ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-19/17 от 07.06.2017 Верховного Суда Республики Калмыкия (Республика Калмыкия)

дело № 3а-19/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

7 июня 2017 года г. Элиста

Верховный Суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего Говорова С.И.,

при секретаре Убушиевой А.В.,

с участием:

административного истца Азыдовой З.Э., представителя административного ответчика Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия Сангаджиевой О.М., представителей заинтересованных лиц - Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия Мукобеновой М.В., Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Калмыкия Колоровой Э.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Азыдовой З.Э. в интересах Азыдовой С.А. к Министерству финансов Российской Федерации о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 100000 рублей,

у с т а н о в и л:

Азыдова З.Э. в интересах Азыдовой С.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 100000 рублей. В обоснование заявленных требований указала, что решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 21 августа 2013 года, вступившим в законную силу 24 сентября 2013 года, на Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия возложена обязанность предоставить Азыдовой С.А. субсидию на приобретение жилого помещения как инвалиду за счет средств федерального бюджета. До настоящего времени решение суда от 21 августа 2013 года не исполнено. Полагает, что неисполнение вступившего в законную силу судебного акта на протяжении более трех лет свидетельствует о нарушении права Азыдовой С.А. на исполнение судебного акта в разумный срок, в связи с чем просила взыскать с Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 100000 рублей.

Определением суда от 3 мая 2017 года с согласия административного истца Азыдовой З.Э. произведена замена административного ответчика в лице Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия на надлежащего административного ответчика – Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия. К участию в деле в качестве заинтересованных лиц также привлечены Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия, Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Калмыкия.

В судебном заседании административный истец Азыдова З.Э. исковые требования поддержала и просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия Сангаджиева О.М. поддержала представленные ранее письменные возражения представителя этого лица Джасуновой К.Г. от 12 мая 2017 г., частично признала административный иск, вместе с тем, просила снизить размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок до 70000 (семидесяти тысяч) рублей.

Представитель заинтересованного лица Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия Мукобенова М.В., ссылаясь на ранее представленный письменный отзыв от 24 апреля 2017 г., указала на отсутствие вины данного Министерства в неисполнении судебного решения, оставив разрешение исковых требований на усмотрение суда.

Представитель заинтересованного лица - Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В письменных пояснениях представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Калинова К.В. от 17 мая 2017 г. указала, что обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в порядке передачи Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки такой категории граждан, путем предоставления средств на реализацию указанных полномочий из федерального бюджета в виде субвенций (статьи 17, 28.2 Федерального закона № 181-ФЗ). Размер субвенции, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий по обеспечению указанной категории граждан, определяется пропорционально численности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с Методикой распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из Федерального фонда компенсаций на реализацию федеральных полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2006 г. № 169. Объем средств федерального бюджета, предусмотренных и предоставленных Республике Калмыкия на обеспечение жильем указанной категории граждан, составил: на 2013 год – 12,9 млн. руб. (Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 216-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»); на 2014 год – 6,4 млн. руб. (Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. № 349-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»); на 2015 год – 13,4 млн. руб. (Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 384-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»); на 2016 год – 12,7 млн. руб. (Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. № 359-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2016 год»); на 2017 год – 13,5 млн. руб. (Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. № 415-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»). Расходные обязательства Российской Федерации по выделению федеральных средств в указанных размерах до настоящего времени исполнены в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица – Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Калмыкия Колорова Э.Ю. просила удовлетворить административное исковое заявление в полном объеме.

Поскольку установленных статьями 150, 152 КАС РФ оснований отложения судебного разбирательства административного дела не имеется, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.

Исследовав материалы гражданского дела № ***, исполнительного производства № ***, письменные доказательства, заслушав объяснения административного истца Азыдовой З.Э., возражения представителя административного ответчика Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия Сангаджиевой О.М., представителей заинтересованных лиц - Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия Мукобеновой М.В., Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Калмыкия Колоровой Э.Ю., показания свидетеля Г., суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок, в том числе лица, не являющиеся подозреваемыми, обвиняемыми или лицами, несущими по закону материальную ответственность за их действия, при нарушении разумного срока применения меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 68-ФЗ компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации (далее - заявитель), за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В силу ч. 8 ст. 3 Федерального закона № 68-ФЗ, ч. 4 ст. 250 КАС РФ заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд, арбитражный суд до окончания производства по исполнению судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 КАС РФ, ч. 1 ст. 6.1 ГПК РФ исполнение судебных актов осуществляется в разумные сроки.

Пунктом 55 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» разъяснено, что при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных п. 2 ст. 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (ч. 5 ст. 353 КАС РФ, ч. 3.1 ст. 319 АПК РФ, чч. 1, 3 ст. 428 ГПК РФ, п. 6 ст. 242.2, п. 8 ст. 242.3, п. 7 ст. 242.4, п. 7 ст. 242.5 БК РФ).

Согласно ч. 3 ст. 258 КАС РФ при рассмотрении административного искового заявления о присуждении компенсации суд устанавливает факт нарушения права административного истца на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок исходя из доводов, изложенных в административном исковом заявлении, содержания принятых по делу судебных актов, из материалов дела и с учетом следующих обстоятельств: правовая и фактическая сложность дела; поведение административного истца и иных участников судебного процесса; достаточность и эффективность действий суда или судьи, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела; достаточность и эффективность осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела; достаточность и эффективность осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов; общая продолжительность судебного разбирательства по делу и неисполнения судебного акта.

Как установлено судом, 24 сентября 2013 года вступило в законную силу решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 21 августа 2013 года, которым на Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия возложена обязанность предоставить Азыдовой С.А. субсидию на приобретение жилого помещении как инвалиду за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с ч. 2 ст. 17, ст. 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем передачи Российской Федерацией органам государственной власти субъектов РФ полномочий по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 года № 614 утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в силу пункта 3 которых субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 данных Правил, согласно заявке, представляемой органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме и в срок, которые установлены Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 26 мая 2006 года № 190 во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 года № 614 утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Согласно пункту 2 Порядка функции по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложены на Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия.

Согласно ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6.1 настоящей статьи.

Согласно материалам дела, на основании поступившего от Азыдовой З.Э. в Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Калмыкия 3 октября 2013 года заявления и исполнительного листа серии * № ***, выданного Элистинским городским судом Республики Калмыкия по гражданскому делу № ***, постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП по Республике Калмыкия П. в тот же день возбуждено исполнительное производство № ***. Таким образом, взыскатель Азыдова З.Э. без неоправданной задержки обратилась в уполномоченный орган за исполнением судебного акта.

Как следует из пояснений представителя заинтересованного лица Мукобеновой М.В., копия постановления о возбуждении исполнительного производства от 3 октября 2013 года поступила в Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия в октябре 2013 года. Более точных сведений о дате поступления постановления материалы исполнительного производства и письменные материалы, представленные суду указанным Министерством, не содержат. Данным постановлением должник предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пяти тысяч рублей с должника – организации. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя. Также должник предупрежден, что в соответствии со ст. 113 Федерального закона «Об исполнительном производстве» за неисполнение законных требований судебного пристава-исполнителя виновные лица могут быть привлечены к ответственности, предусмотренной КоАП РФ, а также по ст. 315 УК РФ.

Согласно выписке из протокола заседания межведомственной комиссии по обеспечению ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, жилыми помещениями Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия от * ноября 2013 года № **, поступившей в службу судебных приставов-исполнителей 21 ноября 2013 года (вх. № ***), субсидия на приобретение в собственность жилого помещения за счет средств федерального бюджета будет выделена Азыдовой С.А. (дата постановки на учет в Администрации г. Элисты – 25 февраля 2004 года) в порядке очередности.

26 марта, 24 июня, 18 декабря 2014 года в адрес руководителя Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия судебным приставом-исполнителем направлены предупреждения, 18 декабря 2014 года – требование об исполнении вышеуказанного исполнительного документа, в случае злостного неисполнения которого, а равно при воспрепятствовании исполнению решения суда, возможно привлечение к уголовной ответственности, предусмотренной ст. 315 УК РФ.

31 августа 2016 года судебным приставом-исполнителем в адрес Министра по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия направлены предупреждение об уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ и требование об исполнении исполнительного листа серии * № *** в течение пяти дней.

В ответ на указанное требование должником 31 августа 2016 года судебному приставу-исполнителю направлено письменное сообщение, согласно которому Азыдова С.А. состоит в единой очереди, сформированной из инвалидов и ветеранов боевых действий, под номером *; предоставление Азыдовой С.А. за счет средств федерального бюджета субсидии на строительство или приобретение жилого помещения в собственность возможно после реализации своих прав ** гражданами, состоящими на учете в органах местного самоуправления, с датой постановки на учет до 25 февраля 2004 года; в решении суда отсутствует формулировка «во внеочередном порядке», ввиду чего предоставление Азыдовой С.А. вышеуказанной выплаты в первоочередном порядке не представляется возможным.

8 декабря 2016 года, 31 января 2017 года в адрес руководителя Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия судебным приставом-исполнителем направлены предупреждения о возможности привлечения к уголовной ответственности, предусмотренной ст. 315 УК РФ, в случае злостного неисполнения вступившего в законную силу решения суда, а равно при воспрепятствовании исполнению решения суда.

Как видно из представленных сведений Министерством по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ ежегодно направляются заявки на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджету Республики Калмыкия на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. Так, в 2013 году направлена заявка о потребности в средствах федерального бюджета, необходимых для обеспечения жильем 752 граждан указанных категорий, в размере 325879200 рублей, в 2014 году – в размере 298451160 рублей (количество очередников – 686), в 2015 году – в размере 284529240 рублей (количество очередников – 654), в 2016 году – в размере 269438400 рублей (количество очередников – 594).

Из информации Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия усматривается, что в связи с обращением Азыдовой З.Э. в интересах Азыдовой С.А. от 12 февраля 2015 года, поступлением письма председателя Правительства Республики Калмыкия Зотова И.А. № *** от 3 июня 2015 года, письма руководителя Приемной Главы Республики Калмыкия Куликовой Т.В. № *** от 25 ноября 2015 года, письма депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ Мукабеновой М.А. № *** от 10 марта 2016 года, письма депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ Жириновского В.В. № *** от 1 ноября 2016 года (в связи с обращениями к указанным лицам Азыдовой З.Э.) об оказании содействия в решении вопроса по предоставлению Азыдовой С.А. субсидии на приобретение жилого помещения как инвалиду за счет средств федерального бюджета по решению Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 21 августа 2013 года Министерством по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия адресатам были направлены письменные ответы № ** от 2 марта 2015 года, № ** от 18 июня 2015 года, № ** от 4 декабря 2015 года, № ** от 23 марта 2016 года, № ** от 22 ноября 2016 года, согласно которым выделение субсидий осуществляется в пределах предусмотренных федеральным бюджетом лимитов бюджетных обязательств, по состоянию на 1 января 2015 года Азыдова С.А. состояла в очереди на получение субсидии под номером *, по состоянию на 1 января 2016 года – под номером *, субсидия на приобретение жилья Азыдовой С.А. будет предоставлена в порядке очередности.

Согласно положениям Федеральных законов от 3 декабря 2012 года № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», от 2 декабря 2013 года № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», от 1 декабря 2014 года № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», от 14 декабря 2015 года № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год», от 19 декабря 2016 года № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», бюджету Республики Калмыкия в 2013, 2014, 2015, 2016, 2017 годах предоставлена субвенция в размере соответственно 12971700 рублей, 6442000 рубля, 13473300 рублей, 12760400 рублей, 13553400 рублей.

Кроме того, из представленных Министерством по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия материалов, показаний специалиста данного Министерства Г. в качестве свидетеля в настоящем судебном заседании следует, что по состоянию на 2013 год количество очередников (ветераны боевых действий, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов) составляло 752 человека, субсидия предоставлена 34 гражданам, порядковый номер очереди Азыдовой С.А. – 632. В 2014 году субсидия предоставлена 9 гражданам, количество очередников составило 709 граждан указанных категорий, порядковый номер очереди Азыдовой С.А. – 593. В 2015 году количество очередников – 686, порядковый номер Азыдовой С.А. – 569, субсидия предоставлена 21 гражданину. В 2016 году количество очередников – 645 человек, субсидия предоставлена 27 гражданам, порядковый номер Азыдовой С.А. – 528. По состоянию на 25 мая 2017 года количество граждан в единой очереди, сформированной из граждан следующих категорий - ветераны боевых действий, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, составляет 594, порядковый номер очереди Азыдовой С.А. – 480, субсидия предоставлена 4 гражданам. Вместе с тем, из объема указанных выше выделенных за указанные периоды денежных средств Министерством освоены: в 2014 г. – 3861180 рублей; в 2015 г. – 9136000 рублей; в 2016 г. – 12004000 рублей. Остаток неосвоенных средств в соответствии с бюджетным законодательством ежегодно возвращается в федеральный бюджет в связи с окончанием финансового года.

Таким образом, на момент рассмотрения настоящего дела содержащиеся в решении Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 21 августа 2013 года требования, возлагающие на Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия обязанность предоставить Азыдовой Светлане Алексеевне субсидию на приобретение жилого помещении как инвалиду за счет средств федерального бюджета, не исполнены. При этом представитель Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия в судебном заседании затруднился назвать примерную дату исполнения указанного судебного акта с учетом места Азыдовой С.А. в очередности предоставления жилья.

Поскольку срок для добровольного исполнения решения Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 21 августа 2013 года истек, требования исполнительного документа ответчиком не исполнены, исполнительное производство в соответствии с требованиями Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» не окончено, суд приходит к выводу о предъявлении административным истцом рассматриваемых требований в пределах предусмотренного ч. 8 ст. 3 Федерального закона № 68-ФЗ, ч. 4 ст. 250 КАС РФ срока.

В материалах дела имеются сведения о вынесении на основании заявления Азыдовой З.Э. (об утрате исполнительного листа) Элистинским городским судом Республики Калмыкия 3 декабря 2015 года определения о выдаче дубликата исполнительного листа по гражданскому делу по иску прокурора г. Элисты в интересах Азыдовой С.А. к Министерству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия о предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения, на основании которого Азыдовой З.Э. выдан дубликат исполнительного листа (серии * № ***). Вместе с тем, как следует из пояснений представителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Калмыкия Колоровой Э.Ю. и материалов исполнительного производства № ***, в течение всего периода с момента возбуждения исполнительного производства (на основании исполнительного листа серии * № ***) решений о приостановлении, прекращении исполнительного производства не выносилось, фактически первоначально выданный исполнительный лист не был утрачен и находился на исполнении. Таким образом, в период исполнения судебного акта подлежит включению промежуток времени с момента первичного обращения Азыдовой З.Э. в Управление ФССП по РК 03 октября 2013 года до настоящего времени.

Приведенные выше обстоятельства, по мнению суда, свидетельствуют о том, что Управлением Федеральной службы судебных приставов по Республике Калмыкия, Министерством по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия принимались определенные меры по исполнению требований исполнительного документа. Вместе с тем, реализация указанных мероприятий не привела к реальному исполнению должником обязанности по предоставлению Азыдовой С.А. субсидии на приобретение жилого помещения, в связи с чем такие меры не могут быть признаны достаточными, своевременными и эффективными в смысле, придаваемом судебной практикой, в том числе Европейского суда по правам человека (в частности, п. 32 Постановления от 12 апреля 2011 г. по делу «Золотарева и другие против России» содержит правовую позицию, согласно которой неспособность кредитора добиться исполнения вынесенного в его пользу судебного решения в полном объеме и в разумные сроки является нарушением его права на справедливое судебное разбирательство, закрепленное пунктом 1 статьи 6 «Конвенции о защите прав человека и основных свобод», а также права на свободное пользование своим имуществом в соответствии со статьей 1 протокола № 1). Азыдова З.Э. в течение всего периода исполнения судебного акта принимает активные меры, направленные на понуждение должника к исполнению требований исполнительного документа, неоднократно обращаясь в федеральные органы государственной власти и органы государственной власти Республики Калмыкия с заявлениями о принятии мер к исполнению судебного акта. Каких-либо данных, которые бы указывали на совершение Азыдовой З.Э. действий, препятствующих своевременному исполнению судебного акта, материалы дела не содержат. Отсутствие денежных средств либо наличие обязательств в отношении иных лиц законодателем не предусмотрено в качестве основания для освобождения должника от исполнения судебного акта.

Принимая во внимание общую продолжительность неисполнения судебного акта с момента обращения Азыдовой З.Э. 3 октября 2013 года с исполнительным листом в Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Калмыкия до обращения ее 10 апреля 2017 года в Верховный Суд Республики Калмыкия с административным исковым заявлением о взыскании компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, составляющую 3 года 6 месяцев 7 дней, в течение которых должником не предпринято конкретных, своевременных, достаточных и эффективных мер для исполнения решения суда, суд приходит к выводу о возникновении у административного истца права на присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В соответствии с п. 5 ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.

Согласно ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, если такое нарушение было допущено органом или организацией, финансируемыми за счет средств соответствующего бюджета, либо должностным лицом этого органа или этой организации.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями Российской Федерации, должностных лиц, государственных служащих федеральных органов государственной власти обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется Министерством финансов Российской Федерации. Следовательно, компенсация за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта подлежит взысканию с Министерства финансов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского суда по правам человека.

Оценивая последствия нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок, их значимость для административного истца, суд учитывает, что данная компенсация не направлена на восполнение имущественных потерь заинтересованного лица и не заменяет собой возмещения имущественного вреда, причиненного ему незаконными действиями (бездействием) государственных органов, и принимает во внимание, что Азыдова С.А., *** года рождения, является инвалидом I группы с детства бессрочно, решением исполкома * сельского Совета народных депутатов Целинного района Калмыцкой АССР от * декабря 1985 года № *, а в последующем постановлением Главы Администрации г. Элисты от 3 сентября 2015 г. опекуном Азыдовой С.А. назначена ее мать Азыдова З.Э., *** года рождения, которая в настоящее время осуществляет непосредственный уход за ней. Согласно справке КЭК Муниципальной поликлиники г. Элисты от 19 февраля 2004 года Азыдова С.А. страдает ***. В настоящее время Азыдова С.А. не передвигается самостоятельно, не разговаривает. Отсутствие собственного жилья повлекло необходимость найма Азыдовой З.Э. для совместного проживания с Азыдовой С.А. иного жилья, в котором она, как следует из ее пояснений в судебном заседании, вынуждена производить капитальные улучшения в качестве платы за найм и обеспечения надлежащих условий проживания. В течение всего периода исполнения судебного акта Азыдова З.Э. в интересах недееспособной Азыдовой С.А. систематически обращалась в органы государственной власти с заявлениями о принятии мер к исполнению принятого в отношении Азыдовой С.А. судебного решения. Данные обстоятельства в совокупности с отсутствием на протяжении длительного периода времени ожидаемого результата от прилагаемых ею в очевидно преклонном возрасте усилий безусловно отягчают степень разочарования последней в эффективности действия государственного механизма по исполнению судебного акта.

Учитывая приведенные выше обстоятельства производства по исполнению судебного решения, недостаточность и неэффективность мер, принятых органами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, общую продолжительность срока его неисполнения, значимость его последствий для Азыдовой З.Э., действующей в интересах Азыдовой С.А., а также принимая во внимание практику Европейского суда по правам человека, суд считает необходимым взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в пользу Азыдовой З.Э., действующей в интересах Азыдовой С.А., компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 75000 (семьдесят пять тысяч) рублей, которая подлежит зачислению на расчетный счет административного истца. Указанная сумма, по мнению суда, позволит в полном объеме компенсировать негативные последствия установленного судом факта нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок.

Согласно ч. 1. ст. 111 КАС РФ в пользу Азыдовой З.Э. с Министерства финансов Российской Федерации также подлежит взысканию уплаченная при подаче административного искового заявления государственная пошлина в сумме 300 рублей.

В силу ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ, ч. 3 ст. 259 КАС РФ решение суда подлежит немедленному исполнению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

административное исковое заявление Азыдовой З.Э. в интересах Азыдовой С.А. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в пользу Азыдовой З.Э., действующей в интересах Азыдовой С.А., компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 75000 (семьдесят пять тысяч) рублей, расходы на оплату государственной пошлины в сумме 300 рублей.

Решение суда в части взыскания компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Калмыкия в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий С.И. Говоров