ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-19/2017 от 17.04.2017 Омского областного суда (Омская область)

Дело № 3а-19/2017

Омский областной суд

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Омский областной суд в составе

председательствующего судьи Ершовой Л.А.

при секретаре Каревой Е.А.

с участием прокурора Свита М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 17 апреля 2017 г. административное дело по административному исковому заявлению Акционерного общества «Омскэлектро» к Региональной энергетической комиссии Омской области о признании недействующим в части приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 29 декабря 2016 г. № 690/76 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Омской области на 2017 год»,

у с т а н о в и л:

пунктом 1 приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 29 декабря 2016 г. № 690/76 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Омской области на 2017 год» (далее – приказ РЭК Омской области от 29 декабря 2016 г. № 690/76) установлены и введены в действие с календарной разбивкой единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Омской области на 2017 год согласно Приложениям №№ 1, 2 к настоящему приказу.

Приказ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru) 30 декабря 2016 г. (том <...> л.д.<...>).

Акционерное общество «Омскэлектро» (далее – АО «Омскэлектро») обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим приказа РЭК Омской области от 29 декабря 2016 г. № 690/76 в части установления:

-двухставочных единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии для прочих потребителей на 1 полугодие в части ставок за содержание электрических сетей по диапазонам напряжения СН-II и НН в размере 530252,41 руб./МВт*мес. и 467511,06 руб./МВт*мес. соответственно (столбцы 8, 9 пункта 1.1.1 раздела 1 Приложения №1), в части ставок на оплату технологического расхода (потерь) в электрических сетях по диапазонам напряжения СН-II и НН в размере 265,14 руб./МВт*мес. и 582,36 руб./МВт*мес. соответственно (столбцы 8, 9 пункта 1.1.2 раздела 1 Приложения №1),

-одноставочных единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии для прочих потребителей на 1 полугодие по диапазонам напряжения СН-II и НН в размере 1,23477 руб./кВт*ч и 2,07480 руб./кВт*ч соответственно (столбцы 8, 9 пункта 1.2. раздела 1 Приложения №1),

-двухставочных единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии для прочих потребителей на 2 полугодие в части ставок за содержание электрических сетей по диапазонам напряжения СН-II и НН в размере 537912,88 руб./МВт*мес. и 473044,44 руб./МВт*мес. соответственно (столбцы 8, 9 пункта 2.1.1 раздела 1 Приложения №1), в части ставок на оплату технологического расхода (потерь) в электрических сетях по диапазонам напряжения СН-II и НН в размере 280,51 руб./МВт*мес. и 622,86 руб./МВт*мес. соответственно (столбцы 8, 9 пункта 2.1.2 раздела 1 Приложения №1),

-одноставочных единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии для прочих потребителей на 2 полугодие по диапазонам напряжения СН-II и НН в размере 1,27281 руб./кВт*ч и 2,16320 руб./кВт*ч соответственно (столбцы 8, 9 пункта 2.2. раздела 1 Приложения №1),

-единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям субъекта Российской Федерации, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей на 1 и 2 полугодие 2017 года (столбцы 4, 5 пунктов 1.1, 1.2, 1.3, 1.4.1, 1.4.2., 1.4.3, 1.4.4 Приложения №2).

По мнению административного истца, при установлении оспариваемых тарифов РЭК Омской области необоснованно исключила расходы на проектные работы по строительству подстанции 110/10 кВ «Садовая» и КЛ-110 кВ «Ульяновская» - «Садовая» в размере <...> руб., понесенные АО «Омскэлектро» в ходе реализации инвестиционного проекта. Как следствие нарушены основные принципы установления тарифов, предусмотренные Федеральным законом от 26 марта 2003 г. №35-ФЗ «Об электроэнергетике», Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» - обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии, учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период ранее утвержденных цен (тарифов). Оспариваемый приказ противоречит пункту 32 «Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. №1178 (том <...> л.д.<...> том <...> л.д.<...>).

В судебном заседании представитель АО «Омскэлектро» ФИО1 заявленные требования поддержал.

Представители Региональной энергетической комиссии Омской области ФИО2, ФИО3 против удовлетворения требований возражали, ссылаясь на принятие приказа в пределах компетенции и с соблюдением установленного порядка, отсутствие нарушений при установлении оспариваемых тарифов (письменный отзыв – том <...> л.д. <...>).

Представитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) отзыв по существу спора не представил, просил о рассмотрении дела в его отсутствие (том <...> л.д.<...>).

Представитель Правительства Омской области ФИО4 против удовлетворения административного иска возражала, поддержав доводы представителя РЭК Омской области (том <...> л.д.<...>).

Представитель Администрации города Омска ФИО5 требования административного истца поддержала (письменный отзыв - том <...> л.д.<...>).

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Свита М.Н., полагавшей, что заявленный административный иск не подлежит удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», который определяет полномочия органов государственной власти по регулированию этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии.

В силу пункта 3 статьи 24 указанного Федерального закона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного Закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Согласно абзацу 7 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).

РЭК Омской области является органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим государственное регулирование цен, тарифов, платы, наценок, ставок, надбавок на товары и услуги; к полномочиям РЭК Омской области в области государственного регулирования в электроэнергетике отнесено установление тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов) (пункт 1, подпункт 1 пункта 9 «Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области», утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 2 ноября 2011 г. № 212-п).

Согласно пункту 3 указанного Положения комиссия издает правовые акты в форме приказов и распоряжений по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральным и областным законодательством.

Таким образом, оспариваемый приказ принят РЭК Омской области в пределах предоставленных законом полномочий и в предусмотренной форме, его опубликование произведено в установленном порядке в соответствии с пунктом 3 Указа Губернатора Омской области от 30 марта 2004 г. №74 «О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области, других органов исполнительной власти Омской области».

Основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике определены «Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178 (далее - Основы ценообразования).

Из содержания пунктов 2, 15-34 Основ ценообразования следует, что при определении размера тарифов подлежит учету необходимая валовая выручка – экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования, в который, в частности включаются экономически обоснованные расходы организации на осуществление регулируемой деятельности, а также иные экономически обоснованные расходы.

Согласно пунктам 12, 17, 22, 25, 28 «Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178, необходимая валовая выручка регулируемых организаций устанавливается на основании экспертной оценки предложений регулируемых организаций, представляемых в регулирующие органы вместе с обосновывающими материалами.

Основным видом деятельности АО «Омскэлектро» является передача и распределение электрической энергии (мощности) (том <...> л.д.<...>).

29 апреля 2016 г. АО «Омскэлектро» обратилось в РЭК Омской области с заявлением о корректировке необходимой валовой выручки и установлении тарифов на передачу электрической энергии сторонним потребителям с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, представив обосновывающие материалы. Как следует из экспертного заключения по рассмотрению дела №03-03/50 об установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии по сетям АО «Омскэлектро» на 2017 г., из необходимой валовой выручки исключены расходы организации на проектные работы по строительству подстанции 110/10 кВ «Садовая» и КЛ-110 кВ «Ульяновская - Садовая» в сумме <...> руб. на основании пункта 32 Основ ценообразования со ссылкой на то обстоятельство, что инвестиционный проект «Строительство подстанции 110/10 кВ «Садовая» и КЛ-110 кВ «Ульяновская - Садовая» не реализован (том <...> л.д. <...> оборот, <...>).

Оспаривая данные выводы регулирующего органа, административный истец ссылается на включение в инвестиционную программу АО «Омскэлектро» расходов исключительно на проектно-изыскательские работы. Поскольку соответствующие расходы понесены обществом, считает инвестиционный проект выполненным, а изъятие указанных расходов из необходимой валовой выручки незаконным.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 19 Основ ценообразования в необходимую валовую выручку включаются капитальные вложения (инвестиции) на расширенное воспроизводство.

Абзацем 1 пункта 32 Основ ценообразования предусмотрено, что расходы на инвестиции в расчетном периоде регулирования определяются на основе утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, включающих мероприятия по повышению энергоэффективности в рамках реализации законодательства Российской Федерации об энергосбережении, с учетом особенностей, предусмотренных абзацами вторым - десятым настоящего пункта.

Приказом РЭК Омской области от 28 ноября 2014 г. №361/68 внесены изменения в инвестиционную программу ОАО «Омскэлектро» на 2012-2014 гг., в том числе на 2014 г. включен инвестиционный проект «Строительство подстанции 110/10 кВ «Садовая» и КЛ-110 кВ «Ульяновская - Садовая» (стадия проектирования). Источниками финансирования определены прибыль в размере в размере <...> руб. и амортизация в размере <...> руб. Указанные расходы учтены в необходимой валовой выручке общества при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2014 г. (том <...> л.д.<...>).

В соответствии с «Программой развития электроэнергетики в Омской области на 2014 - 2018 годы», утвержденной Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 25 апреля 2014 г. № 22-п, в Перечне планируемых в 2014 - 2018 годах к строительству и реконструкции линий электропередачи и подстанций, класс напряжения которых равен или превышает 110 кВ, предусматривалось строительство подстанции 110/10 кВ «Садовая» (2х40МВА) с кабельной линией 110 кВ «Ульяновская-Садовая», исполнитель – ОАО «Омскэлектро», реализация проекта в 2014-2016 гг., полная стоимость проекта – <...> руб.

Согласно пункту 19 раздела 3.1.2 указанной Программы строительство подстанции 110/10 кВ «Садовая» планировалось осуществлять в рамках инвестиционной программы ОАО «Омскэлектро» с учетом софинансирования из средств федерального бюджета, выделяемых на выполнение «Плана основных мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования 300-летия основания города Омска», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года № 2040-р.

В силу пункта 1.6 «Перечня объектов строительства инженерной инфраструктуры города Омска, планируемых к финансированию в рамках Плана основных мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования 300-летия основания города Омска, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года № 2040-р», согласованного Губернатором Омской области 3 апреля 2014 г., на финансирование строительства указанного объекта планировалось поступление из федерального бюджета <...> руб., из бюджета Омской области – <...> руб., из бюджета города Омска – <...> руб., собственные средства застройщиков – <...>; в качестве заказчика-застройщика строительства указана Администрация города Омска (том <...> л.д.<...>).

Как установлено в ходе разбирательства, административным истцом осуществлены запланированные расходы на разработку проектной документации и инженерные изыскания в размере <...> руб. (том <...> л.д.<...> Факт осуществления указанных расходов и их величина сторонами не оспаривались.

Однако строительство объекта не осуществлено и не начиналось в связи с отсутствием бюджетного финансирования.

Таким образом, инвестиционный проект «Строительство подстанции 110/10 кВ «Садовая» и КЛ-110 кВ «Ульяновская - Садовая» в установленные сроки не реализован.

Доводы о возможности реализации инвестиционного проекта в будущем носят вероятностный характер и объективными доказательствами не подтверждены. Дальнейшие стадии реализации указанного инвестиционного проекта к включению в инвестиционную программу АО «Омскэлектро» на 2015 -2019 гг., утвержденную приказом РЭК Омской области от 8 августа 2014 г. №110/36, не предлагались.

Согласно пункту 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.

Абзацем 9 пункта 32 Основ ценообразования предусмотрено, что в случае если инвестиционные проекты, предусмотренные инвестиционной программой, не были реализованы, из необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, устанавливаемой на очередной период регулирования, исключаются расходы на реализацию этих проектов в части, финансируемой за счет выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым ценам (тарифам).

Доводы АО «Омскэлектро» о том, что выполнение проектно-изыскательских работ следует расценивать как самостоятельный инвестиционный проект, суд находит несостоятельными.

Пунктом 2 Основ ценообразования предусмотрено, что значения понятий, используемых в настоящем документе и не указанных в данном пункте, соответствуют принятым в законодательстве Российской Федерации.

В статье 1 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» дано определение капитальных вложений как инвестиций в основной капитал (основные средства), в том числе затрат на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.

Под инвестиционным проектом при этом понимается обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).

В соответствии со статьей 3 указанного Федерального закона объектами капитальных вложений являются находящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности различные виды вновь создаваемого и (или) модернизируемого имущества, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами.

Аналогичное определение инвестиционного проекта содержится в абзаце 2 пункта 2 «Правил утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. № 977 «Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики», в соответствии с которым под инвестиционным проектом понимается вложение инвестиций в сооружение (изготовление, создание, приобретение, реконструкцию, модернизацию (модификацию) и (или) техническое перевооружение) объектов основных средств и (или) нематериальных активов и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Из системного толкования приведенных выше норм в их взаимосвязи следует, что самостоятельного инвестиционного проекта затраты на проектно-изыскательские работы не образуют. Указанные затраты могут являться составной частью инвестиционного проекта, результатом реализации которого является сооружение, реконструкция, модернизация (модификация) и (или) техническое перевооружение объектов основных средств.

Возложение рассматриваемых затрат административного истца на потребителей при отсутствии результата реализации инвестиционного проекта противоречит принципу соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, предусмотренному пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые административным истцом положения приказа не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, прав и законных интересов административного истца не нарушают. Действия РЭК Омской области по исключению из необходимой валовой выручки расходов АО «Омскэлектро» на проектные работы по строительству подстанции 110/10 кВ «Садовая» и КЛ-110 кВ «Ульяновская - Садовая» в сумме <...> руб. произведены в полном соответствии с абзацем 9 пункта 32 Основ ценообразования.

Процедура принятия оспариваемого приказа не нарушена. Как указывалось выше, установлению тарифа предшествовало представление АО «Омскэлектро» в РЭК Омской области заявления и материалов, обосновывающих расчет тарифов. По результатам рассмотрения указанных документов специалистами комиссии составлено заключение (том <...> л.д.<...>). Вопрос об установлении тарифов рассмотрен на заседании правления РЭК Омской области 29 декабря 2016 г. при наличии необходимого кворума (том <...> л.д. <...>).

В соответствии с положениями статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Руководствуясь статьями 175-180, 215, 217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

р е ш и л :

административное исковое заявление Акционерного общества «Омскэлектро» к Региональной энергетической комиссии Омской области о признании недействующим в части приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 29 декабря 2016 г. № 690/76 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Омской области на 2017 год» оставить без удовлетворения.

На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Омский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Омского областного суда Л.А. Ершова