Дело № 3а-199/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Пермь 21 сентября 2016 г.
Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Бузмакова С.С.
при секретаре Добрыдневой Т.С.
с участием прокурора прокуратуры Пермского края Сысоевой С.М., представителя административного истца ФИО1 – ФИО2, представителя административного ответчика Земского Собрания Чусовского муниципального района Пермского края – ФИО3, рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующим в части статьи 48 Устава муниципального образования «Чусовской муниципальный район Пермского края», утверждённого решением Земского Собрания Чусовского муниципального района Пермского края от 29 января 2015 г. № 468 (в редакции решения от 26 мая 2015 г. № 503),
у с т а н о в и л:
решением Земского Собрания Чусовского муниципального района Пермского края от 29 января 2015 г. № 468 «Об Уставе муниципального образования «Чусовской муниципальный район Пермского края» в новой редакции» принят Устав муниципального образования «Чусовской муниципальный район Пермского края» в новой редакции. Решение опубликовано в газете «Чусовской рабочий» № 17 от 7 марта 2015 г. и вступило в силу.
Решением Земского Собрания Чусовского муниципального района Пермского края от 26 мая 2015 г. № 503 «О внесении изменений в Устав муниципального образования «Чусовской муниципальный район Пермского края» в названный Устав внесены изменения согласно приложению. Решение опубликовано в газете «Чусовской рабочий» № 51 от 4 июля 2015 г. и вступило в силу.
Статьёй 48 Устава муниципального образования «Чусовской муниципальный район Пермского края» (в редакции решения Земского Собрания Чусовского муниципального района Пермского края от 26 мая 2015 г. № 503, далее – Устав муниципального района) определены срок полномочий и порядок вступления в должность главы муниципального района.
Срок полномочий главы муниципального района составляет 5 лет (часть 1 статьи 48 Устава муниципального района).
Полномочия главы муниципального района начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы муниципального района.
Днём вступления в должность главы муниципального района является день, следующий за днём избрания (часть 2 названной статьи).
Вновь избранный глава муниципального района на заседании Земского Собрания нового созыва при вступлении в должность приносит присягу: «Я, (фамилия, имя, отчество), принимая на себя полномочия главы Чусовского муниципального района, обещаю добросовестно исполнять свои обязанности, соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, Устав и законы Пермского края, Устав Чусовского муниципального района, всемерно содействовать благополучию и общественному согласию жителей нашего муниципального района» (часть 3 статьи 48 Устава муниципального района).
ФИО1, избранный на должность главы Чусовского муниципального района Пермского края решением Земского Собрания Чусовского муниципального района Пермского края от 15 апреля 2016 г. № 587, обратился в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением, в котором просит (с учётом заявления от 14 сентября 2016 г.) признать недействующим часть 3 статьи 48 Устава муниципального образования в части слов «нового созыва при вступлении в должность».
В обоснование заявленного требования административный истец указал, что часть 3 статьи 48 Устава муниципального образования в оспариваемой им части противоречит как положениям статей 1, 3, абзаца второго части 3 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ), так и положениям абзаца второго части 2 статьи 48 Устава муниципального образования, поскольку вступление в должность вновь избранного главы муниципального района связывается с моментом принесения им присяги, которое может быть осуществлено лишь на заседании Земского Собрания Чусовского муниципального района Пермского края нового созыва. При этом не учитывается, что первое заседание представительного органа муниципального района в соответствии с частью 1.2 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ и частью 10 статьи 27 Устава муниципального образования должно быть проведено не позднее 30-и дней со дня избрания Земского Собрания нового созыва в правомочном составе. Кроме того, действующим законодательством предусмотрены случаи досрочного прекращения полномочий главы муниципального района (части 6, 6.1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 – ФИО2, действующая на основании доверенности от 3 июня 2016 г., заявленные исковые требования поддержала.
ФИО1, извещённый о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, в суд не явился.
Представитель административного ответчика Земского Собрания Чусовского муниципального района Пермского края – ФИО3, действующий на основании решения от 15 августа 2013 г. № 300, не возражал против удовлетворения административного иска.
Заслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора прокуратуры Пермского края Сысоевой С.М., полагавшей, что заявленное требование подлежит удовлетворению, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению.
Согласно части 2 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путём референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Установление общих принципов организации местного самоуправления отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьёй 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1); муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 17, пункта 1 части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 20103 г. № 131-ФЗ принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Земское Собрание Чусовского муниципального района Пермского края, как следует из статьи 27 Устава муниципального района, является постоянно действующим выборным представительным органом местного самоуправления муниципального района.
Таким образом, решения о принятии Устава муниципального образования в новой редакции и о внесении в него изменений приняты Земским Собранием Чусовского муниципального района в пределах своей компетенции.
Согласно статье 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с данной статьёй собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1); глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса (пункт 1 части 2).
Исходя из положений части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, глава муниципального образования является выборным должностным лицом местного самоуправления
Частью 3 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ предусмотрено, что полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления.
Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).
Какие-либо иные требования к процедуре, порядку вступления в должность главы муниципального образования федеральным законодательством не предусмотрены.
Законом Пермского края от 26 ноября 2014 г. № 401-ПК «О порядке формирования представительных органов муниципальных образований Пермского края и порядке избрания глав муниципальных образований Пермского края» установлены сроки полномочий представительных органов муниципальных образований Пермского края, порядок формирования представительных органов муниципальных районов Пермского края, сроки полномочий и порядок избрания глав муниципальных образований Пермского края. Так, согласно части 1 статьи 3 названного Закона глава муниципального образования Пермского края избирается представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 поименованной статьи. Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования.
Из статьи 48 Устава муниципального образования следует, что абзац первый части 2 данной правовой нормы полностью совпадает с положениями абзаца второго части 3 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, согласно которой, применительно к главе муниципального района, полномочия главы начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы муниципального района.
При этом, исходя из абзаца второго части 2 статьи 48 Устава муниципального района, днём вступления в должность главы муниципального района является день, следующий за днём избрания главы.
Но как видно из части 3 статьи 48 Устава муниципального образования, вновь избранный глава муниципального района должен при вступлении в должность произнести присягу на заседании Земского Собрания Чусовского муниципального района нового созыва.
Таким образом, с одной стороны, вновь избранный глава муниципального района вступает в должность на следующий день после дня его избрания, а, с другой стороны, момент вступления в должность вновь избранного главы муниципального района связан с принятием им присяги, процедура которой может быть осуществлена исключительно на заседании представительного органа местного самоуправления нового созыва.
Частью 3 статьи 27 Устава муниципального образования определено, что срок полномочий Земского Собрания Чусовского муниципального района составляет 5 лет.
Вместе с тем, положениями частей 6, 6.1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ установлены случаи досрочного прекращения полномочий главы муниципального района. При этом соответствующее решение о досрочном прекращении полномочий главы муниципального района может быть принято компетентным органом (должностным лицом) в течение всего срока полномочий представительного органа муниципального образования очередного созыва. А досрочное прекращение полномочий главы муниципального района, безусловно, повлечёт инициативу по избранию нового главы муниципального района, который, исходя из части 3 статьи 48 Устава муниципального района, сможет принять присягу и вступить в должность лишь на заседании Земского Собрания Чусовского муниципального района нового созыва, то есть после проведения очередных выборов депутатов представительного органа и формирования Земского Собрания в правомочном составе.
Кроме того, согласно части 1.2 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ вновь избранный представительный орган муниципального образования собирается на первое заседание в установленный уставом муниципального образования срок, который не может превышать 30 дней со дня избрания представительного органа муниципального образования в правомочном составе.
Учитывая изложенное, вновь избранный глава Чусовского муниципального района может вступить в должность, приняв присягу, в течение 30 дней со дня избрания Земского Собрания Чусовского муниципального района нового созыва.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определённым. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределённость путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный нормативный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Поскольку статья 48 Устава муниципального образования в действующей редакции вызывает неоднозначное толкование в части момента вступления в должность вновь избранного главы муниципального района, в том числе в связи с противоречиями между абзацем вторым части второй и частью 3 названной нормы, при этом оспариваемая норма, учитывая иные положения Устава муниципального образования и Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, позволяет при определённых обстоятельствах решать вопрос о вступлении в должность вновь избранного главы муниципального района спустя значительный промежуток времени после дня избрания главы, чем нарушаются права граждан, проживающих на территории муниципального образования, на местное самоуправление, требование административного истца является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Часть 3 статьи 48 Устава муниципального образования подлежит признанию недействующей в части слов «нового созыва при вступлении в должность».
Исходя из положений статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, сообщение о настоящем решении должно быть опубликовано в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в газете «Чусовской рабочий».
Руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.
Признать недействующей со дня вступления решения суда в законную силу часть 3 статьи 48 Устава муниципального образования «Чусовской муниципальный район Пермского края», утверждённого решением Земского Собрания Чусовского муниципального района Пермского края от 29 января 2015 г. № 468 (в редакции решения от 26 мая 2015 г. № 503) в части слов «нового созыва при вступлении в должность».
В течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в газете «Чусовской рабочий».
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме – 26 сентября 2016 г.
Судья - подпись -