Дело № 3а-197/2020
55OS0000-01-2020-000192-80
Строка стат.отчета 3.149
Омский областной суд
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский областной суд в составе
председательствующего судьи Илларионова А.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Буш В.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 августа 2020 года в городе Омске административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области о ликвидации Омской региональной общественной организации «Сибирский центр украинской культуры «Ciрий Клин» (Серый Клин),
установил:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области (далее также – Управление) на основании подпункта 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), части 3 статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Федеральный закон № 82-ФЗ) обратилось в суд с административным исковым заявлением о ликвидации Омской региональной общественной организации «Сибирский центр украинской культуры «Ciрий Клин» (Серый Клин) (далее также – общественная организация).
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что общественная организация на протяжении длительного времени осуществляет свою деятельность с нарушениями требований устава, федерального законодательства, которые после двух предупреждений, вынесенных в ее адрес, не были устранены.
Информация о времени и месте рассмотрении дела размещена на официальном сайте Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области в сети «Интернет» в соответствии с частью 3 статьи 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ).
В судебном заседании представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области Уфимцева Н.Н. заявленные требования поддержала.
Представитель общественной организации в судебном заседании не участвовал при надлежащем извещении административного ответчика и председателя Правления общественной организации Божескула Ю.Д. о времени и месте судебного заседания.
Представитель Инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Центральному административному округу г. Омска Краснова А.С. просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Заслушав объяснения представителя административного истца, изучив материалы административного дела, дела об административном правонарушении № 5-468/2019, регистрационного дела № 5512060080, контрольного дела № 5512060080, суд приходит к следующим выводам.
В силу части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Статьей 29 Федерального закона № 82-ФЗ закреплены обязанности общественного объединения, в том числе обязанность соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами (абзац второй части первой).
Абзацем третьим части первой статьи 44 Федерального закона № 82-ФЗ предусмотрено, что неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям, являются основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Судом установлено, что Управлением юстиции Администрации Омской области на основании распоряжения от 14 марта 2000 года произведена регистрация Омской областной общественной организации Сибирский центр украинской культуры «Сiрий клин» за номером 2309.
Запись об Омской региональной общественной организации «Сибирский центр украинской культуры «Ciрий Клин» (Серый Клин) внесена в Единый государственный реестр юридических лиц (далее также – ЕГРЮЛ) 14 марта 2000 года, основной государственный регистрационный номер 1065500001478. Адрес (место нахождения) общественной организации: 644024, Омская область, город Омск, ул. Т.К. Щербанева, дом 25, офис 401.
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ по состоянию на 28 августа 2020 года руководителем общественной организации – председателем Правления значится Божескул Юрий Дмитриевич, дата внесения в ЕГРЮЛ записи, содержащей сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, – 26 декабря 2018 года.
Как следует из материалов настоящего дела, в соответствии с распоряжением Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области от 23 января 2019 года № 45-р Управлением в период с 13 февраля 2019 года по 13 марта 2019 года проводилась плановая документарная проверка в отношении общественной организации.
Уведомление о проведении проверки, содержащее требование о представлении документов и сведений в течение десяти рабочих дней со дня получения уведомления, с копией распоряжения о проведении проверки было направлено по адресу общественной организации, а также домашнему адресу председателя Правления общественной организации.
По результатам проверки должностным лицом Управления, проводившим проверку, составлен акт проверки от 13 марта 2019 года № 13, в котором изложены выявленные нарушения законодательства Российской Федерации. Акт проверки 13 марта 2019 года направлен по адресу общественной организации, а также домашнему адресу председателя Правления общественной организации.
В адрес организации направлено предупреждение от 13 марта 2019 года № 55/03-1396 об устранении выявленных нарушений в срок до 24 июня 2019 года.
Постановлением по делу об административном правонарушении мирового судьи судебного участка № 114 в Центральном судебном районе в г. Омске от 6 августа 2019 года по делу 5-468/2019 Божескул Ю.Д. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере <...> рублей.
В связи с неисполнением требований, содержащихся в предупреждении от 13 марта 2019 года, в адрес организации вынесено повторное предупреждение от 25 июня 2019 года № 55/03-3701, установлен срок устранения нарушений до 16 декабря 2019 года.
Из административного искового заявления, объяснений представителя административного истца в судебном заседании и представленных Управлением материалов следует, что общественной организацией после вынесения предупреждений не устранены следующие выявленные по результатам проверки нарушения федерального законодательства и требований устава, послужившие основанием для обращения административного истца в суд.
В нарушение пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», абзаца второго части первой статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ общественная организация не соблюдает требования учредительных документов, являющихся обязательными для исполнения самой общественной организацией.
Так, в соответствии с пунктом 5.3 устава Правление избирается Общим собранием членов общественной организации сроком на три года. Согласно представленным на проверку протоколам заседаний Правления членами Правления являются семь человек. На дату начала проверки срок полномочий руководящего органа (Правления) истек, вместе с тем в нарушение пункта 5.3 устава по истечении срока полномочий Правления Общим собранием членов общественной организации решения о переизбрании правления не принимались.
Согласно пункту 5.1 устава высшим органом управления общественной организации является Общее собрание членов общественной организации. Пунктом 5.7 устава определено, что ревизор избирается Общим собранием сроком на три года и подотчетен только Общему собранию. В нарушение указанных пунктов решение об избрании ревизора принято неуполномоченным органом (Правлением). При этом на должность ревизора избрано лицо – Корнейчук Е.С., которое является также членом Правления, что ведет к конфликту интересов и противоречит природе и функции указанного органа.
В силу статьи 6 Федерального закона № 82-ФЗ членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения.
Пунктом 3.2 устава установлено, что членство в общественной организации оформляется письменно по личному заявлению физического лица либо заявлению и решению уполномоченного органа юридического лица, при принятии соответствующего решения Правлением общественной организации. Подпунктом 5.5.7 пункта 5.5 устава решение вопросов о приеме членов и исключении членов из общественной организации отнесено к компетенции Правления общественной организации.
В то же время в нарушение вышеназванных положений членство Корнейчук Е.С., Божескула Ю.Д. в общественной организации не оформлено.
Кроме того, в проверенный период изменялось общее количество членов общественной организации. Согласно протоколу Общего собрания от 2 февраля 2017 года – 7 человек, согласно протоколу Общего собрания от 21 октября 2018 года – 29 человек. В то же время в результате проверки было установлено, что в нарушение вышеназванных положений законодательства учет членов в организации не ведется, не соблюдается порядок приема и исключения лиц из состава членов общественной организации.
Подпунктом 5.2.12 пункта 5.1 устава определено, что Общее собрание членов собирается по мере необходимости, но не реже 1 раза в год.
Согласно пункту 5.3 устава заседания Правления собираются по мере необходимости, но не реже 1 раза в квартал.
В нарушение вышеназванных положений устава периодичность заседаний Общего собрания, Правления не соблюдается.
В соответствии со статьей 653 ГК РФ, если иное не предусмотрено данным кодексом или другим законом, к исключительной компетенции высшего органа корпорации относятся утверждение годовых отчетов и бухгалтерской (финансовой) отчетности корпорации, если уставом корпорации в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации.
В нарушение подпункта 5.2.12 пункта 5.1 устава в общественной организации не утверждаются годовые отчеты и годовой бухгалтерский баланс.
Пунктом 3.2 устава установлено, что членами общественной организации могут быть достигшие 18 лет граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации, разделяющие цели организации, готовые признавать устав общественной организации, уплатить вступительный взнос, регулярно уплачивать членские взносы и принимать личное участие в работе организации.
Подпунктом 3.6.12 пункта 3.6 устава к обязанностям членов общественной организации отнесена уплата установленных уставом членских и иных имущественных взносов.
Подпунктом 5.2.9 пункта 5.1 устава к исключительной компетенции высшего органа управления относится, в том числе, принятие решений о размере и порядке уплаты членами общественной организации членских и иных имущественных взносов.
В то же время Общим собранием не принято решение о размере и порядке уплаты членами общественной организации членских и иных имущественных взносов, вступительные и членские взносы в общественной организации не уплачиваются.
Пунктом 5.3. устава определено, что срок полномочий председателя Правления составляет 3 года. Однако на Общем собрании членов организации от 21 октября 2018 года председатель Правления избран сроком на 5 лет. До настоящего времени данное нарушение не устранено.
Кроме нарушений устава, Управлением выявлено, что устав общественной организации не в полной мере соответствует законодательству Российской Федерации. Так, в нарушение пункта 3 статьи 29 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» уставом к компетенции высшего органа управления (Общего собрания) не отнесено решение вопросов об определении порядка приема в состав членов общественной организации и исключения из ее состава членов; утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора общественной организации.
Согласно подпункту 4.1 раздела 4 устава порядок поступления регулярных и единовременных поступлений определяется на Общем собранием. Вместе с тем в силу пункта 2 статьи 26 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» порядок регулярных поступлений от учредителей (участников, членов) определяется учредительными документами некоммерческой организации.
В государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общественной организации, Управлением было отказано на основании пунктов 1, 2 части 1 статьи 23 Федерального закона № 82-ФЗ. Основания для отказа приведены в уведомлении Управления от 20 февраля 2020 года.
Суд считает обоснованными доводы административного истца о том, что отсутствие в общественной организации установленного уставом и не соблюдение порядка учета членов общественной организации (прием в члены и исключение из состава членов) является грубым нарушением, которое ведет к невозможности устранения выявленных нарушений законным путем, то есть принятием соответствующих решений уполномоченными органами общественной организации, в состав которых бы входили лица, чье право на участие в данных органах обусловлено членством в общественной организации.
Суд учитывает, что, как указано в подпункте 5.2.12 пункта 5.1 устава, решения по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления принимаются квалифицированным большинством – более 2/3 голосов членов организации при наличии кворума.
Общее собрание членов правомочно принимать решения при наличии не менее 60 % членов общественной организации.
Вопросы, не относящиеся к исключительной компетенции общего собрания, принимаются простым большинством голосов членов, присутствующих на заседании, при наличии кворума.
Таким образом, отсутствие учета членов в общественной организации, где решения принимаются при наличии кворума, приводит к невозможности принятия решений правомочным составом органов управления общественной организации, то есть правомерным способом.
Суд при оценке характера допущенных нарушений, вызванных ими последствий принимает во внимание, что, несмотря на неоднократные предупреждения, административный ответчик в течение длительного времени не принял мер к устранению выявленных нарушений.
Согласно имеющемуся в деле акту приема-передачи, общественной организацией к проверке были представлены протоколы Общего собрания членов от 21 октября 2018 года, от 2 февраля 2017 года (л.д. 38).
Протоколы Общего собрания членов от 20 декабря 2018 года, от 22 декабря 2016 года, 23 декабря 2017 года не были представлены в составе документов на момент их истребования при проведении проверки без объективных к тому причин, в связи с чем достоверно не свидетельствуют об отсутствии или устранении нарушений. Как обращает внимание административный истец, информация, содержащаяся в указанных протоколах, противоречит представленной к проверке информации и вызывает сомнения в ее достоверности.
Вынесенные Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области предупреждения общественной организацией не оспорены в установленном порядке. Выявленные Управлением нарушения до настоящего времени не устранены.
Требование о ликвидации деятельности общественной организации предъявлено в суд согласно части 1 статьи 262 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации уполномоченным органом.
При изложенных обстоятельствах суд применительно к положениям абзаца третьего части первой статьи 44 Федерального закона № 82-ФЗ приходит к выводу о наличии оснований для ликвидации Омской региональной общественной организации «Сибирский центр украинской культуры «Ciрий Клин» (Серый Клин).
Руководствуясь статьями 175 - 180, 262-265 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
р е ш и л:
административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области удовлетворить.
Ликвидировать Омскую региональную общественную организацию «Сибирский центр украинской культуры «Ciрий Клин» (Серый Клин), исключив ее из Единого государственного реестра юридических лиц (основной государственный регистрационный номер 1065500001478).
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Омский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.В. Илларионов
Мотивированное решение суда составлено 4 сентября 2020 года.