Федерального закона.

В пункте 16 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ установлено, что законом может быть предусмотрено, что при проведении выборов в орган государственной власти субъекта Российской Федерации кандидат обязан составить и представить в комиссию список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, нотариально удостоверить сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей, и подписи этих лиц, а также представить в комиссию список указанных лиц в машиночитаемом виде по форме, установленной комиссией, организующей выборы, референдум.

Из нормы части 4.1 статьи 31 Закона Пермского края № 766-ПК следует, что кандидат обязан составить список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по форме, установленной избирательной комиссией Пермского края. В списке указываются сведения о каждом лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей: фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставится подпись лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. Сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей избирателей, и подписи этих лиц в списке, составленном на бумажном носителе, удостоверяются нотариально.

Обязательная форма Списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения/самовыдвижения, утверждена Постановлением Избирательной комиссии Пермского края от 17.06.2016 № 193/08-2 (Приложение № 11).

Проанализировав представленные в дело списки лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва Подкопытова В.Ю. по одномандатному избирательному округу № 17, суд приходит к выводу, что данные списки составлены в соответствии с установленной в Приложении № 11 постановления Избирательной комиссии Пермского края от 17.06.2016 № 193/08-2 обязательной форме.

В заголовке списков указано слово «самовыдвижения», столбец 2 заполнен собственноручно лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва Подкорытова В.Ю., личности граждан Российской Федерации установлены на основании паспорта гражданина, о чем в графе 5 сделана соответствующая запись, а в графе 6 в качестве серии паспорта указаны две пары двузначных чисел, которые предшествуют шестизначному числу, являющемуся собственно номером паспорта. Адрес места жительства лиц указан в соответствии с подпунктом 5 статьи 2 Федерального закона № 67-ФЗ, данные сведения проверены избирательной комиссией с использованием системы ГАС "Выборы". Столбцы 1, 3-9 списка набраны шрифтом "Times New Roman", размер шрифта не менее 12, список сброшюрован в одну папку, листы списка в папке пронумерованы, нумерация в первой графе сквозная. Сброшюрованный в папку список заверен кандидатом с указанием его фамилии, имени и отчества на оборотной стороне последнего листа списка.

В отведенном месте для удостоверительной надписи нотариального свидетельствования верности сведений о лицах, осуществлявших сбор подписей избирателей, и подлинности подписей этих лиц, имеется соответствующая запись нотариуса с указанием реестрового номера нотариального действия. Ссылки на необходимость оформления удостоверительной надписи нотариуса в установленной законом форме ни в Законе Пермского края № 766-ПК, ни в постановлении Избирательной комиссии Пермского края от 17.06.2016 № 193/08-2 не содержится.

При этом действительно удостоверительная надпись нотариуса С. на списке лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата в депутаты Подкорытова В.Ю., выполнена с нарушением формы № 76, установленной Приложением к Приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 10.04.2002 № 99.

Вместе с тем, нарушение установленной формы для совершения удостоверительной надписи о засвидетельствовании сведений, содержащихся в списке лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей и подлинности подписи этих лиц в силу положений статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ и статьи 82 Закона Пермского края № 766-ПК не влечет признания подписей избирателей недействительными на основании подпункта «м» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, поскольку списки лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, удостоверены нотариально, оформлены с соблюдением обязательной формы. Суд также учитывает показания допрошенной в судебном заседании в качестве свидетеля нотариуса С., указавшей, что произошла техническая ошибка при оформлении нотариального действия, поскольку лицо обратилось за нотариальным удостоверением подлинности подписи в списке лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва Подкорытова В.Ю. по одномандатному избирательному округу № 17, сведений. В подтверждение указанных показаний свидетеля в материалы дела представлены выписки из реестра. С учетом изложенного, оснований не доверять показаниям допрошенного свидетеля суд не усматривает, свидетелем сообщены сведения об обстоятельствах, непосредственным участником которых она являлась, они не противоречат письменным документам, не опровергаются объяснениями лиц, участвующих в деле.

Довод заявителя на то, что из удостоверительной надписи нотариуса С., выполненной на списке лиц, осуществляющих сбор подписей, нотариусом удостоверена подпись С2., в то время как фактически сбор подписей осуществляла С1., которая не включена в список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, подлежит отклонению.

Как следует из протокола случайной выборки подписных листов, представленных кандидатом в депутаты Подкорытовым В.Ю., проверка подписных листов с подписями избирателей, собранных С1., включенной в списки лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей, избирательной комиссией не проводилась, в связи с чем доводы административного истца о том, что С1., не включенная в список лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей в поддержку самовыдвижения Подкорытова В.Ю., была не вправе осуществлять их сбор, подлежат отклонению, как не относящиеся к предмету настоящего спора.

Исследованные при рассмотрении дела доказательства приводят к убедительному выводу о том, что нарушений избирательного законодательства, влекущих безусловную отмену решения избирательной комиссии, допущено не было, права и законные интересы заявителя не нарушены, в связи с чем в удовлетворении заявления Максимова И.В. суд считает необходимым отказать.

Административное исковое заявление подано Максимовым И.В. с соблюдением установленного частью 4 статьи 240 КАС РФ срока.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления Максимова И.В. об отмене решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 17 от 7 августа 2016 года № 9/01 «О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 17 Подкорытова В.Ю.», - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение пяти дней со дня принятия решения.

Решение не вступило в законную силу.

Судья (подпись)