Дело № 3а-196/2021
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
город Хабаровск 05 октября 2021 года
Хабаровский краевой суд в составе председательствующего судьи Разуваевой Т.А., при секретаре Безуглой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Отделу судебных приставов по Вяземскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области, Министерству финансов Российской Федерации, Федеральной службе судебных приставов, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась с административным исковым заявлением о присуждении компенсации в размере 80000 рублей за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, указав в обоснование требования, что решением Вяземского районного суда Хабаровского края от 22 июля 2020 года ей отказано в иске к ОСП по Вяземскому району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по возврату исполнительского сбора. Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 20 ноября 2020 года решение Вяземского районного суда отменено, принято новое решение, которым исковое заявление удовлетворено, признано незаконным бездействие ОСП по Вяземскому району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО, УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО по возврату исполнительского сбора в размере 2570 рублей, на ОСП по Вяземскому району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО возложена обязанность по возврату исполнительского сбора в размере 2570 рублей в срок, не превышающий 30 дней с даты вступления решения суда в законную силу. 19 декабря 2020 года ею в адрес должника направлено обращение об исполнении судебного постановления с приложением копии апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда. Повторно с заявлением об исполнении судебного акта в адрес должника она обратилась 16 февраля 2021 года. 12 марта 2021 года ею получен ответ о направлении обращения в ОСП по Вяземскому району для принятия мер к своевременному исполнению и информированию заявителя. В дальнейшем в течение марта, апреля и мая 2021 года между нею и должником велась переписка, исполнение решения не произведено. Административный истец полагает, что должником нарушены положения Федеральных законов «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве», длительным неисполнением решения суда ущемлены ее права и законные интересы, в связи с чем, исходя из судебной практики Европейского суда по правам человека, просит взыскать компенсацию с размере 80000 рублей.
Определением судьи от 01 сентября 2021 года к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Министерство финансов РФ, Федеральная служба судебных приставов, Управление Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и ЕАО.
В письменных возражениях на административный иск представитель административного ответчика Министерства финансов РФ ФИО2 просит в удовлетворении административного иска отказать, полагая, что административным истцом не соблюден порядок предъявления судебного акта к исполнению, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством.
Представитель УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО3 в письменном отзыве просит в удовлетворении искового требования отказать, полагая, что права ФИО1 не нарушены, поскольку судебное постановление исполнено до истечения шести месяцев с момента его принятия.
В судебном заседании представитель административного ответчика Министерства финансов РФ ФИО2 поддержала позицию, изложенную в письменных возражениях на административный иск, дополнительно пояснив, что полагает решение суда исполненным в разумный шестимесячный срок, права ФИО1 не нарушенными.
Представитель административного ответчика УФССП России по Хабаровскому к4раю и ЕАО ФИО3 в судебном заседании против удовлетворения искового требования возражала, поддержав доводы, изложенные в письменном отзыве на административный иск.
В соответствии с положениями статьи 150 КАС РФ административное дело рассмотрено в отсутствие административного истца ФИО1, представителей ФССП, ОСП по Вяземскому району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО, которые в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
Заслушав объяснения лиц, участвовавших в судебном заседании, исследовав материалы административного дела, материалы гражданского дела № 2-513/2016, материалы исполнительного производства № 29707/16/27006-ИП, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации гарантируется право на судебную защиту, которое включает в себя и право на судопроизводство в разумный срок. Для обеспечения реализации такого права Федеральным законом от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее - Закон о компенсации) установлен специальный способ его защиты в виде присуждения компенсации.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 1 Закона о компенсации гражданские истцы при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации. Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, содержащимся в постановлении Пленума от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее - ППВС № 11), действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта (пункт 46).
Из материалов настоящего административного дела и административного дела № 2а-197/2020 следует, что решением Вяземского районного суда Хабаровского края от 22 июля 2020 года оставлено без удовлетворения административное исковое заявление ФИО1 к ОСП по Вяземскому району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО о признании незаконным бездействия по возврату должнику исполнительского сбора, возложении обязанности вернуть должнику исполнительский сбор.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 20 ноября 2020 года решение Вяземского районного суда Хабаровского края от 22 июля 2020 года отменено, по делу принято новое решение, которым административное исковое заявление ФИО1 удовлетворено, признано незаконным бездействие ОСП по Вяземскому району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО, УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО по возврату ФИО1 исполнительского сбора в размере 1000 рублей по исполнительному производству № 4169/14/16/27 от 30 апреля 2014 года и 2570 рублей по исполнительному производству № 623/16/27016-ИП от 22 января 2016 года. На ОСП по Вяземскому району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО, УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО возложена обязанность вернуть ФИО1 исполнительский сбор в размере 1000 рублей по исполнительному производству № 4169/14/16/27 от 30 апреля 2014 года и 2570 рублей по исполнительному производству № 623/16/27016-ИП от 22 января 2016 года в срок, не превышающий 30 дней с даты вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с ч.5 ст.311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Следовательно, принятое судебной коллегией по административным делам Хабаровского краевого суда решение должно было быть исполнено не позднее 20 декабря 2020 года.
В соответствии со статьей 16 Кодекса административного судопроизводства РФ вступившие в законную силу судебные акты (решения, судебные приказы, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебных актов по административным делам, а также задержка их исполнения влечет за собой применение мер, предусмотренных настоящим Кодексом, или ответственность, установленную федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 10 Кодекса административного судопроизводства РФ административное судопроизводство и исполнение судебных актов по административным делам осуществляются в разумный срок.
Частями 2 и 4 указанной статьи предусмотрено, что при определении разумного срока административного судопроизводства, который включает в себя период со дня поступления административного искового заявления в суд первой инстанции до дня принятия последнего судебного акта по административному делу, учитываются такие обстоятельства, как правовая и фактическая сложность административного дела, поведение участников судебного процесса, достаточность и эффективность действий суда, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения административного дела, а также общая продолжительность судопроизводства по административному делу. Обстоятельства, связанные с организацией работы суда, в том числе предусмотренные пунктом 2 части 3 статьи 28 настоящего Кодекса и требующие замены судьи, а также рассмотрение административного дела различными инстанциями не может приниматься во внимание в качестве оснований для превышения разумного срока административного судопроизводства.
В соответствии с ч.5 ст.10 Кодекса административного судопроизводства РФ правила определения разумного срока административного судопроизводства, предусмотренные частями 2 и 4 настоящей статьи, применяются также при определении разумного срока исполнения судебных актов по административным делам.
В данном случае исполнение судебного постановления осуществлялось без возбуждения исполнительного производства.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее также - Закон о компенсации) правом обращения в суд о присуждении компенсации обладают, в том числе и граждане Российской Федерации, являющиеся в судебном процессе сторонами при нарушении их права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера.
В силу части 2 статьи 1 Закона о компенсации компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и не предотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы).
Согласно части 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
Содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 – 6.1 настоящей статьи (часть 1 статьи 36 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").
В соответствии с пунктом 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводства в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.
Из приведенных в абзаце втором пункта 55 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года N 11 (ред. от 29.06.2021) "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" разъяснений следует, что в случае, если исполнение судебного акта по требованиям имущественного или неимущественного характера осуществляется органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом или организацией, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим без выдачи исполнительного документа и возбуждения исполнительного производства или производства по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня вступления в законную силу соответствующего судебного акта до дня завершения (окончания, прекращения) исполнения судебного акта.
В данном случае имело место исполнение судебного акта без возбуждения исполнительного производства и без возбуждения производства по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы, что подтверждается платежных поручением от 25.06.2021 № 249465, пояснениями представителя УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО3 В связи с указанным обстоятельством срок исполнения следует исчислять с 20 декабря 2020 года. Кроме того, в связи с изложенным суд признает несостоятельным довод представителя Министерства финансов РФ о несоблюдении ФИО1 порядка обращения взыскания на средства бюджетной системы Российской Федерации, поскольку, как следует из материалов дела, судебное постановление фактически исполнение без соблюдения должником такого порядка.
Судом установлено, что исполнительский сбор в размере 1000 рублей по исполнительному производству № 4169/14/16/27 от 30 апреля 2014 года возвращен ФИО1 платежным поручением от 10 августа 2020 года № 425216, то есть до принятия судебной коллегией по административным делам Хабаровского краевого суда апелляционного определения от 20 ноября 2020 года.
Из материалов дела следует, что после рассмотрения дела судом апелляционной инстанции ФИО1 19 декабря 2020 года направила в ОСП по Вяземскому району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 20 ноября 2020 года и сведения о банковских реквизитах для перечисления исполнительского сбора.
04 марта 2021 года ФИО1 обратилась с заявлением в УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО, в котором просила сообщить о причине неисполнения апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 20 ноября 2020 года.
В ответ на указанное обращение 12 марта 2021 года УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО поручено ОСП по Вяземскому району Хабаровского края провести проверку, принять все предусмотренные законодательством меры к полному и своевременному исполнению судебного решения.
29 марта 2021 года УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО в адрес ОСП по Вяземскому району Хабаровского края, прокурора Вяземского района, ФИО1 направлен аналогичный ответ, поручено провести проверку, принять все предусмотренные законом меры к полному и своевременному исполнению судебного решения.
25 мая 2021 года УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО сообщило ФИО1 о продлении срока рассмотрения ее обращения на 30 дней.
Платежным поручением от 25 июня 2021 года № 249465 со счета ОСП по Вяземскому району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО на счет ФИО1 перечислено 2570 рублей.
Таким образом, с учетом разъяснений, содержащихся в абзаце втором пункта 55 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок", судебный акт, которым на орган государственной власти возложена обязанность произвести выплату денежной суммы, и срок исполнения которого судом установлен до 20 декабря 2020 года, фактически исполнен 25 июня 2021 года, то есть с задержкой в 6 месяцев 5 дней.
Оценив установленные по делу обстоятельства, комплекс мер, принятых органами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, и причины, по которым задерживалось исполнение судебного акта, с учетом предмета исполнения решения суда, степени сложности исполнительного производства, суд приходит к выводу, что общий срок исполнения судебного акта не отвечает требованию разумности, установленному статьей 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а действия должника не являются достаточными и эффективными в целях исполнения решения суда.
Установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства дают суду основания для присуждения административному истцу компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Суд не может согласиться с позицией представителей Министерства финансов РФ и УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО о том, что разумный срок исполнения судебного акта не нарушен, поскольку исполнение произведено до истечения шести месяцев, во-первых, в связи с тем, что, как указано выше, исполнение осуществлено по истечении шести месяцев, предусмотренных судебным постановлением, во-вторых, срок исполнения предусмотрен самим судебным постановлением, а действующим законодательством, регулирующим вопросы компенсации за нарушение разумных сроков судопроизводства, не предусмотрена возможность присуждения компенсации в случае задержки исполнения судебного акта более чем на шесть месяцев. Позиция административных ответчиков в указанной части основана на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения. Приведенные представителями административных ответчиков нормы регулируют срок обращения взыскателя за восстановлением права на исполнение судебного акта в разумный срок, но не исчисление разумного срока исполнения.
Статьей 2 Закона о компенсации установлено, что компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается судом, арбитражным судом в денежной форме. При этом размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом, арбитражным судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.
Учитывая действия должника по исполнению решения суда, принятые в целях его исполнения, продолжительность нарушения сроков исполнения судебного акта, наступившие для ФИО1, не получившей своевременно причитавшиеся ей денежные средства в размере 2570 рублей, принимая во внимание практику Европейского Суда по правам человека, а также исходя из принципа разумности и справедливости, суд полагает, что требуемая сумма в размере 80000 рублей является чрезмерной, не соответствующей характеру и объему нарушенного права, и определяет размер компенсации в сумме 5 000 рублей.
В соответствие с пунктом 3 части 2 статьи 5 Закона о компенсации судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.
К финансовым органам статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации отнесены Министерство финансов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).
В соответствии с ч.2 ст.5 Закона о компенсации судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства федерального бюджета, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями Российской Федерации, должностных лиц, государственных служащих федеральных органов государственной власти обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется Министерством финансов Российской Федерации.
Частью 3 указанной статьи предусмотрено, что расходы на выплату компенсации по судебному решению о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок предусматриваются в федеральном бюджете, бюджетах субъектов Российской Федерации, местных бюджетах.
Учитывая, что нарушение прав административного истца допущено органом государственной власти, финансируемым за счет средств федерального бюджета, компенсация подлежит взысканию с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона о компенсации настоящее решение суда в части присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению.
В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела (часть 1 статьи 103 КАС РФ).
При обращении в суд с административным иском ФИО1 произвела уплату государственной пошлины в размере 300 рублей, что подтверждается чек-ордером от 14 июля 2021 года.
Данные судебные расходы также подлежат возмещению Министерством финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации.
Поскольку требование ФИО1 связано с защитой ее личных неимущественных прав, положения статьи 111 КАС РФ о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек в соответствии с разъяснениями Верховного Суда РФ, содержащимися в пункте 21 Постановления Пленума от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», в рассматриваемом случае применению не подлежат.
Руководствуясь статьями 103, 111, 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск ФИО1 удовлетворить частично.
Присудить ФИО1 компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 5000 рублей, взыскать в пользу ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей. В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение подлежит исполнению Министерством финансов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.
Настоящее решение в части присуждения компенсации подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Хабаровского краевого суда