ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1944/20 от 27.11.2020 Самарского областного суда (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 ноября 2020 года г. Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Ласковской С.Н.,

при секретаре судебного заседания Зайцеве М.В.,

с участием:

представителя административного истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1944/2020 по административному исковому заявлению ФИО2 к Правительству Самарской области, Управлению Росреестра по Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере равном их рыночной стоимости,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере равном их рыночной стоимости, ссылаясь на то, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , площадью 1 493 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: занимаемый нежилым зданием (огм с мастерскими) и территорией, необходимой для его обслуживания, для объектов общественно-делового значения, расположенный по адресу относительно ориентира: <адрес>., а также земельный участок с кадастровым номером , площадью 1 630 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: занимаемый нежилым зданием (огм с мастерскими) и территорией, необходимой для его обслуживания, для объектов общественно-делового значения, расположенный по адресу относительно ориентира: <адрес>.

Кадастровая стоимость указанных выше объектов недвижимости определена по состоянию на 25.11.2013 года, и для земельного участка с кадастровым номером она составляет 3 748 967 рублей 79 копеек, для земельного участка с кадастровым номером – 4 092 978 рублей 90 копеек.

ФИО2 не согласен с указанной выше кадастровой стоимостью земельных участков, считает её завышенной и не соответствующей действительной рыночной стоимости, чем нарушаются права и затрагиваются интересы истца как плательщика земельного налога.

Согласно отчёту об оценке от 02.10.2020 года № 317/20, подготовленного независимым оценщиком Общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>», по состоянию на 25.11.2013 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет 2 073 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером – 1 913 000 рублей.

При таких обстоятельствах, ФИО2 полагает, что имеются предусмотренные законом основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в судебном порядке.

На основании изложенного, административный истец просит суд восстановить срок для обращения в суд с административным иском и установить кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости по состоянию на 25.11.2013 года на основании отчета об оценке.

Определением суда от 29.10.2020 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО1 заявленные требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.

Представители: Правительства Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Администрации городского округа Самара, а также заинтересованное лицо ФИО3 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Представитель филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области представил суду письменные пояснения, в которых разрешение заявленных требований оставил на усмотрение суда.

Заинтересованное лицо ФИО3 представил суду письменное заявление, в котором просит административные исковые требования ФИО2 удовлетворить.

Иные лица, участвующие в деле, письменных возражений на административное исковое заявление не предоставили.

В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, заслушав пояснения представителя административного истца, изучив материалы дела, полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Часть 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определяет, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Положения пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Установлено, что земельный участок с кадастровым номером , площадью 1 493 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: занимаемый нежилым зданием (огм с мастерскими) и территорией, необходимой для его обслуживания, для объектов общественно-делового значения, расположенный по адресу относительно ориентира: <адрес>., принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО2 и ФИО3 (по ? доли в праве), земельный участок с кадастровым номером , площадью 1 630 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: занимаемый нежилым зданием (огм с мастерскими) и территорией, необходимой для его обслуживания, для объектов общественно-делового значения, расположенный по адресу относительно ориентира: <адрес>., - принадлежит на праве собственности ФИО2

Данные обстоятельства подтверждаются свидетельствами о государственной регистрации права от 27.03.2015 г., 28.04.2015 г., а также выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 30.10.2020 года №№ КУВИ-002/2020-34152644, КУВИ-002/2020-34152895.

Постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 года № 610 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области.

Сведения о кадастровой стоимости спорных земельных участков внесены в Единый государственный реестр недвижимости 21.12.2013 года и, согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 21.09.2020 года №№ 63-00-102/20-801499, 63-00-102/20-801505, по состоянию на 25.11.2013 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет 3 748 967 рублей 79 копеек, земельного участка с кадастровым номером - 4 092 978 рублей 90 копеек.

В соответствии с пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ). Участник долевой собственности самостоятельно участвует в налоговых правоотношениях и может реализовать свое право на пересмотр кадастровой стоимости независимо от согласия других сособственников (пункт 1 статьи 45, пункт 2 статьи 392, пункт 3 статьи 408 НК РФ, статья 24.18 Закона об оценочной деятельности).

Установление кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости направлено на защиту интересов административного истца как собственника земельных участков от недостоверной, экономически необоснованной базы для определения размера земельного налога.

Согласно статье 24.18 Федерального закона Российской Федерации от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Не согласившись с кадастровой стоимостью земельных участков, административный истец 26.10.2020 года обратился в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.

В силу ч. 3 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

В соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Поскольку на момент обращения ФИО2 в суд в Единый государственный реестр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик спорных земельных участков, повлекшие изменение их кадастровой стоимости, суд полагает возможным восстановить административному истцу срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости рассматриваемых объектов недвижимости.

При таких обстоятельствах и на основании статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обращение ФИО2 в суд с настоящим административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, является обоснованным.

Целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.

В силу статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет независимого оценщика.

Административным истцом в обоснование требований представлен отчет об оценке от 02.10.2020 года № 317/20, подготовленный независимым оценщиком ООО «<данные изъяты>».

Из отчета усматривается, что объектами оценки являлись земельные участки с кадастровыми номерами: , итоговая величина рыночной стоимости которых по состоянию на 25.11.2013 года составила: в отношении земельного участка с кадастровым номером - 1 913 000 рублей, в отношении земельного участка с кадастровым номером - 2 073 000 рублей.

Исследовав отчет об оценке, суд приходит к выводу о том, что он соответствует требованиям федерального законодательства об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки.

В силу части 1 статьи 3 Федерального Закона Российской Федерации от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.

На основании статьи 11 указанного Федерального закона, итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее также - отчет).

Отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

В соответствии с требованиями статьи 24.18 Федерального закона Российской Федерации «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», оценка выполнена на дату определения кадастровой стоимости спорных земельных участков по состоянию на 25.11.2013 года.

Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в отчете об оценке выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости земельных участков основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.

Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к отчету об оценке документами.

С учетом изложенного, оснований полагать, что представленный административным истцом отчет об оценке не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки, у суда не имеется.

Согласно статье 12 Закона № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.

В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которая в том числе распространяет свое действие и на дела о пересмотре кадастровой стоимости, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.

Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.

Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость земельных участков с кадастровыми номерами: , содержащих сведения об иной их рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Правовых оснований для назначения судебной оценочной экспертизы по инициативе суда не имеется.

Суд считает возможным принять отчет об оценке, подготовленный оценщиком ООО «<данные изъяты>», в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего величину рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 25.11.2013 года, и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу выводы указанного отчета.

Таким образом, требования административного истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Из материалов дела следует, что административный истец не обращался в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области, дата обращения в суд – 26.10.2020 года, что подлежит указанию в резолютивной части решения суда.

Установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования ФИО2 - удовлетворить.

Восстановить ФИО2 пропущенный процессуальный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером площадью 1 493 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: занимаемый нежилым зданием (огм с мастерскими) и территорией, необходимой для его обслуживания, для объектов общественно-делового значения, расположенного по адресу относительно ориентира: <адрес>., - равной его рыночной стоимости по состоянию на 25 ноября 2013 года в размере 1 913 000 рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 1 630 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: занимаемый нежилым зданием (огм с мастерскими) и территорией, необходимой для его обслуживания, для объектов общественно-делового значения, расположенного по адресу относительно ориентира: <адрес>., - равной его рыночной стоимости по состоянию на 25 ноября 2013 года в размере 2 073 000 рублей.

Датой подачи ФИО2 заявления в суд считать 26.10.2020 года.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья: С. Н. Ласковская

Решение суда в окончательной форме изготовлено 02 декабря 2020 года.