ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-19/18 от 13.08.2018 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело №3a-l 19/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 августа 2018 года г. Челябинск

Челябинский областной суд в составе председательствующего судьи Знамеровского Р.В. при секретаре Жернаковой В.О., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 об оспаривании нормативного правового акта,

установил:

ФИО5 обратился в Челябинский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Магнитогорска (далее - Положение), утвержденного Решением Магнитогорского городского Собрания депутатов от 31.01.2017 №4 в части Методики расчета платы по договору на размещение нестационарных торговых объектов на территории города Магнитогорска (далее - Методика).

С аналогичным административным исковым заявлением обратились в суд также ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, в связи с чем, данные административные дела определением суда объединены в одно производство.

В уточненном административном исковом заявлении от 06 августа 2018 года административные истцы указывают, что являются индивидуальными предпринимателями, владельцами нестационарных торговых объектов на территории города Магнитогорска. Оспариваемая Методика устанавливает формулу определения платы по договору на размещение нестационарных торговых объектов, которая превышает размер арендной платы за использование земельного участка, при этом, Методика расчета не содержит экономического обоснования, нарушен принцип предсказуемости размера арендной платы, что противоречит положениям статей 39.7, 65 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582 «Об

основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации».

В судебное заседание административные истцы ФИО5, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 не явились, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие. Представитель административных истцов ФИО6 в судебном заседании заявленные требования поддержала.

Представители административного ответчика Магнитогорского городского Собрания депутатов ФИО7, ФИО8 в судебном заседании требования не признали, представили письменный отзыв.

ФИО8, действующий также как представитель заинтересованного лица - администрации города Магнитогорска Челябинской области, возражал против удовлетворения административного иска.

Заслушав пояснения представителей сторон, заключение прокурора Челябинской областной прокуратуры Германа А.С., полагавшего требования необоснованными, исследовав материалы дела, суд находит административный иск не подлежащим удовлетворению.

В соответствии со статьями 130 и 132 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 131 -ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В силу подпунктов 15 и 33 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания, создание условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства.

Пунктами 1 и 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

Согласно части 3 статьи 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности"), утвержденного Постановлением Правительства Челябинской области от 25.01.2016 N 5-П, схема разрабатывается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, и утверждается правовым актом уполномоченного органа местного самоуправления

Согласно статье 43 Федерального закона № 131-ФЗ, статьям 13, 16 Устава города Магнитогорска городское Собрание принимает решения, устанавливающие общеобязательные правила по вопросам местного значения.

31 января 2017 года в соответствии с пунктом 4 статьи 16 Устава города Магнитогорска большинством голосов от установленной численности депутатов городского Собрания было принято Решение № 4 «Об утверждении Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Магнитогорска», приложением к которому является Методика расчета платы по договору на размещение

нестационарных торговых объектов на территории города Магнитогорска (далее - Методика), что подтверждено выпиской из протокола №1 очередного заседания Магнитогорского городского Собрания депутатов от 31 января 2017 года.

Решение городского Собрания от 31 января 2017 года № 4 «Об утверждении Положения о порядке размещения несанкционированных торговых объектов на территории города Магнитогорска» было опубликовано в газете «Магнитогорский рабочий» от 4 февраля 2017 года № 16 (22414) и вступило в силу в соответствии с пунктом 7 статьи 16 Устава города Магнитогорска со дня опубликования.

Решениями Магнитогорского городского Собрания депутатов от 28 марта 2017 года № 49, от 27 июня 2017 года № 110, от 28 ноября 2017 года № 167 в указанное Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Магнитогорска были внесены изменения. Названные решения были приняты большинством депутатов, опубликованы в газете «Магнитогорский рабочий» от 08 апреля, 28 июня, 08 декабря 2017 года соответственно, что подтверждено представленными в материалы дела письменными доказательствами.

Таким образом, оспариваемое Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Магнитогорска утверждено решением Магнитогорского городского Собрания депутатов в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением порядка принятия данного правового акта и изменений в него, введения их в действие, в том числе правил опубликования, что не оспаривалось административными истцами.

Административные истцы ФИО5, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 согласно представленным в материалы дела выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и свидетельств о государственной регистрации обладают статусом индивидуальных предпринимателей.

Администрацией города Магнитогорска с ИП ФИО5, ИП ФИО3, ИП ФИО9 были заключены с каждым в отдельности договоры на размещение нестационарного торгового объекта на территории города Магнитогорска. Договор с ИП ФИО5 был впоследствии расторгнут, а договоры ИП ФИО10., ИП ФИО9 были подписаны ими с учетом протоколов разногласий, однако такие обстоятельства, вопреки доводам представителей административного истца и заинтересованного лица, не лишают права указанных лиц на обращение в суд с административным иском об оспаривании Положения, поскольку указанные лица фактически являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.

В соответствии с пунктом 10 Положения размер платы по договору на размещение нестационарных торговых объектов (далее - НТО) определяется в соответствии с Методикой' расчета платы по договору на размещение НТО, которой установлено, что ежегодная плата за установку и эксплуатацию НТО на территории города Магнитогорска определяется по формуле: Пл = УПКС х Кипц х Ктип х Кмест х К. льгота, х Т , где:

Пл -размер платы по договору (руб. в год без учёта НДС);

УПКС - средний уровень кадастровой стоимости одного квадратного метра в Магнитогорском городском округе по 5 виду разрешенного использования «Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания»;

Кипц - коэффициент, соответствующий сводному индексу изменения потребительских цен (тарифов) на товары и платные услуги в Челябинской области; Кипц рассчитывается на каждый год, на который предоставляется право размещение нестационарного торгового объекта. Значение Кипц определяется в соответствии с постановлениями Правительства Челябинской области о прогнозе социально-экономического развития Челябинской области, принимаемыми ежегодно;

Ктип - коэффициент типа нестационарного торгового объекта, значения установлены согласно таблице в диапазоне от 1 до 100 с детализацией по занимаемым площадям.

Кмест - коэффициент месторасположения нестационарного торгового объекта. Значения Ктип определяются согласно Таблице 1.

Кльготн - льготный коэффициент, который применяется для субъектов торговли, которые после заключения договора на размещение НТО привели внешний вид НТО в соответствие с требованиями к внешнему архитектурному облику города, внешнему облику архитектуры малых форм, нестационарных объектов, размещаемых на территории города, утверждаемыми администрацией города.

Коэффициент применяется в течение последующих трех лет, следующих за годом подписания Акта соответствия НТО. В первый год значение коэффициента равно 0,25; второй год - 0,5; третий год - 0,75.

Т - период размещения НТО. Принимается равным единице при размещении НТО на полный календарный год. В остальных случаях рассчитывается по формуле: Т = п / 365, где п - количество дней при размещении НТО на неполный календарный год.

Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов, на которых основывается названный Кодекс и иные изданные в соответствии с ним акты земельного законодательства, является принцип платности использования земли,

согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления или договора.

При этом пунктом 2 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков осуществляется на основании разрешения уполномоченного органа, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 6 пункта 1 данной статьи, в частности в случае размещения нестационарных торговых объектов.

В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Как следует из анализа приведенных положений Земельного кодекса Российской Федерации, реализация права на размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, не исключает возможность заключения иного, кроме договора аренды земельного участка, договора.

Вместе с тем, федеральное законодательство не регулирует вопросы порядка и условий размещения нестационарных торговых объектов на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не регламентирует основания и форму юридического оформления прав субъектов, осуществляющих деятельность в нестационарных торговых объектах, на использование земель в соответствии с правилами, установленными главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации, равно как не устанавливает запрет на возможность определения такого порядка и не исключает оформление прав, в том числе посредством заключения договора.

Из приведенных правовых норм следует вывод о том, что вопросы порядка и условий размещения нестационарных торговых объектов на

I

землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в части, не урегулированной федеральными законами, регулируются законодательством субъектов Российской Федерации.

Доводы административных истцов о несоответствии Методики положениям статей 39.7, 65 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» подлежат отклонению по следующим основаниям.

Названные нормативные правовые акты регулируют отношения в сфере определения размера арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и не распространяют свое действие на правоотношения в сфере заключения договоров на размещение НТО и определения размера платы за размещение НТО, следовательно, не обладают большей юридической силой относительно оспариваемой Методики.

Схожая правовая природа договора на размещение на государственных или муниципальных землях нестационарного торгового объекта и договора аренды земельного участка для размещения нестационарного торгового объекта не означает полную тождественность правового регулирования этих правоотношений, поскольку предметы таких договоров различны. Договор на размещение нестационарного торгового объекта является подтверждением права субъекта предпринимательской деятельности на осуществление торговой деятельности (оказание услуг) в установленном месте, определенном схемой размещения нестационарных торговых объектов. Предметом договора аренды земельного участка является право пользования и (или) владения земельным участком.

Следует учесть, что глава V.6 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающая возможность использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, была введена в действие с 01 марта 2015 года, то есть было введено дополнительное правовое регулирование вопросов использования земельных участков без их предоставления. С 01 марта 2015 года договоры аренды земельных участков для размещения НТО не заключаются.

При таких обстоятельствах, довод административных истцов о неравном положении арендаторов земельных участков и лиц, заключивших

договоры на размещение НТО, наличия дискриминационных условий своего

подтверждения не нашел.

Утверждение административных истцов об отсутствии экономической обоснованности определения размера платы по договору на размещение НТО не соответствует действительности, поскольку сама формула расчета платы содержит различные показатели: среднюю кадастровую стоимость земельных участков, коэффициент, соответствующий сводному индексу изменения потребительских цен (тарифов) на товары и платные услуги в Челябинской области, коэффициенты месторасположения нестационарного торгового объекта и типа нестационарного торгового объекта.

Согласно Финансово-экономическому обоснованию расчета размера платы по договору на размещение НТО минимальный коэффициент типа торгового объекта, равный 1, установлен для малогабаритных торговых объектов - уличного холодильника и торгового автомата. Значение коэффициента увеличивается в соответствии с увеличением торговой площади и имеет различие для нестационарных передвижных торговых объектов, палаток по продаже продукции общественного питания (летние кафе) и прочих нестационарных торговых объектов.

При расчете значений коэффициента типа НТО были учтены положения Налогового кодекса Российской Федерации по определению налоговой базы по Единому налогу на вмененный доход для НТО, а именно, согласно пункту 3 статьи 346.29 Налогового кодекса Российской Федерации базовая доходность для НТО определена в размере 1800 руб. в месяц с 1 кв.м. торговой площади более 5 кв.м., а общая сумма доходности растет пропорционально площади торгового объекта.

Коэффициент месторасположения нестационарного торгового объекта определен в зависимости от района города в привязке к численности населения.

Финансово-экономическое обоснование содержит сравнительный анализ размера платы по договору на размещение НТО в других муниципальных образований, а также с размером платы за коммерческую недвижимость в городе Магнитогорске.

Изложенное свидетельствует, что установленный Методикой расчет размера платы по договору на размещение нестационарных торговых объектов не является произвольным, имеет соответствующее экономическое обоснование дифференциации размера платы по договору на размещение нестационарных торговых объектов на основе многофакторного анализа оценочных характеристик.

Не соответствует действительности утверждение административных истцов об отсутствии предсказуемости расчета размера платы по договору на размещение НТО. Пунктом 10 Положения установлено, что размер платы

по договору на размещение НТО определяется в соответствии с Методикой расчета платы по договору на размещение НТО (Приложение к Положению).

Соответственно, размер платы по Договору подлежит изменению в случае внесения изменений в Методику, путем принятия соответствующего Решения городским Собранием с соблюдением процедуры внесения изменений в муниципальные правовые акты.

Согласно пункту 19 Положения о правовых актах Магнитогорского городского Собрания депутатов, утвержденного Решением Магнитогорского городского Собрания депутатов Челябинской области от 29 апреля 2009 года № 76, при внесении проекта правового акта в Собрание депутатов субъектами правотворческой инициативы обязательно должно быть предоставлено финансово-экономическое обоснование соответствующих изменений.

Таким образом, соблюдение установленной процедуры внесения изменений в правовой акт является гарантией предсказуемости размера платы по договору на размещение НТО.

С учетом изложенного, судом в ходе судебного разбирательства не было установлено наличие противоречия действующего нормативного правового акта в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленного административными истцами иска.

Поскольку в удовлетворении административного иска отказано, то в соответствии с положениями статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для возмещения судебных расходов административных истцов по уплате государственной пошлины не имеется.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении требования ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 о признании недействующим Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Магнитогорска, утвержденного Решением Магнитогорского городского Собрания депутатов от 31.01.2017 №4 (с учетом изменений от 28.03.2017, от 27.06.2017, от 28.11.2017) в части Методики расчета платы по договору на размещение нестационарных торговых объектов на территории города Магнитогорска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Челябинский областной суд.

Председательствующий