ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-198/18 от 18.03.2019 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 марта 2019 г. г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Папуши А.С., при секретаре судебного заседания Шеине М.С., с участием представителей административного истца публичного акционерного общества «Коршуновский горно-обогатительный комбинат» ФИО1, действующей на основании доверенности от 3 октября 2017 г., заинтересованного лица Администрации муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение» ФИО2, действующей на основании доверенности от 17 января 2019 г. № 06, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-20/2019 по административному исковому заявлению публичного акционерного общества «Коршуновский горно-обогатительный комбинат» к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, Правительству Иркутской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости,

У С Т А Н О В И Л:

публичное акционерное общество «Коршуновский горно-обогатительный комбинат» (далее ПАО «Коршуновский ГОК»), действуя через своего представителя по доверенности от 3 октября 2017 г. ФИО1, обратилось в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости.

В обоснование исковых требований административный истец указывает, что 22 января 2015 г. между муниципальным образованием «Нижнеилимский район» (арендодатель) и ОАО «Коршуновский ГОК» (с 20 июня 2016 г. ПАО «Коршуновский ГОК») (арендатор) заключен договор аренды земельного участка № 02-15, согласно условиям которого арендодатель предоставил арендатору в аренду земельные участки из земель населенных пунктов, в том числе земельный участок общей площадью 863 713,00 кв.м. с кадастровым <номер изъят>, расположенный <адрес изъят>, под размещение Промплощадки. Соглашением от 28 октября 2015 г. в договор аренды земельного участка № 02-15 от 22 января 2015 г. внесены изменения в части замены стороны по договору на администрацию муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение» (арендодатель).

Согласно условиям указанного договора расчет арендной платы земельного участка рассчитывается в зависимости от кадастровой стоимости земельного участка.

По состоянию на 28 октября 2015 г. Постановлением Правительства Иркутской области от 5 мая 2014 г. № 239-пп утверждена кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере 1 380 854 476,80 рублей.

Административный истец указывает, что в 2016 году размер арендной платы за земельный участок составил 23 082 692,07 рублей в год.

ПАО «Коршуновский ГОК», считая, что результаты государственной кадастровой оценки стоимости вышеуказанного земельного участка существенно превышают его рыночную стоимость, являются недостоверными, использовало свое право как арендатора и обратилось к независимому оценщику Д. для определения достоверной рыночной стоимости данного земельного участка.

Согласно отчету от 6 июня 2016 г. № 16-114 об оценке рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 28 октября 2015 г. составила 230 611 371,00 рубль.

12 июля 2016 г. общество обратилось с заявлением № 01/49-И о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области.

Решением Комиссии от 21 июля 2016 г. № 14.31 кадастровая стоимость земельного участка определена в размере рыночной стоимости, равной 230 611 000,00 рублей.

Вышеуказанное решение Комиссии оспорено администрацией муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение».

Решением Иркутского областного суда от 1 декабря 2016 г. по административному делу № 3а-197/2016 требования администрации муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение» удовлетворены, решение Комиссии от 21 июля 2016 г. № 14.31 отменено, суд обязал Комиссию устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения ранее поданного заявления общества.

16 марта 2017 г. Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области вынесено положительное решение № 5.16 по определению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым <номер изъят> в размере его рыночной стоимости, установленной в отчете об оценке, то есть 230 611 000,00 рублей по состоянию на 28 октября 2015 г.

21 марта 2018 г. Иркутским областным судом по заявлению администрации муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение», администрации Нижнеилимкого муниципального района Иркутской области вынесено решение по административному делу № 3а-6/2018 (3а-159/2017) о признании недействительным и отмене решения Комиссии от 16 марта 2017 г. № 5.16 и исключении из сведений Единого государственного реестра недвижимости установленной данным решением кадастровой стоимости.

В ходе рассмотрения административного дела № 3а-6/2018 (3а-159/2017) для проверки соответствия отчета от 6 июня 2016 г. № 16-114 об оценке рыночной стоимости вышеуказанного земельного участка, подготовленного Д., требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральным стандартам оценки, а также для подтверждения установленной оценщиком рыночной стоимости земельного участка суд назначил экспертизу, поручив ее проведение эксперту И..

Из экспертного заключения от 26 января 2018 г. № 01/НВ следует, что в отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости от 6 июня 2016 г. № 16-114, составленном Д., имеются нарушения требований Федеральных стандартов оценки. Также экспертом И. по состоянию на 28 октября 2015 г. определена рыночная стоимость земельного участка в размере 396 785 673,00 рубля.

Вместе с тем, в рамках рассмотрения вышеуказанного административного дела рыночная стоимость земельного участка с кадастровым <номер изъят>, определенная экспертом в сумме 396 785 673,00 рублей, решением суда не была установлена, поскольку таких административных исковых требований не было заявлено.

16 августа 2018 г. Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области на основании решения Иркутского областного суда от 21 марта 2018 г. по делу № 3а-6/2018 вынесено решение об отклонении заявления ПАО «Коршуновский ГОК» от 12 июля 2016 г. № 01/49-И о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым <номер изъят> (уведомление от 23 августа 2018 г. № 14-27511).

В настоящее время в Единый государственный реестр недвижимого имущества внесены изменения, установлена первоначальная кадастровая стоимость земельного участка в размере 1 380 854 476,80 рублей, соответственно, арендная плата по договору аренды земельного участка от 22 января 2015 г. № 02-15 увеличилась на 83,3 % за 2016, 2017, 2018 годы, в связи с чем административный истец считает свои права нарушенными.

ПАО «Коршуновский ГОК» с учетом уточнений административного искового заявления просит суд установить на 28 октября 2015 г. кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым <номер изъят> общей площадью 869 994,00 кв.м., общей площадью 869 994,00 кв.м., расположенного <адрес изъят>, под размещение Промплощадки, в размере равном рыночной стоимости в сумме 234 306 784,00 рубля.

В судебном заседании представитель административного истца ПАО «Коршуновский ГОК» ФИО1, действующая на основании доверенности, административные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица Администрации муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение» ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержала доводы отзыва на административное исковое заявление.

Административный ответчик Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, представило письменные пояснения на административное исковое заявление, в котором просит в удовлетворении исковых требований к данному учреждению отказать как предъявленных к ненадлежащему административному ответчику, рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Административный ответчик Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, представило отзыв на административное исковое заявление, в котором просит рассмотреть дело без участия своего представителя.

Административный ответчик Правительство Иркутской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, представило отзыв на административное исковое заявление, в котором просит рассмотреть дело по существу в отсутствие своего представителя, принять по делу законный и обоснованный судебный акт.

Заинтересованное лицо Администрация Нижнеилимского муниципального района, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направила, отзыв на административное исковое заявление не представила.

Суд с учетом мнения явившихся в судебное заседание лиц, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, совещаясь на месте, определил рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения представителя административного истца ПАО «Коршуновский ГОК» ФИО1, представителя заинтересованного лица Администрации муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение» ФИО2, действующих на основании доверенностей, эксперта Ф., исследовав материалы административного дела, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд находит административные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.

Из материалов дела следует, что оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым <номер изъят> установлена Постановлением Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 г. № 517-пп «О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области».

Учитывая положения частей 6 и 7 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» оспаривание результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных указанным выше Постановлением Правительства Иркутской области, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ), а также главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Как предусмотрено частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

На основании пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Пунктом 5 указанной статьи установлено, что для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В силу пунктов 1 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.

Судом установлено, что административный истец публичное акционерное общество «Коршуновский горно-обогатительный комбинат», до 20 июня 2016 г. – ОАО «Коршуновский ГОК», ОГРН <номер изъят>, ИНН <номер изъят>, КПП <номер изъят>, зарегистрировано Администрацией Нижнеилимского района 10 июня 1996 г.), является юридическим лицом, состоящем на налоговом учете, что подтверждается представленными суду копиями Свидетельства № 510-А о государственной регистрации предприятия, организации, учреждения, объединения от 10.06.1996 г., Свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002 г. серии 38 № 000194207 от 23.11.2002 г., Свидетельства о постановке на налоговый учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения серии 38 № 003486567 от 18.02.2010 г., Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 02.11.2018 г.

ПАО «Коршуновский ГОК» первоначально являлось арендатором земельного участка из земель населенных пунктов, общей площадью 863 713,00 кв.м., с кадастровым <номер изъят>, расположенного <адрес изъят>, под размещение Промплощадки, что подтверждается постановлением Администрации Нижнеилимского муниципального района от 22 января 2015 г. № 83 «О предоставлении земельного участка открытому акционерному обществу «Коршуновский горно-обогатительный комбинат», договором аренды земельного участка от 22 января 2015 г. № 02-15, заключенным между муниципальным образованием «Нижнеилимский район» и ОАО «Коршуновский ГОК», зарегистрированным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области 15 апреля 2015 г., номер регистрации <номер изъят>, актом приема-передачи земельного участка от 22 января 2015 г., выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 28 декабря 2018 г. № КУВИ-001/2018-17032657.

Согласно пункту 2.1 указанного договора аренды договор действует с 22 января 2015 г. по 22 января 2064 г.

Соглашением от 28 октября 2015 г., заключенным между Администрацией муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение» и ОАО «Коршуновский ГОК», в вводную часть договора аренды земельного участка от 22 октября 2015 г. № 02-15 внесены изменения, вместо муниципального образования «Нижнеилимский район» арендодателем указана Администрация муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение». Данное соглашение зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области 4 ноября 2015 г.

Из представленных административным истцом уведомлений, направленных в его адрес Администрацией муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение», расчет арендной платы произведен исходя из кадастровой стоимости земельного участка.

Как разъяснено в абзаце 8 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости.

Таким образом, суд приходит к выводу о наличии у ПАО «Коршуновский ГОК» как арендатора земельного участка с кадастровым <номер изъят>, права на обращение в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости указанного земельного участка равной его рыночной стоимости.

По завершению на территории Иркутской области работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов по состоянию на 1 января 2012 г. результаты государственной кадастровой оценки утверждены Постановлением Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 г. № 517-пп «О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области» в редакции Постановлений Правительства Иркутской области от 5 мая 2014 г. № 239-пп, от 26 августа 2015 г. № 422-пп, от 11 января 2016 г. № 4-пп, от 19 сентября 2016 г. № 588-пп, от 12 декабря 2016 г. № 781-пп, от 21 апреля 2017 г. № 270-пп.

Как следует из письменных пояснений Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» на административное исковое заявление, земельный участок с кадастровым номером <номер изъят> поставлен на государственный кадастровый учет 29 февраля 2008 г. В настоящее время площадь земельного участка составляла 869 994,00 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения промплощадки.

Данный земельный участок в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 13 ноября 2013 г. № 517-пп «О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области» отнесен к 9 группе видов разрешенного использования: «Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок». Согласно Приложению № 1 удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым <номер изъят> составлял 1 587,20 рублей. Площадь земельного участка составляла 875 375,00 кв.м. Следовательно, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым <номер изъят> составляла 1 389 395 200,00 рублей (1 587,20 рублей (удельный показатель) х 875 375,00 кв.м. (площадь земельного участка)).

16 апреля 2015 г. в результате преобразования земельного участка с кадастровым <номер изъят> его площадь изменена и составила 871 078,00 кв.м. Кадастровая стоимость пересчитана в соответствии с пунктом 2.1.3 Приказа Минэкономразвития РФ от 12 августа 2006 г. № 222 «Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка» и определена в размере 1 382 575 001,60 рублей (1 587,20 рублей (удельный показатель) х 871 078,00 кв.м. (площадь земельного участка)).

28 октября 2015 г. в результате преобразования земельного участка с кадастровым <номер изъят> его площадь изменена и составляет до настоящего времени 869 994,00 кв.м. Кадастровая стоимость пересчитана и составляет по состоянию на 28 октября 2015 г. 1 380 854 476,80 рублей (1 587,20 рублей (удельный показатель) х 869 994,00 кв.м. (площадь земельного участка)).

Размер внесенной в государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым <номер изъят> подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 27 ноября 2018 г. № КУВИ-001/2018-14299092.

Кадастровый номер, адрес места нахождения, площадь земельного участка с кадастровым <номер изъят>, а также категория земель, вид разрешенного использования подтверждены собранными по делу доказательствами.

С целью определения рыночной стоимости земельного участка административный истец обратился в Д.

В соответствии с отчетом от 6 июня 2016 г. № 16-114 об оценке рыночной стоимости земельного участка площадью 863 713,00 кв.м., кадастровый <номер изъят>, расположенного <адрес изъят>, выполненным оценщиком Д., рыночная стоимость указанного земельного участка по состоянию на 28 октября 2015 г. составляет 230 611 000,00 рублей.

12 июля 2016 г. ПАО «Коршуновский ГОК» обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области, созданной при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (далее Комиссия), с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым <номер изъят>.

Решением Комиссии от 21 июля 2016 г. № 14.31 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым <номер изъят> определена в размере рыночной стоимости, установленной в отчете об оценке, равной 230 611 000,00 рублей.

2 августа 2016 г. в государственный кадастр недвижимости на основании решения Комиссии от 21 июля 2016 г. № 14.31 внесены изменения в сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым <номер изъят>. Кадастровая стоимость составила 230 611 000,00 рублей.

Администрация муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение» обратилась в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействительным и отмене указанного выше решения Комиссии.

Решением Иркутского областного суда от 1 декабря 2016 г. административное исковое заявление Администрации муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение» удовлетворено, решение Комиссии от 21 июля 2016 г. № 14.31 отменено, на Комиссию возложена обязанность устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения ранее поданного заявления ПАО «Коршуновский ГОК», из сведений государственного кадастра недвижимости исключена установленная решением Комиссии от 21 июля 2016 г. № 14.31 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым <номер изъят> в сумме 230 611 000,00 рублей. Решение вступило в законную силу 19 февраля 2017 г.

21 марта 2017 г. на основании решения Иркутского областного суда от 1 декабря 2016 г. в Единый государственный реестр недвижимости внесены изменения в сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым <номер изъят>. Кадастровая стоимость составила 1 380 854 476,80 рублей.

Решением Комиссии от 16 марта 2017 г. № 5.16 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым <номер изъят> определена в размере рыночной стоимости, установленной в отчете об оценке, равной 230 611 000,00 рублей.

28 марта 2017 г. на основании решения Комиссии от 16 марта 2017 г. № 5.16 внесены изменения в сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым <номер изъят>. Кадастровая стоимость составила 230 611 000,00 рублей.

Администрация муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение» и Администрация Нижнеилимского муниципального района обратились в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене указанного решения Комиссии.

Решением Иркутского областного суда от 21 марта 2018 г. административное исковое заявление Администрации муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение» и Администрации Нижнеилимского муниципального района удовлетворено, решение Комиссии от 16 марта 2017 г. № 5.16 признано незаконным и отменено, на Комиссию возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ПАО «Коршуновский ГОК» от 12 июля 2016 г. Из сведений государственного кадастра недвижимости исключена установленная решением Комиссии от 16 марта 2017 г. № 5.16 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым <номер изъят> в сумме 230 611 000,00 рублей. Решение вступило в законную силу 31 июля 2018 г.

5 сентября 2018 г. на основании решения Иркутского областного суда от 21 марта 2018 г. исключены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым <номер изъят>, установленной решением Комиссии от 16 марта 2017 г. № 5.16 в размере 230 611 000,00 рублей. Кадастровая стоимость составила 1 380 854 476,80 рублей.

Решением Комиссии от 16 августа 2018 г. № 15.30 заявление ПАО «Коршуновский ГОК» об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым <номер изъят> в размере его рыночной стоимости, установленной в отчете об оценке, отклонено.

Не согласившись с решением Комиссии, ПАО «Коршуновский ГОК» обратилось в Иркутский областной суд с настоящим административным исковым заявлением, полагая, что разница между кадастровой и рыночной стоимостью арендованного земельного участка является значительной.

Административным истцом соблюдены сроки обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, установленной в отношении земельного участка с кадастровым <номер изъят>, поскольку с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости пятилетний срок не истек.

В ходе рассмотрения дела судом исследованы представленные административным истцом решение Иркутского областного суда от 21 марта 2018 г. по административному делу № 3а-6/2018 (3а-159/2017) по административному исковому заявлению Администрации муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение» и Администрации Нижнеилимского муниципального района Иркутской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области о признании незаконным и отмене решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области от 16 марта 2017 г. № 5.16 об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым <номер изъят> в размере рыночной стоимости, исключении из сведений государственного кадастра недвижимости указанной стоимости, а также экспертное заключение от 26 января 2018 г. № 01/НВ, выполненное экспертом И. по данному административному делу.

Как следует из решения Иркутского областного суда от 21 марта 2018 г. по административному делу № 3а-6/2018 (3а-159/2017), предметом проверки судом являлось соответствие закону решения Комиссии от 16 марта 2017 г. № 5.16 об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым <номер изъят>, арендатором которого является ПАО «Коршуновский ГОК», в размере его рыночной стоимости. Рыночная стоимость данного земельного участка установлена на основании отчета от 6 июня 2016 г. № 16-114 об оценке рыночной стоимости земельного участка, выполненного оценщиком Д., и по состоянию на 28 октября 2015 г. составила 230 611 000,00 рублей.

В ходе рассмотрения административного дела 3а-6/2018 (3а-159/2017) для проверки достоверности отчета от 6 июня 2016 г. № 16-114 об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым <номер изъят>, выполненного оценщиком Д., судом назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту И.

Принимая решение от 21 марта 2018 г. по административному делу № 3а-6/2018 (3а-159/2017) об удовлетворении административного искового заявления Администрации муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение» и Администрации Нижнеилимского муниципального района, суд принял в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего рыночную стоимость земельного участка с кадастровым <номер изъят>, экспертное заключение от 26 января 2018 г. № 01/НВ, выполненное экспертом И., которым установлен факт несоответствия отчета об оценке от 6 июня 2016 г. № 16-114, выполненного оценщиком Д., требованиям пункта 20 Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 сентября 2014 г. № 611, а также пункту 22 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 мая 2015 г. № 297.

Отвечая на вопрос суда о рыночной стоимости земельного участка с кадастровым <номер изъят>, площадью 869 994,00 кв.м., эксперт пришел к выводу о том, что рыночная стоимость данного земельного участка по состоянию на 28 октября 2015 г. составляет 396 785 673,00 рубля.

Как предусмотрено статьей 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные акты (решения, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Учитывая положения статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оценив в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отчет об оценке от 6 июня 2016 г. № 16-114, выполненный оценщиком Д., суд приходит к выводу о невозможности его принятия в качестве достоверного доказательства рыночной стоимости земельного участка с кадастровым <номер изъят> по состоянию на 28 октября 2015 г., поскольку вступившим в законную силу решением Иркутского областного суда от 21 марта 2018 г. по административному делу № 3а-6/2018 (3а-159/2017) признано незаконным решение Комиссии от 16 марта 2017 г. № 5.16 об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым <номер изъят> равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 28 октября 2015 г. в размере 230 611 000,00 рублей, в основание которого положен отчет об оценке от 6 июня 2016 г. № 16-114, выполненный оценщиком Д., кроме того, согласно этому отчету была установлена рыночная стоимость земельного участка площадью 863 713,00 кв.м., тогда как площадь данного земельного участка на дату оценки 28 октября 2015 года составляла 869 944 кв.м.

Как предусмотрено частью 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Вместе с тем, учитывая то обстоятельство, что предметом проверки суда по административному делу № 3а-6/2018 (3а-159/2017), по которому юридически значимые выводы судом сделаны в резолютивной части этого решения, являлась законность решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области, созданной при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области от 16 марта 2017 г. № 5.16 об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым <номер изъят> равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 28 октября 2015 г. в размере 230 611 000,00 рублей, а не установление рыночной стоимости этого земельного участка, выводы судебной экспертизы, изложенные в экспертном заключении от 26 января 2018 г. № 01/НВ, выполненном экспертом И. и отраженные в мотивировочной части решения Иркутского областного суда от 21 марта 2018 г. по административному делу № 3а-6/2018 (3а-159/2017), в части рыночной стоимости земельного участка с кадастровым <номер изъят>, определенной по состоянию на 28 октября 2015 г. в размере 396 785 673,00 рубля, в силу положений части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не могут быть приняты судом по настоящему административному делу в качестве преюдициального факта и подлежат проверке на общих основаниях.

При этом судом по настоящему административному делу не ставится под сомнение достоверность доказательства – экспертного заключения от 26 января 2018 г. № 01/НВ, выполненного экспертом И., принятого судом в качестве доказательства по другому делу, оцененного и положенного в основание решения Иркутского областного суда от 21 марта 2018 г. по административному делу № 3а-6/2018 (3а-159/2017).

Из содержания экспертного заключения от 26 января 2018 г. № 01/НВ, выполненного экспертом И., следует, что при выборе подхода к оценке земельного участка с кадастровым <номер изъят> эксперт учел, что оцениваемый земельный участок входит в единый производственно-технологический и земельно-имущественный комплекс Коршуновского горно-обогатительного комбината, связан с другими земельными участками предприятия единой инженерно-транспортной инфраструктурой, санитарно-защитной зоной, а непосредственно находящиеся на данном земельном участке здания и сооружения обеспечивают реализацию основных производственных функций данного предприятия – добыча и первичная переработка (обогащение) горно-рудного сырья, в связи с чем экспертом применен сравнительный подход, исходя из целей оценки – установление кадастровой стоимости как налоговой базы по земельному налогу с конкретизацией метода определения рыночных цен в соответствии со статьей 40 Налогового кодекса Российской Федерации («Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей, налогообложения»).

Вместе с тем, в силу требований пункта 20 Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 сентября 2014 г. № 611, рыночная стоимость земельного участка, застроенного объектами капитального строительства, или объектов капитального строительства для внесения этой стоимости в государственный кадастр недвижимости оценивается исходя из вида фактического использования оцениваемого объекта. При этом застроенный земельный участок оценивается как незастроенный, предназначенный для использования в соответствии с видом его фактического использования.

Учитывая изложенное выше, суд не усматривает законных оснований для конкретизации метода оценки в рамках сравнительного подхода с применением статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации и отступления от сложившегося подхода к оценке любых земельных участков, основанном на сравнении продаж объектов-аналогов с сопоставимыми характеристиками с использованием необходимых выравнивающих корректировок.

Согласно частям 1 и 2 статьи 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае возникновения в ходе рассмотрения административного дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам. Суд может назначить экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе. Экспертиза может быть назначена по инициативе суда, если экспертиза предусмотрена законом или ее проведение необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства, либо если требуется проведение дополнительной или повторной экспертизы, либо если проведение экспертизы необходимо в связи с выявленными обстоятельствами административного дела и представленными доказательствами.

С учетом того, что при определении рыночной стоимости объектов недвижимости требуются специальные познания в области оценочной деятельности, определением Иркутского областного суда от 25 декабря 2018 г. по настоящему административному делу назначена судебная оценочная экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка с кадастровым <номер изъят> по состоянию на 28 октября 2015 г., проведение которой поручено эксперту Ф.

Согласно заключению эксперта от 15 февраля 2019 г. № 1855/4-4, выполненному экспертом Ф., предупрежденной об ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, рыночная стоимость земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под размещение Промплощадки, общая площадь 869 994,00 кв.м., с кадастровым <номер изъят>, расположенного по <адрес изъят>, по состоянию на 28 октября 2015 г. составляет 234 306 784,00 рубля.

По указанному заключению на основании части 4 статьи 49 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации эксперт Ф. допрошена в судебном заседании.

На поставленные вопросы эксперт Ф. пояснила, что при выборе объектов-аналогов ею была изучена структура рынка, были подобраны сопоставимые объекты-аналоги, проведены необходимые корректировки, учено, что земельные участки часть подключены к коммуникациям, в отношении других их подключение не имеет каких-либо особых затруднений, исходя из близости расположения сетей.

Согласно экспертному заключению, экспертом ФИО3 проанализирован соответствующий сегмент рынка недвижимости, исследована информация предложений на продажу аналогичных объектов за период с 01 октября 2014 г. по 28 октября 2015 г., удовлетворяющим следующим критериям: земельный участок должен быть предназначен под промышленное строительство; должна присутствовать информация о площади земельного участка; должна присутствовать информация о цене предложения земельного участка.

Необходимость анализа периода с 01 октября 2014 г. по 28 октября 2015 г. экспертом обоснована тем, что рынок купли-продажи земельных участков под застройку в это время находился на начальном этапе развития.

Эксперт пришла к выводу о том, что рынок продажи земельных участков и объектов капитального строительства производственного назначения в Иркутской области и Нижнеилимском районе развит слабо, сделки с промышленной недвижимостью на рынке носят, как правило, закрытый характер. Предложения о продаже земельных участков собственниками или агентствами недвижимости представлены в единичных случаях и носят малоинформативный характер.

Экспертом исследована информация о цене сделок аналогичных земельных участков в Иркутской области, Нижнеилимском районе за указанный выше период, по информации Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии установлено, что в это время было зарегистрировано 7 сделок купли-продажи с земельными участками с видом разрешенного использования для размещения промышленных объектов.

В Нижнеилимском районе Иркутской области в периода с 01 октября 2014 г. по 28 октября 2015 г. была зарегистрирована одна сделка с земельным участком с кадастровым <номер изъят>, что недостаточно для применения сравнительного подхода, поэтому экспертом в соответствии с п. 11 ФСО № 7 обоснованно было принято решение о расширении географии анализа рынка земельных участков с видом разрешенного использования аналогичным оцениваемому земельному участку, и подбор аналогов был осуществлен в г. Иркутске, где рынок недвижимости на дату оценки был более развит.

Экспертом было установлено, что в период с 01 октября 2014 г. по 28 октября 2015 г. имело место 16 предложений о продаже земельных участков со сходным видом разрешенного использования тому, который имеет оцениваемый земельный участок (листы 15-18 экспертного заключения).

Из данных земельных участков экспертом подобрано три сходных по уровню освоения и близости к коммуникациям с оцениваемым земельным участком объекта-аналога, имеющих автомобильные и железнодорожные подъездные пути, один из них, имеет подключение к центральным коммуникациям, на двух других имеется только подключение к электроснабжению.

Учитывая указанные выше обстоятельства, судом не принимается довод представителя заинтересованного лица Администрации муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение» ФИО2 о неправильном подборе экспертом объектов-аналогов по критерию сопоставимости.

Из заключения судебной экспертизы следует, что три сравниваемых объектов-аналогов выбраны экспертом из 16 исследованных объектов сходных по виду разрешенного использования и сопоставимых по характеристикам.

Судом также учтено, что представителем заинтересованного лица суду не заявлено ходатайство о назначении повторной судебной оценочной экспертизы по вопросу установления рыночной стоимости земельного участка с кадастровым <номер изъят>, а в обоснование указанного выше довода представителем заинтересованного лица не приведено каких-либо ссылок на действующее законодательство об оценочной деятельности и стандарты оценки.

Довод представителя заинтересованного лица Администрации муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение» ФИО2 о неправильности отчета по тому основанию, что экспертом не учтено то, что оцениваемый земельный участок застроен и имеет подключение к центральным сетям водо- и теплоснабжения, а объявления о продаже объектов-аналогов не содержат информации о подключении к таким сетям, не ставит под сомнение правильность выводов экспертного заключения о рыночной стоимости оцениваемого земельного участка, так как в соответствии с п. 20 ФСО № 7 рыночная стоимость земельного участка, застроенного объектами капитального строительства, или объектов капитального строительства для внесения этой стоимости в государственный кадастр недвижимости оценивается исходя из вида фактического использования оцениваемого объекта. При этом застроенный земельный участок оценивается как незастроенный, предназначенный для использования в соответствии с видом его фактического использования.

Как предусмотрено градостроительным законодательством, технические условия на подключение к коммуникациям (газоснабжение, электроснабжение, водоснабжение, канализация) следует судьбе земельного участка и методологически должны относиться на его стоимость. В оценке земельных участков инженерно-технические коммуникации следует рассматривать только подходящие от магистральных сетей, а их влияние на стоимость земельного участка необходимо рассматривать с учетом фактического объема выделенных/подключенных мощностей. Локальные коммуникации и внутриплощадочные сети являются улучшениями участка и должны учитываться в составе объектов капитального строительства. В том случае, если они не являются объектами кадастрового учета, их стоимость может относиться либо на основной объект, либо распределяется между всеми строениями на участке.

Эксперт в заключении указала, что местоположение оцениваемого земельного участка и аналогов сопоставимо, объекты относятся к стандартному типу застройки, вдоль улиц, магистральные инженерно-технические сети расположены по границам участков, технические условия подключения объектов аналогов и оцениваемого земельного участка к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение сопоставимы.

Учитывая эти обстоятельства, эксперт пришла к правильному выводу о том, что том, что корректировка по данному элементу (инженерно-техническое обеспечение) не требуется.

Также эксперт указала, что элементы сравнения, не приведенные при расчетах рыночной стоимости сравнительным подходом, не являются существенными и не оказывают однозначного влияния, которое можно определить количественно, на итоговую величину рыночной стоимости.

Исследовав заключение судебной экспертизы, суд не установил нарушений законодательства об оценочной деятельности, стандартов оценки, в том числе ФСО № 7, при составлении экспертом заключения судебной экспертизы, которые бы ставили под сомнение правильность вывода эксперта о рыночной стоимости оцениваемого земельного участка.

Исходя из чего, судом не принимается во внимание довод представителя заинтересованного лица Администрации муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение» ФИО2 о неправильном определении экспертом рыночной стоимости оцениваемого земельного участка по мотиву отсутствия корректировки стоимости на инженерно-техническое обеспечение сравниваемых земельных участков.

Судом учтено, что представителем заинтересованного лица не заявлено ходатайства о назначении повторной судебной оценочной экспертизы по вопросу установления рыночной стоимости земельного участка с кадастровым <номер изъят>.

Суд, оценивая заключение судебной экспертизы, учитывая, что эксперт Ф. предупреждена об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, принимает его как относимое, допустимое и достоверное доказательство по делу, поскольку рыночная стоимость арендованного административным истцом земельного участка установлена экспертом в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки с учетом его индивидуализирующих признаков, с использованием метода прямого сравнительного анализа продаж объектов оценки с объектами-аналогами с сопоставимыми характеристиками с использованием выравнивающих корректировок.

Кроме того, рыночная стоимость земельного участка, установленная судебной экспертизой по настоящему делу, находится в сопоставимом диапазоне рыночных стоимостей этого же земельного участка, определенных на эту же дату в других документах, не принятых судом в качестве доказательств по настоящему делу, таких как отчет об оценке от 6 июня 2016 г. № 16-114, выполненный оценщиком Д. и заключение судебной экспертизы от 26 января 2018 г. № 01/НВ, подготовленное экспертом И., по другому административному делу.

Судом учтено, что Ф. является экспертом Ф., имеет высшее техническое образование по специальности «Экспертиза и управление недвижимостью», диплом о профессиональной переподготовке по программе «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)», диплом о профессиональной переподготовке по программе экспертной специальности «Исследование строительных объектов и территории, функционально связанной с ними, в том числе с целью проведения их оценки», квалификацию судебного эксперта по специальности 16.1 «Исследование строительных объектов и территории, функционально связанной с ними, в том числе с целью проведения их оценки», стаж экспертной работы по специальности с 2017 года.

Ф. входит в состав системы государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации, руководствуется в своей деятельности Федеральным законом «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, основной уставной целью является защита прав и свобод граждан и интересов государства посредством проведения объективных научно-обоснованных судебных экспертиз, основной ее задачей является производство судебных экспертиз по заданиям судов.

Таким образом, заключение эксперта от 15 февраля 2019 г. № 1855/4-4 выполнено лицом, обладающим соответствующим образованием, а также правом на проведение оценки в данной области, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, содержит подробное описание проведенного исследования, приведены выводы, которые соответствуют нормам действующего законодательства, в том числе Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральных стандартов оценки.

Исходя из изложенного выше, оснований для сомнений в достоверности заключения эксперта от 15 февраля 2019 г. № 1855/4-4 суд не усматривает.

При проведении оценки рыночной стоимости земельного участка экспертом применен метод оценки стоимости объекта оценки в рамках сравнительного подхода, в соответствии с которым использована достаточно большая выборка земельных участков-аналогов и с учетом их характеристик за счет использования корректировок определена рыночная стоимость арендованного административным истцом земельного участка.

Принимая во внимание указанное выше, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований ПАО «Коршуновский ГОК» и установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым <номер изъят> по состоянию на 28 октября 2015 г. в размере 234 306 784,00 рубля.

Как предусмотрено статьей 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ, в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган регистрации прав.

В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган регистрации прав осуществляет их внесение в Единый государственный реестр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В случае исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений, содержавших техническую ошибку.

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

С целью определения даты, с которой подлежит применению установленная судом кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым <номер изъят>, в резолютивной части решения суда следует указать дату обращения ПАО «Коршуновский ГОК» с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым <номер изъят>, соответствующую дате обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области – 12 июля 2016 г.

Согласно штемпелю на почтовом конверте датой обращения ПАО «Коршуновский ГОК» в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым <номер изъят> равной его рыночной стоимости является 14 ноября 2018 г.

В пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что на основании части 4 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Поскольку Правительство Иркутской области является органом государственной власти субъекта Российской Федерации, принявшим в рамках своих полномочий решение о государственной кадастровой оценке в том числе земельного участка с кадастровым <номер изъят>, относящегося к землям населенных пунктов на территории Иркутской области, выступившим заказчиком проведения работ по кадастровой оценке и утвердившим ее результаты, принимая во внимание разъяснения, изложенные в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», суд приходит к выводу, что надлежащим административным ответчиком по данному административному делу является Правительство Иркутской области.

Таким образом, в удовлетворении административных исковых требований ПАО «Коршуновский ГОК», предъявленных к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 178-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление публичного акционерного общества «Коршуновский горно-обогатительный комбинат» к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, Правительству Иркутской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости – удовлетворить частично.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под размещение Промплощадки, общая площадь 869 994,00 кв.м., с кадастровым <номер изъят>, расположенного <адрес изъят>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 28 октября 2015 г. в размере 234 306 784,00 (двести тридцать четыре миллиона триста шесть тысяч семьсот восемьдесят четыре) рубля на период с 1 января 2016 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный реестр недвижимости.

Установить, что датой обращения публичного акционерного общества «Коршуновский горно-обогатительный комбинат» в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым <номер изъят> является 12 июля 2016 г., датой обращения публичного акционерного общества «Коршуновский горно-обогатительный комбинат» в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости равной рыночной земельного участка с кадастровым <номер изъят> является 14 ноября 2018 г.

В удовлетворении административных исковых требований публичного акционерного общества «Коршуновский горно-обогатительный комбинат», предъявленных к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области – отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Иркутского областного суда путем подачи апелляционной жалобы.

Председательствующий А.С. Папуша

Мотивированное решение изготовлено 25 марта 2019 г.