ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-197/20 от 30.11.2020 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

3а-197/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Пешкина А.Г.,

при секретаре Калинкович И.С.,

с участием прокурора Распоповой О.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре Республики Коми 30 ноября 2020 года административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Коми ФМ» о признании не действующим в части приказа Администрации Главы Республики Коми от 11 мая 2018 года №39-р «О некоторых вопросах распространения наружной рекламы с использованием рекламных конструкций на территориях муниципальных образований в Республике Коми»,

установил:

приказом Администрации Главы Республики Коми от 11 мая 2018 года №39-р «О некоторых вопросах распространения наружной рекламы с использованием рекламных конструкций на территориях муниципальных образований в Республике Коми» (далее - Приказ №39-р) утверждены Правила распространения наружной рекламы с использованием рекламных конструкций на территориях муниципальных образований в Республике Коми (далее - Правила).

Приказ №39-р вместе с Правилами опубликованы в сетевом издании «Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации» http://law.rkomi.ru 14 мая 2018 года.

В разделе 3 Правил содержатся общие требования к рекламным конструкциям.

Согласно пункту 3.1 рекламные конструкции должны изготавливаться, монтироваться и эксплуатироваться в соответствии с проектами рекламных конструкций.

Пункт 3.7 Правил предусматривает, что во время эксплуатации рекламной конструкции ее владельцем:

а) обеспечивается наличие на рекламной конструкции информационной таблички с указанием ее владельца, номера его телефона и номера рекламного места.

Требования к информационной табличке определяются Сборником типовых стационарных рекламных конструкций, допустимых к установке на территориях муниципальных образований в Республике Коми (приложение к настоящим Правилам);

б) обеспечивается закрытие информационного поля отдельно стоящей рекламной конструкции со статическим способом воспроизведения однотонным белым баннером в период отсутствия размещенной рекламы. На данный период владельцу рекламной конструкции рекомендуется размещать социальную рекламу собственного производства.

Время проведения работ по смене изображения на отдельно стоящей рекламной конструкции не может превышать 1 календарный день;

в) не допускается увеличение или уменьшение площади информационного поля, деление информационного поля на отдельные самостоятельные части для размещения нескольких информационных сообщений;

г) обеспечивается подключение внешнего (внутреннего) подсвета (при наличии установленных осветительных приборов) рекламных конструкций к сети энергоснабжения, а также его работа в соответствии с графиком работы уличного освещения;

д) не допускается наличие ржавчины и иных повреждений на элементах конструкции;

е) обеспечивается устранение повреждений информационных полей (рекламных материалов), размещенных на рекламных конструкциях, в течение 3 календарных дней со дня выявления повреждения;

ж) не допускается размещение на опорных стойках и каркасах рекламных конструкций объявлений, листовок, афиш. В случае обнаружения владелец рекламной конструкции должен удалить их незамедлительно;

з) обеспечивается уборка прилегающей к рекламной конструкции территории от отходов, образующихся в процессе ее эксплуатации;

и) обеспечивается содержание рекламной конструкции в чистом виде;

к) обеспечивается соответствие рекламной конструкции выданному разрешению, а также требованиям законодательства в течение всего срока эксплуатации.

4 раздел Правил устанавливает требования к рекламным конструкциям с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки городских округов (поселений), расположенных на территории Республики Коми.

Согласно пункту 4.1 в целях сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки городских округов (поселений) обеспечения целостности архитектурной среды и гармоничного распределения рекламных конструкций по территории городских округов (поселений), обеспечения наиболее благоприятных условий жизни населения осуществляется деление территории каждого муниципального образования городского округа, муниципального района в Республике Коми на территориальные зоны.

Территориальные зоны формируются в увязке с системой общественных центров, транспортной и инженерной инфраструктурой, в зависимости от плотности застройки.

Для каждой территориальной зоны в зависимости от площади информационных полей устанавливаются виды и типы рекламных конструкций, допустимых к установке.

Выделяются следующие территориальные зоны:

а) зона 1 - включает в себя районы исторической застройки городских округов (поселений); территории, занимаемые местами отдыха общего пользования (парки, скверы, бульвары, площади); территории, отведенные под обслуживание аэропортов, железнодорожных и автомобильных вокзалов.

В зоне 1 допускается установка отдельно стоящих рекламных конструкций следующих типов: пилларс, пилон, рекламная конструкция на остановочном пункте;

б) зона 2 - включает в себя территории общественной, деловой и финансовой активности, расположенные в центральных частях городских округов (поселений), в том числе прилегающие к зоне 1, а также территории, где невозможность размещения отдельно стоящих рекламных конструкций большого и крупного формата обуславливается узкой шириной улиц.

В зоне 2 допускается установка уникальных (нестандартных) рекламных конструкций; рекламных конструкций, присоединяемых к зданиям типов: брандмауэр, размещаемый на нежилых зданиях, крышная установка, видеоэкран, медиафасад; отдельно стоящих рекламных конструкций типов: пилларс, пилон, рекламная конструкция на остановочном пункте, сити-борд, щит 3 x 4, отдельно стоящий видеоэкран;

в) зона 3 - включает в себя:

автомобильные дороги либо участки автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального, межмуниципального и местного значения в границах населенных пунктов, обеспечивающие транспортную связь между жилыми, промышленными районами и центрами городских округов (поселений), имеющие транспортную связь с внешними автомобильными дорогами, ведущие к аэропортам, местам массового отдыха общего пользования и поселениям в системе расселения;

автомобильные дороги общего пользования федерального, регионального и межмуниципального значения вне населенных пунктов.

В зоне 3 допускается установка всех видов и типов рекламных конструкций с учетом положений законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности;

г) зона 4 - включает в себя территории, не включенные в зоны 1, 2, 3.

В зоне 4 допускается установка уникальных (нестандартных) рекламных конструкций; всех типов рекламных конструкций, присоединяемых к зданиям; отдельно стоящих рекламных конструкций следующих типов: пилларс, пилон, рекламная конструкция на остановочном пункте, сити-борд, щит 3 x 4, еврощит, отдельно стоящий видеоэкран.

Границы территориальных зон муниципальных образований городских округов (муниципальных районов) в Республике Коми устанавливаются приказом Администрации Главы Республики Коми.

В силу пункта 4.2.4 не допускается размещать отдельно стоящие рекламные конструкции:

а) на земельных участках, занимаемых культовыми объектами; а также на расстоянии менее 50 метров от границ указанных земельных участков, если информационное поле рекламной конструкции находится в зоне прямой видимости культового объекта;

б) на тротуарах (ограничение не распространяется на пилоны, пилларсы, стелы, рекламные конструкции на остановочных пунктах);

в) на клумбах и в цветниках;

г) на территории, прилегающей к фасаду здания, на расстоянии до указанного объекта, меньшем высоты рекламной конструкции (ограничение не распространяется рекламные конструкции типов: пилон, стела);

д) с размещением информационного поля рекламной конструкции перпендикулярно стационарному ограждению, если вертикальная проекционная плоскость информационного поля рекламной конструкции пересекается с вертикальной проекционной плоскостью стационарного ограждения;

е) на расстоянии менее 25 метров к рекламным конструкциям на остановочных пунктах;

ж) на центральных частях перекрестков с круговым движением, на которых установлены памятники, мемориальные сооружения, малые архитектурные формы;

з) на земельных участках, имеющих ограждение. Ограничение не распространяется на земельные участки, имеющие стационарное ограждение высотой не более 2 метров, выполненное из опорных столбов и полотна в виде металлической решетки (данное исключение не относится к ограждениям с полотном типа «сетка», «профнастил», «штакетник»).

Пункт 4.6 содержит требования к размещению рекламных конструкций на зданиях, занимаемых торговыми центрами, а также на земельных участках, предназначенных для их обслуживания.

Размещение рекламных конструкций на фасадах торгового центра должно осуществляться упорядоченно и комплексно с учетом сохранения общего архитектурно-художественного, композиционного решения, единой высоты и толщины элементов рекламных конструкций. Размещение рекламных конструкций осуществляется на местах, предусмотренных проектной документацией на здание торгового центра.

Брандмауэры и видеоэкраны не должны закрывать остекление витрин и витражей, оконных проемов и входных групп.

Отдельно стоящие рекламные конструкции устанавливаются на земельном участке, предназначенном для обслуживания здания торгового центра, в соответствии со схемой размещения рекламных конструкций на территории соответствующего муниципального образования городского округа (муниципального района) в Республике Коми (далее - схема размещения).

Раздел 5 Правил регламентирует вопросы выдачи разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

В соответствии с пунктом 5.1 выдачу разрешения осуществляет государственное казенное учреждение Республики Коми «Коми реклама».

Выдача разрешения осуществляется в соответствии с административным регламентом, утвержденным приказом Администрации Главы Республики Коми.

Согласно пункту 6.1 раздела 6 Правил (Ответственность за нарушение настоящих Правил) за нарушение требований настоящих Правил владельцы рекламных конструкций несут ответственность в соответствии с законодательством.

Применение мер ответственности не освобождает нарушителей от обязанности устранения допущенных нарушений.

Общество с ограниченной ответственностью «Коми ФМ», в числе прочего осуществляющее деятельность рекламных агентств, полагая свои права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности нарушенными, обратилось в суд с административным исковым заявлением (с учетом уточнений от 10 августа 2020 года) о признании не действующими пунктов 3.1, 3.7, 4.1, 4.2.4, 4.6, 5.1, 6.1 Правил, указав в обоснование на несоответствие этих положений критерию правовой определенности, а также Конституции Российской Федерации, Градостроительному кодексу Российской Федерации, Федеральным законам «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», «О рекламе», ГОСТ Р 52044-2003.

Заинтересованным лицом по делу привлечено Государственное казенное учреждение Республики Коми «Коми реклама».

Представитель административного истца Турышев А.А. в судебном заседании требования поддержал.

Представитель административного ответчика и заинтересованного лица Кирьянова Л.С. с требованиями административного истца не согласилась, указав, что оспариваемые положения нормативного правового акта отвечают критерию определенности, ясности, недвусмысленности, не противоречат федеральному законодательству, приняты в пределах предоставленных полномочий.

Заслушав объяснения представителей, заключение прокурора, полагавшего подлежащими удовлетворению требований административного истца в части признания не действующим пункта 4.1 Правил, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.

Отношения в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 13 марта 2006 года №38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе).

Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района и городского округа отнесено утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории соответствующего муниципального образования, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций, осуществляемые в соответствии с Законом о рекламе (пункт 15.1 статьи 15 и пункт 26.1 статьи 16). Иных полномочий названный федеральный закон органам местного самоуправления в области рекламы не предоставляет.

Частью 1.2 статьи 17 Федерального закона №131-ФЗ предусмотрено, что законами субъекта Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами, может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

В силу части 7 статьи 40 Закона о рекламе полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере рекламы могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона №131-ФЗ.

Вопросы наружной рекламы и установки рекламных конструкций урегулированы статьей 19 Закона о рекламе, которая содержит нормы о полномочиях органов местного самоуправления в названной области общественных отношений:

- устанавливать конкретные сроки договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в муниципальной собственности, либо на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена (часть 5);

- заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности на основе торгов, форма которых (аукцион или конкурс) устанавливается представительными органами муниципальных образований (часть 5.1);

- утверждение схем размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности (часть 5.8);

- выдача разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции и предписаний о демонтаже в случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения (части 9, 10, 17);

- определение типов и видов рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории соответствующего муниципального образования или части его территории, в том числе требования к таким рекламным конструкциям, с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселений или городских округов (пункт 4 части 15);

- принятие решения об аннулировании разрешения (часть 18).

Других полномочий в сфере рекламы органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов федеральным законодателем не предоставлено.

На основании части 1 статьи 1 Закона Республики Коми от 5 декабря 2016 года №123-РЗ «О перераспределении отдельных полномочий в сфере рекламы между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Коми и органами государственной власти Республики Коми» (далее - Закон РК №123-РЗ) к полномочиям Правительства Республики Коми отнесены следующие полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований городских округов и муниципальных районов в Республике Коми в сфере рекламы:

- распоряжение в целях установки и эксплуатации рекламных конструкций земельными участками, расположенными на территории муниципальных образований городских округов и муниципальных районов в Республике Коми, государственная собственность на которые не разграничена, в случаях, когда распоряжение соответствующими земельными участками в соответствии с Федеральным законом «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» должно осуществляться органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов (пункт 1);

- установление формы проведения торгов (аукцион или конкурс) на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена (далее - договоры); проведение торгов в соответствии с законодательством Российской Федерации на право заключения договоров, заключение таких договоров (пункт 2);

- утверждение схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной собственности Республики Коми или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) правовых актов Правительства Республики Коми, и размещению на официальном сайте Правительства Республики Коми в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (пункт 3);

- выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на основании заявлений собственников или иных указанных в частях 5, 6, 7 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» законных владельцев земельных участков, зданий и иного недвижимого имущества, владельцев рекламных конструкций (пункт 4);

- аннулирование разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций (пункт 5);

- выдача предписаний о демонтаже рекламных конструкций, установленных и (или) эксплуатируемых без разрешения, срок действия которого не истек (пункт 6);

- определение типов и видов рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке, в том числе требований к таким рекламным конструкциям с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселений или городских округов (пункт 7);

- обращение в суд с иском о признании недействительными разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в случае несоответствия установки рекламной конструкции в данном месте схеме размещения рекламных конструкций (в случае, если место установки рекламной конструкции в соответствии с частью 5.8 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» определяется схемой размещения рекламных конструкций) или в случае нарушения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа (пункт 8);

- выплата компенсаций владельцам рекламных конструкций в случае внесения изменения в схему размещения рекламных конструкций, в результате которого место размещения ранее установленной рекламной конструкции перестало соответствовать указанной схеме и разрешение на установку и эксплуатацию такой рекламной конструкции было признано недействительным по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 20 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» (пункт 9);

- демонтаж рекламных конструкций на территориях муниципальных образований городских округов и муниципальных районов в Республике Коми в случаях, если в установленный срок собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, не выполнил указанную в части 21 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» обязанность по демонтажу рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец данного недвижимого имущества неизвестен, а также если рекламная конструкция присоединена к объекту муниципального имущества или к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме при отсутствии согласия таких собственников на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в случае, указанном в части 21.1 статьи 19 Федерального закона «О рекламе», хранение или в необходимых случаях уничтожение рекламных конструкций (пункт 10);

- обращение к владельцам рекламных конструкций, собственникам и иным законным владельцам недвижимого имущества, к которому были присоединены рекламные конструкции, с требованием о возмещении необходимых расходов, понесенных в связи с демонтажем, хранением и в необходимых случаях уничтожением рекламных конструкций (пункт 11).

Указанные полномочия осуществляются Правительством Республики Коми самостоятельно или уполномоченными им органами исполнительной власти Республики Коми (часть 1 статьи 2 Закона РК №123-РЗ).

Срок действия Закона РК №123-РЗ с 1 января 2017 года до 31 декабря 2026 года (часть 1 статьи 3).

Постановлением Правительства Республики Коми от 27 декабря 2016 года №563-р полномочиями в сфере рекламы, указанными в части 1 статьи 1 Закона РК №123-РЗ, наделена Администрация Главы Республики Коми.

В силу статьи 5 Закона Республики Коми от 26 декабря 2013 года №140-РЗ «О Главе Республики Коми, Правительстве Республики Коми и органах в системе исполнительной власти Республики Коми» Администрация Главы Республики Коми входит в систему органов исполнительной власти Республики Коми.

Абзацем 2 части 1 статьи 1 Закона Республики Коми от 4 ноября 2002 №101-РЗ «О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Коми и иных правовых актов, принимаемых в Республике Коми, а также о порядке опубликования материалов, подлежащих официальному опубликованию» (далее - Закон РК №101-РЗ) предусмотрено, что нормативные правовые акты органов государственной власти Республики Коми не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Согласно части 1 статьи 5 Закона РК №101-РЗ нормативные правовые акты органов исполнительной власти Республики Коми подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Как следует из частей 1, 3 статьи 8 Закона РК №101-РЗ (в редакции, действовавшей на момент принятия Приказа №39-р), официальным опубликованием нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Коми считается первая публикация полного текста этих актов в газетах «Республика», «Коми му», в журнале «Бюллетень органов государственной власти Республики Коми» либо первое размещение (опубликование) в порядке, установленном Правительством Республики Коми, в сетевом издании, учреждаемом Правительством Республики Коми для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Республики Коми, иной официальной информации.

Постановлением Правительства Республики Коми от 27 марта 2014 года №124 «О сетевом издании для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Республики Коми, иной официальной информации» учреждено средство массовой информации - сетевое издание «Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации» (http://law.rkomi.ru/), а также утверждено Положение о сетевом издании и порядок размещения (опубликования) в нем правовых актов Республики Коми, иных правовых актов, материалов - документов, сведений, информации, подлежащих официальному опубликованию в соответствии с федеральным законодательством и (или) законодательством Республики Коми.

С учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (пункты 3, 6 Постановления от 4 марта 1997 года №4-П), правовое регулирование рекламной деятельности в той части, в какой это регулирование связано с установлением правовых основ единого рынка, относится к компетенции именно федерального законодателя. Вместе с тем рекламная деятельность является объектом комплексного нормативного правового регулирования. Если те или иные вопросы рекламы выходят за рамки гражданско-правовых отношений, не относятся к основам единого рынка, то есть не являются предметом ведения Российской Федерации, субъекты Российской Федерации могут осуществлять их законодательное регулирование в рамках, определенных Конституцией Российской Федерации, в том числе ее статей 72, 73, 76. В силу положений статей 130, 132 и 133 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления вправе самостоятельно решать вопросы местного значения, связанные с особенностями распространения наружной рекламы, поскольку они затрагивают правомочия пользования, владения и распоряжения муниципальной собственностью.

Из совокупного анализа приведенных норм в системном единстве с нормами законодательства, о противоречии которых поставлен вопрос административным истцом, следует, что федеральный законодатель, закрепляя законы субъектов Российской Федерации в системе правовых регуляторов административных отношений и в этой связи предоставляя субъекту Российской Федерации нормотворческие полномочия по правовому регулированию рекламной деятельности, поставил их в прямую зависимость от федерального отраслевого законодательства, которым установлены критерии, условия и пределы правового регулирования той или иной сферы общественных отношений.

Как следует из пунктов 1.1, 1.2 и 1.3 Правил, они разработаны на основании Федерального закона «О рекламе», Гражданского кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», государственных стандартов, технических регламентов и других нормативных правовых актов, регулирующих вопросы в сфере рекламы, в целях определения типов и видов рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территориях муниципальных образований городских округов, муниципальных районов в Республике Коми или частях их территорий, в том числе требований к таким рекламным конструкциям, с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки городских округов, поселений, расположенных в границах муниципальных районов в Республике Коми, урегулирования отдельных вопросов выдачи разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций. Их соблюдение обязательно для всех физических, юридических лиц независимо от формы собственности, индивидуальных предпринимателей при установке и эксплуатации рекламных конструкций на территориях муниципальных образований в Республике Коми.

Таким образом, Приказ №39-р издан в установленном порядке правомочным органом государственной власти Республики Коми, рассчитан для применения в отношении неопределенного круга лиц, направлен на урегулирование отношений в сфере рекламы, официально опубликован.

Федеральный законодатель не устанавливает объективные критерии и признаки, характеризующие внешний архитектурный облик сложившейся застройки поселений или городских округов.

По смыслу Федерального закона от 17 ноября 1995 года №169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» внешний архитектурный облик включает в себя пространственные, эстетические и иные характеристики исходя из замысла архитектурного объекта.

В пунктах 1.7.1, 1.7.2 Правил указано, что в целях Правил под понятием «внешний архитектурный облик сложившейся застройки городского округа (поселения)» подразумеваются архитектурные и градостроительные особенности фасадов зданий, строений, сооружений и территории соответственно городского округа, поселения, формирующие его внешний образ, «нарушением внешнего архитектурного облика сложившейся застройки городского округа (поселения)» признается несоблюдение требований к видам и типам рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке, в том числе требований к внешнему виду или месту размещения таких рекламных конструкций, установленных настоящими Правилами и иными правовыми актами с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки городского округа (поселения).

В силу части 12 статьи 19 Закона о рекламе орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа не вправе требовать от заявителя представления документов и сведений, не относящихся к территориальному размещению, внешнему виду и техническим параметрам рекламной конструкции.

Пунктом 1.7.4 Правил предусмотрено, что под проектом рекламной конструкции подразумеваются графические и текстовые документы, которые в совокупности определяют состав и устройство рекламной конструкции и содержат необходимые данные для ее разработки или изготовления, эксплуатации и ремонта, включая необходимые чертежи и расчеты.

Следовательно, проект относится к документам, содержащим сведения о внешнем виде и технических параметрах рекламной конструкции.

Принятый и введенный в действие постановлением Госстандарта России от 22 апреля 2003 года №124-ст ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения», в пунктах 5.1, 5.2 устанавливает, что конструкции средств наружной рекламы следует проектировать, изготовлять и устанавливать с учетом нагрузок и других воздействий, соответствующих требованиям строительных норм и правил и других нормативных документов.

Согласно пункту 1 части 15 статьи 19 Закона о рекламе решение об отказе в выдаче разрешения принимается, в том числе при несоответствии проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента. Из указанного положения следует, что на момент принятия решения по вопросу выдачи разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции уполномоченный орган должен располагать проектом рекламной конструкции и, соответственно, вправе требовать предоставления данного документа лицом, которое обратилось за выдачей разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

При таких обстоятельствах, установление в пункте 3.1 Правил требования о том, что рекламные конструкции должны изготавливаться, монтироваться и эксплуатироваться в соответствии с проектами рекламных конструкций, не противоречит требованиям действующего законодательства.

Пунктом 5.10 ГОСТ Р 52044-2003 установлено, что средство наружной рекламы должно иметь маркировку с указанием рекламораспространителя и номера его телефона.

В силу части 1 статьи 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем.

Следовательно, установление в подпункте «а» пункта 3.7 Правил требования о необходимости во время эксплуатации рекламной конструкции ее владельцем обеспечивать наличие на рекламной конструкции информационной таблички с указанием ее владельца, номера его телефона и номера рекламного места, не противоречит требованиям действующего законодательства.

Как следует из части 5.8 статьи 19 Закона о рекламе, под информационным полем рекламной конструкции понимается часть рекламной конструкции, предназначенная для распространения рекламы.

Согласно пунктам 1.7.5, 1.7.14 Правил: площадь информационного поля рекламной конструкции - площадь части рекламной конструкции, предназначенной для распространения рекламы в виде рекламного сообщения или изображения; статический способ воспроизведения - способ воспроизведения, при котором воспроизведение рекламной информации на информационном поле рекламной конструкции осуществляется с помощью статической демонстрации постеров (бумага, винил, самоклеящаяся пленка и т.п.).

Из подпунктов «а»-«к» пункта 3.7 Правил, следует, что в них в целом изложены требования к содержанию рекламных конструкций во время эксплуатации. Перечисленные нормы, вопреки доводам административного истца, отвечают всем критериям внутренней определенности, являются конкретными, в них отсутствуют какие-либо неясности. Установление таких требований не является чрезмерным и соответствует положениям пункта 4 части 15 статьи 19 Закона о рекламе, в силу которых органы местного самоуправления вправе определять требования к рекламным конструкциям, с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселений или городских округов.

Положения пункта 3.7 Правил, которыми установлено: 1) время проведения работ по смене изображения на отдельно стоящей рекламной конструкции не может превышать 1 календарный день (подпункт «б»); 2) устранение повреждений информационных полей (рекламных материалов), размещенных на рекламных конструкциях, в течение 3 календарных дней со дня выявления повреждения (подпункт «е»); не допускается размещение на опорных стойках и каркасах рекламных конструкций объявлений, листовок, афиш. В случае обнаружения владелец рекламной конструкции должен удалить их незамедлительно (подпункт «ж»), не содержат завышенных и трудновыполнимых требований к владельцам рекламных конструкций, доказательств обратного административным истцом не представлено. Указанные требования обусловлены тем обстоятельством, что надлежащее содержание рекламной конструкции, включая безопасность конструкции и её эстетический вид, относится к обязанностям владельца рекламной конструкции.

Подпункт «з» пункта 3.7 Правил не возлагает на владельца рекламной конструкции весь комплекс обязанностей по содержанию прилегающей к рекламной конструкции территории, а лишь устанавливает обязанность по уборке прилегающей территории от отходов, образующихся в процессе эксплуатации рекламной конструкции.

Кроме того, в соответствии с частью 9 статьи 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, ответственное за эксплуатацию здания, строения, сооружения, (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов), обязано принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются правилами благоустройства территории муниципального образования. Согласно пункту 37 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации прилегающая территория - территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации.

В подпунктах «а»-«з» пункта 4.2.4 Правил определены места на территории городского округа (поселения), где не допускается размещать отдельно стоящие рекламные конструкции, предусмотренные разделом 2 Правил, а в пункте 4.6 Правил требования к размещению рекламных конструкций на зданиях, занимаемых торговыми центрами, а также на земельных участках, предназначенных для их обслуживания.

Доводы административного истца о том, что указанные положения приняты с нарушением компетенции, суд считает несостоятельными, поскольку, федеральный законодатель, устанавливая требования к распространению наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта, одновременно предоставляет право органам местного самоуправления муниципальных районов или органам местного самоуправления городских округов определять типы и виды рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории соответствующего муниципального образования или части его территории, в том числе требования к таким рекламным конструкциям, с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселений или городских округов.

Правила в целом приняты в целях усиления государственного контроля над процессом формирования благоприятной архитектурной и информационной городской среды, эксплуатацией объектов наружной рекламы.

Объективные данные, указывающие на неопределенность оспариваемых норм, на то, что в правоприменительной практике им придается произвольное истолкование, влекущее нарушение прав и законных интересов участников правоотношений, при рассмотрении и разрешении административного дела не установлены.

Пункт 5.1 Правил предусматривает, что выдачу разрешения осуществляет государственное казенное учреждение Республики Коми «Коми реклама» (далее - ГКУ РК «Коми реклама»).

Из положений Федерального закона №131-ФЗ следует, что перераспределение полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в пользу органов государственной власти не прекращает их статус полномочий по решению вопросов местного значения. Они по-прежнему остаются полномочиями, осуществление которых направлено на решение вопросов местного значения. Государственными они с точки зрения уровня публичной власти не становятся. Государственными становятся лишь органы, которые после перераспределения должны их осуществлять.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные (муниципальные) услуги (работы) - услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами. Казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

В силу пункта 3 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №184-ФЗ), в целях осуществления полномочий, указанных в статье 26.2 и пункте 2 статьи 26.3 (за исключением полномочий, указанных в подпунктах 8.1, 11.1, 42.1, 42.2, 55.1, 56, 57, 61, 72) настоящего Федерального закона, могут создаваться государственные унитарные предприятия субъекта Российской Федерации, государственные учреждения субъекта Российской Федерации и другие организации. Функции и полномочия учредителя в отношении указанных предприятий, учреждений и организаций осуществляют уполномоченные органы государственной власти субъекта Российской Федерации. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие функции и полномочия учредителя определяют предмет и цели деятельности указанных предприятий, учреждений и организаций, утверждают их уставы, заслушивают отчеты об их деятельности, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Подпункт 77 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона №184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относит решение вопросов организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (часть 1 статьи 1). Действие настоящего Федерального закона распространяется также на деятельность организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 настоящей статьи государственных и муниципальных услуг (часть 2 статьи 1).

Под государственной услугой, предоставляемой федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в пункте 1 статьи 2 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» понимается деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

Подведомственная государственному органу или органу местного самоуправления организация - государственное или муниципальное учреждение либо унитарное предприятие, созданные соответственно государственным органом Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления (пункт 8 статьи 2 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).

Исходя из вышеприведенных законоположений, подведомственные государственному органу или органу местного самоуправления организации вправе в соответствии с административными регламентами участвовать в предоставлении государственных услуг.

При этом федеральное законодательство не содержит требований об объеме участия подведомственной государственному органу организации в предоставлении государственных услуг, выполнении тех или иных административных процедур государственными органами и подведомственными им организациями, не содержит запрета на передачу указанных полномочий.

Принятие решений о предоставлении услуги или об отказе в ее предоставлении является составляющей стандарта предоставления государственной услуги и находится к компетенции того органа или организации, который в соответствии с установленным административным регламентом наделен соответствующими полномочиями.

ГКУ РК «Коми реклама» создано на основании постановления Правительства Республики Коми от 29 декабря 2016 года №630. Этим же постановлением функциями и полномочиями учредителя ГКУ РК «Коми реклама» наделена Администрация Главы Республики Коми.

Приказом Администрации Главы Республики Коми от 16 января 2017 года №2-р утвержден Устав ГКУ РК «Коми реклама».

Согласно пункту 2.1 Устава предметом деятельности Учреждения является исполнение государственных функций в области размещения и эксплуатации объектов наружной рекламы на территории Республики Коми в рамках полномочий, определенных Правительством Республики Коми.

К основным целям деятельности Учреждения относятся, в том числе выдача и аннулирование разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в соответствии с федеральным законодательством (подпункт 3 пункта 2.2 Устава).

Приказом Администрации Главы Республики Коми от 02 июня 2017 года №80-р утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на основании заявлений собственников или иных указанных в частях 5, 6, 7 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» законных владельцев земельных участков, зданий и иного недвижимого имущества, владельцев рекламных конструкций (далее - Регламент).

Пунктом 2.2 Регламента установлено, что государственная услуга предоставляется Администрацией. В предоставлении государственной услуги участвует ГКУ РК «Коми реклама», в отношении которого Администрация осуществляет функции и полномочия учредителя государственного учреждения Республики Коми, а также МФЦ в части приема документов у заявителя.

Таким образом, ГКУ РК «Коми реклама» в установленном порядке наделено соответствующими полномочиями на участие в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Кроме того, судом не установлено обстоятельств нарушения положениями пункта 5.1 Правил прав и законных интересов административного истца в сфере предпринимательства и иной экономической деятельности.

Пункт 6.1 Правил носит отсылочный характер, каких-либо санкций административного или иного характера не устанавливает и не нарушает прав и законных интересов. Оснований для признания его недействующим не имеется.

Оспариваемые положения Правил не регулируют правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, равно как и другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников. Оспариваемые нормы не содержат положений, препятствующих осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов, распространяются в равной мере на всех лиц, владеющих объектами для размещения информации.

В то же время судом установлено следующее.

В силу пункта 5.8 статьи 19 Закона о рекламе документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах, является схема размещения рекламных конструкций. Указанная схема должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций.

Согласно пунктам 1, 2, 6, 7, 8, 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий; территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения; градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов; территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты; правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений; градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются в том числе на принципе обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории.

Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений (часть 1 статьи 4 ГрК РФ).

В силу положений частей 2, 3 статьи 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области градостроительной деятельности относятся в том числе подготовка и утверждение документов территориального планирования, утверждение правил землепользования и застройки.

Как следует из части 1 статьи 9 ГрК РФ, территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Документами территориального планирования муниципальных образований являются: 1) схемы территориального планирования муниципальных районов; 2) генеральные планы поселений; 3) генеральные планы городских округов. Состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (части 1, 2 статьи 18 ГрК РФ).

Согласно статье 30 ГрК РФ границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки, наряду с прочим, включают в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.

Порядок установления территориальных зон, их виды и состав регулируются нормами статей 34, 35 ГрК РФ.

Таким образом, вопросы территориального зонирования регламентированы градостроительным законодательством, и подлежат регулированию нормами законодательства о градостроительной деятельности.

Статьей 8.2 ГрК РФ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2014 года №485-ФЗ, вступившего в силу 09 января 2015 года) допускается перераспределение полномочий в сфере градостроительной деятельности между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктом 4.1 Правил осуществляется деление территории каждого муниципального образования городского округа, муниципального района в Республике Коми на территориальные зоны, для каждой из которых в зависимости от площади информационных полей устанавливаются виды и типы рекламных конструкций, допустимых к установке. При этом в последнем абзаце оспариваемого пункта (в редакции Приказа Администрации Главы Республики Коми от 5 ноября 2020 года №114-р) предусмотрено, что границы территориальных зон муниципальных образований городских округов (муниципальных районов) в Республике Коми устанавливаются приказом Администрации Главы Республики Коми.

Закон РК №123-РЗ не содержит положений о перераспределении полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Коми в области градостроительной деятельности, в том числе по утверждению документов градостроительного зонирования, в пользу органов государственной власти Республики Коми.

Учитывая изложенное, пункт 4.1 Правил, утвержденных Приказом №39-р, принят Администрацией Главы Республики Коми с превышением полномочий, поскольку принят по вопросу в сфере территориального зонирования, регулируемому градостроительным законодательством, в связи с чем положения данного пункта подлежат признанию недействующими.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Поскольку пункт 4.1 Правил принят Администрацией Главы Республики Коми с нарушением полномочий, то подлежит признанию не действующим со дня его принятия.

С учетом требований пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии данного решения подлежит опубликованию в официальном печатном издании органа государственной власти, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 175-180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

Требования общества с ограниченной ответственностью «Коми ФМ» удовлетворить частично.

Признать не действующим со дня принятия пункт 4.1 Правил распространения наружной рекламы с использованием рекламных конструкций на территориях муниципальных образований в Республике Коми, утвержденных приказом Администрации Главы Республики Коми от 11 мая 2018 года №39-р «О некоторых вопросах распространения наружной рекламы с использованием рекламных конструкций на территориях муниципальных образований в Республике Коми».

Отказать в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Коми ФМ» о признании не действующими пунктов 3.1, 3.7, 4.2.4, 4.6, 5.1, 6.1 Правил распространения наружной рекламы с использованием рекламных конструкций на территориях муниципальных образований в Республике Коми, утвержденных приказом Администрации Главы Республики Коми от 11 мая 2018 года №39-р «О некоторых вопросах распространения наружной рекламы с использованием рекламных конструкций на территориях муниципальных образований в Республике Коми».

Настоящее решение или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в официальном печатном издании органа государственной власти, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 23 декабря 2020 года.

Судья А.Г. Пешкин