ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-199/18 от 23.08.2018 Приморского краевого суда (Приморский край)

Дело № 3а-199/18Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

город Владивосток 23 августа 2018 года

Приморский краевой суд в составе

председательствующего судьи Зайцевой О.А.

при секретаре Шевченко М.В.,

с участием прокурора Нишоновой Ф.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Радзиевского Павла Константиновича к Законодательному Собранию Приморского края, заинтересованное лицо Администрация Приморского края о признании Закона Приморского края от 12 февраля 2013 года № 168-КЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края» не действующим в части,

установил:

Законодательным Собранием Приморского края принят Закон Приморского края от 12 февраля 2013 года № 168-КЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края», который опубликован в печатных изданиях «Ведомости Законодательного Собрания Приморского края» 13 февраля 2013 года № 39, «Приморская газета» 15 февраля 2013 года № 13(744).

Статьей 6 Закона Приморского края от 12 февраля 2013 года № 168-КЗ установлен порядок формирования и утверждения сводного списка лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Приморского края по договорам найма специализированных жилых помещений.

Статьей 7 вышеуказанного Закона установлен порядок и сроки предоставления жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения.

В настоящее время Закон Приморского края от 12 февраля 2013 года №168-КЗ действует в новой редакции в связи с принятием Закона Приморского края от 13 июня 2018 года № 302-КЗ «О внесении изменений в Закон Приморского края «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края». Опубликован в печатных изданиях «Ведомости Законодательного Собрания Приморского края» 13 июня 2018 года № 58, «Приморская газета», спецвыпуск, 20 июня 2018 года № 72(1566), на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 15 июня 2018 года.

Радзиевский П.К. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании Закона Приморского края от 12 февраля 2013 года № 168-КЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края» недействующим с момента его принятия в части отсутствия в статье 6 сроков формирования и утверждения сводного списка лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; в части отсутствия в статье 7 сроков формирования и распределения специализированного государственного жилищного фонда области в необходимых объемах, для своевременного обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигших возраста 23 лет, по договорам найма специализированных жилых помещений, в соответствии с федеральным законодательством Российской Федерации. В обоснование своих требований указал, что статьи 6, 7 Закона Приморского края от 12 февраля 2013 года №168-КЗ противоречат статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Пунктом 1 статьи 8 указанного Федерального закона предусмотрено немедленное предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, определенной категории граждан по достижении ими возраста 18 лет. Орган исполнительной власти субъекта РФ, в порядке, установленном законом субъекта РФ, обязан формировать список лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (пункт 3 статьи 8). Специализированный государственный жилищный фонд должен формироваться исполнительным органом субъекта РФ в достаточном объеме и в надлежащие сроки, чтобы лица, отнесенные в указанный список, были своевременно обеспечены жилыми помещениями, в соответствие с требованиями федерального законодательства. Законодательством Приморского края не определен срок формирования и утверждения сводного списка лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилыми помещений. Также формирование и распределение специализированного жилищного фонда никак не связаны ни по срокам, ни по объему со списком лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений. Такая правовая неопределенность приводит к тому, что предоставление жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда производится Администрацией Приморского края произвольно с нарушением сроков установленных федеральным законодательством. Отсутствие в Законе Приморского края от 12 февраля 2013 года № 168-КЗ сроков формирования и утверждения сводного списка лиц, а также отсутствие сроков формирования и распределения специализированного государственного жилищного фонда в необходимых объемах для своевременного обеспечения жильем, в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, являются коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения. В постановлении Администрации Приморского края от 10 июня 2013 года №225-па также не предусмотрено никаких сроков формирования и распределения специализированного жилищного фонда. До настоящего времени решение Фрунзенского районного суда города Владивостока от 14 ноября 2014 года, которым на Администрацию Приморского края возложена обязанность предоставить ему благоустроенное жилое помещение, не исполнено. Он (Радзиевский П.К.) является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, которым нарушены его законные права и интересы по своевременному обеспечению жильем.

Определением Приморского краевого суда от 23 августа 2018 года производство по административному делу в части административных исковых требований Радзиевского П.К. о признании недействующей статьи 6 Закона Приморского края от 12 февраля 2013 года № 168-КЗ в части отсутствия сроков формирования и утверждения сводного списка лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Приморского края по договорам найма специализированных жилых помещений, прекращено, поскольку Закон Приморского края от 12 февраля 2013 года № 168-КЗ в данной части не нарушает прав, свобод и законных интересов административного истца.

В судебном заседании представитель Законодательного Собрания Приморского края ФИО12 возражала против удовлетворения административных исковых требований, ранее представила письменные возражения на административный иск. По существу показала, что в силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Часть 1 статьи 2 Закона Приморского края дублирует указанное положение Федерального закона. Таким образом, полномочия по изменению сроков предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, субъектам РФ не предоставлено. В силу части 3 статьи 8 Федерального закона порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется законом субъекта РФ. Сводный список формируется уполномоченным органом (департаментом образования и науки Приморского края) и утверждается Администрацией Приморского края. Полагают, что порядок формирования и утверждения сводного списка законодательством Приморского края урегулирован в достаточном объеме (в статье 4, частях 1, 5, 7 статьи 6 Закона Приморского края). Кроме этого, 29 июля 2018 года подписан Федеральный закон № 267-ФЗ, которым с 1 января 2019 года внесены изменения в Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, в частности в часть 3 статьи 8, согласно которым, порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством РФ.

Представители Администрации Приморского края ФИО13., ФИО14., ФИО15 в судебном заседании возражали против удовлетворения административных исковых требований, представили письменные возражения на административный иск и дополнения к ним. По существу указали, что права Радзиевского П.К. в части включения его в сводный список не нарушены, поскольку он распоряжением Администрации Приморского края от 15 августа 2013 года № 260-ра включен в сводный список. Федеральным законодательством предусмотрено незамедлительное предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда данной категории граждан по достижению ими 18 лет. Порядок, обеспечивающий своевременное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей такими жилыми помещениями, устанавливается законом субъекта РФ. Более того, сформировать фонд специализированных жилых помещений Приморского края невозможно в связи с действующим законодательством. Главными распорядителями бюджетных средств по реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, являются департамент градостроительства Приморского края и департамент образования и науки Приморского края. Реализация подпрограммы № 5 «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2013 - 2020 годы государственной программы Приморского края «Обеспечение доступным жильем и качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Приморского края» на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Администрации Приморского края от 7 декабря 2012 года № 398-па, обеспечивается ответственными исполнителями: департаментом градостроительства Приморского края посредством строительства жилых помещений, передаваемых в казну Приморского края с целью включения их в состав специализированного жилищного фонда Приморского края с отнесениям к виду жилых помещений, предназначенных для проживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и департаментом образования и науки Приморского края посредством приобретения жилых помещений в собственность Приморского края, а также обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан. При этом из федерального бюджета, в соответствии с соглашением с Министерством образования и науки РФ, в краевой бюджет предусмотрено перечисление средств на эти цели. Для надлежащего исполнения решения суда департаменту образования и науки Приморского края необходимо заключить государственный контракт на приобретение жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда. Установлена процедура, порядок и сроки проведения аукциона, минимальный срок для проведения всех необходимых финансовых мероприятий составляет достаточно долгий период. Более этого, 17 июля 2018 года Государственной Думой РФ приняты изменения в отельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, где указано, что порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством РФ. Закон Приморского края от 12 февраля 2013 года № 168-КЗ принят во исполнение и в соответствии с положениями статей 72, 76 Конституции РФ, статьи 92 Жилищного кодекса РФ, постановления Правительства РФ от 26 января 2006 года № 42, статьи 26.3 Федерального закона № 184, статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ, статьи 14 Закона Приморского края № 74-КЗ, органом, уполномоченным на его принятие, с соблюдением процедуры принятия и правил введения его в действие, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Кроме этого, заявитель не доказал чем нарушены его права.

Радзиевский П.К., его представитель ФИО20 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, имеются ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.

Выслушав возражения представителей Законодательного Собрания Приморского края ФИО12., Администрации Приморского края ФИО13., ФИО14, ФИО15., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурораНишоновой Ф.А., полагавшей, что исковые требования подлежат удовлетворению в части, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, Приморский краевой суд приходит к следующему.

Согласно пунктам «ж», «к» части 1 статьи 72 Конституции РФ защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции РФ).

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ).

Из положений названного Федерального закона усматривается, что законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 14.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

Согласно части 1 статьи 8 Устава Приморского края от 6 октября 1995 года № 14-КЗ Законодательное Собрание Приморского края является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти Приморского края. Законом Приморского края регулируются вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами Приморского края к ведению и полномочиям Приморского края (пункт 20 части 2 статьи 29).

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что при принятии оспариваемого Закона Приморского края Законодательным Собранием Приморского края соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия представительного органа на принятие нормативного правового акта, его форму, процедуру принятия, введение в действие, в том числе порядок опубликования и вступления его в силу. Закон Приморского края в данной части не оспаривался.

В соответствии с пунктами 1, 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ предусмотрено, что должностные лица органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления несут ответственность за несоблюдение положений настоящего Федерального закона в соответствии с Конституцией Российской Федерации, с законодательством Российской Федерации. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые с нарушением настоящего Федерального закона, ограничивающие права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо устанавливающие такой порядок осуществления этих прав, который существенно затрудняет их использование, признаются недействительными в установленном законодательством порядке.

Таким образом, федеральным законодателем предусмотрено незамедлительное предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда данной категории граждан по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Порядок, обеспечивающий своевременное обеспечение детей-сирот такими жилыми помещениями, устанавливается законом субъекта Российской Федерации. При этом установленный законом субъекта порядок не должен ограничивать права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо существенно затруднять реализацию прав, установленных федеральным законом.

В судебном заседании установлено, что Радзиевский П.К. распоряжением Администрации Приморского края от 15 августа 2013 года № 260-ра включен в сводный список лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда Приморского края по договорам найма специализированных жилых помещений.

Решением Фрунзенского районного суда города Владивостока от 14 ноября 2014 года удовлетворены исковые требования заместителя прокурора Кавалеровского района в интересах Раздиевского П.К. и на Администрацию Приморского края возложена обязанность предоставить Радзиевскому П.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как лицу из числа детей-сирот, благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Приморского края по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам, в размере не менее 16 кв.м и не более 36 кв.м общей площади жилого помещения, но не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований Приморского края, на территории Владивостокского городского округа. Решение суда вступило в законную силу 16 декабря 2014 года.

3 февраля 2015 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю возбуждено исполнительное производство .

Как следует из административного иска, до настоящего времени решение Фрунзенского районного суда города Владивостока 14 ноября 2014 года не исполнено.

Статьей 7 Закона Приморского края от 12 февраля 2013 года № 168-КЗ определен порядок и сроки предоставления жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения.

Так, в соответствии с частью 6 статьи 7 Закона Приморского края от 12 февраля 2013 года № 168-КЗ решение о предоставлении жилого помещения принимается Администрацией Приморского края в течение 50 дней со дня включения жилого помещения в специализированный жилищный фонд.

В связи с чем, суд не находит оснований для удовлетворения требований Радзиевского П.К. о признании недействующей статьи 7 Закона Приморского края от 12 февраля 2013 года № 168-КЗ в части отсутствия сроков распределения специализированного жилищного фонда Приморского края.

В тоже время, проанализировав нормы оспариваемого Закона Приморского края, судом установлено, что в нем, а именно в статье 7 отсутствует четкое правовое регулирование порядка (сроков) формирования специализированного жилищного фонда, поскольку Закон в оспариваемой части не содержит указаний на сроки формирования специализированного жилищного фонда Приморского края в необходимых объемах для своевременного обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что существенно затрудняет реализацию установленного федеральным законодателем права детей-сирот на немедленное получение жилых помещений по достижению ими возраста 18 лет или наступления иных, предусмотренных законом оснований.

Согласно подпрограммы № 5 «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2013 - 2020 годы государственной программы Приморского края «Обеспечение доступным жильем и качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Приморского края» на 2013-2017 годы, утвержденной постановлением Администрации Приморского края от 7 декабря 2012 года №398-па, в 2017 году на реализацию мероприятий по строительству жилых помещений в Приморском крае (мероприятие № 5.1.1.) и приобретение жилых помещений в собственность Приморского края (мероприятие № 5.2.) для детей-сирот предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 300750,00 тыс. руб. и 382000,00 тыс. руб. соответственно.

При изложении целевых показателей Подпрограммы № 5 указано, что количество детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных жильем по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с государственными обязательствами, составляет с 346 человек в 2013 году до 585 человек в 2020 году; численность детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, право на обеспечение жилыми помещениями у которых возникло, и не реализовано, по состоянию на конец соответствующего года, составляет с 1797 человек в 2013 году до 1899 человек в 2020 году.

В судебном заседании установлено, что вышеуказанная Подпрограмма №5 в Приморском крае реализуется не в полном объеме. Так, по состоянию на 19 июня 2017 года в сводном списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края, имеющих право на обеспечение жилым помещением, и им не обеспеченных находится 6552 человека, а по состоянию на 22 мая 2018 года – 7040 человек (распоряжения Администрации Приморского края № 226-ра от 19 июня 2017 года и № 155-ра от 22 мая 2018 года).

Проанализировав положения оспариваемого нормативного правового акта, суд приходит к выводу, что обеспечение жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края фактически поставлено в зависимость от формирования специализированного жилищного фонда.

При этом отсутствие в оспариваемом Законе Приморского края сроков формирования специализированного жилищного фонда в необходимых объемах для своевременного обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляет уполномоченному органу необоснованную широту дискреционных полномочий и свидетельствует о наличии коррупциогенного фактора.

При указанных обстоятельствах, требование о признании недействующей статьи 7 Закона Приморского края от 12 февраля 2013 года № 168-КЗ в части отсутствия сроков формирования специализированного жилищного фонда Приморского края в необходимых объемах, для своевременного обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигших возраста 23 лет, по договорам найма специализированных жилых помещений, в соответствии с федеральным законодательством Российской Федерации, является обоснованным и подлежит удовлетворению.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

По смыслу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, в случае, если нормативный правовой акт впоследствии может быть проверен в процедуре конституционного судопроизводства на соответствие положениям Конституции Российской Федерации, суд общей юрисдикции признает его недействующим с момента вступления решения суда в законную силу (постановления от 16 июня 1998 года № 19-П, от 11 апреля 2000 года № 6-П, от 18 июля 2003 года № 13-П, от 27 января 2004 года № 1-П).

Согласно части 2 статьи 125 Конституции РФ Конституционный Суд Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации, в том числе законов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Как указывалось выше, вопросы защиты семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, следовательно, оспариваемый нормативный правовой акт издан по вопросам совместного ведения и может быть проверен Конституционным Судом Российской Федерации в порядке конституционного судопроизводства.

Кроме этого, согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце третьем пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года № 48, если нормативный правовой акт, до вынесения решения суда, применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

В связи с тем, что оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, это является основанием для признания его недействующим в части со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 178, 180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства РФ, Приморский краевой суд

решил:

административное исковое заявление Радзиевского Павла Константиновича к Законодательному Собранию Приморского края, заинтересованное лицо Администрация Приморского края о признании Закона Приморского края от 12 февраля 2013 года № 168-КЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края» не действующим в части – удовлетворить в части.

Признать недействующей, со дня вступления в законную силу решения суда статью 7 Закона Приморского края от 12 февраля 2013 года № 168-КЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края» в части отсутствия сроков формирования специализированного жилищного фонда Приморского края в необходимых объемах, для своевременного обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигших возраста 23 лет, по договорам найма специализированных жилых помещений, в соответствии с федеральным законодательством Российской Федерации.

В удовлетворении административных исковых требований о признании недействующей статьи 7 Закона Приморского края от 12 февраля 2013 года № 168-КЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края» в части отсутствия сроков распределения специализированного жилищного фонда Приморского края, Радзиевскому П.К. отказать.

Сообщение о данном решении суда подлежит опубликованию Законодательным Собранием Приморского края в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в официальном печатном издании представительного органа.

На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Приморского краевого суда О.А. Зайцева