дело № 3а-19/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 мая 2019 года г. Горно-Алтайск
Верховный Суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи - Красиковой О.Е.,
при секретаре – Абашкиной А.Ф.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Епишевой С к Правительству Республики Алтай, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай об установлении кадастровой стоимости жилого дома в размере рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Епишева С.К. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай, Правительству Республики Алтай об установлении на период с 1 января 2019 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, кадастровой стоимости жилого дома, общей площадью 75,8 кв.м с кадастровый номером №, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 91900 рублей по состоянию на 25 ноября 2011 года.
Требования мотивированы тем, что Епишева С.К. и ее сын Епишев А.Н. являются участниками подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на основании ФЗ № 125 от 25 октября 2002 года. Епишев А.Н. имел в собственности указанный жилой дом, в Едином государственном реестре недвижимости имеются сведения о его кадастровой стоимости в размере 501060 рублей 17 копеек, которая определена на 25 ноября 2011 года. Установленная кадастровая стоимость значительно превышает рыночную стоимость жилого дома и не является достоверной. Административный истец полагает, что поскольку она и ее сын являются участниками подпрограммы, и в порядке очередности будут являться получателями социальной выплаты в виде жилищного сертификата, то нарушаются ее права. Поскольку сын Епишевой А.Н. произвел отчуждение жилого дома в 2019 году, то размер социальной выплаты определяется за минусом стоимости жилого дома на величину его кадастровой стоимости. Согласно отчета об оценке от 12 февраля 2019 года рыночная стоимость объекта оценки, по состоянию на дату оценки 25 ноября 2011 года составляет 91900 рублей. Административный истец ссылается на положения ст. 20, ст. 245 Кодекса административного судопроизводства РФ, ст. 24.18, ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», на положения Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости».
В судебное заседание ответчики и заинтересованные лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились.
Изучив материалы дела, заслушав представителя административного истца Вяткину О.В., поддержавшую исковые требования, в качестве свидетеля оценщика Ивашова А.В., пояснившего по имеющимся у суда вопросам по отчету оценки спорного дома, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Епишева С.К. на день рассмотрения дела состоит на учете граждан «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, предусмотренных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», по категории «Выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в подкатегории «инвалиды», состав семьи два человека (сын Епишев А.Н.).
Епишев А.Н. являлся собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
В отношении данного объекта недвижимого имущества установлена кадастровая стоимость, определенная по состоянию на 25 ноября 2011 года в размере 501060 рублей 17 копеек (выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 11 мая 2018 года).
18 февраля 2019 года Епишев А.Н. произвел отчуждение по договору купли-продажи принадлежащего ему на праве собственности указанного жилого дома.
В соответствии с абз. 4 ст. 6 Федерального закона от 25 октября 2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», в случае, если после постановки гражданина на учет в качестве имеющего права на получение жилищной субсидии этот гражданин и (или) члены его семьи осуществили отчуждение принадлежащих им на праве собственности жилых помещений или перевод жилого помещения в нежилое помещение в течение пяти лет, предшествующих дате выдачи ему государственного жилищного сертификата, размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на величину кадастровой стоимости жилого помещения, применяемой для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по состоянию на дату заключения такого договора (перевода жилого помещения в нежилое помещение). При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер жилищной субсидии, учитывается наибольшая из указанных сумм.
В соответствии с ч. 2 ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в суде в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» следует, что с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы 1 и 2 ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности, ст. 373, ст. 388, ст. 400 Налогового кодекса РФ).
Учитывая, что Епишева С.К. состоит на указанном выше учете с 2002 года, ее сын Епишев А.Н. с 07 мая 2018 года включен в состав семьи Епишевой С.К., который 18 февраля 2019 года произвел отчуждение принадлежащего ему жилого дома и до настоящего времени государственный жилищный сертификат Епишевой С.К. не получен, суд полагает, что результаты определения кадастровой стоимости названного жилого помещения влияют на права и обязанности административного истца как участника подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, предусмотренных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», по категории «Выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», и имеют юридическое значение для целей определения размера, причитающейся ему социальной выплаты.
Юридическое значение, в данном случае имеет факт обращения в суд с административным иском до даты выдачи административному истцу жилищного сертификата.
Учитывая вышеизложенное, суд находит доводы представителя Министерства регионального развития Республики Алтай Язарова А.А., изложенные в судебном заседании 12 апреля 2019 года, о том, что у административного истца отсутствует право на оспаривание кадастровой стоимости жилого дома, поскольку на дату заключения договора об отчуждении недвижимости сведения о кадастровой стоимости изменены не были, поэтому рыночная стоимость объекта недвижимости, которую просит установить истец в качестве кадастровой стоимости к правоотношениям, предусмотренным абзацем 4 статьи 6 Федерального закона№ 125-ФЗ от 25 октября 2002 года применяться не будет, несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Согласно ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Епишевой С.К. в обоснование заявленных требований о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости жилого дома был представлен отчет об оценке № 02-01/0283-19, подготовленный ООО «СФ «РЭТ-Алтай», в котором по состоянию на 25 ноября 2011 года рыночная стоимость объекта капитального строительства – жилого дома с кадастровым номером №, округленно составляет 91900 рублей.
Оценивая указанный отчет об оценке, суд отмечает, что он соответствует Федеральному закону 29 июля 1998 года от №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральному стандарту оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО №1)», утвержденному приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года №297, Федеральному стандарту оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО №3)», утвержденному приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года №299, Федеральному стандарту оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО №2)», утвержденному приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года №298, Федеральному стандарту оценки «Оценка недвижимости (ФСО №7)», утвержденному приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года №611, содержит подробное описание проведенного исследования, соответствующие ему выводы и ответ на поставленный вопрос.
Определенная в отчете об оценке №02-01/0283-19 от 12 февраля 2019 года итоговая рыночная стоимость объекта оценки не является произвольной, при оценке объекта эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчеты, проведенные в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объекта оценки по состоянию на 19 ноября 2013 года. Выводы эксперта о рыночной стоимости жилого дома сделаны на основе затратного подхода, отказ от использования сравнительного и доходного подходов мотивирован. Лицо, составившее отчет о рыночной стоимости объекта недвижимости, – Ивашов А.В. соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам: имеет специальное образование, квалификационный аттестат в области оценочной деятельности, стаж работы в оценочной деятельности с 2015 года, гражданская ответственность застрахована в установленном законом порядке.
Данный отчет об оценке является допустимым и достоверным доказательством действительной рыночной стоимости жилого дома.
Доказательств того, что рыночная стоимость принадлежащего административному истцу объекта недвижимости являлась иной, чем отражено в отчете оценщика, не представлено. Возражений относительно формы и содержания отчета от лиц, участвующих в деле, не поступало. Суду не представлено доказательств несоответствия отчета требованиям действующего законодательства, административными соответчиками и заинтересованными лицами не заявлено ходатайство о проведении судебной экспертизы с целью установления иной величины рыночной стоимости жилого помещения.
Учитывая, что доказательств, опровергающих установленную экспертом величину рыночной стоимости спорного жилого дома, которые свидетельствовали бы о его рыночной стоимости в ином размере, лицами, участвующими в деле не представлено, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление Епишевой С.К. обоснованно и подлежит удовлетворению.
С учетом изложенного и исходя из вышеприведенных положений Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что кадастровая стоимость вышеназванного жилого дома должна быть установлена в размере, определенном в отчете об оценке от 12 февраля 2019 года № 02-01/0283-19 по состоянию на 25 ноября 2011 года в размере 91900 рублей.
Поскольку административное исковое заявление Епишевой С.К. об установлении кадастровой стоимости жилого дома равной его рыночной стоимости подано в суд 12 марта 2019 года, то в соответствии с правилами ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания - то есть с 01 января 2019 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
То обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
По смыслу ст. 24.18, ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
Согласно ч. 6 ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Таким образом, настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Епишевой С к Правительству Республики Алтай, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай об установлении кадастровой стоимости жилого дома в размере рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость жилого дома, общей площадью 75,8 кв.м с кадастровый номером №, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 91900 (девяноста одна тысяча девятьсот) рублей по состоянию на 25 ноября 2011 года.
Установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2019 года до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
Датой обращения с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости жилого дома следует считать дату обращения административного истца в суд – 12 марта 2019 года.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья О.Е. Красикова
Мотивированное решение суда составлено 13 мая 2019 года.