Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 января 2022 г. г. Оренбург
Оренбургский областной суд в составе:
председательствующего судьи Селютиной И.Ф.
при секретаре Музычук А.С.
с участием прокурора Филипповской О.Н.,
представителя административного истца Савчук Н.А.
по административному иску Корытовского Д.С. к Совету депутатов Городского округа Закрытого административно-территориального образования Комаровский Оренбургской области о признании недействующим решения Совета депутатов Муниципального образования Закрытого административно-территориального образования Комаровский Оренбургской области от 12 мая 2014 г. №
у с т а н о в и л :
решением Совета депутатов муниципального образования Закрытого административно-территориального образования Комаровский Оренбургской области четвертого созыва от 12 мая 2014 г. № утверждено Положение о порядке и условиях предоставления гражданами жилых помещений муниципального жилищного фонда коммерческого использования в муниципальном образовании.
Корытовский Д.С. обратился в Оренбургский областной суд с административным иском о признании незаконным решения Совета депутатов МО ЗАТО Комаровский Оренбургской области от 12 мая 2014 г. № в части преамбулы, пунктов №, №, №, № Положения о порядке и условиях предоставления гражданами жилых помещений муниципального жилищного фонда коммерческого использования в муниципальном образовании.
Административный истец, являясь нанимателем жилого помещения по договору коммерческого найма в ЗАТО Комаровский, полагает, что указанные пункты порядка предоставления жилого помещения по договору найма нарушает его права, не соответствует требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации, закону Оренбургской области от 13 июля 2007 г. № «О предоставлении жилых помещений отдельным категориям граждан на территории Оренбургской области» и постановлению Правительства Оренбургской области от 27 ноября 2014 г. № «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования Оренбургской области».
Определением судьи Оренбургского областного суда от 14 декабря 2021 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена председатель Совета депутатов ГО ЗАТО Комаровский Оренбургской области Нагорная А.М.
В судебном заседании представитель административного истца Савчук Н.А., действующая на основании доверенности, требования административного иска поддержала.
Представитель Совета депутатов ГО ЗАТО Комаровский Оренбургской области, председатель Совета депутатов ГО ЗАТО Комаровский Оренбургской области в судебное заседание не явились, о явке в суд извещены надлежащим образом.
Председатель Совета депутатов ГО ЗАТО Комаровский Нагорная А.М. просила рассмотреть административное дело без их участия.
Суд вынес определение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав пояснения представителя административного истца, принимая во внимание заключение прокурора, полагавшего удовлетворить административный частично, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются.
В соответствии с частью 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов (устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу); соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Решение Совета депутатов МО ЗАТО Комаровский Оренбургской области четвертого созыва от 12 мая 2014 г. №, которым утверждено Положение о порядке и условиях предоставления гражданами жилых помещений муниципального жилищного фонда коммерческого использования в муниципальном образовании, является нормативным правовым актом, вступил в законную силу после его опубликования в газете «Информационный Вестник ЗАТО» 16 мая 2014 г. № и размещён на официальном сайте МО ЗАТО Комаровский Оренбургской области «www.zato-komarovsky.ru» в сети интернет. Указанное обстоятельство сторонами не оспаривается.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (пункт «к» части 1 статьи 72) жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Жилищное законодательство состоит из Жилищного кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с данным кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (пункт 3 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 19 Жилищного кодекса РФ муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Согласно части 3 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на жилищный фонд социального использования, специализированный жилищный фонд; индивидуальный жилищный фонд и жилищный фонд коммерческого использования, представляющий собой совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование (пункт 4 части 3 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 Устава муниципального образования «Городской округ Закрытое административно-территориальное образование Комаровский Оренбургской области», принятому решением Совета депутатов муниципального образования ЗАТО Комаровский Оренбургской области, Закрытое административно-территориальное образование является городским округом в силу Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7, пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа относятся к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно части 7 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, оспариваемое постановление, регулирующее порядок предоставления на территории муниципального образования городского округа жилых помещений коммерческого использования, принято представительным органом местного самоуправления городского округа ЗАТО Комаровский, в жилищном фонде которого находятся эти жилые помещения, в пределах полномочий в установленной законом форме, процедура принятия и введения нормативного правового акта в действие, порядок опубликования соблюдены.
Согласно преамбуле Положения о порядке и условиях предоставления гражданами жилых помещений муниципального жилищного фонда коммерческого использования в МО ЗАТО Комаровский, правовой акт разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 14 июля 1992 г. № «О закрытом административно-территориальном образовании», Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1998 г. № 655 «Об утверждении Положения об обеспечении особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства обороны Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 г. № 25 «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями», в целях определения порядка и условий предоставления на условиях договора коммерческого найма жилых помещений из состава муниципального жилищного фонда коммерческого использования, руководствуясь частью 9 статьи 30 и статьёй 31 Устава муниципального образования ЗАТО Комаровский Оренбургской области.
Целью положения является реализация конституционного права граждан на жилище путём развития договорных отношений в жилищной сфере, упорядочения и рационального использования жилых помещений, находящихся в муниципальном жилищном фонде коммерческого использования муниципального образования ЗАТО Комаровский Оренбургской области.
Суд считает необоснованной ссылку административного истца о несоответствии норм оспариваемого постановления нормативным правовым актам Оренбургской области.
Закон Оренбургской области от 26 июня 2007 г. № «О предоставлении жилых помещений отдельным категориям граждан на территории Оренбургской области» определяет порядок предоставления отдельным категориям граждан жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области, а также жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма (далее также - жилые помещения муниципального жилищного фонда) на территории Оренбургской области в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона Оренбургской области «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма и договору найма специализированного жилого помещения отдельных категорий граждан».
Согласно пункту 3 статьи 20.1 закона Оренбургской области от 26 июня 2007 г. №, предоставление жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования Оренбургской области осуществляется в порядке, установленном Правительством Оренбургской области.
Во исполнение указанного закона принято постановление Правительства Оренбургской области от 27 ноября 2014 г. № «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования Оренбургской области».
Указанные нормативные правовые акты Оренбургской области не регулируют порядок предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам найма коммерческого использования и не подлежат применению при рассмотрении настоящего спора. Отсутствие в преамбуле оспариваемого правового акта указание на приведённые нормативные акты субъекта не противоречит требованиям закона.
Согласно пункту № Положения о порядке и условиях предоставления гражданами жилых помещений муниципального жилищного фонда коммерческого использования в муниципальном образовании ЗАТО Комаровский, договор коммерческого найма жилого помещения заключается на срок до одного года.
Прекращение договора коммерческого найма жилого помещения, заключенного на срок менее одного года, не влечёт за собой обязанность наймодателя на заключение с тем же нанимателем очередного такого договора на то же жилое помещение (пункт № оспариваемого Положения).
Общие принципы предоставления жилых помещений по договору найма определены главой 35 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 671 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.
В соответствии со статьей 683 Гражданского кодекса Российской Федерации договор найма жилого помещения заключается на срок, не превышающий пяти лет. Если в договоре срок не определен, договор считается заключенным на пять лет (пункт 1). К договору найма жилого помещения, заключенному на срок до одного года (краткосрочный наем), не применяются правила, предусмотренные пунктом 2 статьи 677, статьями 680, 684 - 686, абзацем четвертым пункта 2 статьи 687 Кодекса, если договором не предусмотрено иное (пункт 2).
Согласно части 1 статьи 684 Гражданского кодекса Российской Федерации по истечении договора найма жилого помещения наниматель имеет преимущественное право на заключение договора найма жилого помещения (продления договора) на новый срок.
Административный ответчик, устанавливая оспариваемым нормативным правовым актом, срок заключения договора найма менее одного года, ограничивает предоставленное нанимателю жилого помещения федеральным законом право на занятие жилого помещения более чем на один год (до пяти лет). Следовательно, в МО ЗАТО Комаровский, вопреки требованиям федерального закона, возможно заключение лишь договора краткосрочного найма.
Оспариваемое положение в пункте № также противоречит требованиям части 1 статьи 684 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей преимущественное право нанимателя на заключение договора найма на то же помещение на новый срок.
В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Поскольку судом установлено несоответствие пунктов № и № Положения о порядке и условиях предоставления гражданами жилых помещений муниципального жилищного фонда коммерческого использования в МО ЗАТО Комаровский нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, имеющим большую юридическую силу, в этой части административное исковое заявление о признании нормативного правового акта не действующим подлежит удовлетворению.
Согласно пункту № оспариваемого Положения о порядке и условиях предоставления гражданами жилых помещений муниципального жилищного фонда коммерческого использования в МО ЗАТО Комаровский, решение о предоставлении заявителю и членам его семьи жилого помещения по договору коммерческого найма принимается главой администрации ЗАТО Комаровский, с учётом мнении комиссии, не позднее, чем через тридцать рабочих дней со дня регистрации заявления и необходимых документов, которое оформляется в виде постановления.
Согласно пункту № оспариваемого Положения о порядке и условиях предоставления гражданами жилых помещений муниципального жилищного фонда коммерческого использования в МО ЗАТО Комаровский, в случае отказа в предоставлении жилого помещения из фонда коммерческого использования заявителю администрацией ЗАТО Комаровский направляется мотивированный ответ с указанием основания отказа.
Приведённые выше положении Федерального законодательства и нормативных актов Оренбургской области не устанавливают обязательные для применения вид, форму акта, сроки, участие комиссии при принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору найма коммерческого использования, или форму решения об отказе в предоставлении жилого помещения по договору найма. В этой части судом не установлено противоречие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и, поэтому, требования в этой части не подлежат удовлетворению.
При таких обстоятельствах административный иск Корытовского Д.С. суд считает обоснованным и подлежащим удовлетворению частично.
Исходя из разъяснений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в абзаце третьем пункта 38 постановления от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», оспариваемый нормативный правовой акт подлежит признать не действующим с момента вступления в законную силу судебного решения, поскольку, как установлено судом, до принятия решения суда оспариваемый нормативный правовой акт применялся.
В соответствии с пунктом 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», пунктом 44 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», вступившее в законную силу решение суда должно быть опубликовано изданием, опубликовавшим нормативный правовой акт, признанный судом не действующим.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 176, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административные исковые требования Корытовского Д.С. удовлетворить частично.
Пункты № и № Положения о порядке и условиях предоставления гражданами жилых помещений муниципального жилищного фонда коммерческого использования в муниципальном образовании ЗАТО Комаровский Оренбургской области, утверждённый решением Совета депутатов муниципального образования ЗАТО Комаровский Оренбургской области четвертого созыва от 12 мая 2014 г. №, признать не действующими с момента вступления решения в законную силу.
Обязать Совет депутатов муниципального образования ЗАТО Комаровский Оренбургской области опубликовать вступившее в законную силу решение суда в издании, опубликовавшим нормативный правовой акт, признанный судом не действующим в части.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции через Оренбургский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Оренбургского
областного суда И.Ф. Селютина