ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-195/2023 от 07.02.2024 Иркутского областного суда (Иркутская область)

УИД Номер изъят

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

7 февраля 2024 г. г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Папуши А.С., при секретаре судебного заседания Варваровской И.А., с участием представителя административного истца кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 П.А.О. - Я.А.А., действующего на основании нотариальной доверенности от 23 августа 2023 г. Номер изъят, председателя Иркутской городской № 3 территориальной избирательной комиссии (Правобережный округ) К.С.Г., действующей на основании постановления Избирательной комиссии Иркутской области от 15 декабря 2020 г. Номер изъят «О назначении на должность председателя Иркутской городской № 3 территориальной избирательной комиссии (Правобережный округ)», представителя заинтересованного лица Избирательной комиссии Иркутской области Ш.М.В., действующей на основании доверенности Номер изъят от 10 января 2024 г., представителя заинтересованного лица депутата Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 Р.А.В.З.М.Н., действующей на основании нотариальной доверенности от 8 июля 2023 г. Номер изъят, представителя заинтересованного лица Иркутского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» М.А.А., действующего на основании доверенности от 1 августа 2023 г., с участием старшего прокурора отдела Прокуратуры Иркутской области В.А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-53/2024 по административному исковому заявлению кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 П.А.О. к Иркутской городской территориальной Избирательной комиссии (Правобережный округ) № 3 об отмене решений Иркутской городской территориальной Избирательной комиссии (Правобережный округ) № 3 от 11 сентября 2023 г. Номер изъят «О результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвёртого созыва по одномандатному Избирательному округу № 1», а также от 18 сентября 2023 г. Номер изъят «О регистрации депутата Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва, избранного по одномандатному избирательному округу № 1»,

У С Т А Н О В И Л :

кандидат в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 П.А.О., действуя через своего представителя по нотариально удостоверенной доверенности Я.А.А. обратился в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением к Иркутской городской территориальной Избирательной комиссии (Правобережный округ) № 3 об отмене решений Иркутской городской территориальной Избирательной комиссии (Правобережный округ) № 3 от 11.09.2023 Номер изъят «О результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвёртого созыва по одномандатному Избирательному округу № 1», от 18 сентября 2023 г. Номер изъят «О регистрации депутата Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва, избранного по одномандатному избирательному округу № 1».

В обоснование заявленных административных исковых требований административный истец указывает, что Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 07.06.3023 Номер изъят на 10.09.2023 назначены выборы Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва. Указанное Постановление опубликовано на «Официальном интернет-портале правовой информации».

Постановлением Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 1 от 26.07.2023 Номер изъят в качестве кандидата в депутаты законодательного собрания Иркутской области по одномандатному избирательному округу № 1 зарегистрирован П.А.О.

Постановлением Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 1 от 27.07.2023 Номер изъят в качестве кандидата в депутаты законодательного собрания Иркутской области по одномандатному избирательному округу № 1 зарегистрирован Р.А.В.

Решением Иркутской городской территориальной избирательной комиссией (Правобережный округ) № 3 от 11.09.2023 Номер изъят «О результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 1» выборы депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 признаны состоявшимися и действительными.

Избранным депутатом Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 признан кандидат Р.А.В., получивший наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Решением Иркутской городской территориальной избирательной комиссией (Правобережный округ) № 3 от 18.09.2023 Номер изъят «О регистрации депутата Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва, избранного по одномандатному избирательному округу № 1» Р.А.В. зарегистрирован в качестве депутата Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва, избранного по одномандатному избирательному округу № 1.

В голосовании на одномандатном избирательном округе № 1 избирателям выдано 16 898,00 бюллетеней для голосования, за Р.А.В. отдано 8 737,00 голосов, за П.А.О. - 2 809,00 голосов (II место).

Административный истец, считает, что при проведении предвыборной агитации кандидатом Р.А.В., а также при проведении голосования допущены существенные нарушения, которые повлияли на результаты выборов.

Как указывает административный истец, Р.А.В. на безвозмездной основе и за свой счет (за счет контролируемого кандидатом коммерческого предприятия), в целях создания положительного образа о себе как о кандидате, на основании личной договоренности с командиром войсковой части М.С.В. о безоговорочной поддержке всем личным составом войсковой части, произвел в период избирательной кампании капитальный ремонт мягкой кровли клуба войсковой части Номер изъят.

Р.А.В. проводил предвыборную агитацию путем размещения своих агитационных материалов на территории войсковой части Номер изъят.

Административный истец считает, что Р.А.В. допустил нарушение порядка финансирования избирательной кампании на сумму более 10 % от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом.

Административный истец полагает, что Р.А.В. в период голосования с 08.09.2023 по 10.09.2023 произвел массовую скупку голосов в свою поддержку.

Административный истец указывает, что в избирательных бюллетенях для автоматизированной обработки Комплексом Обработки Избирательных Бюллетеней (КОИБ) фамилия, имя и отчество кандидата П.А.О. была напечатана более мелким шрифтом, чем фамилия, имя и отчество остальных кандидатов, что привело к нарушению принципа равенства кандидатов и неверный подсчет голосов, отданных за кандидата П.А.О. комплексом КОИБ.

Совокупность допущенных нарушений существенно повлияло на итоги выборов и не позволяет выявить действительную волю избирателей.

Административный истец просит суд отменить решения Иркутской городской территориальной Избирательной комиссии (Правобережный округ) № 3 от 11.09.2023 Номер изъят «О результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвёртого созыва по одномандатному Избирательному округу № 1» и от 18.09.2023 Номер изъят «О регистрации депутата Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва, избранного по одномандатному избирательному округу № 1».

В судебном заседании административный истец кандидат в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва П.А.О., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения настоящего административного дела не явился, в представленном суду письменном заявлении просит суд о рассмотрении административного дела в свое отсутствие с участием представителя Я.А.А.

В судебном заседании представитель административного истца П.А.О. - Я.А.А. административные исковые требования поддержал, просил административное исковое заявление П.А.О. удовлетворить.

Административный ответчик Иркутская городская № 3 территориальная избирательная комиссия (Правобережный округ) в лице ее председателя К.С.Г. в судебном заседании поддержала доводы возражений на административное исковое заявление, просила в удовлетворении административного искового заявления П.А.О. отказать.

Заинтересованное лицо Избирательная комиссия Иркутской области в лице представителя Ш.М.В. в судебном заседании поддержала доводы письменных возражений на административного исковое заявление, просила в удовлетворении административного иска отказать.

Заинтересованное лицо депутат Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 Р.А.В., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения настоящего административного дела в судебное заседание не явился, в письменном заявлении представленном суду, просил о рассмотрении настоящего административного дела в его отсутствие, его интересы в судебном заседании представляет З.М.Н., которая поддержала доводы письменных возражений на административное исковое заявление, просит в удовлетворении административных исковых требований П.А.О. отказать.

Заинтересованное лицо Иркутское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в лице представителя М.А.А., в судебном заседании поддержало доводы письменных возражений на иск, просило в удовлетворении административных исковых требований П.А.О. отказать.

Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, о возможности рассмотрения настоящего административного дела при данной явке, суд, совещаясь на месте, руководствуясь частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), определили – рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела.

Изучив материалы административного дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора В.А.А., полагавшего, что в удовлетворении административных исковых требований следует отказать, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

В соответствии с ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Как предусмотрено п. 2 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ) решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

Также согласно п. 5 этой же статьи указанного выше Федерального закона в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными законами, суд может отменить решение соответствующей комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об итогах голосования, о результатах выборов, референдума или иное решение комиссии.

Пунктом 3 ст. 3. Федерального закона № 67-ФЗ закреплено, что заявление об отмене решения комиссии об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия решения об итогах голосования. Заявление об отмене решения комиссии о результатах выборов, референдума может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов, референдума. Указанные процессуальные сроки восстановлению не подлежат.

Согласно ч. 15 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор.

Часть 3 ст. 240 КАС РФ после опубликования результатов выборов, референдума административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума о результатах выборов, референдума может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов, референдума.

Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 07.06.2023 № 69/1-ЗС «О назначении выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва» назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва на 10.09.2023.

Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 16.06.2023 Номер изъят «О проведении голосования на выборах, назначенных на территории Иркутской области на 10 сентября 2023 года, в течение нескольких дней подряд» установлено проведение голосования на выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва, а также на иных выборах, назначенных на территории Иркутской области на 10.09.2023, в течение нескольких дней подряд - 8, 9 и 10 сентября 2023 г.

Согласно Постановлению Иркутской городской № 3 территориальной избирательной комиссии (Правобережный округ) от 26.07.2023 Номер изъят «О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 П.А.О.» административный истец П.А.О., выдвинутый ИРКУТСКИМ ОБЛАСТНЫМ ОТДЕЛЕНИЕМ Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 1.

Решением Иркутской городской № 3 территориальной избирательной комиссии (Правобережный округ) от 27.07.2023 Номер изъят «О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 Р.А.В.» заинтересованное лицо депутат Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 Р.А.В., выдвинутый Иркутским региональным отделением Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 1.

В соответствии с п. 1 Постановления Избирательной комиссии Иркутской области «Об окружных избирательных комиссиях по выборам депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва» от 04.05.2023 Номер изъят полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва № 1 возложены на Иркутскую городскую № 3 территориальную избирательную комиссию (Правобережный округ).

Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 15.12.2020 Номер изъят «О назначении на должность председателя Иркутской городской № 3 территориальной избирательной комиссии (Правобережный округ)» на должность председателя Иркутской городской № 3 территориальной избирательной комиссии (Правобережный округ) назначена К.С.Г.

Решением Иркутской городской территориальной избирательной комиссией (Правобережный округ) № 3 от 11.09.2023 Номер изъят «О результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 1» выборы депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 признаны состоявшимися и действительными. Решение подписано уполномоченными лицами - председателем избирательной комиссии К.С.Г. и секретарем комиссии В.Е.В.

Этим же решением избранным депутатом Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 признан кандидат Р.А.В., получивший наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Данное решение опубликовано в установленном порядке в общественно-политической газете «Областная» от 15.09.2023 Номер изъят (Номер изъят).

Согласно Протоколу Номер изъят окружной избирательной комиссии о результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 от 10.09.2023 кандидат в депутаты Р.А.В. набрал 8737,00 голосов избирателей, что является наибольшим числом голосов избирателей по одномандатному избирательному округу № 1, второе место по количеству голосов набрал кандидат П.А.О. – 2809,00 голосов.

Согласно Протоколу Номер изъят от 11.09.2023 заседания окружной избирательной комиссии о результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 1, кворум членов избирательной комиссии для принятия оспариваемого административным истцом решения о результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 «за» признание выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 состоявшимися и действительными, признании Р.А.В. избранным депутатом Законодательного Собрания Иркутской области по этому округу члены избирательной комиссии проголосовали единогласно. Данный протокол подписан уполномоченными лицами - председателем избирательной комиссии К.С.Г. и секретарем комиссии В.Е.В.

Решением Иркутской городской территориальной избирательной комиссией (Правобережный округ) № 3 от 18.09.2023 Номер изъят «О регистрации депутата Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва, избранного по одномандатному избирательному округу № 1» Р.А.В. зарегистрирован в качестве депутата Законодательного Собрания четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 1. Решение подписано уполномоченными лицами - председателем избирательной комиссии К.С.Г. и секретарем комиссии В.Е.В.

Данное решение опубликовано 18.09.2023 в установленном порядке на официальном сайте Избирательной комиссии Иркутской области в разделе «Территориальные комиссии Иркутской области. Решения Иркутской городской № 3 территориальной избирательной комиссии (Правобережный округ) № 3 сентябрь 2023 г.» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», что подтверждается представленным суду скриншотом страницы сайта административного ответчика. Данный факт лицами, участвующими в деле не оспаривается.

Согласно Протоколу Номер изъят от 18.09.2023 заседания окружной избирательной комиссии о результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 1, кворум членов избирательной комиссии для принятия оспариваемого административным истцом решения о результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 «за» регистрацию депутата Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 Р.А.В., избранного депутатом Законодательного Собрания Иркутской области по этому округу члены избирательной комиссии проголосовали единогласно. Данный протокол подписан уполномоченными лицами - председателем избирательной комиссии К.С.Г. и секретарем комиссии В.Е.В.

Таким образом, судом установлено соблюдение порядка принятия и опубликования оспариваемых решений Иркутской городской территориальной избирательной комиссией (Правобережный округ) № 3 от 11.09.2023 Номер изъят и Иркутской городской территориальной избирательной комиссией (Правобережный округ) № 3 от 18.09.2023 Номер изъят.

В силу п. 7 ч. 1 ст. 20 КАС РФ данный спор подсуден Иркутскому областному суду, так как к подсудности областных судов отнесены дела об оспаривании решений избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума).

Учитывая изложенное выше, кандидат в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 П.А.О. является надлежащим административным истцом по настоящему административному делу, обратился в Иркутский областной суд в пределах установленного процессуальным законом срока на обращение с административным исковым заявлением об оспаривании решений Иркутской городской территориальной избирательной комиссии (Правобережный округ) № 3 от 11.09.2023 Номер изъят и Иркутской городской территориальной избирательной комиссией (Правобережный округ) № 3 от 18.09.2023 Номер изъят об утверждении результатов выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №1.

В соответствии с ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации определены Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст. 77 этого Федерального закона установлены основания отмены решения об итогах голосования и результатах выборов.

Согласно п. 2 ст. 77 Федерального закона № 67-ФЗ суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов в случае установления им одного из следующих обстоятельств:

а) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом;

а.1) отсутствие пассивного избирательного права у кандидата, признанного избранным;

б) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;

в) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных п. 1 ст. 56 настоящего Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей;

г) кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;

д) признание после дня голосования незаконным отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, если это нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;

е) установление иных нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Согласно п. 6 ст. 77 Федерального закона № 67-ФЗ отмена избирательной комиссией или судом решения о результатах выборов в случае, если допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, влечет признание результатов выборов по данному избирательному округу недействительными.

В соответствии с п. 1 ст. 48 Федерального закона № 67-ФЗ граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума.

Подпунктом «в» п. 7 ст. 48 Федерального закона № 67-ФЗ установлен запрет проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, выпускать и распространять любые агитационные материалы воинским частям, военным учреждениям и организациям.

Согласно п. 7 ст. 53 Федерального закона № 67-ФЗ предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума в расположении воинских частей, военных организаций и учреждений запрещаются, за исключением случая, когда единственное здание или помещение, пригодное для проведения агитационного публичного мероприятия в форме собрания, находится в расположении воинской части либо в военной организации или учреждении. Такое здание или помещение предоставляется командиром воинской части по запросу соответствующей комиссии для встреч зарегистрированных кандидатов, их доверенных лиц, представителей избирательных объединений, зарегистрировавших списки кандидатов, с избирателями из числа военнослужащих, а также для встреч представителей инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума с участниками референдума из числа военнослужащих. Организацию указанных встреч обеспечивает командир воинской части совместно с соответствующей комиссией, при этом все зарегистрированные кандидаты либо их доверенные лица, представители всех избирательных объединений, зарегистрировавших списки кандидатов, инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума оповещаются о месте и времени встречи не позднее чем за три дня до ее проведения.

Согласно п. 2 ст. 56 Федерального закона № 67-ФЗ кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума и их уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума запрещается осуществлять подкуп избирателей, участников референдума: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, участников референдума, агитационную работу); производить вознаграждение избирателей, участников референдума, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением агитационных материалов, которые специально изготовлены для избирательной кампании, кампании референдума и стоимость которых не превышает 2 процентов величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации на душу населения за единицу продукции; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей, участников референдума посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 5 ст. 56 Федерального закона № 67-ФЗ кандидаты, избирательные объединения, выдвинувшие кандидатов, списки кандидатов, их доверенные лица и уполномоченные представители, члены и уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума, а также зарегистрированные после начала избирательной кампании, кампании референдума организации, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами органов управления которых (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций) являются указанные лица и (или) организации, в период избирательной кампании, кампании референдума не вправе заниматься благотворительной деятельностью. Иные физические и юридические лица в период избирательной кампании, кампании референдума не вправе заниматься благотворительной деятельностью по просьбе, поручению или от имени кандидатов, избирательных объединений, их доверенных лиц и уполномоченных представителей, членов и уполномоченных представителей инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума, а также проводить одновременно с благотворительной деятельностью предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума. Кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, членам и уполномоченным представителям инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума запрещается обращаться к иным физическим и юридическим лицам с предложениями об оказании материальной, финансовой помощи или услуг избирателям, участникам референдума.

Согласно п. 2 ст. 24 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах запрещается ведение любой политической пропаганды и агитации, в том числе предвыборной.

В пункте 129 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2023 № 24 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» разъяснено, что Федеральный закон № 67-ФЗ предусматривает перечень обстоятельств, в случае установления которых суд может отменить решение комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, референдума. Суд также вправе отменить соответствующее решение комиссии, если установит иные существенные нарушения законодательства о выборах и референдумах, например распространение вводящих в заблуждение избирателей, участников референдума поддельных изображений, аудио - и аудиовизуальных материалов, в том числе созданных с помощью компьютерных технологий, если такие нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума (ст. 44, п. 2 ст. 45, п. 1, пп. «е» п. 2 ст. 48, пп. «д» п. 12, пп. «е» п. 2 ст. 77 Федерального закона № 67-ФЗ).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 22.04.2013 № 8-П, конституционные принципы правового государства, основанного на верховенстве права и правовой демократии, предполагают в целях поддержания гражданского мира и согласия необходимость установления нормативно-правового регулирования, которое обеспечивало бы цивилизованные формы разрешения избирательных споров, что делает наиболее востребованными именно судебные механизмы защиты избирательных прав.

В силу приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, судебная защита должна быть доступной для избирателей и эффективной не только в случаях, когда нарушения избирательных прав, включая право избирать в органы государственной власти, органы местного самоуправления, возникают в период избирательной кампании до начала или непосредственно в ходе голосования, но и на следующих стадиях избирательного процесса, направленных на определение результатов выборов.

Вместе с тем судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права.

В связи с чем, не любые, а лишь существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены результатов выборов судом на соответствующей территории. Помимо установления факта нарушения необходимо выяснить степень влияния таких нарушений на результаты выборов.

Обосновывая свою правовую позицию по настоящему административному делу, административный истец в качестве существенных нарушений законодательства о выборах, повлиявших на результаты выборов, по которым просит отменить оспариваемые решения административного ответчика, административный истец указывает:

- подкуп избирателей, осуществленный кандидатом Р.А.В. путем ремонта мягкой кровли клуба войсковой части Номер изъят на безвозмездной основе и за свой счет (за счет контролируемого Р.А.В. коммерческого предприятия);

- нарушение кандидатом Р.А.В. порядка финансирования избирательной кампании на сумму более 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, выразившийся в финансировании агитаторов помимо средств избирательного фонда;

- проведение кандидатом Р.А.В. предвыборной агитации на территории воинской части;

- возможная массовая скупка голосов избирателей в период с 8 по 10 сентября 2023 года в поддержку кандидата Р.А.В.;

- нарушение принципа равенства кандидатов и неверный подсчет голосов избирателей, в связи с применением при голосовании с использованием комплексов обработки избирательных бюллетеней (КОИБ-2010) избирательных бюллетеней, в которых фамилия, имя, отчество кандидата П.А.О. были напечатаны более мелким шрифтом, чем аналогичные данные других кандидатов, баллотировавшихся по одномандатному избирательному округу № 1.

Таким образом, из административного искового заявления и позиции представителя административного истца, выраженной им в ходе рассмотрения настоящего административного дела следует, что Решение Иркутской городской территориальной избирательной комиссии (Правобережный округ) № 3 от 11.09.2023 Номер изъят административным истцом оспорено по основания, предусмотренным пп. «а», «б», «е» ст. 77 Федерального закона № 67-ФЗ, в следствие допущенных нарушений избирательного законодательства Российской Федерации кандидатом в депутаты Р.А.В. в том числе нарушений пп. «в» п. 7 ст. 48, п. 7 ст. 53, п.п. 2, 5 ст. 56 Федерального закона № 67-ФЗ, п. 2 ст. 24 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», которые не позволили установить действительную волю избирателей по одномандатному избирательному округу № 1 по выборам депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва, а Решение Иркутской городской территориальной избирательной комиссии (Правобережный округ) № 3 от 18.09.2023 Номер изъят оспаривается как производное от указанного выше Решения Иркутской городской территориальной избирательной комиссии (Правобережный округ) № 3 от 11.09.2023 Номер изъят.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Проверяя доводы административного истца о подкупе избирателей, осуществленный кандидатом Р.А.В. путем ремонта мягкой кровли клуба в/ч Номер изъят на безвозмездной основе и за свой счет (за счет контролируемого Р.А.В. коммерческого предприятия), а также проведении кандидатом Р.А.В. предвыборной агитации на территории воинской части, суд установил следующее.

Из представленного суду письма Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 06.10.2023 Номер изъят следует, что в Генеральную прокуратуру Российской Федерации поступало обращение П.А.О. о нарушении избирательного законодательства, данное обращение в соответствии с п. 3.2 Инструкции о прядке рассмотрения обращений и прием граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2023 Номер изъят направлено в Прокуратуру Иркутской области для проверки.

Согласно письму Прокуратуры Иркутской области от 07.02.2024 Номер изъят в период с марта 2023 г. по настоящее время в прокуратуру области из Генеральной прокуратуры Российской Федерации 09.10.2023 поступило обращение П.А.О. о нарушении избирательного законодательства.

Данное обращение в соответствии с ч. 3 ст. 8 Федерального закона № 59-ФЗ от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и п. 3.5 Инструкции о прядке рассмотрения обращений и прием граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2023 Номер изъят, направлено 16.10.2023 за Номер изъят в Избирательную комиссию Иркутской области. Иных обращений от П.А.О. в органы прокуратуры области не поступало.

Согласно представленной суду копии жалобы П.А.О. Генеральному прокурору Российской Федерации содержатся доводы аналогичные административному исковому заявлению, разрешаемому по настоящему административному делу.

В частности в жалобе П.А.О. указано, что: «Одним из зарегистрированным кандидатом являлся Р.А.В., руководителем его избирательного штаба являлась его помощник - М.Т.Г.. На одной из встреч с агитаторами в период избирательной кампании (аудиозапись прилагается) М.Т.Г. озвучила, что М.С.В., командир в/ч Номер изъят, расположенной в м/не Зеленый г. Иркутска является большим другом Р.А.В., что в воинской части оформлен отдельный уголок, посвященный предвыборной агитации за кандидата Р.А.В., в войсковой части распространяется предвыборная агитация за указанного кандидата, что командир М.С.В. в приказном порядке потребовал от служащих воинской части на предстоящих выборах проголосовать за кандидата Р.А.В. Также, мои знакомые из воинской части подтверждают, что на территории войсковой части, распространялись печатные агитационные материалы в поддержку Р.А.В., что командир М.С.В. в клубе войсковой части, перед подчиненными провел предвыборную агитацию и потребовал проголосовать за кандидата Р.А.В. Так же, в период избирательной кампании, Р.А.В. на безвозмездной основе и за свой счет, на основании личной договоренности с командиром М.С.В. произвел капитальный ремонт мягкой кровли клуба в/ч Номер изъят. В благодарность за проведенные работы командир М.С.В. пообещал Р.А.В. обеспечить общее покровительство и прогарантировал то, что все его подчиненные в приказном порядке проголосуют за кандидата Р.А.В.».

Судом установлено, что данное обращение П.А.О. было проверено 22 Военной прокуратурой армии, войсковая часть Номер изъят, Военной прокуратуры ракетных войск стратегического назначения.

Согласно истребованному Иркутским областным судом ответу 22 Военной прокуратурой армии, войсковая часть Номер изъят на указанное выше обращение П.А.О. от 01.11.2023 Номер изъят, этой Военной прокуратурой была проедена проверка информации, изложенной в жалобе, в результате которой приведенные в обращении доводы о нарушении избирательного законодательства, связанные с предвыборной агитацией, якобы проводившейся должностными лицами войсковой части Номер изъят на территории этой воинской части в период избирательной кампании в интересах зарегистрированного кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва Р.А.В., по результатам проверки своего объективного подтверждения не нашли.

Как указано в ответе 22 Военной прокуратурой армии, войсковая часть Номер изъят на указанное выше обращение П.А.О. от 01.11.2023 Номер изъят»: «Аудиозапись, представленная Вами в качестве доказательства противоправных действий должностных лиц войсковой части Номер изъят, не позволяет установить событие нарушения (время, место, способ и другие обстоятельства его совершения), лиц, его совершивших. Иных доказательств и свидетелей нарушений, якобы допущенных должностными лицами войсковой части Номер изъят, Вами не предоставлено и проверкой не установлено. Надзорными мероприятиями, проведенными (военной прокуратурой армии по настоящему обращению, каких-либо сведений, подтверждающих использование преимуществ должностного положения для предвыборной агитации, а также проведение предвыборной агитации командиром войсковой части Номер изъят и иными воинскими должностными лицами на территории этой воинской части, не выявлено. По результатам проверки оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется.».

Учитывая, что проверка доводов нарушений избирательного законодательства кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва Р.А.В., ранее была проведена 22 Военной прокуратурой армии, войсковая часть Номер изъят, ответ по результатам проведенной проверки административным истцом не обжалован, новых доводов и доказательств, в том числе письменных, к ранее проверенным органами военной прокуратуры административным истцом суду не представлено, судом отказано в допросе в качестве свидетеля командира войсковой части Номер изъятМ.С.В.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ административным истцом не представлено суду достоверных, в том числе письменных, доказательств подкупа избирателей, осуществленного кандидатом в депутаты Р.А.В. путем ремонта мягкой кровли клуба войсковой части Номер изъят на безвозмездной основе и за свой счет (за счет контролируемого Р.А.В. коммерческого предприятия) во время выборной кампании по выборам депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва, проведения кандидатом Р.А.В. предвыборной агитации на территории воинской части, в соответствии с чем, данные доводы административного истца признаны судом несостоятельными, поскольку выводы суда не могут быть основаны на предположениях.

Согласно Протоколу Номер изъят участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу № 1 по выборам в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва от 10.09.2023 избирательный участок Номер изъят<адрес изъят> (к которому относится и войсковая часть указанная выше) следует, что: число избирателей, внесенных в список избирателей по данному избирательному участку составляет 3277,00; число избирательных бюллетеней, полученных избирательной комиссией – 3000,00; число избирательных бюллетеней, выданных в помещении избирательной комиссии для голосования в день голосования – 1836,00; число погашенных бюллетеней – 1164,00; действительных бюллетеней – 1798,00; за кандидата З.И.П. – отдано 207 голосов; за кандидата П.А.О. отдано 278,00 голосов; за кандидата Р.А.В. отдано 902,00 голоса.

Приведенное выше распределение голосов избирателей участвовавших в голосовании свидетельствует о том, что действительная воля избирателей была установлена в результате голосования, проведенного на этом избирательном участке.

Кроме того, согласно Протоколу Номер изъят окружной избирательной комиссии о результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 от 10.09.2023 кандидат в депутаты Р.А.В. набрал 8737,00 голосов избирателей, что является наибольшим числом голосов избирателей по одномандатному избирательному округу № 1, второе место по количеству голосов набрал кандидат П.А.О. – 2809,00 голосов.

Таким образом, принимая во внимание соотношение голосов отданных «за» кандидата Р.А.В., а также за кандидата П.А.О. по всему избирательному округу № 1, количество голосов набранных ими при голосовании на избирательном участке Номер изъят<адрес изъят> (к которому относится и войсковая часть указанная выше), является незначительным и не оказывает существенное влияние на соотношение набранных голосов этими кандидатами по всему избирательному округу № 1.

Судом проверен довод административного искового заявления о нарушении кандидатом Р.А.В. в период избирательной кампании по выборам депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва порядка финансирования избирательной кампании на сумму более 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, выразившийся в финансировании агитаторов помимо средств избирательного фонда.

Согласно представленному суду Итоговому финансовому отчету о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва Р.А.В. судом установлено, что в избирательный фонд данного кандидата поступило 1 091 723,26 рублей, остаток средств фонда на дату сдачи отчета значится «0» рублей.

Из данного отчета следует, что кандидатом Р.А.В. израсходованы все денежные средства избирательного фонда: на предвыборную агитацию через редакции периодических печатных изданий – 190 000,00 рублей; на выпуск и распространение печатных и иных агитационных материалов – 887 815,26 рублей; на оплату других работ (услуг), выполненных (оказанных) юридическими лицами или гражданами Российской Федерации по договорам - 13 908,00 рублей. Нарушений в расходовании средств избирательного фонда кандидатом Р.А.В. избирательной комиссией не установлено.

Решением Иркутской городской территориальной избирательной комиссией (Правобережный округ) № 3 от 20.07.2023 Номер изъят «О регистрации уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва Р.А.В., выдвинутого по одномандатному избирательному округу № 1» в качестве уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата зарегистрирована К.А.М.

Решением Иркутской городской территориальной избирательной комиссией (Правобережный округ) № 3 от 20.07.2023 Номер изъят «О регистрации доверенного лица кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва Р.А.В., выдвинутого по одномандатному избирательному округу № 1» в качестве доверенного лица данного кандидата зарегистрирована З.М.Н.

Таким образом, уполномоченными лицами, наделенными правом совершать от имени кандидата в депутаты Р.А.В. в период избирательной кампании каждый в сфере возложенных на них обязанностей, являются З.М.Н. и К.А.М.

Согласно представленной суду представителем административного истца справке Думы города Иркутска от 01.02.2024 Номер изъят в период с 07.10.2019 по 28.09.2023 помощником депутата Думы города Иркутска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 22 являлась М.Т.Г..

Как утверждал в судебном заседании представитель административного истца, М.Т.Г. являлась руководителем избирательного штаба кандидата Р.А.В. в выборную кампанию по выборам депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва. Она осуществляла расчеты с агитаторами, в том числе Д.А.А., Д.Е.В., Ш.М.А., К.Г.А., Х.А.А., о чем имеются ведомости выплат денежных средств, которые, как полагает представитель административного истца превышают более чем на 10 % размер избирательного фонда кандидата Р.А.В.

В удовлетворении ходатайства представителя административного истца о допросе в качестве свидетелей указанных лиц в целях подтверждения доводов административного искового заявления судом отказано, поскольку суду не представлено доказательств наличия между лицами, заявленным к допросу в качестве свидетелей, и кандидатом Р.А.В. каких-либо письменных договоров, соглашений, иных достоверных документов, подтверждающих факт оказания им услуг по агитации в период выборной кампании кандидату Р.А.В. суду не представлено. Представитель заинтересованного лица депутата Р.А.В.З.М.Н. отрицает факт наличия каких-либо соглашений, заключенных в иной форме о выполнении услуг для кандидата Р.А.В. этими лицами в период избирательной кампании, а также то обстоятельство, что помощник депутата Р.А.В.М.Т.Г. являлась руководителем избирательного штаба кандидата Р.А.В. и была уполномочена на привлечение от имени кандидата Р.А.В. для агитации каких-либо лиц и осуществления с ними от имени кандидата Р.А.В. каких-либо финансовых расчетов.

Учитывая изложенное выше, а также то, что уполномоченными лицами, наделенными правом совершать от имени кандидата в депутаты Р.А.В. в период избирательной кампании каждый в сфере возложенных на них обязанностей, являлись только З.М.Н. и К.А.М., суд относится критически к доводам представителя административного истца о наличии у одного из свидетелей ведомости полученных денежных средств от М.Т.Г. за осуществление ими агитации в интересах кандидата Р.А.В., поскольку сам факт получения таких средств от М.Т.Г. не доказывает факт ее действия за счет и по поручению кандидата Р.А.В.

Доводы представителя административного истца о том, что К.А.М. - уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата Р.А.В. также является главным бухгалтером компании «Родные просторы», которые по данным административного истца выполнила ремонт мягкой кровли клуба в войсковой части Номер изъят, что, по мнению представителя административного истца, свидетельствует об аффилированности компании и кандидата Р.А.В. и выполнения ремонта кровли клуба в интересах кандидата Р.А.В. не приняты судом как основанные на предположениях, поскольку достоверных доказательств этому суду не представлено. Кроме того, сам факт работы К.А.М. в какой-либо должности в компании «Родные просторы», если таковой имеет место, для настоящего административного дела не имеет юридического значения.

Представитель заинтересованного лица Иркутского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» М.А.А. пояснил, что при проверке документов кандидата Р.А.В., представленных им в региональное отделение, не значилось какое-либо участие кандидата Р.А.В. в компании «Родные просторы».

Довод административного искового заявления о возможной массовой скупке голосов избирателей в период с 8 по 10 сентября 2023 года в поддержку кандидата Р.А.В. в период избирательной кампании основан на предположениях административного истца, не доказан им в судебном заседании, поэтому не принят судом.

Судом проверено утверждение административного истца о том, что в избирательных бюллетенях для автоматизированной обработки Комплексом Обработки Избирательных Бюллетеней (КОИБ) фамилия, имя и отчество кандидата П.А.О. была напечатана более мелким шрифтом, чем фамилия, имя и отчество остальных кандидатов, что привело к нарушению принципа равенства кандидатов и неверный подсчет голосов, отданных за кандидата П.А.О. комплексом КОИБ.

Для голосования на выборах по одномандатному избирательному округу № 1 с использованием комплексов обработки избирательных бюллетеней (КОИБ-2010) избирательные бюллетени были изготовлены в соответствии с требованиями Федерального закона № 67-ФЗ и Закона Иркутской области от 06.04.2011 № 18-оз «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области, Инструкции о порядке использования технических средств подсчета голосов - комплексов обработки избирательных бюллетеней 2010 на выборах и референдумах, проводимых в Российской Федерации, утвержденной постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 06.07.2011 № 19/204-6, а также постановлениями Избирательной комиссии Иркутской области от 25.07.2023 № 13/152 «Об избирательных бюллетенях для голосования на выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва», от 04.08.2023 № 17/186 «О формах избирательных бюллетеней для голосования по областному и одномандатному избирательным округам на выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва и требованиях к их изготовлению».

В ходе проверки указанного довода административного истца судом установлено, что при пересчете избирательных бюллетеней, изготовленных для голосования с использованием комплекса обработки избирательных бюллетеней (КОИБ-2010) на выборах по одномандатному избирательному округу № 1, Иркутской городской № 3 территориальной избирательной комиссией (Правобережный округ) были выявлены различия в размере шрифта в сведениях о кандидатах в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 1.

В целях устранения выявленных недочетов Избирательная комиссия приняла Решение от 04.09.2023 Номер изъят «Об обращении в Избирательную комиссию Иркутской области об изготовлении избирательных бюллетеней для голосования на выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 1».

С учетом обращения Иркутской городской № 3 территориальной избирательной комиссией (Правобережный округ) Избирательная комиссия Иркутской области приняла Постановление от 05.09.2023 Номер изъят «Об изготовлении избирательных бюллетеней для голосования на выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 1», в соответствии с которым изготовленный ранее тираж избирательных бюллетеней для голосования на выборах по одномандатному избирательному округу № 1 с использованием комплексов обработки избирательных бюллетеней (КОИБ-2010) в количестве 52 900,00 штук уничтожен, о чем был составлен комиссионный Акт от 06.09.2023 в 16 часов 35 минут местного времени. О времени, дате и месте уничтожения избирательных бюллетеней 05.09.2023 кандидаты были оповещены.

Данные избирательные бюллетени в участковые избирательные комиссии избирательных участков Номер изъят не передавались.

6 сентября 2023 г. в 13 часов 15 минут в Иркутскую городскую № 3 территориальную избирательную комиссию (Правобережный округ) были доставлены изготовленные избирательные бюллетени для голосования с использованием комплексов обработки избирательных бюллетеней (КОИБ-2010) по одномандатному избирательному округу № 1 в количестве 52 900,00 штук отпечатанные в ООО «Типография Призма». Указанные избирательные бюллетени в установленном порядке 06.09.2024 в период с 14 до 18 часов были переданы в участковые избирательные комиссии по акту и выдавались избирателям в дни голосования 8, 9 и 10 сентября 2023 г.

Таким образом, собранными по делу доказательствами опровергается довод административного истца о применении при голосовании с использованием комплексов обработки избирательных бюллетеней (КОИБ-2010) бюллетеней для голосования, в которых фамилия, имя и отчество кандидата П.А.О. была напечатана более мелким шрифтом, чем фамилия, имя и отчество остальных кандидатов, поскольку такие бюллетени в участковые избирательные комиссии не поступали и были уничтожены в полном объеме.

Учитывая изложенное выше, судом отказано в допросе в качестве свидетеля Х.А.А., у которого по утверждению представителя административного истца имеется в телефоне фото пяти дефектных бюллетеней, который, как утверждает представитель административного истца, были ему направлены избирателями в день голосования, использовавшие такие бюллетени для КОИБ-2010, поскольку материалами дела подтверждается факт уничтожения в полном объеме до передачи территориальным избирательным комиссиям дефектных бюллетеней, а достоверность фотографий, которые не были выполнены самим свидетелем Х.А.А., а третьими лицами, у суда вызывает сомнение.

Оценив собранные по делу доказательства, объяснения сторон и заинтересованных лиц, заключение прокурора принимая во внимание правовые позиции выраженные в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.10.2003 № 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобами граждан С.А. Бунтмана, К.А. Катаняна и К.С. Рожкова», а также в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 22.04.2013 № 8-П, разъяснениям, приведенным в пункте 129 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2023 № 24 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Федеральный закон № 67-ФЗ, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены Решения Иркутской городской территориальной Избирательной комиссии (Правобережный округ) № 3 от 11.09.2023 Номер изъят «О результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвёртого созыва по одномандатному Избирательному округу № 1» по доводам административного искового заявления, поскольку судом не установлена совокупность допущенных нарушений существенно повлиявших на итоги выборов, не позволивших выявить действительную волю избирателей.

Не находит суд оснований для отмены Решения Иркутской городской № 3 территориальной избирательной комиссии (Правобережный округ) от 18.09.2023 Номер изъят «О регистрации депутата Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва, избранного по одномандатному избирательному округу № 1» производного от Решения Иркутской городской территориальной Избирательной комиссии (Правобережный округ) № 3 от 11.09.2023 г. Номер изъят «О результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвёртого созыва по одномандатному Избирательному округу № 1», так как данное решение принято административным ответчиком с соблюдением положений ст. 83 Закона Иркутской области о выборах № 18-оз после проведения проверки наличия у Р.А.В. обязанностей, не совместимых со статусом депутата Законодательного Собрания Иркутской области, и официального опубликования результатов выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области.

Результаты выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области официально опубликованы в общественно-политической газете «Областная» от 15.09.2023 Номер изъят, решение об утверждении которых судом признано законным.

Иные доводы административного истца не приняты судом, поскольку не подтверждают наличие в действиях Р.А.В. в период избирательной кампании, нарушений избирательного законодательства, которые не позволили выявить действительную волю избирателей при голосовании на выборах кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва, выдвинутых по одномандатному избирательному округу № 1.

При указанных выше обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных административным истцом административных исковых требований.

Руководствуясь статьями 175-180, 239-244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении административных исковых требований кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 П.А.О. к Иркутской городской территориальной Избирательной комиссии (Правобережный округ) Номер изъят об отмене решений Иркутской городской территориальной Избирательной комиссии (Правобережный округ) № 3 от 11 сентября 2023 г. Номер изъят «О результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвёртого созыва по одномандатному Избирательному округу № 1», а также от 18 сентября 2023 г. Номер изъят «О регистрации депутата Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва, избранного по одномандатному избирательному округу № 1» - отказать.

На решение могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Иркутский областной суд в течение 5 дней со дня принятия судом решения.

Председательствующий судья А.С. Папуша

Мотивированное решение изготовлено Дата изъята