ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-195/2021 от 09.02.2021 Пермского краевого суда (Пермский край)

УИД: 59OS0000-01-2020-001762-23

№ 3а-195/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

9 февраля 2021 г. г. Пермь

Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Алексеева А.А.,

при ведении протокола помощником судьи Шумилиной А.Е.,

с участием административного истца Максимовой Е.Ю. (по ВКС),

представителя административного ответчика Базуевой О.Ф. (по ВКС),

прокурора отдела прокуратуры Пермского края Масленниковой И.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Максимовой Елены Юрьевны о признании недействующим пункта 5 Положения о денежном содержании муниципальных служащих органов местного самоуправления Гайнского муниципального округа Пермского края, утвержденного решением Думы Гайнского муниципального округа Пермского края от 27.02.2020 № 50,

установил:

решением Думы Гайнского муниципального округа Пермского края от 27.02.2020 № 50 утверждено Положение о денежном содержании муниципальных служащих органов местного самоуправления Гайнского муниципального округа Пермского края (далее - Положение).

Согласно пункту 5 Положения ежемесячная надбавка за выслугу лет устанавливается на основании Закона Пермского края от 4.05.2008 № 228-ПК «О муниципальной службе Пермского края» в процентах к должностному окладу при стаже муниципальной службы свыше 15 лет в размере 30% оклада.

Решение Думы Гайнского муниципального округа Пермского края от 27.02.2020 № 50 обнародовано путем размещения в районной библиотеке.

Максимова Е.Ю. обратилась в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением (л.д. 6, 32) о признании не действующим пункта 5 Положения о денежном содержании муниципальных служащих органов местного самоуправления Гайнского муниципального округа Пермского края, утвержденного решением Думы Гайнского муниципального округа Пермского края от 27.02.2020 № 50, понуждении Думы Гайнского муниципального округа Пермского края привести в соответствие Положение, в части пункта 5, внести дополнения (изменения), касающиеся сохранения ранее установленных надбавок за выслугу лет муниципальным служащим в размере 40%. В обоснование административного иска указала, что с ноября 2003 года работала в администрации Гайнского муниципального района, с 11.03.2020 продолжила работу в администрации Гайнского муниципального округа. С 2007 года получала надбавку за выслугу лет свыше 15 лет в размере 40% должностного оклада. Оспариваемый нормативный акт принят в соответствии с Законом Пермского края от 4.05.2008 № 228-ПК, которым предусмотрена надбавка за выслугу лет свыше 15 лет в размере 30% и условие о сохранении размера надбавок, установленных муниципальным служащим на день вступления в силу настоящего Закона. Однако, пункт 5 Положения о денежном содержании муниципальных служащих органов местного самоуправления Гайнского муниципального округа Пермского края условия о сохранении размера надбавки не содержит, чем снижает уровень гарантий, установленных Законом Пермского края от 4.05.2008 № 228-ПК. Кроме того, статьи 8, 9 Трудового Кодекса Российской Федерации не допускают ухудшения положения работников нормами локальных нормативных актов. Вопреки этим нормам оспариваемый пункт Положения снижает уровень гарантий работникам по сравнению с установленными Законом Пермского края от 4.05.2008 № 228-ПК. Нарушен предусмотренный статьей 372 Трудового Кодекса Российской Федерации порядок разработки локальных актов организации: не учтено мнение представительного органа работников, не проведено согласование акта с отделом кадров, бухгалтерией, юридическим отделом. При принятии оспариваемого акта не отменено ранее принятое Положение о денежном содержании муниципальных служащих, утвержденное решением Земского собрания Гайнского муниципального района № 304 от 27.03.2009.

Судом произведена замена административного ответчика на Думу Гайнского муниципального округа Пермского края, в качестве заинтересованного лица к участию в деле привлечена администрация Гайнского муниципального округа.

Административный истец Максимова Е.Ю. в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Думы Гайнского муниципального округа Пермского края Базуева О.Ф. возражала против удовлетворения иска. Статья 21 Закона Пермского края от 4.05.2008 № 228-ПК неприменима к административному истцу, поскольку Максимова Е.Ю. была уволена из администрации Гайнского муниципального района и принята на работу в администрацию Гайнского муниципального округа. Переходный период, на который распространяются положения статьи 21 Закона Пермского края от 4.05.2008 № 228-ПК имел место в 2008 году. В оспариваемом Положении о денежном содержании муниципальных служащих органов местного самоуправления Гайнского муниципального округа Пермского края вопрос о сохранении размера ранее действовавших набавок не урегулирован. Нормам Трудового кодекса Российской Федерации оспариваемое Положение не противоречит, поскольку не является локальным нормативным актом (возражения л.д. 109).

Заинтересованное лицо администрация Гайнского муниципального округа представителя в судебное заседание не направила.

Заслушав участвующих в деле лиц, заключение прокурора Масленниковой И.Б., считавшей административный иск обоснованным, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению в силу следующего.

Общие принципы оплаты труда муниципального служащего закреплены в статье 22 Федерального закона от 2.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".

В соответствии с частями 1, 2 статьи 22 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации.

Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В Пермском крае денежное содержание муниципального служащего регламентируется законом Пермского края от 4.05.2008 № 228-ПК "О муниципальной службе в Пермском крае".

Частью 1 статьи 12 Закона Пермского края от 4.05.2008 № 228-ПК в состав денежного содержания муниципального служащего включена ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет, которая при стаже муниципальной службы свыше 15 лет составляет 30% должностного оклада.

Согласно части 2 той же статьи органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Пермского края.

При этом, в силу статьи 21 Закона Пермского края от 4.05.2008 № 228-ПК установленные муниципальным служащим на день вступления в силу настоящего Закона условия выплаты денежного содержания муниципальных служащих, в том числе размеры должностных окладов, установленных надбавок, а также продолжительность дополнительного отпуска сохраняются.

На момент вступления в силу Закона Пермского края от 4.05.2008 № 228-ПК, пунктом 2 Положения о денежном содержании муниципальных служащих органов местного самоуправления Гайнского муниципального района, утверждённого Решением Земского Собрания Гайнского муниципального района от 27.04.2007 № 116, муниципальным служащим установлен размер ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, которая при стаже муниципальной службы свыше 15 лет составляла 40% должностного оклада.

Оспариваемым нормативным правовым актом, утверждённым решением Думы Гайнского муниципального округа Пермского края от 27.02.2020 № 50, на основании закона Пермского края от 04.05.2008 № 228-ПК надбавка к должностному окладу за выслугу лет при стаже муниципальной службы свыше 15 лет установлена в меньшем размере - 30% должностного оклада.

Нормы, предусматривающей сохранение ранее установленных муниципальным служащим размеров надбавок, Положение о денежном содержании муниципальных служащих органов местного самоуправления Гайнского муниципального округа Пермского края, утвержденное решением Думы Гайнского муниципального округа Пермского края от 27.02.2020 № 50, не содержит.

По смыслу части 1 статьи 22 Федерального закона от 2.03.2007 № 25-ФЗ дополнительные выплаты, входящие в состав денежного содержания муниципального служащего, определяются законом субъекта Российской Федерации.

Реализуя полномочия, предоставленные указанной нормой, законодатель Пермского края установил в статье 12 Закона Пермского края от 4.05.2008 № 228-ПК вид надбавки к должностному окладу «за выслугу лет», размер надбавки в зависимости от стажа, а также закрепил в статье 21 того же Закона гарантию сохранения размера надбавки, установленного муниципальному служащему на момент вступления Закона в силу.

На представительный орган муниципального образования частью 2 статьи 22 Федерального закона от 2.03.2007 № 25-ФЗ и частью 2 статьи 12 Закона Пермского края от 4.05.2008 № 228-ПК возложена обязанность установить муниципальным правовым актом размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Приведенные положения законов свидетельствуют о единстве гарантий при определении размера денежного содержания, установленных муниципальным служащим на территории всего Пермского края.

Однако, установив размер надбавки к должностному окладу за выслугу лет, Дума Гайнского муниципального округа Пермского края не закрепила в Положении нормы, гарантирующей сохранение ранее установленного размера надбавки. Как следствие, пункт 5 оспариваемого Положения ограничивает право муниципального служащего на получение надбавки за выслугу лет в каком-либо ином размере, чем установлено этим пунктом, в том числе свыше 30% для лиц, имеющих стаж свыше 15 лет.

Таким образом, оспариваемый муниципальный акт, устанавливающий размер и порядок выплаты надбавки, ограничивает возможность получения административным истцом надбавки за выслугу лет в размере 40%, которая была установлена Максимовой Е.Ю., как муниципальному служащему, имеющему стаж свыше 15 лет, на день вступления в силу Закона Пермского края от 4.05.2008 № 228-ПК, чем нарушает права административного истца.

В связи с изложенным, пункт 5 Положения «О денежном содержании муниципальных служащих органов местного самоуправления Гайнского муниципального округа Пермского края», утвержденного решением Думы Гайнского муниципального округа Пермского края от 27.02.2020 № 50, противоречит имеющей большую силу статье 21 Закона Пермского края от 4.05.2008 № 228-ПК в той мере, в которой он не предусматривает сохранение ранее установленной работнику ежемесячной надбавки за выслугу лет.

Возражения административного ответчика об отсутствии у Максимовой Е.Ю. права на получение надбавки в ранее установленном размере в связи с увольнением с работы в администрации Гайнского муниципального района и устройством на работу в администрацию Гайнского муниципального округа являются индивидуальным трудовым спором и не относятся к оценке законности оспариваемого нормативного акта.

Вместе с тем, доводы административного истца о противоречии оспариваемого нормативного правового акта статьям 8, 9 Трудового Кодекса Российской Федерации суд находит необоснованными. Указанные статьи устанавливают соотношение локальных нормативных актов и коллективных соглашений с нормами трудового законодательства. Однако оспариваемое Положение является нормативным правовом актом и не может быть отнесено ни к локальным нормативным актам, ни к коллективным соглашениям.

По этим же основаниям не усматривается противоречия в принятии оспариваемого Положения без соблюдения порядка разработки и принятия локальных нормативных актов, предусмотренного статьей 372 Трудового Кодекса Российской Федерации.

В остальном соблюдение процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта лицами, участвующими в деле, не оспаривается.

Оспариваемый нормативный правовой акт принят Думой Гайнского муниципального округа Пермского края в пределах имеющихся полномочий, с соблюдением требований, предъявляемых к его форме и виду, обнародован в установленном порядке.

То обстоятельство, что при принятии оспариваемого акта не отменено ранее принятое Положение о денежном содержании муниципальных служащих, утвержденное решением Земского собрания Гайнского муниципального района № 304 от 27.03.2009 не влияет на оценку законности оспариваемого нормативного правового акта.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце 3 пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Учитывая, что в оспариваемой части нормативный правовой акт противоречит приведенным выше требованиям законодательства, суд приходит к выводу о признании пункта 5 Положения «О денежном содержании муниципальных служащих органов местного самоуправления Гайнского муниципального округа Пермского края», утвержденного решением Думы Гайнского муниципального округа Пермского края от 27.02.2020 № 50 в той мере, в которой он не предусматривает сохранение ранее установленной работнику ежемесячной надбавки за выслугу лет, противоречащими действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу, и не действующими со дня вступления решения суда в законную силу.

Требование Максимовой Е.Ю. обязать Думу Гайнского муниципального округа Пермского края внести изменения в оспариваемое Положение не подлежит удовлетворению. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем понуждения органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный нормативный правовой акт.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Максимовой Елены Юрьевны удовлетворить частично.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 5 Положения «О денежном содержании муниципальных служащих органов местного самоуправления Гайнского муниципального округа Пермского края», утвержденного решением Думы Гайнского муниципального округа Пермского края от 27.02.2020 № 50 в той мере, в которой он не предусматривает сохранение ранее установленной работнику ежемесячной надбавки за выслугу лет.

В удовлетворении требования Максимовой Елены Юрьевны о понуждении Думы Гайнского муниципального округа Пермского края внести изменения в Положение «О денежном содержании муниципальных служащих органов местного самоуправления Гайнского муниципального округа Пермского края», утвержденное решением Думы Гайнского муниципального округа Пермского края от 27.02.2020 № 50 – отказать.

В течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в официальном печатном издании – газете «Наше время».

Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий - подпись

Подлинник решения суда находится в материалах административного дела № 3а-195/2021 Пермского краевого суда

Мотивированное решение суда изготовлено 19.02.2021.