ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1974/20 от 14.12.2020 Самарского областного суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 декабря 2020 года г. Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Родиной Т.А.

при секретаре Шуваркиной Т.П.

с участием прокурора Моисеева Н.Г.

представителя Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области по доверенности Объедковой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании

административное дело № 3а-1974/2020 по административному исковому заявлению Первого заместителя Волжского межрегионального прокурора о признании недействующим нормативного правового акта в части,

у с т а н о в и л :

Первый заместитель Волжского межрегионального прокурора обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения просил признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пп.7 п.1.1, пп.5, 6 п.3.6, пп. 8, 9 п.3.7.1 Административного регламента государственной услуги по предоставлению права пользования участками недр местного значения, оформлению государственной регистрации и выдаче лицензии на пользование участками недр местного значения, распоряжение которыми относится к компетенции субъектов РФ, утвержденного приказом министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 12.06.2016 № 422, в части слов «технологическое обеспечение водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения», пп. 2 п.2.8.1 Административного регламента государственной услуги по предоставлению права пользования участками недр местного значения, оформлению государственной регистрации и выдаче лицензии на пользование участками недр местного значения, распоряжение которыми относится к компетенции субъектов РФ, утвержденного приказом министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 12.06.2016 № 422.

Требования обоснованы тем, что перечисленные пункты Регламента не соответствуют требованиям Федерального закона «О недрах» с учетом внесенных в него изменений. Пп. 7 п.1.1, пп.5, 6 п.3.6, пп. 8, 9 п.3.7.1 Административного регламента определяют целевое оформление лицензии на пользование участком недр местного значения для добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения. Вместе с тем, Федеральный закон «О недрах» не содержит понятие «технологическое обеспечение водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения», оно заменено на «техническое водоснабжение». Подпункт 2 пункта 2.8.1 Регламента определяет, что одним из документов для оформления права пользования участком недр местного значения для целей оформления строительства и эксплуатации поземных сооружений местного значения, не связанных с добычей полезных ископаемых, необходимы копии положительных заключений, предусмотренных законодательством, государственных экспертиз проектов строительства подземных сооружений, которые в рамках межведомственного взаимодействия запрашиваются в ФАУ «Главное управление государственной экспертизы». Между тем, часть 1 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ определяет, что экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой принесен протест министру лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, требования прокуратуры по результатам рассмотрения протеста признаны подлежащими удовлетворению, однако, соответствующие изменения в Административный регламент не внесены. Нарушены интересы Российской Федерации, поскольку недра в пределах территории Российской Федерации являются государственной собственностью и неисполнение требований, закрепленных действующим природоохранным законодательством, приведет к ненадлежащему проведению мероприятий в данной сфере. Также нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц на обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования недр для удовлетворения потребностей общества в полезных ископаемых, на использование недр способами, не наносящими вред окружающей среды.

В судебном заседании представитель административного истца - прокурор Моисеев Н.Г. поддержал заявленные требования с учетом уточнения в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика - министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды природопользования Самарской области Объедкова И.В. просила отказать в удовлетворении заявленных требований в связи с тем, что в адрес министерства поступил протест прокурора, который был рассмотрен и дан ответ о том, что соответствующие изменения в нормативные правовые акты будут внесены в установленном порядке. Министерством организована работа по внесению изменений в опротестованные нормативные правовые акты в соответствии с процедурой их внесения, срок для внесения таких изменений действующим законодательством не предусмотрен

Выслушав стороны, исследовав материалы административного дела, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Согласно частям 1, 7 статьи 4 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относятся: принятие и совершенствование законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о недрах; распоряжение совместно с Российской Федерацией единым государственным фондом недр на своих территориях, формирование совместно с Российской Федерацией региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым, и предоставление права пользования участками недр местного значения.

Статьей 11 вышеприведенного закона определено, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

В силу статье 18 Закона от 21 февраля 1992 года № 2395-1 участки недр местного значения предоставляются в пользование для геологического изучения общераспространенных полезных ископаемых, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для осуществления по совмещенной лицензии их геологического изучения, разведки и добычи, для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения, для разведки и добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи, для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения садоводческих некоммерческих товариществ и (или) огороднических некоммерческих товариществ, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 9 октября 2013 года № 528 ( далее - Положения) Министерство является органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим разработку и реализацию основных направлений региональной политики в сфере лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования в целях повышения уровня жизни населения Самарской области и обеспечивающим в пределах своей компетенции государственное управление в сфере охраны, использования, воспроизводства лесов Самарской области, иных природных ресурсов и окружающей среды, обеспечения экологической безопасности населения, а также координирующим в соответствии с действующим законодательством деятельность органов исполнительной власти Самарской области в данной сфере.

В силу подпункта 8 пункта 2.1 Положения в ведении Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области находятся вопросы по государственному регулированию отношений недропользования в пределах установленных полномочий.

Подпунктами 56, 57 пункта 2.2 Положения предусмотрено, что Министерство в рамках предоставленных полномочий осуществляет принятие решений о предоставлении права пользования участком недр местного значения, о переоформлении лицензии на право пользования участками недр местного значения, а также о внесении изменений (дополнений) в лицензии на пользование участками недр местного значения, оформление, государственная регистрация и выдача лицензий на пользование участками недр местного значения, внесение в лицензии изменений и дополнений, а также переоформление таких лицензий.

В рамках предоставленных полномочий приказом Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 12 июня 2016 года № 422 утверждён Административный регламент государственной услуги по предоставлению права пользования участками недр местного значения, оформлению государственной регистрации и выдаче лицензии на пользование участками недр местного значения, распоряжение которыми относится к компетенции субъектов РФ.

Указанный нормативный правовой акт официально опубликован в издании "Волжская коммуна", N 187(29733), 26.07.2016 года.

Подпунктом 7 пункта 1.1 Административного регламента установлено, что получателями государственной услуги могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами. В пользование предоставляются участки недр местного значения: для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки поземных вод и их добычи, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения.

Подпунктами 5, 6 пункта 3.6 Регламента определено, что комиссия по предоставлению права в течение 30 дней со дня поступления заявки и полного комплекта документов, указанных в настоящем пункте, рассматривает представленные документы и принимает рекомендательное решение о предоставлении права пользования участком недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения; о предоставлении права пользования участком недр местного значения для добычи поземных вод, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения.

Подпунктами 8, 9 пункта 3.7.1 Регламента предусмотрено, что ответственный исполнитель готовит в двух экземплярах проект приказа министерства о предоставлении права пользования участком недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения, и оформлении лицензии на пользование участком недр местного значения; о предоставлении права пользования участком недр местного значения для добычи подземных вод, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения, и оформлении лицензии на пользование участком недр местного значения.

Согласно пункту 2.8.1 Регламента для предоставления права пользования участком недр местного значения, указанным в подпункте 2 пункта 1.1 Административного регламента, требуются следующие документы: копии положительных заключений, предусмотренных законодательством, государственных экспертиз проектов строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, - в федеральном автономном учреждении «главное управление государственной экспертизы» (ФАУ «Главгосэкспертиза России»).

Подпункт 7 пункта 1.1, подпункты 5, 6 пункта 3.6, подпункты 8, 9 пункта 3.7.1 Административного регламента в части слов «технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения» противоречат Закону «О недрах» в редакции Федерального закона от 27 декабря 2019 года № 505-ФЗ «О внесении изменений в закон «О недрах», которым слова "технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения" заменены словами "технического водоснабжения".

Подпункт 2 пункта 2.8.1 Регламента определяет, что одним из документов для оформления прав пользования участком недр местного значения являются копии положительных заключений государственных экспертиз.

В этой части указанное положение Регламента противоречит части 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающей две формы проведения экспертиз проектной документации и (или) экспертиз результатов инженерных изысканий: государственная экспертиза или негосударственная экспертиза.

Признавая, что оспариваемые положения Административного Регламента противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц на соблюдение требований действующего природоохранного законодательства, суд приходит к выводу о том, что требования Первого заместителя Волжского межрегионального прокурора о признании недействующим подпункта 7 пункта 1.1, подпунктов 5, 6 пункта 3.6, подпунктов 8, 9 пункта 3.7.1 Административного регламента государственной услуги по предоставлению права пользования участками недр местного значения, оформлению государственной регистрации и выдаче лицензии на пользование участками недр местного значения, распоряжение которыми относится к компетенции субъектов РФ, утвержденного приказом министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 12.06.2016 № 422, в части слов «технологическое обеспечение водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения», а также подпункта 2 пункта 2.8.1 Административного регламента следует удовлетворить.

Доводы административного ответчика, что в настоящее время ведется работа по внесению изменений в опротестованные нормативные правовые акты в соответствии с процедурой их внесения, срок для которых действующим законодательством не предусмотрен, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку до настоящего времени Административный регламент не приведен в соответствие с действующим законодательством.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

В силу пункта 38 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 50 от 25 декабря 2018 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

В связи с тем, что оспариваемый нормативный правовой акт применялся, суд приходит к выводу о признании его недействующим в части с даты вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р е ш и л :

Требования Первого заместителя Волжского межрегионального прокурора удовлетворить.

Признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу подпункт 7 пункта 1.1, подпункты 5, 6 пункта 3.6, подпункты 8, 9 пункта 3.7.1 Административного регламента государственной услуги по предоставлению права пользования участками недр местного значения, оформлению государственной регистрации и выдаче лицензии на пользование участками недр местного значения, распоряжение которыми относится к компетенции субъектов РФ, утверждённого приказом министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 12.06.2016 № 422, в части слов «технологическое обеспечение водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения», и подпункт 2 пункта 2.8.1 Административного регламента государственной услуги по предоставлению права пользования участками недр местного значения, оформлению государственной регистрации и выдаче лицензии на пользование участками недр местного значения, распоряжение которыми относится к компетенции субъектов РФ, утверждённого приказом министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 12.06.2016 № 422.

Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья: Т.А.Родина

Мотивированное решение изготовлено 16 декабря 2020 года