Дело № 3а–194/2019
Мотивированное решение изготовлено 10.07.2019г
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ярославль 5 июля 2019 года
Ярославский областной суд в составе
председательствующего судьи Нуждина С.В.,
при секретаре Шевяковой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Русьхолод» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) «Русьхолод» обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов кадастровой стоимости объекта недвижимости – здание склада, назначение – нежилое, 2-х этажный, с кадастровым номером №, общей площадью 1125,20 кв.метров, расположенного по адресу: <адрес>, в связи с недостоверностью сведений об объекте недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости в части площади здания и просит изменить размер кадастровой стоимости.
Заявление обосновано следующим: Постановлением Правительства Ярославской области от 11.12.2012 N 1404-п утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Ярославской области.
Согласно данному нормативному правовому акту утверждена кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере 88 474 813,56 рублей. Административный истец указал, что в сведения Единого государственного реестра недвижимости (ранее – Государственный кадастр недвижимости) были внесены неверные сведения относительно площади объекта недвижимости. Вместо площади 1125,20 кв.метров были внесены сведения о площади 11 252 кв.метров. Данные сведения были использованы для определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, что привело к ее существенному завышению. В Едином государственном реестре недвижимости органом кадастрового учета исправлена техническая ошибка в части площади объекта недвижимости. Однако, исправление кадастровой стоимости может быть осуществлено только путем оспаривания результатов кадастровой оценки.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 заявление поддержал. Дополнительно представлено ходатайство о восстановлении срока на оспаривание результатов кадастровой стоимости нежилого здания.
ФГБУ Федеральная кадастровая палата Росреестра представлен отзыв на административный иск, из которого следует, что сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости административного истца внесены 4 января 2013 года органом кадастрового учета на основании постановления Правительства Ярославской области от 11.12.2012 N 1404-п. Технической ошибки при этом допущено не было. В связи с этим, у органа кадастрового учета отсутствовали основания для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости относительно сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости в порядке исправления технической ошибки.
Управление Росреестра по Ярославской области в своем отзыве поддержало позицию ФГБУ Федеральная кадастровая палата Росреестра.
Заинтересованное лицо - Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области представило отзыв на административный иск, в котором указало, что Правительство Ярославской области является ненадлежащим ответчиком по данному административному делу. Исправление технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости относительно площади объекта недвижимости административного истца являлось основанием для органа кадастрового учета установить кадастровую стоимость данного объекта на основании статьи 24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в связи с тем, что сведения о количественных характеристиках объекта недвижимости изменились.
Мэрия города Ярославля представила заявление о рассмотрении дела в отсутствии их представителя.
Иные участники процесса в судебное заседание представителей не направили, мнения по административному иску не высказали.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 245, статье 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
Аналогичные положения закреплены в статье 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Судом установлено, что ООО «Русьхолод» является собственником объекта недвижимости - здание склада, назначение – нежилое, 2-х этажный, с кадастровым номером №, общей площадью 1125,20 кв.метров, расположенного по адресу: <адрес>.
Данный факт подтвержден свидетельством о государственной регистрации права от 28 апреля 2016 года.
В пункте 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В случае изменения кадастровой стоимости объекта имущества по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Таким образом, правоотношения административного истца по определению налога на имущество, являются публичными, вопрос определения налога на имущество юридических лиц урегулирован Налоговым кодексом Российской Федерации, нормативным актом представительного органа муниципального образования Российской Федерации. Изменение размера налога на имущество, в том числе его уменьшение, для административного истца возможно путем оспаривания кадастровой стоимости принадлежащего объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что заявитель в силу статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» обладает правом оспаривания результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, собственником которого он является.
Согласно части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Из дела следует, что результаты государственной кадастровой оценки, оспариваемые административным истцом в настоящем деле, внесены в Единый государственный реестр недвижимости 4 января 2013 года.
С заявлением в комиссию общество обратилось 27 июня 2019 года.
Таким образом, срок оспаривания результатов государственной кадастровой оценки, которые утверждены постановлением Правительства Ярославской области от 11 декабря 2012 года № 1404–п, пропущен.
Как следует из разъяснений, приведенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (пункт 8) пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Анализ тех обстоятельств, на которые ссылается административный истец в обоснование причин пропуска данного срока, свидетельствует об их уважительности.
Суд принимает во внимание, момент возникновения права собственности административного истца на нежилое здание, отсутствие новой кадастровой оценки объекта недвижимости. В связи с этим срок оспаривания кадастровой стоимости подлежит восстановлению.
Административным истцом заявлен административный иск об оспаривании результатов государственной кадастровой оценки по мотиву использования недостоверных сведений о данном объекте при определении его кадастровой стоимости.
Как следует из разъяснений, приведенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (пункт 13) при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.
Исходя из содержания статьи 28 Закона о кадастре кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости.
Судом установлено, что на территории Ярославской области определение кадастровой стоимости объектов недвижимости проводилось по состоянию на 12 июля 2012 года. В этих целях Росреетром с ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» был заключен государственный контракт от 18 июня 2012 года.
Во исполнение указанного государственного контракта ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» как исполнителем 5 сентября 2012 года составлен и утвержден отчет об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Ярославской области. Дата оценки – 12 июля 2012 года.
Постановлением Правительства Ярославской области от 11 декабря 2012 года № 1404 - п утверждены результаты государственной кадастровой оценки, содержащиеся в указанном отчете.
Судом исследован отчет об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Ярославской области, составленный ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» 5 сентября 2012 года, в части порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером №.
При исследовании отчета в указанной части следует, что для определения кадастровой стоимости указанного объекта оценщиком был исчислен удельный показатель кадастровой стоимости данного объекта недвижимости, а затем умножен на площадь объекта.
Для определения удельного показателя кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости оценщиком использованы сведения о следующих ценообразующих факторах: категория населенного пункта; расстояние до ближайшей из основных дорог города; расстояние до ближайших ж/д вокзала, станции, платформы; расстояние от объекта до центра субъекта; площадь.
Таким образом, для определения цифрового значения удельного показателя кадастровой стоимости объекта недвижимости в отношении которого в настоящем административном деле заявлен спор, оценщиком также были использованы сведения о его площади.
Из отчета следует, что при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости оценщик принимал к расчету сведения о площади объекта в размере 11 252 кв.метров.
Материалами дела подтверждено, что данные сведения являются недостоверными.
Данный вывод следует из свидетельства о государственной регистрации права. Указанный документ свидетельствует о площади нежилого здания в размере 1125,20 кв.метра.
Оснований полагать, что с момента проведения государственной кадастровой оценки до настоящего времени произошло изменение количественных характеристик объекта недвижимости, у суда не имеется.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером № были использованы недостоверные сведения о нем в части площади данного объекта.
Данный факт в силу статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации, статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, принадлежащего административному истцу.
Приказом Минэкономразвития РФ от 18 марта 2011 N 114 утвержден Порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, в отношении которых принято решение о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости.
Согласно пункту 4 данного Порядка определение кадастровой стоимости осуществляется на основании отчета об определении кадастровой стоимости с использованием достоверных сведений об объекте недвижимости.
Согласно пункту 13 Методических рекомендаций по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости нежилого фонда для целей налогообложения, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 03.11.2006 N 358, если построенная для группы объектов оценки, входящих в перечень "массовой оценки", статистическая модель выражает зависимость удельного показателя кадастровой стоимости объекта оценки от значений факторов стоимости (ценообразующих факторов), кадастровая стоимость объекта оценки определяется путем умножения полученного в результате подстановки в статистическую модель значений факторов стоимости удельного показателя на показатель объекта оценки по базе расчета соответствующего удельного показателя (площадь или др.).
Из отчета об определении кадастровой стоимости следует, что оценщиком была построена статистическая модель, выражающая зависимость удельного показателя кадастровой стоимости объекта оценки от значений ценообразующих факторов.
При таких обстоятельствах, согласно пункту 13 Методических рекомендаций, кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № следует определять как произведение удельного показателя кадастровой стоимости данного объекта и его площади.
Из отчета следует, что по расчетам оценщика удельный показатель составил 7 863,03 рублей.
Вместе с тем, суд не находит оснований для определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, в отношении которого в настоящем деле заявлен административный спор, в том порядке, как это указано в пункте 13 Методических рекомендаций.
Суд исходит из того, что цифровое значение удельного показателя кадастровой стоимости для объекта недвижимости административного истца рассчитано на основании недостоверных сведений о площади данного объекта. Отсюда, значение удельного показателя в размере 7 863,03 рублей также является недостоверным.
При таких обстоятельствах, исходя из анализа отчета об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости, суд полагает, что кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № должна составить 10 692 910,62 рублей.
Определяя указанную кадастровую стоимость, суд исходит из того, что в соответствии с таблицей «Средние значения удельных показателей кадастровой стоимости объектов недвижимости в разрезе кадастровых кварталов города Ярославля, утвержденной постановлением Правительства Ярославской области от 11.12.2012г. № 1404-п, среднее значения удельного показателя кадастровой стоимости в квартале № определено в размере 9503,12 руб/кв.м.
Умножение данного значения на достоверную площадь объекта недвижимости административного истца в 1125,20 кв.метра приводит к значению кадастровой стоимости в размере 10 692 910,62 рублей.
Поскольку расчет кадастровой стоимости в размере 88 474 813,56 рублей произведен на основании недостоверных сведений, кадастровая стоимость в указанном размере установлена с нарушением законодательства об оценочной деятельности, суд полагает, что кадастровая стоимость данного объекта в размере 10 692 910,62 рублей подлежит установлению на весь период ее действия, то есть с 4 января 2013 года до даты внесения сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно требованиям статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» суд определяет дату подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости – 27 июня 2019 года, т.е. с момента обращения заявителя в комиссию.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Восстановить Обществу с ограниченной ответственностью «Русьхолод» срок на обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером №.
Изменить кадастровую стоимость объекта недвижимости – здание склада, назначение – нежилое, 2-х этажный, с кадастровым номером №, общей площадью 1125,20 кв.метров, расположенного по адресу: <адрес>, установив ее в размере 10 692 910,62 рублей на период с 04 января 2013 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.
Внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости – здание склада с кадастровым номером № в размере 10 692 910,62 рублей.
Дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости 27 июня 2019 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ярославского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья С.В. Нуждин