ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-19/2021 от 29.06.2021 Верховного Суда Республики Алтай (Республика Алтай)

Дело № 3а-19/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 июня 2021 года г. Горно-Алтайск

Верховный Суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи – Солоповой И.В.

при секретаре – ФИО2

с участием прокурора – ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Публичного акционерного общества «Россети Сибирь» к Комитету по тарифам Республики Алтай о признании недействующим приказа Комитета по тарифам Республики Алтай от 25 декабря 2020 года № 43/11 «О внесении изменений в приложение № 2 к приказу Комитета по тарифам Республики Алтай от 26 декабря 2018 года № 51/6» в части пункта 1 Таблицы 2 приложения № 2, возложении обязанности принять новый нормативный правовой акт,

УСТАНОВИЛ:

Пунктом 1 Таблицы 2 Приложения № 2 приказа Комитета по тарифам Республики Алтай от 25 декабря 2020 года № 43/11 «О внесении изменений в приложение № 2 к приказу Комитета по тарифам Республики Алтай от 26 декабря 2018 года № 51/6» установлена НВВ без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Горно-Алтайские электрические сети» в размере 744427,925* тыс. рублей. (*Экономически обоснованный размер необходимой валовой выручки филиала ПАО «МРСК «Сибири» - Горно-Алтайские электрические сети» на 2019 год составил 795765, 395 тыс. руб. Исключенная величина в размере 51337, 480 тыс. руб. подлежит включению в последующие периоды регулирования.)

Публичное акционерное общество «Россети Сибирь» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Комитету по тарифам Республики Алтай о признании приказа Комитета по тарифам Республики Алтай от 25 декабря 2020 года № 43/11 «О внесении изменений в приложение № 2 к приказу Комитета по тарифам Республики Алтай от 26 декабря 2018 года № 51/6» в части пункта 1 Таблицы 2 приложения № 2, устанавливающего необходимую валовую выручку (без учета оплаты потерь) филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Горно-Алтайские электрические сети» на 2019 год, учтенную при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в размере 744427,92 тыс. рублей, не действующим со дня его принятия, как не соответствующим требованиям абз. 11 п. 7 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, ч. 1 ст. 16 КАС РФ. Возложить обязанность на Комитет по тарифам Республики Алтай принять новый нормативный правовой акт, заменяющий Приказ Комитета по тарифам Республики Алтай от 25 декабря 2020 года № 43/11 «О внесении изменений в приложение № 2 к приказу Комитета по тарифам Республики Алтай от 26 декабря 2018 года № 51/6», в части п. 1 Таблицы 2 Приложения № 2.

В обоснование заявленных требований указали, что решением Верховного Суда Республики Алтай по делу № 3а-4/2020 от 13 января 2020 года признан недействующим со дня принятия Приказ № 51/6 в части установленной для Филиала НВВ на 2019 год, на Комитет по тарифам Республики Алтай возложена обязанность принять замещающий акт. Основанием для признания нормативного акта недействующим явился факт отсутствия в экспертном заключении расчета величины корректировки НВВ филиала на 2019 год, составивший 175374,91 тыс. рублей, примененной в целях сглаживания изменения тарифов, с указанием таких параметров указанных расходов (доходов), которые бы позволяли произвести их распределение применительно к абз. 11 п. 7 Основ ценообразования № 1178. Исполняя решение суда, ответчик, при принятии замещающего нормативного правового акта должен был включить анализ только суммы 175374,91 тыс. рублей, иные действия, в части пересмотра ранее установленной суммы НВВ на 2019 год не могли быть произведены в рамках исполнения судебного акта. Органом регулирования исключены ранее признанные экономически обоснованные выпадающие доходы в размере 79927,11 тыс. рублей и включена отрицательная корректировка в размере 44110,32 тыс. рублей. Решением Верховного Суда Республики Алтай по делу № 3а-61/2020 от 29 июня 2020 года признан частично недействующим приказ Комитета по тарифам Республики Алтай № 6/1, в возложении обязанности утвердить НВВ филиала в размере 919802,83 тыс. рублей, отказано. Комитет по тарифам Республики Алтай повторно, в ходе пересмотра тарифного решения, которое он в части, не относящейся к предмету спора, пересматривать не должен, пересмотрел статьи затрат, которые были учтены в НВВ 2019 года и не относились к оспариваемой сумме, исключил и применил сглаживание к ранее учтенным в НВВ 2019 года суммам в общей сложности на 175374,95 тыс. рублей, в том числе 122131,61 тыс. рублей выпадающих доходов по льготному технологическому присоединению; 53243,34 тыс. рублей – сглаживание корректировок НВВ, которое в 2019 году не производилось, не относящихся к предмету спора.

В судебном заседании представители ПАО «Россети Сибирь» - ФИО4 участвующая в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, поддержала административные исковые требования, по основаниям, приведенным в административном иске.

Представители административного ответчика – Комитета по тарифам Республики Алтай ФИО5, ФИО6, полагали административный иск не подлежащим удовлетворению, по основаниям, приведенным в представленных на него возражениях.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора ФИО3, полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению, приходит к следующему.

Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике), Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178, Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке иных нормативных правовых актов, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06 августа 2004 года № 20-э/2 (далее Методические указания № 20-э/2), иных правовых актов.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливаются Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

Согласно абзацу 7 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).

На основании пункта 3 статьи 24 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают цены (тарифы), указанные в ст. 23.1 данного Закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Комитет по тарифам Республики Алтай является уполномоченным органом исполнительной власти в Республике Алтай в области государственного регулирования цен (тарифов) на электроэнергетику в соответствии с Положением о Комитете по тарифам Республики Алтай, утвержденным Постановлением Правительства Республики Алтай от 15.03.2012 № 57.

Согласно подпункту «а» пункту 3 части 10 Положения, к полномочиям Комитета отнесено в том числе, установление цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, включая единые (котловые) тарифы.

Приказом комитета по тарифам Республики Алтай от 13 марта 2020 года № 6/1 внесены изменения в приложение №2 к приказу Комитета по тарифам Республики Алтай от 26 декабря 2018 года №51/6, в части пункта 1 Таблицы 2, устанавливающей НВВ филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Горно-Алтайские электрические сети» на 2019 год в размере 744427,92* тыс.руб.

Решением Верховного суда Республики Алтай от 29 июня 2020 года по делу № 3а-61/2020 признан недействующим со дня принятия приказ Комитета по тарифам Республики Алтай от 13 марта 2020 года №6/1 «О внесении изменения в приложение №2 к приказу Комитета по тарифам Республики Алтай от 26 декабря 2018 года №51/6» в части пункта 1 Таблицы 2, устанавливающей НВВ филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Горно-Алтайские электрические сети» на 2019 год в размере 744 427,92 тыс.руб. Возложена обязанность на Комитет по тарифам Республики Алтай принять новый нормативный правовой акт, замещающий нормативный правовой акт, признанный не действующим в соответствующей части.

Во исполнение решения Верховного Суда Республики Алтай, с целью приведения нормативного правового акта в соответствие с действующим законодательством 25 декабря 2020 года Комитетом по тарифам Республики Алтай принят приказ от № 43/11 «О внесении изменения в приложение № 2 к приказу Комитета по тарифам Республики Алтай от 26 декабря 2018 года № 51/6».

В соответствии с абз. 12 п. 7 Основ ценообразования, регулирующий орган принимает решения об установлении (пересмотре) долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, об установлении (изменении) цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, во исполнение вступившего в законную силу решения суда, решения Федеральной антимонопольной службы, принятого по итогам рассмотрения разногласий или досудебного урегулирования споров, решения Федеральной антимонопольной службы об отмене решения регулирующего органа, принятого им с превышением полномочий (предписания), в целях приведения решений об установлении указанных цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в соответствие с законодательством Российской Федерации в месячный срок со дня вступления в силу решения суда или принятия Федеральной антимонопольной службой одного из указанных решений (выдачи предписания), если иной срок не установлен соответствующим решением (предписанием).

Согласно пункту 25 Правил регулирования решения об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сферах деятельности субъектов естественных монополий принимаются на заседании коллегиального органа регулирующего органа.

Организация, осуществляющая регулируемую деятельность, за 10 дней до рассмотрения вопроса об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней должна быть извещена (с подтверждением получения извещения) о дате, времени и месте заседания коллегиального органа регулирующего органа и не позднее, чем за 1 день до заседания ознакомлена с его материалами, включая проект решения.

В соответствии с главой II Регламента работы Коллегиального органа Комитета по тарифам Республики Алтай, утвержденным приказом Комитета по тарифам Республики Алтай № 8 от 21 марта 2017 года, должностное лицо комитета, которое в соответствии с пунктом 9 настоящего Регламента вносит вопрос на рассмотрение Коллегиального органа Комитета, обязано: подготовить обосновывающие материалы к проекту приказа Комитета, расчеты и заключения экспертизы (в случае если экспертиза проводилась и или ее проведение в соответствии с нормативными правовыми актами является необходимым), список приглашаемых на заседание лиц, а также при необходимости пояснительную записку, в которой обосновывается необходимость рассмотрения данного вопроса на заседании Коллегиального органа Комитета, с изложением позиции в отношении требуемого решения вопроса.

Постановление было принято на заседании коллегиального органа, образованного в установленном порядке, принято простым большинством голосов его членов при наличии необходимого кворума (пункт 14 Положения о Комитете по тарифам Республики Алтай, утвержденным Постановлением Правительства Республики Алтай от 15.03.2012 № 57).

Оспариваемый нормативный правовой акт соответствует установленной форме, подписан ФИО7, которая на момент его принятия в соответствии с Указом Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от <дата>-у являлась председателем Комитета по тарифам Республики Алтай.

В порядке, установленном требованиями части 2 статьи 35 Закона Республики Алтай от 05.03.2008 № 18-РЗ (ред. от 03.10.2018) «О нормативных правовых актах Республики Алтай» нормативный правовой акт опубликован на официальном портале Республики Алтай http://www.altai-republic.ru, 25 декабря 2020 года, официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 28 декабря 2020 года.

Судом установлено, что при вынесении приказа от 25.12.2020 года №43/11 в качестве нормативного акта, заменяющего Приказ от 13.03.2020 года №6/1, признанный судом недействующим, новое тарифное дело не заводилось, Комитетом отменена отрицательная корректировка по статье «Налог на имущество» в размере 51337, 48 тыс. руб., проведено повторное рассмотрение статьи «Неподконтрольные расходы» в части выпадающих доходов от «льготного технологического присоединения за 2017 год. Экспертами использованы для анализа материалы, представленные организацией в рамках тарифной заявки на 2019 год, в том числе ответ на запрос от 13.06.2018 года №898, полученный от сетевой организации письмом от 10.07.2018 года №1.11/1/1977 о фактических расходах по мероприятиям от льготного технологического присоединения за 2017 год, оборотно-сальдовая ведомость бухгалтерского учета по 08 счету за 2017 год, бухгалтерские регистры по формированию расходов от льготного технологического присоединения за 2017 год. Кроме того, экспертами Комитета изучены материалы, представленные филиалом ГАЭС в уточненной версии 18.12.2020 по средствам Единой информационной системы- шаблон сбора данных.

Таким образом, по результатам изучения и экспертной оценки представленных материалов на основании п.п. 22, 23 Правил государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике регулирующий орган провел анализ экономической обоснованности выпадающих доходов филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Горно-Алтайские электрические сети» от льготного технологического присоединения, на неправомерность проведения отрицательной корректировки, произведенной в целях сглаживания, по налогу на имущество, выполненный в виде пояснительной записки, подписанной экспертами.

Согласно части 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства РФ в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 № 63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена» в случае признания судом недействующим нормативного правового акта об установлении регулируемой цены, подлежащей применению в расчетах неопределенного круга лиц с ресурсоснабжающими организациями за поставленный ресурс (далее - нормативный правовой акт), с целью надлежащего урегулирования данных отношений соответствующий орган в силу его компетенции, закрепленной законом и иными правовыми актами, и в связи с принятием соответствующего решения суда обязан в установленный судом срок принять нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный судом недействующим (ч. 2 ст. 178, ч. 6 ст. 180, ч. 4 ст. 216 КАС РФ).

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции Комитета по тарифам Республики Алтай, подписан уполномоченным должностным лицом, с соблюдением формы, процедуры принятия, официального опубликования и вступления в силу.

Доводы истца, о том, что нарушена процедура принятия оспариваемого приказа, по не направлению в адрес истца, материалов перед рассмотрением вопроса на заседании Коллегиального органа Комитета, опровергается материалами дела, проект приказа и материалы направлены в адрес истца 23.12.2020 года. В соответствии с Протоколом заседания Коллегиального органа Комитета от 25.12.2020 года №43, на заседании присутствовали представители ПАО «Россети Сибири»- ФИО8, ФИО9

Проверяя соответствие оспариваемого нормативного правового акта положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Решением Верховного Суда Республики Алтай от 13 января 2020 года признан недействующим со дня принятия пункт 1 Приложения № 2 к приказу Комитета по тарифам Республики Алтай от 26 декабря 2018 года №51/6 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, на территории Республики Алтай на 2019 год» в части установления для филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Горно-Алтайские электрические сети» на 2019 год необходимой валовой выручки без учета оплаты потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в размере 744 427,92 тыс. руб.

Во исполнение названного судебного постановления приказом Комитета по тарифам Республики Алтай от 13 марта 2020 года №6/1 «О внесении изменений в приложение №2 к приказу Комитета по тарифам Республики Алтай от 26 декабря 2018 года №51/6 были внесены изменения в части пункта 1 Таблицы 2 устанавливающей НВВ филиала ПАО «МРСК Сибири – «Горно-Алтайские электрические сети» на 2019 год в размере 744 427,92 тыс.руб.

Решением Верховного Суда Республики Алтай от 29 июня 2020 года признан недействующим со дня принятия приказ Комитета по тарифам Республики Алтай от 13 марта 2020 года №6/1 «О внесении изменения в приложение №2 к приказу Комитета по тарифам Республики Алтай от 26 декабря 2018 года №51/6» в части пункта 1 Таблицы 2, устанавливающей НВВ филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Горно-Алтайские электрические сети» на 2019 год в размере 744 427,92 тыс.руб.

Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда от 20 октября 2020 года решение Верховного Суда Республики Алтай от 29 июня 2020 года оставлено без изменения.

Во исполнение названного судебного постановления приказом Комитета по тарифам Республики Алтай 25 декабря 2020 года принят оспариваемый приказ № 43/11 «О внесении изменений в приложение № 2 к приказу Комитета по тарифам Республики Алтай от 26 декабря 2018 года № 51/6» в части пункта 1 Таблицы 2 приложения № 2.

Административный истец указывает, что при принятии замещающего нормативного акта, Комитет по тарифам Республики Алтай исключил и применил сглаживание к ранее учтенным в НВВ 2019 года суммам в общей сложности на 175374,95 тыс. рублей, в том числе: 122131,61 тыс. рублей выпадающих доходов по льготному технологическому присоединению; 53243,34 тыс. рублей – сглаживание корректировок НВВ, которое в 2019 году не производилось, то есть Комитетом пересмотрены те статьи затрат, которые уже были учтены в НВВ 2019 года и не относились к оспариваемой сумме.

Вместе с тем, суд, в решении по административному делу № 3а-4/2020 от 13 января 2020 года признав расчет необходимой валовой выручки ПАО «МРСК Сибири» «Горно-Алтайские электрические сети» на 2019 год, определенной Комитетом с учетом перераспределения в целях сглаживания роста тарифа, экономически не обоснованным и не соответствующим требованиям Основ ценообразования, указал, что экспертное заключение расчета НВВ ПАО «МРСК Сибири» «Горно-Алтайские электрические сети» на 2019 год не содержало сведений о конкретных расходах (доходах) 2019 года, подлежащих перераспределению на последующие годы, что не позволяло сделать вывод об учете выпадающих доходов, в том числе 2015 года, в установленный законом пятилетний срок и возможности осуществления корректировки НВВ в указанной органом тарифного регулирования сумме. То есть судом не давалась оценка конкретным расходам (доходам) НВВ ПАО «МРСК Сибири» «Горно-Алтайские электрические сети» на 2019 год.

Из содержания решения по административному делу № 3а-61/2020 от 29 июня 2020 года следует, что основанием для признания приказа Комитета по тарифам Республики Алтай от 26 декабря 2018 год № 51/6 недействующим послужило отсутствие экономического обоснования размера выпадающих доходов, определенных Комитетом по тарифам Республики Алтай в сумме -44110,32 тыс.руб., его включение в НВВ 2019 года в указанном размере. Также произведенную в целях сглаживания тарифа корректировку за счет неподконтрольных расходов в части налога на имущество за 2019 год в размере (-51337,48) тыс. руб., в следующей разбивке по годам 43843,73 на 2020 год. и 7493,75 на 2021 год, суд нашел необоснованной.

Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 20 октября 2020 года решение Верховного Суда Республики Алтай от 29 июня 2020 года оставлено без изменения.

Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не согласился с выводом суда об ошибочности доводов административного иска о том, что, принимая заменяющий нормативный правовой акт во исполнение вступившего в законную силу решения Верховного Суда Республики Алтай от 13 января 2020 года по административному делу N 3а-4/2020, орган регулирования был обязан ограничиться анализом величины корректировки НВВ филиала общества на 2019 год, составившей 175 374,91 тыс. рублей, примененной в целях сглаживания тарифов, и не был вправе осуществлять повторную проверку иных статей расходов, в отношении которых судом при рассмотрении дела не сделан вывод об их неправомерном включении в состав НВВ, поскольку основанием для признания приказа Комитета по тарифам Республики Алтай от 26 декабря 2018 года N 51/6 недействующим послужил установленный судом при рассмотрении административного дела факт отсутствия в экспертном заключении расчета величины корректировки НВВ филиала Общества на 2019 год, составившей 175 374, 91 тыс. руб., примененной в целях сглаживания изменения тарифов с указанием таких параметров указанных расходов (доходов), которые бы позволяли произвести их распределение применительно к абзацу 11 п. 7 Основ ценообразования N 1178.

Вместе с тем из вышеизложенных судебных постановлений, не следует вывода о неправомерности повторного рассмотрения статьи «Неподконтрольные расходы» в части выпадающих доходов от «льготного технологического присоединения за 2017 год, так, в апелляционном определении от 20.10.2020 года судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции, указано: «из материалов дела следует, что, проверяя соответствие приказа Комитета по тарифам Республики Алтай от 13 марта 2020 года № 6/1 «О внесении изменения в приложение № 2 к приказу Комитета по тарифам Республики Алтай от 26 декабря 2018 года № 51/6» (далее приказ № 6/1) положениям федерального законодательства в сфере государственного регулирования цен в электроэнергетике, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что размер выпадающих доходов, определенный Комитетом по тарифам Республики Алтай в размере -44110,32 тыс. рублей не имеет экономического обоснования, в связи с чем его включение в НВВ в указанном размере нельзя признать обоснованным» данный вывод суда первой инстанции не исключен из мотивировочной части решения, напротив, в апелляционном определении от 20.10.2020 года указано: «Указанные выводы суда полностью соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на законе и подтверждаются материалами дела, в связи с чем являются верными».

Отсутствуют, по мнению судебной коллегии, также и основания для изменения решения путем исключения из его описательно-мотивировочной части абзацев 7 и 8 страницы двенадцатой и абзаца 1 страницы тринадцатой решения, поскольку абзац 8 страницы двенадцатой и абзац 1 страницы тринадцатой решения, констатируя содержание решения Верховного Суда Республики Алтай и постановленный из этого вывод суда об обоснованности осуществления тарифным органом пересмотра необходимой валовой выручки при принятии заменяющего акта, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и не противоречат позиции административного иска, а приведенный в абзаце 7 двенадцатой страницы решения вывод суда, являясь ошибочным, тем не менее, не противоречит резолютивной части решения.

В силу положений части 1 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты (решения, определения, постановления) по административным делам являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Из части 2 статьи 64 КАС РФ следует, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Вместе с тем, как следует из пояснительной записки к приказу Комитета по тарифам Республики Алтай от 25 декабря 2020 года № 43/11 «О внесении изменения в приложение № 2 к приказу Комитета по тарифам Республики Алтай от 26 декабря 2018 года № 51/6», Комитетом по тарифам Республики Алтай отменена отрицательная корректировка по статье «Налог на имущество», учтены выпадающие доходы от технологического присоединения сверх размеров, учтенных в тарифе на 2017 год – (-81256,99) тыс. рублей, планируемые выпадающие доходы от технологического присоединения на 2019 год – 39052,50 тыс. рублей, итого учтены выпадающие подлежащие к включению в НВВ 2019 года (-81256,99) + 39052,50 = (-42204,49) тыс. рублей. Общий размер корректировки НВВ на 2019 год составил – 74857,24 тыс. рублей.

При этом анализ расходов ТСО за 2017 год, соответствует положениям абзаца одиннадцатого пункта 7 Основ ценообразования, в соответствии с которым, исключение экономически не обоснованных доходов и расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, выявленных в том числе по результатам проверки их хозяйственной деятельности, учет экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по не зависящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, в целях сглаживания изменения тарифов могут осуществляться в течение периода, в том числе относящегося к разным долгосрочным периодам регулирования, который не может быть более 5 лет. В этом случае распределение исключаемых экономически не обоснованных доходов и расходов, учитываемых экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования, осуществляется при расчете необходимой валовой выручки соответствующего годового периода регулирования с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. Действие положений, установленных настоящим абзацем, не распространяется на территориальные сетевые организации, необходимая валовая выручка которых с учетом расходов на оплату потерь и оплату услуг других территориальных сетевых организаций за 3 последних периода регулирования не превысила 10 процентов суммарной необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, учтенной при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

Доводы административного истца сводятся к неправомерному повторному рассмотрению статьи «Неподконтрольные расходы» в части выпадающих доходов от «льготного технологического присоединения за 2017 год, при этом выводы экспертов о сведениях и расчетах сомнению не подвергаются.

Также, во исполнение решения Верховного суда Республики Алтай от 29 июня 2020 года № 3а-61/2020, Комитетом по тарифам Республики Алтай отменена отрицательная корректировка по статье «Налог на имущество» в размере 51337,48 тыс. рублей, произведенная ранее в целях доведения роста тарифов до предельных уровней тарифов для прочих потребителей, утвержденных приказом ФАС России от 19.12.2018 года № 1819/18. Плановый размер расходов по указанной статье составил 52313,00 тыс. рублей. В соответствии с Методическими указаниями № 98-э произведен расчет коэффициента индексации на 2019 год.

Истцом, вышеназванная корректировка Комитета по статье «Налог на имущество», сомнению не подвергается.

При указанных обстоятельствах, поскольку предметом спора при рассмотрении вышеизложенных дел являлись положения нормативного правового акта, устанавливающие конкретный размер НВВ (без учета оплаты потерь) филиала ПАО «МРСК Сибири – «Горно-Алтайские электрические сети» на 2019 год в сумме 744427,92 тыс. рублей, при принятии заменяющего нормативного правового акта во исполнение решения суда, вступившего в законную силу, ответчиком не инициировалась процедура увеличения размера необходимой валовой выручки за счет ранее не учтенных расходов, а было произведено экономическое обоснование размера выпадающих доходов, ранее не исключенных вышеизложенными решениями суда, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый приказ не противоречит абз. 12 п. 7 Основ ценообразования № 1178.

Доводы административного истца о неправомерном исполнении Представления прокурора Республики Алтай об устранении нарушений законодательства в сфере электроэнергетики от 10.06.2020 года №7-04-2020, при принятии замещающего приказа, не свидетельствуют о нарушении прав и законных интересов истца.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Представлением прокурора Республики Алтай от 10.06.2020 года предложено Комитету по тарифам Республики Алтай произвести перерасчет тарифов на передачу электроэнергии на 2019 год в качестве выпадающих доходов от льготного технологического присоединения исключить расходы, фактически не понесенные сетевой организацией по неподключенным объектам, без подтверждения соответствующих затрат актами выполненных работ, а именно: по 303 объектам льготной категории заявителей до 15 кВт на сумму 111062 тыс. рублей; по 50 объектам льготной категории заявителей до 150 кВт на сумму 20702 тыс. рублей.

Вместе с тем, в ответе от 14 июля 2020 года Комитет по тарифам Республики Алтай указал о принятии мер по исполнению представления прокуратуры Республики Алтай по исключению ошибочно включенных выпадающих доходов из необходимой валовой выручки филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Горно-Алтайские электрические сети» в 2019 году в последующих периодах регулирования.

Из пояснительной записки к оспариваемому приказу также не следует, что органом регулирования исключены указанные в представлении выпадающие доходы.

Таким образом, указание в пояснительной записке к приказу от 25.12.2020 года №43/11 Представления об устранении нарушений законодательства в сфере электроэнергетики от 10.06.2020 года №7-04-2020, фактически не принято во внимание при повторном рассмотрении статьи «Неподконтрольные расходы» в части выпадающих доходов от «льготного технологического присоединения за 2017 год».

Таким образом, оспариваемый пункт 1 таблицы 2 приложения № 2 приказа Комитета по тарифам Республики Алтай от 25 декабря 2020 года № 43/11 «О внесении изменений в приложение № 2 к приказу Комитета по тарифам Республики Алтай от 26 декабря 2018 года № 51/6» установлена НВВ без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Горно-Алтайские электрические сети» в размере 744427,925* тыс. рублей. (*Экономически обоснованный размер необходимой валовой выручки филиала ПАО «МРСК «Сибири» - Горно-Алтайские электрические сети» на 2019 год составил 795765, 395 тыс. руб. Исключенная величина в размере 51337, 480 тыс. руб. подлежит включению в последующие периоды регулирования.) соответствует федеральному законодательству и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит им, следовательно, правовых оснований для удовлетворения административного иска не имеется.

Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт не был признан недействующим, то требование административного истца о возложении обязанности принять заменяющий нормативный правовой акт также не подлежит удовлетворению.

В связи с тем, что административному истцу отказано в удовлетворении требований, то в соответствии с положениями статьи 111 КАС РФ оснований для возмещения судебных расходов административного истца по уплате государственной пошлины не имеется.

Учитывая вышеизложенное, доводы административного истца о нарушении его прав и законных интересов не нашли подтверждения в ходе рассмотрения настоящего административного дела.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Публичного акционерного общества «Россети Сибирь» к Комитету по тарифам Республики Алтай о признании недействующим со дня принятия приказа Комитета по тарифам Республики Алтай от 25 декабря 2020 года № 43/11 «О внесении изменения в приложение № 2 к приказу Комитета по тарифам Республики Алтай от 26 декабря 2018 года № 51/6» в части пункта 1 Таблицы 2 приложения № 2, устанавливающего НВВ филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Горно-Алтайские электрические сети» на 2019 год в размере 744427,92 тыс. рублей, возложении обязанности на Комитет по тарифам Республики Алтай принять новый нормативный правовой акт, заменяющий приказ Комитета по тарифам Республики Алтай от 25 декабря 2020 года № 43/11 «О внесении изменения в приложение № 2 к приказу Комитета по тарифам Республики Алтай от 26 декабря 2018 года № 51/6» в части пункта 1 Таблицы 2 приложения № 2, отказать.

Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья И.В. Солопова

Мотивированное решение изготовлено 05 июля 2021 года.