ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-19/20 от 21.08.2020 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Дело № 3а-19/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 августа 2020 года г. Петропавловск-Камчатский

Камчатский краевой суд в составе:

председательствующего судьи

Гончаровой Н.В.,

с участием прокурора

ФИО1.,

при секретаре

ФИО2,

с участием представителя административного истца индивидуального предпринимателя ФИО3 - ФИО4, представителя административного ответчика Министерства инвестиций и предпринимательства Камчатского края ФИО5, представителей заинтересованного лица автономной некоммерческой организации «Камчатский центр поддержки предпринимательства» ФИО6, ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя ФИО3 к Министерству инвестиций и предпринимательства Камчатского края о признании недействующим подпункта 19 пункта 4 Порядка предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения части затрат, связанных с уплатой первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга, утвержденного приказом Агентства инвестиций и предпринимательства Камчатского края от 25 сентября 2019 года № 223-п,

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель ФИО3 (далее – ИП ФИО3) обратился в Камчатский краевой суд с административным иском к Министерству инвестиций и предпринимательства Камчатского края о признании недействующим подпункта 19 пункта 4 Порядка предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения части затрат, связанных с уплатой первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга, утвержденного приказом Агентства инвестиций и предпринимательства Камчатского края от 25 сентября 2019 года № 223-п (далее – Приказ № 223-п, Порядок предоставления субсидий).

В обоснование иска указал, что Приказом № 223-п утвержден Порядок предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения части затрат, связанных с уплатой первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга. В соответствии с данным порядком субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения части затрат, связанных с уплатой первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга, предоставляется субсидия на возмещение части затрат, связанных с уплатой первого взноса (аванса) по договору лизинга, в размере 90% от затрат, произведенных субъектом малого и среднего предпринимательства на уплату первого взноса по договору лизинга, но не более 3000 тыс.руб. на одного субъекта малого и среднего предпринимательства. Подпунктом 19 пункта 4 Порядка предоставления субсидий установлено, что размер первоначального взноса (аванса) по договору лизинга не должен превышать 35% от суммы договора лизинга. ИП ФИО3 считает, что данное положение нарушает его права на равные возможности при получении государственной поддержки, поскольку в договоре лизинга, заключенным между ним и АО «Сбербанк Лизинг», размер первоначального взноса составляет 49% от суммы договора лизинга, что выше установленного предельного уровня, в связи с чем он лишен возможности получить меру государственной поддержки. При этом размер первоначального взноса по договору лизинга, заключенному между ним и АО «Сбербанк Лизинг», входит в предельную сумму поддержки 3000 тыс.руб.

Считает, что подпункт 19 пункта 4 Порядка предоставления субсидий принят с нарушением пункта 4 части 3 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Административный истец ИП ФИО3 участия в судебном заседании не принимал, его представитель ФИО4 требования административного истца поддержала.

Представитель административного ответчика Министерства инвестиций и предпринимательства Камчатского края ФИО5 иск не признал.

Представители заинтересованного лица автономной некоммерческой организации «Камчатский центр поддержки предпринимательства» ФИО6 и ФИО7 полагали требования административного истца не подлежащими удовлетворению.

Выслушав лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора, полагавшего требования ИП ФИО3 не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы настоящего административного дела, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 27 Устава Камчатского края систему нормативных правовых актов Камчатского края составляют настоящий Устав, законы Камчатского края и иные нормативные правовые акты Камчатского края.

Иными нормативными правовыми актами Камчатского края являются постановления Законодательного Собрания, постановления губернатора Камчатского края, постановления Правительства, а также нормативные правовые акты иных исполнительных органов государственной власти Камчатского края, издаваемые в форме приказов и постановлений.

Порядок подготовки проектов правовых актов губернатора Камчатского края, Правительства Камчатского края и иных исполнительных органов государственной власти Камчатского края утвержден Постановлением Губернатора Камчатского края от 28 декабря 2007 года № 355 (далее – Порядок № 355).

В соответствии с частями 1.7, 1.12, 1.13, 4.5, 4.6 Порядка № 355 проекты правовых актов среди прочего разрабатываются на основании и во исполнение иных нормативных правовых актов Камчатского края, по вопросам установленной сферы деятельности.

Проекты нормативных правовых актов губернатора Камчатского края, Правительства Камчатского края и иных исполнительных органов государственной власти Камчатского края размещаются исполнительными органами государственной власти Камчатского края - разработчиками проектов нормативных правовых актов на Едином портале проведения независимой антикоррупционной экспертизы и общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов Камчатского края (htths://npaproject.kamgov.ru) в соответствии с Постановлением Правительства Камчатского края от 18 мая 2010 года № 228-П «Об утверждении Положения о порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Камчатского края» для обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы.

Если проект нормативного правового акта губернатора Камчатского края, Правительства Камчатского края или иного исполнительного органа государственной власти Камчатского края подлежит оценке регулирующего воздействия в соответствии с Постановлением Правительства Камчатского края от 6 июня 2013 года № 233-П «Об утверждении Порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Камчатского края и экспертизы нормативных правовых актов Камчатского края» в отношении него обеспечивается проведение оценки регулирующего воздействия.

Правовые акты губернатора Камчатского края, Правительства Камчатского края и иных исполнительных органов государственной власти Камчатского края вступают в силу со дня подписания, если федеральными законами, законами Камчатского края или самим правовым актом, не предусмотрен иной порядок вступления в силу. Нормативные правовые акты губернатора Камчатского края, Правительства Камчатского края и иных исполнительных органов государственной власти Камчатского края по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу в указанный в них срок, но не ранее чем через 10 дней после их официального опубликования.

Официальное опубликование нормативных правовых актов губернатора Камчатского края, Правительства Камчатского края и иных исполнительных органов государственной власти Камчатского края осуществляется в порядке, предусмотренном Законом Камчатского края от 1 июля 2014 года № 478 «О порядке обнародования законов Камчатского края и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Камчатского края».

Согласно частям 1.1, 1.2 Положения о Министерстве инвестиций и предпринимательства Камчатского края, утвержденного Постановлением Правительства Камчатского края от 6 февраля 2020 года № 43-П, Министерство инвестиций и предпринимательства Камчатского края является исполнительным органом государственной власти Камчатского края, осуществляющим функции по выработке и реализации региональной политики, нормативному правовому регулированию, контролю, предоставлению государственных услуг и иные правоприменительные функции в сфере инвестиционной, имиджевой, международной, межрегиональной и внешнеэкономической деятельности, предпринимательства, государственно-частного партнерства, отдельных отраслей промышленности (судоремонт, легкая и химическая промышленность, издательская деятельность), лицензирования деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов, создания и функционирования территорий опережающего социально-экономического развития, территорий свободного порта Владивосток.

Министерство инвестиций и предпринимательства Камчатского края образовано в результате реорганизации в форме слияния Агентства инвестиций и предпринимательства Камчатского края и Агентства приоритетных проектов развития Камчатского края в соответствии с Постановлением губернатора Камчатского края от 28 ноября 2019 года № 91 «Об изменении структуры исполнительных органов государственной власти Камчатского края».

Положением об Агентстве инвестиций и предпринимательства Камчатского края, утвержденным Постановлением Правительства Камчатского края от 19 апреля 2016 года № 141-П и утратившим силу в связи с изданием Постановления Правительства Камчатского края от 6 февраля 2020 года № 43-П, было установлено, что Агентство инвестиций и предпринимательства Камчатского края, являясь исполнительным органом государственной власти Камчатского края, в сфере развития предпринимательства осуществляет разработку и реализацию государственных программ (подпрограмм) Камчатского края, содержащих мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства, финансовую, информационную, консультационную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства. По вопросам установленной сферы деятельности руководитель Агентства инвестиций и предпринимательства Камчатского края издает приказы.

В судебном заседании установлено, что Постановлением Правительства Камчатского края от 29 ноября 2013 года № 521-П утверждена государственная Программа Камчатского края «Развитие экономики и внешнеэкономической деятельности Камчатского края на 2014-2020 годы» (далее – государственная программа).

В соответствии с паспортами подпрограммы 2 «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства» и подпрограммы 6 «Обеспечение реализации Программы» государственной программы (в редакции Постановления Правительства Камчатского края от 8 августа 2019 года № 362-П) целью подпрограммы 2 является создание благоприятных условий для осуществления субъектами малого и среднего предпринимательства в Камчатском крае предпринимательской деятельности. В рамках реализации Подпрограммы 2 предоставляются субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат, связанных с уплатой первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга. Установлено, что порядок предоставления субсидий на указанные цели утверждается приказом Агентства инвестиций и предпринимательства Камчатского края. Ответственным исполнителем подпрограммы 2 назначено Агентство инвестиций и предпринимательства Камчатского края.

В целях реализации государственной программы Агентством инвестиций и предпринимательства Камчатского края издан Приказ от 25 сентября 2019 года № 223-п «Об утверждении Порядка предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения части затрат, связанных с уплатой первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга».

До его подписания с целью учета мнения заинтересованных лиц о возможных последствиях правового регулирования Приказ № 223-п для публичного обсуждения был размещен на Интернет портале для публичного обсуждения проектов и действующих нормативных актов органов власти (http://regulation.kamgov.ru/) в новостной строке Агентства инвестиций и предпринимательства Камчатского края на официальном сайте Правительства Камчатского края (https://www.kamgov.ru/aginvest), а также на Едином портале проведения независимой антикоррупционной экспертизы и общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов Камчатского края (https://npaproject.kamgov.ru/), что следует из заключения об оценке регулирующего воздействия нормативного правового акта от 25 сентября 2019 года, размещенного на Интернет портале для публичного обсуждения проектов и действующих нормативных актов органов власти.

В рамках публичных консультаций в период с 14 августа 2019 года по 10 сентября 2019 года замечаний к Приказу № 223-п о внесении в него изменений не поступало.

Данный приказ является нормативным правовым актом, принятым уполномоченным органом в установленной форме и порядке, официально опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 27 сентября 2019 года и в официальном печатном издании губернатора и Правительства Камчатского края «Официальные Ведомости» 24 октября 2019 года, выпуск № 201.

Утвержденный Приказом № 223-п Порядок предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения части затрат, связанных с уплатой первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга, регламентирует предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП) в целях возмещения части затрат, связанных с уплатой первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга с российскими лизинговыми организациями в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг).

Субсидии предоставляются из краевого бюджета Агентством инвестиций и предпринимательства Камчатского края в соответствии со сводной бюджетной росписью краевого бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Агентству инвестиций и предпринимательства Камчатского края на очередной финансовый год в рамках подпрограммы 2 «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства» государственной программы.

Субсидия предоставляется на возмещение части затрат, связанных с уплатой первого взноса (аванса) по договору лизинга. Размер субсидии составляет 90% от затрат, произведенных СМСП на уплату первого(ых) взноса(ов) (аванса(ов)) по договору(ам) лизинга, но не более 3000 тыс. рублей на одного СМСП.

Пунктом 4 Порядка предоставления субсидий установлены условия, которым должен соответствовать СМСП на дату обращения за предоставлением субсидии, в том числе в подпункте 19 пункта 4 установлено, что первый взнос (аванс) по договору(ам) лизинга не должен превышать 35% от суммы договора лизинга.

В соответствии с пунктами 5, 16, 18 Порядка предоставления субсидий СМСП представляет заявление на предоставление субсидии и документы, прилагаемые к нему, в автономную некоммерческую организацию «Камчатский центр поддержки предпринимательства» в сроки, определенные Агентством инвестиций и предпринимательства Камчатского края. Решение о предоставлении субсидии либо об отказе в ее предоставлении принимается в течение 45 рабочих дней со дня поступления заявления в автономную некоммерческую организацию «Камчатский центр поддержки предпринимательства». Одним из оснований для отказа в предоставлении субсидии является несоответствие СМСП условиям предоставления субсидий, установленных Порядком предоставления субсидий.

Приказом Министерства инвестиций и предпринимательства Камчатского края от 10 февраля 2020 года № 48-п «Об утверждении сроков приема документов АНО «Камчатский центр поддержки предпринимательства» для получения государственной поддержки субъектами малого и среднего предпринимательства» установлены сроки приема документов автономной некоммерческой организацией «Камчатский центр поддержки предпринимательства» для получения поддержки в виде предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения части затрат, связанных с уплатой первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга - с 26 февраля 2020 года по 11 марта 2020 года.

В последний день установленного срока ИП ФИО3 узнал о государственной программе на сайте Центрподдержки.рф и решив, что может участвовать в данной программе ввиду наличия заключенного между ним и АО «Сбербанк лизинг» договора лизинга от 4 октября 2019 года, по телефону обратился в АНО «Камчатский центр поддержки предпринимательства» за консультацией по вопросу предоставления субсидии в целях возмещения части затрат, связанных с уплатой первого взноса при заключении договора лизинга.

При консультации ИП ФИО3 было разъяснено, что он не соответствует условиям предоставления субсидии, поскольку первый взнос по договору лизинга, заключенному между ИП ФИО3 и АО «Сбербанк лизинг», составляет 49% от суммы договора лизинга, что превышает установленный подпунктом 19 пункта 4 Порядка предоставления субсидий предельный порог первого взноса по договору лизинга в размере не более 35% от суммы договора лизинга.

Полагая, что при таких обстоятельствах подпункт 19 пункта 4 Порядка предоставления субсидий нарушает пункт 4 части 3 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 209-ФЗ) и права ИП ФИО3 как субъекта данных правоотношений на равный доступ к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными государственной программой, он обратился в суд с административным исковым заявлением.

В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Поскольку ФИО3 является индивидуальным предпринимателем, то есть является субъектом малого предпринимательства, имеет заключенный договор лизинга, то суд приходит к выводу, что ИП ФИО3 вправе обратиться с настоящим иском в суд, поскольку является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, и полагает, что этим актом нарушены его права, свободы и законные интересы.

Рассматривая по существу требование административного истца о несоответствии подпункт 19 пункта 4 Порядка предоставления субсидий пункту 4 части 3 статьи 6 Федерального закона № 209-ФЗ, суд приходит к следующим выводам.

В силу пункта 4 части 3 статьи 6 Федерального закона № 209-ФЗ одним из основных принципов государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами).

Статьей 14 Федерального закона № 209-ФЗ, предусмотрено, что основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются:

1) заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки;

2) доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих условиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм), к участию в указанных программах (подпрограммах);

4) оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

5) открытость процедур оказания поддержки.

В части 2 статьи 16 Федерального закона № 209-ФЗ установлено, что условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).

В силу статьи 9 Закона Камчатского края от 18 июня 2008 года № 71 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Камчатском крае» поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую и иные формы поддержки, оказываемые за счет средств краевого бюджета в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Камчатского края.

Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются нормативными правовыми актами Камчатского края, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Камчатского края.

Таким образом право субъектов малого и среднего предпринимательства на получение мер поддержки из средств краевого бюджета не является безусловным. Для получения субсидии необходимо не только наличие у заявителя статуса субъекта малого и среднего предпринимательства, но и наличие оснований для предоставления субсидий, которые представляют собой не что иное, как условия предоставления субсидий, и определение которых является исключительной прерогативой исполнительных органов государственной власти Камчатского края.

Несоответствия подпункта 19 пункта 4 Порядка предоставления субсидий пункту 4 части 3 статьи 6 Федерального закона № 209-ФЗ в данном случае не имеется, поскольку нормативный правовой акт не ограничивает право индивидуального предпринимателя на равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к получению государственной поддержки, а устанавливает условия предоставления поддержки внутри субъектов малого и среднего предпринимательства, отвечающим установленным исполнительным органом государственной власти Камчатского края требованиям, как наиболее нуждающимся в мерах поддержки, что не может быть расценено как установление дискриминационных условий, ставящих одно или несколько хозяйствующих субъектов в неравное положение по сравнению с другим или другими хозяйствующими субъектами.

Установленные ограничения оправданы, поскольку целью введения условия о предельном размере первого взноса по договору лизинга в размере не более 35% от суммы договора лизинга являлось распределение расходов на выплаты по договорам лизинга в определенной пропорции между субъектом предпринимательской деятельности и бюджетом, с тем, чтобы предотвратить возможное злоупотребление правом со стороны заявителей на получение помощи от государства, а также удовлетворить большую часть именно нуждающихся в получении такой поддержки предпринимателей, что подтверждается анализом размеров первого взноса заключенных договоров лизинга СМСП за последние три года (т. 2 л.д. 81).

Сам по себе подпункт 19 пункта 4 Порядка предоставления субсидий прав ИП ФИО3 не нарушает, поскольку не ограничивает его прав на равный доступ к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Поскольку судом не установлено противоречие подпункта 19 пункта 4 Порядка предоставления субсидий, утвержденного Приказом № 223-п, нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, то административный иск ИП ФИО3 о признании недействующим подпункта 19 пункта 4 Порядка предоставления субсидий, утвержденного Приказом № 223-п, удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление индивидуального предпринимателя ФИО3 к Министерству инвестиций и предпринимательства Камчатского края о признании недействующим подпункта 19 пункта 4 Порядка предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения части затрат, связанных с уплатой первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга, утвержденного приказом Агентства инвестиций и предпринимательства Камчатского края от 25 сентября 2019 года № 223-п, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Камчатский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено 25 августа 2020 года.

Председательствующий Н.В. Гончарова