ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-194/2016 от 09.01.2017 Липецкого областного суда (Липецкая область)

№ 3а – 3 \2017

Л И П Е Ц К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Председательствующего Игнатенковой Т.А.

С участием прокурора Кима И.Е.

При секретаре Земской Н.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Липецке административное дело по административному заявлению ООО «Триумф» к Управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области о признании недействующим в части пункта 69 «Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», утвержденного решением Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ,

У С Т А Н О В И Л:

Решением Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год. (далее Перечень).

Данное решение опубликовано на официальном сайте Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области www. uizo. ru.

В пункте 69 Перечня значится здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>

В соответствии с названным Решением Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области и приложением к этому решению налоговая база на 2016 год в отношении здания с кадастровым номером подлежит определению как кадастровая стоимость этого объекта недвижимого имущества.

Административный истец ООО «Триумф» (<адрес>), являясь собственником производственной базы, площадью 6548.3 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области о признании недействующим в части пункта 69 «Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется, как кадастровая стоимость, на 2016 год», утвержденного решением Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что включение здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, фактически являющегося производственной базой, площадью 6548,3 кв.м, в названный Перечень противоречит положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку согласно п.3 статьи 378.2 названного Кодекса административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения. Здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения, при этом, если площадь составляет более 20 %.

Спорный объект недвижимого имущества, как утверждал административный истец, расположен на земельном участке с кадастровым номером который находится в собственности административного истца, имеет вид разрешенного использования – для размещения ООО «Т», которое являлось промышленным предприятием, административным истцом оно приобретено по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.

Часть зданий производственной базы по адресу: <адрес> в настоящее время административный истец использует под швейное производство.

Необоснованное включение здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в упомянутый Перечень нарушает права Общества, так как возлагает на ООО «Триумф» обязанность по уплате налога на имущество за 2016 год в завышенном размере.

В ходе судебного разбирательства представитель административного истца ООО «Триумф» по доверенности Казьмин С.Г. поддержал административное исковое заявление по изложенным в нем основаниям.

Административный ответчик Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области в письменном отзыве на административное исковое заявление полагал требования административного истца не подлежащими удовлетворению, ссылаясь на то обстоятельство, что в соответствии со статьей 1.1 Закона Липецкой области от 27.11.2003года №80-О «О налоге на имущество организаций в <адрес>» налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 2000 кв.м и помещений в них, нежилые помещения, общей площадью свыше 2000 кв.м, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Полагал, что в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации и Закона Липецкой области от 27.11.2003года №80-ОЗ названное недвижимое имущество административного истца правомерно включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых на 2016 год налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В ходе судебного разбирательства представитель административного ответчика Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области по доверенности Овчинникова О.С. признала исковые требования административного истца ООО «Триумф», ссылаясь на представленный суду Акт обследования от ДД.ММ.ГГГГ спорного объекта недвижимого имущества, проведенного Т., начальником производственно-технического отдела ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация».

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, проверив названное Решение в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Кима И.Е., полагавшего возможным принять признание административного иска представителем административного ответчика Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области, а требования ООО «Триумф» подлежащими удовлетворению, суд считает административный иск административного истца ООО «Триумф» подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

Оспариваемым в части нормативным правовым актом урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.

Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14,372 НК РФ).

На территории Липецкой области налог на имущество организаций введен Законом Липецкой области от 27 ноября 2003года №80-ОЗ «О налоге на имущество организаций в Липецкой области», который в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации устанавливает налог на имущество организаций на территории Липецкой области, определяет налоговую ставку, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы, а также особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.

В соответствии с пунктом 2 статьи 372, пунктом 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодека Российской Федерации, и законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы таких объектов.

Статьей 1.1. названного Закона Липецкой области установлены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.

Названной статьей Закона Липецкой области от 27 ноября 2003года №80-ОЗ в редакции, действующей на момент принятия Управлением имущественных и земельных отношений Липецкой области решения от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1 – го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Такой Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2016 год в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 1.1. Закона Липецкой области от 27 ноября 2015 года №80-ОЗ «О налоге на имущество организаций в Липецкой области» (приложение) утвержден Решением Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с Положением об Управлении имущественных и земельных отношений Липецкой области, утвержденным Распоряжением администрации Липецкой области от 7 октября 2010года №402-р, Управление является отраслевым исполнительным органом государственной власти Липецкой области. В соответствии со статьей 4.3 названного Положения Управление издает нормативные правовые акты, в частности, по вопросам утверждения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. (абз. введен распоряжением администрации Липецкой области от 25.05.2016г. №258-р). Управление в соответствии с Положением определяет перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (п.2.49 Положения в редакции распоряжения администрации Липецкой области от 22.11.2016 года №553-р). В соответствии с п.2.49 Положения в редакции распоряжения администрации Липецкой области от 17.01.2014года №4-р Управление определяло перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых установлены особенности определения налоговой базы для уплаты налога на имущество организаций.

Таким образом, Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области является органом, который на момент издания Решения от ДД.ММ.ГГГГ обладало достаточной компетенцией для принятия по предметам совместного ведения названного нормативного акта.

Административным истцом компетенция Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области на принятие упомянутого Решения не оспаривалась.

В силу пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящего пункта:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. (п. 4.1 введен Федеральным законом от 04.11.2014 N 347-ФЗ).

В соответствии с пунктом 5 в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В ходе судебного разбирательства по ходатайству представителя административного ответчика Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области определением суда от 27.12.2016 года начальнику производственно-технического отдела ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация» Т поручено проведение обследования объекта – производственной базы по адресу: <адрес>, с целью выявления фактического использования (не использования) всех строений и сооружений объекта по факту и согласно инвентарного дела на указанный объект, одновременно как в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, с составлением акта обследования и заключения по результатам проведенного обследования.

В соответствии с Уставом, утвержденным решением Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от 30.06.2014года №2436, одними из видов деятельности ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация» являются, в частности, техническая инвентаризация и паспортизация, государственный технический учет с присвоением и ведением кадастровых номером объектов капитального строительства, составление перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых установлены особенности определения налоговой базы для уплаты налога на имущество организаций, выявление видов фактического использования отдельных объектов недвижимого имущества при их обследовании.

Согласно Акту от ДД.ММ.ГГГГ проведенного обследования спорного объекта (с выездом на место) в настоящее время фактически используются площади по техпаспорту: производственные №№ 16,40,12,13,15,41, общей площадью 900.5 кв.м, складские от производства: №№ 15,17,9, 7, 8 (1 этаж), № 10,11,43, под лит. А3 частично №9, общей площадью 373.5 кв.м, административные помещения для персонала ООО «Триумф» в лит. А1- 2 этаж, площадью 188.6 кв.м, торговые: 1 этаж- №№ 84,85,86,87,88, 89, 12,13,14, 2 этаж - №2, лит. под А: №1,2, общей площадью 446.5 кв.м., медицинское (коммерческое) в лит. А -175.9 кв.м.

Помещения, относящиеся в архивном деле к категории общественного питания общей площадью 1496.6 кв.м в настоящее время по своему назначению или по какому-либо другому назначению не используются, находятся в запущенном состоянии, частично захламлены, требуют ремонта. Не используется по своему прямому назначению или по другому назначению значительная часть площадей, ранее относившихся к производственной, в том числе ряд цехов.

При таких обстоятельствах здание с кадастровым номером , включенное в пункт 69 названного Перечня (приложение к Решению от ДД.ММ.ГГГГ) не отвечает признакам объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых по смыслу статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определяется как кадастровая стоимость.

Как следует из статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде признать административный иск полностью или частично.

Представителем административного ответчика Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области по доверенности Овчинниковой О.С. в соответствии с предоставленными ей на основании доверенности от 01.12.2016г. №45 полномочиями заявила о признании административного иска ООО «Триумф», представив суду письменное заявление, которое в соответствии со статьей 157 КАС РФ приобщено к материалам административного дела. Представителю административного ответчика разъяснены последствия признания административного иска, которые представителю понятны, о чем представителем указано в письменном заявлении о признании административного иска. Из материалов дела и объяснений представителя административного ответчика следует, что признание административным ответчиком административного иска ООО «Триумф» является свободным волеизъявлением стороны, в данном случае признание административного иска и обстоятельств, изложенных в административном иске, административным ответчиком не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы административного истца и административного ответчика, а также других лиц.

Суд принимает признание административного иска административным ответчиком Управлением имущественных и земельных отношений Липецкой области, в связи с чем удовлетворяет административные исковые требования административного истца ООО «Триумф». В соответствии с положениями статьей 180,215 КАС РФ административное исковое заявление ООО «Триумф» подлежит удовлетворению. Пункт 69 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется, как кадастровая стоимость на 2016 год, подлежит признанию недействующим с момента вступления настоящего решения суда в законную силу.

В связи с удовлетворением требований ООО «Триумф» в его пользу с Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области в счет возврата государственной пошлины подлежит взысканию 4500 рублей.

Руководствуясь статьями 175 -178, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Триумф» (<адрес>) удовлетворить.

Признать пункт 69 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2016 год (кадастровый номер объекта по адресу: <адрес>), утвержденного Решением Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ, недействующим с момента вступления настоящего решения суда в законную силу.

Взыскать с Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Триумф» (<адрес>) в счет возврата государственной пошлины 4500 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий - судья -подпись Т.А. Игнатенкова

Копия верна: судья Т.А. Игнатенкова

секретарь