ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-19/2022 от 13.01.2022 Калининградского областного суда (Калининградская область)

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело № 3а-19/2022

УИД: 39ОS0000-01-2021-000331-79

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 января 2022 года г. Калининград

Калининградский областной суд в составе:

председательствующего судьи Шубина Д.В.

при секретаре Макаревской А.В.,

с участием прокурора Ботвиной Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Жерносек И.К. об оспаривании нормативного акта Постановления Правительства Калининградской области №458 от 2 августа 2021 года «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городское поселение «Город Светлогорск»,

УСТАНОВИЛ:

Жерносек И.К. обратилась в суд с административным исковым заявлением, указав, что Постановлением Правительства Калининградской области №458 от 2 августа 2021 года в Правила землепользования и застройки муниципального образования городское поселение «Город Светлогорск» внесены изменения, а именно в отношении, в том числе, земельных участков , КН , установлена территориальная зона застройки среднеэтажными жилыми домами (индекс «Ж 3.2»). Как следует из текста данного нормативного акта, он был принят, в том числе, на основании заключения администрации муниципального образования «Светлогорский городской округ» от 30 апреля 2021 года на основании общественных обсуждений. 22 марта 2021 года администрацией МО «Светлогорский городской округ» издано постановление №199, согласно которому было назначено проведение общественных обсуждений по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки городского поселения «Город Светлогорск», утв. решением городского Совета депутатов муниципального образования «Город Светлогорск» от 22 декабря 2012 года №94 в части изменения границ территориальных зон, исключения береговой полосы в границах земельных участков , . Как следует из п. 3 Заключения по результатам общественных обсуждений, в адрес организатора поступило обращение по вопросу изменения территориальной зоны в отношении земельных участков , , с зоны застройки малоэтажными жилыми домами «Ж 2.2» на зону застройки среднеэтажными жилыми домами «Ж 3.2». Пунктом 5 Заключения Агентству по Архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области по предложениям и замечаниям, полученным в рамках общественных обсуждений в отношении земельных участков , , , рекомендовано принять решение на свое усмотрение. Таким образом, на общественные обсуждения были вынесены вопросы, касающиеся изменения границ территориальных зон, исключения береговой полосы в границах земельных участков , . Изменение территориальной зоны в отношении земельных участков , , в качестве предмета обсуждения этих слушаний заявлено не было, их участники об этом не извещались, не опрашивались, и были лишены возможности высказать мнение по этому вопросу. Внесение изменений в Правила землепользования и застройки городского поселения «Город Светлогорск» с нарушением установленного порядка нарушает права административного истца на непосредственное участие в местном самоуправлении. Просит признать незаконным Постановление Правительства Калининградской области №458 от 2 августа 2021 года «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городское поселение «Город Светлогорск» в части изменения территориальной зоны в отношении земельных участков , , .

Представитель административного истца Жерносек И.К. Жуков Н.А. заявленные административные исковые требования поддержал по изложенным в административном исковом заявлении основаниям.

Представитель административного ответчика Правительства Калининградской области Жданова И.Ю. возражал против заявленных административных исковых требований и пояснила, что процедура внесения изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городское поселение «Город Светлогорск» была соблюдена. Организатором был обеспечен равный доступ к проекту всех участников общественных обсуждений. Поступившие предложения по внесению изменений в этот документ в отношении земельных участков , , подлежали обязательному рассмотрению комиссией по подготовке проекта. Указанные земельные участки располагаются в функциональной зоне застройки жилыми домами.

Представитель администрации МО «Светлогорской городской округ» Рахманова И.С. возражала относительно заявленных административных исковых требований и пояснила, что общественные обсуждения проекта изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городское поселение «Город Светлогорск» были проведены публичным образованием в соответствии с действующим законодательством. В остальном поддержала позицию, изложенную представителем Правительства Калининградской области.

Представители заинтересованного лица ООО «Балтийское строительство» ФИО8, ФИО9 заявленные требования поддержали и пояснили, что земельные участки , находятся в аренде. После издания оспариваемого нормативного акта разрешение на строительство обществом получено не было, в настоящее время осуществляется подготовка материалов для получения градостроительных планов земельных участков. Установленная Постановлением Правительства Калининградской области №458 от 2 августа 2021 года территориальная зона Ж3.2 соответствует функциональной зоне, в связи с чем права граждан приведением Правил землепользования и застройки в соответствие с Генеральным планом населенного пункта нарушены быть не могут.

Заслушав представителя административного истца, представителей административного ответчика, заинтересованных лиц, заключение прокурора о необходимости удовлетворить административный иск, суд приходит к следующему.

Законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу (статья 3 ГрК РФ).

В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации», ч. 3 ст. 8, ч. 1 ст. 24 ГрК РФ утверждение генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительных орган муниципального образования принимает муниципальные правовые акты.

Статьей 8.2 ГрК РФ установлена возможность перераспределения полномочий органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта РФ в области градостроительной деятельности в порядке, предусмотренном ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации».

С 1 января 2017 года в соответствии с п.п. 2, 3 п. 1 ст. 1 Закона Калининградской области от 30 ноября 2016 года №19 полномочия по утверждению документов территориального планирования муниципальных образований Калининградской области, правил землепользования и застройки, внесению таких изменений в такие документы переданы Правительству Калининградской области.

В силу ч. 5 ст. 17 Устава Светлогорского городского округа общественные обсуждения по вопросам внесения изменений в правила землепользования и застройки проводятся в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Согласно части 1 статьи 5.1 ГрК РФ в целях соблюдения прав человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами. В соответствии с ч. 5 процедура проведения общественных обсуждений состоит из следующих этапов: оповещение о начале общественных обсуждений; размещение проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и (или) в государственной или муниципальной информационной системе, обеспечивающей проведение общественных обсуждений с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", либо на региональном портале государственных и муниципальных услуг и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта; проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях; подготовка и оформление протокола общественных обсуждений; подготовка и опубликование заключения о результатах общественных обсуждений.

В силу части 6 названной выше статьи оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний должно содержать также информацию о проекте, подлежащем рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и перечень информационных материалов к данному проекту.

В соответствии с частью 15 статьи 31 ГрК РФ обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протокол общественных обсуждений или публичных слушаний и заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, за исключением случаев, если их проведение в соответствии с настоящим Кодексом не требуется.

Установлено, что 22 декабря 2012 года решением городского Совета депутатов муниципального образования «Город Светлогорск» №94 утверждены Правила землепользования и застройки городского поселения «Город Светлогорск».

Земельные участки , площадью 2725 кв.м., , площадью 4760 кв.м., , площадью 1870 кв.м. расположены в границах элемента планировочной структуры г. Светлогорска, ограниченного Красноармейским переулком, ул. Станционной, Комсомольским переулком, ул. Тельмана, находятся в аренде ООО «Балтийское строительство».

На момент утверждения Правил землепользования и застройки 22 декабря 2012 года земельные участки , , относились к территориальной зоне застройки малоэтажными жилыми домами Ж2.2.

9 марта 2021 года комиссией по подготовке проекта правил землепользования и застройки муниципальных образований Калининградской области подготовлено заключение №190 о целесообразности внесения изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городское поселение «Город Светлогорск» в части изменения границ территориальных зон, исключения береговой полосы в границах земельных участков , по инициативе ООО «Бизнес».

В этой связи 16 марта 2021 года Агентством по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области издан приказ №100 «О подготовке проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городское поселение «Город Светлогорск», разработан Проект внесения изменений.

Письмом Агентства от 19 марта 2021 года №2020-ААГ Проект направлен в администрацию МО «Светлогорский городской округ» для организации и проведения общественных обсуждений.

Постановлением №199 от 22 марта 2021 года администрации МО «Светлогорский городской округ» назначено проведение общественных обсуждений по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки городского поселения «Город Светлогорск», утв. решением городского Совета депутатов муниципального образования «Город Светлогорск» от 22 декабря 2012 года №94, в части изменения границ территориальных зон, исключения береговой полосы в границах земельных участков ,

Извещение о проведении общественных обсуждений было опубликовано в газете «Вестник Светлогорска» №11 (762) 25 марта-31 марта 2021 года и на официальном сайт МО «Светлогорский городской округ» в сети Интернет.

Согласно опубликованному Проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки, они касаются только земельных участков ,

Сроки приема предложений и замечаний участников общественных обсуждений были установлены с 31 марта по 27 апреля 2021 года.

В рамках общественных обсуждений по этому Проекту от ООО «Балтийское строительство» поступило предложение об изменении территориальной зоны земельных участков , , с зоны застройки малоэтажными жилыми домами Ж2.2 на зону застройки среднеэтажными жилыми домами Ж3.2.

30 апреля 2021 года организатором общественных обсуждений подготовлено заключение по результатам общественных обсуждений. Предложение ООО «Балтийское строительство» отражено в заключении, Агентству по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области рекомендовано принять решение по нему на свое усмотрение.

Из п. 3 заключения комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки муниципальных образований Калининградской области от 11 июня 2021 года следует, что принято решение принять предложение об изменении территориальной зоны в отношении земельных участков , ,

2 августа 2021 года издано Постановление Правительства Калининградской области №458 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городское поселение «Город Светлогорск», в соответствии с которым земельные участки , , отнесены к территориальной зоне застройки среднеэтажными жилыми домами Ж3.2.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", при проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида.

В данном случае усматривается, что в нарушение положений статей 5.1 и 31 ГрК РФ вопрос о внесении изменений в Правила землепользования и застройки в части изменения территориальной зоны земельных участков , , на общественное обсуждение не выносился, следовательно, процедура принятия нормативного акта в этой части нарушена, что является основанием для его отмены.

То обстоятельство, что установленная территориальная зона в отношении этих земельных участков соответствует функциональной зоне, основанием для сохранения внесенных в Правила землепользования и застройки изменений послужить не может. Приведение положений градостроительного регламента в соответствие с генеральным планом не освобождает от проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по этому вопросу.

В силу ч. 2 ст. 5.1 Градостроительного кодекса РФ участниками общественных обсуждений по проектам правил землепользования и застройки, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства.

Жерносек И.К. постоянно проживает в г. Светлогорске, таким образом, ее права и законные интересы затрагиваются изменениями, вносимыми в Правила землепользования и застройки данного населенного пункта.

Таким образом, Постановление Правительства Калининградской области №458 от 2 августа 2021 года «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городское поселение «Город Светлогорск» в части отнесения к территориальной зоне застройки среднеэтажными жилыми домами индекс «Ж3.2» земельных участков , КН подлежит отмене.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Поскольку Постановление Правительства Калининградской области №458 от 2 августа 2021 года «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городское поселение «Город Светлогорск» применялось и на его основании реализовывались права граждан и организаций, его надлежит признать недействующим в части с даты вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Жерносек И.К. удовлетворить.

Признать недействующим с даты вступления решения суда в законную силу Постановление Правительства Калининградской области №458 от 2 августа 2021 года «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городское поселение «Город Светлогорск» в части отнесения к территориальной зоне застройки среднеэтажными жилыми домами индекс «Ж3.2» земельных участков , ,

Решение подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании муниципального образования «Светлогорский городской округ».

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца с даты составления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 20 января 2022 года.

Судья Д.В. Шубин