ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-195/2022 от 11.08.2022 Калининградского областного суда (Калининградская область)

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело № 3а-195/2022

УИД 39ОS0000-01-2021-000173-84

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 августа 2022 года г. Калининград

Калининградский областной суд в составе:

председательствующего судьи - Струковой А.А.

с участием прокурора – Чернышовой К.И.

при секретаре – Козловой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО «Новая стратегия» к Министерству экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области об оспаривании в части Перечней объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020, 2021, 2022 годы, утвержденных приказами от 26 декабря 2019 года № 204; от 16 декабря 2020 года № 177, от 27 декабря 2021 года № 199,

У С Т А Н О В И Л:

ООО «Новая стратегия» обратилось в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что Общество с 2008 года является собственником нежилого помещения литер «I» из литеры «А» с кадастровым номером площадью 780,3 кв.м, адрес: .

В последующем площадь нежилого помещения уменьшилась с 780,3 кв.м до 757,1 кв.м в связи с произведенной арендатором перепланировкой.

По договорам аренды ООО «Новая стратегия» в течение нескольких лет предоставляет в аренду ООО «Надежда-Мед» часть указанного нежилого помещения площадью 507 кв.м для размещения медицинской клиники.

Остальная часть нежилого помещения с кадастровым номером (площадью 250,1 кв.м) фактически не используется, в том числе по состоянию на 2020, 2021 и 2022 годы.

Нежилое помещение с кадастровым номером площадью 757,1 кв.м расположено в административном здании с кадастровым номером площадью 2210 кв.м, которое является не отдельно стоящим зданием, а пристроено к многоквартирному жилому дому с кадастровым номером общей площадью 1 337 кв.м.

При этом и многоквартирный жилой дом с кадастровым номером , и административное здание с кадастровым номером (в пределах которого расположено нежилое помещение с кадастровым номером ) находятся на земельном участке с кадастровым номером из состава земель населенных пунктов, разрешенное использование – для завершения строительства жилого дома с пристроенными административными помещениями, местоположение: .

Нежилое помещение с кадастровым номером включено в Перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020, 2021, 2022 годы, утвержденные соответственно приказами Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26 декабря 2019 года № 204, от 16 декабря 2020 года № 177, от 27 декабря 2021 года № 199.

По мнению административного истца, нежилое помещение с кадастровым номером не обладает признаками, установленными статьей 378.2 НК РФ, поскольку данное помещение не является отдельно стоящим объектом, 33% площади (250,1 кв.м) фактически не используется, в том числе под офисы, а назначение помещения по данным технического паспорта (административное) и наименование по помещения по сведениям ЕГРН (нежилое помещение), равно как и разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером не являются безусловным основанием для включения рассматриваемого объекта в Перечни.

В целом административный истец полагает, что применительно к положениям пункта 5 статьи 378.2 НК РФ в данном случае 20% площади, используемой для размещения офисов, подлежит исчислению не от общей площади нежилого помещения с кадастровым номером (757,1 кв.м), а от суммарной площади многоквартирного жилого дома с кадастровым номером по (1337,6 кв.м) и пристроенного к этому жилому дому административного здания с кадастровым номером по (2210 кв.м).

Поскольку часть помещения с кадастровым номером (площадью 507 кв.м) предоставлена в аренду и фактически используется под медицинскую клинику, площадь остальной части (250,1 кв.м) независимо от ее фактического использования значительно меньше 20%, исходя из суммарной площади жилого дома с кадастровым номером и административного здания с кадастровым номером .

Настаивая на том, что включением нежилого помещения с кадастровым номером в Перечни, нарушены права ООО «Новая стратегия» в сфере налогообложения, административный истец просит признать не действующими и не подлежащими применению следующие нормативные правовые акты:

- с 1 января 2020 года - пункт 1886 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26 декабря 2019 года № 204;

- с 1 января 2021 года – пункт 5614 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года № 177;

- с 1 января 2022 года – пункт 7724 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года № 199.

В судебном заседании представитель ООО «Новая стратегия» - Вепрук Е.В. заявленные требования поддержал, изложив аналогичные доводы.

Представитель Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области - Нагорная Н.В. просила в административном иске отказать, представив письменные возражения и акт о фактическом использовании нежилого помещения.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска, суд приходит к следующему.

Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).

Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в качестве которой выступает их кадастровая стоимость, установлены статьей 378.2 НК РФ.

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Пунктом 2 статьи 378.2 НК РФ определено, что закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

После принятия такого закона переход к определению налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных, в частности, в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, как их среднегодовой стоимости не допускается.

Постановлениями Правительства Калининградской области от 23 декабря 2016 года № 625 и от 24 ноября 2021 года № 753 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Калининградской области по состоянию соответственно на 1 января 2016 года (подлежала применению для целей налогообложения с 1 января 2018 года по 31 декабря 2021 года включительно) и по состоянию на 1 января 2021 года (подлежащая применению для целей налогообложения с 1 января 2022 года).

Постановлением Правительства Калининградской области от 24 ноября 2021 года № 753 кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером установлена в размере 28 957 946,92 руб.

Законом Калининградской области от 27 ноября 2003 года № 336 «О налоге на имущество организаций» (в редакции Закона области от 27 ноября 2015 года № 480) установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в 2017 году и в последующие годы определяется в отношении нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2 пункта 2 статьи 1.1); в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость имущества, налоговая ставка устанавливается в следующих размерах: в 2016 году - 0,75 процента, в 2017 году - 1,0 процента, в 2018 году - 1,5 процента, в 2019 году - 1,5 процента и последующие годы - 2,0 процента (пункт 2 статьи 2 Закона области).

Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Постановлением Правительства Калининградской области от 27 февраля 2019 года № 136 «Об утверждении положения о Министерстве экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области» предусмотрено, что Министерство экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области определяет на очередной налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (пункт 96 статьи 12 Положения).

Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26 декабря 2019 года № 204 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год.

Под пунктом 1886 в данный Перечень включен объект с кадастровым номером .

Приказ от 26 декабря 2019 года № 204 размещен на интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 27 декабря 2019 года.

Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года № 177 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год.

Под пунктом 5614 в данный Перечень включен указанный объект с кадастровым номером .

Приказ от 16 декабря 2020 года № 177 размещен на интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 21 декабря 2020 года.

Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года № 199 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год.

Под пунктом 7724 в данный Перечень включен указанный объект с кадастровым номером .

Приказ от 27 декабря 2021 года № 199 размещен на интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 27 декабря 2021 года.

Все вышеперечисленные Перечни вступили в силу с 1 января очередного налогового периода и обнародованы до этой даты.

Таким образом, оспариваемые в части правовые акты приняты уполномоченным органом исполнительной власти Калининградской области в пределах его компетенции, официально опубликованы, по мотиву нарушения порядка принятия не оспариваются административным истцом.

Согласно пункту 5 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В соответствии с разрешением на ввод объекта в эксплуатацию № RU39315000-28 от 9 февраля 2007 года, выданным комитетом архитектуры и градостроительства мэрии города Калининграда, в эксплуатацию введен самостоятельный объект капитального строительства, а именно: встроенно-пристроенные административные помещения на , в том числе пристроенные помещения литера «А» площадью 2210,5 кв.м на .

По сведениям ЕГРН 2 июля 2011 года на кадастровый учет поставлено административное нежилое здание с кадастровым номером площадью 2210 кв.м, адрес: , в котором расположены объекты с кадастровыми номерами - .

Расположенное в данном административном здании нежилое помещение с кадастровым номером , принадлежащее административному истцу на праве собственности с 2008 года, поставлено на государственный кадастровый учет 2 июля 2011 года.

Административное здание с кадастровым номером , адрес: , пристроено к многоквартирному жилому дому с кадастровым номером , адрес: . Общая площадь многоквартирного дома составляет по сведениям ЕГРН составляет 1337,6 кв.м.

Принимая во внимание, что нежилое помещение с кадастровым номером является самостоятельным объектом кадастрового учета и объектом зарегистрированного права, а также исходя из буквального содержания пункта 5 статьи 378.2 НК РФ суд полагает доводы административного истца о том, что для целей применения пункта 5 статьи 378.2 НК РФ 20% площади подлежат исчислению не от общей площади нежилого помещения с кадастровым номером , а от суммарной площади многоквартирного жилого дома с кадастровым номером и пристроенного к нему административного здания с кадастровым номером , не основанными на законе.

Кроме того, из материалов дела следует, что в 2008 году было зарегистрировано право собственности на рассматриваемое нежилое помещение площадью 780,3 кв.м, значительная часть которого предоставлялась в аренду ООО «Надежда-Мед» в целях использования под медицинскую клинику.

При этом в ходе использования предоставленной в аренду ООО «Надежда-Мед» части помещения с кадастровым номером была произведена перепланировка, в результате чего площадь нежилого помещения с кадастровым номером уменьшилась с 780,3 кв.м до 757,1 кв.м.

Как заявил представитель административного истца в судебном заседании, фактическая площадь нежилого помещения с кадастровым номером составляет 757,1 кв.м, в том числе по состоянию на 2020, 2021, 2022 годы, что объективно подтверждено фактом внесения в ЕГРН сведений об уменьшении площади объекта на основании подготовленного кадастровым инженером технического плана от 10 июня 2020 года.

Таким образом, для целей применения пункта 5 статьи 378.2 НК РФ суд исходит из площади нежилого помещения с кадастровым номером - 757,1 кв.м.

Административным истцом представлен договор аренды недвижимого имущества № 1/21 от 1 февраля 2021 года, заключенный на срок до 1 февраля 2031 года и зарегистрированный в Едином государственном реестре недвижимости 25 мая 2021 года, по условиям которого ООО «Новая стратегия» предоставило в аренду с 1 февраля 2021 года ООО «Надежда-Мед» часть указанного нежилого помещения площадью 507 кв.м для размещения медицинской клиники.

Целевое использование предоставленной в аренду части нежилого помещения является существенным условием договора аренды и фактически часть (площадью 507 кв.м) нежилого помещения с кадастровым номером общей площадью 757,1 кв.м используется в качестве клиники, что подтверждено актом о фактическом использовании помещения, составленным во исполнение протокольного определения суда от 28 июля 2022 года.

Как пояснил представитель административного истца, по ранее заключенным договорам аренды от 1 января 2019 года и от 1 декабря 2020 года, которые не были зарегистрированы в ЕГРН, в аренду ООО «Надежда-Мед» была предоставлена не только часть (площадью 507 кв.м) нежилого помещения с кадастровым номером , но и часть других смежных помещений, также принадлежащих административному истцу на праве собственности, в связи с чем общая площадь предоставленных в аренду по этим договорам нежилых помещений составляла 626,6 кв.м и 620,6 кв.м соответственно.

Таким образом, по состоянию на 2020, 2021, 2022 годы площадь части нежилого помещения с кадастровым номером , не переданная в аренду ООО «Надежда-Мед», составляет 250,1 кв.м (33% от общей площади помещения).

Помещения, которые не предоставлены в аренду ООО «Надежда-Мед», не были перепланированы либо реконструированы, в связи с чем их назначение и наименование возможно определить по техническому паспорту нежилого помещения, из которого следует, что административные основные помещения № 3 площадью 49,9 кв.м, № 6 площадью 25,7 кв.м, № 7 площадью 19,3 кв.м, № 8 площадью 48,3 кв.м, № 9 площадью 15,8 кв.м имеют наименования «кабинеты».

Остальные помещения из той части нежилого помещения с кадастровым номером , которая не предоставлена в аренду ООО «Надежда-Мед», представляют собой подсобные помещения, а именно: коридоры площадью 69,9 кв.м, 16,2 кв.м и помещение шахты лифта площадью 5,0 кв.м.

Как видно из акта обследования нежилого помещения с кадастровым номером , помещение площадью 15,8 кв.м используется в качестве офиса адвоката, а остальные помещения площадью 49,9 кв.м, 25,7 кв.м, 19,3 кв.м, 48,3 кв.м - в качестве офисных помещений организации «Мастер» (бухгалтерия, главный бухгалтер, приемная, кабинет генерального директора).

При этом вход в помещения медицинского центра и офисные помещения организации «Мастер» оборудован с общего лестничного пролета, в коридоре размещены вывески «Мастер» и «Медицинский центр здоровья семьи «Надежда», на прилегающей к административному зданию территории имеется автостоянка с выделенными парковочными местами, в том числе для сотрудников организации «Мастер».

На общедоступных сайтах в сети Интернет размещена рекламная информация об организации «Мастер», специализирующейся на реализации строительных и отделочных материалов, с указанием ее местоположения на .

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что часть помещения с кадастровым номером площадью не менее 159 кв.м (суммарная площадь помещений площадью 15,8 кв.м, 49,9 кв.м, 25,7 кв.м, 19,3 кв.м, 48,3 кв.м) используется для размещения офисов, что составляет не менее 21% от общей площади нежилого помещения с кадастровым номером (757,1 кв.м).

Доводы административного истца о том, что фактически часть помещения с кадастровым номером , которая не предоставлена в аренду под медицинскую клинику, площадью 250,1 кв.м не используется в течение нескольких лет, опровергнуты актом о фактическом использовании помещения и размещенными в сети Интернет рекламными материалами организации «Мастер».

Кроме того, из выводов Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении от 12 ноября 2020 года № 46-П, следует, что в обычной деловой обстановке офисно-торговую недвижимость с высокой вероятностью можно использовать как доходный объект, особенно в местах ее концентрации - в административно-деловых и (или) торговых центрах (комплексах). Эта возможность объективно образует предпосылку относительно высокой стоимости подобного имущества в сравнении с другими видами недвижимости и учитывается в основаниях законодательных решений, касающихся повышенного налогообложения таких помещений, даже когда их используют по иному назначению, чем торговля и размещение (сдача в аренду) офисов, поскольку они входят в состав соответствующих центров (комплексов), сосредоточивающих потенциально доходную недвижимость.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что нежилое помещение с кадастровым номером площадью 757,1 кв.м, более 20% от общей площади которого используется для размещения офисов, обладает признаками, установленными подпунктом 2 пункта 1, пунктом 5 статьи 378.2 НК РФ, в связи с чем оспариваемые в части Перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020, 2021, 2022 годы не противоречат нормативным правовым актам, обладающим большей юридической силой.

При таких обстоятельствах суд полагает административные исковые требования ООО «Новая стратегия» не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований ООО «Новая стратегия» к Министерству экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области об оспаривании Перечней объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020, 2021, 2022 годы, утвержденных приказами от 26 декабря 2019 года № 204; от 16 декабря 2020 года № 177, от 27 декабря 2021 года № 199, в части включения нежилого помещения с кадастровым номером – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Калининградский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Решение в окончательной форме изготовлено 12 августа 2022 года.

Судья Калининградского

областного суда А.А. Струкова