Дело № 3а-27/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкт-Петербург 28 января 2019 г.
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Ночевника С.Г.,
при секретаре Гринь Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка и обязании внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости,
установил:
ФИО1 обратилась в Ленинградский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> в размере равном его рыночной стоимости, составляющей <данные изъяты> руб., и обязании внести в ЕГРН в качестве кадастровой стоимости сведения о его рыночной стоимости, указав, что является собственником вышеуказанного земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка составляет <данные изъяты> руб., что значительно превышает его рыночную стоимость, рассчитанную на дату определения кадастровой стоимости, и нарушает права административного истца как плательщика земельного налога.
В письменном отзыве административного ответчика Правительства Ленинградской области указано, что постановлением Правительства Ленинградской области от 30.12.2010 среднее значение УПКС земель дачных объединений граждан во Всеволожском районе Ленинградской области утверждено в размере 750,83 руб./кв.м. С учетом площади земельного участка кадастровая стоимость в размере <данные изъяты> руб. установлена законно и обоснованно. Порядок внесения изменений в ЕГРН в части установленного судом размера кадастровой стоимости определен законом. Разрешение вопроса о размере кадастровой стоимости оставляется на усмотрение суда, а в удовлетворении требования об обязании внести изменений в ЕГРН следует отказать.
В письменном отзыве Управления Росреестра по Ленинградской области указано, что земельный участок с кадастровым номером № не вошел в перечень объектов оценки и не прошел пообъектную оценку, результаты которой утверждены постановлением Правительства Ленинградской области от 30.12.2010 № 383. Кадастровая стоимость определена исходя из площади <данные изъяты> кв.м. и УПКС 750,83 руб./кв.м. Дата внесения (определения) сведений о кадастровой стоимости 11.10.2013. Самостоятельных возражений по существу предъявленных требований Управление Росреестра по Ленинградской области не имеет.
В письменном отзыве филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ленинградской области указано, что земельный участок административного истца поставлен на кадастровый учет 21.07.2006. Сведения о кадастровой стоимости земельного участка определены согласно п.2.1.17 Методических указаний по определению кадастровой стоимости и внесены 11.10.2013 по документу на выявление и исправление технической ошибки в кадастровых сведениях. Самостоятельного решения об изменении кадастровой стоимости земельного участка Филиал принять не может, так как не является уполномоченным на то органом. Требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости оставляется на усмотрение суда. Требование в части обязания внести изменения в данные ЕГРН следует оставить без удовлетворения.
В судебное заседание административный истец, представители административного ответчика Управления Росреестра по Ленинградской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» и заинтересованного лица администрации МО «Рахьинское городское поселение» Всеволожского района Ленинградской области, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени судебного заседания, не явились, в связи с чем, суд определил рассмотреть дело в их отсутствие.
Присутствующий в судебном заседании представитель административного истца ФИО2 поддержал доводы, изложенные в административном исковом заявлении, и просил удовлетворить требования в части установления кадастровой стоимости земельного участка в размере равном рыночной стоимости.
Представитель административного ответчика Правительства Ленинградской области ФИО3 в судебном заседании сообщила, что разрешение требований административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равном рыночной стоимости оставляет на усмотрение суда.
Выслушав объяснения представителей административного истца и административного ответчика, исследовав материалы дела и оценив собранные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст.65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Как указано в ст.66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. При этом, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно ст.1 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации.
В ст.24 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» указано, что государственная кадастровая оценка, проведение которой начато до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, и оспаривание результатов такой государственной кадастровой оценки проводятся в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее – Закон об оценочной деятельности).
Согласно ст.24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Исходя из положений ст.24.19 Закона об оценочной деятельности, при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Как указано в ст.24.20 Закона об оценочной деятельности, в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Судом установлено, что 29.06.2016 за ФИО1 зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес> Категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения дачного хозяйства (строительства).
Из выписки из ЕГРН от 18.09.2018 следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет <данные изъяты> руб. Дата утверждения кадастровой стоимости, дата внесения сведений о кадастровой стоимости в реестр объектов недвижимости – 11.10.2013. Дата определения кадастровой стоимости отсутствует.
Из представленного административным истцом в суд отчета об оценке от 24.10.2018 № Н-29300/18 следует, что по состоянию на 11.10.2013 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет <данные изъяты> руб.
Отчет составлен ФИО7, членом НП «Саморегулируемая организация Ассоциация оценщиков «СПО».
В соответствии со ст.247 Кодекса административного судопроизводства РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
В силу ст.248 КАС РФ одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как разъяснено в п.19 постановления Пленума ВС РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», обязанность по доказыванию величины рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце, а если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Исходя из вышеизложенного, по настоящему делу, вытекающему из публичных правоотношений, обязанность по доказыванию недостоверности заявленной административным истцом рыночной стоимости земельного участка лежит на административных ответчиках – Правительстве Ленинградской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» и Управление Росреестра по Ленинградской области.
Суд, исследовав отчет об оценке от 24.10.2018 № Н-29300/18 и сопоставив его содержание с материалами дела, приходит к выводу о том, что отчет отвечает требованиям относимости, допустимости, не вызывает сомнений в достоверности и соответствует законодательству об оценочной деятельности, является обоснованным и объективным, содержит подробное описание проведенного исследования,
Из отчета от 24.10.2018 № Н-29300/18 следует, что для определения рыночной стоимости земельного участка оценщиком в соответствии с пунктом 8 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 мая 2015 г. № 299, составлено точное описание объекта исследования. Представлена информация о количественных и качественных характеристиках оцениваемого земельного участка, в частности, его площади, вида разрешенного использования; количественных и качественных характеристиках элементов, входящих в состав объекта исследования, которые имеют специфику, влияющую на результаты исследования объекта; информация о текущем использовании объекта исследования, другие факторы и характеристики, относящиеся к указанному объекту, существенно влияющие на его стоимость.
Кроме того, оценщиком произведен анализ рынка объекта исследования, а также анализ наилучшего и наиболее эффективного использования земельного участка. Подробно описан процесс оценки объекта недвижимости в части применения подходов к оценке с приведением расчетов с обоснованием применения сравнительного подхода и обоснован отказ от применения доходного и затратного подходов. В рамках сравнительного подхода оценщиком использован метод сравнения продаж.
Оценщиком проанализирован рынок земельных участков, аналогичных оцениваемому, и выбрано четыре объекта, наиболее схожих по характеристикам с оцениваемым объектом, для использования в качестве объектов-аналогов.
К отобранным объектам-аналогам сделаны корректировки на торг, площадь и удаленность от водоема. Размеры корректировок в отчете обоснованы, приведены ссылки на соответствующие источники информации.
В отчете содержатся таблицы, описания расчетов, сами расчеты и пояснения к ним.
Поскольку документальных данных, опровергающих изложенные в отчете об оценке выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости объекта недвижимости, административными ответчиками не представлено, ходатайство о проведении судебной экспертизы в целях определения рыночной стоимости объекта недвижимости ими не заявлено, суд приходит к выводу о возможности установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости равной <данные изъяты> руб.
Руководствуясь ст.ст. 175-177, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
административное исковое заявление ФИО1 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка и обязании внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <данные изъяты>», в размере его рыночной стоимости, равной <данные изъяты> рублей по состоянию на 11 октября 2013 года, на период с 1 января 2018 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Датой подачи заявления ФИО1 о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № считать 20 декабря 2018 года.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в апелляционную инстанцию Ленинградского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья С.Г. Ночевник
Решение в окончательной форме изготовлено 30 января 2019 г.