ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-19/2021 от 03.09.2021 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Дело № 3а-19/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3 сентября 2021 года город Южно-Сахалинск

Сахалинский областной суд в составе:

председательствующего судьи Пискуновой Н.В.,

при секретарях Веретельниковой С.Н.,

Ошаниной О.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению региональной общественной организации «Экологическая вахта Сахалина» к Правительству Сахалинской области о признании недействующим постановления Правительства Сахалинской области от 27 января 2021 года № 16 «Об утверждении Положения о памятнике природы регионального значения Сахалинской области «Популяция кардиокринума (лилии) Глена» и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Сахалинской области»,

у с т а н о в и л:

27 января 2021 года Правительством Сахалинской области принято постановление № 16 «Об утверждении Положения о памятнике природы регионального значения Сахалинской области «Популяция кардиокринума (лилии) Глена» и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Сахалинской области» (далее – постановление Правительства Сахалинской области № 16).

Пунктом 1 постановления Правительства Сахалинской области № 16 утверждено Положение о памятнике природы регионального значения Сахалинской области «Популяция кардиокринума (лилии) Глена» (далее – Положение о памятнике природы, памятник природы).

В разделе 1 приложения к Положению о памятнике природы закреплено, что он расположен на территории муниципального образования городской округ «Город Южно-Сахалинск», его площадь составляет 13,3 га; в разделе 2 - приведены сведения о местонахождении границ данного памятника и закреплены координаты 16 характерных точек его границ; в разделе 3 – изображен план границ данного памятника природы.

Пунктом 2 постановления Правительства Сахалинской области № 16 признаны утратившими силу подпункт 1.4 постановления администрации Сахалинской области от 7 марта 2008 года № 58-па «Об утверждении изменения границ и упразднении памятников природы регионального значения Сахалинской области по результатам инвентаризации, проведенной в 2005 году» (далее – постановление Правительства Сахалинской области № 58-па), и подпункт 3.4 постановления администрации Сахалинской области от 7 марта 2008 года № 59-па «Об утверждении границ и режима особой охраны территорий памятников природы регионального значения Сахалинской области по результатам инвентаризации, проведенной в 2005 году» (далее – постановление Правительства Сахалинской области № 59-па).

29 апреля 2021 года региональная общественная организация «Экологическая вахта Сахалина» обратилась в Сахалинский областной суд с административным исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц о признании недействующим со дня принятия постановления Правительства Сахалинской области № 16.

В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что при принятии постановления Правительства Сахалинской области № 16 нарушены положения пункта 6 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Федеральный закон № 33-ФЗ), поскольку в утвержденном им Положении определены границы памятника природы, существенно отличающиеся от границ, указанных в ранее действующем постановлении администрации Сахалинской области № 58-па. Отметил, что в результате соединения угловых координат (угловых точек), указанных в постановлении № 58-па, получается четырехугольник, площадь в границах которого с использованием программы «Гугл Планета Земля» составляет 37,3 га, а не 13,3 га, что ошибочно указано в постановлении администрации Сахалинской области № 58-па, тогда как схема расположения памятника природы, составленная путем соединения точек, отраженных в постановлении Правительства Сахалинской области № 16, образует фигуру в виде многогранника, который расположен в целом в границах четырехугольника, но визуально меньше его границ. В этой связи полагает, что органом исполнительной власти Сахалинской области фактически создан новый памятник природы в иных (новых) более узких границах, площадью почти в три раза меньшей, чем первоначальная, изменен режим его особой охраны в результате уменьшения площади особо охраняемой природной территории, что исключает из его территории многочисленные места произрастания редких растений, занесенных в Красные книги Российской Федерации и Сахалинской области, однако согласование с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, являющимся уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, создания памятника природы «Популяция кардиокринума (лилии) Глена» в новых границах и изменения режима его особой охраны не проведено. Кроме этого, административный истец сослался на то, что при принятии постановления Правительства Сахалинской области № 16 нарушены требования статьи 12 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», поскольку указанное постановление содержит сведения о площади, на которую подлежали уменьшению земли особо охраняемых территорий, в этой связи оно относится к нормативно-техническим актам и соответственно является объектом обязательной государственной экологической экспертизы регионального уровня, однако положительное заключение государственной экологической экспертизы на проект постановления Правительства Сахалинской области № 16 отсутствует. Наряду с изложенным административный истец указал на нарушение при принятии постановления Правительства Сахалинской области № 16 требований пунктов 10 и 11 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», поскольку охранные зоны памятника природы регионального значения Сахалинской области «Популяция кардиокринума (лилии) Глена» не установлены. Полагал, что допущено нарушение статьи 10 Закона Сахалинской области от 21 декабря 2006 года № 120-ЗО «Об особо охраняемых природных территориях Сахалинской области», поскольку изменение границ особо охраняемых природных территорий осуществляется на основании материалов комплексного экологического обследования (материалов инвентаризации), которое в отношении данного памятника природы проводилось в 2014 году и на момент принятия постановления Правительства Сахалинской области № 16 являлось не актуальным.

3 июня 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Агентство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области.

Постановлением Правительства Сахалинской области от 18 июня 2021 года № 240 внесены изменения в постановление Правительства Сахалинской области № 16, в соответствии с которыми утверждены Положение о памятнике природы регионального значения Сахалинской области «Популяция кардиокринума (лилии) Глена» и описание местоположения границ данного памятника природы.

Постановление Правительства Сахалинской области № 16 дополнено описанием местоположения границ памятника природы регионального значения Сахалинской области «Популяция кардиокринума (лилии) Глена» согласно приложению № 2 к настоящему постановлению.

В судебном заседании представитель административного истца Лисицына Н.А. заявленные требования уточнила. Просила признать недействующим со дня принятия постановление Правительства Сахалинской области № 16 в редакции постановления Правительства Сахалинской области № 240. По существу административного искового заявления требования поддержала, за исключением указания на нарушение при принятии постановления Правительства Сахалинской области № 16 положений пунктов 10 и 11 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», поскольку Указом Губернатора Сахалинской области от 19 апреля 2021 года № 21 установлена охранная зона памятника природы регионального значения Сахалинской области «Популяция кардиокринума (лилии) Глена» и утверждено положение о ней. Настаивала на том, что согласно угловым координатам и координатам центра, отраженным в постановлении администрации Сахалинской области № 58-па, которые соответствуют плану лесонасаждений лесоустройства 1996 года, схеме к таксационному описанию и инвентаризации особо охраняемых природных территорий, проведенной в 2005 году, данный памятник природы располагался в границах участков 36 (выделы 5,6,10,12) и 37 (выделы 4,6,7,8) Южно-Сахалинского участкового лесничества, однако в описательной части постановления администрации Сахалинской области № 58-па допущена неточность, в результате которой площадь 37 участка Южно-Сахалинского участкового лесничества упущена из описания территории памятника природы, его расположение описано в границах лишь 36 участка лесничества, площадь которого составила 13,3 га. При принятии постановления Правительства Сахалинской области № 16 это несоответствие не устранено, 37 участок лесничества не включен в границы памятника природы ни в описательной части, ни в координатах его границ, что по мнению административного истца противоречит статье 10 Закона Сахалинской области от 21 декабря 2006 года № 120-ЗО «Об особо охраняемых природных территориях Сахалинской области», части 4 статьи 58 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», части 3 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом согласно картам, подготовленным специалистами Замиховским Е.В. и Цыбиковой Е.Б., центральная точка относительно координат, указанных в постановлении администрации Сахалинской области № 58-па, не совпадает с центром фигуры, образованной по координатам, отраженным в постановлении Правительства Сахалинской области № 16 (находится в юго-восточном углу), тогда как на момент принятия постановления администрации Сахалинской области № 58-па действовал приказ Госкомэкологии России от 4 июля 1997 года № 312, которым утверждены Правила государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, содержащие требования к описанию географического положения особо охраняемой природной территории, для которой координаты центра имеют определяющее значение и должны совпадать в постановлении Правительства Сахалинской области № 16 с постановлением администрации Сахалинской области № 58-па. Таким образом, постановлением Правительства Сахалинской области № 16 существенно изменены (уменьшены) границы и место расположения памятника природы по сравнению с постановлением администрации Сахалинской области № 58-па, исключен из его состава участок территории в 37 квартале лесничества, что повлекло изменение (отмену) режима особой охраны для исключенной части памятника природы и негативно отражается на его главной функции, заключающейся в сохранении всех мест произрастания в пределах данной ценопопуляции кардиокринума (лилии) Глена.

Представители Правительства Сахалинской области и Агентства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области Васильев К.А., Яковлев М.В. и Феденко Е.П. возразили против удовлетворения заявленных требований. Указали на то, что границы и площадь указанного памятника природы, определенные оспариваемым постановлением, соответствуют границам, установленным постановлением администрации Сахалинской области № 58-па. Доводы о допущенной в постановлении администрации Сахалинской области № 58-па ошибке в площади памятника природы полагали несостоятельными, поскольку указанные в нем угловые координаты не являются границами данного памятника природы, а определяют лишь место его расположения. Обратили внимание, что постановление Правительства Сахалинской области № 16 принято в связи с внесением изменений в действующее законодательство о необходимости указания точных координат расположения особо охраняемой природной территории. При этом оно лишь подтвердило существование памятника природы в установленных постановлением администрации Сахалинской области № 58-па границах. Решение о создании особо охраняемой природной территории не принималось. В этой связи осуществлять мероприятия по согласованию оспариваемого постановления с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации не требовалось. Оснований для проведения экологической экспертизы также не имелось, поскольку постановление Правительства Сахалинской области №16 является нормативным правовым актом и не относится к нормативно-техническим документам.

Проверив материалы административного дела, доводы административного искового заявления и возражений на него, выслушав представителей административного истца, административного ответчика, заключение прокурора Сущенко Е.П. об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Проанализировав соблюдение требований нормативных правовых актов, судом установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Правительства Сахалинской области, с соблюдением требований законодательства к форме и виду нормативного правового акта, правил введения его в действие и опубликования в установленном порядке.

Так, согласно части 2 статьи 35 Устава Сахалинской области от 9 июля 2001 года № 270 Правительство Сахалинской области по вопросам, входящим в его компетенцию, на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава Сахалинской области и законов Сахалинской области, указов Губернатора Сахалинской области издает постановления и распоряжения. Акты, носящие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Сахалинской области. Порядок официального опубликования и вступления в силу актов Правительства Сахалинской области устанавливается Правительством Сахалинской области.

Аналогичные положения содержатся в статье 7 Закона Сахалинской области от 17 ноября 2010 года № 103-ЗО «О Правительстве Сахалинской области».

В соответствии с положениями разделов 3-5 Регламента подготовки, согласования и выпуска правовых актов Правительства Сахалинской области, утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области от 6 октября 2016 года № 505, закреплена процедура их подготовки, согласования, внесения в Правительство, принятия.

Согласно пункту 3.1.1 Регламента все проекты актов Правительства на стадии подготовки до их внесения в Правительство подлежат обязательному согласованию с государственно-правовым департаментом (первоначальная экспертиза) и заинтересованными органами (областными органами исполнительной власти, в том числе структурными подразделениями Правительства, органами местного самоуправления, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в соответствии с полномочиями) и организациями.

Проекты актов, содержащих положения нормативного характера, направляются в управление Министерства юстиции Российской Федерации по Сахалинской области для проведения правового анализа и внесения предложений, а также в целях обеспечения участия управления Министерства юстиции Российской Федерации по Сахалинской области в нормотворческой деятельности Правительства по согласованию с управлением включают его представителей в состав рабочих групп по разработке проектов; в прокуратуру Сахалинской области в целях обеспечения изучения проектов актов на предмет соответствия федеральному законодательству и наличия в них факторов, способствующих коррупционным проявлениям (пункт 3.1.5).

В отношении проектов нормативных правовых актов Правительства, при подготовке которых необходимо проведение процедур раскрытия информации об их подготовке, проведения общественного обсуждения и независимой антикоррупционной экспертизы, разработчик обеспечивает их проведение в порядке, установленном Правительством (пункт 3.1.3).

Проекты актов вносятся в Правительство членами Правительства, руководителями областных органов исполнительной власти, структурных подразделений Правительства с пояснительной запиской, содержащей необходимый объем информации (пункт 4.1.1).

Нормативно-правовые акты и акты Правительства, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат официальному опубликованию: на официальном сайте Губернатора и Правительства Сахалинской области; на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru); в газете «Губернские ведомости», которая является официальным печатным изданием Правительства.

Официальным опубликованием нормативного правового акта Правительства считается первая публикация его полного текста в газете «Губернские ведомости» или первое размещение (опубликование) полного текста на официальном сайте Губернатора и Правительства Сахалинской области (admsakhalin.ru), или опубликование на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) (пункт 5.6).

Судом установлено, что проект указанного постановления прошел процедуру согласования с государственно-правовым управлением, заинтересованными органами, в том числе, с администрацией города Южно-Сахалинска, Министерством архитектуры и градостроительства Сахалинской области, размещен на официальном сайте Губернатора и Правительства Сахалинской области, направлен в прокуратуру Сахалинской области, Управление Министерства юстиции по Сахалинской области, а также в Общественную палату Сахалинской области в целях соблюдения процедуры раскрытия информации, имеет пояснительную записку с подписями заинтересованных лиц.

Указанное постановление опубликовано на официальном сайте Губернатора и Правительства Сахалинской области http://admsakhalin.ru 27 января 2021 года, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru/ 28 января 2021 года, в газете «Губернские ведомости» от 19 марта 2021 года № 30(5941).

По этим основаниям нормативный правовой акт административным истцом не оспаривается.

Противоречий оспариваемого нормативного правового акта актам, имеющим большую юридическую силу, судом не установлено.

В пунктах «д» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации закреплено, что охрана окружающей среды, особо охраняемые природные территории, законодательство об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В силу пункта 8 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов создания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 58 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона № 33-ФЗ отношения, возникающие при пользовании землями, водными, лесными и иными природными ресурсами особо охраняемых природных территорий, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 3 Федерального закона № 33-ФЗ).

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 26 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.

Объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы федерального или регионального значения осуществляется соответственно постановлением Правительства Российской Федерации или решением органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации (часть 5 статьи 26 Федерального закона № 33-ФЗ).

Согласно подпункту «а» пункта 6 статьи 2 Федерального закона № 33-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации согласовывают решения о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения, об изменении режима их особой охраны с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

В Сахалинской области отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения регулируются Законом Сахалинской области от 21 декабря 2006 года № 120-ЗО «Об особо охраняемых природных территориях Сахалинской области» (далее – Закон Сахалинской области № 120-ЗО).

Согласно статье 4 Закона Сахалинской области № 120-ЗО к полномочиям Правительства Сахалинской области в области организации и использования особо охраняемых природных территорий относится утверждение границ и положений об особо охраняемых природных территориях регионального значения, в том числе по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

Судом установлено, что памятник природы регионального значения Сахалинской области «Популяция кардиокринума (лилии) Глена» создан решением исполнительного комитета Сахалинского областного Совета народных депутатов от 28 декабря 1988 года № 321 «О признании достопримечательных природных объектов области государственными памятниками природы» в связи с произрастанием на данной территории редкого реликтового вида островной флоры кардиокринума (лилии) Глена, занесенного в Красную книгу СССР. Его площадью составляла 2 га.

Постановлением Губернатора Сахалинской области от 18 августа 1995 года № 257 «Об утверждении результатов инвентаризации 1993-1994 годов территорий памятников природы регионального значения Сахалинской области» площадь данного памятника природы увеличена до 4 га и в нем отражено, что данный памятник природы расположен в окрестностях города Южно-Сахалинска и занимает участок по правому берегу реки Еланька (пункт 1).

1 декабря 2005 года информационно - исследовательским центром «Фауна» проведена работа с целью инвентаризации особо охраняемой природной территории памятника природы регионального значения «Популяция кардиокринума (лилии) Глена».

По результатам инвентаризации установлено, что площадь памятника природы составляет 4 га. Описано его местонахождение на территории города Южно-Сахалинска, примерно в 3-х км к востоку от города Южно-Сахалинска на западном склоне горы Большевик (601.3 м), правый берег реки Еланька, на территории лесного фонда Южно-Сахалинского лесхоза, квартал 37, выделы 4,6,7,8. Отражены угловые координаты и координаты центральной точки. Рекомендовано расширить территорию памятника природы до 18 га до границ зоны произрастания кардиокринума Глена.

7 марта 2008 года администрацией Сахалинской области принято постановление № 58-па «Об утверждении изменения границ и упразднения памятников природы регионального значения Сахалинской области по результатам инвентаризации, проведенной в 2005 году».

Согласно пункту 4 данного постановления пункт 1 постановления Губернатора Сахалинской области от 18 августа 1995 года № 257 «Об утверждении результатов инвентаризации 1993 - 1994 годов территорий памятников природы регионального значения Сахалинской области» в части утверждения границ памятника природы регионального значения «Популяция кардиокринума Глена» признан утратившим силу.

Пунктом 1.4 данного постановления утверждены изменения границ памятника природы регионального значения Сахалинской области «Популяция кардиокринума (лилии) Глена», произведено географическое описание его расположения - на западном склоне горы Большевик по правому берегу реки Еланька на землях лесного фонда Южно-Сахалинского лесничества в квартале 36 Южно-Сахалинского (П) участкового лесничества.

Определены угловые координаты:

- 46°56"28" N 142°47"14" E;

- 46°56"28" N 142°47"58" E;

- 46°56"15" N 142°47"57" E;

- 46°56"15" N 142°47"14" E.

Координаты центральной точки - 46°56"22" N 142°47"36" E.

Площадь памятника природы в новых границах составила 13,3 га.

Таким образом, на основании материалов инвентаризации органом исполнительной власти Сахалинской области в постановлении № 58-па закреплены изменения границ данного памятника природы, его географическое описание, нахождение в границах 36 квартала Южно-Сахалинского участкового лесничества, увеличение площади территории памятника природы до 13,3 га.

Указанные сведения впоследствии закреплены в пункте 30 Приложения к Закону Сахалинской области № 120-ЗО в редакции от 19 сентября 2008 года № 90-ФЗ и в паспорте памятника природы «Популяция кардиокринума (лилии) Глена», утвержденном распоряжением администрации Сахалинской области от 28 ноября 2008 года № 863-ра.

Закрепление в постановлении администрации Сахалинской области № 58-па данного памятника природы в границах 36 квартала Южно-Сахалинского участкового лесничества соответствует исследованному судом таксационному и картографическому описанию Южно-Сахалинского лесничества участкового лесничества Южно-Сахалинское.

В соответствии с пунктом 58 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза от 12 декабря 2011 года № 516, действующей до издания приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 28 декабря 2017 года № 787, таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.

В силу пунктов 190, 191 данной Лесоустроительной инструкции по результатам таксации лесов составляются таксационные описания, указанные в приложении 14 к настоящей Инструкции; картографические материалы по лесным участкам, участковым лесничествам и лесничествам (лесопаркам).

Таксационные описания лесотаксационных выделов должны иметь картографическое сопровождение в виде лесоустроительных планшетов, планов лесонасаждений.

Согласно таксационному описанию (проектирование зеленых зон 2012 года) Южно-Сахалинского лесничества участкового лесничества Южно-Сахалинское (часть 2, б. Парковое) и картографическому описанию в виде выкопировки из планшета № 9 памятник природы «Популяция кардиокринума (лилии) Глена» расположен в выделах 5, 6, 10, 12 квартала 36 Южно-Сахалинского участкового лесничества.

Нахождение памятника природы в границах 36 квартала лесничества подтверждено пояснениями специалистов З.Е.В. и Ц.Е.Б. и по существу не оспаривается административным истцом.

То обстоятельство, что в постановлении администрации Сахалинской области № 58-па при определении границ памятника природы не учтено его нахождение в 37 квартале лесничества, что отражено непосредственно в инвентаризации 2005 года, на основании результатов которой оно издано, не может свидетельствовать об изменении границ памятника природы и уменьшении его площади, поскольку правового закрепления границ особо охраняемой природной территории в 37 квартале лесничества не имеется, требований о воспроизведении выводов, изложенных в материалах инвентаризации, в издаваемом органом исполнительной власти нормативном правовом акте в законодательстве не содержится.

Оснований согласиться с доводом административного истца о допущенной в постановлении администрации Сахалинской области № 58-па ошибке при определении площади территории памятника природы, которая путем соединения указанных в нем угловых координат с использованием программы «Гугл Планета Земля» составляет 37,3 га, а не 13,3 га, не имеется.

Действительно, соединение отраженных в постановлении администрации Сахалинской области № 58-па четырех угловых координат (точек) образует четырехугольник, площадь которого составляет более 37 га.

Однако достаточные основания для вывода о том, что угловые координаты являются границами памятника природы, который составляет указанную площадь, у суда отсутствуют.

Понятие угловые координаты в законодательстве не закреплено.

Требований об обязательном указании координат границ памятника природы до 2018 года в законодательстве не содержалось.

Для участия в деле привлечен специалист З.Е.В., которым в результате соединения угловых координат (точек), указанных в постановлении администрации Сахалинской области № 58-па, установлено и подтверждено соответствующей схемой, что полученный участок охватывает территорию не только 36 и 37 кварталов, на чем настаивает административный истец, но и кварталы лесничества №№ 35, 41, 42, что не соответствует географическому описанию памятника природы, местом расположения которого указан только 36 квартал лесничества, и соответственно не позволяет сделать вывод о том, что угловые координаты являются границами данной особо охраняемой природной территории. В этой связи имеются основания согласиться с мнением специалиста З.Е.В. о том, что указанные угловые координаты фиксируют лишь место расположения особо охраняемой природной территории, а не ее границы.

Оснований для применения Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землепользования, утвержденных руководителем Федеральной службы земельного кадастра России 17 февраля 2003 года, для расчета площади памятника природы на основании зафиксированных в нем угловых координат также не имеется.

В пунктах 16, 16.1 приведенных выше Методических рекомендаций закреплено, что при определении площади объекта землепользования рекомендуется принимать во внимание, что площадь объекта землепользования вычисляется по координатам поворотных точек границ земельного участка.

Координаты поворотных точек памятника природы в постановлении администрации Сахалинской области № 58-па не определялись, оснований для осуществления расчета площади памятника природы на основании зафиксированных в нем угловых координат не имеется, поскольку угловые координаты не являются равнозначными координатам поворотных точек памятника природы.

В этой связи доводы административного истца о том, что площадь в границах памятника природы составляет 37,3 га основан на предположениях и не подтвержден объективными доказательствами.

На момент принятия постановления администрации Сахалинской области № 58-па действовал приказ Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 4 июля 1997 года № 312, которым утверждены Правила ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий.

Согласно пункту 9 раздела 2 указанных Правил государственный кадастр особо охраняемых природных территорий содержит, в частности, сведения о правовом статусе и нормативной правовой базе функционирования особо охраняемой природной территории, географическом положении, границах и площади этой территории.

В силу пункта 18 Типовой формы учетной документации по особо охраняемой природной территории, являющейся приложением к указанным Правилам, географическое расположение особо охраняемой природной территории заключается в описании ее расположения на низменности, равнине, возвышенности, в предгорьях, горах, и т.п. (следует привести топографические названия) и в географических координатах (следует указать координаты центра и 4-х крайних точек особо охраняемой природной территории в соответствии с основными географическими азимутами в градусах и минутах с обязательным указанием системы координат). При этом для особо охраняемых природных территорий, площадь которых менее 1000 га, к которым относится памятник природы «Популяция кардиокринума (лилии) Глена», указываются только координаты центра.

Согласно приведенному в постановлении администрации Сахалинской области № 58-па описанию расположения памятника природы, координатам центра географического расположения особо охраняемой природной территории памятник природы находится в пределах 36 квартала Южно-Сахалинского лесничества. Площадь 36 квартала лесничества по сведениям, содержащимся в таксационном описании, составляет 23 га, площадь памятника природы (13,3 га) ее не превышает.

В этой связи оснований для вывода о допущенной при определении площади памятника природы ошибке не имеется.

Впоследствии в целях оценки состояния памятника природы и объектов его охраны, сбора информации для заполнения кадастровых сведений о памятнике природы, уточнения границ, угловых координат и координат крайних и центральной точек памятника природы, составления картографического материала и на основании государственного контракта от 29 мая 2014 года по заданию Министерства лесного и охотничьего хозяйства сотрудниками Сахалинского Ботанического сада-института Дальневосточного отделения Российской академии наук проведены научно - исследовательские работы по инвентаризации данного памятника природы.

В результате проведенного исследования в отчете о выполнении работ по теме «Инвентаризация памятников природы регионального значения Сахалинской области, расположенных на территории муниципального образования городской округ «Город Южно-Сахалинск», описано географическое положение памятника природы «Популяция кардиокринума (лилии) Глена», зафиксированы границы данного памятника природы в виде указания 7 угловых координат и координаты центральной точки, которые отображена на рисунке и схеме, также подтверждающие расположение памятника природы в границах 36 квартала Южно-Сахалинского участкового лесничества.

Аналогичная информация внесена в Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий регионального значения Сахалинской области по состоянию на 1 января 2017 года, утвержденный распоряжением министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области от 18 января 2017 года № 19-р. Площадь памятника природы зафиксирована в размере 13,3 га.

Площадь памятника природы «Популяция кардиокринума (лилии) Глена» 13,3 га и его расположение на территории Южно-Сахалинского лесничества в квартале 36 Южно-Сахалинского участкового лесничества отражены и в Лесохозяйственном регламенте лесничеств, утвержденном приказом Министерства лесного и охотничьего хозяйства от 30 июля 2018 года № 35-па.

Судом установлено, что основанием для принятия постановления Правительства Сахалинской области № 16 послужило приведение положения о памятнике природы в соответствие с требованиями законодательства об особо охраняемых природных территориях.

Так, в соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» положения об особо охраняемых природных территориях, которые утверждены до 1 сентября 2018 года, должны быть приведены в соответствие с требованиями статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в редакции настоящего Федерального закона) до 1 июля 2020 года.

Согласно частям 12, 13 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», введенными в действие Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ, обязательным приложением к решению о создании особо охраняемой природной территории являются сведения о границах такой территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

Форма графического описания местоположения границ особо охраняемой природной территории, требования к точности определения координат характерных точек границ особо охраняемой природной территории, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Указанные формы установлены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 23 ноября 2018 года № 650.

Аналогичные требования содержатся в пункте 10 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации.

Материалами дела подтверждено, что сведения о границах памятника природы, включая перечень координат характерных точек его границ, послужившие основанием для принятия постановления Правительства Сахалинской области № 16, получены в результате исполнения государственного контракта , заключенного 17 июля 2018 года между Министерством лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области с ООО «Кадастровый инженер-партнеры» на оказание услуг по описанию местоположения границ особо охраняемых природных территорий регионального значения, расположенных на территории муниципального образования городской округ «Город Южно-Сахалинск» и Корсаковский городской округ», и внесении изменений в Единый государственный реестр недвижимости. По результатам его исполнения составлена карта (план) границ охраняемой природной территории – памятника природы «Популяция кардиокринума (лилии) Глена», содержащая сведения о местонахождении границ объекта землеустройства», и план границ землеустройства. Границы памятника природы сформированы 16 характерными точками границ объекта землеустройства. При этом площадь памятника природы (13,3 га, с учетом исправления кадастровой ошибки 2 февраля 2021 года) не изменилась. Схематичное изображение границ данного памятника природы на карте-плане соответствует географическому описанию, содержащемуся в постановлении администрации Сахалинской области № 58-па, а также схеме, составленной по результатам инвентаризации 2014 года.

Указанные сведения 12 декабря 2018 года внесены в Единый государственный реестр недвижимости, отражены в распоряжении Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области от 21 августа 2019 года № 536-р «Об утверждении паспортов памятников природы регионального значения Сахалинской области, расположенных на территории муниципального образования городской округ «Город Южно-Сахалинск», на публичной кадастровой карте Российской Федерации как зоны с особыми условиями использования.

Таким образом, постановление Правительства Сахалинской области № 16, которым утверждено Положение о памятнике природы, содержащее графическое описание местоположения границ уже созданной особо охраняемой природной территории и перечень координат характерных точек его границ в соответствии с требованиями законодательства, не является решением о создании особо охраняемой природной территории регионального значения, об изменении режима его особой охраны.

При таких обстоятельствах оснований для вывода о необходимости соблюдения требований подпункта «а» пункта 6 статьи 2 Федерального закона № 33-ФЗ и согласования оспариваемого постановления с уполномоченным федеральным органом в области охраны окружающей среды не имеется.

Объективных доказательств тому, что оспариваемым постановлением изменены границы, площадь или режим охраны особо охраняемой природной территории, установленные ранее действующим постановлением администрации Сахалинской области № 58-па, при рассмотрении дела не представлено.

Фактически установлено, что памятник природы находится на территории муниципального образования городской округ «Город Южно-Сахалинск», в пределах 36 квартала Южно-Сахалинского участкового лесничества, его площадь составляет 13,3 га, она не уменьшалась, текущее расположение линейных контуров особо охраняемой природной территории полностью совпадает со схемой, составленной по результатам инвентаризации 2014 года, и планом границ, оформленными по результатам выполнения государственного контракта , режим особой охраны не изменен.

Указание административного истца на то, что координаты центральной точки, установленные в постановлении администрации Сахалинской области № 58-па, не совпадают с центром координат памятника природы, закрепленных в постановлении Правительства Сахалинской области № 16, и смещены в его пределах, само по себе не свидетельствует об изменении границ и места расположения памятника природы, поскольку при определении в постановлении Правительства Сахалинской области № 16 конкретных координат границ указанной особо охраняемой природной территории и их сопоставлении с центральной точкой географического расположения соответствующей территории, имеющей по существу примерный ориентированный характер, указанная ситуация допустима.

В этой связи у суда отсутствуют основания для вывода, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит требованиям законодательства, основным принципам охраны окружающей среды, предусмотренным статьей 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», и нарушает права неопределенного круга лиц на сохранение мест произрастания кардиокринума (лилии) Глена.

Поскольку предметом оспаривания постановления Правительства Сахалинской области № 16 является изменение границ территории памятника природы, доказательства, подтверждающие территорию произрастания кардиокринума (лилии) Глена и сохранение ценности 37 квартала лесничества, правого значения для дела не имеют.

Не имеется оснований согласиться с доводом административного ответчика о нарушении при принятии постановления Правительства Сахалинской области № 16 требований статьи 12 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

В соответствии с указанной нормой государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня проводится органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Объектами государственной экологической экспертизы регионального уровня являются проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Постановление Правительства Сахалинской области № 16 к нормативно-техническим и инструктивно-методическим документам не относится, поскольку устанавливает правила поведения для неопределенного круга лиц, которые имеют возможность посещать памятник природы, акт рассчитан на неоднократное применение и регулирует правоотношения в отношении особо охраняемой природной территории, в связи с чем является нормативным правовым актом органа исполнительной власти, в отношении проекта которого проведение государственной экологической экспертизы не требуется. Описание местоположения границ памятника природы «Популяция кардиокринума (лилии) Глена» является приложением к Положению о данном памятнике природы и составной частью постановления Правительства Сахалинской области № 16. То обстоятельство, что в нем указана площадь памятника природы и его координаты, правовую природу оспариваемого акта, отвечающего требованиям нормативности, не меняет и соответственно исключает отнесение приложения к Положению о памятнике природы к документам нормативно-технического характера, требующих государственного экологического исследования.

Внесенные в постановление Правительства Сахалинской области № 16 постановлением Правительства Сахалинской области от 18 июня 2021 года № 240 изменения носят технический характер, связаны с установлением охранной зоны данного памятника природы, в связи с чем они не затрагивают прав административного истца и не подлежат проверке на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу в рамках настоящего разбирательства.

При таких обстоятельствах, а также учитывая, что иные доводы, основанные на оценке доказательств, правового значения, влияющего на существо рассматриваемых правоотношений, не имеют, оснований для удовлетворения заявленных требований не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

р е ш и л:

в удовлетворении административного искового заявления региональной общественной организации «Экологическая вахта Сахалина» к Правительству Сахалинской области о признании недействующим постановления Правительства Сахалинской области от 27 января 2021 года № 16 «Об утверждении Положения о памятнике природы регионального значения Сахалинской области «Популяция кардиокринума (лилии) Глена» и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Сахалинской области» отказать.

Сообщение о принятии указанного решения подлежит опубликованию в официальном печатном издании Правительства Сахалинской области - газете «Губернские ведомости» в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции, расположенный по адресу: город Новосибирск, улица Ломоносова, дом 57а, в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение по делу изготовлено 17 сентября 2021 года.

Судья Сахалинского областного суда Н.В. Пискунова