ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-198/2015 от 02.02.2016 Приморского краевого суда (Приморский край)

Дело № 3а-39/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Приморский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Ровенко П.А.

при секретаре Чондановой Л.Н.

с участием прокурора Будлова И.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям Бардаша А.В., Навроцкой О.В. , ПРИМОРСКОГО КРАЕВОГО ОТДЕЛЕНИЯ Политической партии Коммунистическая партия КОММУНИСТЫ РОССИИ, Общественной организации Региональное отделение Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в Приморском крае об оспаривании пункта 22 решения Избирательной комиссии Приморского края от 3 декабря 2015 года № 2090/293 «О ситуации по досрочным выборам депутатов Думы городского округа Спасск-Дальний, назначенным на 20 декабря 2015 года, и рассмотрении жалоб (обращений) на действия (бездействие) и решения Территориальной избирательной комиссии города Спасска-Дальнего»

у с т а н о в и л:

Бардаш А.В., Навроцкая О.В., ПРИМОРСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Политической партии Коммунистическая партия КОММУНИСТЫ РОССИИ, Общественная организация Региональное отделение Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в Приморском крае обратились в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными и отмене пунктов 22 и 23 решения Избирательной комиссии Приморского края от 3 декабря 2015 года № 2090/293 «О ситуации по досрочным выборам депутатов Думы городского округа Спасск-Дальний, назначенным на 20 декабря 2015 года, и рассмотрении жалоб (обращений) на действия (бездействие) и решения Территориальной избирательной комиссии города Спасска-Дальнего» (далее - решение Избирательной комиссии Приморского края от 3 декабря 2015 года № 2090/293), в соответствии с которыми отменено решение Территориальной избирательной комиссии города Спасска-Дальнего от 28 октября 2015 года № 407/118 «О назначении досрочных выборов депутатов Думы городского округа Спасск-Дальний Приморского края седьмого созыва» (пункт 22), а также признано утратившим силу решение Избирательной комиссии Приморского края от 15 октября 2008 года № 427/78 «О возложении полномочий избирательной комиссии городского округа Спасск-Дальний на Территориальную избирательную комиссию города Спасска-Дальнего» (пункт 23).

Определениями судьи Приморского краевого суда от 28 декабря 2015 года в принятии данных административных исковых заявлений в части оспаривания пункта 23 решения Избирательной комиссии Приморского края от 3 декабря 2015 года № 2090/293 отказано по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

Административные дела по административным исковым заявлениям Бардаша А.В., Навроцкой О.В., ПРИМОРСКОГО КРАЕВОГО ОТДЕЛЕНИЯ Политической партии Коммунистическая партия КОММУНИСТЫ РОССИИ, Общественной организации Региональное отделение Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в части требований о признании незаконным и отмене пункта 22 решения Избирательной комиссии Приморского края от 3 декабря 2015 года № 2090/293 приняты к производству Приморского краевого суда и объединены определением судьи Приморского краевого суда от 18 января 2016 года в одно производство.

Обосновывая свои требования о признании незаконным пункта 22 решения Избирательной комиссии Приморского края от 3 декабря 2015 года № 2090/293, административные истцы указали, что отмена решения Территориальной избирательной комиссии города Спасска-Дальнего от 28 октября 2015 года № 407/118 «О назначении досрочных выборов депутатов Думы городского округа Спасск-Дальний Приморского края седьмого созыва» нарушает их права и законные интересы, поскольку региональные отделения политических партий зарегистрировали списки кандидатов для участия в досрочных выборах, Бардаш А.В. являлся зарегистрированным кандидатом по одномандатному избирательному округу № 9, а Навроцкая О.В. внесена в список избирателей на избирательном участке. По мнению административных истцов, решение Территориальной избирательной комиссии города Спасска-Дальнего от 28 октября 2015 года № 407/118 соответствовало действующему избирательному законодательству. В то же время, вывод Избирательной комиссии Приморского края о нарушении Территориальной избирательной комиссией сроков назначения голосования по досрочным выборам депутатов Думы городского округа Спасск-Дальний необоснован. Решение Территориальной избирательной комиссии города Спасска-Дальнего от 30 октября 2015 года № 411/119 «Об утверждении календарного плана основных мероприятий по подготовке и проведению досрочных выборов депутатов Думы городского округа Спасск-Дальний седьмого созыва, назначенных на 20 декабря 2015 года» является самостоятельным ненормативным правовым актом, необязательным для исполнения, предназначенным для внутреннего использования Территориальной избирательной комиссией, и оно не может рассматриваться в качестве изменяющего положения решения Территориальной избирательной комиссии города Спасска-Дальнего от 28 октября 2015 года № 407/118. Также административные истцы полагали, что Избирательной комиссией Приморского края нарушены положения статей 70, 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ), поскольку принятое решение исключило возможность выявить действительную волю избирателей и избрать депутатов представительного органа муниципального образования. Избирательная комиссия Приморского края, отменив решение Территориальной избирательной комиссии города Спасска-Дальнего, самостоятельно не приняла какого-либо решения по существу вопроса о назначении досрочных выборов, а также не обязала нижестоящую избирательную комиссию принять подобное решение, что прямо противоречит положениям пункта 6 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ. Помимо этого, решение Территориальной избирательной комиссии города Спасска-Дальнего от 28 октября 2015 года № 407/118 уже оспаривалось в судебном порядке и решением Спасского районного суда Приморского края от 20 ноября 2015 года оно было признано законным.

В судебном заседании представитель ПРИМОРСКОГО КРАЕВОГО ОТДЕЛЕНИЯ Политической партии Коммунистическая партия КОММУНИСТЫ РОССИИ Шемелев А.Ю. и представитель ПРИМОРСКОГО КРАЕВОГО ОТДЕЛЕНИЯ Политической партии Коммунистическая партия КОММУНИСТЫ РОССИИ, Общественной организации Региональное отделение Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА», Бардаша А.В. и Навроцкой О.В. – Мигуненко И.А. заявленные требования поддержали по основаниям, указанным в соответствующих административных исковых заявлениях. Просили признать незаконным и отменить пункт 22 решения Избирательной комиссии Приморского края от 3 декабря 2015 года № 2090/293 «О ситуации по досрочным выборам депутатов Думы городского округа Спасск-Дальний, назначенным на 20 декабря 2015 года, и рассмотрении жалоб (обращений) на действия (бездействие) и решения территориальной избирательной комиссии города Спасска-Дальнего». Дополнительно представители административных истцов пояснили, что Общественная организация Региональное отделение всероссийской политической партии «Партия дела» в Приморском крае и ПРИМОРСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Политической партии Коммунистическая партия КОММУНИСТЫ РОССИИ обжаловали решение Избирательной комиссии Приморского края от 3 декабря 2015 года № 2090/293 в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. Однако 15 декабря 2015 года данные жалобы были отозваны заявителями, поскольку региональные отделения указанных политических партий решили обратиться в Приморский краевой суд с административными исковыми заявлениями в порядке главы 24 КАС РФ.

Представители Избирательной комиссии Приморского края Охотников Р.А. и Бондакова О.И. просили суд отказать в удовлетворении заявленных требований, указав, что Избирательная комиссия Приморского края законно и обоснованно отменила решение Территориальной избирательной комиссии города Спасска-Дальнего от 28 октября 2015 года № 407/118, поскольку нижестоящей избирательной комиссией были допущены нарушения в части установления сроков назначения досрочных выборов депутатов Думы городского округа Спасск-Дальний, а также в части установления сроков осуществления иных избирательных действий. В соответствии с положениями статьи 20 и 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ Избирательная комиссия Приморского края была вправе отменить противоречащее закону решение Территориальной избирательной комиссии города Спасска-Дальнего. Решение от 3 декабря 2015 года № 2090/293 было принято по результатам рассмотрения поступивших 2 декабря 2015 года в Избирательную комиссию Приморского края жалоб секретаря Приморского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Талабаевой Л.З. и уполномоченного представителя Приморского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Самсоновой С.В. Принятое Территориальной избирательной комиссией города Спасска-Дальнего решение от 30 октября 2015 года № 411/119 «Об утверждении календарного плана основных мероприятий по подготовке и проведению досрочных выборов депутатов Думы городского округа Спасск-Дальний седьмого созыва, назначенных на 20 декабря 2015 года», частично изменило решение Территориальной избирательной комиссии города Спасска-Дальнего от 28 октября 2015 года № 407/118, поскольку установило сроки, подлежащие применению всеми участниками избирательной кампании наряду с общим сроком её проведения. Эти сроки были установлены также без учёта требований действующего законодательства. Избирательная комиссия Приморского края была лишена возможности восстановить нарушенные избирательные права граждан, кандидатов и избирательных объединений иным способом, помимо отмены решения Территориальной избирательной комиссии города Спасска-Дальнего от 28 октября 2015 года № 407/118, в связи с тем, что проводимая избирательная кампания в своей основе несла неустранимые дефекты, обусловленные изначально незаконным определением избирательных сроков. Дополнительно представители Избирательной комиссии Приморского края пояснили, что решением от18 января 2016 года № 2143/302 сформирован новый состав избирательной комиссии городского округа Спасск-Дальний, которая до истечения шестимесячного срока, установленного пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, то есть до 28 апреля 2016 года, назначит проведение досрочных выборов депутатов Думы городского округа Спасск-Дальний Приморского края седьмого созыва.

Председатель Территориальной избирательной комиссии города Спасска-Дальнего Белик И.П. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, поддержала позицию, изложенную представителями Избирательной комиссии Приморского края, просила отказать в удовлетворении требований административных исковых заявлений, указав, что Территориальная избирательная комиссия города Спасска-Дальнего при принятии решения от 28 октября 2015 года № 407/118 допустила существенные нарушения требований действующего избирательного законодательства при определении срока проведения выборов и других избирательных сроков, которые можно было устранить лишь посредством отмены незаконного решения.

Выслушав представителей административных истцов Шемелева А.Ю. и Мигуненко И.А., представителей Избирательной комиссии Приморского края Охотникова Р.А. и Бондакову О.И., а также председателя Территориальной избирательной комиссии города Спасска-Дальнего Белик И.П., исследовав имеющиеся в деле доказательства, заслушав заключение заместителя начальника отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Приморского края Будлова И.М., полагавшего, что обжалуемое решение Избирательной комиссии Приморского края является законным и отмене не подлежит, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных административными истцами требований по следующим основаниям.

Согласно частям 1 и 2 статьи 239 КАС РФ избиратели, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права граждан, а также права, свободы и законные интересы указанных кандидатов, избирательных объединений и политических партий.

Как следует из материалов дела, 28 октября 2015 года Думой городского округа Спасск-Дальний было принято решение № 119 о самороспуске, в связи с чем, в тот же день (28 октября 2015 года) Территориальной избирательной комиссией города Спасска-Дальнего принято решение № 407/118 «О назначении досрочных выборов депутатов Думы городского округа Спасск-Дальний Приморского края седьмого созыва», которое было опубликовано в печатном издании – газете «Спасск» 29 октября 2015 года.

Данным решением Территориальная избирательная комиссия города Спасска-Дальнего назначила выборы на 20 декабря 2015 года, то есть на момент его принятия период до дня голосования составлял 52 дня.

30 октября 2015 года избирательная комиссия муниципального образования приняла решение № 411/119 «Об утверждении календарного плана основных мероприятий по подготовке и проведению досрочных выборов депутатов Думы городского округа Спасск-Дальний седьмого созыва, назначенных на 20 декабря 2015 года».

2 декабря 2015 года в Избирательную комиссию Приморского края поступили жалобы секретаря Приморского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Талабаевой Л.З. и уполномоченного представителя указанного избирательного объединения Самсоновой С.В., в которых ставился вопрос о признании незаконным и отмене решения Территориальной избирательной комиссии города Спасска-Дальнего от 28 октября 2015 года № 407/118 «О назначении досрочных выборов депутатов Думы городского округа Спасск-Дальний Приморского края седьмого созыва». В день поступления данные жалобы были зарегистрированы Избирательной комиссией Приморского края с присвоением входящих номеров 2637 и 91-5 соответственно.

По результатам рассмотрения указанных обращений, 3 декабря 2015 года Избирательной комиссией Приморского края принято решение № 2090/293 «О ситуации по досрочным выборам депутатов Думы городского округа Спасск-Дальний, назначенным на 20 декабря 2015 года, и рассмотрении жалоб (обращений) на действия (бездействие) и решения территориальной избирательной комиссии города Спасска-Дальнего» (далее – Решение от 3 декабря 2015 года № 2090/293), которым, в том числе, отменены решения Территориальной избирательной комиссии города Спасска-Дальнего от 28 октября 2015 года № 407/118 «О назначении досрочных выборов депутатов Думы городского округа Спасск-Дальний Приморского края седьмого созыва» (пункт 22 Решения от 3 декабря 2015 года № 2090/293) и от 30 октября 2015 года № 411/119 «Об утверждении календарного плана основных мероприятий по подготовке и проведению досрочных выборов депутатов Думы городского округа Спасск-Дальний седьмого созыва, назначенных на 20 декабря 2015 года» (пункт 21 Решения от 3 декабря 2015 года № 2090/293).

В соответствии с пунктом 11 статьи 23 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ) избирательная комиссия субъекта Российской Федерации вправе рассматривать жалобы на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий муниципальных районов, городских округов, внутригородских территорий города федерального значения и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме при проведении выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов в соответствии с пунктом 7 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, который содержит аналогичное предписание, а также предусматривает обязанность избирательной комиссии, рассматривающей жалобы, принять по результатам их рассмотрения одно из решений, предусмотренных пунктом 6 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, а именно: об оставлении жалобы без удовлетворения; об отмене обжалуемого решения полностью или в части (о признании незаконным действия (бездействия)), приняв решение по существу; об отмене обжалуемого решения полностью или в части (о признании незаконным действия (бездействия)), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие).

Указанные положения Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ воспроизведены в статьях 24, 87 Избирательного кодекса Приморского края от 22 июля 2003 года № 62-КЗ.

Согласно пункту 11 статьи 20 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ и части 16 статьи 16 Избирательного кодекса Приморского края от 22 июля 2003 года № 62-КЗ решение избирательной комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом.

Из содержания Решения от 3 декабря 2015 года № 2090/293 следует, что основанием для отмены Избирательной комиссией Приморского края решения Территориальной избирательной комиссии города Спасска-Дальнего от 28 октября 2015 года № 407/118 стало допущенное нижестоящей избирательной комиссией существенное нарушение требований действующего законодательства о выборах, выразившееся в необоснованном сокращении сроков назначения выборов депутатов Думы городского округа Спасск-Дальний Приморского края седьмого созыва.

В силу положений пункта 7 статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ и части 8 статьи 10 Избирательного кодекса Приморского края от 22 июля 2003 года № 62-КЗ решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования, при назначении досрочных выборов сроки, данные сроки, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть.

В случае, если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначат выборы в указанные выше сроки, а также если уполномоченный на то орган или должностное лицо отсутствует, выборы в органы местного самоуправления назначаются соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за 70 дней до дня голосования (пункт 8 статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ и часть 9 статьи 10 Избирательного кодекса Приморского края от 22 июля 2003 года № 62-КЗ).

Таким образом, в случае, если представительный орган муниципального образования принял решение о самороспуске (то есть отсутствует), выборы депутатов такого органа должны быть назначены избирательной комиссией муниципального образования не позднее чем за 70 дней до дня голосования, при этом, пункт 8 статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ и часть 9 статьи 10 Избирательного кодекса Приморского края от 22 июля 2003 года № 62-КЗ не предоставляли соответствующей избирательной комиссии право сокращать данный срок на одну треть.

Между тем, назначая 28 октября 2015 года досрочные выборы депутатов Думы городского округа Спасск-Дальний Приморского края на 20 декабря 2015 года (то есть за 52 дня до дня голосования), Территориальная избирательная комиссия города Спасска-Дальнего не применила как соответствующий 70-дневный срок, так и не обеспечила предусмотренное законом сокращение минимально возможного 80-дневного срока при досрочных выборах, предусмотренное в пункте 7 статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ и части 8 статьи 10 Избирательного кодекса Приморского края от 22 июля 2003 года № 62-КЗ, на одну треть (то есть до 54 дней).

В свою очередь, мнение административных истцов о том, что, установив 70-дневный срок как срок, который нельзя превысить при назначении выборов в представительный орган местного самоуправления, законодатель не ограничил избирательную комиссию муниципального образования каким-либо минимальным сроком для назначения выборов, основано на неверном субъективном толковании закона.

Кроме того, сократив срок назначения выборов, Территориальная избирательная комиссия города Спасска-Дальнего не сократила пропорционально сроки иных избирательных действий, как того требуют положения действующего законодательства.

Так, в пункте 13 Календарного плана основных мероприятий по подготовке и проведению досрочных выборов депутатов Думы городского округа Спасск-Дальний седьмого созыва, назначенных на 20 декабря 2015 года, утверждённого решением Территориальной избирательной комиссии города Спасска-Дальнего от 30 октября 2015 года № 411/119 (далее – Календарный план) срок подачи письменного заявления в участковую избирательную комиссию о включении в список избирателей (не позднее чем за три дня до дня голосования), установленный пунктом 17 статьи 17 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ и частью 21 статьи 13 Избирательного кодекса Приморского края от 22 июля 2003 года № 62-КЗ, был указан без сокращения (не позднее 16 декабря 2015 года), тогда как (с учётом сокращения срока назначения выборов на одну треть) этот срок подлежал сокращению до двух дней.

В пункте 22 Календарного плана срок предоставления в Территориальную избирательную комиссию города Спасска-Дальнего документов для регистрации кандидата (списка кандидатов) был определён не ранее 15 ноября 2015 года и не позднее 18 часов 25 ноября 2015 года (то есть не ранее чем за 34 и не позднее чем 24 дня до голосования), хотя исходя из сокращения на одну треть сроков, определённых для указанных целей в части 1 статьи 44 Избирательного кодекса Приморского края от 22 июля 2003 года № 62-КЗ, он должен был определяться не ранее 15 ноября 2015 года и не позднее 18 часов 22 ноября 2015 года (34 и 27 дней соответственно).

Аналогично не были сокращены на одну треть и другие сроки, указанные в Календарном плане, например: пункт 28 (срок извещения кандидата, избирательного объединения о выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов (часть 14 статьи 45 Избирательного кодекса Приморского края от 22 июля 2003 года № 62-КЗ)), пункт 34 (срок представления в территориальную избирательную комиссию заверенной копии приказа (распоряжения) об освобождении от выполнения должностных или служебных обязанностей зарегистрированного кандидата (часть 2статьи 49 Избирательного кодекса Приморского края от 22 июля 2003 года № 62-КЗ)), пункт 58 (срок представления в территориальную избирательную комиссию данных учета объема и стоимости бесплатного и платного эфирного времени, печатной площади (часть 8 статьи 58 Избирательного кодекса Приморского края от 22 июля 2003 года № 62-КЗ)), пункт 72 (срок представления в территориальную избирательную комиссию итогового финансового отчета о размерах и источниках создания своих избирательных фондов, а также обо всех произведенных затратах (часть 10 статьи 67 Избирательного кодекса Приморского края от 22 июля 2003 года № 62-КЗ)), пункт 73 (срок передачи копий финансовых отчетов кандидатов в редакции средств массовой информации для опубликования (часть 11 статьи 67 Избирательного кодекса Приморского края от 22 июля 2003 года № 62-КЗ)), пункт 80 (срок изготовления избирательных бюллетеней под наблюдением территориальной избирательной комиссии для обеспечения досрочного голосования и для обеспечения голосования в день голосования (часть 4 статьи 71 Избирательного кодекса Приморского края от 22 июля 2003 года № 62-КЗ)), пункт 95 (срок подачи заявлений (устных обращений) о голосовании вне помещения для голосования (часть 2 статьи 74 Избирательного кодекса Приморского края от 22 июля 2003 года № 62-КЗ)), а также ряд других сроков.

В данном случае Календарный план, обнародованный посредством его размещения на официальном сайте городского округа Спасск-Дальний, распространял своё действие на неопределённый круг лиц и был рассчитан на неоднократное применение в ходе проведения избирательной компании по выборам депутатов Думы городского округа Спасск-Дальний, поскольку определял права и обязанности избирательных объединений, кандидатов и граждан, обладавших пассивным избирательным правом, то есть по своей правовой природе он являлся нормативным правовым актом, применение которого было неразрывно связано с применением решения Территориальной избирательной комиссии города Спасска-Дальнего от 28 октября 2015 года № 407/118.

Учитывая, что при рассмотрении в порядке статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ жалоб секретаря Приморского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Талабаевой Л.З. и уполномоченного представителя указанного избирательного объединения Самсоновой С.В. Избирательной комиссией Приморского края были установлены нарушения избирательных прав, допущенные при принятии Территориальной избирательной комиссией города Спасска-Дальнего решения от 28 октября 2015 года № 407/118 и Календарного плана, которые были неустранимы, а также то, что проведение выборов с учётом выявленных дефектов, связанных с нарушением определённых действующим законодательством избирательных сроков, привело бы к объективной невозможности выявить действительную волю избирателей, Избирательная комиссия Приморского края в пределах своих полномочий приняла законное решение об отмене решения Территориальной избирательной комиссии города Спасска-Дальнего от 28 октября 2015 года № 407/118 «О назначении досрочных выборов депутатов Думы городского округа Спасск-Дальний Приморского края седьмого созыва».

По мнению суда, указанное решение Избирательной комиссии Приморского края по существу не нарушает избирательных прав Бардаша А.В., Навроцкой О.В., ПРИМОРСКОГО КРАЕВОГО ОТДЕЛЕНИЯ Политической партии Коммунистическая партия КОММУНИСТЫ РОССИИ, Общественной организации Региональное отделение Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА».

Ссылки административных истцов на решение Спасского районного суда Приморского края от 20 ноября 2015 года, которым было отказано в удовлетворении административных исковых заявлений Покатиловой А.А., Романовой О.В. и Колчиной Л.А. о признании незаконным и отмене решения Территориальной избирательной комиссии города Спасска-Дальнего от 28 октября 2015 года № 407/118, несостоятельны, поскольку данное решение суда первой инстанции было отменено апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 9 декабря 2015 года (№ 33а-11745) с одновременным прекращением производства по делу.

Согласно пункту 9 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ в случае принятия жалобы к рассмотрению судом и обращения того же заявителя с аналогичной жалобой в соответствующую комиссию эта комиссия приостанавливает рассмотрение жалобы до вступления решения суда в законную силу.

В данном случае непосредственно Приморское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», а также Талабаева Л.З. и Самсонова С.В. в Спасский районный суд Приморского края с административными исковыми заявлениями о признании незаконным и отмене решения Территориальной избирательной комиссии города Спасска-Дальнего от 28 октября 2015 года № 407/118 не обращались, что подтверждается представленной по запросу Приморского краевого суда соответствующей письменной информацией за подписью председателя Спасского районного суда Приморского края от 2 февраля 2016 года № 734.

Следовательно, Избирательная комиссия Приморского края была обязана рассмотреть по существу поступившие обращения секретаря и уполномоченного представителя Приморского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Талабаевой Л.З. и Самсоновой С.В. и принять по ним одно из решений, указанных в пункте 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.

Доводы административных истцов о том, что фактически Избирательная комиссия Приморского края никакого окончательного решения по поступившим жалобам не приняла, необоснованны, поскольку одновременно с отменой решения Территориальной избирательной комиссии города Спасска-Дальнего от 28 октября 2015 года № 407/118 вышестоящая избирательная комиссия прекратила полномочия Территориальной избирательной комиссии города Спасска-Дальнего как избирательной комиссии всего городского округа Спасск-Дальний (пункт 23 Решения от 3 декабря 2015 года № 2090/293), в связи в чем, до формирования новой избирательной комиссии муниципального образования в порядке, предусмотренном статьёй 24 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, решение о назначении досрочных выборов депутатов Думы городского округа Спасск-Дальний Приморского края не могло быть принято.

На момент рассмотрения дела в суде решением Избирательной комиссии Приморского края от 18 января 2016 года № 2143/302 избирательная комиссия городского округа Спасск-Дальний сформирована. С учётом требований пункта 4 статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ сформированная избирательная комиссия муниципального образования должна не позднее шестимесячного срока со дня досрочного прекращения полномочий Думы городского округа Спасск-Дальний (то есть не позднее 28 апреля 2016 года) назначить и провести досрочные выборы депутатов представительного органа муниципального образования.

В соответствии с частью 2 статьи 244 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178, 179, 180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

в удовлетворении требований административных исковых заявлений Бардаша Александра Владимировича, Навроцкой Оксаны Владимировны, ПРИМОРСКОГО КРАЕВОГО ОТДЕЛЕНИЯ Политической партии Коммунистическая партия КОММУНИСТЫ РОССИИ, Общественной организации Региональное отделение Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в Приморском крае об оспаривании пункта 22 решения Избирательной комиссии Приморского края от 3 декабря 2015 года № 2090/293 «О ситуации по досрочным выборам депутатов Думы городского округа Спасск-Дальний, назначенным на 20 декабря 2015 года, и рассмотрении жалоб (обращений) на действия (бездействие) и решения территориальной избирательной комиссии города Спасска-Дальнего» отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий