РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Московская область Московский областной суд в составе: председательствующего судьи СмышляевойО. В., при секретаре Романове Я.А., с участием прокурора Ищенко Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-404/2021 (3а-1332/2020) по административному исковому заявлению ФИО1 к Совету депутатов городского округа Воскресенск Московской области о признании недействующим решения Совета депутатов городского округа Воскресенск № 74/8 от 20.12.2019 в части, УСТАНОВИЛ: ФИО1 обратилась в Московский областной суд с иском к Совету депутатов городского округа Воскресенск Московской области о признании недействующим решения Совета депутатов городского округа Воскресенск № 74/8 от 20.12.2019 в части установления Правилами землепользования и застройки территориальной зоны КУРТ-9 в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты> В обоснование своих требований указала, что является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>. Указанный земельный участок в соответствии с действующим генеральным планом городского поселения Белоозерский входит в функциональную зону поселения Ж-1. Согласно ПЗЗ Воскресенского муниципального района, спорный участок и смежные с ним земельные участки, вошедшие в границы <данные изъяты> включены в зону комплексного устойчивого развития территории. На территории Воскресенского муниципального района проводились мероприятия по постановке на кадастровый учет населенных пунктов, входящих в Воскресенский муниципальный район <данные изъяты>. При проведении данных работ в границы <данные изъяты> муниципального района были включены несколько земельных участков, находящихся в частной собственности. Впоследствии был утвержден Генеральный план <данные изъяты> муниципального района, действующий в настоящее время, в соответствии с которым вошедшие в границы <данные изъяты> земельные участки были отнесены к функциональной зоне Ж-1. После установления указанной функциональной зоны собственники земель, вошедших в границы д. Ивановка поменяли категорию земель с «сельскохозяйственное назначение» на «земли населенных пунктов». Следующим шагом для приведения в соответствие с градостроительными документами было изменение ВРИ земельных участков на ВРИ согласно Генплана, однако, данные изменения провести невозможно по причине установления для данных земель территориальной зоны КУРТ-9. В соответствии с действующим Генеральным планом городского поселения Белоозерский Воскресенского муниципального района функциональная зона Ж-1 - это зона индивидуальной усадебной застройки. При этом установлена территориальная зона комплексного устойчивого развития территории. Территориальная зона КУРТ-9 была установлена по инициативе органа местного самоуправления, которая не соответствовала пожеланиям граждан - собственников земельных участков, включенных в указанную территориальную зону. Таким образом, по мнению административного истца, имеется несоответствия ПЗЗ Воскресенского муниципального района Генплану г. Белоозерский Воскресенского муниципального района. Административный истец, как собственник земельного участка с характеристиками земель с разрешением индивидуальной жилой застройки использовать земельный участок по назначению, изменить вид разрешенного использования не может, поскольку установлен особый порядок изменения ВРИ для земель, включенных в зону КУРТ. Получить документы для изменения ВРИ истец не может, поскольку для этого необходим проект планировки территории, который обязаны делать все собственники земельных участков, включенных в зону КУРТ, а это требует денежных вложений и полного согласия всех правообладателей земельных участков зоны КУРТ на такое изменение ВРИ и дальнейшее их использование, освоение в соответствии с территориальной зоной. Такого согласия между собственниками земельных участков зоны КУРТ д.Ивановка достигнуть невозможно. Только часть собственников готовы и хотят проводить дальнейшее освоение земель в соответствии с сегодняшним функциональным назначением земли. На основании изложенного, указывая, что ее права, как собственника, нарушаются в связи с невозможностью использования принадлежащего земельного участка по его функциональному назначению в соответствии с действующим Генпланом городского поселения Белоозерский, административный истец просил признать недействующим решение Совета депутатов городского округа Воскресенск № 74/8 от 20.12.2019 в части установления КУРТ-9 в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты> В судебном заседании административный истец поддержал требования в полном объеме. Представитель административного ответчика Совета депутатов городского округа Воскресенск Московской области в судебном заседании против удовлетворения требований возражал по доводам, изложенным в письменном отзыве. Указывал, что оспариваемый нормативно-правовой акт принят и опубликован в установленном законом порядке, прав административного истца не нарушает. Представитель заинтересованного лица Администрации городского округа Воскресенск Московской области в судебном заседании против удовлетворения требований возражал по доводам, в целом аналогичным доводам представителя Совета депутатов городского округа. Представитель Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области в судебном заседании против удовлетворения требований возражал по доводам, изложенным в письменном отзыве. Прокурор в судебном заседании дал заключение, согласно которому полагал административные исковые требования не подлежащими удовлетворению. Иные лица, участвующие в деле в суд не явились, извещены надлежащим образом. Заслушав пояснения административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица, заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам. Статьей 1 Градостроительного кодекса РФ закреплено, что правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. В соответствии со статьей 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Судом установлено и следует из материалов дела, что на основании постановления администрации Воскресенского муниципального района Московской области от 25 июля 2019 года №355 (с изменениями внесенными постановлением от 10 октября 2019 года №1027) были проведены публичные слушания по проекту «Правила землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Воскресенск Московской области». Постановление было опубликовано в газете «Наше слово» от 30 июля 2019 № 84 (13100) и на официальном интернет сайте администрации. Экспозиции демонстрационных материалов по указанному проекту были организованы в зданиях администраций поселений Воскресенского муниципального района. Графическая и текстовая часть ПЗЗ была размещена на официальном сайте Воскресенского муниципального района. Указанное информационное сообщение, в том числе, содержало информацию о сроках проведения публичных слушаний, порядке и условиях предоставления замечаний и предложений по указанному проекту, а также график проведения публичных слушаний. По окончании процедуры проведения публичных слушаний было составлено заключение по результатам публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Воскресенск Московской области от 15.10.2019. Указанное заключение, а также все поступившие за время проведения публичных слушаний предложения и замечания по указанному проекту были направлены в адрес разработчика проекта — Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области для дальнейшего рассмотрения. 20 декабря 2019 года Советом депутатов городского округа Воскресенск Московской области принято решение № 74/8 «Об утверждении Правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Воскресенск Московской области». Указанное решение было опубликовано в официальном печатном издании «Наше слово» 24 декабря 2019 года, а также размещено на официальном сайте администрации городского округа Воскресенск Московской области. В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131) утверждение правил землепользования и застройки городского округа относится к вопросам местного значения. В силу части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 ГрК РФ правила землепользования и застройки городского округа утверждаются представительным органом местного самоуправления городского округа. Нарушений порядка принятия, проведения соответствующих публичных слушаний и утверждения оспариваемого административным истцом нормативного правового актов судом не выявлено, данные акты официально опубликованы для всеобщего сведения. Нормативный правовой акт административным истцом по порядку принятия и опубликования не оспаривается. Доводы истца о том, что при проведении публичных слушаний не учтено мнение собственников земельных участков, включенных в зону КУРТ-9, не могут служить основанием для признания нормативного акта недействующим, кроме того, предложения и замечания от бывшего собственника спорного земельного участка в установленный срок для направления предложений и замечаний от участников публичных слушаний в уполномоченный орган для включения их в протокол публичных слушаний не поступали. Судом установлено, что ФИО1 с <данные изъяты> на основании договора дарения является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты> категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования — для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Правилами землепользования и застройки городского округа Воскресенск, утвержденными решением Совета депутатов г.о. Воскресенск № 74/8 от 20.12.2019 земельный участок истца отнесен к территориальной зоне КУРТ-9. В ранее действовавших Правилах землепользования и застройки городского поселения Белоозерский Воскресенского муниципального района Московской области, утвержденных Решением Совета депутатов Воскресенского муниципального района Московской области от 24.11.2017 № 576/53 «Об утверждении Правил землепользования и застройки территории (части территории) городского поселения Белоозерский Воскресенского муниципального района Московской области» указанная территория с участком Истца была расположена в территориальной зоне КУРТ-1 (Зона). В действующих Правилах землепользования и застройки городского округа Воскресенск МО, утвержденных оспариваемым истцом решением от 20.12.2019 № 74/8, участок истца расположен в зоне КУРТ-9. Нумерация зоны КУРТ с 1 на 9 поменялась в связи с объединением населенных пунктов в составе вновь образованного городского округа Воскресенск Московской области без изменения границ и видов разрешенного использования для данной зоны КУРТ. Конфигурация указанной территориальной зоны не поменялась. В Генеральном плане городского поселения Белозерский Воскресенского муниципального района Московской области, утвержденном решением Совета депутатов городского поселения Белоозерский от 29.11.2012 г. № 536/44, земельный участок истца отнесен к функциональной зоне – Ж1 (индивидуальная жилая застройка), а установленная оспариваемым решением от 20.12.2019 № 74/8 в Правилах землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Воскресенск МО, на участке истца зона КУРТ-9 в основных видах разрешенного использования содержит вид использования - Индивидуальное жилищное строительство. Из системного анализа положений Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что генеральный план представляет собой основополагающий документ территориального планирования, определяющий стратегию градостроительного развития территорий и условия формирования среды жизнедеятельности, и содержит долгосрочные ориентиры их развития. Градостроительное законодательство не содержит норм, обязывающих органы власти при принятии генерального плана городского поселения определять функциональные зоны в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку генеральный план несет функцию определения назначения территории исходя из планов развития территории муниципального образования в целом и не направлен на фиксацию существующего положения. Отнесение территории к определенной функциональной зоне само по себе не свидетельствует о нарушении прав граждан. В соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительное зонирование наряду с территориальным планированием призвано в соответствии с Градостроительным кодексом РФ обеспечить условия для устойчивого развития территорий. Определение градостроительного зонирования дано в пункте 6 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, в котором установлено, что градостроительное зонирование - это зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. Градостроительное зонирование производится в соответствии с Градостроительного кодекса РФ на основе документов территориального планирования. Градостроительным кодексом РФ закреплен принцип первичности генерального плана как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки. Таким образом, установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правого режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам, а реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории (статья 26 ГрК РФ). Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, градостроительных регламентов и требованиями, законодательства, что следует из норм пункта 8 статьи 1, статьи 7, части 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ. Градостроительный регламент территориальной зоны КУРТ-9 предусматривает в числе основных видов разрешенного использования, осуществление индивидуального жилищного строительства, ведение личного подсобного хозяйства, ведение огородничества. Таким образом, территориальная зона земельного участка с кадастровым номером 50:29:0000000:50959, установленная правилами землепользования и застройки, согласуется с функциональной зоной, определенной генеральным планом. Доводы административного истца о том, что установление ПЗЗ зоны КУРТ-9 не соответствует действующему генеральному плану не подтверждены. Довод административного истца о незаконности отнесения к КУРТ-9 рассматриваемого земельного участка не может быть принят во внимание судом по следующим основаниям. В соответствии с частями 4, 5.1 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон, а также в обязательном порядке устанавливаются территории, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, в случае планирования осуществления такой деятельности. Границы таких территорий устанавливаются по границам одной или нескольких территориальных зон и могут отображаться на отдельной карте. Правила землепользования и застройки разрабатываются для того, чтобы создать условия устойчивого развития территорий населенных пунктов, вместе с тем также призваны обеспечивать права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки (пункт 1 части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ). Согласно статье 1 Градостроительного кодекса РФ устойчивое развитие территорий - обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений (часть 3); деятельность по комплексному и устойчивому развитию территории - осуществляемая в целях обеспечения наиболее эффективного использования территории деятельность по подготовке и утверждению документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, а также по архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции указанных в настоящем пункте объектов (часть 34). Таким образом, регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания. При этом, сама процедура комплексного развития территории может быть реализована только после принятия и утверждения документов территориального планирования и градостроительного зонирования, а также определения в правилах землепользования и застройки территорий, в границах которых допускается осуществление деятельности по их комплексному и устойчивому развитию. Само по себе отнесение земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию, не нарушает права и законные интересы административного истца. Довод административного истца о неточности установления границ территориальной зоны КУРТ-9 не могут быть признаны обоснованными в связи со следующим. Часть 5.1 статьи 23 и часть 6.1 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ, устанавливающие требования к точности описания границ соответствующих зон, введены в действие Федеральным законом от 31 декабря 2017 г. № 507-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 507-ФЗ). Согласно части 3 статьи 7 Закона № 507-ФЗ органы государственной власти, органы местного самоуправления, утвердившие правила землепользования и застройки, "обязаны направить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, документы, необходимые для внесения сведений соответственно о границах населенных пунктов, территориальных зон в Единый государственный реестр недвижимости, в целях обеспечения внесения таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости в срок не позднее 1 января 2024 года. В состав оспариваемых правил землепользования и застройки включены, в том числе карта градостроительного зонирования и приложение «Сведения о границах территориальных зон», содержащее графическое описание местоположения границ территориальных зон, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. В приложении «Сведения о границах территориальных зон» для каждой территориальной зоны указаны сведения о границах в системе координат МСК-50. Довод административного истца о том, что отнесение земельного участка к территориальной зоне КУРТ-9 создает правовую неопределенность в режиме использования земельного участка, так как не позволяет использовать для индивидуального жилищного строительства, отклоняется, поскольку в градостроительном регламенте территориальной зоны КУРТ-9 в качестве основного вида разрешенного использования предусмотрено осуществление индивидуального жилищного строительства. Земельный участок с кадастровым номером 50:29:0000000:50959, имеет вид разрешенного использования: для ведения крестьянского хозяйства. В соответствии с частью 3 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования. Административным истцом не представлено доказательств отказа в изменении основного вида разрешенного использования на индивидуальное жилищное строительство в соответствии с градостроительным регламентом КУРТ-9. Из представленных в материалы дела документов усматривается, что на заявление ФИО1 о приведении в соответствие границ земельного участка, поданное в комитет лесного хозяйства Московской области, вынесено решение об отказе в предоставлении государственной услуги, поскольку имеется установленный уполномоченным органом запрет на совершение регистрационных действий в отношении земельного участка. Также административным истцом представлено уведомление о приостановлении кадастрового учета земельного участка в связи с запретом на совершение регистрационных действий, а также отсутствием необходимой документации по планировке территории. В соответствии с ч. 4.1 ст. 37 ГрК РФ со дня принятия решения о комплексном развитии территории и до дня утверждения документации по планировке территории, в отношении которой принято решение о ее комплексном развитии, изменение вида разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах такой территории, не допускается. Установлено, что решение о комплексном развитии территории органом местного самоуправления не принималось, документация по планировке территории не утверждалась. В связи с этим, истец не лишен возможности обжаловать отказ в изменении вида разрешенного использования по основаниям, предусмотренным ч. 4.1 ст. 37 ГрК РФ. Таким образом, оспариваемый акт с учетом заявленных оснований прав, свобод и законных интересов истца не нарушает, актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит. Руководствуясь ст. 177, 178, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации РЕШИЛ: в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Совету депутатов городского округа Воскресенск Московской области о признании недействующим решения Совета депутатов городского округа Воскресенск № 74/8 от 20.12.2019 в части установления КУРТ-9 в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты> отказать в полном объеме. На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление прокурором в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме Судья О.В. Смышляева Дата изготовления мотивированного решения –28. 04.2021 года |