ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1947/20 от 04.02.2021 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело № 3а-90\2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Пермь 04 февраля 2021 года

Пермский краевой суд в составе

председательствующего судьи Судневой В.Н.

при помощнике Никулиной Е.В.

заключение прокурора Меньтиной А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Сельлес» о признании недействующим со дня принятия пункт 4195 таблицы 1 Приложения «Перечень зданий (строений, сооружений) в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 г. № 874-п « Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»,

у с т а н о в и л :

общество с ограниченной ответственностью «Сельлес» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Правительству Пермского края о признании недействующим со дня принятия в части нормативного правового акта.

В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что постановлением Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 г. № 874-П «Об определении на 2020 г. перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее-постановление № 874-п) утвержден Перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее-Перечень на 2020 г.).

Указанное постановление опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края»», вступило в силу.

В Перечне под пунктом № 4195 на 2020 г. включен следующий объект недвижимости, принадлежащий на праве собственности:

- нежилое здание гаража, административного здания, склада количество этажей 2, общей площадью 545,8 кв.м. с кадастровым номером **36, расположенное по адресу: ****.

Данное здание не обладает признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, включение его в Перечень на 2020 г. не соответствует критериям, установленным ст.378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее-НК РФ).

Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером **19, на котором расположен спорный объект, не предполагает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, так как имеет вид разрешенного использования - под промышленные предприятия и коммунально-складские организации IY-V классов вредности, для размещения иных объектов промышленности.

Данный объект является одним из корпусов гаражно-складского назначения с незначительным количеством учрежденческих помещений-кабинетов.

Оспариваемый нормативный правовой акт нарушает права и законные интересы общества, поскольку незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество юридических лиц в большем размере, чем предусмотрено действующим законодательством.

На основании вышеизложенного, просит признать недействующим со дня принятия пункт № 4195 таблицы 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость от 28 ноября 2019 г. № 874-п «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».

Определением Пермского краевого суда от 04.02.2021г. прекращено производство по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Сельлес» к Правительству Пермского края о признании недействующими пункты № 825 таблицы № 1 Приложения «Перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2017г.№ 944-п «Об определении на 2018 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», п. 5936 таблицы № 1 Приложения «Перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 28 ноября 2019г.№ 874-п «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» в связи с отказом от иска.

Представитель административного истца ООО «Сельлес» - Варзакова Л.Б. в судебном заседании заявленное требование поддерживает.

Представитель Правительства Пермского края, Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельностью Пермского края-Артемьева К.С. требования не признает.

Заслушав заключение прокурора, полагавшей заявленные требования обоснованными, исследовав представленные доказательства, суд пришел к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению.

Из положений статей 72, 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.

Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса РФ).

Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своём официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Согласно постановлению Правительства Пермского края от 16 октября 2015 г. № 848-п «Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» уполномоченным органом исполнительной власти Пермского края на формирование перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, является Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края. Названным Министерством сформирован Перечень на 2020 г., который Правительством Пермского края утвержден в постановлении от 28 ноября 2019 г. № 874-п.

Таким образом, оспариваемое постановление издано Правительством Пермского края в установленном порядке, уполномоченным органом и официально опубликовано (обнародовано), что полностью соответствует положениям пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, статьям 11, 16 Закона Пермского края от 7 сентября 2007 г. № 107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края», Регламенту подготовки проектов правовых актов Правительства Пермского края, утверждённому постановлением Правительства Пермского края от 5 октября 2007 г. № 223-п, Указу губернатора Пермского края от 10 апреля 2009 г. № 16 «Об интегрированной системе электронного документооборота, архива и управления потоками работ Пермского края», пункту 4 Указа губернатора Пермского края от 24 июля 2008 г. № 37 «О порядке вступления в силу и опубликования актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, актов исполнительных органов государственной власти Пермского края, порядке организации опубликования законов Пермского края», и данное обстоятельство лицами, участвующими в деле, не оспаривается.

Закон Пермского края от 13 ноября 2017 г. № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае» (в редакции, действующей на день утверждения оспариваемого Перечня) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении, в частности административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1 000 кв. метров в городских округах (свыше 300 кв. метров в муниципальных районах) и помещений в них, за исключением помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления в Пермском крае, автономных, бюджетных и казенных учреждений Пермского края.

В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость имущества, утверждённая в установленном порядке, в отношении следующего имущества: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1); нежилые помещения, назначение, разрешённое использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).

Частью 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на административного ответчика возложена обязанность доказать соответствие оспариваемых пунктов постановления № 874-п нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и представить относимые, допустимые и достоверные доказательства, подтверждающие наличие оснований для включения зданий в Перечень на 2020 г.

Исходя из положений частей 1 и 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Правительство Пермского края обязано доказать законность включения спорных объектов недвижимого имущества в оспариваемый Перечень на 2020 г.

Как установлено судом и следует из материалов административного дела, обществу с ограниченной ответственностью «Сельлес» на праве собственности принадлежит 2-х этажное нежилое здание гаража, административного здания, склада площадью 545,8к.в.м, расположенное по адресу: **** с кадастровым номером **:36, что подтверждается выпиской из ЕГРН ( л.д.18).

В судебном заседании представитель административного истца указывает, что спорный объект с кадастровым номером **36 фактически располагается на земельном участке с кадастровым номером **19 с видом разрешенного иcпользования под промышленные предприятия и коммунально-складские организации IY-Y классов вредности, для размещения иных объектов промышленности.(л.д.18)

Вместе с тем, согласно выписке из ЕГРН (л.д.119) по состоянию на 28.11.2019г. связь здания с кадастровым номером **36 с каким-либо земельным участком не установлена.

В соответствии с документами технического учета спорного объекта (технического паспорта (л.д.37), составленного бюро технической инвентаризации по состоянию на 25.12.2002г. (инвентарный номер 5079)), наименование объекта учета нежилое здание поименно как «здание гаража, административное здание, склад». Из экспликации следует, что здание 2-х этажное, общая площадь составляет - 545,8 кв.м. включает себя помещения, обозначенные как помещения гаража, учрежденческие, складские под литерами Б,Б1,Б2.

Так, на первом этаже данного здания под литером Б обозначены помещения гаража поименованные как: боксы, мастерская, шкаф, вспомогательное помещение; под литером Б1 на 1 этаже указаны учрежденческие помещения поименованные как кабинеты, а также коридоры, туалет, умывальник; под литером Б2 на 1 этаже поименованы складские помещение и обозначенные как склады;

На втором этаже данного здания под литером Б1 обозначены следующие учрежденческие помещения: кабинеты, санузел, шкаф, коридор, санузел; под литером Б1 на 2 этаже указаны три складские помещения и поименованные как склады.

В силу положений пункта 3 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

- здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Пунктом 4 статьи 378.2 НК РФ торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), если оно соответствует одному из условий:

- расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункт 1);

- назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (абзац второй подпункта 2);

- фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания не менее 20 процентов общей площади здания (абзац третий подпункта 2).

По смыслу вышеприведенных предписаний федерального и регионального законодательства, в Перечень подлежит включению такое здание, которое отвечает одному из критериев, установленным названными выше правовыми нормами.

В рассматриваемом случае спорное здание ни одному из перечисленных выше критериев не соответствует.

Из позиции Правительства Пермского края следует, что спорный объект признан соответствующим критериям, определенным в статье 378.2 НК РФ по наименованию здания.

Между тем, положениями статьи 378.2 НК РФ наименование здания не предусмотрено в качестве условия признания здания административно-деловым или торговым центром.

Из имеющейся в технической документации экспликации к поэтажному плану не следует, что не менее 20 процентов общей площади спорного здания предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

Поскольку термин «кабинет» не является тождественным термину «офис», помещения с назначением «кабинет» не подлежат учету в качестве офисных помещений.

Таким образом, в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, а также в соответствии с документами технического учета объектов недвижимости спорное здание в Перечень на 2020 год включению не подлежало.

До принятия оспариваемого нормативного правового акта мероприятия по обследованию здания с целью определения вида его фактического использования на предмет включения в Перечень на 2020 год административным ответчиком не проводились, что исключает возможность включения его в Перечень на 2020 год по данному критерию.

В соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и вида разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, предусмотрев возможность выбора любого вида разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования, указав, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 2 статьи 7).

Следовательно, вид разрешенного использования земельного участка является самостоятельным основанием для включения помещения в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

В указанном случае связь здания с кадастровым номером **36 с конкретным земельным участком по состоянию на дату издания оспариваемого нормативного правового акта не установлена.

Пояснения представителя административного истца о фактическом расположении спорного здания на земельном участке с кадастровым номером **19 с видом разрешенного иcпользования под промышленные предприятия и коммунально-складские организации IV-V классов вредности документально не подтверждены.

Таким образом, ни по виду разрешенного использования земельного участка, ни по назначению находящихся в них помещений спорные здания не соответствуют критериям, установленным ст. 378.2 НК РФ, для включения в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Доказательств обратного административным ответчиком не представлено.

Поскольку в материалах дела отсутствуют допустимые и относимые доказательства с достоверностью подтверждающие соответствие принадлежащего административному истцу здания условиям, установленным ст.378.2 НК РФ, и необходимым для включения этого здания в Перечень на 2020 г., административный иск подлежит удовлетворению.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывает, что административный истец являлся плательщиком налога на имущество организаций, и оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2020 год). Признание отдельных его положений с момента вынесения решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска и исключения спорного здания из Перечня на 2020 год путем признания соответствующего пункта недействующим.

В соответствии с требованиями пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения. Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Сельлес» удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия пункт 4195 таблицы 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 г. № 874-п «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».

В течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края».

Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Четвертый апелляционной суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья ( подпись)