Дело № 3а-53/2020
УИД 21 OS0000-01-2019-000182-71
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
4 февраля 2020 года г. Чебоксары
Верховный Суд Чувашской Республики в составе
председательствующего судьи Иванова П.Д.,
при секретарях судебного заседания Котловой Т.И., Прокопьевой А.А.,
с участием представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике ФИО2, представителя заинтересованного лица – Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики ФИО3, представителя заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению ФИО5 к Кабинету Министров Чувашской Республики, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,
установил:
ФИО5 через представителя ФИО1 обратилась в Верховный Суд Чувашской Республики с административным исковым заявлением (с последующим уточнением) к Кабинету Министров Чувашской Республики, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 21:ХХХ, расположенного по адресу: <адрес>.
В обоснование требований указано, что ФИО5 является собственником объекта недвижимости: помещения, назначение: нежилое, общей площадью 1305,3 кв.м., этаж цокольный, 1, с кадастровым номером 21:ХХХ, расположенного по адресу: <адрес>. По данным Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость объекта по состоянию на 22 августа 2014 года составляет 51331731,79 руб., что подтверждается выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости, в то время как рыночная стоимость объекта недвижимости в соответствии с отчетом оценщика ИП ФИО6 № 3-143-19 от 14 октября 2019 года на 22 августа 2014 года, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, составляет 24051491,75 руб. Таким образом, кадастровая стоимость объекта недвижимости не соответствует его рыночной стоимости, что нарушает права административного истца, так как ведет к необоснованному увеличению налога на имущество физического лица, исчисляемого от кадастровой стоимости.
Ссылаясь на статью 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 135-ФЗ), согласно которой основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, положив в основу отчет по определению рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 21:ХХХ, административный истец просил установить кадастровую стоимость объекта недвижимости равной его рыночной стоимости по состоянию на 22 августа 2014 года в размере 24051491,75 руб.
В судебное заседание административный истец ФИО5, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явилась, обеспечила участие своего представителя.
Представитель административного истца ФИО5 ФИО1 в судебном заседании просил удовлетворить административные исковые требования.
В судебном заседании представитель ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике ФИО2 не возражала против удовлетворения требований административного истца, представитель заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» ФИО4, представители заинтересованного лица Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики ФИО7, ФИО3 удовлетворение требований административного истца оставили на усмотрение суда.
Представители административного ответчика Кабинета Министров Чувашской Республики, заинтересованного лица администрации г. Чебоксары, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились.
Административный ответчик Кабинет Министров Чувашской Республики в отзыве на административный иск указал, что удовлетворение заявленных требований ФИО5 оставляет на усмотрение суда.
На основании ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ФИО5 является собственником объекта капитального строительства с кадастровым номером 21:ХХХ: помещение, назначение: нежилое, общая площадь 1305,3 кв.м., этаж цокольный, 1, расположенного по адресу: <адрес>. Право собственности за нею зарегистрировано 13 января 2012 года, номер государственной регистрации права 21-21-01/269/2011-286. Кадастровая стоимость объекта с кадастровым номером 21:ХХХ, утвержденная 22 августа 2014 года, по состоянию на 22 августа 2014 года составляет 51331731,79 руб.
Согласно части 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с частью 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 401 НК РФ здания, помещения, расположенные в пределах муниципального образования, указаны в качестве объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц.
В силу положений статьи 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, если такой порядок определения налоговой базы установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Этой же нормой предусмотрено право законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации установить в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.
В соответствии с Законом Чувашской Республики от 30 сентября 2015 года № 42 «Об установлении единой даты начала применения на территории Чувашской Республики порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, исходя их кадастровой стоимости объектов налогообложения», налоговая база для исчисления налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости, определяется с 1 января 2016 года, соответственно, правильность определения кадастровой стоимости непосредственно затрагивает права и интересы истца и он вправе заявлять требование об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной.
В силу части 3 статьи 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости 22 августа 2014 года, с настоящим иском ФИО5 обратилась в суд 2 декабря 2019 года, то есть с пропуском пятилетнего срока.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления и если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Часть 1 статьи 24.12 Федерального закона № 135-ФЗ предусматривала проведение государственной кадастровой оценки не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части 1 статьи 24.12 Федерального закона № 135-ФЗ слова «и не реже чем один раз в течение пяти лет» были исключены.
Результаты новой кадастровой оценки объектов недвижимости, включая объект, принадлежащий административному истцу, были утверждены постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 ноября 2018 года № 457, вступившим в силу с 1 января 2019 года. Данным постановлением кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости с кадастровым номером 21:ХХХ определена в 54572974,43 руб.
25 декабря 2019 года в связи с образованием четырех помещений с кадастровыми номерами 21:УУУ, 21:ААА, 21:РРР, 21:DDD путем раздела помещения с кадастровым номером 21:ХХХ и регистрацией права собственности на образованные помещения, исходное помещение с кадастровым номером 21:ХХХ снято с государственного кадастрового учета и ему присвоен статус «архивный».
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Согласно абз. 3 п. 2 ст. 52 НК РФ налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Представитель административного истца в судебном заседании пояснил, что в 2019 году, получив налоговое уведомление за 2018 год, административный истец узнал о завышенной кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.
Таким образом, поскольку административный истец на момент подачи административного иска являлся собственником исходного помещения с кадастровым номером 21:ХХХ, размер исчисленного налога зависит от его кадастровой стоимости, несмотря на то, что с 1 января 2019 года эта кадастровая стоимость стала архивной, право на применение результатов пересмотра кадастровой стоимости применительно к положениям ст. 52 НК РФ сохраняется за административным истцом за три предшествующих налоговых периода, в связи с чем пропущенный административным истцом соответствующий пятилетний срок подлежит восстановлению.
Административным истцом в обоснование заявленных требований об установлении кадастровой стоимости помещения с кадастровым номером 21:ХХХ в размере рыночной стоимости, представлен отчет об оценке от 14 октября 2019 года № 3-143-19, изготовленный индивидуальным предпринимателем ФИО6, согласно которому рыночная стоимость помещения с кадастровым номером 21:ХХХ по состоянию на 22 августа 2014 года составляет без стоимости прав на земельный участок и без НДС 24051491,75 руб.
Как видно из представленного отчета, определение рыночной стоимости помещения произведено в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральным стандартом оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки» (ФСО № 1), утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 20 мая 2015 года № 297, Федеральным стандартом оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО № 2), утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 20 мая 2015 года № 298, Федеральным стандартом оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3), утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 20 мая 2015 года № 299, Федеральным стандартом оценки «Определение кадастровой стоимости» (ФСО № 4), утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 22 октября 2010 года № 611, Федеральным стандартом оценки «Оценка недвижимости» (ФСО № 7), утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 25 сентября 2014 года № 611.
Выводы, изложенные в отчете, мотивированы, соответствуют предмету исследования, оценка производилась в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральными стандартами оценки. Рыночная стоимость объекта недвижимости определена оценщиком сравнительным подходом и доходным подходом.
В отчете проанализированы необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки, приведена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости. Определяя рыночную стоимость объекта недвижимости, оценщик использовал сравнительный и доходный подходы, при этом в отчете также приведено обоснование методов оценки в рамках указанных подходов. Вполне понятна последовательность определения стоимости объекта оценки, а также приведенные расчеты, что позволяет понять логику процесса определения стоимости и соответствие выбранных оценщиком методов оценки, определяемому виду стоимости (рыночной) и предполагаемому использованию результатов оценки. В отчете присутствуют ссылки на источники используемой информации, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, приложены копии материалов и распечаток.
Указанный отчет неясностей не содержит, оснований сомневаться в обоснованности и правильности данного отчета не имеется.
Лица, участвующие по делу, претензий к представленному отчету не имеют, доказательств, подтверждающих иную рыночную стоимость спорного объекта недвижимости суду не представили.
Согласно положениям Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)» массовая оценка недвижимости – это определение стоимости при группировании объектов оценки, имеющих схожие характеристики, в рамках которого используются математические и иные методы моделирования стоимости на основе подходов к оценке. Обязательным элементом массовой оценки является группировка, классификация объектов недвижимости, то есть разделение рассматриваемой совокупности объектов на однородные группы.
В отличие от работ по массовой оценке, при проведении индивидуальной оценки оценщик выявляет отличительные особенности объекта оценки, влияющие на формирование стоимости, поэтому кадастровая и рыночная стоимости могут не совпадать. С указанным обстоятельством и связано право заинтересованных лиц по установлению кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Исходя из изложенного, суд находит административное исковое заявление ФИО5 об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной подлежащим удовлетворению и определяет кадастровую стоимость объекта недвижимости в соответствии с отчетом об оценке от 14 октября 2019 года № 3-143-19, изготовленным индивидуальным предпринимателем ФИО6, согласно которому рыночная стоимость помещения с кадастровым номером 21:ХХХ по состоянию на 22 августа 2014 года составляет без стоимости прав на земельный участок и без НДС 24051491,75 руб.
В соответствии с третьим абзацем ст. 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей. К таким случаям относятся положения пятого абзаца этой же статьи, согласно которому в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В то же время в соответствии с абз. 4 п. 15 ст. 378.2 НК РФ в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Исходя из того, что законодатель для различных целей предусмотрел различные даты применения кадастровой стоимости, установленной судом, суд считает необходимым ограничиться указанием в решении лишь на дату подачи административным истцом административного искового заявления об оспаривании кадастровой стоимости и дату окончания применения указанной стоимости.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Восстановить ФИО5 срок для подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 21:ХХХ, площадью 1305,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в размере 24051491 (двадцать четыре миллиона пятьдесят одна тысяча четыреста девяноста один) рубль 75 копеек по состоянию на 22 августа 2014 года.
Датой обращения ФИО5 в суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости считать 2 декабря 2019 года.
Установленная настоящим решением кадастровая стоимость действительная по 31 декабря 2018 года.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы через Верховный Суд Чувашской Республики.
Судья П.Д. Иванов
Мотивированное решение составлено 12 февраля 2020 года.