Дело № 3а-19/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Верховный Суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи – Черткова С.Н.
при секретаре – Слабодчиковой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Правительству Республики Алтай, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в Верховный суд Республики Алтай с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости. Требование мотивировано тем, что административному истцу на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, площадью 14974 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>. Кадастровая стоимость данного земельного участка, которая значительно превышает рыночную стоимость, применяется для определения суммы арендной платы, чем нарушаются права и законные интересы ФИО1 Административный истец полагает, что его права могут быть защищены посредством установления кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости.
ФИО1, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не явился. В судебном заседании представитель ФИО1 – ФИО2 поддержала заявленное требование.
Представитель Правительства Республики Алтай и Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай ФИО3 не возражала относительно удовлетворения административного искового заявления.
Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай, Администрации муниципального образования «Майминский район» в судебное заседание не явились, о судебном разбирательстве извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (п.1). Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (п. 5).
Согласно ст. 66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, допускается не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из рыночной стоимости.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу п. 2 ч. 1 ст. 248 Кодекса административного судопроизводства РФ, абз. 3 ч. 11 ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (ч. 4 ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности).
Следовательно, одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлены, прежде всего, на уточнение результатов оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
В ч. 1 ст. 245 Кодекса административного судопроизводства РФ, ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» определено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности, вправе обратиться с заявлением о пересмотре результатов определения его кадастровой стоимости в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, поскольку результаты определения кадастровой стоимости при таком положении затрагивают права и обязанности этих лиц и им право такого обращения предоставлено в силу ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 №135-ФЗ.
Как следует из материалов дела, <дата> между Министерством имущественных отношений Республики Алтай (арендодатель) и ФИО10 (арендатор) заключен договор № аренды земельного участка с кадастровым номером №, площадью 15188 кв.м, категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование - для строительства туристического комплекса, местоположение <адрес>, сроком на 10 лет. Согласно приложению к данному договору аренды земельного участка, расчет суммы арендной платы осуществляется с применением базовых показателей, в числе которых кадастровая стоимость земельного участка, составляющая 2357177 рублей 60 копеек.
Впоследствии предприятием (арендатор) и ФИО8 (новый арендатор) с согласия уполномоченного органа заключен договор о передаче прав и обязанностей по договору аренды новому арендатору, а дополнительным соглашением от <дата> к договору аренды № от <дата> внесены изменения в преамбулу договора аренды в части наименования арендодателя – Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай, а так же пункт 1.1 договора изложен в следующей редакции: арендодатель предоставляет, а арендодатель принимает в аренду земельный участок из земель особо охраняемых территорий и объектов, находящийся в собственности Республики Алтай, с кадастровым номером №, площадью 14974 кв.м, местоположение <адрес>, для строительства туристического комплекса.
<дата>ФИО8 (арендатор) и ФИО1 (новый арендатор) с согласия уполномоченного органа заключен договор о передаче прав и обязанностей по договору аренды новому арендатору. Размер арендной платы неоднократно изменялся сторонами в соответствии с заключенными дополнительными соглашениями. Согласно последнему дополнительному соглашению от <дата> размер арендной платы установлен в сумме 59082 рублей 83 копейки в год с <дата>. Согласно приложению к данному дополнительному соглашению от <дата> к договору аренды земельного участка, расчет суммы арендной платы осуществляется с применением базовых показателей, в числе которых кадастровая стоимость земельного участка, составляющая 3005281 рубль 80 копеек.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от <дата> кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 14974 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, определена по состоянию на <дата> в размере 3005281 рубль 80 копеек.
Средний уровень кадастровой стоимости земель особо охраняемых территории и объектов на территории Республики Алтай утвержден Постановлением Правительства Республики Алтай от 13 сентября 2012 года за №222.
Кадастровая стоимость принадлежащего ФИО1 на праве аренды земельного участка определена из расчета среднего уровня кадастровой стоимости земель особо охраняемых территорий и объектов по Майминскому району и площади участка и составила 3005281 рубль 80 копеек.
Судом установлено, что на момент обращения административного истца в суд, результаты определения кадастровой стоимости по состоянию на 21 ноября 2012 года являются актуальными, арендная плата за пользование спорным земельным участком исчисляется исходя из оспариваемой им кадастровой стоимости.
Таким образом, административный истец как арендатор земельного участка вправе в силу вышеприведенных требований закона обратиться в суд с исковым заявлением об установлении его кадастровой стоимости соответствующей рыночной.
Вместе с тем, из представленного административным истцом в обоснование требования отчета об оценке № от <дата> следует, что по состоянию на 21 ноября 2012 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № с учетом округлений составляет 1168100 рублей.
Данный отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка содержит подробное описание проведенного исследования, соответствующие ему выводы и ответ на поставленный вопрос. Выводы эксперта о рыночной стоимости земельного участка сделаны на основе метода количественных корректировок в рамках сравнительного подхода, отказ от использования затратного и доходного подходов мотивирован. Итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого объекта недвижимости не является произвольным, эксперт в полной мере придерживался принципов федеральных стандартов оценки, отчет базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки, содержащих количественные и качественные характеристики оцениваемого объекта, определение рыночной стоимости в рамках использованного экспертом сравнительного подхода является мотивированным и корректным, в качестве ценообразующих факторов экспертом отобраны те факторы, которые наиболее полно описывают отличия объектов оценки от объектов сравнения; оценщиком последовательно произведены корректировки по всем значимым группам элементов сравнения.
Отчет об оценке № от <дата> соответствует Федеральному закону 29 июля 1998 года от №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральному стандарту оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО №1)», утвержденному приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года №297, Федеральному стандарту оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО №3)», утвержденному приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года №299, Федеральному стандарту оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО №2)», утвержденному приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года №298, Федеральному стандарту оценки «Оценка недвижимости (ФСО №7)», утвержденному приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года №611. Лицо, составившее отчет о рыночной стоимости объекта недвижимости, - ФИО9 соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам: имеет специальное образование, квалификационный аттестат в области оценочной деятельности, стаж работы в оценочной деятельности с 2007 года, гражданская ответственность застрахована в ФИО12 по <дата>. Данный отчет об оценке является допустимым и достоверным доказательством действительной рыночной стоимости земельного участка.
Доказательств того, что рыночная стоимость принадлежащего административному истцу объекта недвижимости являлась иной, чем отражено в отчете оценщика, не представлено. Возражений относительно формы и содержания отчета от лиц, участвующих в деле, не поступало. Суду не представлено доказательств несоответствия отчета требованиям действующего законодательства, административными соответчиками и заинтересованными лицами не заявлено ходатайство о проведении судебной экспертизы с целью установления иной величины рыночной стоимости земельного участка.
Административным истцом доказан факт несоответствия кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, кадастровая стоимость значительно превышает рыночную, что затрагивает его права и обязанности как арендатора данного объекта.
Учитывая, что имеется существенное расхождение между кадастровой стоимостью, внесенной в государственный кадастр недвижимости, и рыночной стоимостью земельного участка с кадастровым номером №, определенная в отчете об оценке на ту же дату рыночная стоимость земельного участка является ниже внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, суд приходит к выводу о том, что административный иск ФИО1 является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Поскольку административное исковое заявление ФИО1 об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости подано в суд 08 октября 2018 года, то в соответствии с правилами ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания - то есть с 01 января 2018 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
То обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
По смыслу ст. 24.18, ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
Согласно ч. 6 ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Таким образом, настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 к Правительству Республики Алтай, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 14974 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в размере равном его рыночной стоимости по состоянию на 21 ноября 2012 года – 1168100 (один миллион сто шестьдесят восемь тысяч сто) рублей.
Установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января 2018 года до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
Датой обращения с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка следует считать дату обращения административного истца в суд – 08 октября 2018 года.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья С.Н. Чертков
Мотивированное решение составлено 21 ноября 2018 года.