ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-195/18 от 19.12.2017 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело № 3а-195/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 июля 2018 года г. Пермь

Пермский краевой суд в составе

председательствующего судьи Ефремовой О.Н.

при секретаре Силенок О.В.

с участием прокурора прокуратуры Пермского края Масленниковой И.А.,

административного истца ФИО1, ее представителя ФИО2, действующей на основании доверенности от 08.05.2018,

представителя административного ответчика Министерства культуры Пермского края ФИО3, действующей на основании доверенности от 28.11.2017 № 13, представителя административного соответчика Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края ФИО4, действующего на основании приказа № 102-ркп от 19.12.2017,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании не действующим нормативного правового акта Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций ****,

УСТАНОВИЛ:

приказом Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края от 14.09.2015 № СЭД-27-01-10-806 «Об установлении границ территории, предмета охраны и режима использования территории объекта археологического наследия – памятника «Суксун I, селище» установлены границы территории объекта археологического наследия – памятника «Суксун I, селище», расположенного по адресу: Пермский край Суксунский муниципальный район 1,125 км к западу от пос. Суксун, в 0,5 км к юго-западу от д. Опалихино Суксунского района, на запад.берегу Суксунского пруда (Пермский край Суксунский муниципальный район р.п. Суксун в 1,8 км к западу от плотины Суксунского пруда, согласно описанию и плану границ, указанным в приложении 1 и 2 к настоящему Приказу; установлен режим использования территории объекта археологического наследия (приложение 3); установлен предмет охраны объекта археологического наследия (приложение 4).

Приказ от 14.09.2015 № СЭД-27-01-10-806 опубликован в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» № 37 от 21.09.2015 и вступил в силу через 10 дней после опубликования.

ФИО1, являющаяся собственником земельных участков, расположенных в утвержденных границах территории объекта археологического наследия, обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным вышеуказанный приказ Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края от 14.09.2015 № СЭД-27-01-10-806, ссылаясь на нарушение оспариваемым приказом ее прав и законных интересов, поскольку отнесение ее земельных участков к землям историко-культурного значения в силу положений законодательства налагает на нее ряд обязанностей по содержанию земельных участков, соблюдению особого режима использования и ограничивает в праве использовать принадлежащее истцу имущество в соответствии с изначально предполагаемым целевым назначением. Административный истец также указывала на несоблюдение Министерством культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края установленного порядка выявления объекта культурного наследия, ввиду не соблюдения требований пункта 3 статьи 3.1, пункта 3 статьи 47.2, пункта 8 статьи 16.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ), поскольку никаких археологических полевых работ в период с 2014 года по настоящее время не проводилось, как и мероприятий по сохранению объекта культурного наследия. Уведомлений о включении земельных участков в перечень выявленных объектов культурного наследия ФИО1 не направлялось.

В судебном заседании административный истец и ее представитель, действующий на основании доверенности, настаивали на удовлетворении заявленных требований.

Представитель административного ответчика Министерства культуры Пермского края, действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения административного иска по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве административного соответчика Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края, действующий на основании приказа, возражал против заявленных административным истцом требований, подтвердив доводы, изложенные в письменном отзыве.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего заявленные требования не подлежащими удовлетворению, изучив представленные доказательства, обозрев представленные в подлиннике отчет о разведочных работах, проведенных летом 1982 года (в 1 томе), отчет по проведению мониторинга состояния объектов археологического наследия от 10.06.2014 (в 2 томах), суд приходит к выводу о том, что административный иск удовлетворению не подлежит.

14.09.2015 Министерством культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края издан приказ № СЭД-27-01-10-806, в приложении к которому приведено текстовое описание границ с координатами характерных точек границы территории объекта археологического наследия (приложение 1), план границ территории указанного объекта культурного наследия в виде картографического изображения (приложение 2), а также режим использования данной территории (приложение 3), в котором приведен перечень разрешенных и запрещенных мероприятий на территории выявленного объекта культурного наследия, описан предмет охраны объекта (приложение 4).

Судом установлено, что принадлежащие административному истцу на праве собственности земельные участки с кадастровыми номерами: **; **; ** находятся в пределах утвержденных оспариваемым приказом границ территории выявленного объекта культурного наследия, что не оспаривалось административными ответчиками в ходе рассмотрения дела и подтверждено выписками из Единого государственного реестра недвижимости о наличии ограничения прав и обременения объекта недвижимости, установленных оспариваемым приказом.

Проверяя полномочия административного ответчика на принятие Приказа от 14.09.2015 № СЭД-27-01-10-806, суд исходит из того, что отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в настоящее время регулирует Федеральный закон № 73-ФЗ.

В соответствии со статьей 9.2 названного Федерального закона № 73-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относится принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в пределах полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации и контроль за их исполнением (подпункт 1), государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия (подпункт 4).

В силу пункта 5 статьи 3.1 Федерального закона № 73-ФЗ границы территории выявленного объекта культурного наследия утверждаются актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.

Министерство культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края (после переименования 11.04.2016 Министерство культуры Пермского края) (далее – Министерство культуры) на момент издания оспариваемого нормативного правового акта являлось исполнительным органом государственной власти Пермского края, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (региональным органом охраны объектов культурного наследия), в том числе в части исполнения полномочий, переданных Российской Федерацией в отношении объектов культурного наследия, а также обеспечивающим на территории Пермского края разработку и реализацию государственной политики в сфере охраны объектов культурного наследия (пункты 1.1.1 и 1.1.2 Положения о Министерстве культуры, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 13.12.2007 № 331-п (в редакции до внесения изменений постановлением от 19.04.2017 № 260-п).

В соответствии с подпунктами 3.3.37 и 3.3.38 Положения о Министерстве культуры (в ред. до внесения изменений постановлением от 19.04.2017 № 260-п) Министерство культуры определяет границы территории объекта культурного наследия регионального значения, объекта культурного наследия местного (муниципального) значения и выявленного объекта культурного наследия; определяет предметы охраны объекта культурного наследия регионального значения и предметы охраны объекта культурного наследия местного (муниципального) значения.

Согласно подпункту 3.5.25 Положения о Министерстве культуры, статье 22 Устава Пермского края и статье 20 Закона Пермского края от 07.09.2007 № 107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края» Министерство культуры правомочно издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты в виде приказов.

Текст оспариваемого нормативного правового акта в соответствии с пунктом 4 Указа губернатора Пермского края от 24.07.2008 № 37 «О порядке вступления в силу и опубликования актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, распоряжений председателя Правительства Пермского края, актов исполнительных органов государственной власти Пермского края, порядке организации опубликования законов Пермского края» опубликован 21.09.2015 в официальном источнике публикации «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» за № 37.

Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемый приказ издан правомочным органом, в предусмотренных законом форме и виде, опубликован в установленном порядке.

Проверяя соответствие оспариваемого приказа нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из того, что положениями статьи 3 Федерального закона № 73-ФЗ к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации отнесены объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия).

Под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются, в том числе, городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.

При этом Федеральным законом № 73-ФЗ впервые в статье 3.1 введены требования об установлении границ территории выявленного объекта археологического наследия.

Согласно статье 3.1 названного Федерального закона, территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей (пункт 1).

В территорию объекта культурного наследия могут входить земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда, водные объекты или их части, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц.

Границы территории объекта культурного наследия могут не совпадать с границами существующих земельных участков (пункт 2).

Границы территории объекта культурного наследия, за исключением границ территории объекта археологического наследия, определяются проектом границ территории объекта культурного наследия на основании архивных документов, в том числе исторических поземельных планов, и научных исследований с учетом особенностей каждого объекта культурного наследия, включая степень его сохранности и этапы развития.

Границы территории объекта археологического наследия определяются на основании археологических полевых работ (пункт 3).

Границы территории выявленного объекта культурного наследия утверждаются актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации (пункт 5).

Сведения о границах территории объекта культурного наследия, подлежащие включению в акты соответствующих органов охраны объектов культурного наследия, указанные в пункте 5 настоящей статьи и части 4 статьи 17 Федерального закона от 22.10.2014 № 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ территории объекта культурного наследия, включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра объектов недвижимости (пункт 7).

Законодателем Пермского края не был принят порядок утверждения границ территории выявленного объекта культурного наследия. Требования к составлению проектов границ территории объектов культурного наследия утверждены в соответствии с пунктом 4 статьи 3.1 Федерального закона № 73-ФЗ Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 04.06.2015 № 1745.

Изучив представленные в дело доказательства, суд приходит к выводу, что требованиям статьи 3.1 Федерального закона № 73-ФЗ оспариваемый нормативный правовой акт соответствует, поскольку он содержит текстовое и графическое описания границ территории выявленного объекта культурного наследия, схему границ территории выявленного объекта культурного наследия, координаты поворотных точек границ территории выявленного объекта культурного наследия и режим использования территории выявленного объекта культурного наследия, предусмотренный статьей 5.1 Федерального закона № 73-ФЗ.

Положения пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона № 73-ФЗ и пункта 3.1 Требований к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия, утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации от 04.06.2015 № 1745, о необходимости при установлении границ территории выявленного объекта культурного наследия основываться на результатах археологических полевых работ также были соблюдены административным ответчиком при издании оспариваемого приказа.

Так, судом установлено, что памятник археологии «Суксунское селище» выявлен впервые в 1982 году в ходе разведочных работ, проведенных летом 1982 года в Суксунском районе Пермской области разведочной группой Камско-Вятской экспедиции Удмуртского государственного университета под руководством кандидата исторических наук, доцента ФИО5 на основании открытого листа № 481 по форме № 2, выданного полевым комитетом Института археологии АН СССР на имя Л.

«Отчет о разведочных работах, проведенных летом 1982 года в Суксунском районе Пермской области» был рассмотрен и утвержден отделом полевых исследований ИА АН СССР, о чем 22.04.1985 было сообщено в адрес Л., экземпляр отчета хранится в архиве Института археологии РАН (г. Москва), в подтверждение чего в материалы настоящего дела представлены сведения Архива РАН.

По данным отчета 1982 года Суксунское селище расположено на склоне более низкого, высотой 5 м, берега Суксунского пруда в 140-160 м к западу от окраинных домов поселка. С распахиваемой поверхности площадью 4800 кв.м собрано 80 фрагментов лепной керамики.

Сведения о выявленном объекте культурного наследия включены в Список археологических памятников Пермской области (к Своду памятников истории и культуры РСФСР) от 1986 года. Объект археологического наследия «Суксун I, селище» поставлен на учет и охраняется государством в соответствии с Распоряжением губернатора Пермской области от 05.12.2000 № 713-р «О государственном учете недвижимых памятников истории и культуры Пермского края регионального значения».

В августе-октябре 2014 года отрядом НОУ УНЦ ООО «Воланд» при ПГУ» по государственному контракту № 73 от 10.06.2014 «Проведение мониторинга состояния объектов археологического наследия, расположенных на территории Пермского края (кроме Коми-Пермяцкого округа)» на основании открытого листа № 994, выданного Министерством культуры Российской Федерации 16.07.2014 на имя С. проведены работы по уточнению топографической ситуации памятника археологии (рис. 95), также проведена фотофиксация современного состояния памятника (рис 96-100 том 2 отчета). По данным археологических исследований С. составлен отчет о наличии памятника археологии в описанных ею границах, а также скорректирована датировка памятника (том 1 отчета). Отчет был принят на постоянное хранение в составе научно-отраслевого архива Института археологии РАН, решение Научного совета по полевым исследованиям протокол № 17 от 11.07.2015, о чем представлена справка Института археологии РАН от 18.06.2015 № 14102/217-2.

16.11.2016 Министерством культуры Российской Федерации издан приказ № 53400-р о регистрации объекта культурного наследия федерального значения «Суксун I, селище» в едином государственном реестре объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Изложенное позволяет суду прийти к выводу, что составленные научные отчеты по результатам археологических исследований 1982 года и 2014 года прошли научное рецензирование и утверждены решением отдела полевых исследований Института археологии РАН (ранее Института археологии Академии наук СССР).

Оспаривая нормативный правовой акт, сторона административного истца указала на отсутствие правовых оснований считать объект культурного наследия выявленным, ссылаясь на то, что историческая ценность объекта археологического наследия является спорной, в том числе обоснованность его включения в Реестр, в связи с чем ходатайствовала о назначении и проведении по делу историко-культурной экспертизы.

Вместе с тем, выявление объекта культурного наследия является стадией, предшествующей определению его исторической, научной, художественной или иной культурной ценности, и государственному учету памятников истории и культуры.

Этот вывод следует из содержания статьи 6 Федерального закона ФЗ № 73, согласно которой под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.

Совокупный анализ приведенной нормы с содержанием действовавших ранее нормативных правовых актов: § 4 Постановления Совмина РСФСР от 28.05.1949 № 373 «Об утверждении Инструкции о порядке учета, регистрации и содержания археологических и исторических памятников на территории РСФСР», статьи 9 Закона СССР от 29.10.1976 «Об охране и использовании памятников истории и культуры», статьи 16 Закона РСФСР от 15.12.1978 «Об охране и использовании памятников истории и культуры», пунктов 13, 15, 18 Постановления Совмина СССР от 16.09.1982 № 865 «Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры», пунктов 9, 12, 13, 15, 16, 20, 21 Приказа Минкультуры СССР от 13.05.1986 № 203 «Об утверждении «Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры», статьи 6 Закона Пермского края от 07.07.2009 № 451-ПК «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Пермского края», подтверждает изложенный вывод.

В этой связи доводы административного истца о необходимости в рамках настоящего дела провести историко-культурную экспертизу определения исторической ценности объекта культурного наследия не имеют правового значения для оценки нормативного правового акта государственного органа субъекта Российской Федерации об утверждении границ территории выявленного объекта.

Порядок выявления объектов культурного наследия урегулирован статьей 16.1 Федерального закона № 73-ФЗ, согласно пункту 16 которой работы по выявлению объектов археологического наследия осуществляются в соответствии со статьей 45.1 настоящего Федерального закона.

В силу положений пунктов 1, 2 ст. 45.1 Федерального закона № 73-ФЗ работы по выявлению и изучению объектов археологического наследия, включая работы, имеющие целью поиск и изъятие археологических предметов (далее - археологические полевые работы), проводятся на основании разрешения (открытого листа), выдаваемого сроком не более чем на один год федеральным органом охраны объектов культурного наследия на основании заключения Российской академии наук.

Согласно пункту 16 статьи 16.1 Федерального закона № 73-ФЗ, объекты археологического наследия считаются выявленными объектами культурного наследия со дня их обнаружения лицом, получившим разрешение (открытый лист) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия.

На основании пунктов 14, 15 статьи 45.1 названного Федерального закона основным документом, представляющим результаты проведения археологических полевых работ в соответствии с выданным разрешением (открытым листом), является научный отчет о выполненных археологических полевых работах, который подлежит передаче исполнителем археологических полевых работ на хранение в Архивный фонд Российской академии наук.

Как установлено судом, по результатам проведения археологических полевых работ в соответствии с выданным разрешением (открытым листом) в 1982 году и в 2014 году соответственно Л. и С. были подготовлены научные отчеты о выполненных археологических полевых работах, принятые Институтом археологии.

При этом действовавшие в период проведения Л. археологических работ Закон РСФСР от 15.12.1978 «Об охране и использовании памятников истории и культуры», а также Постановление Совмина СССР от 14.10.1948 N 3898 «О мерах улучшения охраны памятников культуры» и Постановление Совмина РСФСР от 28.05.1949 N 373 «Об утверждении Инструкции о порядке учета, регистрации и содержания археологических и исторических памятников на территории РСФСР» не устанавливали какой-либо специальной нормы, предусматривающей подтверждение статуса выявленного памятника археологии и утверждение его территории каким-либо нормативно-правовым актом.

В соответствии со статьей 47 названного выше Закона РСФСР от 15.12.1978 единственным условием для выявления и фиксации памятников археологии являлось наличие у исследователя разрешения (открытого листа) и, соответственно, дальнейшее их включение в научный отчет.

Ведение списков вновь выявленных памятников истории и культуры было закреплено только в 1986 году Приказом Минкультуры СССР от 13.05.1986 № 203, которым утверждалась Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры.

Список вновь выявленных объектов содержит краткую характеристику каждого регистрируемого объекта, а также заключение экспертизы о возможности признания данного объекта памятником истории и культуры.

Таким образом, единственным источником сведений о выявленных до 1986 года памятниках археологии являлись научные отчеты об археологических исследованиях, направляемые в Институт археологии АН СССР, и в связи с этим такие отчеты являлись основанием для того, чтобы считать памятники археологии вновь выявленными памятниками истории и культуры.

Как установлено судом, вышеуказанный научный отчет Л. был утвержден Институтом археологии АН СССР как высшей экспертной организацией.

В дальнейшем пунктом 4 статьи 64 Федерального закона № 73-ФЗ, вступившим в силу 29.06.2002, было установлено, что объекты, являвшиеся на день вступления в силу Федерального закона № 73-ФЗ вновь выявленными памятниками истории и культуры на основании Закона РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры», отнесены к выявленным объектам культурного наследия с последующим переоформлением документов, предусмотренных статьей 17 Федерального закона № 73-ФЗ, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Однако такой порядок не был установлен Правительством Российской Федерации, а с 22.01.2015 вступила в силу новая редакция Федерального закона № 73-ФЗ, принятая Федеральным законом от 22.10.2014 № 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

На основании пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 22.10.2014 N 315-ФЗ, объекты, являющиеся на день вступления в силу названного Федерального закона выявленными объектами культурного наследия, отнесены к выявленным объектам культурного наследия, включенным в перечень выявленных объектов культурного наследия.

Таким образом, согласно действующему законодательству Российской Федерации на момент издания оспариваемого приказа «Суксун I, селище» являлось выявленным объектом археологического наследия и в силу закона признавалось включенным в перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Пермского края.

При этом следует учитывать, что проверка обоснованности отнесения объекта к выявленным объектам культурного наследия и проведения в связи с этим историко-культурной экспертизы не входит в предмет обсуждения по заявленным административным требованиям, поскольку данный вопрос не являлся основанием для принятия государственным органом оспариваемого приказа. В силу положений статьи 30 Федерального закона № 73-ФЗ в рамках рассмотрения настоящего дела спорный объект культурного наследия не может являться объектом историко-культурной экспертизы.

Как следует из приказа Министерства культуры Российской Федерации от 16.11.2016 № 53400-р, объект археологического наследия зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации с присвоением ему регистрационного номера **. Основания для исключения объекта культурного наследия из реестра перечислены в статье 23 Федерального закона № 73-ФЗ и не относятся к предмету исследования при рассмотрении заявленных ФИО1 требований.

Не установлено судом оснований ставить под сомнение обоснованность координат характерных точек границы территории объекта археологического наследия. Суд считает, что координаты характерных точек границ территории объекта культурного наследия «Суксун I, селище» определены кадастровым инженером Т., имеющей соответствующий квалификационный аттестат и состоящей в штате ООО Научно-производственное предприятие «Универсал», - организации, имеющей лицензию на осуществление геодезических и картографических работ федерального значения № 59-00040Ф от 21.08.2015.

Обсуждая доводы административного иска об ограничении права ФИО1 по пользованию и распоряжению земельными участками, на которых расположен объект археологического наследия, в соответствии с разрешенным использованием, суд учитывает, что особенности владения, пользования и распоряжения объектом археологического наследия и земельным участком, в пределах которого располагается объект археологического наследия, установлены статьей 49 Федерального закона № 73-ФЗ.

Согласно названной правовой норме, в случае, если в пределах земельного участка или водного объекта обнаружен объект археологического наследия, со дня обнаружения данного объекта археологического наследия собственник земельного участка или водного объекта либо пользователь им владеет, пользуется или распоряжается такими земельным участком или водным объектом с соблюдением условий, установленных настоящим Федеральным законом для обеспечения сохранности выявленного объекта культурного наследия (пункт 1). Объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которых он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно (пункт 2). Объекты археологического наследия, а также все археологические предметы, залегающие на поверхности земли, в земле или под водой, находятся в государственной собственности (пункт 3).

Требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия и особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия, установлены в статье 5.1 Федерального закона № 73-ФЗ.

В соответствии частью 7 статьи 3.1 Федерального закона № 73-ФЗ сведения о границах территории объекта культурного наследия, об ограничениях использования объекта недвижимого имущества, находящегося в границах территории объекта культурного наследия, вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений, указанных в настоящем пункте, не является основанием для несоблюдения требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, установленных земельным законодательством Российской Федерации и статьей 5.1 настоящего Федерального закона.

Таким образом, оспариваемый приказ Министерства культуры не ограничивает право административного истца по владению, пользованию и распоряжению земельным участком, на котором расположен объект археологического наследия. А введенное ограничение (обременение) права по использованию земельного участка устанавливается с целью сохранения объектов археологического наследия и соблюдения требований, установленных законодательством в сфере охраны объектов культурного наследия.

Иное означало бы нарушение принципов защиты публичного интереса сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и защиты конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также права народа Российской Федерации на восстановление, сохранение и развитие историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.

Следовательно, правовые основания для вывода о противоречии оспариваемого нормативного правового акта статьям 209 и 260, 263 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствуют.

Ссылка административного истца на то, что она в нарушение пункта 8 статьи 16.1 Федерального закона № 73-ФЗ не была извещена о включении спорного объекта культурного наследия в перечень выявленных объектов культурного наследия с приложением копии решения о включении данного объекта в перечень, судом отклоняется. Как было указано выше, археологический памятник был выявлен в 1982 году, ФИО1 земельный участок, из которого были образованы участки с кадастровыми номерами **; **; **, был предоставлен 18.06.1993, то есть после выявления и включения объекта культурного наследия в реестр выявленных объектов культурного наследия. В связи с чем, у суда не имеется оснований считать, что оспариваемый приказ Министерства культуры не соответствует требованиям статьи 16.1 Федерального закона № 73-ФЗ.

Утверждение представителя административного истца о том, что ФИО1 не была уведомлена о наложении обременений на ее земельные участки, судом отклоняется, как не основанное на положениях Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости», Федерального закона № 73-ФЗ, не предусматривающих такой обязанности государственного органа перед собственником земельных участков, на территории которых расположен объект культурного наследия, при внесении обременений прав на такой объект.

Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемый приказ Министерства культуры требованиям законодательства, имеющего большую юридическую силу, не противоречит и не устанавливает ограничений права собственности административного истца, не предусмотренных законом.

В силу положений статьи 111 КАС РФ в связи с отказом в удовлетворении заявленных требований суд не усматривает оснований для возмещения ФИО1 расходов по оплате госпошлины.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о признании не действующим приказа Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края от 14 сентября 2015 года № СЭД-27-01-20-806 «Об установлении границ территории, предмета охраны и режима использования территории объекта археологического наследия – памятника «Суксун 1, селище», возмещении расходов по оплате госпошлины - отказать.

Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 13 июля 2018 года.

Судья – подпись –