ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-196/17 от 12.09.2017 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело № 3а-196/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 сентября 2017 года г. Пермь

Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Ефремовой О.Н.,

при секретаре Силенок О.В.,

с участием прокурора Пермской краевой прокуратуры Бабушкиной О.В.,

главы администрации МО Козьмодемьянского сельского поселения Пермского края Югова Н.А., представителя административного истца Ясыревой Н.В., действующей на основании доверенности,

представителя административного ответчика Головина М.Н., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми административное дело по административному исковому заявлению администрации муниципального образования Козьмодемьянского сельского поселения Пермского края о признании недействующим пункта 1 статьи 2 Закона Пермского края от 22 декабря 2014 года № 416-ПК «О закреплении дополнительных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пермского края и о внесении изменений в закон Пермского края «О бюджетном процессе в Пермском крае»,

УСТАНОВИЛ:

11.12.2014 Законодательным Собранием Пермского края принят Закон № 416-ПК от 22.12.2014 «О закреплении дополнительных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пермского края и о внесении изменений в закон Пермского края «О бюджетном процессе в Пермском крае». Первоначальный текст документа опубликован в изданиях Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 24.12.2014, «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 51, 29.12.2014.

Настоящий Закон вступил в силу и является действующим.

Положениями пункта 1 статьи 2 указанного выше Закона Пермского края от 22.12.2014 № 416-ПК за сельскими поселениями Пермского края закреплены вопросы местного значения, в том числе: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Администрация муниципального образования Козьмодемьянского сельского поселения Пермского края в лице главы поселения Югова Н.А. обратилась в суд с административным иском о признании недействующим названного выше Закона Пермского края в части пункта 1 статьи 2 о закреплении дополнительных вопросов местного значения за сельскими поселениями по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоотведения населения, ссылаясь на несоответствие положениям статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьи 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Административный истец полагает, что передача органам сельских поселений отдельных полномочий при отсутствии соответствующего финансирования приведет к невозможности выполнять поселением обязанности по обеспечению населения электроэнергией, а в последующем и обеспечению населения водоснабжением, в результате чего будут нарушены права и законные интересы населения Козьмодемьянского сельского поселения, кроме того передача данных полномочий сельским поселениям не соответствует положениям пункта 2 статьи 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», которые возлагают на органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязанность обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям, посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, через договор их аренды или по концессионным соглашениям.

Глава администрации сельского поселения в судебном заседании и представитель административного истца, действующая на основании доверенности, доводы административного искового заявления поддержали по основаниям, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика Законодательного Собрания Пермского края с иском не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, суд оснований для удовлетворения заявленных требований не находит.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливает, государственные гарантии его осуществления определяет Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно определению, приведенному в статье 2 этого Федерального закона, вопросы местного значения представляют собой вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Компетенция сельского поселения по вопросам местного значения определяется путем отнесения некоторых полномочий городского поселения, поименованных в части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ), к полномочиям сельского поселения.

В силу частей 3 и 4 статьи 14 указанного Федерального закона законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

На основании и во исполнение части 3 статьи 14 Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ принят закон Пермского края от 22.12.2014 № 416-ПК, который закрепил за сельскими поселениями Пермского края вопросы местного значения, установленные частью 1 статьи 14 указанного Федерального закона, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений, в том числе, вопросы организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Как следует из представленных в деле выписки из стенограммы 34 заседания Законодательного Собрания Пермского края от 20.11.2014, выписки из протокола заседания Законодательного Собрания от 20.11.2014 № 34-12, выписки из протокола заседания Законодательного Собрания от 11.12.2014 № 35-11, проекта закона Пермского края принятого в 1 чтении (постановление от 20.11.2014 № 1515), Закон Пермского края от 22.12.2014 № 416-ПК в соответствии со статьей 16 Устава Пермского края, статей 3 и 19 Закона Пермского края от 06.03.2007 № 8-ПК «О Законодательном Собрании Пермского края» принят уполномоченным органом, с соблюдением формы и вида, в котором должен быть принят нормативный правой акт по данному вопросу регулирования. Также соблюдена процедура, в рамках которой должен быть принят оспариваемый нормативный правовой акт, согласно требований Устава Пермского края и регламента Законодательного Собрания, утвержденного постановлением от 01.02.2007 № 41.

Нормативный правовой акт опубликован в порядке, установленном статьей 14 Закона Пермского края от 06.03.2007 № 7-ПК «О порядке рассмотрения, принятия и обнародования законов Пермского края», таким образом, требования к порядку введения его в действие соблюдены.

В соответствии с частью 2 статьи 19 Устава Пермского края проект закона Пермского края о закреплении дополнительных вопросов местного значения за сельскими поселениями согласован с органами местного самоуправления.

Порядок согласования, установленный статьей 4 и 7 Закона Пермского края от 06.03.2007 № 7-ПК, соблюден, поскольку законопроект рассмотрен Законодательным Собранием Пермского края по инициативе губернатора Пермского края, получено согласование с органами местного самоуправления, о чем свидетельствует сопроводительное письмо первого заместителя председателя правительства – министра территориального развития Пермского края от 16.06.2014 № СЭД-53-03.25-146 о направлении проекта закона главам муниципальных районов, городских округов Пермского края, ответ администрации муниципального образования Козьмодемьянского сельского поселения от 01.07.2014 за № 1011.

Кроме того, законопроект включен в повестку дня заседания Законодательного Собрания Пермского края после направления на рассмотрение проекта закона «О закреплении дополнительных вопросов местного значения за сельскими поселениями» Советом муниципальных образований Пермского края, 29.10.2014 за № 452. Ответ дан администрацией Карагайского муниципального района 17.11.2014 № 3532, поправок и предложений к проекту закона не имелось.

В силу части 4 статьи 3 Закона Пермского края от 10.02.2010 № 577-ПК «О полномочиях органов государственной власти Пермского края по взаимодействию с Советом муниципальных образований Пермского края», пунктов 1.2, 2 Положения «О Совете представительных органов муниципальных образований Пермского края», утвержденного Постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 16.08.2007 № 377, Совет вправе был направить на согласование органам местного самоуправления на обсуждение проект закона, поскольку к компетенции Совета отнесено взаимодействие с Законодательным Собранием Пермского края, администрацией губернатора Пермского края, Правительством Пермского края, с целью координации участия органов местного самоуправления в разработке и обсуждении проектов законов, затрагивающих интересы местного самоуправления.

Указание административного истца и его представителя на то, что Козьмодемьянское сельское поселение не согласовывало предложенный проект закона, ввиду недостаточности у сельского поселения денежных средств и отсутствия в проекте указания на возможность выделения средств из бюджета Пермского края, о чем было указано в письме в адрес администрации Карагайского муниципального района и в адрес первого заместителя председателя Правительства, не свидетельствует о том, что проект закона не был согласован в установленном порядке. При этом суд учитывает, что по итогам первого чтения законопроект был доработан, внесены поправки, законопроект дополнен новой статьей, которая предусмотрела предоставление в бюджет сельских поселений федеральных налогов, подлежащих зачислению в бюджеты муниципальных районов.

Судом не установлено противоречия принятого Закона Пермского края в оспариваемой части положениям иных нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.

Козьмодемьянское сельское поселение входит в состав муниципального образования Карагайский муниципальный район Пермского края и наделено статусом сельского поселения. Устав Козьмодемьянского сельского поселения Пермского края, определяя в статье 6 перечень вопросов местного значения сельского поселения, относит к числу таковых организацию в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 4 части 1 статьи 6).

Закон Пермского края № 416-ПК о закреплении за органами сельских поселений Пермского края дополнительных вопросов местного значения соответствует положениям статьи 14 Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, предоставляющего возможность субъекту Российской Федерации отнести к полномочиям сельских поселений вопросы, в частности, по организации электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, которые перечислены в части 1 статьи 14 Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (п. 4 ч. 1 ст. 14 указанного закона).

Законодательное регулирование вопросов местного значения на федеральном уровне осуществлено в отношении газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

Так, Федеральный закон от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» определяет правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации и направлен на обеспечение удовлетворения потребностей государства в стратегическом виде энергетических ресурсов.

Статья 7 указанного федерального закона предусматривает, что организация газоснабжения поселений в границах муниципального района, а также организация газоснабжения населения сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций. В частности, согласно части 1 статьи 6 данного Закона к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей. При этом полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (часть 1.1 статьи 6 Закона № 190-ФЗ).

Полномочия органов местного самоуправления поселений и городских округов в сфере водоснабжения и водоотведения установлены в статье 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». Данный Закон также предусматривает, что полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (часть 1.1 статьи 6 Закона № 416-ФЗ).

Таким образом, действующее федеральное законодательство в области организации электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, предоставляет субъекту Российской Федерации право закрепить за сельским поселением дополнительные вопросы местного значения, в связи с чем, утверждение административного истца о том, что вышеуказанные обязанности возложены исключительно на муниципальные районы основано на ошибочном толковании норм федерального законодательства. Оснований для признания оспариваемой нормы закона Пермского края недействующей, как не соответствующей положениям федерального законодательства, не имеется.

Следует также учесть, что до принятия Закона Пермского края № 416-ПК Уставом Козьмодемьянского сельского поселения на сельское поселение была возложена обязанность по организации в сельском поселении электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, на что указал глава администрации сельского поселения в ходе рассмотрения дела.

То обстоятельство, что на территории Козьмодемьянского сельского поселения отсутствует тепло-, газо-, водоотведение, а электроснабжением занимаются Очерские электрические сети, правового значения для разрешения дела не имеет и не влечет признание Закона Пермского края № 416-ПК недействующим, поскольку закон распространяет действие на всю территорию Пермского края.

Фактически доводы стороны истца сводятся к недостаточному финансированию возложенных на сельское поселение полномочий в области местного самоуправления, вместе с тем, вопросы достаточности или недостаточности финансовых средств поселения для выполнения возложенных на него полномочий выходят за предмет исследования в рамках настоящего дела и не свидетельствуют о противоречии принятой субъектом Российской Федерации правовой нормы федеральному законодательству.

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации могут полностью или частично передать налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, подлежащие зачислению в бюджет муниципального района, в бюджеты сельских поселений. Передача осуществляется законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставами муниципальных образований по единым для всех сельских поселений нормативам отчислений с учетом требований статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, то есть в пределах 8 процентов норматива отчислений от НДФЛ и 20 процентов норматива отчислений от единого сельскохозяйственного налога.

Поскольку Законом Пермского края № 416-ПК за сельскими поселениями закреплены вопросы местного значения городских поселений, то законодателем субъекта Российской Федерации осуществлена передача налоговых доходов от федеральных налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджет муниципального района в соответствии с пунктом 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, что следует из статьи 3 Закона Пермского края № 416-ПК, которым в Закон Пермского края от 12.10.2007 № 111-ПК «О бюджетном процессе в Пермском крае» внесена статья 7.1, предусматривающая передачу в бюджеты сельских поселений федеральных налогов, подлежащих зачислению в бюджеты муниципальных районов.

Оснований для применения к регулируемым Законом Пермского края № 416-ПК отношениям положений части 2 статьи 63 Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ суд не усматривает, так как в рамках Закона Пермского края № 416-ПК на уровень сельских поселений передана часть вопросов местного значения городских поселений, а не субъекта Российской Федерации.

Поскольку нормативный правовой акт в оспариваемой части соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает необходимым отказать административному истцу в удовлетворении заявленных административных исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления администрации муниципального образования Козьмодемьянского сельского поселения Пермского края о признании недействующим пункта 1 статьи 2 Закона Пермского края от 22 декабря 2014 года № 416-ПК «О закреплении дополнительных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пермского края и о внесении изменений в закон Пермского края «О бюджетном процессе в Пермском крае», - отказать.

Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме – 15 сентября 2017 года.

Судья (подпись)