ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1971/2023 от 29.09.2023 Самарского областного суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 сентября 2023 года г. Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Родиной Т.А.

при помощнике Зенкевиче В.И.

с участием прокурора Колчиной Е.Е.

с участием представителя административного истца по доверенности Дмитриева С.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании

административное дело № 3а-1971/2023 по административному исковому заявлению Вандышева Вячеслава Ивановича о признании недействующим нормативного правового акта в части,

У с т а н о в и л :

Вандышев В.И. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2023 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года № 2077, в части включения в него под пунктом 3304 нежилого здания с кадастровым номером .

Требования обоснованы тем, что административный истец является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами , , , которые расположены в нежилом здании с кадастровым номером . Включение нежилого здания в Перечень не соответствует требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку здание имеет назначение - нежилое, наименование - пункт проката пляжного инвентаря. Земельный участок с кадастровым номером , на котором расположено здание, имеет разрешенное использование: пункт проката пляжного инвентаря. Нежилые помещения, принадлежащие административному истцу, используются как гаражи для временного хранения личного транспорта и личных вещей. Административный истец не является индивидуальным предпринимателем, не ведет какую-либо предпринимательскую деятельность. Включение здания в Перечень влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физического лица и нарушает права и законные интересы административного истца.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Дмитриев С.Д. поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.

Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.

Относительно заявленных требований Министерство представило письменные возражения, в которых сослалось на то, что по сведениям, полученным из ЕГРН, в Перечень на 2023 год включено здание с кадастровым номером , имеющее наименование «пункт проката пляжного инвентаря», расположенное на земельном участке с кадастровым номером с видом разрешенного использования: «пункт проката пляжного инвентаря». Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст утвержден «ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности», который содержит код 77.21.10 «Услуги по прокату оборудования для отдыха, развлечений и занятий спортом», который включает услуги по аренде, лизингу или прокату оборудования для развлечений и досуга, такого как велосипеды, лыжи, коньки, планеры, дельтапланы, инвентарь для водных видов спорта ( например, доски для серфинга, водные лыжи), прогулочные лодки ( байдарки, яхты и прочие прогулочные лодки); прочий спортивный инвентарь ( например, клюшки для игры в гольф, инвентарь для игр на площадках и полях, игр с ракетками и т.д.), лошади и пони, инвентарь для туристических походов и т.д.. Услуги по прокату пляжного инвентаря можно отнести к услугам по прокату оборудования для отдыха, развлечений и занятий спортом. Согласно Собирательной классификационной группировке продукции ( товаров и услуг) «Бытовые услуги» к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ( ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утвержденному приказом Минпромторга России от 10.05.2016 № 1471, услуги по прокату оборудования для отдыха, развлечений и занятий спортом являются бытовыми услугами. В связи с этим министерство включило данный объект недвижимости в Перечень на основании п.4 ст.378.2 НК РФ как объект бытового обслуживания.

Заинтересованное лицо- Администрация г.о. Самара, ППК Роскадастр по Самаркой области не направили в суд своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ от 8 ноября 2022 года № 2077, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2023 год.

В Перечень на 2023 год под пунктом 3304 включено нежилое здание с кадастровым номером .

Приказ министерства № 2077 от 8 ноября 2022 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 09.11.2022, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 09.11.2022.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В соответствии с пунктами 3, 4, 6 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации определена кадастровая стоимость здания, в котором расположено помещение, являющееся объектом налогообложения, но при этом кадастровая стоимость такого помещения не определена, налоговая база в отношении этого помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания.

Из материалов дела следует, что Вандышеву В.И. на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером площадью 37,2 кв. м; нежилое помещение с кадастровым номером площадью 36,7 кв. м; нежилое помещение с кадастровым номером площадью 41 кв. м.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости назначение и наименование этих помещений – нежилое помещение.

Указанные помещения расположены в здании с кадастровым номером площадью 604,7 кв. м.

Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости нежилое здание с кадастровым номером имеет назначение – нежилое, наименование - пункт проката пляжного инвентаря.

В этом здании помимо помещений, принадлежащих административному истцу, располагаются также нежилые помещения с кадастровыми номерами: ,

, , , , , , , , , , , , , .

Согласно выписок из Единого государственного реестра недвижимости указанные нежилые помещения имеют назначение - нежилое, наименование - часть объекта.

По запросу суда из филиала ППК Роскадастр Самарской области представлены материалы инвентарного дела № 52467 на объект, расположенный в <адрес>

В материалах данного инвентарного дела содержатся технические паспорта, выполненные Самарским филиалом ФГУП «Ростехвентаризация- Федеральное БТИ» по состоянию на 2.12.2003 года, 2.11.2004 года, 25.05.2007 года. Во всех перечисленных технических паспортах указано, что в здании расположены гаражи.

В техническом паспорте, выполненном по состоянию на 18.06.2007 года, кроме гаражей указано также подсобное помещение и помещение.

Нежилое здание с кадастровым номером расположено на земельном участке с кадастровыми номерами , находящемся в аренде Вандышева В.И., Вандышева А.В., с видом разрешенного использования «пункт проката пляжного инвентаря», а также на земельных участках с кадастровыми номерами: , , , , , , , , , , , , поставленных на государственный кадастровый учет 11.08.2021 года.

Перечисленные земельные участки находятся в аренде физических лиц, все они имеют вид разрешенного использования « пункт проката пляжного инвентаря».

Включение здания в Перечень на 2023 год произведено исходя из наименования здания и вида разрешенного использования земельных участков, на которых это здание расположено.

Однако, одного лишь наименования здания без определения назначения расположенных в нем помещений, недостаточно для включения объекта недвижимости в Перечень.

Из представленной технической документации не следует, что здание или помещения предназначены для объектов бытового обслуживания, офисных, торговых объектов, объектов общественного питания.

Ссылка административного ответчика на Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности», Собирательную классификационную группировку продукции ( товаров и услуг) «Бытовые услуги» не может быть принята судом во внимание, поскольку наименование здания и вид разрешенного использования земельных участков не позволяет сделать однозначный вывод о размещении в здании объектов бытового обслуживания, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие использование здания и земельных участков, находящихся в аренде физических лиц, для оказания услуг по прокату оборудования для отдыха, развлечений и занятий спортом, мероприятия по обследованию спорного здания и помещений с целью определения вида их фактического использования для включения в Перечень не проводились.

Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что Перечень на 2023 год в части включения в него нежилого здания с кадастровым номером не соответствует положениям статьи 378.2 НК РФ, связи с чем требования административного истца подлежат удовлетворению.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

С учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы (2023 год), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемой нормы недействующей со дня принятия.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208 - 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р е ш и л :

Требования Вандышева Вячеслава Ивановича удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2023 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года № 2077, в части включения в него под пунктом 3304 нежилого здания с кадастровым номером

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья: Т.А. Родина

Мотивированное решение изготовлено 29 сентября 2023 года.