ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1953/20 от 08.07.2021 Московского областного суда (Московская область)

Дело № 3а-392/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 июля 2021 года г. Красногорск

Московская область

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Елизаровой М.Ю.

с участием прокурора Быхановой Е.В.

при ведении протокола помощником судьи Тягай А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по коллективному административному исковому заявлению Матчина А.А., Субботиной Н.М., Панасюк Н.Д., Баулиной Н.А., Богданова О.А., Рубцовой Н.А., Филатова Д.А., Рубцовой Е.Г., Серебрякова А.А., Хоченкова Е.В., Пичугиной Т.А., Горбулина А.В., Косаревой М.В., Горбулиной В.И., Выборнова В.Н., Максимовой Г.Ф., Соболевского Аркадия А.Н., Жуковой В.А., Романовой Л.Н., Строгонова А.Н., Голубкова В.А., Матчина Александра А.А. Колесник Е.А., Ситдиковой Н.А., Рыбакова А.Ю, обратился в Московский областной суд с требованиями о признании нормативного акта в указанной части недействующим,

установил:

постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 №230/8 утверждена Схема территориального планирования транспортного обслуживания Московской области (далее Схема территориального планирования Московской области).

Постановлением Правительства Московской области от 25.12.2019 №1037/45 утверждены изменения в Схему территориального планирования транспортного обслуживания Московской области в частности в таб. «2.1.8. Планируемые характеристики обычных автомобильных дорог регионального значения» подраздела «2.1.4. Сеть обычных автомобильных дорог в Московской области» раздел 2 «Мероприятия по территориальному планированию транспортного обслуживания Московской области» дополнена строкой 1980, предусмотрено размещение участка дороги Юго-Восточной хорды от МКАД до «Солнцево-Бутово-Видное» на территории Ленинского муниципального образования; дорога 1 категории, длиной 3.41 км.; площадь размещения линейного объекта 68.2 га, число полос движения 10.

Постановлением Правительства Московской области от 30.12.2020 №1065/44 характеристики автомобильной дороги расположены в таб. «2.1.7.Планируемые характеристики обычных автомобильных дорог регионального значения» подраздела «2.1.4. Сеть обычных автомобильных дорог в Московской области» раздел 2 «Мероприятия по территориальному планированию транспортного обслуживания Московской области». Соответствующая сорока таблицы 2.1.7 и содержат сведения о наименовании автомобильной дороги «Юго-Восточная хорда» (без указания на участок) с сохранением параметров строительства.

Административные истцы в составе коллективного административного искового заявления, утоняя заявленные требования, являясь жителями <данные изъяты> и собственниками, расположенных там объектов, просят признать внесенные изменения в Схему территориального планирования транспортного обслуживания Московской области в части планирования строительства линейного объекта автомобильной дороги Юго-Восточной хорды проходящей от МКАД до «Солнцево-Бутово-Видное» противоречащими законодательству, указывая.

Согласно проекта планировки территории линейного объекта разработанного и утвержденного постановлением Правительства г. Москвы, участок автомобильной дороги будет проходить непосредственно через <данные изъяты> городского округа Московской области, на территории которого проживают административные истцы, и им на праве собственности либо пользовании, принадлежат земельные участки и объекты недвижимости. Планируемое изъятие объектов недвижимости нарушает права и интересы заявителей.

Административные истцы полагают, что нормативный акт в оспариваемой его части, принят органом государственной власти субъекта Российской Федерации в нарушение требований п.2 ст. 49 ЗК РФ предусматривающего изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в исключительных случаях и в отсутствие других возможных вариантов строительства или реконструкции. Иной вариант прохождения автомобильной дороги, не затрагивающий имущество административных истцов существует и был предложен администрацией Ленинского муниципального района Московской области, однако не был учтен и отражен в проекте оспариваемого постановления.

Ссылаясь на п.4.10Свода Правил «Автомобильные дороги. Актуальная редакция СНиП 2.05.02-85», утвержденный Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 №266 указывают, что проектирование вновь строящихся автомобильных дорог1-3 класса возможно только в обход населенных пунктов.

Наличие грубых нарушений, допущенных при принятии нормативного правового акта и его не соответствие положениям ст. ст. 2,63 ГрК Российской Федерации, учитывая крайнее несогласие жителей пос. Битца с размещением автомобильной дороги и как следствие лишения их имущества.

В судебном заседании представитель административных истцов Кузнецов Е.А. заявленные требования поддержал.

Представитель Правительства Московской области в отзыве (том 4) возражала против заявленных требований, указав, что оспариваемое постановление принято в пределах компетенции, соответствует форме, порядку принятии и опубликования, прав и интересов административных истцов не нарушает, положениям закона имеющего высшую юридическую силу не противоречит.

Правительство города Москвы в суд представителя не направило, с требованиями административных истцов не согласилось, изложив позицию в приобщенных к материалам дела возражениях, обращая внимание на соблюдение процедуры согласования внесенных в схему транспортного обслуживания Московской области изменений, и наличие уведомлений для обеспечения доступа к проекту внесения изменений в Схему территориального планирования Московской области.

Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области в письменных объяснениях, поданных в порядке статьи 159 КАС РФ просило в удовлетворении требований административных истцов отказать, ссылаясь, что оспариваемый нормативный акт принят в пределах полномочий, с соблюдением порядка, а сама по себе схема территориального планирования каких-либо обременений на принадлежащие административным истцам объекты не налагает, и не является атом ограничивающим их права и интересы. Постановлением Правительства города Москвы от 29.09.2020 №1623-ПП утвержден проект планировки территории линейного объекта участка улично-дорожной сети – участок Юго-Восточной хорды. Заказчиком строительства является департамент г.Москвы в рамках реализации адресной инвестиционной программы.

Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области выразил несогласие с заявленными требованиями и пояснил, что в период подготовки проекта внесения изменений в схему территориального планирования автомобильных дорог Московской области уполномоченным органом были проработаны альтернативные варианты трассировки автомобильной дороги Юго-Восточная хорда, в том числе с учетом предложенных инициативной группой граждан альтернативных вариантов прохождения трассы. В результате обсуждения принят наиболее оптимальный и предпочтительный для проработка вариант исходя из технико-экономической целесообразности и минимизации изъятия земельных участков, сноса объектов культурного наследия.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, заслушав заключение прокурора полагавшего, что основания для удовлетворения требований отсутствуют, приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Как следует из материалов дела, административные истцы, являются жителями <данные изъяты><данные изъяты><данные изъяты>, им на праве собственности принадлежат расположенные в населенном пункте объекты недвижимости. Следовательно, административные истцы являются субъектами правоотношений регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.

Схема территориального планирования транспортного обслуживания Московской области составляет градостроительную основу всех документов территориального планирования Московской области и обеспечивает согласованное развитие Московской области в целом и муниципальных образований Московской области.

Постановление Правительством Московской области от 25.03.2016 №230/8, которым утверждена Схема территориального планирования транспортного обслуживания Московской области принято в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Законом Московской области № 29/2002-ОЗ "Об областной целевой программе «Разработка Генерального плана развития Московской области на период до 2020 года» (с изменениями, внесенными Законами Московской области N 16/2004-ОЗ, N 194/2005-ОЗ, N 239/2005-ОЗ), постановлением Правительства Московской области от 13.10.2005 N 739/41 «Об одобрении Схемы территориального планирования Московской области - основных положений градостроительного развития».

Постановление опубликовано в печатном издании "Ежедневные Новости. Подмосковье", N 140, 04.08.2007 года.

Постановлением Правительства Московской области от 25.12.2019 №1037/45 утверждены изменения в схему территориального планирования транспортного обслуживания Московской области в частности таблица «2.1.8. Планируемые характеристики обычных автомобильных дорог регионального значения» подраздела «2.1.4. Сеть обычных автомобильных дорог в Московской области» раздел 2 «Мероприятия по территориальному планированию транспортного обслуживания Московской области» дополнена строкой 1980, предусматривающей размещение участка дороги Юго-Восточной хорды от МКАД до «Солнцево-Бутово-Видное» на территории Ленинского муниципального образования; 1 категории, длиной 3.41 км.; площадь размещения линейного объекта 68.2 га, число полос движения 10.

Постановление опубликовано на официальном Интернет-портале Правительства Московской области 27.12.2019 года, в газете «Ежедневные Новости.Подмосковья» №22 от 07.02.2020 года.

Постановлением Правительства Московской области от 30.12.2020 №1065/44 характеристика автомобильной дороги расположены в таблице «2.1.7.Планируемые характеристики обычных автомобильных дорог регионального значения» подраздела «2.1.4. Сеть обычных автомобильных дорог в Московской области» раздел 2 «Мероприятия по территориальному планированию транспортного обслуживания Московской области». Соответствующая сорока таблицы 2.1.7 содержит сведения наименовании автомобильная дорога Юго-Восточная хорда с сохранением параметров строительства.

Постановление опубликовано на официальном Интернет-портале Правительства Московской области 10.02.2021 года.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ, территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно частям 1, 2 статьи 14 Градостроительного кодекса Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации являются схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации. Подготовка схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации может осуществляться применительно ко всей территории субъекта Российской Федерации или к ее частям.

Статьей 9 Закона Московской области № 36/2007-ОЗ «О генеральном плане развития Московской области» установлено, что подготовка документов территориального планирования Московской области осуществляется в составе следующих схем: схемы территориального планирования Московской области - основные положения градостроительного развития, схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области.

Согласно части 4 статьи 14 Градостроительного кодекса РФ, в положениях о территориальном планировании, содержащихся в схемах территориального планирования субъекта Российской Федерации, указываются сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов регионального значения, их основные характеристики, их местоположение (указываются наименования муниципального района, поселения, городского округа, населенного пункта), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов.

На картах планируемого размещения объектов регионального значения отображаются планируемые для размещения объекты регионального значения (часть 5 статьи 14 Градостроительного кодекса РФ).

Схема территориального планирования транспортного обслуживания Московской области является составной частью Генерального плана развития Московской области как системы нормативных правовых актов Московской области, определяющих политику органов государственной власти Московской области в сфере стратегического планирования пространственного развития Московской области и задает условия развития региональных транспортных инфраструктур, согласованных с развитием инфраструктур федерального значения.

Схема территориального планирования транспортного обслуживания Московской области направлена на реализацию приоритетных стратегических пространственных преобразований необходимых для реализации политики пространственного развития Московской области.

Как следует из частей 9,10 статьи 15 Градостроительного кодекса РФ внесение изменений в схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации должно осуществляться в соответствии с требованиями, предусмотренными настоящей статьей и статьями 9 и 16 настоящего Кодекса. Состав, порядок подготовки проектов схем территориального планирования субъекта Российской Федерации, порядок внесения изменений в такие схемы устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии частью 3 статьи 15 Градостроительного кодекса РФ, проект схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации до ее утверждения подлежит обязательному согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, имеющих общую границу с субъектом Российской Федерации, обеспечившим подготовку проекта схемы территориального планирования, и органами местного самоуправления муниципальных образований, применительно к территориям которых подготовлены предложения по территориальному планированию, в порядке, установленном статьей 16 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 5 Положения о согласовании проекта схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации или проекта схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.03.2007 № 178, заказчик обеспечивает доступ к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в федеральную государственную информационную систему территориального планирования (далее - ФГИС ТП) и направляет уведомление об обеспечении такого доступа по форме согласно приложению в электронной форме и (или) посредством почтового отправления в течение 3 календарных дней со дня обеспечения такого доступа.

Срок согласования проекта схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации не может превышать три месяца со дня поступления уведомления об обеспечении доступа к проекту схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации и материалам по их обоснованию в информационной системе территориального планирования в органы государственной власти и органы местного самоуправления (часть 5 статьи 16 Градостроительного кодекса РФ).

Как установлено судом, внесение изменений в Схему территориального планирования транспортного обслуживания Московской области подготовлено в соответствии с государственной программой Московской области «Архитектура и градостроительство Подмосковья» на 2017-2024 годы».

Изменения внесены в целях оптимизации развития транспортных инфраструктур Московской области, создания современной, отвечающей требованиям роста качества жизни населения и роста экономики, транспортной системы Московской области, обеспечивающей перспективные объемы внутренних и внешних пассажирских и грузовых перевозок всеми видами транспорта.

Проект внесения изменений в Схему территориального планирования транспортного обслуживания Московской области разработан в части отдельных объектов транспортной инфраструктуры регионального значения, в том числе планируемого к строительству участка Юго-Восточной хорды от МКАД до «Солнцево-Бутово-Видное», с учетом материалов по обоснованию планировочных решений участка, подготовленных ГАУ «Институт Генплана Москвы».

Проект Схемы территориального планирования Московской области размещен 27.06.2019 года в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования для согласования в установленном градостроительным кодексом Российской Федерации порядке. Уведомления для обеспечения доступа к проекту внесения изменений в Схему территориального планирования Московской области Мособлархитектурой направлены: письмом от 28.06.2019№ 28Исх-17305/08-01 руководителям центральных исполнительных органов государственной власти Московской области; письмом от 28.06.2019№ 28Исх-17304/08-01 главам муниципальных образований Московской области, в том числе главе Ленинского муниципального района Московской области; письмом от 28.06.2019 № 28Исх-17307/08-01 в Правительство Москвы.

В процессе согласования получены заключения по проекту Схемы территориального планирования Московской области, в том числе от Правительства Москвы от 18.12.2019 № 25-11-2228/7-11 о согласовании проекта внесения изменений в Схему территориального планирования Московской области, от Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области от 04.09.2019 № 23исх-12512 о согласовании проекта внесения изменений.

Вместе с тем администрация Ленинского муниципального района Московской области письмом от 11.07.2019 не согласовала проект внесения изменений в Схему территориального планирования Московской области в части мероприятия по строительству Юго-Восточной хорды от МКАД до магистрали «Солнцево – Бутово – Видное».

В соответствии с частью 8 статьи 16 Градостроительного кодекса, с пунктом 16 Положения о согласовании проекта схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации или проекта схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, в случае поступления от одного или нескольких органов, заключений, содержащих положения о несогласии с проектом схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации или вносимыми в нее изменениями с обоснованием принятого решения, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение пятнадцати дней со дня истечения установленного срока согласования соответственно указанных проектов и изменений принимает решение о создании согласительной комиссии. Максимальный срок работы согласительной комиссии не может превышать два месяца.

Распоряжением Правительства Московской области от 18.10.2019 года создана согласительная комиссия для урегулирования замечаний, поступивших от органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, содержащих положения о несогласии с проектом внесений изменений в Схема территориального планирования Московской области.

В соответствии с протоколом № 2 заседания согласительной комиссии замечание в части планируемого к строительству участка Юго-Восточной хорды от МКАД до «Солнцево-Бутово-Видное» отозвано Администрацией Ленинского муниципального района Московской области.

По итогам работы согласительной комиссии принято решение о согласовании проекта внесения изменений в Схему территориального планирования транспортного обслуживания Московской области без внесения замечаний, явившихся основанием для отказа в согласовании проекта.

В свою очередь письмом № 147-01Исх-7027 от 23.12.2019 года Администрация Ленинского муниципального района Московской области согласовала проект внесения изменений в Схему территориального планирования Московской области.

Проект внесения изменений в Схему территориального планирования транспортного обслуживания Московской области с учетом мероприятия по строительству участка Юго-Восточной хорды от МКАД до «Солнцево-Бутово-Видное» рассмотрен на заседании Градостроительного совета Московской области от 23.12.2019 года, на котором принято решение о согласовании проекта внесения изменений в Схему с учетом решения согласительной комиссии.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, в период подготовки проекта внесения изменения в Схему территориального планирования транспортного обслуживания Московской области уполномоченным органом проработаны альтернативные варианты трассировки автомобильной дороги Юго-Восточной хорды от КАД до «Солнцево-Бутово-Видное», в том числе с учетом предложенных инициативной группой граждан альтернативных вариантов трассировки автомобильной дороги.

Так прохождение Юго-Восточной хорды по транспортному коридору варианта «А»: - предусматривает строительству двух мостовых сооружений и одного путепровода на пересечении с улицей Турова; - протяженность варианта составляет порядка 3 км;- затрагивает территории Всероссийского селекционно-технологического института садоводства и питомниководства. - конструкция транспортной развязки на пересечении МКАД и улицы Подольских курсантов не предназначена для стыковки с ЮВХ.

Прохождение Юго-Восточной хорды по транспортному коридору варианта «В»: предусматривает строительство трех путепроводов на пересечении с МКАД, два из них с железной дорогой Курского направления; сооружение развязки на пересечении с Симферопольским шоссе осложнено рельефом.

Прохождение Юго-Восточной хорды по транспортному коридору варианта «С»: частично проходит по промышленной территории и оврагу, далее пересекаясь с охранной зоной ЛЭП 500 кВ; предусматривает строительство двух мостовых сооружений и одного путепровода на пересечении с МКАД; согласно археологической карте России к юго-востоку от ст. Битца в створе прохождения трассы расположен курганный могильник (Битцевский), насчитывающий четыре кургана.

Прохождение Юго-Восточной хорды по транспортному коридору, предложенному ГАУ «Институт Генплана Москвы», вариант «ЮВХ»: проходит между путями железной дороги Курского направления и поселком Битца, не затрагивая храм великой мученицы Марины; предусматривает строительство одного мостового сооружения, пересечение осуществлено под существующим путепроводом МКАД с железной дорогой Курского направления; протяженность варианта 2,3 км.

Указанные проекты, согласно протокола от 12.12.2019 года, являлись предметом обсуждения заседания согласительной комиссии. Таким образом, уполномоченным органом принят наиболее оптимальным и предпочтительным для проработки вариант, исходя из технико-экономической целесообразности (предусматривает строительство только одного мостового сооружения, средняя протяженность трассы) и минимизации изъятия земельных участков и сноса объектов капитального строительства.

Анализ приведенного выше дает основания полагать, что внесение изменений в нормативный правовой акт принято в пределах полномочий Правительства Московской области, с соблюдением установленного порядка принятия, требованиям, предъявляемым к содержанию нормативного акта, не противоречит федеральному закону или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Как следует из оспариваемого акта в таб. «2.1.8 Схемы территориального планирования Московской области» установлены планируемые характеристики автомобильных дорог регионального значения, в том числе участка Юго-Восточной хорды от МКАД до «Солнцево-Бутово-Видное», а именно номер автодороги - 1980, номер участка 32198001, длина участки дороги – 3,41 км, категория дороги – I, полос движения – 10, ширина полосы отвода – 100 м, ширина зоны планируемого размещения линейного объекта – 200 м, площадь зоны планируемого размещения линейного объекта – 68, 2 га.

Для обеспечения возможности размещения объектов транспортной инфраструктуры установлены зоны их планируемого размещения, которые являются ограничением использования данной территории в градостроительной деятельности до установления красных линий, границ зон планируемого размещения объектов транспортной инфраструктуры регионального и федерального значения в документации по планировке территории.

Вместе с тем, зона планируемого размещения линейного объекта определяет лишь территорию, в пределах которой при разработке проекта планировке территории возможны изменения положения объекта.

Отклоняя доводы заявителей суд, учитывает, что схемой территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, прежде всего, определяется стратегия градостроительного развития, планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на развитие территории, то есть на ее возможное изменение в будущем.

Обоснование требований административного иска сводится к несогласию административных истцов с установлением планируемого размещения линейного объекта регионального значения через поселок Битца Ленинского городского округа Московской области, в котором проживают административные истцы.

Вместе с тем, установление параметров размещения линейного объекта не нарушает права собственников земельных участков и объектов недвижимости, поскольку целями разработки оспариваемого документа является обеспечение не только защита прав и законных интересов собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и публичных интересов, связанных, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий, которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников и обладателей иных прав на земельные участки, что согласуется с положениями статей 2, 9 и 15 Градостроительного кодекса РФ.

Сама по себе Схема территориального планирования транспортного обслуживания Московской области не налагает и не может налагать обременения на принадлежащие административным истцам земельные участки и (или) объекты недвижимости, а также не является актом, ограничивающим прав административных истцов.

Как установлено частью 1 статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом часть 3 указанной статьи допускает принудительное отчуждение имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Положения статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации допускают ограничения гражданских прав на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, что вытекает из оснований части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации.

Таким образом, предусматривая гарантии охраны права частной собственности, вместе с тем, законодатель предусмотрел ограничения этих прав в определенных, допустимых законодателем случаях.

Одновременно с этим необходимо отметить, что, допуская возможность ограничения прав собственников, тем не менее, законом установлено ряд гарантий в защиту их прав в целях соблюдения баланса частных и публичных интересов, в частности положениями земельного законодательства предусмотрены порядок и условия изъятия для государственных и муниципальных нужд.

Допускается изъятие земельных участков, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, для государственных нужд другого субъекта Российской Федерации в случае, если это изъятие осуществляется для размещения объектов регионального значения такого субъекта Российской Федерации, предусмотренных документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены такие земельные участки, документами территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации (часть 6 статьи 56.3 Градостроительного кодекса РФ).

Применительно к данному спору, учет интересов публичных образований обеспечивается за счет согласования вопроса размещения соответствующих объектов на стадии подготовки документов территориального планирования, в том числе путем согласования документов территориального планирования.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Градостроительного кодекса РФ реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования.

При разработке документации по планировке территории определяется точное положение линейного объекта с учетом существующих кадастровых границ и минимального изъятия земельных участков.

В соответствии с частью 3.1 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ утверждение документации по планировке территории, предусматривающей размещение объекта регионального значения, финансирование строительства, реконструкции которого осуществляется полностью за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и размещение которого планируется на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, имеющих общую границу, осуществляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, за счет средств бюджета которого планируется финансировать строительство, реконструкцию такого объекта, по согласованию с иными субъектами Российской Федерации, на территориях которых планируются строительство, реконструкция объекта регионального значения.

В соответствии с частью 5 статьи 40 Градостроительного кодекса города Москвы Правительство Москвы принимает решение об утверждении проекта планировки территории.

Постановлением Правительства Москвы от 29.09.2020 № 1623-ПП утвержден проект планировки территории линейного объекта участка улично-дорожной сети – участок Юго-Восточной хорды от МКАД до автомобильной дороги «Солнцево-Бутово-Видное».

Не может суд, согласиться и с доводом административных истцов о несоответствии Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области пункту 4.10 СП 34.13330.2012. Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85, утвержденный приказом Минрегиона России от 30.06.2012 № 266 (далее – СП 34.13330.2012), несостоятелен ввиду следующего.

Положения СП 34.13330.2012 (в том числе, п.п. 4.1-4.13) не применяются по отношению к схеме территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, являющейся градостроительной основой планируемых стратегических преобразований пространства Московской области и задающей рамочные условия развития региональных транспортных инфраструктур.

Вместе с тем, следует учесть, что при проектировании линейных объектов применяются названные положения на добровольной основе.

Исходя из п. 4.10 СП 34.13330.2012 допускается проектирование дороги I категории на расстоянии менее 50 м от жилой застройки, при этом должны быть предусмотрены защитные экраны на длину жилой застройки. Мероприятия по обеспечению защитных экранов осуществляется в случае необходимости при подготовке документации по планировке территории.

В свою очередь СП 34.13330.2012 утратил силу с 08.04.2021 года, за исключением пунктов, включенных в перечень национальных стандартов и сводов правил, утвержденный постановлением Правительства РФ от 04.07.2020 № 985. Пункт 4.10, указанный административными истцами, не включен в состав перечня национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Постановлением Правительства Московской области от 30.12.2020 №1065/44 в Схему территориального планирования Московской области внесены изменения в части рассматриваемой автомобильной дороги регионального значения изменено наименование «Юго-Восточная хорда» вместо «Участок Юго-Восточной хорды от МКАД до «Солнцево-Бутово-Видное», при этом характеристики дороги оставлены без изменения.

В соответствии с вышеизложенным оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит нормам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем, оснований для признания его недействующим, у суда не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.177-178, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,

РЕШИЛ:

в удовлетворении требований Матчин А.А., Субботиной Н.М., Панасюк Н.Д., Баулиной Н.А., Богданова О.А., Рубцовой Н.А., Филатова Д.А., Рубцовой Е.Г., Серебрякова А.А., Хоченкова Е.В., Пичугиной Т.А., Горбулина А.В., Косаревой М.В., Горбулиной В.И., Выборнова В.Н., Максимовой Г.Ф., Соболевского А.Н., Жуковой В.А., Романовой Л.Н., Строгонова А.Н., Голубкова В.А., Матчина А.А., Колесник Е.А., Ситдиковой Н.А., Рыбакова А.Ю. о признании недействующим внесенных изменений касающихся строительства участка №10 Юго-восточной хорды г. Москвы на территории пос. Битца Московской области в строку 1980 таблицы 2.1.8 подраздела 2.1.4 раздела 2 в схему территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утвержденной Постановлением Правительства Московской области №1037/45 от 25.12.19г., (в редакции постановления Правительства Московской области №1065/44 от31.12.2020г.)-отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 19 июля 2021 года.

Судья М.Ю. Елизарова