ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-196/19 от 01.03.2019 Брянского областного суда (Брянская область)

Дело № 3а-196/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Брянск 1 марта 2019 года

Брянский областной суд в составе:

судьи областного суда Бобылевой Л.Н.

при секретаре Денисовой К.А.

с участием прокурора Дзех К.А.

представителя административного истца Круглова А.В., представителя административного ответчика Савенко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Новозыбков» о признании недействующим пункта Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Новозыбкова Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1342 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2018 года № 1479),

УСТАНОВИЛ:

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1342 (далее – Приказ) определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Новозыбкова Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень).

Текст приказа размещен на официальном интернет-портале правовой информации htpp://www.pravo.gov.ru 30 ноября 2017 года.

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2018 года № 1479 указанный Перечень изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2018 года.

В Перечень включены объекты недвижимости, в том числе, здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, принадлежащее на праве собственности ООО «Новозыбков».

Представитель ООО «Новозыбков» обратился в Брянский областной суд с указанным административным исковым заявлением и с учетом уточненных исковых требований просит признать недействующим пункт Перечня, мотивируя тем, что здание не обладает предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из их кадастровой стоимости. Включение здания в Перечень влечет неправомерную обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.

В судебном заседании представитель административного истца Круглов А.В. заявленное требование поддержал по основаниям, изложенным в иске, пояснив, что предусмотренных законом оснований для включения спорного здания в Перечень не имелось, поскольку торгово-офисная площадь здания составляет <данные изъяты> кв.м. при общей площади <данные изъяты> кв.м., что составляет <данные изъяты> %, то есть менее 20%. Вид разрешенного использования земельного участка на котором находится здание «для общественно-деловой застройки (размещение административного здания)» также не предполагает размещение на нем административно-делового центра. Для установления же фактического использования здания обследование не проводилось.

Представитель административного ответчика Савенко О.В. иск не признала, пояснив, что оспариваемый Приказ управления имущественных отношений Брянской области принят уполномоченным органом. Объект недвижимости включен в Перечень с соблюдением требований пунктов 1, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. При включении спорного объекта в Перечень управление руководствовалось сведениями, полученными в рамках межведомственного взаимодействия. Согласно сведениям технического паспорта назначение объекта – торгово-офисное здание и площадь, предназначенная для использования объекта по назначению, составляет более 20%. Кроме того, полагает, что здание расположено на земельном участке, вид разрешенного использования которого общественно-деловая застройка (для размещения административного здания), предназначенном для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налоговым кодексом Российской Федерации разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.

Статьей 14 и пунктом 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Объектами налогообложения для российских организаций согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.

На основании пунктов 1 и 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Законом Брянской области от 27 ноября 2003 года № 79-З "О налоге на имущество организаций" (в редакции Закона Брянской области от 03 октября 2016 года № 76-З) на территории Брянской области с 01 января 2017 года введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости имущества в отношении указанных в данном нормативном правовом акте видов недвижимого имущества.

Согласно ст. 1.1. указанного Закона налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:

1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них;

2) нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

3) объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;

4) жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить Перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить Перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В соответствии с Положением об управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденным указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года № 66 (в действующей редакции) и пунктом 3 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Брянской области от 29 августа 2016 года № 471-п, управление имущественных отношений Брянской области является уполномоченным органом по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений согласно пункта 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Управление имущественных отношений Брянской области является исполнительным органом государственной власти Брянской области и полномочен принимать нормативные правовые акты в пределах своей компетенции.

В соответствии с частью 1 статьи 29 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года № 28-З «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области» первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) законов Брянской области и иных нормативных правовых актов области считается их официальным опубликованием.

Таким образом, приказ управления имущественных отношений Брянской области «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Новозыбкова Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» издан уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов и порядка его опубликования.

В Перечень включено нежилое здание с кадастровым номером , принадлежащее на праве собственности ООО «Новозыбков», что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости.

Проверяя содержание Перечня в части оспариваемого объекта на предмет его соответствия федеральному и региональному законодательству, суд исходит из следующего.

Подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в действующей редакции) установлено, что налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости имущества в отношении: административно-деловых центров, торговых центров (комплексов), помещений в них, а также нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Как установлено в судебном заседании, спорный объект недвижимости включен в Перечень одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс).

Согласно пункту 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящего пункта: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской определено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Брянской области от 29 августа 2016 года № 471-п, действовавшим на момент включения в Перечень спорного объекта, утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения.

Пунктами 4, 5 указанного Порядка определено, что информационной базой для проведения мероприятий по определению перечня и вида фактического использования объектов недвижимого имущества является информация: территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, государственных органов Брянской области; органов местного самоуправления муниципальных образований Брянской области; юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся собственниками объектов недвижимости; средств массовой информации.

Мероприятия по определению перечня и вида фактического использования объектов недвижимого имущества проводятся в форме: межведомственного взаимодействия управления имущественных отношений Брянской области с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, государственными органами Брянской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Брянской области; запросов сведений и документов, необходимых для определения перечня и вида фактического использования объектов недвижимого имущества, у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся собственниками объектов недвижимого имущества; обследований объектов недвижимого имущества.

Согласно пункту 6 указанного Порядка вид фактического использования объектов недвижимого имущества определяется управлением имущественных отношений Брянской области на основании актов обследования объектов недвижимого имущества, проводимых рабочими группами администраций муниципальных районов и городских округов Брянской области по рассмотрению вопросов, касающихся определения перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, информации, полученной от государственных органов, и документов, представленных собственниками объектов недвижимого имущества в органы местного самоуправления и (или) полученных в установленном порядке органами местного самоуправления, посредством запроса копий кадастровых паспортов объекта недвижимого имущества и земельного участка; выписок из Единого государственного реестра недвижимости на объекты недвижимого имущества; копии технического паспорта, изготовленного до 1 января 2013 года, поэтажного плана, технического плана, экспликации объекта недвижимого имущества; копий разрешительной документации на проведение перепланировки помещений объекта недвижимого имущества (в случаях проведения перепланировки помещений).

Из приведенных выше правовых норм следует, что для признания отдельно стоящего нежилого здания (строения, сооружения) объектом недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, необходимо установление в отношении этого здания одного из условий, перечисленных в пунктах 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом сведений о назначении и наименовании объектов, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости или документах технического учета (инвентаризации), или фактического использования здания.

Проверяя обоснованность доводов административного истца о несоответствии спорного объекта недвижимости предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признакам объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из их кадастровой стоимости, с учетом сведений Единого государственного реестра недвижимости, документов технической инвентаризации о назначении спорного объекта, суд приходит к следующему.

Материалами дела установлено, что спорное здание расположено на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером по адресу: <адрес> категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для общественно-деловой застройки (для размещения административного здания).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок поставлен на кадастровый учет 13 января 2010 года, ООО «Новозыбков» является собственником данного земельного участка на основании договоров купли-продажи от 16 декабря 2009 года и от 14 августа 2015 года. На земельном участке расположены три объекта недвижимости с кадастровыми номерами (административное здание), (котельная) и (торгово-офисное здание).

Как следует из материалов дела, спорное торгово-офисное здание было возведено на указанном земельном участке на основании разрешения на строительство № , выданного администрацией города Новозыбкова 23 апреля 2012 года и введено в эксплуатацию разрешением администрации № от 18 сентября 2013 года. Право собственности ООО «Новозыбков» на здание зарегистрировано 11 января 2014 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

По сведениям государственного реестра недвижимости спорное здание площадью <данные изъяты> кв.м. имеет назначение – нежилое, наименование – торгово-офисное здание, количество этажей 3.

Согласно техническому паспорту, содержащему сведения об обследовании здания по состоянию на 2 июня 2015 года, площадь здания составляет <данные изъяты> кв.м., из которых площадь торгово-офисных помещений <данные изъяты> кв.м., что составляет 19,2%, площадь подсобных помещений – <данные изъяты> кв.м.

Согласно экспликации к поэтажному плану помещения здания классифицируются: на первом этаже – два гаража, три офиса, кабинет, касса, торговый зал, кладовая, подсобные помещения, коридор, тамбур; на втором этаже – гостевая комната, комната отдыха, кабинет, архив, общая комната, мастерская, рекреация, офис, складское и подсобное помещения, лестница, коридоры, душевая; на третьем этаже – две холодные мансарды, лестница.

К торгово-офисным помещениям отнесены кабинеты, офисы, касса и торговый зал, что не оспаривается представителем административного истца.

Применительно к обстоятельствам настоящего дела суд считает, что площадь офисных и торговых помещений в здании превышает 20%, поскольку по смыслу положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации к помещениям офисных зданий помимо помещений для размещения структурных подразделений организации, кабинетов руководителей относятся и другие помещения сопутствующей офисной инфраструктуры. К таковым, по мнению суда, относится и помещение архива, как относящееся к информационно-технической группе помещений офиса, которые необходимы для функционирования работы офиса.

Согласно плану строения площадь архива <данные изъяты> кв.м., что в сумме с площадью <данные изъяты> кв.м. составит <данные изъяты> кв.м., а в процентом отношении от общей площади здания <данные изъяты> кв.м. – 21%.

Таким образом, назначение этого здания в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и документами технического учета (инвентаризации) недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, а также торговых объектов.

Кроме того, объект возводился на основании разрешительной документации именно в качестве торгово-офисного здания, соответственно предназначен для размещения данных видов помещений, в связи с чем в целях налогообложения относится к видам недвижимого имущества, признаваемым объектами налогообложения, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и обоснованно включен в оспариваемый Перечень.

Поскольку наличие любого из предусмотренных абзацами пункта 4.1 статьи 378.2 НК РФ условий отнесения здания одновременно как к административно-деловому центру, так и торговому центру является достаточным для включения соответствующего здания в Перечень, установление фактического использования здания в данном случае не требовалось.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленного административного искового требования.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ :

В удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Новозыбков» о признании недействующим пункта Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Новозыбкова Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1342 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2018 года № 1479) – отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Брянского областного суда Л.Н. Бобылева