Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
5 марта 2018 года г. Иркутск
Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Папуши А.С., при секретаре судебного заседания Колесниковой К.О., с участием представителя административного истца Прокуратуры Иркутской области Румянцевой А.А., действующей на основании доверенности от 11 декабря 2017 года <номер изъят>, представителей заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью «Бриз» директора ФИО1 и ФИО2, действующей на основании доверенности от 30 октября 2017 года, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-19/2018 по административному исковому заявлению заместителя прокурора Иркутской области Зенкова С.Д. в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Правительству Иркутской области о признании недействующим нормативного правового акта,
У С Т А Н О В И Л:
В обоснование исковых требований административный истец указал, что Правительством Иркутской области 25 февраля 2014 года принято постановление № 72-пп, в соответствии с которым земельный участок, <данные изъяты> переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли особо охраняемых территорий и объектов для строительства туристической базы. Данное постановление официально опубликовано в общественно-политической газете «Областная» от 4 апреля 2014 года № 36.
Согласно выписке из ЕГРН названный земельный участок находится в собственности ООО «Бриз».
В силу пункта «к» части 1 статьи 72, частей 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Административный истец считает, что данное постановление не соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку согласно карте Байкальской природной территории, границы которой утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года № 1641-р, земельный участок с кадастровым <номер изъят> расположен в границах зоны хозяйственного назначения Прибайкальского национального парка (Положение о Прибайкальском национальном парке, утвержденное руководителем Федеральной службы лесного хозяйства России от 31 декабря 1997 года). Указанное также подтверждается письмом ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» от 26 июня 2017 года № 577.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года № 2055-р утвержден перечень особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России, в котором под номером 119 значится Прибайкальский национальный парк, Иркутская область.
Правительство Иркутской области не обладало необходимыми полномочиями на изменение целевого назначения и осуществление перевода земельного участка, являющегося федеральной собственностью, с кадастровым <номер изъят> из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов.
Действующим законодательством не предусмотрены иные основания для перевода земель в земли особо охраняемых территорий и объектов, кроме создания особо охраняемых территорий и туристско-рекреационных особых экономических зон.
В состав особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Ворота Байкала», образованной на основании постановлений Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2007 года № 72 и от 8 сентября 2010 года № 692, территория Ольхонского района не входит.
Особо охраняемая территория в рассматриваемой местности ни органами местного самоуправления Ольхонского района, ни исполнительными органами государственной власти Иркутской области и Российской Федерации в установленном законодательством порядке не создавалась, соответственно, законные основания для принятия решения о переводе земельного участка с кадастровым <номер изъят> из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли особо охраняемых территорий и объектов отсутствовали.
В результате неправомерного перевода земельного участка созданы предпосылки для нарушения законодательства об охране озера Байкал.
Заместитель прокурора Иркутской области Зенков С.Д. просит суд признать не действующим с момента вступления решения суда в законную силу постановление Правительства области от 25 февраля 2014 года № 72-пп «О переводе земельного участка» с кадастровым <номер изъят> из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов.
В судебном заседании прокурор отдела Прокуратуры Иркутской области Румянцева А.А. исковые требования поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме.
Административный ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил. Ранее в судебном заседании представитель Правительства Иркутской области ФИО3, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, поддержала доводы возражений на административное исковое заявление.
Представители заинтересованного лица ООО «Бриз» директор ФИО1 и ФИО2, действующая на основании доверенности, просили в удовлетворении требований отказать.
Представитель заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения «Объединенная дирекция государственного природного заповедника «Байкало-Ленский» и Прибайкальского национального парка» (далее ФГБУ «Заповедное Прибайкалье») ФИО4, действующий на основании доверенности, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки в судебное заседание не сообщил. Ранее в судебном заседании просил требования прокурора удовлетворить, представил отзыв на административное исковое заявление.
Представитель заинтересованного лица Службы архитектуры Иркутской области ФИО5, действующий на основании доверенности, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил. Ранее в судебном заседании ФИО5 полагал заявленные требования не подлежащими удовлетворению, поддержал доводы отзыва на административное исковое заявление.
Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Иркутской области ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, представила суду ходатайство, в котором просила о рассмотрении дела в свое отсутствие, просила в удовлетворении административного искового заявления отказать, ранее суду представила отзыв на административное исковое заявление.
Представитель заинтересованного лица Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае ФИО7, действующая на основании доверенности от 26 февраля 2018 г. <номер изъят>, в судебное заседание не явилась, в направленном суду ходатайстве просила о рассмотрении дела в ее отсутствие в связи с занятостью в других судебных процессах. Ранее в судебном заседании представитель Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае ФИО8, действующая на основании доверенности от 7 декабря 2017 года <номер изъят>, считала требования административного истца законными, обоснованными, подлежащими удовлетворению в полном объеме, представила отзыв на административное исковое заявление.
Заинтересованное лицо Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, представило письменные пояснения, в которых просит административный иск заместителя прокурора Иркутской области удовлетворить.
Заинтересованное лицо Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области в судебное заседание своего представителя не направила, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила отзыв на административное исковое заявление, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Службы, в уточненном отзыве на иск просили административные исковые требования прокурора оставить без удовлетворения.
Заинтересованное лицо Служба по охране природы и озера Байкал Иркутской области в судебное заседание своего представителя не направила, представила отзыв на административное исковое заявление и заявление о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, поддержала позицию по делу Правительства Иркутской области.
Заинтересованное лицо Сибирское отделение Федерального государственного бюджетного учреждения «Российский федеральный геологический фонд» (ФГБУ «Росгеолфонд»), надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание своего представителя не направило, о причинах неявки представителя в судебное заседание не сообщило, отзыва на исковые требования прокурора суду не представило.
Суд с учетом мнения явившихся в судебное заседание лиц, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, совещаясь на месте, определил рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, по доводам административного искового заявления и возражений на него, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению.
Согласно пункту 2 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации областной суд рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 64 Устава Иркутской области Правительство Иркутской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Иркутской области.
В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации. Прокурор субъекта Российской Федерации вправе обратиться в областной суд.
В соответствии с частью 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части.
Компетенция прокурора на обращение в суд с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов определена в пункте 3 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Таким образом, административное исковое заявление заместителя прокурора Иркутской области по настоящему делу подлежит рассмотрению и разрешению по существу Иркутским областным судом в качестве суда первой инстанции.
При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд согласно части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. Суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
В данном административном деле заместитель прокурора Иркутской области оспаривает постановление Правительства Иркутской области от 25 февраля 2014 года № 72-пп, которым осуществлен перевод земельного участка с кадастровым <номер изъят> из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов.
Согласно подпункту «в» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй статьи 76 Конституции Российской Федерации (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Перевод земель из одной категории в другую в соответствии со статьей 8 Земельного кодекса Российской Федерации является прерогативой публичных органов власти (государственной власти, органов местного самоуправления), которые, осуществляя такой перевод, определяют не конкретного их пользователя и правила пользования землей этим пользователем, а определяют назначение земель как важнейшей части природных ресурсов и окружающей природной среды, а также осуществляют контроль за правовым режимом в зависимости от их целевого использования. Перевод земель – это установление порядка, условий, предела эксплуатации земель для конкретных целей в соответствии с категориями земель. Осуществление перевода земель из одной категории в другую влечет правовые последствия в виде изменения правового режима использования земель (правил эксплуатации, гражданского оборота, охраны и т.д.), который рассчитан на неоднократное применение и обязателен для неопределенного круга лиц, как непосредственных пользователей земельными участками, так и всех иных лиц. Изменение правового режима использования земель подразумевает изменение совокупности правовых норм, регулирующих отношения по использованию таких участков. Таким образом, оспариваемое постановление хотя и не содержит непосредственно в себе общеобязательных правил поведения, но является условием для применения иных, чем прежде, правовых норм, федеральных законов.
В связи с этим, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление Правительства Иркутской области от 25 февраля 2014 года № 72-пп, которым осуществлен перевод земельного участка с кадастровым <номер изъят> из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов, является нормативным правовым актом.
В соответствии с частью 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение всего срока действия оспариваемого нормативного правового акта.
В силу положений части 8 статьи 213 указанного Кодекса при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с положениями частей 1 и 3 статьи 67 Устава Иркутской области, пункта 5 части 1 статьи 7 Закона Иркутской области от 12 января 2010 года № 1-оз «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области» Правительство Иркутской области принимает нормативные правовые акты в форме постановлений.
Согласно статье 12 Закона Иркутской области от 12 января 2010 года № 1-оз «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области», в редакции Закона Иркутской области от 16 декабря 2013 года № 141-ОЗ, действовавшей в момент принятия оспариваемого постановления Правительства Иркутской области от 25 февраля 2014 года № 72-пп, Правительство Иркутской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава Иркутской области и законов области, правовых актов Губернатора Иркутской области принимает нормативные правовые акты в форме постановлений.
Постановления Правительства Иркутской области не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, Уставу Иркутской области и законам области, указам и распоряжениям Губернатора Иркутской области.
Постановления Правительства Иркутской области должны содержать указание на правовые акты, на основании и во исполнение которых издается соответствующий правовой акт.
Постановления Правительства Иркутской области подписываются Губернатором Иркутской области.
Как усматривается из содержания оспариваемого нормативного правового акта, он принят в форме постановления, подписан Губернатором Иркутской области.
Таким образом, форма и вид нормативного правового акта соблюдены при его принятии.
Проверяя правила введения нормативного правового акта в действие, в том числе порядок опубликования и вступления его в силу, суд установил, что постановление Правительства Иркутской области от 25 февраля 2014 года № 72-пп «О переводе земельного участка» в соответствии со статьей 54 Закона Иркутской области «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области» опубликовано в общественно-политической газете «Областная» 4 апреля 2014 года № 36, которая учреждена для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Иркутской области на основании Закона Иркутской области от 12 марта 2010 года № 10-ОЗ.
Постановление Правительства Иркутской области от 25 февраля 2014 года № 72-пп «О переводе земельного участка» вступило в силу через десять календарных дней после дня его официального опубликования в соответствии с абзацем 2 части 2 статьи 57 Закона Иркутской области «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области», поскольку принято по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина.
Проверяя полномочия Правительства Иркутской области на принятие оспариваемого нормативного правового акта, а также процедуру его принятия, суд установил, что первоначальные сведения о земельном участке с кадастровым <номер изъят> внесены в Государственный кадастр недвижимости 6 мая 2006 года на основании заявления о государственном кадастровом учете вновь образованного земельного участка от 3 мая 2006 года, поданного представителем Комитета по управлению муниципальным имуществом Ольхонского района <данные изъяты>, описания земельного участка от 3 мая 2006 года, постановления мэра Ольхонского районного муниципального образования от 30 декабря 2005 года № 637 «Об утверждении проекта границ земельного участка». В соответствии с указанными документами площадь земельного участка составляет <данные изъяты>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования земельного участка: для строительства базы отдыха с дальнейшим переводом из категории земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.
27 декабря 2013 года на основании заявления представителя ООО «Бриз» ФИО9 о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от 24 декабря 2013 года, межевого плана земельного участка от 16 декабря 2013 года в Государственном кадастре недвижимости исправлена кадастровая ошибка в сведениях о местоположении границ земельного участка с кадастровым <номер изъят>.
19 марта 2014 года на основании заявления представителя ООО «Бриз» ФИО10 от 12 марта 2014 года, постановления Правительства Иркутской области от 25 февраля 2014 года № 72-пп «О переводе земельного участка» изменена категория земель земельного участка с кадастровым <номер изъят> с земель сельскохозяйственного назначения на земли особо охраняемых территорий и объектов.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами кадастрового дела, представленными филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Иркутской области на электронном носителе.
Из дела правоустанавливающих документов, которое также представлено филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Иркутской области на электронном носителе, следует, что 22 марта 2007 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на основании договора аренды земельного участка от 29 июня 2006 года, протокола заседания комиссии по проведению конкурсов и аукционов от 26 июня 2006 года № 5 и постановления Администрации Шара-Тоготского муниципального образования от 26 июня 2006 года № 148 произведена запись об аренде земельного участка, <данные изъяты> арендодатель: Администрация Шара-Тоготского муниципального образования, арендатор: ООО «Бриз», срок аренды: 49 лет, с 29 июня 2006 года по 29 июня 2055 года, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, для строительства туристической базы.
15 марта 2015 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним произведена государственная регистрация дополнительного соглашения № 1 от 25 января 2015 года к договору аренды земельного участка от 29 июня 2006 года, арендодатель: Администрация Ольхонского районного муниципального образования, арендатор: ООО «Бриз», категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: для строительства и размещения туристической базы.
6 июля 2015 года в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о государственной регистрации договора купли-продажи от 28 мая 2015 года № 07 земельного участка, <данные изъяты> из земель особо охраняемых территорий и объектов, предназначенного для строительства базы отдыха в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, продавец: Администрация Шара-Таготского муниципального образования – администрация сельского поселения, покупатель: ООО «Бриз».
Обстоятельства отнесения указанного земельного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения до его перевода в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов лицами, участвующими в деле, не оспаривались.
По информации, представленной Прибайкальским филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект», земельный участок с кадастровым <номер изъят> в границы лесов не входит.
Согласно информации, представленной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, земельный участок с кадастровым <номер изъят> расположен в границах водоохранной зоны озера Байкал, не расположен в границах национального парка «Прибайкальский», расположен в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории.
Из представленного суду заинтересованным лицом – ООО «Бриз» заключения кадастрового инженера ФИО11, следует, что земельный участок с кадастровым <номер изъят> не входит в границы Прибайкальского национального парка.
Также привлеченный судом к участию в деле по ходатайству представителя заинтересованного лица ООО «Бриз» ФИО2 кадастровый инженер ФИО11 суду пояснил, что земельный участок с кадастровым <номер изъят> не входит в границы Прибайкальского национального парка.
Из пояснений Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» следует, что земельный участок с кадастровым <номер изъят> входит в границы Прибайкальского национального парка.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области в суд на электронном носителе представлены сканированные образы материалов землеустроительного дела по землеустроительным работам в отношении территории национального парка «Прибайкальский», расположенного в Ольхонском, Иркутском, Слюдянском районах Иркутской области (2011 год, инвентарный <номер изъят>) и дополнения к указанному землеустроительному делу (2015 год, инвентарный <номер изъят>).
Согласно указанным документам информация из землеустроительных дел является информацией для служебного пользования. Землеустроительное дело составлено <данные изъяты> в 2011 году и согласовано с администрацией Ольхонского районного муниципального образования Иркутской области и Прибайкальским национальным парком. Подлинное землеустроительное дело изъято (протокол выемки от 18 марта 2016 года) старшим следователем по расследованию важных дел СУ СК России по Иркутской области ст. лейтенантом <данные изъяты>.
В соответствии с положениями статей 1, 3, 5, 6, 10, 19, 20, 22, 23 Федерального закона от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве» данный закон устанавливает правовые основы проведения землеустройства в целях обеспечения рационального использования земель и их охраны, создания благоприятной окружающей среды и улучшения ландшафтов.
Под землеустройством понимаются мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Землеустроительная документация – это документы, полученные в результате проведения землеустройства.
Землеустройство проводится в обязательном порядке в случае изменения границ объектов землеустройства.
Основаниями проведения землеустройства являются решения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о проведении землеустройства, а также договоры о проведении землеустройства.
Государственная экспертиза землеустроительной документации осуществляется в целях обеспечения соответствия этой документации исходным данным, техническим условиям и требованиям.
Материалы геодезических и картографических работ являются основой для проведения почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, инвентаризации земель, оценки качества земель, планирования и рационального использования земель, описания местоположения и установления на местности границ объектов землеустройства.
К видам землеустроительной документации относятся, в том числе карты (планы) объектов землеустройства, тематические карты и атласы состояния и использования земель.
Карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики.
Карта (план) объекта землеустройства составляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности.
Землеустроительное дело включает в себя землеустроительную документацию в отношении каждого объекта землеустройства и другие касающиеся такого объекта материалы.
Порядок согласования и утверждения землеустроительной документации устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, формируется на основе сбора, обработки, учета, хранения и распространения документированной информации о проведении землеустройства.
Таким образом, из представленных материалов землеустроительного дела, содержащегося в фонде данных землеустроительной документации, не следует, что она утверждена в установленном законом порядке федеральным органом государственной власти Российской Федерации, никаких согласований с уполномоченными федеральными органами не имеется.
Кроме того, границы Прибайкальского национального парка, определенные в результате указанных выше землеустроительных работ на кадастровый учет не поставлены, а материалы землеустроительного дела изъяты по уголовному делу старшим следователем по расследованию важных дел СУ СК России по Иркутской области ст. лейтенантом <данные изъяты> (протокол выемки от 18 марта 2016 года).
Учитывая изложенные выше, оценив собранные по делу доказательства в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о нахождении указанного земельного участка в границах Прибайкальского национального парка, исходя из следующего.
В материалах дела имеется Карта Байкальской природной территории, которая составлена по заказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в 2012 году по материалам 2007-2011 годов, то есть того периода времени, когда составлялась землеустроительная документация по границам Прибайкальского национального парка.
В соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и подпункта «а» пункта 7 Порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 19 марта 2012 года № 69, который действовал в период принятия оспариваемого нормативного правового акта, государственный кадастр особо охраняемых территорий федерального значения, к которым относится Прибайкальский национальный парк, ведет Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Проверяя доводы о вхождении земельного участка с кадастровым <номер изъят> в границы Прибайкальского национального парка суд установил, что данный национальный парк образован Постановлением Совета Министров РСФСР от 13 февраля 1986 года № 71 «О создании Прибайкальского национального парка в Иркутской области» на базе лесоохотничьего хозяйства «Байкал», Ольхонского и Голоустинского лесхозов с передачей ему земли площадью 170 000,00 га в границах лесоохотничьего хозяйства и 136 000,00 га земель государственного фонда, а также 112 000,00 га земель сельскохозяйственного назначения без изъятия их из хозяйственной эксплуатации. При этом границы национального парка были установлены при его создании и не изменялись. Территория национального парка включена в границы центральной экологической зоны Байкальской природной территории распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года № 1641-р. На основании данного распоряжения подготовлена карта Байкальской природной территории, на которой отображены, в том числе, границы Прибайкальского национального парка.
По сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области 28 декабря 2017 года в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о границе центральной экологической зоны Байкальской природной территории, земельный участок с кадастровым <номер изъят> не входит в границы национального парка «Прибайкальский», но расположен в границах водоохранной зоны озера Байкал, а также входит в границы центральной экологической зоны Байкальской природной территории, сведения о границах которой внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Из содержания карты Байкальской природной территории, масштаб 1 : 1 000 000, второго издания 2012 года, в которой учтены картографические изменения, произошедшие в период с 2007 по 2011 годы после предыдущего издания карты в 2006 году (специальное содержание которой защищено авторскими правами Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, 2012 г., а картографическая основа – Федерального агентства геодезии и картографии, 2006 г.), составленной на основании государственного контракта за счет средств федерального бюджета Федеральным государственным унитарным научно-производственным предприятием «Российский Федеральный геологический фонд», преобразованным на момент рассмотрения дела в Федеральное государственное бюджетное учреждение «Росгеолфонд», Сибирское отделение которого осуществляет свою деятельность на территории Иркутской области (согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 12.02.2018 г.), следует, что на нее нанесены границы Прибайкальского национального парка по состоянию на момент образования Прибайкальского национального парка Постановлением Совета Министров РСФСР от 13 февраля 1986 года № 71 «О создании Прибайкальского национального парка в Иркутской области», которые были установлены при его создании и не изменялись. Судом установлено, что согласно данной карте территория Прибайкальского парка входит в нанесенные на указанную выше карту Байкальской природной территории границы центральной экологической зоны Байкальской природной территории, созданной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года № 1641-р.
Из ответа Сибирского отделения ФГБУ «Росгеолфонд» от 02 марта 2018 года № ЕК-83/8 на запрос суда о представлении сведений о местонахождении земельного участка, <данные изъяты> относительно границ Прибайкальского национального парка, нанесенных на карту Байкальской природной территории М 1:1 000 000, редакция 2, подготовленную Сибирским филиалом Федерального государственного унитарного научно-производственного предприятия «Российский федеральный геологический фонд» в 2012 году, следует, что на основании опубликованных данных, представленных на официальном сайте Росреестра http://rosreestrr.ru/publichnaya-kadastrovava-karta-rosreestra-online/, земельный участок, расположенный по указанному выше адресу с кадастровым <номер изъят> находится в границах Прибайкальского национального парка, нанесенных на карту Байкальской природной территории масштаба 1: 1 000 000 (редакция 2), а также в границах Прибайкальского национального парка, нанесенных на карту центральной экологической зоны Байкальской природной территории масштаба 1:200 000 (редакция 2).
Доводы представителей заинтересованного лица ООО «Бриз» о недопустимости данного доказательства, а также доводы представителя административного ответчика, представителей заинтересованных лиц – Министерства имущественных отношений Иркутской области, Службы архитектуры Иркутской области, высказанные ранее в судебных заседаниях с их участием относительно недопустимости принятия в качестве доказательства указанной выше карты Байкальской природной территории масштаба 1: 1 000 000 (редакция 2), так как по их мнению составитель этой карты не был уполномочен на нанесение границ Прибайкальского национального парка на эту карту, не могут быть приняты судом во внимание по следующим основаниям.
Как следует из указанной выше выписки из ЕГРЮЛ по состоянию на 12.02.2018 г. Федеральное государственное унитарное научно-производственное предприятие «Российский Федеральный геологический фонд» (ФГБУ «Росгеолфонд»), созданное в результате преобразования юридического лица, являющегося составителем карты Байкальской природной территории, имеет действующую на территории Иркутской области лицензию <номер изъят> от 06.06.2016 г. на осуществление геодезических картографических работ федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение.
Из нанесенной на данную карту информации следует, что специальное содержание этой карты предоставлено Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, которое в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 года № 404 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации» уполномочено осуществлять государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения. Зонирование территории национального парка, в том числе рекреационной зоны, относится к исключительной компетенции Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Таким образом, нанесение границ Прибайкальского национального парка, установленных Постановлением Совета Министров РСФСР от 13 февраля 1986 года № 71 «О создании Прибайкальского национального парка в Иркутской области» на карту Байкальской природной территории масштаба 1: 1 000 000 (редакция 2, 2012 г.), специализированной организацией - Федеральным государственным унитарным научно-производственный предприятием «Российский Федеральный геологический фонд», в рамках выполнения по заданию Минприроды России по нанесению на карту экологических зон Байкальской природной территории действовавшему на момент составления карты законодательству не противоречит.
При сопоставлении границ Прибайкальского национального парка, нанесенных на карту Байкальской природной территории, масштаба 1: 1 000 000 (редакция 2, 2012 г.) с приобщенными к материалам дела (л.д. 193,194 т. 2) копиями дежурных карт <номер изъят>, масштаб 1:100 000, составленных по карте масштаба 1:50 000, составленной по материалам съемки 1968 г., обновленной в 1981,1982 годах, исправленной и обновленной в 1991, 1992 годах, а также фрагментом карты центральной экологической зоны Байкальской природной территории, масштаба 1:200 000 (л.д. 195, 204 т. 2), а также с информацией представленной ФГБУ «Росгеолфонд» от 02 марта 2018 года № ЕК-83/8, полученных при сопоставлении опубликованных данных, представленных на официальном сайте Росреестра http://rosreestrr.ru/publichnaya-kadastrovava-karta-rosreestra-online/ и карты Байкальской природной территории, представленной суду Кадастровой палатой Иркутской области в электронном виде копии письма Государственного учреждения «Прибайкальский национальный парк» от 03 ноября 2006 года № 498 (о вхождении земельного участка с кадастровым <номер изъят> (в настоящее время <номер изъят>)) в границы Прибайкальского национального парка, учитывая, что согласно указанным выше дежурным картам и карте Байкальской природной территории населенный пункт <данные изъяты>, к которой относится местность, указанная в адресе земельного участка с кадастровым <номер изъят> – <данные изъяты>, суд приходит к выводу о том, что земельный участок, <данные изъяты>, переведенный постановлением Правительства области от 25 февраля 2014 года № 72-пп «О переводе земельного участка» из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли особо охраняемых территорий и объектов, находится в границах Прибайкальского национального парка в центральной экологической зоне Байкальской природной территории.
Пояснения опрошенного в судебном заседании специалиста – кадастрового инженера ФИО11 о том, что земельный участок с кадастровым <номер изъят> не входит в границы Прибайкальского национального парка, суд не может принять во внимание, поскольку они основаны на материалах землеустроительного дела по землеустроительным работам, в том числе, в отношении территории национального парка «Прибайкальский», расположенного в Ольхонском, Иркутском, Слюдянском районах Иркутской области (2011 год, инвентарный <номер изъят>) и дополнений к указанному землеустроительному делу (2015 год, инвентарный <номер изъят>), в соответствии с которыми границы Прибайкальского национального парка не были поставлены на кадастровый учет, а данные материалы изъяты по уголовному делу.
Кроме того, как было установлено из представленных суду в электронном виде образов документов землеустроительного дела (2015 год, инвентарный <номер изъят>), дополнения к землеустроительному делу «По землеустроительным работам в отношении территории национального парка «Прибайкальский» Ольхонский район, Иркутский район, Слюдянский район (инв. <номер изъят>), выполненные <данные изъяты> и подписанные его директором ФИО11, который опрашивался судом по ходатайству представителей ООО «Бриз» в качестве специалиста, согласно протоколу от 18 марта 2016 года также изъяты для проверки по уголовному делу.
В силу пунктов «в», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, пункта 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права на основании и во исполнение Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации (пункт 3 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 1 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ).
Подпунктами 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации определена компетенция государственных органов исполнительной власти Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в вопросе перевода земель из одной категории в другую. Так, в отношении земель, находящихся в собственности Российской Федерации, перевод земель из одной категории в другую осуществляется Правительством Российской Федерации, в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, – органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что на момент принятия оспариваемого постановления Правительства Иркутской области на основании протокола заседания комиссии по проведению конкурсов и аукционов от 26 июня 2006 года № 5, постановления Администрации Шара-Тоготского муниципального образования от 26 июня 2006 года № 148 и договора аренды земельного участка от 29 июня 2006 года земельный участок с кадастровым <номер изъят> предоставлен ООО «Бриз» в аренду на 49 лет с 29 июня 2006 года по 29 июня 2055 года, что подтверждается материалами кадастрового дела и дела правоустанавливающих документов.
В настоящее время на основании договора № 07 купли-продажи земельного участка от 28 мая 2015 года земельный участок с кадастровым <номер изъят> находится в собственности ООО «Бриз», что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости, а также материалами кадастрового дела и дела правоустанавливающих документов.
Таким образом, на момент принятия оспариваемого постановления Правительства Иркутской области земельный участок с кадастровым <номер изъят> относился к государственным землям.
Пунктом 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земли и земельные участки, предусмотренные федеральными законами.
В силу пункта 2 статьи 94, пунктов 1 и 6 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации, а также пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-I «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», пункта 2 приложения № 1 к названному постановлению земли национальных парков относятся к категории земель особо охраняемых территорий и объектов и являются федеральной собственностью.
Согласно подпункту «б» пункта 1, пунктам 6, 7 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются категории указанных территорий, в том числе национальные парки.
Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении, соответственно, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Территории национальных парков относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Особо охраняемые природные территории федерального значения определяются Правительством Российской Федерации.
Национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности (пункт 5 статьи 12 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», пункт 6 статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года № 2055-р утвержден перечень особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, в котором под номером 119 значится Прибайкальский национальный парк, Иркутская область.
В соответствии с подпунктами «в» и «д» пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления Правительства Иркутской области) в целях установления режима национального парка осуществляется зонирование его территории с выделением:
рекреационной зоны, которая предназначена для обеспечения и осуществления рекреационной деятельности, развития физической культуры и спорта, а также размещения объектов туристской индустрии, музеев и информационных центров;
зоны хозяйственного назначения, в границах которой допускается осуществление деятельности, направленной на обеспечение функционирования федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка.
Согласно пункту 5 статьи 15 указанного Федерального закона дифференцированный режим особой охраны (функциональное зонирование) национальных парков устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 года № 404 государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляет Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу, что земельный участок с кадастровым <номер изъят> на момент принятия оспариваемого постановления Правительства Иркутской области относился к землям федеральной собственности в силу прямого указания закона.
С учетом приведенных выше положений федерального законодательства и установленных обстоятельств дела Правительство Иркутской области не обладало необходимыми полномочиями на осуществление перевода указанного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов.
То обстоятельство, что границы Прибайкальского национального парка не внесены в Единый государственный реестр недвижимости, не свидетельствует об отсутствии территории федерального значения в определенных границах, поскольку они обозначены на карте Байкальской природной территории, сведения о них имеются у Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, которое осуществляет государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения.
В связи с этим, суд приходит к выводу о нарушении порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта и его несоответствие требованиям федерального законодательства, имеющего большую юридическую силу, и полагает, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта нарушены права неопределенного круга лиц и Российской Федерации, в интересах которых прокурором заявлен административный иск.
Иные доводы представителей Правительства Иркутской области, Министерства имущественных отношений Иркутской области, Службы архитектуры Иркутской области, ООО «Бриз» ФИО2, высказанные ими в судебных заседаниях с их участием и отраженные в отзывах и возражениях на административное исковое заявление прокурора не влияют на указанные выше выводы суда, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Согласно положениям частей 2 и 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В резолютивной части решения указывается на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, в котором должен быть опубликован оспариваемый нормативный акт.
Суд установил, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит федеральному закону, поэтому требования заместителя прокурора Иркутской области Зенкова С.Д. о признании не действующим постановления Правительства Иркутской области от 25 февраля 2014 года № 72-пп «О переводе земельного участка» подлежат удовлетворению.
Разрешая вопрос о дате, с которой оспариваемый нормативный правовой акт признается не действующим, суд учитывает, что он применялся в период с 25 февраля 2014 года по день вынесения решения суда и на основании него были реализованы права граждан.
В связи с этим, оспариваемое прокурором Иркутской области постановление Правительства Иркутской области от 25 февраля 2014 года № 72-пп «О переводе земельного участка» с кадастровым <номер изъят>, находящегося в настоящее время в частной собственности, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов, должно быть признано не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о принятом Иркутским областным судом решении подлежит публикации в общественно-политической газете «Областная», в которой и было опубликовано оспариваемое постановление Правительства Иркутской области, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 178-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
административное исковое заявление заместителя прокурора Иркутской области Зенкова С.Д. в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Правительству Иркутской области о признании недействующим нормативного правового акта удовлетворить.
Признать не действующим со дня вступления решения суда по настоящему административному делу в законную силу постановление Правительства Иркутской области от 25 февраля 2014 года № 72-пп «О переводе земельного участка» с кадастровым <номер изъят> из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов.
Резолютивная часть решения подлежит публикации в общественно-политической газете «Областная» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский областной суд.
Судья А.С. Папуша
Мотивированное решение изготовлено 16 марта 2018 года.