Дело № 3а-199-2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 сентября 2017 года г. Пермь
Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Ефремовой О.Н.,
при секретаре Силенок О.В.,
с участием представителя административного истца ФИО1, действующей на основании доверенности от 09.01.2017,
представителя административных ответчиков ФИО2, действующей на основании доверенности от 09.08.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми административное дело по административному исковому заявлению Департамента земельных отношений администрации города Перми о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Департамент земельных отношений администрации города Перми обратился в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Росреестра по Пермскому краю от 25.04.2017 № ** об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **, расположенного по адресу: ****, в размере рыночной равной 20 663 997 рублей по состоянию на 01.01.2013. В обоснование своих доводов указал, что отчет об оценке, на основании которого было принято оспариваемое решение Комиссии не соответствует по форме и содержанию Федеральному закону от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности» и федеральным стандартам оценки.
Представитель административного истца в судебном заседании административные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административных ответчиков Управления Росреестра по Пермскому краю, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Пермскому краю с доводами административного истца не согласилась по основаниям, указанным в письменном отзыве.
Заинтересованное лицо – ФИО3, в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в суд не представил. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив письменные отзывы на административное исковое заявление, исследовав материалы настоящего дела, а также дело № ** (том 390), суд приходит к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению в силу следующего.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", административные исковые требования об оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Пермскому краю, рассматриваются по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с частью 5 статьи 219 КАС РФ пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО3 является собственником земельного участка площадью 22016 кв.м с кадастровым номером **, расположенного по адресу: ****.
Постановлением Правительства Пермского края от 21.11.2013 № 1610-п утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ** и составила по состоянию на 01.01.2013 в размере 71 377 192, 96 рублей.
Не согласившись с указанной оценкой, ФИО3 17.04.2017 обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Пермскому краю (далее по тексту - Комиссия), созданной на основании приказа Росреестра от 21.11.2011 № ** и представил отчет об оценке рыночной стоимости № ** от 03.04.2017.
Решением Комиссии от 25.04.2017 № ** кадастровая стоимость указанного выше земельного участка определена в размере рыночной стоимости, равной 20 663 997 рублей, установленной в отчете об оценке № ** от 03.04.2017.
Отчет о рыночной оценке земельного участка был произведен по состоянию на 01.01.2013, что соответствует требованиям статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
На заседании Комиссии от 25.04.2017 в результате рассмотрения заявления установлено: отличие рыночной стоимости объекта недвижимости земельного участка от кадастровой стоимости составляет 71%. Оформление и содержание отчета об оценке соответствуют требованиям статьи 11 Закона об оценочной деятельности, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки. Комиссия решила: определить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере рыночной стоимости объекта недвижимости, установленной в отчете об оценке по состоянию 01.01.2013 в размере 20 663 997 рублей.
Согласно статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или отклоняет заявление о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, предусмотренных порядком создания и работы комиссии. В течение пяти рабочих дней с даты принятия по результатам рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости соответствующего решения комиссия уведомляет об этом лицо, обладающее правом на объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект недвижимости.
Как следует из материалов дела, уведомление о проведении заседания комиссии по вопросу определения кадастровой стоимости названного выше земельного участка, принадлежащего ФИО3 направлено в администрацию муниципального образования город Пермь 18.04.2017 (л.д. 24-25) и поступило в адрес органа местного самоуправления 22.04.2017 (л.д. 26).
Кроме того, в адрес администрации муниципального образования город Пермь 02.05.2017 (то есть в течение 5 рабочих дней) было направлено уведомление о результатах заседания комиссии от 25.04.2017, которое поступило в адрес администрации г. Перми – 05.05.2017 (л.д. 28-29).
Следовательно, органу местного самоуправления в лице администрации города Перми стало известно о вынесенном комиссией решении 05.05.2017. С этой даты следует исчислять срок обжалования решения комиссии.
При этом департамент земельных отношений администрации города Перми обратился с настоящим административным иском 10.08.2017 (л.д.2), то есть с пропуском установленного законом трехмесячного срока обращения в суд.
Согласно части 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В соответствии с частью 5 статьи 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Утверждение административного истца о том, что срок на подачу административного иска не пропущен, поскольку срок на обжалование решения Комиссии следует исчислять с даты получения департаментом земельных отношений администрации г. Перми от администрации города Перми направленного в ее адрес уведомления Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Росреестра по Пермскому краю от 25.04.2017 № 390, является несостоятельным.
Обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения Комиссии от 25.04.2017 департамента земельных отношений, являющегося функциональным органом администрации города Перми, согласно Положению о Департаменте земельных отношений администрации города Перми, утвержденному решением Пермской городской Думы от 24.02.2015 № 39, не свидетельствует о том, что срок на обжалование следует исчислять с даты получения департаментом земельных отношений администрации города Перми уведомления Комиссии о принятом 25.04.2017 решении.
В силу положений статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» на Комиссии лежит обязанность уведомить о приятом решении орган местного самоуправления, от имени которого выступает администрация города Перми.
Принимая во внимание, что орган местного самоуправления узнал о принятом комиссией решении 05.05.2017 из соответствующего уведомления, а департамент земельных отношений обратился в суд 10.08.2017, суд приходит к выводу, что административным истцом пропущен срок обращения в суд с требованием об оспаривании решения Комиссии. Каких-либо обстоятельств, объективно исключающих возможность подачи административного искового заявления в установленный законом срок, административным истцом не приведено, ходатайство о восстановлении срока не заявлено.
При таких обстоятельствах, поскольку пропуск срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска в силу части 8 статьи 219 КАС РФ, суд отказывает в удовлетворении административных исковых требований департамента земельных отношений администрации города Перми без исследования иных обстоятельств дела.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления Департамента земельных отношений администрации города Перми об оспаривании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Пермскому краю от 25 апреля 2017 года № ** - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения – 25 сентября 2017 года.
Судья (подпись)