УИД Номер изъят
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 февраля 2024 г. г. Иркутск
Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Папуши А.С., при секретаре судебного заседания Варваровской И.А., с участием посредством видеоконференц-связи административного истца кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по областной список (по одномандатному избирательному округу № 20) Д.А.А., его представителя Б.Е.А., действующей на основании ордера от 23 января 2024 г. Номер изъят, представителя административного ответчика Избирательной комиссии Иркутской области Ш.М.В., действующей на основании доверенности Номер изъят от 10 января 2024 г., представителя заинтересованных лиц депутата Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва областной список (по одномандатному избирательному округу № 20) Л.А.В. и Иркутского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» - М.А.А., действующего на основании нотариальной доверенности от 12 января 2024 г. Номер изъят и доверенности от 1 августа 2023 г., старшего прокурора отдела Прокуратуры Иркутской области В.А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-55/2024 по административному исковому заявлению кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва областной список (по одномандатному избирательному округу № 20) Д.А.А. к Избирательной комиссии Иркутской области об отмене Постановления Избирательной комиссии Иркутской области от 13 сентября 2023 г. Номер изъят «О результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по областному избирательному округу» в части,
У С Т А Н О В И Л :
кандидат в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по областному избирательному округу (региональная группа № 19, по одномандатному избирательному округу № 20) Д.А.А. обратился в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением к Избирательной комиссии Иркутской области об отмене Постановления Избирательной комиссии Иркутской области от 13.09.2023 Номер изъят «О результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по областному избирательному округу» в части.
В обоснование заявленных административных исковых требований административный истец указывает, что Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 07.06.2023 Номер изъят назначены на 10.09.2023 выборы Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва.
Для участия в выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва административный истец Д.А.А. выдвинут Региональным отделением Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ» в Иркутской области по областному списку (региональная группа № 19, одномандатный избирательный округ № 20).
Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 03.08.2023 Номер изъят «О регистрации областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва, выдвинутого Региональным отделением Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ» в Иркутской области» административный истец Д.А.А. зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по областному избирательному округу под Номер изъят в списке Региональной группы № 19 (одномандатный избирательный округ № 20) в составе областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва, выдвинутого Региональным отделением Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ» в Иркутской области.
Согласно пункту 1 Постановления Избирательной комиссии Иркутской области от 13.09.2023 г. Номер изъят «О результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвёртого созыва по областному избирательному округу» выборы депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по областному избирательному округу признаны состоявшимися, результаты выборов – действительными.
Пунктом 3 Постановления Избирательной комиссии Иркутской области от 13 сентября 2023 г. Номер изъят установлено, что избранным депутатом Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по областному избирательному округу из областного списка кандидатов Иркутского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» следует считать Л.А.В., региональная группа № 20, одномандатный избирательный округ № 20.
Административный истец с постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 13.09.2023 Номер изъят «О результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по областному избирательному округу» не согласен, в связи с нарушениями законодательства Российской Федерации о выборах.
Административный истец считает, что во время предвыборной кампании он, как кандидат в депутаты, был поставлен в неравное положение с зарегистрированным кандидатом в депутаты Л.А.В. по областному списку, признанным избранным по одномандатному избирательному округу № 20 оспариваемым постановлением Избирательной комиссии Иркутской области.
Указывает, что до начала избирательной кампании административным истцом в правобережной части г. Усть-Илимска Иркутской области в районе пересечения улиц <адрес изъят> на рекламном щите был размещен баннер с поздравлением жителей города Усть-Илимска с 50-летием города Усть-Илимска.
Во время размещения данного баннера, административный истец Д.А.А. не имел намерений выдвигать свою кандидатуру для участия в выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва, баннер изготовлен и размещен до принятия постановления Законодательного Собрания Иркутской области от 07.06.2023 Номер изъят «О назначении выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва».
Баннер располагался на рекламном щите со 02.06.2023 до 04.08.2023 (даты обращения жительницы г. Усть-Илимска Иркутской области А.Т.А. в избирательную комиссию о нарушение Д.А.А. избирательного законодательства).
Решением Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссии от 12.08.2023 Номер изъят «По заявлению А.Т.А.» данный баннер, а также ещё два баннера, размещенные в г. Усть-Илимске Иркутской области по адресам: <адрес изъят> были признаны предвыборной агитацией с нарушением норм избирательного законодательства Российской Федерации.
Решением Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссии от 13.08.2023 Номер изъят «О вынесении предупреждения зарегистрированному кандидату в депутаты в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва, выдвинутому избирательным объединением Региональное отделение Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ» в Иркутской области по одномандатному избирательному округу № 20» Д.А.А. вынесено предупреждение о недопустимости нарушения избирательного законодательства и предложено демонтировать баннеры, во исполнение которого данные баннеры Д.А.А. демонтированы.
Административный истец в административном исковом заявлении указал, что им было установлено, что заинтересованное лицо депутат Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва Л.А.В., являясь зарегистрированным кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по областному избирательному округу с нарушением действующего законодательства Российской Федерации о выборах ведет предвыборную агитацию в сети Интернет, на телевидении, размещая видеоролики о встречах с жителями, проведении массовых мероприятий, поздравлений жителей города, с комментариями о благоустройстве города Усть-Илимска и проводимых ремонтных работах, при этом проводит предвыборную агитацию за счет другого зарегистрированного кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва П.В.В. по одномандатному избирательному округу № 20, который являлся в период избирательной кампании депутатом Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва, размещает в аккаунтах П.В.В. в социальных сетях свои агитационные материалы.
В целях устранения выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о выборах административный истец Д.А.А. 21.08.2023 обратился с заявлением в Усть-Илимскую городскую территориальную избирательную комиссию (Окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № 20) о проведении проверки в отношении П.В.В. по указанным фактам, пресечения незаконного распространения агитационных материалов и привлечения к ответственности виновных лиц.
Письмом Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссии от 24.08.2023 Номер изъят от административного истца Д.А.А. были истребованы доказательства о нарушении избирательного законодательства по его заявлению от 21.08.2023.
Административный истец указывает, что он в этот же день 24.08.2023 направил письмо в Усть-Илимскую городскую территориальную избирательную комиссию с представленными доказательствами о нарушениях избирательного законодательства.
В ответе Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссии от 30.08.2023 Номер изъят указано, что нарушений предвыборной агитации со стороны П.В.В. не усматривается, так как он, являясь депутатом Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва, осуществляет свои полномочия в соответствии со ст. 9 Закона Иркутской области от 08.06.2009 № 31-оз «О статусе депутата Законодательного Собрания Иркутской области» и административным истцом Д.А.А. не представлены доказательства нарушений избирательного законодательства.
Административный истец просит суд отменить постановление Избирательной комиссии Иркутской области от 13 сентября 2023 г. Номер изъят «О результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по областному избирательному округу» в части абзаца 7 подпункта 1 пункта 3, в котором просит исключить предложение: «Считать избранным депутатом Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по областному избирательному округу зарегистрированного кандидата из областного списка кандидатов Иркутского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Л.А.В. (региональная группа № 20 (одномандатный избирательный округ № 20)».
В судебном заседании административный истец Д.А.А., его представитель Б.Е.А., административное исковое заявление поддержали, просили административные исковые требования удовлетворить в полном объеме. Полагали, что доводы административного ответчика и представителя заинтересованных лиц о пропуске административным истцом срока для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением необоснованными, так как информация озаглавленная административным ответчиком как «Итоги выборов депутатов законодательного собрания Иркутской области четвертого созыва (Данные протоколов окружных избирательных комиссий о результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва 10 сентября 2023 г. по областному избирательному округу)» опубликована в общественно-политической газете «Областная» от 18.09.2023 Номер изъят (Номер изъят).
В судебном заседании представитель административного ответчика Избирательной комиссии Иркутской области Ш.М.В. поддержала письменные возражения на административный иск, в удовлетворении административных исковых требований Д.А.А. просила отказать, кроме того, полагала, что административным истцом Д.А.А. пропущен процессуальный срок на обращение в суд с данным административным исковым заявлением.
В судебное заседание заинтересованное лицо депутат Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по областному избирательному округу (региональная группа № 20, одномандатный избирательный округ № 20) Л.А.В., надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения настоящего административного дела, не явился, его интересы в судебном заседании представляет М.А.А., который поддержал письменные возражения на административный иск, в удовлетворении административных исковых требований Д.А.А. просил отказать, полагал, что административным истцом Д.А.А. пропущен процессуальный срок на обращение в суд с данным административным исковым заявлением.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Иркутского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» М.А.А. в удовлетворении административных исковых требований Д.А.А. просил отказать, полагал, что административным истцом Д.А.А. пропущен процессуальный срок на обращение в суд с данным административным исковым заявлением.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, о возможности рассмотрения настоящего административного дела при данной явке, суд, совещаясь на месте, руководствуясь ч. 2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), определили – рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы административного дела, относящиеся к настоящему административному делу материалы административного дела Номер изъят по административному исковому заявлению кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 20 Дубаса А.А. к Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссии об отмене решения Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссии от 11.09.2023 Номер изъят «О результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвёртого созыва по одномандатному Избирательному округу № 20», заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора В.А.А., полагавшего, что в удовлетворении административных исковых требований следует отказать, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований по приведенным ниже основаниям.
Согласно ч. 15 ст. 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор.
Частью 16 данной статьи установлено, избиратель, участник референдума вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, связанных с установлением итогов голосования на том избирательном участке, участке референдума, на котором он принимал участие в соответствующих выборах, референдуме.
Как закреплено ч. 3 ст. 240 КАС РФ после опубликования результатов выборов, референдума административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума о результатах выборов, референдума может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов, референдума.
В соответствии с пп. 17 п. 1 постановления Избирательной комиссии Иркутской области от 04.05.2023 Номер изъят «Об окружных избирательных комиссиях по выборам депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва» полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 20 по выборам депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва возложены на Усть-Илимскую городскую территориальную избирательную комиссию.
Судом установлено, что постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 07.06.2023 Номер изъят «О назначении выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва» назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва на 10.09.2023.
В соответствии с ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
На федеральном уровне правоотношения, связанные с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, урегулированы Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 67-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 67-ФЗ законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
На территории Иркутской области действует Закон Иркутской области от 06.04.2011 № 18-оз «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области» (далее – Закон ИО № 18-оз).
Избирательная комиссия Иркутской области состоит из 14 членов комиссии с правом решающего голоса, из них постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 17.05.2023 Номер изъят «О назначении членов Избирательной комиссии Иркутской области с правом решающего голоса» назначены Б.Д.А., П.В.Е., П.Е.М., Ч.В.А., Ч.О.А., Я.А.А., также распоряжением Губернатора Иркутской области «О назначении членов Избирательной комиссии с правом решающего голоса» от 24.05.2023 Номер изъят назначены Г.А.Г., Д.И.В., М.Ю.Б., Р.Д.С., С.А.В., С.С.С., Ш.А.Ю.
Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 07.06.2023 Номер изъят председателем Избирательной комиссии Иркутской области избран Д.И.В.
Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 07.06.2023 Номер изъят «Об избрании секретаря Избирательной комиссии Иркутской области» секретарем Избирательной комиссии Иркутской области избрана П.Е.М.
Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 16.06.2023 Номер изъят «О проведении голосования на выборах, назначенных на территории Иркутской области на 10 сентября 2023 года, в течение нескольких дней подряд» установлено проведение голосования на выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва, а также на иных выборах, назначенных на территории Иркутской области на 10.09.2023, в течение нескольких дней подряд 8, 9 и 10 сентября 2023 г.
Для участия в выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва административный истец Д.А.А. выдвинут Региональным отделением Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ» в Иркутской области по областному списку (региональная группа № 19, одномандатный избирательный округ № 20).
Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 03.08.2023 Номер изъят «О регистрации областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва, выдвинутого Региональным отделением Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ» в Иркутской области» административный истец Д.А.А. зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по областному избирательному округу под № 1 в списке Региональной группы № 19 (одномандатный избирательный округ № 20) в составе областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва, выдвинутого Региональным отделением Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ» в Иркутской области.
В соответствии с решением Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссии от 28.07.2023 Номер изъят «О регистрации Д.А.А. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 20» административный истец Д.А.А. также зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 20.
Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области «О формировании Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссии» от 18.05.2021 Номер изъят сформирована Усть-Илимская городская территориальной избирательная комиссия.
Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 19.01.2023 Номер изъят «О назначении председателя Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссии» председателем Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссии назначен Б.С.В.
Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 13.09.2023 Номер изъят «Об общих результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва» выборы депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по областному избирательному округу и по 22 одномандатным избирательным округам признаны состоявшимися, результаты выборов - действительными.
Решением Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссии от 11.09.2023 Номер изъят «О результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 20» выборы депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 20 признаны состоявшимися и действительными, признан избранным депутатом Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 20 зарегистрированный кандидат П.В.В., получивший наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 04.08.2023 Номер изъят «О регистрации областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва, выдвинутых Иркутским региональным отделением Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» зарегистрирован областной список кандидатов в депутаты, выдвинутых региональным отделением данной политической партией, в котором в региональной группе № 20 (одномандатный избирательный округ № 20) под Номер изъят значится заинтересованное лицо Л.А.В.
Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 13.09.2023 Номер изъят «О результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по областному избирательному округу» выборы депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва признаны состоявшимися, а их результаты – действительными.
Согласно п. 3 указанного выше постановления Избирательная комиссии Иркутской области зарегистрированный кандидат Д.А.А. признан избранным депутатом Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по областному избирательному округу. Постановление Избирательной комиссии подписано надлежащими лицами – председателем Избирательной комиссии Иркутской области Д.И.В. и секретарем Избирательной комиссии Иркутской области П.Е.М.
Выпиской из Протокола заседания Избирательной комиссии Иркутской области от 13.09.2023 Номер изъят по вопросу результатов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по областному избирательному округу подтверждается наличие на этом заседании кворума членов избирательной комиссии с правом решающего голоса, а таже принятие в результате единогласного голосования членами избирательной комиссии «за» оспариваемого административным истцом Постановления Избирательной комиссии Иркутской области от 13.09.2023 Номер изъят. Протокол заседания подписан председателем Избирательной комиссии Иркутской области Д.И.В. и секретарем Избирательной комиссии Иркутской области П.Е.М.
Постановление Избирательной комиссии Иркутской области от 13.09.2023 Номер изъят, а также Сводная таблица Избирательной комиссии Иркутской области о результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по областному избирательному округу опубликованы в общественно-политической газете «Областная» от 15.09.2023 Номер изъят (Номер изъят).
Анализируя изложенное выше, суд приходит к выводу о соблюдении порядка принятия и опубликования оспариваемого Постановления Избирательной комиссии Иркутской области от 13.09.2023 Номер изъят, данное обстоятельство лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Также судом установлено, кандидат в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва П.В.В., за счет избирательного фонда которого, как утверждает административный истец проводил избирательную кампанию кандидат в депутаты по областному списку Л.А.В., Решением Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссии от 15.09.2023 Номер изъят «О регистрации избранного депутата П.В.В. депутатом Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 20», зарегистрирован депутатом Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 20.
В силу п. 7 ч. 1 ст. 20 КАС РФ данный спор подсуден Иркутскому областному суду, так как к подсудности областных судов отнесены дела об оспаривании решений избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума).
Учитывая изложенное выше, поскольку кандидат в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по областному избирательному округу (одномандатный избирательный округ № 20) Д.А.А. был включен в областной список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва, в региональную группу по областному избирательному округу по тому же одномандатному избирательному округу № 20, что и депутат Л.А.В. (региональная группа № 20, одномандатный избирательны округ № 20), зарегистрированный кандидат в депутаты по областному избирательному округу Д.А.А. является надлежащим административным истцом по настоящему административному делу.
Статьей 77 Федерального закона № 67-ФЗ установлены основания, по которым могут быть отмены решения избирательных комиссий об итогах голосования и результатах выборов.
Согласно п. 2 ст. 77 Федерального закона № 67-ФЗ суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов в случае установления им одного из следующих обстоятельств:
а) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом;
а.1) отсутствие пассивного избирательного права у кандидата, признанного избранным;
б) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
в) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных п. 1 ст. 56 настоящего Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей;
г) кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
д) признание после дня голосования незаконным отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, если это нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
е) установление иных нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Согласно п. 1 ст. 40 Федерального закона № 67-ФЗ кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами, журналистами, другими творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.
Лица, не являющиеся кандидатами и замещающие государственные или выборные муниципальные должности, либо находящиеся на государственной или муниципальной службе, либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, в период избирательной кампании, кампании референдума не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения в целях выдвижения кандидата, списка кандидатов и (или) избрания кандидатов, выдвижения и поддержки инициативы проведения референдума, получения того или иного ответа на вопрос референдума (п. 4 ст. 40 Федерального закона № 67-ФЗ).
Согласно п. 5 ст. 40 Федерального закона № 67-ФЗ под использованием преимуществ должностного или служебного положения в настоящем Федеральном законе понимается:
а) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума;
б) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, за исключением помещений, занимаемых политическими партиями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума не будет гарантировано предоставление указанных помещений на таких же условиях;
в) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, организаций независимо от формы собственности, за исключением указанных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование политических партий, для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если их использование не оплачено из соответствующего избирательного фонда, фонда референдума;
г) использование на безвозмездной основе или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственности организаций, за исключением транспортных средств, находящихся в собственности политических партий, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума. Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанными транспортными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной охране;
д) сбор подписей избирателей, участников референдума, ведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, замещающими государственные или выборные муниципальные должности, либо находящимися на государственной или муниципальной службе, либо являющимися главами местных администраций, либо являющимися членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, в ходе служебных (оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета, средств соответствующей организации) командировок;
е) доступ (обеспечение доступа) к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях сбора подписей избирателей, участников референдума, ведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума для этих целей не будет гарантирован такой же доступ в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом;
ж) агитационное выступление в период избирательной кампании, кампании референдума при проведении публичного мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий;
з) обнародование в период избирательной кампании, кампании референдума в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе, распространение от имени гражданина, являющегося кандидатом, поздравлений и иных материалов, не оплаченных из средств соответствующего избирательного фонда.
Согласно п. 1 ст. 48 Федерального закона № 67-ФЗ граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума.
Пунктом 2 ст. 48 Федерального закона № 67-ФЗ закреплено, что предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются:
а) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них);
б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с п. 2 ст. 46 настоящего Федерального закона);
в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;
г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;
д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;
е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.
Действия, совершаемые при осуществлении представителями организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, и представителями редакций сетевых изданий профессиональной деятельности и указанные в пп. «а» п. 2 настоящей статьи, признаются предвыборной агитацией в случае, если эти действия совершены с целью побудить избирателей голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них), а действия, указанные в пп. «б» - «е» п. 2 настоящей статьи, - в случае, если эти действия совершены с такой целью неоднократно (п. 2.1 ст. 48 Федерального закона № 67-ФЗ).
Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума может проводиться:
а) на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и сетевых изданиях;
б) посредством проведения агитационных публичных мероприятий;
в) посредством изготовления и распространения, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть «Интернет», печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;
г) иными не запрещенными законом методами (п. 3 ст. 48 Федерального закона № 67-ФЗ).
Особенности изготовления и (или) распространения агитационных материалов могут быть установлены Центральной избирательной комиссией Российской Федерации с учетом требований законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах (п. 3.1. ст. 48 Федерального закона № 67-ФЗ).
Кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума самостоятельно определяют содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводят ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц (п. 4 ст. 48 Федерального закона № 67-ФЗ).
Расходы на проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума осуществляются исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов, фондов референдума в установленном законом порядке. Агитация за кандидата, избирательное объединение, оплачиваемая из средств избирательных фондов других кандидатов, избирательных объединений, запрещается (п. 5 ст. 48 Федерального закона № 67-ФЗ).
Лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, запрещается проводить предвыборную агитацию на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, за исключением случаев, если указанные лица зарегистрированы в качестве кандидатов в депутаты или на выборные должности (п. 8 ст. 48 Федерального закона № 67-ФЗ).
Лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, вправе проводить агитацию по вопросам референдума, в том числе на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, выпускать и распространять агитационные материалы, но не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения (п. 8.1. ст. 48 Федерального закона № 67-ФЗ).
Согласно п. 9.1. ст. 48 Федерального закона № 67-ФЗ при проведении выборов использование в агитационных материалах изображений физического лица допускается только в следующих случаях:
а) использование избирательным объединением изображений выдвинутых им на соответствующих выборах кандидатов (в том числе в составе списка кандидатов), включая кандидатов среди неопределенного круга лиц;
б) использование кандидатом своих изображений, в том числе среди неопределенного круга лиц.
В случаях, указанных в п. 9.1 ст. 48 Федерального закона № 67-ФЗ, получение согласия на использование соответствующих изображений не требуется (п. 9.2. ст. 48 Федерального закона № 67-ФЗ).
При проведении референдума использование в агитационных материалах изображений физического лица допускается только с письменного согласия этого физического лица. Документ, подтверждающий такое согласие, представляется в комиссию референдума вместе с экземплярами агитационных материалов, представляемых в соответствии с п. 3 ст. 54 настоящего Федерального закона. В случае размещения агитационного материала на канале организации телерадиовещания либо в периодическом печатном издании указанный документ представляется в комиссию референдума по ее требованию (п. 9.3. ст. 48 Федерального закона № 67-ФЗ).
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 129 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2023 № 24 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Федеральный закон № 67-ФЗ предусматривает перечень обстоятельств, в случае установления которых суд может отменить решение комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, референдума. Суд также вправе отменить соответствующее решение комиссии, если установит иные существенные нарушения законодательства о выборах и референдумах, например распространение вводящих в заблуждение избирателей, участников референдума поддельных изображений, аудио - и аудиовизуальных материалов, в том числе созданных с помощью компьютерных технологий, если такие нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума (ст. 44, п. 2 ст. 45, п. 1, пп. «е» п. 2 ст. 48, пп. «д» п. 12, пп. «е» п. 2 ст. 77 Федерального закона № 67-ФЗ).
Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, выраженным в Постановлении Конституционного Суда Федерации от 22.04.2013 № 8-П, конституционные принципы правового государства, основанного на верховенстве права и правовой демократии, предполагают в целях поддержания гражданского мира и согласия необходимость установления нормативно-правового регулирования, которое обеспечивало бы цивилизованные формы разрешения избирательных споров, что делает наиболее востребованными именно судебные механизмы защиты избирательных прав.
В силу приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, судебная защита должна быть доступной для избирателей и эффективной не только в случаях, когда нарушения избирательных прав, включая право избирать в органы государственной власти, органы местного самоуправления, возникают в период избирательной кампании до начала или непосредственно в ходе голосования, но и на следующих стадиях избирательного процесса, направленных на определение результатов выборов.
Вместе с тем судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права.
В связи с чем, не любые, а лишь существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены результатов выборов судом на соответствующей территории. Помимо установления факта нарушения необходимо выяснить степень влияния таких нарушений на результаты выборов.
Таких оснований для отмены Постановления Избирательной комиссии Иркутской области от 13.09.2023 Номер изъят при поверке доводов административного искового заявления Д.А.А. судом не установлено.
В судебном заседании установлено, что административный истец Д.А.А. оспаривает Постановление Избирательной комиссии Иркутской области от 13.09.2023 Номер изъят «Об общих результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва» по основаниям, указанным в пп. «в», «г» п. 2 ст. 77 Федерального закона № 67-ФЗ, вследствие нарушений требований п.п. 1, 5 ст. 40 при осуществлении деятельности, предусмотренной пп. «е» п. 2 ст. 48 Федерального закона № 67-ФЗ.
Судом установлено, что заинтересованное лицо депутат Л.А.В. в период избирательной кампании по выборам депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва был зарегистрированным кандидатом, выдвинутым только в составе списка кандидатов Иркутского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» (региональная группа № 20 (одномандатный избирательный округ № 20).
В силу Федерального закона № 67-ФЗ, ч. 1 ст. 61 Закона ИО № 18-оз кандидат, выдвинутый только в составе областного списка кандидатов, избирательный фонд не создает и в соответствии со ст. 54 Федерального закона № 67-ФЗ т ст. 59 Закона ИО № 18-оз агитационные материалы не изготавливает.
Проверяя доводы административного истца Д.А.А. о нарушении депутатом Л.А.В. правил проведения предвыборной агитации суд установил, что административный истец в качестве доказательств таких нарушений представил в суд материалы, размещенные в социальных сетях и в средствах массовой информации в период с 26.07.2023 по 10.09.2023, которые административным истцом квалифицированы как предвыборные агитационные.
Согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона № 68-ФЗ агитация предвыборная (предвыборная агитация) - деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).
Как было указано выше, в соответствии с п. 2 ст. 48 Федерального закона № 67-ФЗ предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются:
а) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них);
б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с п. 2 ст. 46 Федерального закона № 67-ФЗ);
в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;
г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;
д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;
е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.10.2003 № 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобами граждан С.А. Бунтмана, К.А. Катаняна и К.С. Рожкова», Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что поскольку как агитация, так и информирование любого характера могут побудить избирателей сделать тот или иной выбор, при том, что достоверные и объективные сведения о кандидате в большей мере помогают избирателю сформировать свои предпочтения, чем просто призывы голосовать «за» или «против», то очевидно, что критерием, позволяющим различить предвыборную агитацию и информирование, может служить лишь наличие в агитационной деятельности специальной цели - склонить избирателей в определенную сторону, обеспечить поддержку или, напротив, противодействие конкретному кандидату, избирательному объединению.
Исходя из данной правовой позиции действия, не имеющие целью побудить избирателей голосовать за определенных кандидатов или против них, то есть не обусловленные объективно подтвержденным умыслом добиться конкретного результата на выборах, не могут рассматриваться в качестве предвыборной агитации.
Анализируя представленные административным истцом материалы, суд приходит к выводу о том, что эти материалы, за исключением аудиовизуального материала, а также буклета «Вместе», газеты «Вместе», изготовленных самостоятельно Иркутским региональным отделением Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» и по его заказу, оплаченных за счет избирательного фонда этого избирательного объединения, не являются агитационными, так как они не содержат установленных законом признаков предвыборной агитации, а именно: упоминаний о выборах в Законодательное Собрание Иркутской области четвертого созыва, о личном участии в них в качестве кандидата в депутаты по областному списку Л.А.В., отсутствуют призывы голосовать «за» или «против» Л.А.В., также в них отсутствует описание последствий его избрания (неизбрания), их содержание не выражает цель склонить избирателей обеспечить поддержку кандидату Л.А.В.
В информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в Telegram канале Л.А.В. (#Л.А.В.), средствах массовой информации участие Л.А.В. в различных мероприятиях освещалось с точки зрения информирования о текущей деятельности депутата законодательного органа государственной власти Иркутской области, а не как кандидата в депутаты по областному списку по областному избирательному округу, что не противоречит положениям п. 6 ст. 40 Федерального закона № 67-ФЗ.
Кроме того, размещенные в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на телевидении материалы носят информационный характер, отражающие достижения города Усть-Илимска и Усть-Илимского района, связанные с реализацией различного рода программ по капитальному ремонту дорог, объектов социальной инфраструктуры, помощи семьям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, а также иными социально-значимыми мероприятиями, а содержащаяся в них информация по своей форме и содержанию не является отчетом о деятельности Л.А.В., как депутата Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва, признаки предвыборной агитации в них отсутствуют.
Анализируя представленные административным истцом материалы из информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и видеоматериалы, размещенные на телевидении о присутствие на освещаемых мероприятиях кандидата в депутаты Л.А.В. в статусе действующего депутата Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва, а также совместно с ним должностных лиц, замещающих государственные или муниципальные должности, в том числе председателя Правительства Иркутской области З.К.Б., суд приходит с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации к выводу о том, что эти материалы не подпадают под признаки агитационных в пользу Л.А.В., а также не могут быть отнесены к использование преимуществ должностного положения в том значении, в каком оно определено в федеральном законодательстве.
Суд приходит к выводу о том, что наличие в этих материалах изображения кандидата в депутаты Л.А.В. не является предвыборной агитацией в пользу Л.А.В., так как в них отсутствуют призывы голосовать «за» или «против» Л.А.В., в данных материалах отсутствует описание последствий его избрания (неизбрания), а их содержание не выражает цель склонить избирателей обеспечить поддержку кандидату Л.А.В., также же эти материалы не могут быть квалифицированы как агитационные с использование преимуществ должностного положения в том значении, в каком оно определено в федеральном законодательстве.
Размещение информации о деятельности действующего депутата соответствует предписаниям статей 8, 9 Закона Иркутской области от 08.06.2009 № 31-оз «О статусе депутата Законодательного Собрания Иркутской области», в соответствии с которыми информирование депутатом избирателей о своей деятельности, в том числе и через средства массовой информации, является одним из способов работы депутата с избирателями.
Исходя из изложенного выше, суд приходит к выводу о том, что представленные административным истцом материалы (скриншоты страниц из телеграмм канала, а также видеоматериалы новостей), за исключением аудиовизуального материала изготовленного Иркутским региональным отделением Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» на собственном оборудовании и без расходования средств избирательного фонда (юридический адрес изготовителя: <адрес изъят>, ИНН Номер изъят. Заказчик: избирательное объединение Иркутское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ». Тираж: 1 экз. Дата изготовления: 22.08.2023), не могут быть квалифицированы как предвыборные агитационные, а доводы административного истца о нарушении порядка их изготовления и распространения (отсутствие оплаты за счет средств избирательного фонда кандидата, незаконное использование изображений физических лиц, размещение вне агитационного периода) являются несостоятельными.
Проверяя доводы административного истца о проведении Л.А.В. предвыборной агитации в сети «Интернет», на телевидении за счет другого кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва П.В.В. судом установлено следующее.
Порядок создания избирательных фондов кандидатов и избирательных объединений при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области определен Законом Иркутской области от 06.04.2011 № 18-оз «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области».
В соответствии с ч. 1 ст. 61 Закон ИО № 18-оз кандидат, выдвинутый только в составе областного списка кандидатов, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов только по одномандатным избирательным округам, избирательные фонды не создают.
Как указано выше Л.А.В. в период избирательной кампании по выборам депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва был зарегистрированным кандидатом, выдвинутым только в составе областного списка кандидатов Иркутского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» (региональная группа № 20, одномандатный избирательный округ № 20).
Исходя из изложенного выше, судом установлено, что в силу положений Закона ИО № 18-оз избирательный фонд кандидат в депутаты Л.А.В. не создавал.
Судом исследован Итоговый финансовый отчет кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 20 П.В.В., согласно которому не выявлено расходов на избирательную кампанию кандидата Л.А.В. за счет средств избирательного фонда кандидата П.В.В.
Таким образом, доводы административного истца о проведении кандидатом Л.А.В. предвыборной агитации в сети «Интернет», на телевидении за счет другого кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва П.В.В. являются несостоятельными.
Судом установлено, что заинтересованным лицом Иркутским региональным отделением Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в период избирательной кампании изготовлены в установленном законом порядке в качестве агитационных материалов: буклет «Вместе» с выходными данными: изготовитель ООО «Бланкиздат», заказчик: Иркутское региональное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия», изготовление оплачено из средств избирательного фонда избирательного объединения Иркутское региональное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия», дата выпуска 11.08.2023, тираж 15 000 экз., а также газета «Вместе» с выходными данными: изготовитель ООО «Бланкиздат», заказчик: Иркутское региональное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия», изготовление оплачено из средств избирательного фонда избирательного объединения Иркутское региональное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия», дата выпуска 11.08.2023, тираж 30 000 экз., заказ Номер изъят, не свидетельствуют о нарушении кандидатом Л.А.В. избирательного законодательства, так как согласно представленному суду Постановлению Избирательной комиссии Иркутской области от 04.08.2023 Номер изъят «О регистрации областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва, выдвинутого Иркутским региональным отделениям Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»» в списке кандидатов, выдвинутых по региональной группе № 20 (одномандатный избирательный округ № 20) значатся Л.А.В. (под Номер изъят), а также П.В.В. (под Номер изъят), а политическое объединение Иркутское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», как самостоятельный субъект избирательной кампании, вправе самостоятельно осуществлять агитацию и выпускать агитационные материалы в отношении выдвинутых им кандидатов в депутаты.
Данный агитационный материал кандидат в депутаты Л.А.В. не оплачивал, как не оплачивал его и кандидат П.В.В., поэтому довод административного истца об осуществлении Л.А.В. агитации за счет средств избирательного фонда П.В.В. является необоснованным и не принят судом.
То, что в представленных суду печатных изданиях осуществляется агитационная деятельность в отношении лишь двух выдвинутых кандидатов по региональной группе № 20 (одномандатному избирательному округу № 20) – Л.А.В. и П.В.В. юридического значения для настоящего административного дела не имеет, так как данный вопрос относится к компетенции Иркутского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», осуществившей заказ изготовления данных агитационных печатных материалов, которое вправе самостоятельно определять ход и приоритеты агитационной деятельности.
Судом установлен факт заказа публикации данных агитационных материалов Иркутским региональным отделением Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» за счет своего избирательного фонда в установленном избирательным законодательством порядке, что лицами, участвующими в деле не оспаривается.
Учитывая изложенное выше, суд находит несостоятельными доводы административного истца о нарушении изготовлением указанных выше агитационных материалов запрета установленного п. 5 ст. 48 Федерального закона № 67-ФЗ, так как изготовление данных агитационных материалов заинтересованное лицо Л.А.В. не заказывал в рамках своей избирательной кампании и не оплачивал.
Не принят судом как необоснованный довод административного истца об использования Л.А.В. при проведении избирательной кампании преимущества своего должностного положения, участия в проведении предвыборной агитации лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих.
В п. 5 ст. 40 Федерального закона № 67-ФЗ установлен закрытый перечень действий, которые могут рассматриваться в качестве использования преимуществ должностного или служебного положения при проведении избирательной кампании, кампании референдума, не подлежащий расширительному толкованию.
Согласно п. 6 ст. 40 Федерального закона № 67-ФЗ соблюдение ограничений, установленных Федеральным законом, не должно препятствовать осуществлению депутатами своих полномочий и выполнению ими своих обязанностей перед избирателями.
Поскольку действующее законодательство не предусматривает обязанности действующего депутата, зарегистрированного в качестве кандидата на выборах, прекратить исполнение своих должностных обязанностей на время избирательной кампании (п.п. 2, 4 ст. 40 Федерального закона № 67-ФЗ), суд приходит к выводу о том, что само по себе исполнение действующим депутатом своих должностных обязанностей во время избирательной кампании не является нарушением требований закона.
Согласно справке председателя Законодательного Собрания Иркутской области от 26.01.2024 исх. Номер изъят на момент проведения избирательной кампании депутат Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва Л.А.В. замещал государственную должность Иркутской области заместителя председателя Комитета по здравоохранению и социальной защите Законодательного Собрания Иркутской области с 19.09.2018 по 19.09.2023.
Обязанность ухода в отпуск на время избирательной кампании для лиц, замещающих государственные должности, действующим выборным законодательством не предусмотрено.
Таким образом, размещение Л.А.В., действующим депутатом Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва, в сети «Интернет» информации с целью информирования о своей деятельности как избранного депутата является исполнением Л.А.В. своих обязанностей перед избирателями, предусмотренных Законом Иркутской области № 18-оз, и не является основанием для отмены обжалованного Постановления Избирательной комиссии Иркутской области от 13.09.2023 Номер изъят.
Также не усматривает суд нарушения со стороны кандидата Л.А.В. во время избирательной кампании ограничений, установленных п. 5 ст. 40 Федерального закона № 67-ФЗ, так как доказательств наличия в действиях Л.А.В. перечисленных в указанном пункте нарушений административным истцом суду не представлено, а суд не может основывать свои выводы на предположениях.
Судом установлено, что при аналогичных обстоятельствах, изложенных административным истцом в настоящем административном исковом заявлении, во время избирательной кампании обстоятельства использования кандидатом П.В.В. своего должностного положения были предметом проверки Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссией по жалобе Д.А.А. от 21.08.2023 о нарушении избирательного законодательства кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 20 П.В.В. нарушений норм действующего избирательного законодательства не установила (Решение Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссии от 30.08.2023 Номер изъят «О заявлении Д.А.А.», копия Протокола заседания рабочей группы Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссии от 30.08.2023 Номер изъят, ответ кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 20 от 28.08.2023 на запрос Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссии о даче пояснений, копия ответа Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссии от 30.08.2023 Номер изъят кандидату в депутаты Законодательного Собрания четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 20).
Так, Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссией проверены материалы, размещенные в период с 27.07.2023 по 10.09.2023 в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 20 П.В.В., в которых также присутствует изображение кандидата по областному списку Л.В.В., действующего в этих материалах, как и кандидат в депутаты П.В.В., в статусе депутатов Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва.
По результатам проверки Усть-Илимская городская территориальная избирательная комиссия пришла к выводу о том, что данные материалы не являются предвыборной агитацией, так как П.В.В., принимая участие в период избирательной кампании в различных мероприятиях, информация о которых была размещена, в том числе на официальных каналах и страницах депутата Законодательного Собрания Иркутской области П.В.В. в сети «Интернет», не допустил нарушений избирательного законодательства, перечисленных в п. 5 ст. 40 Федерального закона № 67-ФЗ, ч. 4 ст. 43 Закона № 18-оз, поскольку статус зарегистрированного кандидата в депутаты П.В.В. не был указан в этих материалах, а эти выступления не касались предстоящих выборов в Законодательное Собрание Иркутской области.
Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссией было установлено, что сам кандидат в депутаты П.В.В. не озвучивал в публикациях каких-либо планов на избрание его депутатом Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва, не высказывал призывов голосовать «за» или «против» других кандидатов, они не содержат описания последствий его избрания или неизбрания. В сети «Интернет» и средствах массовой информации участие П.В.В. в названных мероприятиях освещалось с точки зрения информирования о текущей деятельности депутата законодательного органа государственной власти Иркутской области, а не как кандидата в депутаты, что не противоречит положениям п. 6 ст. 40 Федерального закона № 67-ФЗ.
Усть-Илимская городская территориальная избирательная комиссия пришла к выводу о том, что размещенные материалы носили информационный характер, отражающие достижения города Усть-Илимска и Усть-Илимского района, связанные с реализацией различного рода программ по капитальному ремонту дорог, объектов социальной инфраструктуры, помощи семьям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, а также иными социально-значимыми мероприятиями.
Усть-Илимская городская территориальная избирательная комиссия пришла к выводу о том, что содержащаяся в них информация по своей форме и содержанию не является отчетом о деятельности П.В.В., как депутата Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва, признаки предвыборной агитации в них отсутствуют. Присутствие на данных мероприятиях должностных лиц, замещающих государственные или муниципальные должности, в том числе председателя Правительства Иркутской области З.К.Б., не может расцениваться как агитация в пользу П.В.В., а также не может быть отнесено к понятию «использование преимуществ должностного положения» в том значении, в каком оно определено в федеральном законодательстве.
Судом установлено, что на момент проведения избирательной кампании депутат Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва П.В.В. замещал государственную должность председателя Комитета по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении Законодательного Собрания Иркутской области в период с 30.06.2020 по 19.09.2023 (справка председателя Законодательного Собрания Иркутской области от 26.01.2024 исх. Номер изъят).
Анализируя собранные по делу доказательства, а также нормы избирательного федерального законодательства и законодательства Иркутской области, суд пришел к выводу о том, что размещение в «Telegram» канале Л.А.В., а также в видеосюжетах новостей изображений кандидата в депутаты по областному списку Л.А.В. вместе с депутатом Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва П.В.В., замещавшим на тот период государственную должность, а также с иными должностными лицами органов государственной власти Иркутской области и должностными лицами органов местного самоуправления не свидетельствует о нарушении кандидатом в депутаты Л.А.В. избирательного законодательства, так как эти материалы, учитывая приведенные выше разъяснения в Пленуме Верховного Суда Российской Федерации и правовую позицию по этому вопросу Конституционного Суда Российской Федерации не содержат призывов указанных выше должностных лиц голосовать «за» Л.А.В. или «против» других кандидатов, не содержат отчета депутата Л.А.В. о проделанной работе, в следствие чего, они не могут быть квалифицированы как агитационные материалы.
Поскольку данные материалы не являются агитационными, за исключением указанных выше, судом не принят довод административного истца о незаконности размещения в «Telegram» канале Л.А.В., а также в новостных лентах изображения Л.А.В. в публичных местах в кругу лиц, участвующих в мероприятиях.
Судом установлено, что решением Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссии от 12.08.2023 Номер изъят «По заявлению А.Т.А.» баннер с изображением административного истца, а также ещё два баннера с его же изображением, изготовленные и размещенные административным истцом до избирательной кампании в г. Усть-Илимске Иркутской области по адресам: <адрес изъят> были признаны предвыборной агитацией с нарушением норм законодательства Российской Федерации о выборах.
Решением Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссии от 13.08.2023 Номер изъят «О вынесении предупреждения зарегистрированному кандидату в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва, выдвинутому избирательным объединением Региональное отделение Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ» в Иркутской области по одномандатному избирательному округу № 20» Д.А.А. вынесено предупреждение о недопустимости нарушения избирательного законодательства и предложено демонтировать баннеры, во исполнение которого данные баннеры Д.А.А. демонтированы.
Указанные выше решения Усть-Илимской ТИК административным истцом не обжаловались.
Исследовав представленные суду по данному вопросу материалы, касающиеся установки и демонтажа баннеров административным истцом Д.А.А. суд приходит к выводу о том, что данные материалы не подтверждают факт неравного положения кандидатов в депутаты Д.А.А. и Л.А.В. при осуществлении выборной кампании по выборам депутатов в Законодательное Собрание Иркутской области четвертого созыва по областному списку по областному избирательному округу (одномандатный избирательному округу № 20), влияющего на возможность установления действительной воли избирателей.
Иные доводы административного истца не приняты судом, поскольку не подтверждают наличие в действиях Л.А.В. в период избирательной кампании, нарушений избирательного законодательства, которые не позволили выявить действительную волю избирателей при голосовании на выборах кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва, выдвинутых по областному избирательному округу (одномандатный избирательный округ № 20).
При указанных выше обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных административным истцом административных исковых требований.
Проверяя заявления административного ответчика и представителя заинтересованных лиц о пропуске административным истцом процессуального срока на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением, суд установил следующее.
В соответствии с ч. 3 ст. 240 КАС РФ после опубликования результатов выборов, референдума административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума о результатах выборов, референдума может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов, референдума.
Течение процессуального срока, исчисляемого месяцами, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало (ч. 3 ст. 92 КАС РФ).
Процессуальный срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца установленного срока (часть 1 статьи 93 КАС РФ). При этом положение ч. 2 ст. 93 КАС РФ о том, что в случае, если последний день процессуального срока приходится на нерабочий день, днем окончания процессуального срока считается следующий за ним рабочий день, не применяется по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Так, в п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.07.2023 № 24 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» разъяснено, что исходя из положений ч. 2 ст. 92 КАС РФ, сроки совершения процессуальных действий лицами, участвующими в деле о защите избирательных прав, исчисляются в календарных днях. С учетом этого административный иск по названным выше делам считается поданным в срок при условии его поступления в соответствующий суд не позднее последнего календарного дня его истечения, независимо от того, выпадает он на выходной или нерабочий день, а также вне зависимости от времени подачи документов через организацию почтовой связи.
Результаты выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва (далее - выборы депутатов Законодательного Собрания) определены:
- по областному избирательному округу постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 13.09.2023 Номер изъят «О результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по областному избирательному округу»;
- общие результаты выборов депутатов Законодательного Собрания постановлением от 13.09.2023 Номер изъят «Об общих результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва».
Порядок официального опубликования результатов выборов депутатов Законодательного Собрания определен ст. 84 Закона Иркутской области от 06.04.2011 № 18-оз «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области».
В силу ч. 4 ст. 84 Закона ИО № 18-оз официальное опубликование общих результатов выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области, а также данных о числе голосов избирателей, полученных каждым зарегистрированным областным списком кандидатов, осуществляется Избирательной комиссией Иркутской области в течение трех недель со дня голосования.
В соответствии с ч. 5 ст. 15 Закона Иркутской области от 18.07.2008 № 51-оз «Об Избирательной комиссии Иркутской области» официальным опубликованием решений Избирательной комиссии Иркутской области признается первое опубликование полного текста решения (постановления) в печатном средстве массовой информации либо сетевом издании, учрежденных органами государственной власти Иркутской области для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Иркутской области, иной официальной информации, либо на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), либо в журнале «Вестник Избирательной комиссии Иркутской области».
Согласно ст. 3 Закона Иркутской области от 12.03.2010 № 10-оз «О печатном средстве массовой информации, учреждаемом органами государственной власти Иркутской области для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Иркутской области, иной официальной информации» для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Иркутской области и Губернатора Иркутской области, иной официальной информации учреждено печатное средство массовой информации - общественно-политическая газета «Областная».
Официальное опубликование Постановления Избирательной комиссии Иркутской области от 13.09.2023 Номер изъят «О результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по областному избирательному округу», которое обжалует административный истец, а также Постановления Избирательной комиссии Иркутской области от 13.09.2023 Номер изъят «Об общих результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва», Сводной таблицы Избирательной комиссии Иркутской области о результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по областному избирательному округу, содержащих данные о числе голосов избирателей, полученных каждым зарегистрированным областным списком кандидатов осуществлено в общественно-политической газете «Областная» 15.09.2023 Номер изъят (Номер изъят) (стр. 30-31), а также сетевом издании «Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области» (ogirk.ru) (https://www.ogirk.ru/wp-content/uploads/sm-issue-print/2023/09/docl 04_2598.pdf).
Таким образом, поскольку оспариваемое Постановление Избирательной комиссии Иркутской области от 13.09.2023 Номер изъят официально опубликовано 15.09.2023, трехмесячный срок на его обжалование начинает исчисляться с 16.09.2023 и оканчивается 15.12.2023.
Почтовое отправление с административным исковым заявлением Д.А.А. по настоящему административному делу согласно штемпелям на почтовом конверте, в котором административное исковое заявление поступило в Иркутский областной суд, а также Отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором Номер изъят, сдано в отделение связи «Почта России» 11.12.2023, получено адресатом – Иркутским областным судом 18.12.2023, принято в обработку канцелярией Иркутского областного суда 19.12.2023 вх. Номер изъят.
Частью 7 ст. 240 КАС РФ предусмотрено, что трехмесячный срок, установленный для подачи административного искового заявления об отмене решения избирательной комиссии о результатах выборов, не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
Пункт 3 ст. 78 Федерального закона № 67-ФЗ содержит аналогичное положение.
В соответствии с ч. 10 ст. 240 КАС РФ пропуск срока обращения в суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации без уважительных причин, а также невозможность восстановления пропущенного срока является основанием для отказа в удовлетворении указанного заявления.
В п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.07.2023 № 24 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» разъяснено, что независимо от причин пропуска не подлежат восстановлению сроки обращения в суд с административными исковыми заявлениями об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума о результатах выборов, референдума. При установлении факта пропуска сроков, которые не подлежат восстановлению, суд, исходя из положений ч. 10 ст. 240 КАС РФ, отказывает в удовлетворении административного иска в предварительном судебном заседании или в судебном заседании с указанием в мотивировочной части решения только на установление данного обстоятельства.
Административный истец Д.А.А. и его представитель Б.Е.А. полагают, что трехмесячный процессуальный срок, установленный ч. 3 ст. 240 КАС РФ для обращения в суд с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии о результатах выборов, исчисляемый со дня официального опубликования результатов выборов, административным истцом Д.А.А. соблюден, так как, по мнению административного истца, информация о результатах выборов, поименованная «Итоги выборов депутатов законодательного собрания Иркутской области четвертого созыва (Данные протоколов окружных избирательных комиссий о результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва 10 сентября 2023 г. по областному избирательному округу)», опубликована административным ответчиком Избирательной комиссией Иркутской области в общественно-политической газете «Областная» 18.09.2023 Номер изъят (Номер изъят), а почтовое отправление с административным исковом заявлением сдано административным истцом на почту 11.12.2023 и получено адресатом – Иркутским областным судом 18.12.2023, то есть в течение установленного процессуального срока.
Данный довод административного истца и его представителя суд считает ошибочным, так как административным истцом оспаривается постановление Избирательной комиссии Иркутской области от 13.09.2023 Номер изъят «О результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по областному избирательному округу», которое опубликовано в общественно-политической газете «Областная» 15.09.2023 Номер изъят (Номер изъят), которое является официальным решением избирательной комиссии о результатах выборов, опубликованная же в общественно-политической газете «Областная» от 18.09.2023 Номер изъят (Номер изъят) информация «Итоги выборов депутатов законодательного собрания Иркутской области четвертого созыва (Данные протоколов окружных избирательных комиссий о результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва 10 сентября 2023 г. по областному избирательному округу)» таким решением Избирательной комиссии Иркутской области о результатах выборов не является.
Исходя из чего, поскольку Д.А.А. пропущен процессуальный срок на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением об отмене Постановления Избирательной комиссии Иркутской области от 13.09.2023 Номер изъят «О результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по областному избирательному округу», то и по этому основанию административные исковые требования Д.А.А. удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 175-180, 239-244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
в удовлетворении административного искового заявления кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва областной список (по одномандатному избирательному округу № 20) Д.А.А. об отмене Постановление Избирательной комиссии Иркутской области от 13 сентября 2023 г. Номер изъят «О результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по областному избирательному округу» в части исключения абзаца 7 подпункта 1 пункта 3 следующего содержания: «Считать избранным депутатом Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по областному избирательному округу зарегистрированного кандидата из областного списка кандидатов Иркутского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Л.А.В. (региональная группа № 20 (одномандатный избирательный округ № 20)» - отказать.
На решение могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Иркутский областной суд в течение 5 дней со дня принятия судом решения.
Председательствующий судья А.С. Папуша
Мотивированное решение изготовлено Дата изъята