ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-194/20 от 31.08.2020 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 3а-194/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург 31 августа 2020 г.

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего судьи Ночевника С.Г.,

при секретаре Кузнецове А.Ю.,

с участием прокурора Махмудова Э.Т.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению публичного акционерного общества «Россети Ленэнерго» о признании недействующим в части приказа комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 01 февраля 2019 № 19-п «Об утверждении накопленной величины изменений необходимой валовой выручки, определяемой для целей сглаживания тарифов ПАО «Ленэнерго» по итогам 2016 года»,

установил:

01.02.2019 комитетом по тарифам и ценовой политики Ленинградской области (далее – ЛенРТК) принят приказ № 19-п «Об утверждении накопленной величины изменений необходимой валовой выручки, определяемой для целей сглаживания тарифов ПАО «Ленэнерго» по итогам 2016 года» (далее – Приказ № 19-п).

Пунктом 1 Приказа № 19-п утверждена накопленная величина изменений необходимой валовой выручки (далее - НВВ), определяемой для целей сглаживания тарифов (величина накопленного сглаживания) ПАО «Ленэнерго», определяемая в соответствии с пунктом 40 Методических указаний по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденных приказом ФСТ России от 30.03.2012 № 228-э (далее – Методические указание № 228-э), по итогам 2016 года в размере 13 722 475,80 тыс. руб. (с учетом изменений, внесенных приказом ЛенРТК от 20.05.2019 № 97-п).

Пунктом 2 Приказа № 19-п предусмотрен возврат величины накопленного сглаживания в виде недополученных доходов через включение их в НВВ ПАО «Ленэнерго» до 31.12.2023.

Приказ № 19-п опубликован 01.02.2019 на официальном интернет-портале администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru.

ПАО «Россети Ленэнерго» (далее – ПАО «Ленэнерго») обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 2 Приказа № 19-п указав, что оспариваемый приказ является нормативным правовым актом, так как исходя из него, ЛенРТК определяет размер НВВ ПАО «Ленэнерго» на каждый календарный год периода регулирования, при этом величина ННВ влияет на размер единых (котловых) тарифов. В соответствии с п.37 Основ ценообразования, при установлении или продлении долгосрочных цен (тарифов) регулирующие органы в целях сглаживания их роста могут перераспределять НВВ организации по годам в пределах одного долгосрочного периода регулирования. Пунктом 39 Методических указаний № 228-э предусмотрено, что величина изменения НВВ, производимого в целях сглаживания тарифов, в последний год долгосрочного периода регулирования, определяется исходя из ежегодной величины сглаживания тарифов за все предыдущие годы долгосрочного периода регулирования, с учетом нормы доходности инвестированного капитала. Приказом Федеральной антимонопольной службы России (далее - ФАС России) от 10.10.2017 № 1335/17 принято решение о продление срока действия долгосрочного периода регулирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ПАО «Ленэнерго» с применением метода доходности инвестированного капитала до 01.01.2021, с согласованием долгосрочных параметров регулирования ПАО «Ленэнерго» до 31.12.2020. Определенный в пункте 2 Приказа № 19-п срок возврата величины накопленного сглаживания не соответствует сроку окончания долгосрочного периода регулирования ПАО «Ленэнерго». Учитывая, что 2020 год является последним годом долгосрочного периода для ПАО «Ленэнерго», величины, перераспределенные в 2011-2019 гг. посредством сглаживания величины НВВ, должны быть включены в НВВ ПАО «Ленэнерго» на 2020. Решение о продление долгосрочного периода регулирования до 31.12.2023 отсутствует. Ранее, ФАС России в приказе от 15.11.2017 № 1511/17 указало, что последним годом долгосрочного периода регулирования ПАО «Ленэнерго» в настоящий момент является 2020 год, и весь произведенный размер сглаживания подлежит возврату в 2020 году. Кроме того, величина накопленного сглаживания неправомерно переквалифицирована ЛенРТК в недополученные доходы, так как НВВ, используемая при расчете индивидуальных и котловых тарифов на 2017 год, не включала в себя величину накопленного сглаживания в размере 13 722 475,80 руб., а, следовательно, выпадающие доходы не могли быть сформированы.

В письменных объяснениях административным истцом дополнительно указано, что Приказ № 19-п принят ЛенРТК как органом государственной власти субъекта РФ, уполномоченным на издание такого рода нормативных актов, и по форме, установленной для нормативного правового акта. 27.12.2019 правлением ЛенРТК принято решение об установлении НВВ ПАО «Ленэнерго» на 2020 г. с учетом Приказа № 19-п. Пункт 7 Основ ценообразования относится к корректировке НВВ по итогам истекшего периода регулирования на основании данных отчетности, представленных в орган тарифного регулирования, т.е. по факту. Формулы, приведенные в пунктах 39 и 40 Методических указаний № 228-э, определяют порядок расчета плановой НВВ на последний год долгосрочного периода регулирования. Таким образом, п.7 Основ ценообразования не регулирует и не может регулировать порядок расчета и перераспределения НВВ, производимого в целях сглаживания, при применении метода доходности инвестированного капитала.

В письменных возражениях административный ответчик указал, что заявленные административным истцом требования не подлежат удовлетворению. Оспариваемым приказом права административного истца не нарушаются, так как он носит управленческий характер и не является нормативным правовым актом. При рассмотрении административного дела необходимо учитывать положения всего оспариваемого приказа, а не только пункт 2, так как последний неотъемлемо связан с положениями, определенными в пункте 1. Приказ № 19-п принят вне рамок законодательства о тарифном регулировании и не может быть применен к ПАО «Ленэнерго» при определении НВВ. Основы ценообразования, Правила регулирования тарифов и Методические указания не предполагают возможности принятия такого вида правовых актов, как оспариваемый приказ. Установление тарифов ПАО «Ленэнерго» в течение долгосрочного периода (2012-2020) осуществлено ЛенРТК в соответствии с законодательством о тарифном регулировании, без учета оспариваемого приказа. Является ошибочным довод административного истца о фактическом продлении ЛенРТК оспариваемым приказом долгосрочного периода регулирования до 2023, так как Приказом № 19-п долгосрочные параметры регулирования не установлены. Исходя из системного толкования пункта 7, пунктов 33,37 Основ ценообразования следует признать, что в целях сглаживания роста тарифов неучтенные расходы и недополученные доходы могут учитываться в течение периода, который не может быть более 5 лет, в котором они, начиная с годового периода регулирования, следующего за годовым периодом, были выявлены.

В дополнениях к письменным возражениям административным ответчиком указано, что Приказ № 19-п носит распорядительный (управленческий) характер и предполагает его использование ЛенРТК лишь при совершении определенных действий – рассмотрении вопроса о возврате величины накопленного сглаживания в виде недополученных доходов ПАО «Ленэнерго» при ежегодном установлении НВВ и тарифов для административного истца. Оспариваемый приказ не адресован неопределенному кругу лиц, так как не предписывает им никаких прав и обязанностей, не устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц. Неучтенные расходы и недополученные доходы ПАО «Ленэнерго» могут быть возвращены в течение 5 лет, что не противоречит сроку, установленному в п.2 Приказа № 19-п. ЛенРТК обеспечено требование законодательства РФ о включении в НВВ ПАО «Ленэнерго» на 2020 недополученных ПАО «Ленэнерго» в целях сглаживания изменения тарифов доходов, полученных не ранее 2015 года (1 217 994,3 тыс. руб.). Недополученные ПАО «Ленэнерго» в целях сглаживания изменения тарифов доходы, полученные не ранее 2016 г., подлежат включению в НВВ ПАО «Ленэнерго» не позднее 2021 г. Пунктом 2 Приказа № 19-п не установлен конкретный период, в котором были выявлены недополученные доходы, подлежащие возврату ПАО «Ленэнерго». При этом, срок возврата недополученных доходов, определенный п.2 оспариваемого приказа, не превышает 5 лет со дня издания приказа.

В письменных объяснениях заинтересованного лица ФАС России указано, что действующее тарифное законодательство закрепляет нормы, позволяющие осуществлять перенос части НВВ территориальных сетевых организаций, в том числе ПАО «Ленэнерго», посредством использования инструмента сглаживания НВВ по годам, при этом на орган регулирования возложена обязанность по формированию тарифных решений на услуги по передаче электрической энергии таким образом, чтобы накопленное сглаживание возвращалось территориальным сетевым организациям в полном объеме в установленные Основами ценообразования сроки. Согласно экспертному заключению ЛенРТК от 17.12.2019 по определению НВВ ПАО «Ленэнерго» на 2020, а также, согласно п.1 Приказа № 19-п, ЛенРТК отразил полную величину сглаживания, подлежащую возврату по состоянию на 31.12.2016, в размере 13 722 475,8 тыс. руб.

В судебном заседание представитель заинтересованного лица ФАС России не явился, в связи с чем, суд определил рассмотреть дело в его отсутствие.

Участвующие в судебном заседании представители ПАО «Ленэнерго» ФИО1, ФИО2 и ФИО3 настаивали на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в административном исковом заявлении и дополнительно представленных письменных объяснениях.

Представители административного ответчика ФИО4 и ФИО5 в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований. Поддержали доводы, изложенные в письменных отзывах.

Участвующий в деле прокурор отдела прокуратуры Ленинградской области Махмудов Э.Т. в заключение указал, что требования административного истца подлежат удовлетворению, поскольку Приказ № 19-п является нормативным правовым актом и учитывался при установлении НВВ ПАО «Ленэнерго» на 2020 год.

Выслушав объяснения представителей административного истца и административного ответчика, заслушав заключение прокурора, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

В соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" Правительство РФ постановлением от 29.12. 2011 № 1178 утвердило Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила регулирования тарифов).

Исходя из положений пунктов 25 и 26 Правил регулирования тарифов решения об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сферах деятельности субъектов естественных монополий принимаются на заседании коллегиального органа регулирующего органа. Протокол заседания утверждается председательствующим. В протоколе указываются основные показатели деятельности регулируемой организации на расчетный период регулирования (объем необходимой валовой выручки и основные статьи расходов по регулируемым видам деятельности в соответствии с Основами ценообразования).

ПАО "Ленэнерго" является субъектом естественной монополии, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе (приказ Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.12.1997 N 127/8) и является территориальной сетевой организацией Ленинградской области, оказывающей услуги по передаче электрической энергии.

Приказом ЛенРТК от 27.12.2019 № 747-п «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2020 год» определен размер НВВ ПАО «Ленэнерго» на 2020 год.

В протоколе № 48 заседания правления ЛенРТК указаны принятые для расчета единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по Ленинградской области на 2020 г. стоимостные показатели. В частности, по статье затрат «Корректировка НВВ на основе фактических данных» указано, что ПАО «Ленэнерго» просило учесть по указанной статье затрат 15 476 360 тыс. руб., а ЛенРТК предложило учесть 2 918 146 тыс. руб. и в обоснование указало, что возврат величины накопленного сглаживания в виде недополученных доходов через включение их в НВВ ПАО «Ленэнерго» до 31.12.2023 г. предусмотрен Приказом № 19-п.

Следовательно, довод административного ответчика о том, что Приказ № 19-п не применялся при установлении тарифов для ПАО «Ленэнерго» и не затрагивает права и законные интересы ПАО «Ленэнерго» судом отклоняется, поскольку с учетом положений Приказа № 19-п ЛенРТК определялся размер НВВ ПАО «Ленэнерго» на 2020 г.

Как разъяснено в п.2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

28.08.2013 постановлением Правительства Ленинградской области № 274 утверждено Положение о комитете по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее – Положение).

В п.1.1 Положения указано, что ЛенРТК является органом исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования тарифов и уполномочен на осуществление регионального государственного контроля (надзора) на территории Ленинградской области в пределах своей компетенции.

Исходя из положений п.1.6 Положения, ЛенРТК в пределах своей компетенции принимает нормативные правовые акты Ленинградской области в форме приказов, а также правовые акты, имеющие ненормативный характер, в форме распоряжений.

09.10.2017 приказом ЛенРТК № 122-п утвержден Порядок деятельности правления ЛенРТК (далее - Порядок).

В п.4 Порядка указано, что решения, принятые правлением по вопросам, указанным в пп. 5 п. 3.1, пп. 7 п. 3.2, пп. 11 п. 3.3, пп. 2 п. 3.5, пп. 4 п. 3.6 настоящего Порядка, оформляются в форме распоряжений ЛенРТК. Решения, принятые правлением по прочим вопросам, указанным в пункте 3 настоящего Порядка, оформляются в форме приказов ЛенРТК.

Вопреки доводам административного ответчика Приказ № 19-п содержит правовые нормы, поскольку из вводной части приказа следует, что он принят в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, Положением, приказом ФСТ от 30.03.2012 № 228-э, и на основании протокола заседания правления ЛенРТК от 01.02.2019 № 3.

Принимая во внимание, что оспариваемый приказ в пункте 1 определяет величину накопленного сглаживания, а в пункте 2 устанавливает срок ее возврата, то суд приходит к выводу, что содержащие в Приказе № 19-п правовые нормы обязательны для неопределенного круга лиц, так как величина накопленного сглаживания подлежит учету при определении размера НВВ, исходя из размера которой в дальнейшем рассчитываются тарифы.

Суд соглашается с доводами административного истца о том, что Приказ № 19-п, вместе с приказом ЛенРТК от 27.12.2019 № 747-п, представляют собой единый пакет документов, направленных на установление тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Ленинградской области, поскольку акты регулирующих органов об утверждении НВВ, единых (котловых) и индивидуальных тарифов взаимосвязаны.

Следовательно, оспариваемый в части Приказ № 19-п издан уполномоченным органом, принят в форме, соответствующей форме нормативного правового акта, содержит правовые нормы обязательные для неопределенного круга лиц, в силу чего, является нормативным правовым актом, и опубликован в установленном порядке.

Согласно требованиям пункта 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. Регулирующие органы принимают меры по исключению из расчетов при установлении регулируемых цен (тарифов) экономически необоснованных доходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, полученных в предыдущем периоде регулирования. В случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования. Исключение экономически необоснованных доходов и расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, выявленных в том числе по результатам проверки их хозяйственной деятельности, учет экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, в целях сглаживания изменения тарифов могут осуществляться в течение периода, в том числе относящегося к разным долгосрочным периодам регулирования, который не может быть более пяти лет.

Из положений пункта 33 Основ ценообразования следует, что регулируемые тарифы с применением метода доходности инвестированного капитала устанавливаются на основе необходимой валовой выручки, которая определяется с учетом ежегодных корректировок, осуществляемых в течение долгосрочного периода регулирования.

При установлении или продлении долгосрочных цен (тарифов) регулирующие органы в целях сглаживания их роста могут перераспределять необходимую валовую выручку организации по годам в пределах одного долгосрочного периода регулирования. В этом случае перераспределяемые величины необходимой валовой выручки включаются в необходимую валовую выручку соответствующего года периода регулирования с учетом нормы доходности инвестированного капитала согласно методическим указаниям, представленным в пункте 32 Основ ценообразования. При корректировке цен (тарифов) на очередной год долгосрочного периода регулирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов величина перераспределения необходимой валовой выручки включается в необходимую валовую выручку соответствующего года периода регулирования с учетом фактического финансирования инвестиционных программ в порядке, установленном методическими указаниями, представленными в пункте 32 Основ ценообразования. В каждом году долгосрочного периода регулирования необходимая валовая выручка, рассчитанная с учетом ее перераспределения, осуществляемого в целях сглаживания тарифов, может отличаться от необходимой валовой выручки, рассчитанной без учета такого перераспределения на весь долгосрочный период регулирования, более чем на 12% по согласованию с Федеральной антимонопольной службой (пункт 37 Основ ценообразования).

Исходя из системного толкования указанных положений пункта 7, а также пунктов 33, 37 Основ ценообразования с учетом приведенного в пункте 2 Основ ценообразования понятия "период регулирования" как период не менее 12 месяцев, если иное не предусмотрено решением Правительства Российской Федерации, на который рассчитываются цены (тарифы), следует, что в целях сглаживания роста тарифов неучтенные расходы и недополученные доходы могут учитываться в течение периода, который не может быть более пяти лет, в котором они, начиная с годового периода регулирования, следующего за годовым периодом, были выявлены. При этом перераспределение НВВ может быть произведено в течение 5 лет и относится к нескольким долгосрочным периодам регулирования.

Судом установлено, что апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 11.04.2018 № 33-АПГ18-6 (далее – Апелляционное определение № 33-АПГ18-6) отменено решение Ленинградского областного суда от 01.12.2017 и признано недействующим с даты вступления в законную силу апелляционного определения приложение 1 (таблица 1) к приказу ЛенРТК от 30.12.2016 N 567-п «О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30.12.2015 № 535-п «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2016 год» в части установления НВВ ПАО «Ленэнерго» на 2017 в размере 11 492 750 тыс. руб.

Из мотивировочной части Апелляционного определения № 33-АПГ18-6 следует, что ЛенРТК осуществлялось перераспределение НВВ ПАО «Ленэнерго» в целях сглаживания изменения тарифов, начиная с 2011, однако образованные в связи с этим недополученные доходы за 2011 и 2012 не были учтены в течение 5 лет, начиная с годового периода регулирования, следующего за годовым периодом в котором они были выявлены, в том числе при определении НВВ на 2017. Таким образом, расчет НВВ ПАО «Ленэнерго» на 2017, определенной ЛенРТК с учетом перераспределения в целях сглаживания роста тарифа, не может быть признан экономически обоснованным и не соответствует требованиям Основ ценообразования.

13.07.2018 на рассмотрение правления ЛенРТК был вынесен вопрос о пересмотре НВВ ПАО «Ленэнерго» в связи с принятием Апелляционного определения № 33-АПГ18-6 и правлением ЛенРТК принято решение о том, что при оценке фактических значений параметров расчета тарифов для целей установления НВВ ПАО «Ленэнерго» на 2019 исходить из того, что величина НВВ ПАО «Ленэнерго» на территории Ленинградской области на 2017 определена ЛенРТК в размере 20 784 354,13 тыс. руб.

В выписке из заседания правления ЛенРТК от 13.07.2018 № 20 отражено, что у ЛенРТК отсутствуют правовые основания для внесения изменений в приказ ЛенРТК от 30.12.2016 N 567-п в части величины НВВ ПАО «Ленэнерго» в связи с тем, что на момент принятия Апелляционного определения № 33-АПГ18-6 данный приказ утратил юридическую силу в связи с истечением срока, на который он принимался.

05.09.2018 определением Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда РФ № 33-АПГ18-15 отказано ПАО «Ленэнерго» в разъяснении Апелляционного определения № 33-АПГ18-6. В мотивировочной части определения указано, что в заявление ПАО «Ленэнерго» ставился вопрос о разъяснении порядка действий тарифного органа по расчету НВВ с учетом перераспределения в целях сглаживания роста тарифа, в том числе по определению периода отражения в НВВ полного объема накопленного сглаживания за 2011-2016.

01.02.2019 правлением ЛенРТК рассмотрен вопрос «Об определении величины сглаживания НВВ ПАО «Ленэнерго» на 31.12.2016».

В выписке из протокола заседания правления ЛенРТК от 01.02.2019 № 2 указано на возможность принятия отдельного нормативного акта, касающегося только величины недополученных доходов ПАО «Ленэнерго» (в виде сглаживания) и срока их возмещения. Так как выпадающие доходы за 2011-2015, подлежащие в полном объеме к включению в НВВ 2017 года были выявлены решением Верховного Суда РФ, принятого по апелляционной жалобе ПАО «Ленэнерго» на решение Ленинградского областного суда, в 2018 году, представляется возможным предусмотреть срок возврата величины накопленного сглаживания до 31.12.2023.

Следовательно, ЛенРТК в пункте 2 Приказа № 19-п срок возврата величины накопленного сглаживания определен не в соответствии с положениями пункта 7, а также пунктов 33, 37 Основ ценообразования с учетом приведенного в пункте 2 Основ ценообразования понятия "период регулирования", поскольку приведенные нормы не предусматривают возможности определения начала исчисления пятилетнего срока с момента принятия судебного акта.

Кроме того, из Апелляционного определения № 33-АПГ18-6 никак не следует, что судом были выявлены, либо установлены, выпадающие доходы ПАО «Ленэнерго» за 2011-2015 годы, подлежащие в полном объеме к включению в НВВ ПАО «Ленэнерго» на 2017 г.

Определяя величину накопленного сглаживания по итогам 2016 года, ЛенРТК установил срок ее учета в составе НВВ ПАО «Ленэнерго» до 31.12.2023, что превышает пять лет и не соответствует приведенным выше положениям Основ ценообразования и Методических указаний № 228-э, в силу которых недополученные в целях сглаживания изменения тарифов доходы за 2016 подлежали включению в НВВ ПАО «Ленэнерго» не позднее 2021.

Доводы административного ответчика о том, что пунктом 2 Приказа № 19-п не установлен конкретный период, в котором были выявлены недополученные доходы, подлежащие возврату ПАО «Ленэнерго», свидетельствуют о наличии правовой неопределенности в Приказе № 19-п, поскольку оспариваемым пунктом 2 допускается возможность включения в НВВ ПАО «Ленэнерго» на 2023 г., недополученных в целях сглаживания изменения тарифов доходов начиная с 2011 г. и далее.

В соответствии с п.1 ч.2 ст.215 Кодекса административного судопроизводства РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Принимая во внимание несоответствие Приказа № 19-п в оспариваемой части требованиям нормативных правовых актов обладающих большей юридической силой, суд приходит к выводу об обоснованности административного иска и наличия основания для признания недействующим пункта 2 Приказа № 19-п.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд, руководствуясь ст.215 КАС РФ и разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в п.38 Постановления от 25.12.2018 № 50, приходит к выводу о признании недействующим Приказа № 19-п в оспариваемой части со дня вступления решения в законную силу, поскольку положения п.2 Приказа № 19-п применялись при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2020 год и с учетом вышеназванных положений был определен размер НВВ ПАО «Ленэнерго», исходя из величины которой, рассчитывался тариф.

При этом суд учитывает разъяснения, данные в пункте 6 постановления Пленума ВС РФ от 27.12.2016 № 63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена», о том, что признание нормативного правового акта недействующим, в том числе с даты, отличной от дня его принятия, по смыслу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в защите гражданских прав, нарушенных в период действия этого акта.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление публичного акционерного общества «Россети Ленэнерго» удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 2 приказа комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 01 февраля 2019 № 19-п «Об утверждении накопленной величины изменений необходимой валовой выручки, определяемой для целей сглаживания тарифов ПАО «Ленэнерго» по итогам 2016 года».

Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором подлежал опубликованию оспоренный нормативный правовой акт

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы через Ленинградский областной суд во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья С.Г. Ночевник

Решение в окончательной форме изготовлено 11 сентября 2020 года.