ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-198/20 от 08.07.2020 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 3а-198/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

8 июля 2020 года Санкт-Петербург

Санкт-Петербургский городской суд в составе:

председательствующего судьи Сухаревой С.И.,

при секретаре Вагановой А.А.,

с участием прокурора Егоровой А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело административных истцов Радькова Алексея Борисовича, Соколовой Елены Сергеевны, Сергиенко Инны Анатольевны, Лопаткиной Ларисы Александровны, Лопаткиной Александры Юрьевны, Сорокина Андрея Алексеевича, Глебовского Петра Александровича, Любомирова Сергея Львовича, Хосоновой Елены Камболатовны, Гороновского Михаила Всеволодовича, Гороновской Татьяны Сергеевны, Ильиной Татьяны Романовны, Стрельчук Анны Фридриховны, Хосоновой Валентины Михайловны, Демушкиной Евгении Георгиевны, Хосонова Казбека Камболатовича, Казаковой Людмилы Яковлевны, Питерковой Ольги Владимировны, Питеркова Михаила Ивановича, Николаичева Михаила Сергеевича, Смирновой Ольги Борисовны, Дежкина Руслана Викторовича, Захарова Александра Николаевича, Фассахова Владислава Рифкатовича, Хмелевской Ольги Юрьевны, Бородко Игоря Андреевича, Ковалец Светланы Николаевны, Кузьминой Ольги Викторовны, Инфантьевой Марии Вадимовны, Малышевой Марии Евгеньевны, Думцева Сергея Николаевича, Белика Александра Николаевича, Дорогостайского Виктора Густавовича, Шипицына Владимира Юрьевича, Гавриной Полины Сергеевны, Максимец Артура Альбертовича, Вивича Юрия Юрьевича, Завьялова Григория Сергеевича, Рогулева Сергея Александровича, Яцук Натальи Вадимовны, Яцука Вадима Владимировича, Селиванова Павла Артемовича, Идрисова Динара Равильевича, Межовой Анны Ильиничны, Козичевой Александры Владиславовны, Межова Александра Ильича, Беляева Сергея Дмитриевича, Чупраковой Марины Юрьевны, Мусина Евгения Валихановича, Изосимова Алексея Геннадьевича, Терехова Сергея Юрьевича, Макарова Михаила Владимировича, Сакута Юрия Николаевича, Лопарева Игоря Михайловича, Идрисовой Аделаиды Андреевны, Понежа Сергея Викторовича, Иванкина Павла Николаевича, Козелько Александра Петровича, Одинга Алексея Робертовича о признании недействующим в части нормативного правового акта,

УСТАНОВИЛ:

Правительством Санкт-Петербурга 13 марта 2020 года принято постановление № 121 «О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее также – Постановление, оспариваемый акт), которое опубликовано на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга (www.gov.spd.ru) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 13 марта 2020 года.

В указанное Постановление внесены изменения следующими нормативными правовыми актами, опубликованными в том же источнике опубликования:

- постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16 марта 2020 года № 123 «О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121», опубликованным 16 марта 2020 года;

- постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18 марта 2020 года № 127 «О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121», опубликованным 18 марта 2020 года;

- постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24 марта 2020 года № 156 «О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121», опубликованным 24 марта 2020 года;

- постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26 марта 2020 года № 161 «О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121», опубликованным 26 марта 2020 года;

- постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27 марта 2020 года № 163 «О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121», опубликованным 27 марта 2020 года;

- постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28 марта 2020 года № 164 «О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121», опубликованным 28 марта 2020 года;

- постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30 марта 2020 года № 167 «О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121», опубликованным 30 марта 2020 года;

- постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 3 апреля 2020 года № 182 «О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121», опубликованным 3 апреля 2020 года;

- постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 10 апреля 2020 года № 198 «О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121», опубликованным 10 апреля 2020 года;

- постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13 апреля 2020 года № 202 «О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121», опубликованным 13 апреля 2020 года;

- постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29 апреля 2020 года № 269 «О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121», опубликованным 29 апреля 2020 года;

- постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 9 мая 2020 года № 276 «О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121», опубликованным 9 мая 2020 года;

- постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22 мая 2020 года № 321 «О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121», опубликованным 22 мая 2020 года;

- постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28 мая 2020 года № 348 «О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121», опубликованным 28 мая 2020 года;

- постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 3 июня 2020 года № 366 «О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121», опубликованным 3 июня 2020 года;

- постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 5 июня 2020 года № 384 «О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121», опубликованным 5 июня 2020 года;

- постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13 июня 2020 года № 409 «О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121», опубликованным 13 июня 2020 года;

- постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19 июня 2020 года № 436 «О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121», опубликованным 19 июня 2020 года;

- постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25 июня 2020 года № 462 «О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121», опубликованным 25 июня 2020 года;

- постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30 июня 2020 года № 477 «О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121», опубликованным 30 июня 2020 года.

Согласно преамбуле оспариваемый нормативный правовой акт принят в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и пунктом "о-10" статьи 7 Закона Санкт-Петербурга от 28.09.2005 N 514-76 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Санкт-Петербурге".

Оспариваемым актом с учетом указанных изменений постановлено ввести на территории Санкт-Петербурга режим повышенной готовности для органов управления и сил Санкт-Петербургской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (пункт 1).

Пунктом 2-20 оспариваемого Постановления предписано с 01.06.2020 по 12.07.2020 обязать граждан использовать средства индивидуальной защиты при посещении помещений организаций и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых не принято решение о приостановлении посещения их гражданами, в том числе объектов торговли и бытового обслуживания, вокзалов, аэропорта, станций общественного транспорта, а также во всех видах транспорта общего пользования, в том числе такси, на остановках общественного транспорта, на территориях кладбищ (в ред. Постановлений Правительства Санкт-Петербурга от 28.05.2020 N 348, от 13.06.2020 N 409, от 25.06.2020 N 462).

Обязанность, установленная настоящим пунктом, не распространяется на нахождение граждан в помещениях органа записи актов гражданского состояния во время проведения торжественной регистрации брака, на нахождение посетителей в помещениях фитнес-центров и плавательных бассейнов (абзац введен Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.06.2020 N 462; в ред. Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2020 N 477).

Коллективные административные истцы обратились в суд с административным иском, в котором оспаривали преамбулу, пункты 1, 2.1.3 и 2-20 Постановления (в редакции постановлений от 13.04.2020, 29.04.2020, 09.05.2020) в той части, в которой до настоящего времени на территории Санкт-Петербурга действует режим повышенной готовности для органов управления и сил Санкт-Петербургской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций вместо режима чрезвычайной ситуации либо режима карантина, предусмотренных действующим законодательством.

В обоснование своих требований коллективные административные истцы указали на то, что оспариваемые нормы нарушают их права на свободу выражения мнений, свободу собраний, право на свободу получения информации в части запрета на проведение публичных мероприятий, в том числе в форме одиночных пикетов, право на свободу передвижения и недискриминацию, право на свободу и личную неприкосновенность, уважение частной жизни в части ограничения прав граждан в возрасте старше 65 лет, установленные статьями 5, 10, 11, 14, 15 Конвенции о защите прав человека и основных свобод; право на благоприятную окружающую среду, в части отсутствия в постановлении порядка снабжения граждан средствами индивидуальной защиты; право на гласность и открытость информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ст. 6 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера») в части введения и сохранения режима повышенной готовности вместо режима чрезвычайной ситуации; право быть информированным о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности (статья 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»); право на равенство граждан перед законом (статья 19 Конституции) в части ограничения прав граждан в возрасте старше 65 лет, отсутствия в законе порядка снабжения граждан средствами индивидуальной защиты, что препятствует доступу в общественные места граждан, не располагающих достаточными средствами для их приобретения.

Административные истцы полагают, что оспариваемый акт принят Правительством Санкт-Петербурга с превышением полномочий и компетенции, поскольку Правительство Санкт-Петербурга не обладает самостоятельными полномочиями в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, Постановление принято не на основании Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02.03.2020 № 5, п.п.8 п.1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в отсутствие полномочий для издания оспариваемого нормативного правового акта.

По мнению административных истцов, оспариваемые нормы противоречат статье 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статьям 1,10, 11 пунктам 6, 8, 9, 10 статьи 4.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», статьям 1 и 3, подпунктам «б», «е» статьи 11, пункту «б» статьи 13 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (л.д.1-39 том 1).

Определением Санкт-Петербургского городского суда от 04.06.2020 административное исковое заявление коллективных административных истцов по делу № 3а-198\2020 в части требований о признании недействующим постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13 марта 2020 года № 121 «О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19) с изменениями и дополнениями о признании недействующим пункта 2.1.3 в действующей редакции, пункта 2-20 в редакции постановления от 9 мая 2020 года N 276 оставлено без рассмотрения на основании пункта 4 части 1 статьи 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с тем, что в производстве Санкт-Петербургского городского суда находилось дело N 3а-176/2020 по коллективному административному исковому заявлению Мусина Евгения Валихановича, Межовой Анны Ильиничны, и др. о признании недействующими в части пунктов 2.1.10, 2.1.15 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13 марта 2020 года № 121, а также по иску Литвина Б.Г. об оспаривании пункта 2.1.3 в части слов «публичных», а именно в части установления абсолютного запрета на проведение публичных мероприятий на территории Санкт-Петербурга в той мере, в которой оспариваемая норма не допускает организацию и проведение пикетирования, проводимого одним участником, решением суда от 29 апреля 2020 года в удовлетворении указанных административных исковых требований отказано. Кроме того, в производстве Санкт-Петербургского городского суда находилось дело N 3а-191/2020 по административному иску Матвеевой Александры Николаевны о признании недействующим пункта 1.8 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 09.05.2020 № 276 «О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13 марта 2020 № 121 в части внесения в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121 «О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» пункта 2-20, решением суда от 26 мая 2020 года в удовлетворении названных требований отказано.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если в производстве этого или другого суда, либо арбитражного суда имеется возбужденное ранее дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.

Тем же определением Санкт-Петербургского городского суда от 04.06.2020 года производство по делу № 3а-198\2020 в части требований о признании недействующим Правительства Санкт-Петербурга от 13 марта 2020 года № 121 «О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19) с изменениями и дополнениями в части пункта 2-6 в редакции постановления от 9 мая 2020 года № 276 прекращено на основании пункта 1 части 2 статьи 214 КАС РФ, поскольку действие оспариваемого пункта 2-6 постановления Правительства Санкт-Петербурга № 121 от 13.03.2020 прекращено.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

Апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 25 июня 2020 года определение Санкт-Петербургского городского суда от 04.06.2020 оставлено без изменения.

Определением Санкт-Петербургского городского суда от 04.06.2020 удовлетворены ходатайства Козелько Александра Петровича и Одинга Алексея Робертовича о привлечении к участию в качестве административных соистцов в административном деле №3а-198/2020 по коллективному административному исковому заявлению административных истцов о признании недействующим в части постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 №121 «О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» и указанные лица привлечены к участию в данном деле в качестве административных соистцов.

16.06.2020 коллективные административные истцы изменили предмет коллективного административного иска (л.д.89-224 том 4), в котором просили признать недействующими преамбулу, пункты 1, 2.1.3 (в действующей редакции), 2-9 и 2-20 Постановления в редакции постановлений от 13.04.2020 № 202, от 29.04.2020 № 269, от 09.05.2020 № 276, от 28.05.2020 № 348 и от 13.06.2020 № 409.

Определением Санкт-Петербургского городского суда от 08.07.2020 административное исковое заявление коллективных административных истцов в части требований о признании недействующим постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13 марта 2020 года № 121 «О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19) с изменениями и дополнениями в части пункта 2.1.3 в действующей редакции оставлено без рассмотрения, производство по делу в части требований о признании недействующим Правительства Санкт-Петербурга от 13 марта 2020 года № 121 «О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19) с изменениями и дополнениями в части пункта 2-9 прекращено.

Представитель административных истцов, представитель Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге, заявленные административные исковые требования поддержали.

Представители административного ответчика, представители заинтересованных лиц Губернатора Санкт-Петербурга, Главного управления МЧС РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Главного управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, не признали заявленные требования по основаниям, изложенным возражения административного ответчика. Представители административного ответчика пояснили, что оспариваемый акт принят Правительством Санкт-Петербурга в пределах полномочий и с соблюдением требований законодательства к форме, порядку принятия и введения его в действие, его содержание соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу; оспариваемые нормы носят временный характер, направлены исключительно на недопущение массового скопления граждан, опасного с точки зрения возможного распространения новой коронавирусной инфекции, передающейся воздушно-капельным путем и представляющей значительную угрозу для жизни и здоровья граждан.

Представитель административного истца Одинга А.Р. - Козелько А.П., представители заинтересованных лиц Главного государственного санитарного врача по г.Санкт-Петербургу, Управления Федеральной Службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по г.Санкт-Петербургу, Главного управления МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в телефонограммах от 08.07.2020 просили рассматривать дело в их отсутствие.

Выслушав представителей сторон, исследовав представленные доказательства, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать, суд полагает, что оснований для удовлетворения административных исковых заявлений не имеется.

Как следует из преамбулы оспариваемого акта в первоначальной редакции, Постановление, которым введен режим повышенной готовности для органов управления и сил Санкт-Петербургской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, было принято в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", в целях реализации постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02.03.2020 N 5 "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" и на основании предписания Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу от 12.03.2020 N 78-00-09/27-0101-2020 Правительство Санкт-Петербурга.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 10 апреля 2020 № 198 «О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13 марта 2020 № 121» преамбула названного акта изложена в новой редакции, указано на принятие Постановления в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и пунктом "о-10" статьи 7 Закона Санкт-Петербурга от 28.09.2005 N 514-76 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Санкт-Петербурге».

Согласно подпунктам «б», «з» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидации их последствий. В соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2).

В силу пункта 2 статьи 26.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.

Отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Федеральный закон от <дата> № 68-ФЗ).

Согласно статье 1 указанного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 1 апреля 2020 года № 98-ФЗ) чрезвычайной ситуацией является обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (абзац 1); предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения (абзац 2).

В силу статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 № 68-ФЗ правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации

Подпунктом «б» пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 № 68-ФЗ предусмотрено, что при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме повышенной готовности.

Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "а.2" пункта "а" статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.).

Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 417 и предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 3, подпункты "в", "г" пункта 4 Правил).

Согласно пункту 1 названной нормы Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) органы государственной власти субъектов:

- принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт «а»);

- принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (подпункт «м»);

- устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "м" настоящего пункта (подпункт «у», введенный Федеральным законом от 01.04.2020 № 98-ФЗ).

На основании статьи 16 Устава Санкт-Петербурга в систему органов государственной власти Санкт-Петербурга входит Правительство Санкт-Петербурга, которое является высшим исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, возглавляемым высшим должностным лицом Санкт-Петербурга – Губернатором Санкт-Петербурга

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в пределах территории Санкт-Петербурга организационные и правовые нормы в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций установлены Законом Санкт-Петербурга от 20 октября 2005 года № 514-76 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Санкт-Петербурге», согласно статье 7 которого Правительство Санкт-Петербурга осуществляет, в том числе, следующие полномочия:

- принимает на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов и нормативных актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, законов Санкт-Петербурга нормативные правовые акты в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и обеспечивает их выполнение (пункт «а»);

- принимает решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводит режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил Санкт-Петербургской подсистемы (пункт "о-1");

- устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с пунктом "о-1" настоящей статьи (пункт "о-10" введен Законом Санкт-Петербурга от 8 апреля 2020 года № 205-43).

Из приведенных положений федерального и регионального законодательства следует, что к полномочиям Правительства Санкт-Петербурга отнесено при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации введение режима повышенной готовности для соответствующих органов управления и сил Санкт-Петербургской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также установление обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения.

В соответствии с указанными полномочиями пунктом 1 оспариваемого Постановления на территории Санкт-Петербурга введен режим повышенной готовности для органов управления и сил Санкт-Петербургской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в связи с введением которого установлены оспариваемые положения.

Из содержания оспариваемых норм в действующей редакции Постановления следует, что фактически этими нормами в целях недопущения распространения в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции временно введены правила поведения, исключающие возможность непосредственного контакта с лицами, на которых может быть оказано негативное влияние, выраженное в распространении инфекции, а также взаимодействие с ними через предметы, которые могут быть источником распространения инфекционного заболевания, передающегося воздушно-капельным путем.

Указанные правила согласуются с правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 417, предусматривающими запрет гражданам при введении режима повышенной готовности осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 3, подпункты "в", "г" пункта 4 Правил) и не противоречат им, в связи с чем, то обстоятельство, что эти правила изложены в форме запретов, не свидетельствует о превышении Правительством Санкт-Петербурга предоставленных полномочий и компетенции в условиях режима повышенной готовности.

Как следует из содержания оспариваемого акта причиной угрозы возникновения чрезвычайной ситуации в Санкт-Петербурге является распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Указанная инфекция Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года № 66 внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных статьей 41 Конституцией Российской Федерации права граждан на охрану здоровья, непосредственно урегулированы Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ)

В соответствии со статьей 3 названного Федерального закона законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - санитарное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Указанным актом установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе, выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, под которыми понимаются организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию (абзац 3 пункта 1 статьи 2, абзац 14 статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ).

В случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний, в том числе, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, вводятся ограничительные мероприятия (карантин) (пункт 1 статьи 31 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ), под которыми, согласно абзацу 15 статьи 1 указанного Федерального закона, понимаются административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

В соответствии с абзацем 4 статьи 6 и пунктом 2 статьи 31 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ ограничительные мероприятия (карантин) вводятся на территории субъекта Российской Федерации на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации; главными государственными санитарными врачами на соответствующей территории в силу пункта 3 статьи 46 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ являются руководители территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2005 года № 529 «Об организации и контроле за введением и отменой ограничительных мероприятий (карантина) по предписанию территориального органа, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор», установлено, что в случае угрозы возникновения или распространения инфекционных заболеваний на территории субъекта Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании предписания территориального органа, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в течение 24 часов обязан принять решение о введении необходимых ограничительных мероприятий (карантина) на всей территории соответствующего субъекта Российской Федерации или на территории отдельных районов, городов, населенных пунктов данного субъекта Российской Федерации.

Законом Санкт-Петербурга от 20 июня 2012 года № 367-63 «Об основах организации охраны здоровья граждан в Санкт-Петербурге» полномочия по введению и отмене на территории Санкт-Петербурга ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей возложены на Правительство Санкт-Петербурга (подпункт 1 пункта 3 статьи 8).

Из содержания приведенных нормативных положений следует, что Правительство Санкт-Петербурга наделено полномочиями по введению на территории Санкт-Петербурга на основании предписания руководителя территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ограничительных мероприятий, направленных на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающих, в том числе, особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02.03.2020 N 5 "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" предписано высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия.

Таким образом, возможность введения соответствующих ограничительных мер на основании указанного постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации Правительством Санкт-Петербурга, соответствует полномочиям Правительства Санкт-Петербурга, поскольку при разграничении компетенции Губернатора Санкт-Петербурга и Правительства Санкт-Петербурга в этом вопросе следует с учетом положений статьи 26.1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 № 184-ФЗ руководствоваться в их взаимосвязи абзацами 4 статьи 6, пунктом 2 статьи 31 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ и подпунктом 1 пункта 3 статьи 8 Закона Санкт-Петербурга от 03.07.2012 № 367-63 «Об основах организации охраны здоровья граждан в Санкт-Петербурге», относящих принятие таких решений к компетенции Правительства Санкт-Петербурга, а также учитывать требования Постановления Правительства Российской Федерации от 19 августа 2005 № 529 об обязанности исполнения такого предписания органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации

Как усматривается из представленных административным ответчиком доказательств, Правительством Санкт-Петербурга последовательно вводились соответствующие временные ограничительные меры на территории Санкт-Петербурга на основании актов главных государственных санитарных врачей.

В отношении запрета, установленного в действующей редакции пункта 2-20 Постановления:

- на основании предписания Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу от 08.05.2020 N 78-00-09/27-1085-20-20-ДСП, от 27.05.2020 № 78-00-09/27-1247-2020-ДСП, от 11.06.2020 78-00-09/27-1333-2020-ДСП, от 25.06.2020 78-00-09/27-1391-2020-ДСП, от 30.06.2020 78-00-09/27-1407-2020 ДСП.

Обязательное соблюдение гражданами мер личной гигиены, выражающихся в ношении масок и перчаток в общественных местах, является мерой введенной в соответствии с предписанием Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу от 08.05.2020 N 78-00-09/27-1085-20-20-ДСП. Данная мера обусловлена необходимостью предотвратить распространение коронавирусной инфекции, ее передачу от человека к человеку. Данная обязанность возникает у граждан при посещении помещений организаций и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых не принято решение о приостановлении посещения гражданами, в том числе объектов торговли и бытового обслуживания, вокзалов, аэропорта, станций общественного транспорта, а также во всех видах транспорта общего пользования, в том числе такси, на остановках общественного транспорта, на территории кладбищ.

Необходимость ношения перчаток и масок подтверждается также методическими рекомендациями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения) от 30.03.2020 № МР 3.1.0170-20 (далее – Методические рекомендации). Так, в п. 4.4 Методических рекомендаций использование всеми гражданами перчаток и масок при соблюдении социальной дистанции признается эффективным мероприятием, направленным на «разрыв» механизма передачи коронавирусной инфекции.

Доводы административных истцов о том, что Правительство Санкт-Петербурга при введении требований об обязательном использовании гражданами средств индивидуальной защиты не ввело систему снабжения такими средствами в нарушение пп.б п.1 ст. 11 Федерального закона №68-ФЗ не могут быть приняты во внимание, поскольку подпункт «б» пункта 1 статьи 11 Федерального закона № 68-ФЗ закрепляет обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, и не возлагает обязательств на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части обеспечения граждан гигиеническими масками и перчатками.

Таким образом, с учетом наличия указанных предписаний Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу оспариваемые ограничительные меры введены Правительством Санкт-Петербурга в пределах полномочий, предоставленных Федеральным законом № 52-ФЗ и Законом Санкт-Петербурга № 367-63, с соблюдением предусмотренного федеральным законом порядка.

С учетом изложенного, у Правительства Санкт-Петербурга имелись полномочия по принятию указанных оспариваемых ограничительных мер, а также правовые основания для их применения.

Позиция административных истцов о неправомерности ограничительных мер без введения на территории Санкт-Петербурга карантина не может быть принята судом, поскольку положения статьи 31 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ не исключают возможности введения отдельных ограничительных мер в случаях угрозы распространения инфекционных заболеваний.

Необходимо также учитывать, что с 10 апреля 2020 года в силу постановления Правительства Санкт-Петербурга от 10.04.2020 № 198 «О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121» ранее введенные Правительством Санкт-Петербурга на основании соответствующих предписаний Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу ограничительные меры одновременно стали рассматриваться как обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при режиме повышенной готовности, установление которых предусмотрено законодательством о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

При этом следует отметить, что оспариваемое правовое регулирование не является произвольным, поскольку постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121 в первоначальной редакции, а также вносящие в него изменения постановления Правительства Санкт-Петербурга от 18.03.2020 № 127, от 24.03.2020 № 156, от 26.03.2020 № 161, от 03.04.2020 № 182, от 10.04.2020 № 198, от 13.04.2020 № 202, от 29.04.2020 № 269, от 09.05.2020 № 276, от 22.05.2020 № 321, от 28.05.2020 № 348, от 03.06.2020 № 366, от 05.06.2020 № 384, от 13.06.2020 № 409, от 19.06.2020 № 436, от 25.06.2020 № 462, от 30.06.2020 № 477 приняты с учетом предложений главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу, вводимые Постановлением правила поведения направлены на противодействие распространению инфекции.

Таким образом, оспариваемое Постановление в действующей редакции принято Правительством Санкт-Петербурга в пределах предоставленных полномочий по введению ограничительных мер и установлению обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности в соответствии с положениями Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-Ф3 и Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ.

Оспариваемый нормативный акт принят в форме постановления. Из содержания положений статьи 46 Устава Санкт-Петербурга следует, что Правительство Санкт-Петербурга осуществляет нормативное правовое регулирование посредством издания правовых актов в форме постановлений и распоряжений на основе действующего законодательства по вопросам, отнесенным к его компетенции.

Из представленных суду административным ответчиком документов усматривается, что процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта, установленная главой 3 Регламента Правительства Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16 декабря 2003 года N 100, соблюдена.

Как было указано выше, постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13 марта 2020 № 121 «О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», а также вносящие в него изменения постановления Правительства Санкт-Петербурга опубликованы на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», то есть в соответствии с требованиями статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 16 июля 2010 года N 445-112 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Санкт-Петербурга" и постановления Правительства Санкт-Петербурга от 29 июня 2011 года N 865 "О Порядке официального опубликования правовых актов Губернатора Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга, иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга".

Таким образом, оспариваемый акт принят Правительством Санкт-Петербурга в пределах предоставленных полномочий, в соответствии с установленной процедурой, по форме и виду соответствует акту, который вправе принять высший орган исполнительной власти Санкт-Петербурга, опубликован в соответствии с установленным порядком.

Оценивая оспариваемые положения Постановления на предмет соответствия актам, имеющим большую юридическую силу, суд с учетом изложенных выше доводов, находит необоснованной позицию административных истцов о противоречии этих положений статье 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статьям 1,6,10,11,18, пунктам 6,8,9,10 статьи 4.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», поскольку по изложенным выше основаниям оспариваемый акт принят Правительством Санкт-Петербурга в соответствии с полномочиями, предоставленными указанными федеральными законами органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Принимая во внимание, что в соответствии с приведенными нормами федерального и регионального законодательства Правительство Санкт-Петербурга обладало полномочиями по введению ограничительных мер в условиях режима повышенной готовности, а также установлению обязательных для граждан правил поведения, являются необоснованными доводы административных истцов о противоречии Постановления Федеральному конституционному закону от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (ст.1, 3, 11), который не регулирует спорные правоотношения, поскольку оспариваемые нормы приняты Правительством Санкт –Петербурга в связи с введением режима повышенной готовности.

Оспариваемые положения Постановления также не противоречат положениям Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», поскольку указанными положениями Постановления не регулируется порядок передвижения граждан по территории Санкт-Петербурга.

Оценивая доводы административных истцов о нарушении оспариваемыми положениями их прав, суд принимает во внимание, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 17, часть 1, Конституции Российской Федерации).

Согласно статье 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Свобода передвижения и выбора места жительства предусмотрена также Международным пактом о гражданских и политических правах, согласно пункту 3 статьи 12 которого, упомянутые выше права не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом, необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других и совместимы с признаваемыми в настоящем Пакте другими правами.

Каждому в Российской Федерации гарантируется свобода мысли и слова, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (статья 29, части 1 и 4 Конституции Российской Федерации). Право каждого человека на свободное выражение своего мнения, включая свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию, идеи независимо от государственных границ, устно, письменно, посредством печати или иными способами по своему выбору, закреплено Международным пактом о гражданских и политических правах, в котором подчеркивается, что пользование этими правами налагает особые обязанности и особую ответственность, и что их ограничения устанавливает закон в целях уважения прав и репутации других лиц, охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения (пункты 2 и 3 статьи 19). Аналогичные положения содержатся в статье 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, заключенной в г. Риме 4 ноября 1950 года

Статьей 31 Конституции Российской Федерации установлено право граждан России собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, что согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, закрепленными, в частности, в Конвенции о защите прав человека и основных свобод (статья 11), определяющей право на свободу мирных собраний как не подлежащее никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Конституция Российской Федерации провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью (статья 2), допуская их ограничение федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3); в силу части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46 - 54 Конституции Российской Федерации.

Из приведенных положений следует, что вышеуказанные права не являются абсолютными, поскольку могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства

Рассматривая доводы административных истцов относительно нарушения оспариваемыми нормами их прав, свобод и законных интересов, противоречии ст. 5,10,11,14,15 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 19 Конституции Российской Федерации, суд принимает во внимание, что оспариваемыми нормами введены временные правила поведения, исключающие опасность непосредственного контакта с лицами, на которых может быть оказано негативное влияние, выраженное в распространении инфекции; введенные правила направлены не на ограничение прав граждан, а на защиту их жизни и здоровья.

В соответствии с частью 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Согласно статье 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ граждане Российской Федерации обязаны соблюдать, в том числе законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 417, установлено, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункты "в", "г" пункта 4 Правил).

По решению Всемирной организации здравоохранения 30 января 2020 года эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), присвоен уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация международного значения, а 11 марта 2020 года ситуация признана пандемией.

При таких обстоятельствах в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации, которое в настоящее время повлекло и может еще повлечь человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения, оспариваемые правовые нормы, в том числе временно возлагающие на граждан обязанности публично-правового характера в пределах территории города Санкт-Петербурга, не нарушают конституционные права граждан, а направлены на противодействие распространению инфекции с целью защиты конституционно значимых прав граждан, прежде всего на жизнь и здоровье, как высшее благо, без которого утрачивают свое значение многие другие блага и ценности.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

руководствуясь ст. 175, 177, 215 Кодекса административного судопроизводства, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления коллективных административных истцов Радькова А.Б., Соколовой Е.С., Сергиенко И.А., Лопаткиной Л.А., Лопаткиной А.Ю., Сорокина А.А., Глебовского П.А., Любомирова С.Л., Хосоновой Е.К., Гороновского М.В., Гороновской Т.С., Ильиной Т.Р., Стрельчук А.Ф., Хосоновой В.М., Демушкиной Е.Г., Хосонова К.К., Казаковой Л.Я., Питерковой О.В., Питеркова М.И., Николаичева М.С., Смирновой О.Б., Дежкина Р.В., Захарова А.Н., Фассахова В.Р., Хмелевской О.Ю., Бородко И.А., Ковалец С.Н., Кузьминой О.В., Инфантьевой М.В., Малышевой М.Е., Думцева С.Н., Белика А.Н., Дорогостайского В.Г., Шипицына В.Ю., Гавриной П.С., Максимец А.А., Вивича Ю.Ю., Завьялова Г.С., Рогулева С.А., Яцук Н.В., Яцука В.В., Селиванова П.А., Идрисова Д.Р., Межовой А.И., Козичевой А.В., Межова А.И., Беляева С.Д., Чупраковой М.Ю., Мусина Е.В., Изосимова А.Г., Терехова С.Ю., Макарова М.В., Сакута Ю.Н., Лопарева И.М., Идрисовой А.А., Понежа С.В., Иванкина П.Н., Козелько А.П., Одинга А.Р. по делу № 3а-198\2020 в части требований о признании недействующим постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13 марта 2020 года № 121 «О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19) с изменениями и дополнениями в части преамбулы, пунктов 1 и 2.20 - отказать.

Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья С.И.Сухарева