<данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 июля 2020 года город Салехард
Суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи суда ЯНАО Ощепкова Н.Г.,
при секретаре Хафизовой К.А.,
с участием прокурора Еремина О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-195/2020 по административному исковому заявлению Регионального отделения политической партии «ФИО1 дел, защиты детей, женщин, свободы, природы и пенсионеров, против насилия над животными» в Ямало-Ненецком автономном округе об оспаривании решения избирательной комиссии об отказе в заверении списка кандидатов,
установил:
постановлением Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 июня 2020 года № 2273, опубликованным в печатном издании «Красный Север», № 24, 13 июня 2020 года, выборы депутатов Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа седьмого созыва назначены на 13 сентября 2020 года.
Постановлением Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа от 9 июля 2020 года № 132/1346-6 отказано в заверении списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа седьмого созыва, выдвинутого Региональным отделением политической партии «ФИО1 дел, защиты детей, женщин, свободы, природы и пенсионеров, против насилия над животными» в Ямало-Ненецком автономном округе ввиду выявленных в представленных документах нарушений законодательства в отношении ряда кандидатов, а также ввиду несоблюдения требований, выразившихся в отсутствие документа, подтверждающего согласование выдвижения списка кандидатов с вышестоящим органом политической партии.
Региональное отделение политической партии «ФИО1 дел, защиты детей, женщин, свободы, природы и пенсионеров, против насилия над животными» в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - Региональное отделение Партии ФИО1 дел, избирательное объединение) обратилось в суд с административным иском о признании незаконным и отмене постановления Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа от 9 июля 2020 года № 132/1346-6 (оспариваемое постановление), а также об обязании заверить список кандидатов в депутаты, предварительно исключив из него ряд кандидатов (ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10).
По мнению административного истца, оспариваемое постановление является незаконным, поскольку избирательной комиссией не предоставлена возможность устранить выявленные нарушения, при этом избирательной комиссией был возвращен протокол, подтверждающий согласование списка кандидатов с вышестоящим органом политической партии.
Административное исковое заявление об оспаривании постановления избирательной комиссии об отказе в заверении списка кандидатов, подано в суд с соблюдением десятидневного срока, предусмотренного частью 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ), и подлежит разрешению по существу.
Представитель Регионального отделения Партии ФИО1 дел надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, суд его явку обязательной не признавал, в письменном ходатайстве просил рассмотреть дело в его отсутствие (т. 1, л.д. 40). На основании части 3 статьи 243 КАС РФ административное дело подлежит рассмотрению в отсутствие не явившегося представителя административного истца.
Представитель административного ответчика Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа ФИО11, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал относительно административного иска, указав, что оспариваемое постановление соответствует законодательству и принято в пределах компетенции избирательной комиссии.
Свидетель С1. в судебном заседании пояснила, что является секретарем избирательной комиссии, поданные Региональным отделением Партии ФИО1 дел в избирательную комиссию документы, имели нарушения действующего законодательства, на что было указано уполномоченному представителю партии при их приеме. При этом согласованный список кандидатов согласно протоколу № 8 названному в административном иске в избирательную комиссию не представлялся.
Прокурор прокуратуры Ямало-Ненецкого автономного округа Еремин О.Г., в судебном заседании, в заключении по административному делу полагал, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению.
Выслушав объяснения представителя административного ответчика ФИО11, показания свидетеля С1., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 10 статьи 2 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ) выдвижение кандидата - самовыдвижение кандидата, инициатива избирательного объединения в определении кандидата в выборный орган, на выборную государственную или муниципальную должность.
Список кандидатов - единый список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти, представительный или иной выборный орган местного самоуправления, а также указанный список, заверенный либо зарегистрированный организующей выборы избирательной комиссией (пункт 59 названной выше статьи).
Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно (путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением) либо в составе списка кандидатов в соответствии с Федеральным законом № 67-ФЗ, иным законом (пункты 1 и 2 статьи 32).
Вопросы выдвижения списков кандидатов политическими партиями, регламентированы статьей 35 Федерального закона № 67-ФЗ, пунктом 2 которой определено, что выдвижение осуществляется в соответствии с
Федеральным законом от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» (далее - Федеральный закон № 95-ФЗ).
Аналогичное правовое регулирование при выдвижении кандидатов в составе списка кандидатов политической партии по единому избирательному округу содержится в статьях 28, 32 Закона ЯНАО от 19.06.2009 № 51-ЗАО «О выборах депутатов Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа» (далее - Закон № 51-ЗАО).
Федеральный закон № 95-ФЗ, предусмотрев в пунктах 2 и 4 статьи 25 обязанность принимать решение о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии тайным голосованием, в пункте 7 предоставил право в уставе политической партии устанавливать дополнительные условия принятия таких решений.
Порядок выдвижения кандидатов (списков кандидатов) в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации регламентирован статьями 24, 33, 39, 40, главой 7 Устава Партии ФИО1 дел, содержащими следующие предписания:
- Политсовет Партии принимает решения о предварительном согласовании списка кандидатов для выдвижения конференцией или Комитетом регионального отделения (пункт 24.1.7 статьи 24, пункт 39.3 статьи 39);
- Конференция регионального отделения осуществляет выдвижение списка кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации по предварительному согласованию с Политсоветом Партии (пункт 33.10.3 статьи 33);
- решение о выдвижении списка кандидатов принимается тайным голосованием, данное решение принимается конференцией большинством голосов зарегистрированных делегатов конференции (пункты 40.1, 40.2 статьи 40) (т. 1, л.д. 43-76).
Из системного анализа приведенных положений следует, что Устав Партии ФИО1 Дел, регулируя вопросы, связанные с выдвижением кандидатов (списков кандидатов), предусмотрел последовательность совершения конкретных действий регионального отделения партии и обязательность согласования кандидатур кандидатов в депутаты с Политсоветом Партии, определив в качестве необходимого условия принятия решения о выдвижении кандидатов и списков кандидатов, завершающего процедуру выдвижения, согласования кандидатов тайным голосованием на конференции, проводимой в свою очередь после получения необходимого предварительного согласования с указанным вышестоящим органом политической партии.
Политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения обязаны в своей деятельности наряду с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации соблюдать устав политической партии, на основании которого и в соответствии с которым политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны осуществлять свою деятельность (подпункт «а» пункта 1 статьи 27, пункт 1 статьи 21 Федерального закона № 95-ФЗ).
В соответствии пунктом 8 части 6 статьи 32 Закона № 51-ЗАО при выдвижении списка кандидатов по единому избирательному округу одновременно со списком уполномоченный представитель избирательного объединения представляет документ подтверждающий согласование выдвижения списка кандидатов с вышестоящим органом политической партии (в случае, если требование о согласовании выдвижения списка кандидатов содержится в уставе политической партии). Данный документ должен содержать фамилию, имя, отчество, дату рождения и адрес места жительства каждого кандидата, выдвигаемого в составе списка кандидатов.
Как следует из материалов дела, список кандидатов (в количестве 51) в депутаты Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа седьмого созыва по единому избирательному округу был выдвинут Региональным отделением Партии ФИО1 дел и представлен 7 июля 2020 года в Избирательную комиссию Ямало-Ненецкого автономного округа.
При этом в нарушение приведенных положений в избирательную комиссию не был представлен документ, подтверждающий согласование выдвижения списка кандидатов с вышестоящим органом политической партии (в данном случае как предусмотрено уставом с Политсоветом Партии).
Довод административного иска о том, что соответствующий документ (протокол заседания Политсовета Партии № 8 от 24 июня 2020 года) был возвращен секретарем избирательной комиссии при приеме документов, не может быть принят во внимание ввиду следующего.
Исходя из информационной справки о посещении конференции Регионального отделения Партии ФИО1 дел, проведенной 24 июня 2020 года в 18-00 (с участием представителя избирательной комиссии ФИО12) не следует, что список кандидатов принятый на конференции прошел обязательную и предварительную согласно уставу процедуру согласования кандидатов с Политсоветом Партии. Более того на данной конференции регионального отделения указано об отсутствии сведений о согласовании кандидатов с Политсоветом Партии (т. 1, л.д. 218).
В протоколе конференции Регионального отделения Партии ФИО1 дел, проведенной 24 июня 2020 года о выдвижении списка кандидатов, также отсутствуют сведения о предварительном согласовании кандидатов с Политсоветом Партии (т. 1, л.д. 227-228).
Согласно уведомительному письму при предоставлении документов уполномоченным представителем Регионального отделения Партии ФИО1 дел для заверения списка кандидатов, документ, подтверждающий согласование выдвижения списка кандидатов с вышестоящим органом политической партии не был представлен в избирательную комиссию (пункт 6 приложения - документ исключен с указанием на «отсутствует» самим же уполномоченным представителем партии) (т. 1, л.д. 223).
Представленный суду протокол заседания Политсовета Партии ФИО1 дел № 8 от 24 июля 2020 года (г. Москва) (без приложения к нему утвержденного списка кандидатов) не содержит времени заседания, с учетом того, что в этот же день в 18-00 часов уже состоялось решение конференции Регионального отделения Партии ФИО1 дел в г. Салехарде об утверждении списка кандидатов в отсутствие в распоряжении конференции документа о предварительном согласовании списка кандидатов.
Вопреки доводам административного иска, факт предоставления в избирательную комиссию списка кандидатов прилагаемого к протоколу № 8 (приложение 1), не нашел своего подтверждения материалами дела. Исследованная в суде по ходатайству административного истца аудиозапись приема документов 7 июля 2020 года не подтверждает предоставления и возвращения списка кандидатов прилагаемого к протоколу № 8 секретарем избирательной комиссии. Из данной аудиозаписи следует, что уполномоченный представитель Регионального отделения Партии ФИО1 дел добровольно исключал из списка представленных документов по уведомительному письму те документы, которые фактически им не были представлены в избирательную комиссию, что согласуется с названным уведомительным письмом. В представленных по запросу суда документах из избирательной комиссии отсутствует данный протокол с приложением. Согласно подтверждению о приеме документов от 7 июля 2020 года документ, подтверждающий согласование выдвижения кандидатов с Политсоветом Партии не был представлен в избирательную комиссию, что удостоверено подписью без каких-либо замечаний уполномоченным партии ФИО13 и членом рабочей группы комиссии (т. 2, л.д. 103, 108, 109).
Обращает на себя внимание, что сам по себе указанный административным истцом протокол № 8 не свидетельствует о соблюдении требований закона при выдвижении списка кандидатов, поскольку данный документ не содержит фамилию, имя, отчество, дату рождения и адрес места жительства каждого кандидата, выдвигаемого в составе списка кандидатов (пункт 8 части 6 статьи 32 Закона № 51-ЗАО).
При этом свидетель С1. в суде пояснила, что обязательный список согласно приложению 1 к протоколу № 8 Политсовета Партии, не предоставлялся, что нашло свое отражение в подтверждении о приеме документов избирательной комиссией, составленным без замечаний с участием уполномоченного партии ФИО13
Пояснения указанного должностного лица избирательной комиссии, осуществляющего прием документов, в полной мере согласуются с представленными материалами дела.
При таком положении избирательная комиссия была вправе принять оспариваемое постановление об отказе в заверении списка кандидатов по вышеуказанным основаниям, поскольку обязательный документ представлен не был.
Кроме этого, в соответствии с пунктом 14 статьи 35 Федерального закона № 67-ФЗ, пунктом 5 части 6 статьи 32 Закона № 51-ЗАО, одновременно со списком кандидатов уполномоченный представитель избирательного объединения представляет в избирательную комиссию копии документов, подтверждающих сведения об основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий) кандидатов.
В нарушение названных норм при выдвижении списка кандидатов уполномоченным представителем Регионального отделения Партии ФИО1 дел в избирательную комиссию не были представлены документы, подтверждающие род занятий ряда кандидатов (ФИО2, ФИО3, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО4).
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются в административном исковом заявлении. Помимо этого постановлением Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа от 9 июля 2020 года № 132/1345-6 из представленного списка ввиду допущенных нарушений был исключен еще ряд кандидатов (т. 2, л.д. 159-165).
Доводы административного искового заявления о том, что избирательная комиссия нарушила пункт 1.1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ об уведомлении о недостатках в представленных документах не свидетельствуют о незаконности оспариваемого постановления, по следующим основаниям.
Согласно пункту 9 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ установленный законом период, включающий в себя выдвижение кандидатов, списков кандидатов при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации должен составлять не менее 30 дней.
Частью 7 статьи 28 Закона № 51-ЗАО установлено, что выдвижение избирательным объединением кандидатов по одномандатным избирательным округам, списков кандидатов по единому избирательному округу производится в течение 30 дней со дня, следующего за днем официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Законодательного Собрания автономного округа.
С учетом опубликования решения о назначении выборов депутатов 13 июня 2020 года, срок выдвижения кандидатов истекал 13 июля 2020 года.
При принятии 7 июля 2020 года избирательной комиссией у уполномоченного представителя Регионального отделения Партии ФИО1 дел документов о выдвижении списка кандидатов, данный представитель был извещен о заседании избирательной комиссии по вопросу заверения списка кандидатов 9 июля 2020 года в 17-00 часов. При этом уполномоченный представитель при принятии документов 7 июля 2020 года был уведомлен о том, что отсутствуют необходимые документы, подтверждающие род занятий ряда кандидатов, отсутствует документ, подтверждающий согласование выдвижения списка кандидатов с вышестоящим органом политической партии (т. 1, л.д. 223-224, т. 2, л.д. 103-111).
Таким образом, уполномоченный представитель партии имел объективную возможность до дня заседания избирательной комиссии устранить выявленные при принятии документов недостатки.
Ввиду выявления уже на стадии приема документов очевидных недостатков, независимо от дальнейших действий избирательной комиссии, данное обстоятельство не освобождало само избирательное объединение от соблюдения установленных законом правил выдвижения кандидатов и самостоятельного их устранения. Иное нарушало бы принцип равенства прав и обязанностей всех кандидатов, закрепленный пунктом 1 статьи 39 Федерального закона № 67-ФЗ.
В данной ситуации избирательной комиссией не было допущено нарушений закона ограничивающих права Регионального отделения Партии ФИО1 при выдвижении списка кандидатов, поскольку данное избирательное объединение было осведомлено 7 июля 2020 года о недостатках и имело реальную возможность их устранить, что сделано не было.
В указанных обстоятельствах у избирательной комиссии имелись предусмотренные статьей 35 Федерального закона № 67-ФЗ, статьей 16, частью 14 статьи 32 Закона № 51-ЗАО основания для отказа в заверении списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа седьмого созыва, выдвинутого Региональным отделением Партии ФИО1 дел по единому избирательному округу.
Согласно части 2 статьи 244 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав в случае, если оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
Таким образом, оценивая представленные доказательства с позиции статьи 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление принято уполномоченным органом в пределах его компетенции и в соответствии с требованиями законодательства, что влечет отказ в удовлетворении административного искового заявления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд Ямало-Ненецкого автономного округа
решил:
в удовлетворении административного иска Регионального отделения политической партии «ФИО1 дел, защиты детей, женщин, свободы, природы и пенсионеров, против насилия над животными» в Ямало-Ненецком автономном округе об оспаривании постановления Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа от 9 июля 2020 года № 132/1346-6 «Об отказе в заверении списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа седьмого созыва, выдвинутого по единому избирательному округу Региональным отделением политической партии «ФИО1 дел, защиты детей, женщин, свободы, природы и пенсионеров, против насилия над животными» в Ямало-Ненецком автономном округе» и возложении обязанности заверить названный список кандидатов, отказать.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в апелляционном порядке, в течение пяти дней со дня его принятия.
Мотивированное решение суда изготовлено 21 июля 2020 года.
Председательствующий подпись