ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-196/19 от 16.04.2019 Вологодского областного суда (Вологодская область)

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 16 апреля 2019 г. № 3а-196/2019

г.Вологда

Вологодский областной суд в составе:

председательствующего судьи Соколовой М.В.,

с участием прокурора прокуратуры Вологодской области Ивановой Н.Ю.,

при секретаре Гайдуковой Ю.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании в части нормативных правовых актов,

установил:

распоряжением главы муниципального образования Воскресенское от <ДАТА>№... ФИО1 как лицу, ранее замещавшему должность главы сельского поселения, назначена доплата к пенсии (т.1, л.д.10).

Пунктом 1 решения Совета муниципального образования Воскресенское Череповецкого муниципального района Вологодской области от 07 апреля 2016 года № 133 приостановлена с 01 апреля 2016 года по 31 декабря 2016 года выплата доплаты к пенсии лицам, замещавшим должности глав Воскресенского, Ивановского и Дмитриевского сельских поселений (т.1, л.д.12).

Пунктом 1 решения Совета муниципального образования Воскресенское Череповецкого муниципального района Вологодской области от 15 декабря 2016 года № 174 приостановлена с 01 января 2017 года по 31 декабря 2017 года выплата доплаты к пенсии лицам, замещавшим должности глав Воскресенского, Ивановского и Дмитриевского сельских поселений (т.1, л.д.14).

Решением муниципального образования Воскресенское Череповецкого муниципального района Вологодской области от 07 ноября 2017 года № 6 пункт 1 решения Совета муниципального образования Воскресенское от 15 декабря 2016 года № 174 признан утратившим силу с 01 ноября 2017 года.

Административный истец ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании в части решений Совета муниципального образования Воскресенское Череповецкого муниципального района Вологодской области от 07 апреля 2016 года № 133, от 15 декабря 2016 года № 174.

В обоснование исковых требований указала, что в связи с принятием оспариваемых решений она лишена права на получение гарантированного дополнительного пенсионного обеспечения. Нормативными правовыми актами Вологодской области и муниципального образования не предусмотрено приостановление выплаты ежемесячной доплаты к пенсии в связи с ограниченностью доходных источников бюджета.

С учётом уточнения исковых требований просила суд признать не соответствующим законодательству Вологодской области, имеющему большую юридическую силу, пункт 1 решений Совета муниципального образования Воскресенское Череповецкого муниципального района Вологодской области от 07 апреля 2016 года № 133, от 15 декабря 2016 года № 174 с момента их принятия и в течение всего срока применения.

Административный истец ФИО1 и её представитель по ордеру адвокат Миронов Д.В. в судебном заседании уточнённые исковые требования поддержали.

Представители административных ответчиков Совета муниципального образования Воскресенское Череповецкого муниципального района Вологодской области, администрации муниципального образования Воскресенское Череповецкого муниципального района Вологодской области в судебное заседание не явились, в представленных возражениях на административное исковое заявление просили отказать в удовлетворении заявленных требований (т.1, л.д.41-44,45-48).

Заслушав объяснения лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора прокуратуры Вологодской области
Ивановой Н.Ю., полагавшей исковые требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно частям 2, 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 1 Устава муниципального образования Воскресенское, муниципальное образование Воскресенское является сельским поселением.

В структуру органов местного самоуправления муниципального образования входит Совет муниципального образования Воскресенское, являющийся представительным органом сельского поселения (статья 21 Устава).

Совет муниципального образования по вопросам, отнесённым к его компетенции федеральными законами, законами Вологодской области, Уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории поселения (статья 22, 24 Устава).

По вопросам местного значения муниципального образования Воскресенское населением поселения непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления муниципального образования Воскресенское принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты поселения не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, законам, иным нормативным правовым актам Вологодской области, Уставу муниципального образования Воскресенское (статья 34 Устава).

Официальным считается опубликование (обнародование) муниципальных правовых актов в Информационном вестнике муниципального образования Воскресенское, а также на официальных сайтах, создаваемых органами местного самоуправления муниципального образования Воскресенское в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (статья 35 Устава).

Как усматривается из материалов дела, 07 апреля 2016 года Советом муниципального образования Воскресенское Череповецкого муниципального района Вологодской области принято решение № 133 «О приостановлении выплаты доплат к пенсии отдельным категориям граждан» (т.1, л.д.12).

14 апреля 2016 года указанное решение опубликовано в Информационном вестнике муниципального образования «Воскресенский вестник» в выпуске № 15, размещено на официальном сайте администрации муниципального образования Воскресенское Череповецкого муниципального района Вологодской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

15 декабря 2016 года Советом муниципального образования Воскресенское Череповецкого муниципального района Вологодской области принято решение № 174 «О приостановлении выплаты доплат к пенсии отдельным категориям граждан» (т.1, л.д.14).

20 декабря 2016 года указанное решение опубликовано в Информационном вестнике муниципального образования «Воскресенский вестник» в выпуске № 51, размещено на официальном сайте администрации муниципального образования Воскресенское Череповецкого муниципального района Вологодской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом. Соблюдены форма, в которой Совет муниципального образования Воскресенское Череповецкого муниципального района Вологодской области вправе принимать нормативные правовые акты и порядок их опубликования.

На момент обращения истца с иском в суд (29 января 2019 года) и рассмотрения дела по существу, оспариваемые решения Совета муниципального образования Воскресенское Череповецкого муниципального района Вологодской области от 07 апреля 2016 года № 133, от 15 декабря 2016 года № 174 утратили силу в связи с ограничением их действия временными рамками с 01 апреля 2016 года по 31 декабря 2016 года, с 01 января 2017 года по 31 декабря 2017 года соответственно.

Право на судебную защиту является основным и неотчуждаемым правом человека, гарантируемым Конституцией Российской Федерации (статьи 17, 19 и 46).

Согласно пункту 1 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.

По общему правилу, установленному Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, нормативный правовой акт может быть оспорен заинтересованным лицом только в случае, если на момент обращения в суд он нарушает или может нарушить либо иным образом затронуть права, свободы и законные интересы заявителя (пункт 3 части 1 статьи 128, статья 208, пункты 4 и 5 части 2 статьи 209 названного кодекса).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 27 октября 2015 года № 2473-О и в Постановлении от 11 апреля 2000 года № 6-П, проверка судом общей юрисдикции в порядке абстрактного нормоконтроля законности нормативных правовых актов, утративших силу к моменту обращения заинтересованного лица в суд, и признание их недействующими недопустима вне связи с защитой каких-либо субъективных прав заявителя.

Утрата нормативным правовым актом юридической силы не является препятствием для реализации закрепленного в части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации права на судебную защиту. Основным фактором, определяющим потребность в судебной защите, является не момент утраты правовой силы нормативного правового акта, а доказанность факта сохранения свойств нормативности у формально прекратившего свое действие нормативного правового акта и факта нарушения таким актом прав, свобод и законных интересов заявителя.

Возможность оспорить утративший силу нормативный правовой акт сохраняется до тех пор, пока он непосредственно затрагивает права и законные интересы заинтересованного лица.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 25 постановления от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», в случаях, когда оспариваемый нормативный правовой акт до принятия судом решения в установленном порядке отменен, а также когда действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены права и законные интересы административного истца, заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц (часть 2 статьи 194, пункт 1 части 8, часть 11 статьи 213, пункт 1 части 2 статьи 214 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ).

В силу части 5.1 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Во исполнение Федерального закона № 131-ФЗ Законодательным Собранием Вологодской области 26 декабря 2007 года принят Закон Вологодской области
№ 1728-ОЗ «О некоторых гарантиях осуществления полномочий глав муниципальных образований Вологодской области» (далее - Закон Вологодской области №1728-ОЗ), определяющий условия предоставления отдельных гарантий осуществления полномочий глав муниципальных образований области.

В соответствии с настоящим законом области уставом муниципального образования области может быть установлена доплата к пенсии лицам, замещавшим должности глав муниципальных образований области (статья 1 Закона Вологодской области № 1728-ОЗ в редакции от 28 октября 2016 года).

Порядок обращения, назначения и выплаты доплаты к пенсии определяется нормативным правовым актом представительного органа соответствующего муниципального образования области с учётом положений настоящего закона области (статья 4 Закона Вологодской области № 1728-ОЗ).

Предоставление гарантий, установленных законом области, финансируется за счёт средств соответствующих местных бюджетов.

В соответствии с Уставом муниципального образования Воскресенское Череповецкого муниципального района Вологодской области (действовавшего на момент принятия оспариваемого решения) главе поселения гарантируется за счет средств бюджета муниципального образования Воскресенское доплата к пенсии в соответствии с законом Вологодской области от 26 декабря 2007 года № 1728-ОЗ «О некоторых гарантиях осуществления полномочий глав муниципальных образований Вологодской области». Порядок обращения, назначения и выплаты доплаты к пенсии определяется Советом муниципального образования.

Решением Совета муниципального образования Воскресенское от 09 декабря 2008 года № 224 утверждён Порядок обращения, назначения и выплаты доплаты к пенсии лицам, замещавшим должность главы Воскресенского сельского поселения.

Законом Вологодской области от 08 апреля 2009 года № 1988-ОЗ «О преобразовании некоторых муниципальных образований Череповецкого муниципального района Вологодской области» преобразованы путем объединения Воскресенское сельское поселение, Дмитриевское сельское поселение, Ивановское сельское поселение, - в Воскресенское сельское поселение с административным центром в селе Воскресенское.

Материалами дела подтверждено, что ФИО2 замещала должность главы муниципального образования Воскресенское.

На основании распоряжения главы муниципального образования Воскресенское от <ДАТА>№... ей назначена доплата к пенсии, как лицу, ранее замещавшему должность главы сельского поселения в размере 55 % месячного денежного содержания (т.1, л.д.10).

Пунктом 1 решения Совета муниципального образования Воскресенское Череповецкого муниципального района Вологодской области от 07 апреля 2016 года № 133 «О приостановлении выплаты доплат к пенсии отдельным категориям граждан» приостановлена с 01 апреля 2016 года по 31 декабря 2016 года выплата доплаты к пенсии лицам, замещавшим должности глав Воскресенского, Ивановского и Дмитриевского сельских поселений (т.1, л.д.12).

Пунктом 1 решения Совета муниципального образования Воскресенское Череповецкого муниципального района Вологодской области от 15 декабря 2016 года № 174 «О приостановлении выплаты доплат к пенсии отдельным категориям граждан» приостановлена с 01 января 2017 года по 31 декабря 2017 года выплата доплаты к пенсии лицам, замещавшим должности глав Воскресенского, Ивановского и Дмитриевского сельских поселений (т.1, л.д.14).

Принятие указанных нормативных правовых актов явилось основанием для приостановления выплаты доплаты к пенсии административному истцу.

В силу статьи 5 Закона Вологодской области №1728-ОЗ, предусматривающей основания для приостановления доплаты к пенсии, ограниченность доходных источников и дефицит местного бюджета не является основанием для приостановления указанной выплаты. Закон Вологодской области № 1728-ОЗ не связывает реализацию данного права с таким условием, как отсутствие у муниципального образования дефицита бюджета для выплаты указанной доплаты к пенсии.

В соответствии с частью 9 статьи 34, частью 2 статьи 53 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счёт собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований.

В силу статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счёт собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Судом установлено, что доплата к государственной пенсии ФИО1 за период с апреля по декабрь 2016 года и в период с января по 01ноября 2017 года не начислялась и не выплачивалась в связи с принятием оспариваемых решений Совета муниципального образования Воскресенское Череповецкого муниципального района Вологодской области от 07 апреля 2016 года № 133, от 15 декабря 2016 года № 174.

Решением Совета муниципального образования Воскресенское Череповецкого муниципального района Вологодской области от 14 декабря 2015 года № 123 «О бюджете муниципального образования Воскресенское на 2016 год» утверждены основные характеристики бюджета на 2016 год - общий объем доходов в размере 10 015,6 тыс.руб., общий объем расходов 10 015,6 тыс.руб., дефицит (профицит) муниципального образования 0 руб., общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств на 2016 год в сумме 350,0 тыс.руб. Денежные средства, необходимые на пенсионное обеспечение запланированы в бюджете на 2016 год в размере 350,0 тыс.руб.

Согласно решению Совета муниципального образования Воскресенское Череповецкого муниципального района Вологодской области от 19 мая 2017 года № 194 «Об утверждении отчета об исполнении бюджета муниципального образования Воскресенское за 2016 год» расходы по разделу «пенсионное обеспечение» составили 133,9 тыс.руб.

Решением Совета муниципального образования Воскресенское Череповецкого муниципального района Вологодской области от 15 декабря 2016 года № 176 «О бюджете муниципального образования Воскресенское на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» утверждены основные характеристики бюджета на 2017 год - общий объем доходов в размере 8640,4 тыс.руб., общий объем расходов 8640,4 тыс.руб., дефицит (профицит) муниципального образования 0 руб., общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств на 2017 год в сумме 402,0 тыс.руб. Денежные средства, необходимые на пенсионное обеспечение запланированы в бюджете на 2017 год в размере 402,0 тыс.руб.

Согласно решению Совета муниципального образования Воскресенское Череповецкого муниципального района Вологодской области от 31 мая 2018 года № 31 «Об утверждении отчета об исполнении бюджета муниципального образования Воскресенское за 2017 год» расходы по разделу «пенсионное обеспечение» составили 168,2 тыс.руб.

Таким образом, ответчиком осуществлён произвольный отказ от соблюдения в указанном бюджетном периоде установленной законодательством Вологодской области и предусмотренной муниципальным правовым актом гарантии лицу, замещавшему должность главы сельского поселения, в виде доплаты к пенсии, выплачиваемой за счёт средств местного бюджета.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что возникшее обстоятельство - недостаточность денежных средств в бюджете муниципального образования Воскресенское Череповецкого муниципального района Вологодской области, не могло быть преодолено путём некомпенсируемого в иной форме приостановления выплаты доплаты к пенсии лицам, замещавшим должность главы сельского поселения, являющейся установленной законодательством Вологодской области социальной гарантией.

При таких обстоятельствах по делу оспариваемые в части решения Совета муниципального образования Воскресенское Череповецкого муниципального района Вологодской области от 07 апреля 2016 года № 133, от 15 декабря 2016 года № 174 «О приостановлении выплаты доплат к пенсии отдельным категориям граждан» не соответствуют указанным выше положениям федерального законодательства, законодательства Вологодской области, имеющим большую юридическую силу, непосредственно затрагивают права и законные интересы административного истца, что является основанием для удовлетворения исковых требований.

В соответствии со статьёй 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаётся не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определённой судом даты (часть 2).

Исходя из положений статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд применяет норму подпункта 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой оспариваемый нормативный правовой акт может быть признан недействующим, в том числе со дня его принятия. Признание оспариваемых решений Совета муниципального образования Воскресенское Череповецкого муниципального района Вологодской области с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Учитывая приведённые выше положения Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оспариваемые в части решения подлежат признанию не соответствующими действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу и не действующими с момента их принятия и в течение всего периода применения.

В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятом судом решении подлежит опубликованию в Информационном вестнике муниципального образования «Воскресенский вестник» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

ФИО1 кроме того ставит вопрос о возмещении ей понесённых по делу судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Согласно части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

Административным истцом уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей при подаче искового заявления в суд, что подтверждено чеком от <ДАТА> (т.1,л.д.9).

Согласно статье 22 Устава муниципального образования Воскресенское, Совет поселения не обладает правами юридического лица. В то время как в соответствии со статьёй 31 Устава администрация поселения, являясь постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом, наделенным в соответствии с настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения поселения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления поселения федеральными законами и законами области, обладает правами юридического лица.

С учётом изложенного, судебные расходы подлежат взысканию с административного ответчика администрации муниципального образования Воскресенское Череповецкого муниципального района Вологодской области.

Руководствуясь статьей 175, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

уточненные требования административного искового заявления ФИО1 удовлетворить.

Признать не соответствующим законодательству Вологодской области, имеющему большую юридическую силу, и не действующим пункт 1 решения Совета муниципального образования Воскресенское Череповецкого муниципального района Вологодской области от 07 апреля 2016 года № 133 «О приостановлении выплаты доплат к пенсии отдельным категориям граждан» с момента его принятия и в течение всего срока применения.

Признать не соответствующим законодательству Вологодской области, имеющему большую юридическую силу, и не действующим пункт 1 решения Совета муниципального образования Воскресенское Череповецкого муниципального района Вологодской области от 15 декабря 2016 года № 174 «О приостановлении выплаты доплат к пенсии отдельным категориям граждан» с момента его принятия и в течение всего срока применения.

Опубликовать сообщение о принятом решении суда в Информационном вестнике муниципального образования «Воскресенский вестник» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с администрации муниципального образования Воскресенское Череповецкого муниципального района Вологодской области в пользу ФИО1 судебные расходы по делу в размере 300 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в мотивированном виде.

Судья М.В. Соколова

Мотивированное решение изготовлено 19 апреля 2019 года.