ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-197/20 от 22.01.2021 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 3а-4/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург 22 января 2021 года

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего судьи Астапенко С.А.

при секретаре Кузнецове А.Ю.

с участием прокурора Чубуковой А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») о признании недействующим в части приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (ЛенРТК) от 27.12.2019 года №747-п «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2020 год»,

УСТАНОВИЛ:

Приказом комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 27.12.2019 № 747-п «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2020 год» (далее также - приказ ЛенРТК от 27.12.2019 № 747-п):

установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области, поставляемой прочим потребителям на 2020 год, согласно приложению 1 к настоящему приказу (пункт 1);

установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей на 2020 год, согласно приложению 2 к настоящему приказу (пункт 2);

установлены долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, согласно приложению 3 к настоящему приказу (пункт 3);

установлена необходимая валовая выручка (НВВ) сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) согласно приложению 4 к настоящему приказу (пункт 4);

установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на 2020 год согласно приложению 5 к настоящему приказу (пункт 4).

Приказом ЛенРТК от 27.12.2019 № 747-п для Октябрьской дирекции по энергообеспечению – структурного подразделения Трансэнерго – филиала ОАО «РЖД» установлены необходимая валовая выручка (НВВ) на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) 2020-2024 годы, индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на 2020 год.

ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала Октябрьской дирекции по энергообеспечению – структурного подразделения Трансэнерго в административном иске с учетом изменений требований в порядке ст. 46 КАС РФ просит признать недействующим приказ ЛенРТК от 27.12.2019 года №747-п в части:

- установления для Октябрьской дирекции по энергообеспечению – структурного подразделения Трансэнерго – филиала ОАО «РЖД» котлового тарифа на услуги по передаче электрической энергии для прочих потребителей на 2020 год (Приложение 1 к приказу таблица 1);

- установления для Октябрьской дирекции по энергообеспечению – структурного подразделения Трансэнерго – филиала ОАО «РЖД» НВВ на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) (Приложение 4 к приказу);

- установления для Октябрьской дирекции по энергообеспечению – структурного подразделения Трансэнерго – филиала ОАО «РЖД» индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на 2020 год (Приложение 5 к приказу).

- обязать ЛенРТК принять нормативный правовой акт, заменяющий приказ ЛенРТК от 27.12.2019 № 747-п в оспариваемой части.

В обоснование требований административного иска указано, что ОАО «РЖД» является сетевой организацией, которая оказывает услуги по передаче электроэнергии по единым (котловым) тарифам, устанавливаемым ЛенРТК.

26.04.2019 г. ОАО «РЖД» в лице филиала Октябрьской дирекции по энергообеспечению – структурного подразделения Трансэнерго обратилось к административному ответчику с заявлением об установлении тарифов услуги по передаче электроэнергии по сетям ОАО «РЖД» в границах Ленинградской области на 2020-2024 годы.

При установлении тарифа, ЛенРТК не учел в полном объеме заявленные экономически обоснованные расходы, формирующие необходимую валовую выручку по статье «Амортизация основных средств» на сумму 230 875,16 тыс. руб. В комитет представлены расчет затрат на амортизацию основных средств с перечнем основных средств и указанием их первоначальной стоимости, инвентарные карточки основных средств по форме ОС-6 объектов основных средств, участвующих в передаче электрической энергии на территории Ленинградской области.

Однако расходы по статье «Амортизация основных средств» учтены в НВВ с учетом фактической величины амортизационных отчислений за 2018 год в размере 70 910,56 тыс. руб. вместо заявленных административным истцом 230 875,16 тыс. руб.

В соответствии с п. 4.2 распоряжения ОАО «РЖД» от 31.12.2004 № 4418 «Об утверждении Методики формирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ОАО «РЖД» специфические (прямые производственные) расходы дистанций электроснабжения и дирекций по энергообеспечению отражены по соответствующим статьям номенклатуры 2572 «Амортизация и налог на имущество трансформаторных подстанций», 2578 «Амортизация и налог на имущество линий электропередачи (за исключением расположенных на опорах контактной сети, а также высоковольтных линий автоблокировки и диспетчерской централизации, расположенных на отдельно стоящих опорах), 2581 «Амортизация и налог на имущество системы коммерческого учета электроэнергии», 2567 «Амортизация и налог на имущество тяговых подстанций в части передачи электрической энергии для собственных нужд, кроме специфического оборудования, используемого для обеспечения перевозочного процесса», 9656 «Амортизация и налог на имущество тяговых подстанций в части передачи электрической энергии прочим потребителям и другим энергоснабжающим организациям», 9671 «Амортизация и налог на имущество трансформаторных подстанций в части передачи электрической энергии прочим потребителям и другим энергоснабжающим организациям», 9670 «Амортизация и налог на имущество системы коммерческого учета электроэнергии в части передачи электрической энергии прочим потребителям и другим энергоснабжающим организациям».

Административным ответчиком не приняты к учету расходы по перечисленным статьям номенклатуры.

ЛенРТК указан расход на амортизацию принят во внимание только в разрезе раздела 1.2.11 внутрифирменной отчетности ОАО «РЖД» в сумме 56 090, 031 тыс. руб., что противоречит Методике формирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ОАО «РЖД», утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 31.12.2004 № 4418р.

Расходы на амортизацию по разделу 1.1 отчетности 7-у составляют 1 357 181,90 тыс. руб., в целом с учетом раздела 1.2 - 1 413 271,93 тыс. руб. Из всей суммы амортизации по дистанциям электроснабжения (ЭЧ) и линейным отделам – 1 413 271,93 тыс. руб. Территориально напрямую отнесено на Ленинградскую область – 368 470,89 тыс. руб., в том числе на сторонних потребителей – 230 875,15 тыс. руб. в соответствии с долей полезного отпуска сторонних потребителей (62,66 %).

Для ОАО «РЖД», осуществляющего регулируемые виды деятельности, которые не являются основным видом деятельности, распределение расходов между регулируемыми и нерегулируемыми видами деятельности производится согласно учетной политике, принятой в организации.

В соответствии с пунктом 8 раздела 2.9 и пунктом 7 раздела 2.10 Учетной политики ОАО «РЖД» от 26.12.2016 г. № 106 учет доходов и расходов ведется в соответствии с классификатором расходов номенклатуры доходов и расходов субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, приказом Минтранса России от 12.08.2014 г. № 225 «Об утверждении Порядка ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок». В целях организации раздельного учета доходов и расходов по регулируемым видам деятельности в разрезе субъектов Российской Федерации в бухгалтерском учете счета 20 «Основное производство» и 90 «Продажи» дополнены субсчетами по субъектам Российской Федерации.

Распределение расходов ОАО «РЖД» по видам деятельности происходит в автоматизированном режиме в Единой корпоративной автоматизированной системе управления финансами и ресурсами (ЕК АСУФР) в процессе заполнения и консолидации форм управленческой отчетности 7-у-предприятие.

Административный истец не соглашается с примененным ЛенРТК методом экспертных оценок на основе анализа отчетности ОАО «РЖД», так как согласно п. 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э, уровень подконтрольных расходов на первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования (базовый уровень подконтрольных расходов), то есть на 2020 год, устанавливается методом экономически обоснованных расходов.

В нарушение пунктов 22, 23, 28 Основ ценообразования в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее также – Основы ценообразования), экспертное заключение ЛенРТК не содержит анализа экономической обоснованности затрат регулируемой организации со ссылкой на документы, на основании которых был определен размер учитываемых расходов в составе НВВ.

Занижение ЛенРТК при установлении тарифа размера амортизации приводит к занижению объема НВВ, что влечет нарушение прав сетевой организации на получение финансовых средств, необходимых для осуществления деятельности в течение расчетного периода регулирования.

Приказ ЛенРТК от 27.12.2019 года №747-п противоречит Федеральному закону от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Основам ценообразования, Приказу ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э «Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки».

Представитель административного ответчика ЛенРТК Морозова Ю.А. заявленные требования не признала по тем основаниям, что оспариваемый тариф утвержден уполномоченным органом в пределах его компетенции, нормам федерального законодательства не противоречит. Доводы административного иска считает основанными на ошибочном толковании норм материального права.

В возражениях ЛенРТК от 10.08.2020 г., 15.09.2020 г., 25.11.2020 г. отмечается, что при рассмотрении заявления Октябрьской дирекции по энергообеспечению – структурного подразделения Трансэнерго применен метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на основании ст. 20 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», пункта 12 Основ ценообразования. ОАО «РЖД» является одновременно потребителем электроэнергии на собственные нужды и субъектом электроэнергетики в части оказания услуг по передаче электроэнергии потребителям Ленинградской области по принадлежащим ОАО «РЖД» сетям. При этом раздельный учет доходов и расходов в порядке, предусмотренном приказом Минэнерго России от 13.12.2011 № 585 для субъектов естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, в ОАО «РЖД» не применяется. Доходы и расходы по регулируемому виду деятельности «передача электрической энергии» отражаются в управленческой отчетности в разделе «Прочие виды деятельности», а также во внутрифирменной статистической отчетности дистанций электроснабжения (ЭЧ-3, ЭЧ-4, ЭЧ-5, ЭЧ-7, ЭЧ-8, ЭЧ-14) и линейных отделов (ЛО-2, ЛО-3, ЛО-4, ЛО-5, ЛО-6). Отсутствует возможность определить объекты основных средств, использование которых связано исключительно с оказанием услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям ОАО «РЖД», расположенным на территории Ленинградской области, выделить расходы на их содержание по данным отчетности организации. В этой связи ЛенРТК в соответствии с п. 31 Основ ценообразования применен метод экспертных оценок на основе анализа отчетности ОАО «РЖД» по прочим видам деятельности и документов бухгалтерского учета объектов электросетевого хозяйства за 2018 год.

ЛенРТК пришел к выводу о фактических расходах на амортизацию в связи с деятельностью по передаче электрической энергии по сетям на территории Ленинградской области в размере 50 088,94 тыс. руб. на основании документов внутрифирменной управленческой отчетности ОАО «РЖД» по форме 7-у дистанций электроснабжения ЭЧ-3, ЭЧ-4, ЭЧ-5, ЭЧ-7, ЭЧ-8, ЭЧ-14, НТЭЭ, линейных отделов ЛО-2, ЛО-3, ЛО-4, ЛО-5, ЛО-6.

Плановые расходы на амортизацию, которые приходятся на деятельность по передаче электрической энергии по сетям на территории Ленинградской области, на 2020 год определены исходя из величины расходов по данной статье, предусмотренной в тарифных решениях на каждый год предыдущего долгосрочного период регулирования в размере 70 484, 16 тыс. руб. с учетом ввода в эксплуатацию в 2019 году объектов основных средств – ПС Владимирская-тяговая (464,4 тыс. руб.), всего 70 910,56 тыс. руб.

В разделе 1.2.11 «Хозяйство электрификации и электроснабжения» внутрифирменной управленческой отчетности по форме 7-у суммарная амортизация (код строки 30090 включает амортизацию, которая приходится на прочие услуги вспомогательного характера структурных подразделений хозяйства электрификации и электроснабжения сторонним клиентам (код строки 29520, статья 9674). Фактические расходы по статье «амортизация», связанные с услугами по передаче электрической энергии сторонним организациям, учтены ЛенРТК в размере фактических затрат за исключением амортизационных отчислений по статье «Прочие услуги вспомогательного характера структурных подразделений хозяйства электрификации и электроснабжения сторонним клиентам».

Определениями суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ПАО «Россети Ленэнерго», Федеральная антимонопольная служба (ФАС России).

Представители ПАО «Россети Ленэнерго» Токарь-Межиковский Д.В. и Краинский Д.В. в письменных объяснениях от 15.09.2020 г. и возражениях от 18.01.2021 г., соглашаясь с обоснованностью доводов административного ответчика, просили отказать в удовлетворении требований административного иска ОАО «РЖД», поясняя, что административным истцом не ведется раздельный учет расходов на основании данных первичного бухгалтерского учета, в том числе по статье «Амортизация основных средств». В обосновывающих материалах в составе тарифной заявки, инвентарных карточках учета основных средств по форме ОС-6 отсутствуют сведения о пообъектном распределении основных средств по видам деятельности и субъектам Российской Федерации, подтвержденные данными первичного бухгалтерского учета. Во внутрифирменной управленческой отчетности ОАО «РЖД» расходы по регулируемому виду деятельности «передача электрической энергии» отражаются в разделе «прочие виды деятельности». При этом распределение расходов по элементам затрат сформировано только по сводной группе «прочие виды деятельности», отсутствуют сведения о распределении расходов по территориальному признаку. При таком положении у комитета отсутствовала возможность проверить представленные расчеты амортизации основных средств, подтвердить распределение расходов на оказание услуг по передаче электрической энергии на территории Ленинградской области в заявленном размере.

Кроме того, обращалось внимание на то обстоятельство, что таблицей 1 к приложению 1 к приказу ЛенРТК от 27.12.2019 № 747-п определена НВВ всех смежных сетевых организаций Ленинградской области на 2020 год. Изменение отдельных параметров тарифно-балансового решения, в частности, увеличение НВВ для ОАО «РЖД» без внесения изменений в неразрывно связанные с данными составляющими иные параметры (размер единых (котловых) тарифов, НВВ ПАО «Россети Ленэнерго») ведет к нарушению сбалансированного плана экономической деятельности, дисбалансу в принятом тарифно-балансовом решении, перераспределению тарифной выручки не в соответствии с утвержденным тарифным решением, интересов всех сетевых организаций, участвующих в котловой модели расчетов.

От ФАС России поступило ходатайство о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя, поскольку принятый по делу судебный акт не повлияет на права и обязанности антимонопольного органа.

В судебном заседании представитель административного истца Александрова У.А. настаивала на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в административном исковом заявлении и письменных дополнениях.

Представитель административного ответчика Морозова Ю.А. просила в удовлетворении административного искового заявления отказать, поддержала правовую позицию, приведенную в возражениях.

Представитель заинтересованного лица ПАО «Россети Ленэнерго» Телухина М.И. также возражала против удовлетворения заявленных административным истцом требований.

Участвующий в деле прокурор Чубукова А.С. в заключении полагала требования административного истца не подлежащими удовлетворению.

Заслушав пояснения представителей ОАО «РЖД», ЛенРТК, ПАО «Россети Ленэнерго», свидетелей ФИО10, ФИО11, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 208 КАС РФ ОАО «РЖД» является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым приказом ЛенРТК от 27.12.2019 года №747-п, следовательно, административный иск подан полномочным лицом.

Согласно положениям Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям (ст. 23.1). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона (ст. 24).

В Ленинградской области органом исполнительной власти субъекта в области государственного регулирования тарифов является комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, положение о котором утверждено постановлением Правительства Ленинградской области от 28.08.2013 № 274. Согласно пункту 2.1.1 данного Положения ЛенРТК в пределах своей компетенции принимает нормативные правовые акты Ленинградской области в форме приказов, устанавливает тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям.

Согласно п. 22 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, ЛенРТК подготовлено экспертное заключение.

В соответствии с п. 25 указанных Правил решение об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2020 год принято на заседании коллегиального органа регулирующего органа – Правления ЛенРТК (п. 25 Правил).

Приказ ЛенРТК от 27.12.2019 года №747-п размещен на официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области (http://bptr.lenreg.ru).

Таким образом, оспариваемый административным истцом нормативный правовой акт принят уполномоченным органом исполнительной власти, в пределах его компетенции, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия, опубликования и введения его в действие, что административным истцом по существу не оспаривается.

Проверяя оспариваемый приказ ЛенРТК от 27.12.2019 года №747-п на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

Статья 23 Федерального закона «Об электроэнергетике» к основным принципам государственного регулирования и контроля в электроэнергетике относит: обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов); обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии.

В соответствии с п. 1 ст. 43 Федерального закона «Об электроэнергетике» субъекты электроэнергетики обязаны вести раздельный учет (в том числе первичный бухгалтерский учет) продукции, доходов и затрат по видам деятельности в сфере электроэнергетики: производству электрической энергии; передаче электрической энергии (в том числе эксплуатации объектов электросетевого хозяйства); реализации (сбыту) электрической энергии; оперативно-диспетчерскому управлению.

Пунктами 5 и 6 Основ ценообразования предусмотрено, что регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям. При установлении регулируемых цен (тарифов) не допускается повторный учет одних и тех же расходов по указанным видам деятельности. Субъекты электроэнергетики предоставляют для целей государственного регулирования цен (тарифов) данные раздельного учета (в том числе первичного бухгалтерского учета) активов продукции, доходов и расходов по видам деятельности в сфере электроэнергетики.

Согласно Основам ценообразования расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя среди прочего расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов (пункт 18).

Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета (пункт 27).

29.04.2019 г. в ЛенРТК поступило заявление Октябрьской дирекции по энергообеспечению – структурного подразделения Трансэнерго - филиала ОАО «РЖД» об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год и долгосрочных параметров регулирования на 2020-2024 годы.

На основании данного заявления тарифный орган открыл дело об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и долгосрочных параметров регулирования, принял решение о выборе метода долгосрочной индексации НВВ.

Правлением ЛенРТК с учетом экспертного заключения для расчета индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии ОАО «РЖД» по Ленинградской области принят стоимостной показатель по статье «Амортизация» 70910,56 тыс. руб. вместо заявленного предприятием – 230 875,16 тыс. руб. Величина амортизационных отчислений на плановый период регулирования определена на основании фактических данных по регулируемому виду деятельности «передача электрической энергии».

Установлена величина необходимой валовой выручки ОАО «РЖД» на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) по Ленинградской области в следующих размерах: 2020 год – 248 972,57 тыс. руб., 2021 год – 259 969,97 тыс. руб., 2022 год – 264 995,01 тыс. руб., 2023 год – 269 200,30 тыс. руб., 2024 год – 273 514,57 тыс. руб.

В качестве обосновывающих материалов ОАО «РЖД» представило: отчетность за 2018 год; перечень инвентарных карточек основных средств, относимых на передачу электрической по Ленинградской области; инвентарные карточки; внутрифирменную управленческую отчетность 7-у дистанций электроснабжения ЭЧ-3, ЭЧ-4, ЭЧ-5, ЭЧ-7, ЭЧ-8, ЭЧ-14, НТЭЭ, линейных отделов ЛО-2, ЛО-3, ЛО-4, ЛО-5, ЛО-6, приказ от 10.01.2019 о вводе в эксплуатацию ПС-110кВ «Владимирская-тяговая Санкт-Петербург – Балтийской дистанции электроснабжения, инвентарная карточка учета объекта основных средств (здание тяговой ПС «Владимирская»).

В экспертном заключении ЛенРТК указано, что бухгалтерская, управленческая и статистическая отчетность, представленная за 2018 год, не отражает применение раздельного учета расходов и доходов по передаче электрической энергии по субъектам Российской Федерации. Эксперты ЛенРТК произвели расчет амортизационных отчислений в соответствии с отчетными данными за 2018 год, отраженными в управленческой отчетности 7-у раздела 1.2.11 «Хозяйство электрификации и электроснабжения» по элементу затрат «Амортизация», фактическими расходами за 2018 год.

Из материалов дела следует, что ОАО «РЖД» ведет управленческий раздельный учет доходов и расходов по видам деятельности субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок в соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12.08.2014 г. № 225, действовавшим до 15.02.2019 г., по следующим видам деятельности: грузовые перевозки, предоставление услуг локомотивной тяги, пассажирские перевозки в дальнем следовании, пассажирские перевозки в пригородном сообщении, ремонт железнодорожного подвижного состава, строительство объектов инфраструктуры, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, предоставление услуг социальной сферы, прочие виды деятельности.

Перечень статей затрат и методы их распределения по видам работ и услуг определяются Учетной политикой ОАО «РЖД», утвержденной приказом ОАО «РЖД» от 26.12.2016 № 106.

Согласно пункту 9 Учетной политики ОАО «РЖД», осуществляется раздельный учет доходов от обычных видов деятельности по регулируемым видам деятельности и субъектам Российской Федерации в сферах электроэнергетики, тепло-, водоснабжения и водоотведения.

Раздельный учет доходов и расходов по регулируемому виду деятельности «передача электрической энергии» отражается в управленческой отчетности «Прочие виды деятельности».

Следует учесть, что ОАО «РЖД» имеет единую электрическую сеть, используемую для осуществления передачи электрической энергии как для собственных нужд, так и сторонним потребителям.

Бухгалтерский учет в ОАО «РЖД» ведется в целом по организации, оказание услуг по передаче электрической энергии на территории Ленинградской области не является для Общества основным видом деятельности.

Документы, подтверждающие экономическую обоснованность расходов по амортизации основных средств, содержащие сведения о составе, стоимости имущества ОАО «РЖД», прямо используемого для оказания услуг по передаче электрической энергии по электрическим сетям в границах Ленинградской области, о механизме распределения расходов между такими видами деятельности ОАО «РЖД» как передача электрической энергии и перевозки железнодорожным транспортом, административным истцов не представлены.

Вопреки доводам административного истца, из представленных в ЛенРТК документов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и отчетности организации не усматривается ведение раздельного учета по регулируемому виду деятельности, отнесение заявленных расходов в составе НВВ к деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии сторонним потребителям на территории Ленинградской области.

Таким образом, ОАО "РЖД" не соблюдены требования Федерального закона «Об электроэнергетике», Основ ценообразования об обязательном раздельном учете объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии, исключающие возможность включения в тариф стоимости электрической энергии (мощности) для собственных нужд Общества и повторных расходов - оплаты услуг за электрическую энергию.

Согласно пункту 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.

При таких обстоятельствах административный ответчик обоснованно уменьшил размер амортизационных отчислений, заявленных ОАО «РЖД», как документально не подтвержденных.

Как усматривается из внутрифирменной управленческой отчетности по форме 7-у, расходы на услуги по передаче электрической электроэнергии сторонним потребителям по статье «Амортизация» указываются в статьях номенклатуры 9656, 9659, 9671, 9670 раздела 1.2.11. «Хозяйство электрификации и электроснабжения», предусматривающих амортизацию основных средств в части передачи электрической энергии прочим потребителям и другим энергоснабжающим организациям.

Расходы на амортизацию, отраженные в составе раздела 1.1.11 «Хозяйство электрификации и электроснабжения» связаны с осуществлением перевозок, предоставлением услуг инфраструктуры и локомотивной тяги, следовательно, не могут обосновывать расходы на амортизацию основных средств в части передачи электрической энергии прочим потребителям.

Исходя из данных внутрифирменной управленческой отчетности по форме 7-у дистанций электроснабжения ЭЧ-3, ЭЧ-4, ЭЧ-5, ЭЧ-7, ЭЧ-8, ЭЧ-14 и линейных отделов ЛО-2, ЛО-3, ЛО-4, ЛО-5, ЛО-6 ОАО «РЖД» фактические прямые расходы на амортизацию, связанные с передачей электрической энергии по сетям на территории Ленинградской области, определены в размере 70 910,56 тыс. руб.

Суд приходит к выводу о правильности расчета размера расходов ОАО «РЖД» на услуги по передаче электрической энергии, учтенных комитетом в составе НВВ по статье «Амортизация основных средств».

Приказ ЛенРТК от 27.12.2019 года №747-п не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, издан компетентным органом государственной власти с соблюдением порядка и не нарушает прав административных истцов, в связи с чем в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 215 КАС РФ в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления ОАО «РЖД» об оспаривании приказа комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 27.12.2019 года №747-п отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы, представления через Ленинградский областной во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья С.А. Астапенко

Решение принято в окончательной форме 5.02.2021 г.