ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-19/20 от 08.06.2020 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Дело №3а- 19/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

8 июня 2020 года город Южно-Сахалинск

Сахалинский областной суд в составе:

председательствующего судьи Крылова Н.А.,

с участием прокурора Ю Н.Д.

при секретаре Шкадовой И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Сахалинской области о признании недействующим примечания 8 пункта 2.1 статьи 41 раздела III «Градостроительные регламенты» Правил землепользования и застройки Корсаковского городского округа, утвержденных решением Собрания Корсаковского городского округа от 6 сентября 2013 года № 89 (в редакции решения Собрания Корсаковского городского округа от 5 июля 2019 года №78),

у с т а н о в и л :

решением Собрания Корсаковского городского округа от 6 сентября 2013 года № 89, официально опубликованном 12 сентября 2013 года в газете «Восход» № 100 (10900), утверждены правила землепользования и застройки Корсаковского городского округа (далее – Правила землепользования и застройки).

Решением Собрания Корсаковского городского округа 29 марта 2018 года № 26, опубликованным 7 апреля 2018 года в газете «Восход» № 26 (11428), Правила землепользования и застройки изложены в новой редакции.

Решением Собрания Корсаковского городского округа от 5 июля 2019 года №78, опубликованным в газете «Восход» № 50 (11552) от 11 июля 2019 года, в Правила землепользования и застройки внесены изменения: в части уточнения градостроительного регламента применительно к территориальной зоне малоэтажной жилой застройки (ЖЗ 105), статья 41 раздела III «Градостроительные регламенты» Правил землепользования и застройки изложена в новой редакции.

Согласно части 2 названной статьи основными видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в зоне малоэтажной жилой застройки (ЖЗ 105) являются:

1. Для индивидуального жилищного строительства (2.1);

2. Малоэтажная многоквартирная жилая застройка (2.1.1);

3. Блокированная жилая застройка (2.3);

4. Дошкольное, начальное и среднее общее образование (3.5.1);

5. Коммунальное обслуживание (3.1);

6. Земельные участки (территории) общего пользования (12.0);

7. Ведение огородничества (13.1).

В силу примечания 8 части 2.1 статьи 41 раздела III «Градостроительные регламенты» Правил землепользования и застройки, оспариваемого заместителем прокурора Сахалинской области, на участках индивидуального жилищного строительства допускается содержание курей (не более 20 шт.), перепелов (не более 100 шт.), свиней (не более 2 шт.).

В обоснование административного искового заявления, поданного в Сахалинский областной суд 24 апреля 2020 года, прокурор, ссылаясь на положения абзаца 3 части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, указал, что такой вид использования земельного участка для индивидуального жилищного строительства противоречит требованиям действующего законодательства и просил признать примечание 8 пункта 2.1 статьи 41 раздела III «Градостроительные регламенты» Правил землепользования и застройки Корсаковского городского округа, утвержденных решением Собрания Корсаковского городского округа от 6 сентября 2013 года № 89 (в редакции решения Собрания Корсаковского городского округа от 5 июля 2019 года №78) противоречащим Приказу Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года №540 и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании прокурор Ю Н.Д. заявленные требования поддержала. Представитель Собрания Корсаковского городского округа и глава муниципального образования «Корсаковский городской округ» в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрел дело в отсутствие административных ответчиков.

Изучив материалы дела, выслушав участвующего в деле прокурора, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции.

Проверяя полномочия Собрания Корсаковского городского округа на принятие оспариваемого нормативного правового акта, суд исходит из следующего.

Согласно пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится утверждение правил землепользования и застройки.

В силу части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 26 и пунктом 3 части 2 статьи 27 Устава муниципального образования «Корсаковский городской округ» (в редакции решения Собрания Корсаковского городского округа от 18 декабря 2019 года № 103) Собрание Корсаковского городского округа является представительным органом Корсаковского городской округ, который состоит из 20 депутатов, и к полномочиям которого относится утверждение правил землепользования и застройки территории городского округа.

Частью 1 статьи 25 Регламента Собрания Корсаковского городского округа, утвержденного решением Собрания Корсаковского городского округа 25 декабря 2018 года № 65/12-17, установлено, что заседание Собрания правомочно, если на нем присутствует 50 процентов от числа избранных депутатов Собрания.

Нормативные правовые решения принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов (часть 2 статьи 34 Регламента Собрания Корсаковского городского округа).

Согласно части 2 статьи 30 Устава муниципального образования «Корсаковский городской округ» и части 1 статьи 21 Регламента Собрания Корсаковского городского округа нормативный правовой акт, принятый собранием, в течение семи календарных дней передается мэру Корсаковского городского округа для подписания и обнародования в течение 10 дней.

Представленные суду материалы свидетельствуют о том, что установленный приведенными положениями порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта не нарушен, правила введения нормативного правового акта в действие, в том числе порядок опубликования, соблюдены (л.д. 126-214, 220-231).

При рассмотрении вопроса о соответствии нормативного правового акта органа местного самоуправления в оспариваемой части правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

На основании пункта 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Градостроительный регламент представляет собой устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения (пункт 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Согласно частям 1 и 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:

1) основные виды разрешенного использования;

2) условно разрешенные виды использования;

3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (абзац 3 части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года № 540, использование земельного участка «для индивидуального жилищного строительства» (код 2.1) возможно для размещения жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости); выращивания сельскохозяйственных культур; размещения индивидуальных гаражей и хозяйственных построек.

Данный перечень возможного использования земельного участка с назначением «для индивидуального жилищного строительства» является исчерпывающим.

Содержание сельскохозяйственных животных на земельном участке предусмотрено для вида разрешенного использования земельного участка «для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок)» (код 2.2).

Следовательно, содержание курей (не более 20 шт.), перепелов (не более 100 шт.), свиней (не более 2 шт.) на участках индивидуального жилищного строительства Корсаковского городского округа определено в нарушение актов действующего законодательства большей юридической силы, а примечание 8 пункта 2.1 статьи 41 раздела III «Градостроительные регламенты» Правил землепользования и застройки Корсаковского городского округа, утвержденных решением Собрания Корсаковского городского округа от 6 сентября 2013 года № 89 (в редакции решения Собрания Корсаковского городского округа от 5 июля 2019 года №78), противоречит классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года № 540.

При таких данных, суд приходит к выводу о наличии оснований к удовлетворению исковых требований прокурора и признанию недействующим примечания 8 пункта 2.1 статьи 41 раздела III «Градостроительные регламенты» Правил землепользования и застройки Корсаковского городского округа, утвержденных решением Собрания Корсаковского городского округа от 6 сентября 2013 года № 89 (в редакции решения Собрания Корсаковского городского округа от 5 июля 2019 года №78).

Поскольку оспариваемые положения применялись, и на их основании реализовывались права граждан, суд приходит к выводу о необходимости признания их не действующими со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

административное исковое заявление заместителя прокурора Сахалинской области удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу примечание 8 пункта 2.1 статьи 41 раздела III «Градостроительные регламенты» Правил землепользования и застройки Корсаковского городского округа, утвержденных решением Собрания Корсаковского городского округа от 6 сентября 2013 года № 89 (в редакции решения Собрания Корсаковского городского округа от 5 июля 2019 года №78).

Сообщение о принятии указанного решения подлежит опубликованию в официальном печатном издании Собрания Корсаковский городской округ – газете «Восход» в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Сахалинского областного суда Крылов Н.А.

В окончательной форме решение суда принято 18 июня 2020 года.