Омский областной суд
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский областной суд в составе
председательствующего судьи Кондратенко Е.В.,
при секретаре Курдюмовой К.В.,
с участием прокурора Никульшиной Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 7 сентября 2022 года административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Омскэлектро» к Региональной энергетической комиссии Омской области об оспаривании приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 28 декабря 2021 года № 677/97 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Омской области на 2022 год», в части определения суммы необходимой валовой выручки акционерного общества «Омскэлектро»,
установил:
приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 28 декабря 2021 года № 677/97 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Омской области на 2022 год» (далее – приказ № 677/97) установлены и введены в действие единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Омской области на 2022 год согласно Приложению № 1 и Приложению № 2 к настоящему приказу (том 1 л.д. 160-170).
Пунктом 20 таблицы 1 приложения № 1 указанного приказа АО «Омскэлектро» необходимая валовая выручка на 2022 год установлена в размере <...> (без учета оплаты потерь) (том 1 л.д. 161).
Приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 28 декабря 2021 года № 679/97 «Об утверждении необходимой валовой выручки, долгосрочных параметров и индивидуальных тарифов на услугу по передаче электроэнергии для территориальных сетевых организаций в Омской области» (далее – приказ № 679/97) установлены индивидуальные тарифы для расчетов между сетевыми организациями (том 2 л.д.144).
Пунктом 16 приложения № 2 названного приказа установлена необходимая валовая выручка на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) для АО «Омскэлектро» (без учета оплаты потерь) на 2020 год установлена в размере: <...>., на 2021 год: <...> на 2022 год: <...>., на 2023 год: <...>, на 2024 год: <...>. (том 2 л.д.147-148).
Приложением № 3 этого же приказа установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями (том 1 л.д. 149-154).
Приказы опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 29 декабря 2021 года, номер публикации № <...>, 30 декабря 2021 года, номер публикации № <...> (том 1 л.д. 159, 171).
АО «Омскэлектро» обратилось в Омский областной суд с административным исковым заявлением к Региональной энергетической комиссии Омской области (далее – РЭК Омской области) о признании не действующим приказа № 677/97 в части определения суммы необходимой валовой выручки АО «Омскэлектро» (пункт 20 таблицы 1 приложения № 1 приказа) со дня принятия, а также приказа № 679/97 в части определения суммы необходимой валовой выручки АО «Омскэлектро» (пункт 16 приложения № 2 приказа) и установления индивидуальных тарифов для расчета между сетевыми организациями (приложение № 3 приказа) со дня принятия.
В ходе рассмотрения дела административный истец, уточнив заявленные требования, просил признать не действующим со дня принятия приказ РЭК Омской области № 677/97 от 28 декабря 2021 года в части определения суммы необходимой валовой выручки АО «Омскэлектро» (пункт 20 таблицы № 1 приказа) и обязать РЭК Омской области установить необходимую валовую выручку АО «Омскэлектро» в экономически обоснованном размере <...>., а также принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанный не действующим в части в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу, а также взыскать понесенные расходы по оплате государственной пошлины в размере <...> (том 2 л.д. 40).
В обоснование требований указано, что при вынесении оспариваемого приказа РЭК Омской области безосновательно произведено сглаживание экономически обоснованной необходимой валовой выручки АО «Омскэлектро» на 2022 год в сумме <...> сопоставимой с объемом подконтрольных расходов, что противоречит принципам государственного регулирования в сфере электроэнергетики, установленным Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», нарушает права и ставит под угрозу деятельность АО «Омскэлектро», и, как следствие, надежность энергоснабжения города Омска (том 1 л.д. 5-12, л.д. 115-116, том 2 л.д. 40).
В судебном заседании представители АО «Омскэлектро» ФИО1, ФИО2, поддержали заявленные требования с учетом уточнений, по доводам, изложенным в административном иске и письменных пояснениях (том 2 л.д. 71-75, 153-156).
Представители РЭК Омской области ФИО3, ФИО4, ФИО5, в судебном заседании возражали против удовлетворения административного иска, поддержав доводы, изложенные в письменном отзыве и дополнениях к нему, ссылаясь на принятие оспариваемого приказа в пределах компетенции РЭК Омской области, с соблюдением установленного порядка и отсутствие нарушений законодательства при установлении тарифа (том 2 л.д. 22-24, 42-44).
Представитель заинтересованного лица Федеральной антимонопольной службы России при надлежащем извещении в судебное заседание не явился. Просил о рассмотрении дела в его отсутствие, поскольку судебный акт, принятый по результатам рассмотрения данного дела, не повлияет на права и обязанности ФАС России ФАС России по отношению к сторонам (том 2 л.д. 20, 25-26).
Выслушав лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора Никульшиной Е.В., полагавшей, что оспариваемый нормативный правовой акт подлежит признанию не действующим со дня его принятия, суд приходит к следующим выводам.
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике), Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178, Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 года № 98-э (далее - Методические указания № 98-э) и иных нормативных правовых актов.
В соответствии с подпунктом 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Законом об электроэнергетике.
Согласно пункту 3 статьи 24 названного закона к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) относится в том числе установление цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, указанных в статье 23.1 данного Федерального закона, за исключением цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
На основании Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 2 ноября 2011 года № 212-п, указанная комиссия является органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим государственное регулирование цен, тарифов, платы, наценок, ставок, надбавок на товары и услуги, регулирование которых в соответствии с федеральным законодательством осуществляется органами исполнительной власти Омской области (пункт 1 Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 2 ноября 2011 года № 212-п). К полномочиям РЭК Омской области относится установление цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов) (подпункт 1 пункта 9 Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 2 ноября 2011 года № 212-п).
Согласно пункту 3 данного Положения РЭК Омской области издает правовые акты в форме приказов и распоряжений по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральным и областным законодательством.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о принятии оспариваемого нормативного правового акта уполномоченным органом в предусмотренной форме и с соблюдением порядка опубликования, установленного пунктом 3 Указа Губернатора Омской области от 30 марта 2004 года № 74 «О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области, других органов исполнительной власти Омской области».
Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона об электроэнергетике общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики являются в том числе, обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики, соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, обеспечение государственного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики, необходимого для реализации принципов, установленных настоящей статьей, при регламентации применения методов государственного регулирования, в том числе за счет установления их исчерпывающего перечня.
В силу требований пункта 4 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике на срок не менее чем пять лет может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций или на основе заключаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, соглашений об условиях осуществления регулируемых видов деятельности.
Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии при осуществлении государственного регулирования на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций устанавливаются в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 12 Основ ценообразования при регулировании цен (тарифов) применяется в том числе метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
При этом необходимая валовая выручка представляет собой экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования), в который, в том числе, включаются экономически обоснованные расходы организации на осуществление регулируемой деятельности (пункты 15 - 34 Основ ценообразования).
Пунктом 16 Основ ценообразования предусмотрено, что определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
Тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, на основании долгосрочных параметров регулирования, в том числе базового уровня подконтрольных расходов) (пункт 38 Основ ценообразования).
Согласно пункту 81 Основ ценообразования предельные минимальные и (или) максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливаются Федеральной антимонопольной службой дифференцированно по субъектам Российской Федерации и уровням напряжения в соответствии с пунктом 81(1) данного документа на долгосрочный период или очередной год.
Согласно положений Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок, определенный Правительством Российской Федерации, устанавливают цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, в том числе населению и приравненным к нему категориям потребителей, в пределах указанных предельных уровней цен (тарифов) (абзац 2 пункта 6 статьи 23.1.).
Решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об утверждении им цен (тарифов), устанавливаемых на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, подлежит согласованию с данным федеральным органом исполнительной власти, осуществляемому в порядке, установленном правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, до принятия данного решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Согласование с федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов указанного решения осуществляется не позднее чем в течение 30 календарных дней с даты обращения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (пункт 7 статьи 23.1.).
Предельные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2022 год утверждены приказом Федеральной антимонопольной службой (далее – ФАС России) от 16 декабря 2021 года № 1429/21.
Приказом ФАС России от 8 ноября 2019 года № 1483/19 утвержден Порядок согласования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении цен (тарифов) на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (далее – Порядок № 1483/19).
К заявлению о согласовании решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении цен (тарифов) на уровне выше максимального или ниже минимального уровня должны быть приложены документы, указанные в пункте 3 Порядка № 1483/19 (в подлиннике или заверенных заявителем копиях).
Из материалов дела следует, что АО «Омскэлектро» является территориальной сетевой организацией и оказывает услуги по передаче электрической энергии (том 1 л.д. 75-85).
9 декабря 2021 года РЭК Омской области обратилось в ФАС России за согласованием решения об установлении тарифов выше предельных максимальных уровней, приложив к заявлению, во исполнение установленных требований, обосновывающие материалы (том 2 л.д. 26-27). Указанный перечень документов содержал информацию по всем территориальным сетевым организациям региона, включая и АО «Омскэлектро». Из содержания раздела 4 пояснительной записки председателя РЭК Омской области следует, что причиной превышения единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии является рост расходов на содержание электрических сетей на 2022 год на <...> связанный со снижением величины накопленного отрицательного сглаживания и частичного восстановления базы необходимой валовой выручки на содержание сетей до уровня экономически обоснованной. Также указано, что на территории Омской области по итогам тарифного регулирования в 2020-2021 годах образовался дефицит между необходимым ростом тарифов на услуги по передаче электрической энергии и обеспечением необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций Омской области (том 2 л.д.64).
По итогам рассмотрения заявления РЭК Омской области приказом ФАС России от 23 декабря 2021 года № 1504/21 согласовано решение РЭК Омской области об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Омской области, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, на 2022 год на уровне выше предельных максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненному к нему категориям потребителей, по Омской области на 2022 год, утвержденных приказом ФАС России от 16 декабря 2021 года № 1429/21 (том 2 л.д. 29-30).
Между тем, в судебном заседании установлено и не оспаривалось представителями РЭК Омской области, что, обратившись в ФАС России, РЭК Омской области не заявил к согласованию всю сумму экономически обоснованных расходов территориальных сетевых организаций, в том числе, административного истца АО «Омскэлектро».
Согласно экспертному заключению по рассмотрению дела № 03-03/29 РЭК Омской области об установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии (мощности) по сетям АО «Омскэлектро» следует, что РЭК принята величина распределяемых расходов (доходов) в целях сглаживания изменения тарифов – <...> (том 1 л.д. 172-202).
Из протокола заседания правления Региональной энергетической комиссии Омской области от 28 декабря 2021 года № 97 следует, что правление РЭК Омской области, в том числе, принято решение, в целях сглаживания роста единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Омской области на 2022 год, установленного ФАС России, установить на 2022 год необходимую валовую выручку на товарную продукцию на содержание сетей с учетом показателей корректировки в сумме <...>, из них на 1 полугодие – <...> на 2 полугодие – <...> Величину, распределяемую в целях сглаживания изменения тарифов, принять в сумме <...>. (том 1 л.д.118-142). Указанные данные также содержатся в экспертном заключении (раздел 5.3.5.)
Представитель РЭК Омской области в судебном заседании пояснил, что, исходя из сложившейся практики ФАС России по согласованию превышения предельных уровней тарифов – в среднем на <...> в целях недопущения превышения указанного размера, регулятором произведено сглаживание необходимой валовой выручки АО «Омскэлектро» на <...>
При этом, по мнению стороны административного ответчика, в случае предъявления РЭК Омской области к согласованию в ФАС России всей суммы экономически обоснованных расходов, в превышающей предельные уровни части, мог последовать отказ в согласовании, поскольку для ФАС России возможно принятие только решения о согласовании либо об отказе в согласовании решения об установлении цен (тарифов) на уровне выше предельных максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям.
В указанной связи, по ходатайству сторон судом был направлен запрос в ФАС России с постановкой, в том числе, вопроса о возможности РЭК Омской области заявить к согласованию полную сумму признанных экономически обоснованными расходов территориальных сетевых организаций, а ФАС России рассмотреть и согласовать такое превышение.
Согласно ответу ФАС России от 24.08.2022 (том 2 л.д.25-26) Порядок согласования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении цен (тарифов) на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, утвержден приказом ФАС России от 8 ноября 2019 года № 1483/19.
Анализ положений приведенного Порядка позволяет суду прийти к выводу о том, что какие-либо ограничения для органов исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов как в части возможного размера заявляемых к согласованию экономически обоснованных расходов организаций, так и в части процентного соотношения превышения максимального уровня цен (тарифов), отсутствуют, в связи с чем РЭК Омской области могла заявить в ФАС России для согласования полную сумму экономически обоснованных расходов АО «Омскэлектро», предоставив при этом соответствующие обосновывающие документы.
Тот факт, что в соответствии с пунктом 12 Порядка Федеральная антимонопольная служба принимает только решение о согласовании или об отказе в согласовании решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении цен (тарифов), не свидетельствует о невозможности оценки ФАС России при согласовании предельных уровней цен (тарифов) всех обосновывающих необходимость такого превышения фактических данных.
Кроме того, судом установлено, что из всех территориальных сетевых организаций, осуществляющих регулируемый вид деятельности на территории Омской области, только необходимая валовая выручка АО «Омскэлектро» скорректирована в целях сглаживания роста тарифов более чем на <...> При этом необходимая валовая выручка остальных сетевых организаций либо откорректирована незначительно, либо вовсе не подвергалась корректировке. Необходимо обратить внимание, что сглаживание произведено преимущественно за счет экономически обоснованного размера необходимой валовой выручки только одной организации, а именно, АО «Омскэлектро», ввиду того, что при анализе динамики изменения необходимой валовой выручки у организации выявлен значительный рост экономически обоснованных расходов в 2022 году по сравнению с 2019 годом на <...> При этом расчет экономически обоснованных плановых расходов с дифференциацией по статьям, т.е. с указанием видов расходов, РЭК Омской области не произведен.
Исходя из того, что РЭК Омской области произвело сглаживание НВВ за счет экономически обоснованных расходов АО «Омскэлектро», ссылка административного ответчика на производство сглаживания в преимущественной части за счет средств указанной организации в связи с самым большим ростом необходимой валовой выручки именно у данной организации (том 2 л.д.25) не подтверждает правомерность действий регулятора.
Согласно пункту 7 Основ ценообразования учет экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, в целях сглаживания изменения тарифов могут осуществляться в течение периода, в том числе относящегося к разным долгосрочным периодам регулирования, который не может быть более 5 лет.
В этом случае распределение исключаемых экономически необоснованных доходов и расходов, учитываемых экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования, осуществляется при расчете необходимой валовой выручки соответствующего годового периода регулирования с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. Действие указанных положений не распространяется на территориальные сетевые организации, необходимая валовая выручка которых с учетом расходов на оплату потерь и оплату услуг других территориальных сетевых организаций за 3 последних периода регулирования не превысила 10% суммарной необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, учтенной при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
С учетом приведенного правового регулирования, в целях сглаживания роста тарифов, подлежат распределению фактически неучтенные расходы и недополученные доходы, выявленные по результатам анализа прошлых периодов регулирования. Сглаживание же экономически обоснованных плановых расходов организации (объема финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности) на предстоящий период регулирования, Основами ценообразования не предусмотрено.
Таким образом, поскольку судом установлено, что при согласовании решения в области государственного регулирования тарифов об установлении цен (тарифов) на уровне выше максимального, установленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, РЭК Омской области не была заявлена к согласованию вся сумма экономически обоснованных расходов территориальных сетевых организаций региона, а сглаживание произведено за счет экономически обоснованных плановых расходов только одной территориальной сетевой организации АО «Омскэлектро», что привело к снижению необходимой валовой выручки данной организации на <...>, оспариваемый приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 28 декабря 2021 года № 677/97 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Омской области на 2022 год» в части определения суммы необходимой валовой выручки акционерного общества «Омскэлектро» (пункт 20 таблицы 1 Приказа) противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, нарушает права административного истца и подлежит признанию не действующим.
В соответствии с положениями статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемый административным истцом нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия, суд приходит к выводу о необходимости признания его недействующим с даты принятия, поскольку признание его не действующим с даты вступления настоящего решения суда в законную силу, не приведет к восстановлению нарушенных прав административного истца.
В соответствии с частью 4 статьи 216 КАС РФ суд возлагает на РЭК Омской области обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанный не действующим в части.
Оснований для возложения на РЭК Омской области обязанности установить необходимую валовую выручку АО «Омскэлектро» в конкретном размере суд не усматривает, поскольку это входит в компетенцию указанного органа исполнительной власти.
С учетом положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения суда подлежит официальному опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт, или ином печатном издании, в котором подлежат опубликованию нормативные правовые акты органов исполнительной власти Омской области.
Согласно части 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В силу части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Учитывая, что главой 21 КАС РФ, регламентирующей производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов, вопрос о судебных расходах должен быть разрешен в соответствии с вышеприведенными правилами гл. 10 КАС РФ.
Из материалов административного дела усматривается, что при обращении в суд с административным исковым заявлением АО «Омскэлектро» уплачена государственная пошлина в размере 4 500 рублей (том 1 л.д. 13). Указанные расходы административного истца в силу положений части 1 статьи 103, части 1 статьи 111 КАС РФ подлежат возмещению РЭК Омской области.
Руководствуясь статьями 175-180, 215, 217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление акционерного общества «Омскэлектро» удовлетворить.
Признать не действующим со дня принятия приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 28 декабря 2021 года № 677/97 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Омской области на 2022 год», в части определения суммы необходимой валовой выручки акционерного общества «Омскэлектро» (пункт 20 таблицы 1 Приказа).
Взыскать с Региональной энергетической комиссии Омской области в пользу акционерного общества «Омскэлектро» судебные расходы в сумме <...>.
Возложить на Региональную энергетическую комиссию Омской области обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанный не действующим.
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию
в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт, или ином печатном издании, в котором подлежат опубликованию нормативные правовые акты органов исполнительной власти Омской области.
На решение суда могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Омский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В. Кондратенко
Мотивированное решение изготовлено 21 сентября 2022 года.