УИД Номер изъят
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
6 февраля 2024 г. г. Иркутск
Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Папуши А.С., при секретаре судебного заседания Варваровской И.А., с участием посредством видеоконференц-связи административного истца кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 20 Д.А.А., его представителя Б.Е.А., действующей на основании ордера от 28 декабря 2023 г. Номер изъят, административного ответчика Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссии в лице председателя Б.С.В., действующего на основании Постановления Избирательной комиссии Иркутской области «О назначении председателя Усть-Илимской городской территориальной комиссии» от 19 января 2023 г. Номер изъят, представителя заинтересованного лица Избирательной комиссии Иркутской области Ш.М.В., действующей на основании доверенности Номер изъят от 10 января 2024 г., представителя заинтересованных лиц депутата Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 20 П.В.В., Иркутского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» – М.А.А., действующего на основании нотариальной доверенности от 12 января 2024 г. Номер изъят, доверенности от 1 августа 2023 г., старшего прокурора отдела Прокуратуры Иркутской области В.А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-54/2024 по административному исковому заявлению кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 20 Д.А.А. к Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссии об отмене решения Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссии от 11 сентября 2023 г. Номер изъят «О результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвёртого созыва по одномандатному Избирательному округу № 20»,
У С Т А Н О В И Л :
кандидат в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 20 Д.А.А. обратился в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением к Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссии об отмене решения Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссии от 11.09.2023 Номер изъят «О результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвёртого созыва по одномандатному Избирательному округу № 20» (далее- Решение ТИК Номер изъят от 11.09.2023).
В обоснование заявленных административных исковых требований административный истец указывает, что Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 07.06.2023 Номер изъят на 10.09.2023 назначены выборы Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва.
Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 04.05.2023 Номер изъят «Об окружных избирательных комиссиях по выборам депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва» для организации проведения выборов были организованы 22 окружные избирательные комиссии.
В соответствии с указанным Постановлением полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 20 возложены на Усть-Илимскую городскую территориальную избирательную комиссию.
Для участия в выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва административный истец Д.А.А. был выдвинут Региональным отделением Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ» в Иркутской области.
Согласно Постановлению Избирательной комиссии Иркутской области от 17.07.2023 Номер изъят «О заверении списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва, выдвинутых Региональным отделением Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ» в Иркутской области по одномандатным избирательным округам» административный истец Д.А.А. выдвинут кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва Региональным отделением Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ» в Иркутской области» по одномандатному избирательному округу № 20.
Административный истец, указывает, что им поданы документы в Усть-Илимскую городскую территориальную избирательную комиссию для регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 20.
В соответствии с решением Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссии от 28.07.2023 Номер изъят «О регистрации Д.А.А. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 20» административный истец Д.А.А. зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 20.
Административный истец считает, что во время предвыборной кампании он, как кандидат в депутаты, был поставлен в неравное положение с зарегистрированным кандидатом в депутаты П.В.В. признанным победителем по одномандатному избирательному округу № 20 оспариваемым Решением ТИК Номер изъят от 11.09.2023.
Указывает, что административным истцом в правобережной части г. Усть-Илимска Иркутской области в районе пересечения <адрес изъят> на рекламном щите был размещен баннер с поздравлением жителей города Усть-Илимска с 50-летием города Усть-Илимска.
Во время размещения данного баннера, административный истец Д.А.А. не имел намерений выдвигать свою кандидатуру для участия в выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва, баннер изготовлен и размещен до принятия постановления Законодательного Собрания Иркутской области от 07.06.2023 Номер изъят «О назначении выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва».
Баннер располагался на рекламном щите со 02.06.2023 до 04.08.2023 (даты обращения жительницы г. Усть-Илимска Иркутской области А.Т.А. в избирательную комиссию о нарушение Д.А.А. избирательного законодательства).
Решением административного ответчика Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссии от 12.08.2023 Номер изъят «По заявлению А.Т.А.» данный баннер, а также ещё два баннера, размещенные в г. Усть-Илимске Иркутской области по адресам: <адрес изъят> были признаны предвыборной агитацией с нарушением норм избирательного законодательства Российской Федерации.
Решением Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссией от 13.08.2023 Номер изъят «О вынесении предупреждения зарегистрированному кандидату в депутаты в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва, выдвинутому избирательным объединением Региональное отделение Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ» в Иркутской области по одномандатному избирательному округу № 20» Д.А.А. вынесено предупреждение о недопустимости нарушения избирательного законодательства и предложено демонтировать баннеры, во исполнение которого данные баннеры Д.А.А. демонтированы.
Согласно решению Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссии от 11.09.2023 Номер изъят «О результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 20» выборы депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 20 признаны состоявшимися и действительными. Избранным депутатом Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 20 признан зарегистрированный кандидат П.В.В. получивший наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Административный истец, указывает, что с Решением ТИК Номер изъят от 11.09.2023 не согласен, считает его подлежащим отмене из-за нарушений законодательства Российской Федерации о выборах административным ответчиком при подготовке проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 20.
Административный истец, оспаривает Решение ТИК Номер изъят от 11.09.2023 по тому основанию, что, по его мнению, при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 20 были допущены нарушения действующего законодательства, выразившиеся в проведении П.В.В.. предвыборной агитации с нарушением законодательства Российской Федерации о выборах:
- проведение предвыборной агитации в сети «Интернет», на телевидении, размещение роликов о встречах с жителями, о проведении массовых мероприятий, с поздравлениями жителей города, комментариями о благоустройстве города и проводимых ремонтных работах не оплачена за счет средств избирательного фонда кандидата и осуществлялась им с использованием преимущества служебного или должностного положения - полномочий депутата Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва, что ставило его с кандидатом в депутаты Д.А.А. (административным истцом по настоящему административному делу) в неравное положение;
- проведение предвыборной агитации в сети «Интернет», на телевидении велась П.В.В. за счет другого кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва Л.А.В.;
- проведение предвыборной агитации в поддержку П.В.В.. велась лицами, замещающими государственные и муниципальные должности, государственными и муниципальными служащими.
По мнению административного истца, указанные действия не позволяют выявить действительную волю избирателей и являются основанием для отмены Решения ТИК Номер изъят от 11.09.2023.
Административный истец просит суд отменить решение Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссии от 11.09.2023 Номер изъят «О результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвёртого созыва по одномандатному Избирательному округу № 20».
В судебном заседании административный истец Д.А.А.., его представитель Б.Е.А., административное исковое заявление поддержали, просили административные исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Административный ответчик Усть-Илимская городская территориальная избирательная комиссия в лице председателя Б.С.В. в судебном заседании поддержал письменные возражения на административный иск, в удовлетворении административных исковых требований Д.А.А. просил отказать.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии Иркутской области Ш.М.В. в судебном заседании поддержала письменные возражения на административный иск, в удовлетворении административных исковых требований Д.А.А. просила отказать.
В судебное заседание заинтересованное лицо депутат Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 20 П.В.В. надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения настоящего административного дела, в судебное заседание не явился, его интересы в судебном заседании представляет М.А.А., который поддержал письменные возражения на административный иск, в удовлетворении административных исковых требований Д.А.А. просил отказать.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Иркутского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» М.А.А. поддержал письменные возражения на административный иск, в удовлетворении административных исковых требований Д.А.А. просил отказать.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, о возможности рассмотрения настоящего административного дела при данной явке, суд, совещаясь на месте, руководствуясь частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), определили – рассматривать дело неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы административного дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора В.А.А., полагавшего, что в удовлетворении административных исковых требований следует отказать, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Согласно ч. 15 ст. 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор.
Частью 16 данной статьи установлено, избиратель, участник референдума вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, связанных с установлением итогов голосования на том избирательном участке, участке референдума, на котором он принимал участие в соответствующих выборах, референдуме.
Как закреплено ч. 3 ст. 240 КАС РФ после опубликования результатов выборов, референдума административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума о результатах выборов, референдума может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов, референдума.
В соответствии с пп. 17 п. 1 постановления Избирательной комиссии Иркутской области от 04.05.2023 Номер изъят «Об окружных избирательных комиссиях по выборам депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва» полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 20 по выборам депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва возложены на Усть-Илимскую городскую территориальную избирательную комиссию.
Судом установлено, что постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 07.06.2023 № 69/1-ЗС «О назначении выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва» назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва на 10.09.2023.
Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 16.06.2023 Номер изъят «О проведении голосования на выборах, назначенных на территории Иркутской области на 10 сентября 2023 года, в течение нескольких дней подряд» постановлено провести голосование на выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва, а также на иных выборах, назначенных на территории Иркутской области на 10.09.2023, в течение нескольких дней подряд 8, 9 и 10 сентября 2023 г.
Согласно Постановлению Избирательной комиссии Иркутской области от 17.07.2023 Номер изъят «О заверении списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва, выдвинутых Региональным отделением Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ» в Иркутской области по одномандатным избирательным округам» административный истец Д.А.А. выдвинут кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва Региональным отделением Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ» в Иркутской области» по одномандатному избирательному округу № 20 выдвинут Д.А.А..
В соответствии с решением Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссии от 28.07.2023 Номер изъят «О регистрации Д.А.А. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 20» административный истец Д.А.А. зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 20.
Также решением Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссии от 27.07.2023 Номер изъят «О регистрации П.В.В. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 20» заинтересованное лицо по настоящему административному делу П.В.В. зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 20.
Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области «О формировании Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссии» от 18.05.2021 № 112/920 сформирована Усть-Илимская городская территориальной избирательная комиссия.
Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 19.01.2023 Номер изъят «О назначении председателя Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссии» председателем Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссии назначен Б.С.В.
Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 13.09.2023 Номер изъят «Об общих результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва» выборы депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по областному избирательному округу и по 22 одномандатным избирательным округам признаны состоявшимися, результаты выборов - действительными.
Решением Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссии от 11.09.2023 Номер изъят «О результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 20» выборы депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 20 признаны состоявшимися и действительными, признан избранным депутатом Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 20 зарегистрированный кандидат П.В.В.., получивший наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Данное решение подписано в надлежащем порядке уполномоченными лицами в рамках своих полномочий - председателем Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссии Б.С.В. и секретарем данной территориальной избирательной комиссии С.М.С.
Суду представлена копия Протокола заседания Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссии от 11.09.2023 Номер изъят, на котором решался вопрос о результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 20, согласно данному протоколу необходимый кворум на заседании имелся, голосовали единогласно «за» принятие решения, которое оспаривается по настоящему административному делу.
Указанное выше Решение ТИК от 11.09.2023 Номер изъят опубликовано в общественно-политической газете «Областная» от 18.09.2023 Номер изъят а также в газете Избирательной комиссии Иркутской области «ПравоВыбора» Номер изъят, 18 сентября -1 октября 2023 г.
Таким образом, судом установлено соблюдение порядка принятия и опубликования оспариваемого Решения ТИК Номер изъят от 11.09.2023, данное обстоятельство лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Решением Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссии от 15.09.2023 Номер изъят «О регистрации избранного депутата П.В.В. депутатом Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 20» П.В.В. зарегистрирован депутатом Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 20.
В силу п. 7 ч. 1 ст. 20 КАС РФ данный спор подсуден Иркутскому областному суду, так как к подсудности областных судов отнесены дела об оспаривании решений избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума).
Учитывая изложенное выше, кандидат в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 20 Д.А.А.. является надлежащим административным истцом по настоящему административному делу, обратился в Иркутский областной суд в пределах установленного процессуальным законом срока на обращение с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии об утверждении результатов выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 20.
В соответствии с ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации определены Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральным законом № 67-ФЗ), статьей 77 этого Федерального закона установлены основания отмены решения об итогах голосования и результатах выборов.
Согласно п. 2 ст. 77 Федерального закона № 67-ФЗ суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов в случае установления им одного из следующих обстоятельств:
а) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом;
а.1) отсутствие пассивного избирательного права у кандидата, признанного избранным;
б) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
в) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных п. 1 ст. 56 настоящего Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей;
г) кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
д) признание после дня голосования незаконным отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, если это нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
е) установление иных нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Согласно п. 1 ст. 40 Федерального закона № 67-ФЗ кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами, журналистами, другими творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.
Лица, не являющиеся кандидатами и замещающие государственные или выборные муниципальные должности, либо находящиеся на государственной или муниципальной службе, либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, в период избирательной кампании, кампании референдума не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения в целях выдвижения кандидата, списка кандидатов и (или) избрания кандидатов, выдвижения и поддержки инициативы проведения референдума, получения того или иного ответа на вопрос референдума (п. 4 ст. 40 Федерального закона № 67-ФЗ).
Согласно п. 5 ст. 40 Федерального закона № 67-ФЗ под использованием преимуществ должностного или служебного положения в настоящем Федеральном законе понимается:
а) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума;
б) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, за исключением помещений, занимаемых политическими партиями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума не будет гарантировано предоставление указанных помещений на таких же условиях;
в) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, организаций независимо от формы собственности, за исключением указанных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование политических партий, для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если их использование не оплачено из соответствующего избирательного фонда, фонда референдума;
г) использование на безвозмездной основе или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственности организаций, за исключением транспортных средств, находящихся в собственности политических партий, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума. Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанными транспортными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной охране;
д) сбор подписей избирателей, участников референдума, ведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, замещающими государственные или выборные муниципальные должности, либо находящимися на государственной или муниципальной службе, либо являющимися главами местных администраций, либо являющимися членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, в ходе служебных (оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета, средств соответствующей организации) командировок;
е) доступ (обеспечение доступа) к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях сбора подписей избирателей, участников референдума, ведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума для этих целей не будет гарантирован такой же доступ в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом;
ж) агитационное выступление в период избирательной кампании, кампании референдума при проведении публичного мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий;
з) обнародование в период избирательной кампании, кампании референдума в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе, распространение от имени гражданина, являющегося кандидатом, поздравлений и иных материалов, не оплаченных из средств соответствующего избирательного фонда.
Согласно п. 1 ст. 48 Федерального закона № 67-ФЗ граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума.
Пунктом 2 ст. 48 Федерального закона № 67-ФЗ закреплено, что предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются:
а) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них);
б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с п. 2 ст. 46 настоящего Федерального закона);
в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;
г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;
д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;
е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.
Действия, совершаемые при осуществлении представителями организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, и представителями редакций сетевых изданий профессиональной деятельности и указанные в пп. «а» п. 2 настоящей статьи, признаются предвыборной агитацией в случае, если эти действия совершены с целью побудить избирателей голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них), а действия, указанные в пп. «б» - «е» п. 2 настоящей статьи, - в случае, если эти действия совершены с такой целью неоднократно (п. 2.1 ст. 48 Федерального закона № 67-ФЗ).
Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума может проводиться:
а) на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и сетевых изданиях;
б) посредством проведения агитационных публичных мероприятий;
в) посредством изготовления и распространения, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть «Интернет», печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;
г) иными не запрещенными законом методами (п. 3 ст. 48 Федерального закона № 67-ФЗ).
Особенности изготовления и (или) распространения агитационных материалов могут быть установлены Центральной избирательной комиссией Российской Федерации с учетом требований законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах (п. 3.1. ст. 48 Федерального закона № 67-ФЗ).
Кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума самостоятельно определяют содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводят ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц (п. 4 ст. 48 Федерального закона № 67-ФЗ).
Расходы на проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума осуществляются исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов, фондов референдума в установленном законом порядке. Агитация за кандидата, избирательное объединение, оплачиваемая из средств избирательных фондов других кандидатов, избирательных объединений, запрещается (п. 5 ст. 48 Федерального закона № 67-ФЗ).
Лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, запрещается проводить предвыборную агитацию на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, за исключением случаев, если указанные лица зарегистрированы в качестве кандидатов в депутаты или на выборные должности (п. 8 ст. 48 Федерального закона № 67-ФЗ).
Лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, вправе проводить агитацию по вопросам референдума, в том числе на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, выпускать и распространять агитационные материалы, но не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения (п. 8.1. ст. 48 Федерального закона № 67-ФЗ).
Согласно п. 9.1. ст. 48 Федерального закона № 67-ФЗ при проведении выборов использование в агитационных материалах изображений физического лица допускается только в следующих случаях:
а) использование избирательным объединением изображений выдвинутых им на соответствующих выборах кандидатов (в том числе в составе списка кандидатов), включая кандидатов среди неопределенного круга лиц;
б) использование кандидатом своих изображений, в том числе среди неопределенного круга лиц.
В случаях, указанных в п. 9.1 ст. 48 Федерального закона № 67-ФЗ, получение согласия на использование соответствующих изображений не требуется (п. 9.2. ст. 48 Федерального закона № 67-ФЗ).
При проведении референдума использование в агитационных материалах изображений физического лица допускается только с письменного согласия этого физического лица. Документ, подтверждающий такое согласие, представляется в комиссию референдума вместе с экземплярами агитационных материалов, представляемых в соответствии с п. 3 ст. 54 настоящего Федерального закона. В случае размещения агитационного материала на канале организации телерадиовещания либо в периодическом печатном издании указанный документ представляется в комиссию референдума по ее требованию (п. 9.3. ст. 48 Федерального закона № 67-ФЗ).
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 129 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2023 № 24 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Федеральный закон № 67-ФЗ предусматривает перечень обстоятельств, в случае установления которых суд может отменить решение комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, референдума. Суд также вправе отменить соответствующее решение комиссии, если установит иные существенные нарушения законодательства о выборах и референдумах, например распространение вводящих в заблуждение избирателей, участников референдума поддельных изображений, аудио - и аудиовизуальных материалов, в том числе созданных с помощью компьютерных технологий, если такие нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума (ст. 44, п. 2 ст. 45, п. 1, пп. «е» п. 2 ст. 48, пп. «д» п. 12, пп. «е» п. 2 ст. 77 Федерального закона № 67-ФЗ).
Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, выраженным в Постановлении Конституционного Суда Федерации от 22.04.2013 № 8-П, конституционные принципы правового государства, основанного на верховенстве права и правовой демократии, предполагают в целях поддержания гражданского мира и согласия необходимость установления нормативно-правового регулирования, которое обеспечивало бы цивилизованные формы разрешения избирательных споров, что делает наиболее востребованными именно судебные механизмы защиты избирательных прав.
В силу приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, судебная защита должна быть доступной для избирателей и эффективной не только в случаях, когда нарушения избирательных прав, включая право избирать в органы государственной власти, органы местного самоуправления, возникают в период избирательной кампании до начала или непосредственно в ходе голосования, но и на следующих стадиях избирательного процесса, направленных на определение результатов выборов.
Вместе с тем судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права.
В связи с чем, не любые, а лишь существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены результатов выборов судом на соответствующей территории. Помимо установления факта нарушения необходимо выяснить степень влияния таких нарушений на результаты выборов.
Таких оснований для отмены решения Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссии от 11.09.2023 Номер изъят «О результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 20» судом не установлено.
В судебном заседании установлено, что административный истец оспаривает решение Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссии от 11.09.2023 Номер изъят «О результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 20» по основаниям, указанным в пп. «в», «г» п. 2 ст. 77 Федерального закона № 67-ФЗ, вследствие нарушений требований п.п. 1, 5 ст. 40 при осуществлении деятельности, предусмотренной пп. «е» п. 2 ст. 48 Федерального закона № 67-ФЗ.
Проверяя доводы административного истца Д.А.А. о нарушении депутатом П.В.В.. правил проведения предвыборной агитации суд установил, что административный истец в качестве доказательств таких нарушений представил в суд материалы, размещенные в социальных сетях и в средствах массовой информации в период с 27.07.2023 по 10.09.2023, которые административным истцом квалифицированы как предвыборные агитационные.
Согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона № 68-ФЗ агитация предвыборная (предвыборная агитация) - деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).
Как было указано выше, в соответствии с п. 2 ст. 48 Федерального закона № 67-ФЗ предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются:
а) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них);
б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с п. 2 ст. 46 Федерального закона № 67-ФЗ);
в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;
г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;
д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;
е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.10.2003 № 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобами граждан С.А. Бунтмана, К.А. Катаняна и К.С. Рожкова», Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что поскольку как агитация, так и информирование любого характера могут побудить избирателей сделать тот или иной выбор, при том, что достоверные и объективные сведения о кандидате в большей мере помогают избирателю сформировать свои предпочтения, чем просто призывы голосовать «за» или «против», то очевидно, что критерием, позволяющим различить предвыборную агитацию и информирование, может служить лишь наличие в агитационной деятельности специальной цели - склонить избирателей в определенную сторону, обеспечить поддержку или, напротив, противодействие конкретному кандидату, избирательному объединению.
Исходя из данной правовой позиции действия, не имеющие целью побудить избирателей голосовать за определенных кандидатов или против них, то есть не обусловленные объективно подтвержденным умыслом добиться конкретного результата на выборах, не могут рассматриваться в качестве предвыборной агитации.
Анализируя представленные административным истцом материалы, суд приходит к выводу о том, что эти материалы не являются агитационными, так как они не содержат установленных законом признаков предвыборной агитации, а именно: упоминаний о выборах в Законодательное Собрание Иркутской области четвертого созыва, о личном участии в них в качестве кандидата в депутаты П.В.В.., отсутствуют призывы голосовать «за» или «против» П.В.В. в них отсутствует описание последствий его избрания (неизбрания), их содержание не выражает цель склонить избирателей обеспечить поддержку кандидату П.В.В.
Данные материалы носят информационный характер и содержат сведения о социально-политических событиях, произошедших в городе Усть-Илимске и Усть-Илимском районе, а также информацию о деятельности П.В.В. как действующего депутата Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва. Размещение информации о деятельности действующего депутата соответствует предписаниям статей 8, 9 Закона Иркутской области от 08.06.2009 № 31-оз «О статусе депутата Законодательного Собрания Иркутской области», в соответствии с которыми информирование депутатом избирателей о своей деятельности, в том числе и через средства массовой информации, является одним из способов работы депутата с избирателями.
Исходя из изложенного выше, суд приходит к выводу о том, что представленные административным истцом материалы (скриншоты страниц из телеграмм канала, а также видеоматериалы новостей), за исключением тех, которые П.В.В. заявлены в Усть-Илимскую ТИК как агитационные, не могут быть квалифицированы как предвыборные агитационные, а доводы административного истца о нарушении порядка их изготовления и распространения (отсутствие оплаты за счет средств избирательного фонда кандидата, незаконное использование изображений физических лиц, размещение вне агитационного периода) являются несостоятельными.
Проверяя доводы административного истца о проведении П.В.В. предвыборной агитации в сети «Интернет», на телевидении за счет другого кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва Л.А.В. судом установлено следующее.
Порядок создания избирательных фондов кандидатов и избирательных объединений при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области определен Законом Иркутской области от 06.04.2011 № 18-оз «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области» (далее - Закон области № 18-оз).
В соответствии с ч. 1 ст. 61 Закон области № 18-оз кандидат, выдвинутый только в составе областного списка кандидатов, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов только по одномандатным избирательным округам, избирательные фонды не создают.
Л.А.В. в период избирательной кампании по выборам депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва был зарегистрированным кандидатом, выдвинутым только в составе списка кандидатов Иркутского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» (региональная группа № 20).
Исходя из изложенного выше, судом установлено, что в силу положений Закона области № 18-оз избирательный фонд кандидат в депутаты Л.А.В. не создавал.
Таким образом, доводы административного истца о проведении П.В.В. предвыборной агитации в сети «Интернет», на телевидении за счет другого кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва Л.А.В. являются несостоятельными.
То обстоятельство, что заинтересованным лицом Иркутским региональным отделением Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» было изготовлено в установленном порядке в качестве агитационных материалов: буклет «Вместе» с выходными данными: изготовитель ООО «Бланкиздат», заказчик: Иркутское региональное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия», оплачено из средств избирательного фонда избирательного объединения Иркутское региональное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия», дата выпуска 11.08.2023, тираж 15 000 экз.; а также газета «Вместе» с выходными данными: изготовитель ООО «Бланкиздат», заказчик: Иркутское региональное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия», оплачено из средств избирательного фонда избирательного объединения Иркутское региональное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия», дата выпуска 11.08.2023, тираж 30 000 экз., заказ Номер изъят, не свидетельствует о нарушением кандидатом П.В.В. избирательного законодательства, так как согласно представленного суду Постановлению Избирательной комиссии Иркутской области от 04.08.2023 Номер изъят «О регистрации областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва, выдвинутого Иркутским региональным отделениям Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»» в списке кандидатов, выдвинутых по региональной группе № 20 (одномандатный избирательный округ № 20) значатся Л.А.В. (под Номер изъят), а также П.В.В. (под Номер изъят) и политическое объединение, как самостоятельный субъект избирательной кампании вправе осуществлять агитацию и выпускать агитационные материалы в отношении выдвинутых им кандидатов в депутаты.
То, что в представленных суду печатных изданиях осуществляется агитационная деятельность в отношении лишь двух выдвинутых кандидатов по региональной группе № 20 (одномандатному избирательному округу № 20) – Л.А.В. и П.В.В. юридического значения для настоящего административного дела не имеет, так как данный вопрос относится к компетенции Иркутского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», осуществившей заказ изготовления данных агитационных печатных материалов, которое вправе самостоятельно определять ход и приоритеты агитационной деятельности.
Судом установлен факт заказа публикации данных агитационных материалов Иркутским региональным отделением Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» за счет своего избирательного фонда в установленном избирательным законодательством порядке и лицами, участвующими в деле не оспаривается.
Учитывая изложенное выше, суд находит несостоятельными доводы административного истца о нарушении изготовлением указанных выше агитационных материалов запрета установленного п. 5 ст. 48 Федерального закона № 67-ФЗ, так как изготовление данных агитационных материалов заинтересованное лицо П.В.В. не заказывал в рамках своей избирательной кампании и не оплачивал.
Не приняты судом доводы административного истца Д.А.А. о том, что П.В.В. произведено расходование избирательного фонда сверх размера сумм, заявленных в финансовом отчете, так как подтверждающих данный факт доказательств административным истцом суду не представлено, а судом не добыто.
Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссией суду представлен Итоговый финансовый отчет кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 20 П.В.В., согласно которому превышение поступивших израсходованных средств избирательного фонда кандидата заявленных в нем расходов за счет избирательного фонда судом не выявлено.
Доводы административного истца о незначительности этих расходов П.В.В. по сравнению с расходами, понесенными в ходе избирательной кампанией административным истцом Д.А.А. юридического значения для настоящего административного дела не имеет, поскольку верхний предел размера такого фонда установлен законодательством о выборах, а размер этого фонда в этих пределах определяется кандидатом самостоятельно и законодателем не урегулирован.
Не принят судом как необоснованный довод административного истца об использования П.В.В. при проведении избирательной кампании преимущества своего должностного положения, участия в проведении предвыборной агитации лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих.
В п. 5 ст. 40 Федерального закона № 67-ФЗ установлен закрытый перечень действий, которые могут рассматриваться в качестве использования преимуществ должностного или служебного положения при проведении избирательной кампании, кампании референдума, не подлежащий расширительному толкованию.
Согласно п. 6 ст. 40 Федерального закона № 67-ФЗ соблюдение ограничений, установленных Федеральным законом, не должно препятствовать осуществлению депутатами своих полномочий и выполнению ими своих обязанностей перед избирателями.
Поскольку действующее законодательство не предусматривает обязанности действующего депутата, зарегистрированного в качестве кандидата на выборах, прекратить исполнение своих должностных обязанностей на время избирательной кампании (п.п. 2, 4 ст. 40 Федерального закона № 67-ФЗ), суд приходит к выводу о том, что само по себе исполнение действующим депутатом своих должностных обязанностей во время избирательной кампании не является нарушением требований закона.
На момент проведения избирательной кампании депутат Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва П.В.В. замещал государственную должность председателя Комитета по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении Законодательного Собрания Иркутской области в период с 30.06.2020 по 19.09.2023 (справка председателя Законодательного Собрания Иркутской области от 26.01.2024 исз. Номер изъят).
Обязанность ухода в отпуск на время избирательной кампании для лиц, замещающих государственные должности, действующим выборным законодательством не предусмотрено.
Таким образом, размещение П.В.В. действующим депутатом Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва, в сети «Интернет» информации с целью информирования о своей деятельности как депутата является исполнением П.В.В. своих обязанностей перед избирателями, предусмотренных Законом Иркутской области № 18-оз, и не является основанием для отмены обжалованного Решения ТИК Номер изъят от 11.09.2023.
Также не усматривает суд нарушения со стороны П.В.В. во время избирательной кампании ограничений, установленных п. 5 ст. 40 Федерального закона № 67-ФЗ, так как доказательств перечисленных в указанном пункте нарушений со стороны П.В.В. административным истцом не представлено, а суд не может основывать свои выводы на предположениях.
Во время выборной кампании Усть-Илимской ТИК указанные выше обстоятельства были предметом проверки по жалобе Д.А.А. от 21.08.2023 о нарушении избирательного законодательства кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 20 П.В.В. нарушений норм действующего избирательного законодательства не установила (Решение Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссии от 30.08.2023 Номер изъят «О заявлении Д.А.А.», копия Протокола заседания рабочей группы Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссии от 30.08.2023 Номер изъят, ответ кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 20 от 28.08.2023 на запрос Усть-Илимской ТИК о даче пояснений, копия ответа Усть-Илимской ТИК от 30.08.2023 Номер изъят кандидату в депутаты Законодательного Собрания четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 20).
Так Усть-Илимской ТИК проверены материалы, размещенные в период с 27.07.2023 по 10.09.2023 в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 20 П.В.В.
По результатам проверки Усть-Илимской ТИК пришла к выводу о том, что данные материалы не являются предвыборной агитация, так как П.В.В. принимая участие в период избирательной кампании в различных мероприятиях, информация о которых была размещена, в том числе на официальных каналах и страницах депутата Законодательного Собрания Иркутской области П.В.В. в сети «Интернет», не допустил нарушений избирательного законодательства, перечисленных в п. 5 ст. 40 Федерального закона № 67-ФЗ, ч. 4 ст. 43 Закона № 18-оз, поскольку статус зарегистрированного кандидата в депутаты П.В.В. не был указан в этих материалах, а эти выступления не касались предстоящих выборов в Законодательное Собрание Иркутской области.
Усть-Илимской ТИК было установлено, что сам кандидат в депутаты П.В.В. не озвучивал в публикациях каких-либо планов на избрание его депутатом Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва, не высказывал призывов голосовать «за» или «против» других кандидатов, они не содержат описания последствий его избрания или неизбрания. В сети «Интернет» и средствах массовой информации участие П.В.В. в названных мероприятиях освещалось с точки зрения информирования о текущей деятельности депутата законодательного органа государственной власти Иркутской области, а не как кандидата в депутаты, что не противоречит положениям п. 6 ст. 40 Федерального закона № 67-ФЗ.
Усть-Илимская ТИК пришла к выводу о том, что размещенные материалы носили информационный характер, отражающие достижения города Усть-Илимска и Усть-Илимского района, связанные с реализацией различного рода программ по капитальному ремонту дорог, объектов социальной инфраструктуры, помощи семьям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, а также иными социально-значимыми мероприятиями.
Избирательная комиссия пришла к выводу о том, что содержащаяся в них информация по своей форме и содержанию не является отчетом о деятельности П.В.В., как депутата Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва, признаки предвыборной агитации в них отсутствуют. Присутствие на данных мероприятиях должностных лиц, замещающих государственные или муниципальные должности, в том числе председателя Правительства Иркутской области З.К.Б., не может расцениваться как агитация в пользу П.В.В. а также не может быть отнесено к понятию «использование преимуществ должностного положения» в том значении, в каком оно определено в федеральном законодательстве.
Также судом установлено, что П.В.В. уведомлял надлежащим образом Усть-Илимскую ТИК о предстоящем распространении следующих агитационных материалов: Пост для размещения и распространения в мессенджере «Telegram» - «Информация о регистрации» от 27.07.2023; Пост для размещения и распространения в социальных сетях «ВКонтакте». «Одноклассники» - «Информация о регистрации» от 27.07.2023; Пост для размещения и распространения в социальных сетях «ВКонтакте», «Одноклассники», в мессенджере «Telegram» - «Поздравление с днем ВМФ» от 29.07.2023; Видеоролик «Поздравление с днем ВМФ-1» от 29.07.2023; Видеоролик «Поздравление с днем ВМФ-2» от 29.07.2023.
Исследовав представленные Д.А.А. суду материалы суд находит выводы Усть-Илимской ТИК по результатам проведенной проверки по данному вопросу правильными, соответствующими Федеральному закону № 67-ФЗ, а доводы административного истца Д.А.А. несостоятельными.
Судом установлено, что согласно справке председателя Законодательного Собрания Иркутской области от 26.01.2024 исх. Номер изъят депутат Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва Л.А.В. замещал государственную должность Иркутской области заместителя председателя Комитета по здравоохранению и социальной защите Законодательного Собрания Иркутской области с 19.09.2018 по 19.09.2023.
Вместе с тем, изображение депутата Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва Л.А.В., замещавшего на период размещения материалов в «Telegram» канале П.В.В. в видеосюжетах новостей, государственную должность вместе с кандидатом в депутаты П.В.В. иными должностными лицами органов государственной власти Иркутской области, а также должностными лицами органов местного самоуправления, не свидетельствует о нарушении в данном случае П.В.В. избирательного законодательства, так как эти материалы, учитывая приведенные выше разъяснения в Пленуме Верховного Суда Российской Федерации и правовую позицию по этому вопросу Конституционного Суда Российской Федерации не содержат призывов указанных выше должностных лиц голосовать «за» П.В.В. или «против» других кандидатов, не содержат отчета депутата П.В.В. о проделанной работе, в следствие чего, не могут быть квалифицированы как агитационные материалы.
Поскольку данные материалы не являются агитационными судом не принят довод административного истца о незаконности размещения в «Telegram» канале П.В.В.., а также в новостных лентах изображения П.В.В. в публичных местах в кругу лиц, в том числе несовершеннолетних, без письменного на то их согласия или согласия законных представителей несовершеннолетних лиц.
Из материалов административного дела следует, что решением административного ответчика Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссии от 12.08.2023 Номер изъят «По заявлению А.Т.А.» данный баннер, а также ещё два баннера, размещенные в г. Усть-Илимске Иркутской области по адресам: <адрес изъят> были признаны предвыборной агитацией с нарушением норм законодательства Российской Федерации о выборах.
Решением Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссией от 13.08.2023 Номер изъят «О вынесении предупреждения зарегистрированному кандидату в депутаты в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва, выдвинутому избирательным объединением Региональное отделение Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ» в Иркутской области по одномандатному избирательному округу № 20» Д.А.А. вынесено предупреждение о недопустимости нарушения избирательного законодательства и предложено демонтировать баннеры, во исполнение которого данные баннеры Д.А.А. демонтированы.
Указанные выше решения Усть-Илимской ТИК административным истцом не обжаловались.
Исследовав представленные суду по данному вопросу материалы, касающиеся установки и демонтажа баннеров административным истцом Д.А.А., суд приходит к выводу о том, что данные материалы не подтверждают факт неравного положения кандидатов в депутаты Д.А.А.. и П.В.В. при осуществлении выборной кампании по выборам депутатов в Законодательное Собрание Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 20, влияющего на возможность установления действительной воли избирателей.
Иные доводы административного истца не приняты судом, поскольку не подтверждают наличие в действиях П.В.В. в период избирательной кампании, нарушений избирательного законодательства, которые не позволили выявить действительную волю избирателей при голосовании на выборах кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва, выдвинутых по одномандатному избирательному округу № 20.
При указанных выше обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных административным истцом административных исковых требований.
Руководствуясь статьями 175-180, 239-244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
в удовлетворении административных исковых требований кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 20 Д.А.А. к Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссии об отмене решения Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссии от 11 сентября 2023 г. Номер изъят «О результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвёртого созыва по одномандатному Избирательному округу № 20» - отказать.
На решение могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Иркутский областной суд в течение 5 дней со дня принятия судом решения.
Председательствующий судья А.С. Папуша
Мотивированное решение изготовлено в Дата изъята